МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №49
УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова_________
Приказ № 76
от «30» августа 2024г.
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы экономики»
для обучающихся 10 – 11 классов
Екатеринбург, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Индивидуальному проекту в
10 классе составлена в
соответствии с Основной образовательной программой среднего общего
образования МБОУ СОШ № 49.
Цели изучения предмета и планируемые результаты освоения
Учебного предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую
форму
организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном,
самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном
гражданине общества, а также необходимостью формирования учебнопознавательной компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в
совокупности компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего
целостного и разнообразного мира культуры. Более того, познавательная
составляющая имманентно присутствует в остальных видах ключевых
компетентностей. В тоже время результаты многочисленных исследований учёных,
методистов, педагогов-практиков свидетельствуют о недостаточном уровне
владения учащимися ключевыми образовательными компетентностями и в том
числе важнейшей из них – учебно-познавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный
проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование,
выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что
обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и
методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или
самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при
решении практических задач, а также развитие способности проектирования и
осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной,
конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной
системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой,
самостоятельной жизни человека. Индивидуальный проект выполняется учащимися
в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или
разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой
проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
—
повышение
эффективности
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает
практические задания
на
освоение
инструментария
исследования
и
проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о
самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и
проектирования, в соответствии с существующими культурными нормами. С
помощью данного курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и
активного использования школьниками в своих проектах и исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 ч освоения. Он состоит из нескольких модулей,
каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре курса.
Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была
возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под
руководством взрослого. Другая часть модулей специально предназначена для
совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает
обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей
нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по
типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за
другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем
проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам,
получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного использования при
прохождении курса: в зависимости от предыдущего опыта в подобных работах могут
предлагаться индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или рабочих
команд.
Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на
предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать
необходимую для работы информацию. Помимо Интернета, следует не только
рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и научно-популярными
изданиями в библиотечных фондах.
Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и
выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и
сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет происходить
процесс коммуникации, а именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения участников события;
—
каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на
понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.;
—
какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией,
первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка
шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений;
—
кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот
курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать
содержательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в
позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в статусе эксперта. Для
старшеклассников, занимающихся проектами и исследованиями, чрезвычайно
важна интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла бы быть
проанализирована с разных точек зрения. Регулярное сопровождение процесса
работы над проектом или исследованием ведёт ответственный за это педагог. В
дополнение обязательно нужны публичные слушания, во время которых
проявляются и проверяются многие метапредметные и личностные результаты
обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы, выпускники школы —
студенты вузов, представители власти, бизнеса, государственных структур, так или
иначе связанных с тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом
важно понимать, что необходимо предварительное согласование с экспертами их
позиции и функций. С одной стороны, эксперт должен честно указывать на слабые
или ошибочные подходы в рассуждениях ученика, а с другой — непременно
обозначать пути возможных решений, рекомендовать источники необходимой
информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора идеи не опустились
руки и не пропало желание продолжить работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку предполагает освоение
ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над»
предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем,
перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов,
организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что программа
называется «Индивидуальный учебный проект», значительная часть занятий
предусматривает групповую и коллективную работу. Основные идеи курса:
—
единство материального мира;
—
внутри- и межпредметная интеграция;
—
взаимосвязь науки и практики;
—
взаимосвязь человека и окружающей среды.
Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам,
самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские
проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно-практической конференции или
круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме
исследования, которые могут быть представлены в форме реферата или отчёта по
исследовательской работе.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействие с:
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста;
формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
- информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов);
- с другими предметными областями по теме индивидуального проекта
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности учащихся (учебное исследование или учебный проект), направленную
на формирование личностных, предметных и метапредметных результатов
обучения.
Личностные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные
результаты
освоения
«Индивидуальный проект» отражают:
программы
сформированность
навыков
коммуникативной,
деятельности, критического мышления;
учебного
предмета
учебно-исследовательской
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных
задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов;
сформированность понятий проект, проектирование
владение знанием этапов проектной деятельности;
владение методами поиска и анализа научной информации.
В результате освоения программы учебного предмета
«Индивидуальный проект»
Обучающиеся научатся
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об
общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных
видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных
целей;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и
объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью
обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков.
Место учебного предмета в учебном плане
«Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана на ступени
среднего общего образования. Согласно годовому календарному графику школы
образовательный процесс в 10 классе осуществляется в режиме 34 учебных недель.
Общее количество часов по учебному предмету за один год обучения - 34, количество
часов в неделю - 1.
Формы и методы, периодичность и порядок текущей и промежуточной
диагностики планируемых результатов обучающихся
Возможные формы организации деятельности: лекция, беседа, дискуссия,
практическая работа, работа с источниками, в частности с документами. Наибольшее
внимание будет уделено практическим заданиям по выработке запланированных
навыков
И умений – выполнению творческих заданий, итогом которых будет являться защита
индивидуальных проектов. Во время учебных занятий могут использоваться
различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные методы (проблемная беседа, диспут, дискуссия, публичное выступление
учащегося с докладом);
- наглядные методы (демонстрация способов деятельности: способы решения задач,
правила пользования приборами, демонстрация опытов, презентации);
- практические методы (самостоятельное выполнение творческих упражнений
прикладной направленности, проведение учащимися опытов, исследовательской
деятельности);
- логические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение);
- проблемно-поисковые методы (проблемное изложение знаний, эвристический
метод, исследовательский метод);
методы самостоятельной работы (методы управления собственными учебными
действиями: учащиеся приобретают навыки работы с дополнительной литературой,
с учебником, с Интернет ресурсами, навыки решения учебной проблемы: проверка
гипотезы, проведение эксперимента, выполнение исследовательской деятельности,
составление презентации и её защита).
Формами промежуточной
аттестации
учащихся являются участие в
дискуссиях, круглых столах, тестирование, подготовка мультимедийной
презентации по отдельным проблемам.
Итоговая аттестация проводится в виде конференции.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже
реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа обучающихся
(индивидуально и в группах) на основе найденного материала из открытых
источников и содержания школьных предметов, изученных ранее (истории,
биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4*. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с
системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор
понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование,
техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в
сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов:
социокультурные,
информационно-консультативные,
экологические.
Раздел 1.8*. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и
реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9*. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности
человека.
Раздел 1.10*. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект
исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить
своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы
для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание,
результатов проекта.
постановка
задач
и
прогнозирование
Раздел 3.4*. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы,
долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок,
краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования
вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом,
проектная команда, роли и функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (4 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия),
эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3*. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4*. Практическое занятие по анализу проектного замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5*. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (5 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3*. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в рамках
проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий:
изобретение, технология, технологическая долина, агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Освоение
понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная
совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и
возможности продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм
продвижения проекта.
создания
и
использования
видеоролика
для
Раздел 7.6. Оформление и предъявление
исследовательской деятельности.
результатов
проектной
и
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований
старшеклассников
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во Виды
часов деятельности
Основное содержание
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1.
2.
3.
10
Что такое проект и почему
Понятие проекта. Происхождение 1
реализация проекта — это сложно, понятия. Цели проектов. Проекты,
но интересно
оказавшие влияние на жизнь большей
части человечества. Отечественные и
зарубежные масштабные проекты.
Непредсказуемые
проектов
Формы
контроля
Лекция, дискуссия Входящий
контроль
последствия
Выдвижение проектной идеи как
формирование образа будущего
Конечный результат проекта. Логика 1
работы проектировщика. Отличие
проектирования
от
занятий
искусством, математикой и других
профессиональных занятий. Реальное
и воображаемое в проектировании
Лекция, дискуссия Чек-лист №1
Техническое проектирование и
конструирование как типы
деятельности
Понятие
«техносфера». 1
Искусственная
среда.
Конструирование и конструкции.
Анализ
и
синтез
вариантов
конструкции.
Функция
конструкции. Личное действие в
Лекция, дискуссия
Текущий
контроль
Дата
проекте. Отчуждаемый продукт
4.
Социальное проектирование: как
Отличие проекта от дела. Социальное 1
сделать лучше общество, в котором проектирование. Старт социального
мы живём
проекта. Отношения, ценности и
нормы в социальном проекте. Проек
тирование ценности. Проектирование
способов деятельности. Мероприятия
проекта
5.
Анализируем проекты
сверстников.
Социальный проект
Лекция, дискуссия
1
Лекция, дискуссия
6.
Исследование как элемент проекта Цель и результат исследования. 1
и как тип деятельности
Исследования фундаментальные и
прикладные. Монодисциплинарные и
междисциплинарные исследования.
Гипотеза и метод исследования.
Способ и методика исследования
Лекция, дискуссия
7.
Проекты и технологии: выбираем
сферы деятельности
Лекция, дискуссия
«Дети одного Солнца»
Проблема. Цель проекта. Задачи
проекта. План реализации проекта.
Результаты проекта
Приоритетные
направления 1
развития: транспорт, связь, новые
материалы,
здоровое
питание,
агробиотехнологии,
«умные дома» и «умные города»
8.
Создаём элементы образа
будущего: что мы хотим изменить
своим проектом
Позитивный образ будущего для 1
себя и для других. Понятие качества
жизни
Лекция, дискуссия
9.
Формируем отношение к
проблемам: препятствие или
побуждение к действию?
Проблемы практические, научные, 1
мировоззренческие.
Проблемы
глобальные,
национальные,
региональные,
локальные.
Комплексные проблемы
Лекция, дискуссия
10.
Первичное самоопределение.
Обоснование актуальности темы
для проекта
Варианты
самоопределения
при 1
выборе темы: актуальность, желание
осуществить изменения, стремление
обеспечить
развитие,
получение
новых знаний и др.
Лекция, дискуссия
или исследования
Модуль 3. Замысел проекта
4
11.
Понятия «проблема» и «позиция»
при осуществлении
проектирования
Проблемная
ситуация.
Позиции 1
конструктора, учёного, управленца,
финансиста
Лекция, дискуссия
12.
Формулирование цели проекта
Цели и ценности проекта. Личное 1
отношение
к
ситуации.
Соотнесение прогноза и идеала.
Постановка цели и принятие цели.
Заказчик проекта
Лекция, дискуссия Чек-лист №2
Текущий
контроль
13.
Целеполагание и постановка задач. Перевод проблемы и цели в задачи. 2
Прогнозирование результатов
Соотношение
имеющихся
и
проекта
отсутствующих знаний и ресурсов
Лекция, дискуссия
14.
Поиск недостающей информации,
её обработка и анализ
Лекция, дискуссия
Информационный
ресурс. 1
Объективность
информации.
Экспертное знание. Совпадающие и
различающиеся позиции. Выявление
оснований расхождения мнений
Модуль 4. Условия реализации проекта
3
15.
Планирование действий — шаг за
шагом по пути к реализации
проекта
Понятие планирования. Основная 1
функция
планирования.
Инструменты
планирования.
Контрольные точки планируемых
работ
Лекция, дискуссия
16.
Источники финансирования
проекта
Понятие
бюджета
проекта. 1
Собственные
средства.
Привлечённые
средства.
Источники финансирования.
Лекция, дискуссия Текущий
контроль
Венчурные фонды. Кредитование
17.
Модели управления проектами
Лекция, дискуссия Текущий
контроль
Контрольная
точка.
Ленточная 1
диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта
Модуль 5. Трудности реализации проекта
4
18.
Переход от замысла к реализации
проекта
Жизненный цикл проекта. Жизненный 1
цикл
продукта.
Переосмысление
замысла. Несовпадение замысла и его
реализации
Лекция, дискуссия
19.
Риски проекта
Возможные риски проекта. Способы 1
предупреждения рисков
Лекция, дискуссия
20.
Практическое занятие. Анализ
проектного замысла «Завод по
переработке пластика»
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. 1
План реализации проекта. Результаты
проекта. Средства реализации проекта.
Вариативность средств. Прорывные
технологии и фундаментальные знания
Лекция, дискуссия
21.
Практическое занятие. Анализ
проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс». Сравнение
проектных замыслов
Анализ ситуации. Критерии сравнения 1
проектных замыслов
Лекция, дискуссия Текущий
контроль
Модуль 6. Предварительная защита
проектных и исследовательских работ
22.
Позиция эксперта
и
экспертная
оценка
Экспертная позиция. Экспертное мнение 1
и суждение. Разные подходы к
проблематике проектов. Запрос на ноухау и иные вопросы эксперту
3
Лекция, дискуссия
23.
Оцениваем проекты сверстников
Лекция, дискуссия
Проект «Разработка портативного 1
металло- искателя»
Описание ситуации для постановки
проблемы и задач на примере
проектно-конструкторской работы.
Преимущество
проектируемого
инструмента. Анализ ограничений
существующих
аналогов.
Цель
проекта.
Дорожная карта проекта
24.
Оценка начального этапа
исследования
Лекция, дискуссия
Актуальность
темы
исследования. 1
Масштаб постановки цели. Методики
исследования.
Ход
проведения
исследования.
Обзор
научной
литературы. Достоверность выводов
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
7
25.
Технология как мост от идеи к
продукту
Изобретения.
Технологии. 1
Технологические долины. Наукограды.
Использование технологий для решения
проблем
Лекция, дискуссия
26.
Видим за проектом инфраструктуру
Инфраструктура.
Базовый 1
производственный
процесс.
Вспомогательные процессы и структуры.
Свойства инфраструктуры
Лекция, дискуссия
27.
Опросы как эффективный инструмент
проектирования
Социологический опрос как метод 1
исследования. Использование опроса при
проектировании и реализации проекта.
Интернет-опросы. Понятие генеральной
совокупности
Лекция, дискуссия
28.
Возможности социальных сетей.
Сетевые формы проектов
Возможности
сетей
единомышленников и
проектов
для
поиска 1
продвижения
Лекция, дискуссия
29.
Использование видео- ролика в
продвижении проекта
Создание видеоролика как средство 1
продвижения
проекта.
Создание
«эффекта
присутствия».
Сценарий.
Съёмка. Монтаж
Лекция, дискуссия
30.
Оформление и предъявление
результатов проектной и
исследовательской деятельности
Выстраивание структуры текста для 1
защиты. Основные пункты и тезисы
выступления. Наглядность, ёмкость,
информативность выступления
Лекция, дискуссия Чек-лист №3
Оформление и предъявление
результатов проектной и
исследовательской деятельности
Выстраивание структуры текста для 1
защиты. Основные пункты и тезисы
выступления. Наглядность, ёмкость,
информативность выступления
Лекция, дискуссия
31.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
32.
Презентация и защита
индивидуального проекта
Текущий
контроль
3
1
конференция
Итоговый
контроль
33.
Презентация и защита
индивидуального проекта
1
конференция
34.
Итоги проекта
1
Лекция, дискуссия
Всего
34
Итоговый
контроль