Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ: Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 64 от «27» августа 2021г. ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 20212022 ШМО НОО МБОУ СОШ №49 Русский язык 4 класс Начальное общее образование 4 года 4 часа в неделю/ 136 часов в год 1. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся 1-4 класса с задержкой психического развития разработана на основе: - Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Устава МБОУ СОШ № 49; о данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке. 1.1. Общая характеристика предмета -Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного). -Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. -Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв. -Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. --Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний. -После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. -Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями: • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); • орфография и пунктуация; • развитие речи. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР Обучающиеся 1-4 классов имеют недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Для обучающихся является в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обучающихся характерно - сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания; - связь с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка; - отставание в интеллектуальном развитии в связи с психической неустойчивостью, импульсивностью, взрывчатостью и безынициативностью - эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм, в следствие гиперопеки; - имеет нормальное физическое развитие, соматически здоров; - мозговая дисфункция; - психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания; - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений; - низкий уровень анализирующего наблюдения, слабо разграничивает существенные и несущественные признаки, затрудняется при установлении признаков сходства, недостаточно использует обобщающие понятия; - интеллектуально пассивен, продуктивной деятельностью не заинтересован, внимание неустойчиво; - в поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. АОП НОО ОВЗ адресован обучающимся с ЗПР типичными проявлениями у которого являются: - недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе: желание учиться в школе (ребенок хочет идти в школу, особого желания идти в школу пока нет, нежелание идти в школу); учебная мотивация (осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения; отсутствие учебной мотивации, т.е. цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит); умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию (достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; контакты и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны; плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации); организованность поведения (поведение организованное, поведение недостаточно организованное, поведение неорганизованное); кругозор (представления о мире достаточно развернуты и конкретны; представления достаточно конкретны, но ограниченны непосредственно окружающим; кругозор ограничен, знания даже о непосредственно-окружающем отрывочны, бессистемны); развитие речи (речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; ребенок затрудняется в поисках слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложения и др.); - несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности: фонематический слух и артикуляционный аппарат (нарушение в фонематическом строе речи, звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива; в фонематическом строе речи, звукопроизношении есть заметные нарушения; ребенок косноязычен); мелкие мышцы кисти (рука развита хорошо: ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами; рука развита недостаточно хорошо: карандашом, ножницами работает с напряжением; рука развита плохо: карандашом, ножницами работает плохо); пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость (достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок; отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок; ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен); координации в системе «рука-глаз» (может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии; графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями; при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения; познавательная активность, самостоятельность (ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок; уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет); сформированость интеллектуальных умений (анализа, сравнении, обобщения, установления закономерностей): правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи; задания, требующие анализа, сравнении, обобщения, установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого; выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя; может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания; при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь; воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется); произвольность деятельности: (удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства; проверять результат, сам преодолевая трудности в работ, доводит дело до конца; удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверять результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевая только при психологической поддержке; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются», результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникших трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна); темп деятельности (соответствует средним показателям возрастной группы, ниже средних показателей возрастной группы; намного ниже средних показателей возрастной группы). Кроме того, у данных обучающихся отмечаются: признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам; типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. 1.3.Основные направления коррекционной работы: 1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности. 2.Дозировать нагрузку. 3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы. 4.Формирование и развитие коммуникативных навыков. 5.Выбор индивидуального обучения. 6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. 7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности. 1.4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках: -наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; -поэтапное формирование умственных действий; -опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; -безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; -обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности. 2.Планируемые результаты В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы 3 коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на уровне начального общего образования: научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное; получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования. В результате изучения русского языка и родного языка при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Основные задачи реализации содержания предметной области Русский язык и литературное чтение: Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Становление основных личностных качеств реализуется на основании: - отбора содержания учебного материала с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей; - использования в методическом аппарате УМК родиноведческих и краеведческих знаний; обеспечения поликультурности содержания. В результате изучения курса «Русский язык» обучающимися на уровне начального общего образования будут достигнуты следующие результаты: Личностные результаты: – осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. – Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. – Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. – Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. – Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. – Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. – Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. – Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. – Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной. Метапредметные результаты освоения русского языка Учебные предметы «Русский язык», обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского и родного языка создает условия для формирования языкового чутья как результата ориентировки ребенка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции. Учебный предмет «Русский язык» 1.Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. 2. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Использование знаково-символических средств представления информации. 5. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 6. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 7. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах). 8. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 9. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. Предметные результаты В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. 3.Cодержание учебного предмета 4 класс Повторение (2 ч) Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Предложение (14ч) Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. Слово в языке и речи (4 ч) Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. Состав слова(7 часов) Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в(во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ. Развитие речи. Интонационно правильно произносить предложения. Общее представление o правописании слов c орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии c изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Правописание слов c безударными гласными в корне. Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Правописание слов c парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Правописание слов c непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов c удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов c разделительным твёрдым знаком (ъ). Развитие речи. Составление текста по репродукции картины. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления. Части речи(72 часа) Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Повторение (6 ч) Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Календарно-тематическое планирование Русский язык № 1. 2. 3. р/р 4. 5. 6. 7. 8. 9. к/д 10. Дата 4 класс Тема урока Примечание 1 четверть Раздел «Повторение» (9 часов) Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш Упр.1-4 язык. Диалогическая и монологическая речь. Составление Р.т. упр.1-7 текста по рисунку с включением в него диалога. Текст и его план. Признаки текста: смысловое единство Упр.5-7 предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль. «Страничка для любознательных» стр.9 Структура и план текста. Р.т.упр.8-9, 11 Подробное изложение повествовательного текста по Упр.8 Р.т.упр.10 коллективно составленному плану. Анализ изложений и работа над ошибками. Типы текстов. Упр.9-11, 12-16 Различение стилей и жанров. Создание собственных текстов по Р.т.упр.12-16 предложенным темам с использованием разных типов речи. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели Упр.17-19 высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце Р.т.упр.17, 19-21, 18, 22, 23 предложений и знак тире в диалоге. Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в Упр.20-22 предложениях с обращением.Стартовая диагностическая Р.т.упр.24-26 работа. Главные и второстепенные члены предложения. Основа Упр.23-25, 26-27 предложения. Связи между словами в предложении. Р.т.упр.27-28 Моделирование предложений. Составление текста из деформированных предложений. Словосочетание. Словосочетание и предложение. Главное и Упр.28-30, страничка для любознательных» зависимое слова в словосочетании. Выделение словосочетаний Р.т.упр.32, 35, 29-31 из предложений. Контрольный диктант №1 по теме «Текст. Предложение.» Упр.31Рубрика «Проверь себя» стр. 24 р.т.упр.34, 36 «Предложение» (6 часов) Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Упр.32-34 11. 12. р/р 13. 14. 15. к/д 16. 17. 18. р/р 19. 20. Однородные члены предложения. Представление о предложениях с однородными членами (общее понятие). Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления. Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень». Анализ сочинения и работа над ошибками. Запятая между однородными членами предложения, соединенными союзами. Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов (и, а, но). Простые и сложные предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Проект «Похвальное слово знакам препинания» Контрольный диктант №2 по теме «Предложение». Р.т.упр.37-39 Упр.35-38 Р.т.упр.40-43 стр.35, р.т.упр. 43-49, Р.т.упр.46- 48 Упр.39-42 Р.т.упр.44, 45 Упр.49-55 Р.т.упр6-50- 53 рубрика «Наши проекты» «Проверь себя» стр.40, р.т.упр.56, 57 «Слово в языке и речи» (17 часов) Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Упр.57-61, 54, «Страничка для любознательных» стр.44, Лексическое значение слова (повторение). Понимание слова р.т.упр.58-62 как единства звучания и значения. Работа с толковым словарем русского языка. Уместность использования слов в речи. Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Упр.62-68 Заимствованные слова. Устаревшие слова. Однозначные и Р.т.упр.63-65 многозначные слова. Составление предложений и текста на тему «Листопад» Изложение повествовательного текста по самостоятельно Упр.56 Р.т.упр.54, 55 составленному плану. Анализ изложения и работа над ошибками. Синонимы. Упр.69-73 Антонимы. Омонимы. Уместность использования слов в тексте. Р.т.упр.66-72 Работа с лингвистическими словарями синонимов, антонимов, омонимов. Фразеологизмы. Уточнение представлений о фразеологизмах. Упр.74-76, «Страничка для любознательных» стр.49, Составление текста по фразеологизму и рисунку. р.т.упр.73-75 Изобразительно-выразительные средства языка. Страничка для 21. 22. 23. р/р 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. р/р 31. любознательных. Состав слова. Значимые части слова (повторение). Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Словарный диктант. Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу. Определение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Анализ сочинения и работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание слов с безударным гласным в слове, с парным по глухости-звонкости согласным, с непроизносимым согласным. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок в словах. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест) Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах. Правописание слов с суффиксами –ик, -ек, -ок, -онок. Правописание предлогов и приставок. Правописание слов с разделительным твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. Работа с орфографическим словарем. Составление объявления. Контрольный диктант №3 по теме «Слово в языке и речи» Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Морфологические признаки частей речи. Работа с графической наглядностью. Изложение повествовательного деформированного текста. Упр.77-81 Р.т.упр.76-79 Упр.82-88 Р.т. упр. 80-86 Упр.133, 134 Упр.89-96 Р.т.упр.87-93 Упр.97-101, «Страничка для любознательных» стр.61, р.т.упр.94, 95, 101 Упр.102-105 Р.т.упр.96-98 Упр.106-109 Р.т.упр.99, 100 Упр.111-120 Р.т.упр.104-109 Упр.110 Р.т.упр.102, 103 Анализ изложений и работа над ошибками. Части речи: глагол, Упр.121-123 имя числительное. Правописание имен числительных. Р.т.упр.110-112 Произношение имен числительных в соответствии с литературной нормой. 32. 33. 34. 35. 36. р/р 37. 38. 39. 40. 41. Наречие как часть речи (общее представление). Признаки Упр.124-132 наречия. Значение и употребление в речи. Классификация Р.т.упр.113- 118 «Проверь себя» наречия по значению и вопросам. 2 четверть «Имя существительное» (33 часа) Имя существительное как часть речи. Изменение по падежам Упр.135-137 имен существительных. Начальная форма имени Р.т.упр119, 120 существительного. Признаки падежных форм имен существительных. Различение Упр.138-140, рубрика «Вспомните!»с.83, .р.т.упр.121 падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение имен существительных, употребленных в Упр.141-144, «Говори правильно» с.84, р.т.упр.122 именительном, родительном, винительном падежах. Соблюдение норм литературного произношения форм имен существительных. Сочинение по репродукции картины художника А. Упр.161 А,Пластова «Первый снег» (сочинение-описание). Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Различение Упр.145-148 имен существительных, употребленных а дательном, винительном, творительном падежах. Различение имен существительных, употребленных в Упр.149-152, «Страничка для любознательных» с.88, предложном падеже. Несклоняемые имена существительные. р.т.упр.123-125 Нормы употребления в речи несклоняемых имен существительных Три склонения имен существительных. 1-е склонение имен Упр.153-160 существительных. Признаки имен существительных 1-го Р.т.упр.127, 126 склонения. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). 2-е склонение имен существительных. Признаки имен Упр.162-165 существительных 2-го склонения. Р.т.упр.128 Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. Упр.166-168 Сопоставление ударных и безударных окончаний имен Р.т.упр.129 существительных 2-го склонения в одном и том же падеже. 42. 43. 44. 45. 46. р/р 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. Словарный диктант. 3-е склонение имен существительных. Признаки имен существительных 3-го склонения. Составление текстарассуждения на тему «Что такое совесть». Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Сопоставление ударных и безударных окончаний имен существительных 3-го склонения в одном и том же падеже. Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о типах склонения имен существительных.Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имен существительных. Соблюдение норм употребления в литературной речи глаголов одеть и надеть. Падежные окончания имен существительных в родительном падеже. Варианты падежных окончаний. Составление предложений по данному началу. Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в родительном падеже. Составление текста из деформированных частей, определение его темы и главной мысли.Контрольное списывание. Падежные окончания имен существительных в дательном падеже. Составление текста на тему «В гостях у хлебороба». Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах.Диагностическая работа по итогам первого полугодия Падежные окончания имен существительных в родительном и дательном падежах. Оформление адреса на конверте. Падежные окончания имен существительных в творительном Упр.169-172 Р.т.упр.130 Упр.173-175 Р.т.упр.131, 132 Упр.176-184 Р.т.упр.133-135 упр.180 Упр.185-190 Р.т.упр.136, 137 Упр.191-200 Р.т.упр.138-140 Упр.191-200 Р.т.упр.138-140 Упр.201-210 Р.т.упр.141-146 Упр.211-214 Р.т.упр.147, 148 Упр.215-218 Р.т.упр.149 Упр.219-221, 224 54. 55. р/р 56. 57. 58. 59. 60. 61. р/р 62. 63. 64. падеже. Падежные окончания имен существительных в творительном падеже. Правописание имен существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже. Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» Анализ сочинений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных в предложном падеже. Употребление предлога об с именами существительными в предложном падеже. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Работа с текстом: определение темы, главной мысли, подбор заголовка. Контрольный диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Склонение имен существительных во множественном числе. Морфологический разбор имени существительного как части речи. Работа с рубрикой «Проверь себя». Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Анализ изложений и работа над ошибками. Падежные окончания имен существительных множественного числа в именительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в именительном падеже. Падежные окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже. Соблюдение норм произношения и написания имен существительных в родительном падеже. Расширять представление о богатстве русского языка. Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа в дательном, творительном, предложном Р.т.упр.150-152 Упр.222, 223, 225, 226 Р.т.упр.153 Упр.247 Р.т.упр.165 Упр.227-233 Р.т.упр.154-156 Упр.234-241 Р.т.упр.157-160 Упр.246, «Проверь себя», задания 1, 2 с.143 Р.т.упр.164 Упр.242-245 Р.т.упр.161-163 Упр.246-252, «Проверь себя» зад.1, 2, 3, 4 с.143 Р.т.упр.166-172 Упр.273, 274, «Проверь себя» зад.3 – устно, зад.4 – пис. С.143 Р.т.упр.186 Упр.253-256 Р.т.упр.173, 174 Упр.257-264 Р.т.упр.175-178 Упр.269-272 Р.т.упр.179-185 65.(1) 66.(2) 67.(3) 68.(4) 69.(5) 70.(6) 71.(7) 72.(8) 73.(9) 74.(10) падежах. Составление предложений из деформированных слов с изменением форм имен существительных. 3 четверть Повторение и обобщение знаний по разделу «Имя Упр.274, 275, «Наши проекты», с.144, «Проверь себя» с.143 существительное». Проект «Говорите правильно!». Р.т.упр.187, 188 «Имя прилагательное» (24 часа) Значение и употребление имен прилагательных в речи. Упр.1-4 ч.2 Словообразование имен прилагательных. Р.т.упр.1-9 Р.т.упр.6, 11-13 Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя Упр.14-15 Р.т.упр.14 любимая игрушка» Анализ сочинений и работа над ошибками. Род и число имен Упр.10-13 прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам (в Р.т.упр.7-10 единственном числе). Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Изменение по падежам имен прилагательных в единственном Упр.16-20 числе. Алгоритм определения падежа имен прилагательных. Р.т.упр.15-6, 17 Общее представление о склонении имен прилагательных Упр.23-30 мужского и среднего рода и их падежных окончаниях. Р.т.упр.15, 18-21 Начальная форма имени прилагательного. Проверим себя и оценим свои достижения (тест). Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в Упр.31-37 единственном числе. Именительный и родительный падежи. Р.т.упр.22-24 Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и родительном падежах. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в Упр.38-41 единственном числе. Дательный падеж. Окончания имен Р.т.упр.25-27 прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Выборочное изложение описательного текста. Анализ изложения и работа над ошибками. Именительный, Упр.42-49 родительный и винительный падежи имён прилагательных Р.т.упр.28-32 мужского и среднего рода в единственном числе. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. 75.(11) 76.(12) 77.(13) 78.(14) 79.(15) 80.(16) 81.(17) 82.(18) 83.(19) 84.(20) Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи. Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Общее представление о склонении имен прилагательных женского рода и их падежных окончаниях. Алгоритм определения падежа имён прилагательных. Составление сообщения о достопримечательностях своего города (поселка). Словарный диктант. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Именительный и винительный падежи. Окончания имен прилагательных женского рода в именительном и винительном падежах. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Окончания имен прилагательных в родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Контрольный диктант №6 по теме «Имя прилагательное». Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». Правописание имен прилагательных во множественном числе. Представление об окончаниях имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Морфологический разбор имен прилагательных. Подробное изложение описательного текста. Упр.50-57 Р.т.упр.33-36 Упр.58-60 Р.т.упр.38,39 Упр.61-64 Р.т.упр.40-42 Упр.65-70 Р.т.упр.43-48 Упр.71-79 Р.т.упр.49 Упр.80-83 Р.т.упр.50, 51 Упр.99 Р.т.упр59. Анализ изложений и работа над ошибками. Склонение имен Упр.86-89 прилагательных во множественном числе. Именительный и Р.т.упр.52, 53 винительный падежи. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Упр.90-94 Родительный и предложный падежи. Нормы правильного Р.т.упр.54, 55 85.(21) 86.(22) 87.(23) 88.(24) 89.(25) 90.(26) 91.(27) 92.(28) 93.(29) 94.(30) 95.(31) согласования имен прилагательных и имен существительных в речи. Склонение имен прилагательных во множественном числе. Упр.95-98 Дательный и творительный падежи. Проверочная работа по Р.т.упр.56-58 теме «Имя прилагательное». Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного и множественного числа. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Обобщение по разделу «Имя прилагательное». Составление Упр.100-107 устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря Р.т.упр.60-63 «Февральская лазурь». Контрольный диктант №7 по теме «Склонение имён Р.т.упр.64 прилагательных» Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. «Проверь себя» с.50 Проверка выполнения заданий рубрики «Проверь себя». Р.т.упр.65-67 «Личные местоимения» (7 часов) Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Упр.108-114 Повторение. Роль местоимений в речи. Р.т.упр.68-70 Личные местоимения 1. 2, и 3-го лица. Повторение. Лицо, Упр.115-121 число, род местоимений (3-е лицо единственного числа). Р.т.упр.71-74 Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Сочинение – отзыв по картине Н. К. Рериха «Заморские гости» Анализ сочинений и работа над ошибками. Изменение по Упр.122-125 падежам личных местоимений. Правописание местоимений 1- Р.т.упр.75, 76 го и 2-го лица единственного и множественного числа. Составление словосочетаний; диалога по рисункам. Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица Упр.126-129 единственного и множественного числа. Правописание Р.т.упр.77, 78 местоимений. Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и Упр.130-138 96.(32) 97.(33) 98.(34) 99.(35) 100.(36) 101. 102. 103. 104. 105. 106. множественного числа. Морфологический разбор местоимения как части речи. Составление поздравительной открытки ко Дню 8 Марта. Контрольный диктант №8 по теме «Местоимение» «Глагол» (34 часа) Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Глагол как часть речи (повторение). Значение глаголов в языке и речи. Роль глаголов в предложении. Грамматические признаки глаголов. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. 4 четверть Неопределенная форма глагола. Неопределенная форма глаголов совершенного и несовершенного вида (без терминов). Глагольные приставки и суффиксы. Основа глагола неопределенной формы (первое представление). Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глаголов в неопределенной форме. Роль глаголов в повествовательном тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. Значимость фразеологизмов в тексте. Письменное изложение повествовательного текста по цитатному плану. Анализ изложений и работа над ошибками. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Составление текста из деформированных предложений. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Формы лица и числа глаголов. Работа с рубрикой «Страничка для любознательных. Проверочная работа по теме «Глагол» 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Правописание окончаний глаголов во 2-м Р.т.упр.79-83 Упр.139-143 Р.т.упр.84-90 Упр.148-151 Р.т.упр.93, 94 Упр.152-155 Р.т.упр.95, 96 Упр.156-161 Р.т.упр.97-99 «Страничка для любознательных» Упр.162 Р.т.упр. Упр.161-167 , с.78 Р.т.упр.99-102 Упр.168-170, «Страничка для любознательных» с.84 Р.т.упр.103-105 Упр.171-176 Р.т.упр.106, 107 107. 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. лице настоящего и будущего времени в единственном числе. 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Проект «Пословицы и поговорки». 1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Анализ сочинений и работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и 2 спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения в настоящем и будущем времени.. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Работа с памяткой «Как правильно написать безударное окончание глагола». Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Словарный диктант. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями (обобщение). Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов. Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Контрольное изложение Анализ изложения и работа над ошибками. Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. Составление предложений из деформированных слов. Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола. Составление Упр.180-184 Р.т.упр.112-114 Упр.177, «Наши проекты» с.92 Упр.185-188 Р.т.упр.115, 116 Упр.189-193 Р.т.упр.117-119 Упр.194-196 Р.т.упр.120, 121 Упр.197-199 Р.т.упр.122-124 Упр.200-203 Р.т.упр.125-128 Упр.204-207 Р.т.упр.129, 130 Упр.208, 209 Р.т.упр.132, 133 Упр.210-219 Р.т.упр.134-138 Упр.220-223, с.106 Р.т.упр.139 Упр.224-228 Р.т.упр.140 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. текста по личным наблюдениям. Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение Упр.229-233 глаголов прошедшего времени по родам и числам. Р.т.упр.141-143 Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Итоговая диагностическая работа. Правописание глаголов в прошедшем времени. Изменение Упр.234-238 глаголов прошедшего времени по родам (в единственном Р.т.упр.144, 145 числе) и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Образование Упр.239-242 глаголов в прошедшем времени. Правописание суффиксов и Р.т.упр.146-149 родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Составление текста на спортивную тему. Контрольный диктант № 10 по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Анлиз контрольного диктанта и работа над ошибками. Упр.243-246 Обобщение по теме «Глагол». Морфологический разбор Р.т.упр.150 глагола как части речи.Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании. Повторение (11 часов) Повторение. Язык и речь. Текст. Составление текста типа сравнительного описания. Повторение.Предложение и словосочетание.Контрольное списывание. Повторение.Лексическое значение слова. Повторение.Состав слова. Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь». Анализ сочинений и работа над ошибками. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. Повторение. Правописание орфограмм в значимых частях слова. Повторение. Части речи. Признаки частей речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Наречие. Глагол. Повторение. Служебные части речи. Правописание слов разных частей речи. Письмо текста по памяти. Повторение. Звуки и буквы. Фонетико-графические упражнения. Повторение. Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи». 134. 135. 136. Приложение 2. Лист корректировки рабочей программы Класс Название предмета, темы Планируемая дата проведения урока Причина корректировки Корректирующие мероприятия дата проведения по факту Приложение 3. Сводная таблица выполнения рабочих программ Предмет четверть Количество часов Отставание 1 2 3 4 Причина отставания Компенсирующие мероприятия класс 1 2 3 Контрольно-измерительные материалы Дата количество 1 февраль 5 По прохождению отдельных тем 3 По прохождению отдельных тем 2 Март, апрель 1 май 5 Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май Вид контроля списывания Проверочная работа диктант проект Итоговая работа Словарный диктант сентябрь 1 Входная работа Октябрь, декабрь, март, май 4 Четвертные итоговые работы май 1 Итоговая работа Октябрь, Ноябрь, Февраль, май 5 Списывания По прохождению отдельных тем 7 Тематические работы Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май 5 Словарный диктант 4 сентябрь 1 Входная работа Октябрь, декабрь, март, май 4 Четвертные итоговые работы май 1 Годовая работа Октябрь, Ноябрь, Февраль, май 4 Списывания По прохождению отдельных тем 10 Тематические работы Сентябрь, октябрь, декабрь, март, май 5 Словарный диктант сентябрь 1 Входная работа Октябрь, декабрь, март, май 4 Четвертные итоговые работы май 1 Годовая работа Октябрь, Февраль, май 3 Списывания По прохождению отдельных тем 6 Тематические работы