Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ: Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 64 от «27» августа 2021г. ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2021/2022 ШМО НОО МБОУ СОШ №49 Литературное чтение на родном (русском) языке 2 класс Начальное общее образование 1 год 0,5 часа в неделю/ 17 часов в год 1.Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения литературному чтению на (русском языке) во 1 - 4 классах начальной школы. Она составлена на основе: - требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. — М: Просвещение, 2010) - приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» - примерной программы по иностранному языку для начальной школы (Примерные программы начальной общеобразовательной школы. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009), - концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М: Просвещение, 2009.), - планируемых результатов в начальном общем образовании МБОУ. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания: - Знакомство с доступными возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. - Формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Овладение осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя. - Повышение уровня коммуникативной культуры: формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. - Формирование читательской компетентности, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. На уроках решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи: – преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения; – формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; – формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей; – развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка; – преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; – развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; – привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству. 1.1. Общая характеристика предмета Учащиеся овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей. Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только повысить уровень понимания текста, но и умение его анализировать. На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. Использование учебно-методического комплекта «Работа с текстом», О.Н. Крыловой позволяет решить следующие задачи: тетрадь обеспечивает каждого учащегося текстами, необходимыми для самостоятельного чтения и соответственно позволяет педагогу более эффективно формировать читательскую деятельность детей на занятии и во внеурочное время; с помощью методического аппарата тетради педагог может эффективно формировать читательские умения учащихся (составление аннотации, обучение пересказу, описание героя книги и т.д.); тетрадь позволяет индивидуализировать процесс обучения: в зависимости от уровня литературного развития учащегося учитель имеет возможность дифференцированно давать задания и оценивает их выполнение; тетрадь помогает учителю осуществлять своевременный контроль за самостоятельной читательской деятельности всех учащихся; с помощью тетради учитель может организовать эффективную работу учащихся на занятии, используя разные виды учебной и читательской деятельности учащихся; Методический аппарат «Работа с текстом» формирует читательские умения учащихся, необходимые для квалифицированной читательской деятельности. Это становится возможным при выполнении разного рода заданий и упражнений, представленных в тетрадях. Основными являются задания репродуктивного характера, которые выполняют разные функции: они проверяют знание текста у читателя; создают мотивацию к повторному чтению произведения; обращают внимание читателя-ребенка на детали текста, которые он может пропустить при первичном чтении; углубляют его интерес к «медленному», вдумчивому чтению. Важнейшее место в тетрадях занимают аналитические и проблемные задания, которые, формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. В тетрадях представлена система творческих заданий, представлены упражнения, направленные на формирование выразительности чтения (пробы выразительного чтения, чтение по ролям, инсценирование). Для формирования читательской культуры и полноценного восприятия учащимися художественного текста в тетрадях используются упражнения, организующие работу воссоздающего воображения; задания, направленные на формирование умения характеризовать персонажа текста; задания, направленные на создание первичных представлений о специфике личности и стиля писателя; задания, направленные на расширение читательского кругозора. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения. Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям. В процессе работы ученик обращается к тексту снова и снова. Перечитывая текст (про себя, вслух, анализируя его фрагменты), ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится главным событием на уроке, событием, пробуждающий интерес к слову, развивающим чувства языка. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР Обучающиеся 1-4 классов имеют недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Для обучающихся является в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обучающихся характерно - сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания; - связь с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка; - отставание в интеллектуальном развитии в связи с психической неустойчивостью, импульсивностью, взрывчатостью и безынициативностью - эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм, в следствие гиперопеки; - имеет нормальное физическое развитие, соматически здоров; - мозговая дисфункция; - психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания; - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений; - низкий уровень анализирующего наблюдения, слабо разграничивает существенные и несущественные признаки, затрудняется при установлении признаков сходства, недостаточно использует обобщающие понятия; - интеллектуально пассивен, продуктивной деятельностью не заинтересован, внимание неустойчиво; - в поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. АОП НОО ОВЗ адресован обучающимся с ЗПР типичными проявлениями у которого являются: - недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе: желание учиться в школе (ребенок хочет идти в школу, особого желания идти в школу пока нет, нежелание идти в школу); учебная мотивация (осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения; отсутствие учебной мотивации, т.е. цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит); умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию (достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; контакты и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны; плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации); организованность поведения (поведение организованное, поведение недостаточно организованное, поведение неорганизованное); кругозор (представления о мире достаточно развернуты и конкретны; представления достаточно конкретны, но ограниченны непосредственно окружающим; кругозор ограничен, знания даже о непосредственно-окружающем отрывочны, бессистемны); развитие речи (речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; ребенок затрудняется в поисках слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложения и др.); - несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности: фонематический слух и артикуляционный аппарат (нарушение в фонематическом строе речи, звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива; в фонематическом строе речи, звукопроизношении есть заметные нарушения; ребенок косноязычен); мелкие мышцы кисти (рука развита хорошо: ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами; рука развита недостаточно хорошо: карандашом, ножницами работает с напряжением; рука развита плохо: карандашом, ножницами работает плохо); пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость (достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок; отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок; ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен); координации в системе «рука-глаз» (может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии; графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями; при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения; познавательная активность, самостоятельность (ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок; уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет); сформированость интеллектуальных умений (анализа, сравнении, обобщения, установления закономерностей): правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи; задания, требующие анализа, сравнении, обобщения, установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого; выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя; может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания; при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь; воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется); произвольность деятельности: (удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства; проверять результат, сам преодолевая трудности в работ, доводит дело до конца; удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверять результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевая только при психологической поддержке; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются», результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникших трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна); темп деятельности (соответствует средним показателям возрастной группы, ниже средних показателей возрастной группы; намного ниже средних показателей возрастной группы). Кроме того, у данных обучающихся отмечаются: признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам; типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетикофонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. 1.3.Основные направления коррекционной работы: 1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности. 2.Дозировать нагрузку. 3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы. 4.Формирование и развитие коммуникативных навыков. 5.Выбор индивидуального обучения. 6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. 7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности. 1.4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках: -наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; -поэтапное формирование умственных действий; -опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; -безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; -обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности. 2.Планируемые результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур ирелигий. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. 5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений онравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам другихлюдей. 9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения, не создавать конфликтов и находитьвыходы из спорных ситуаций. 10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления. 2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐреализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач. 5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретацииинформации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевоевысказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. 7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. 8. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами ипроцессами. 10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебным и моделями) в соответствии ссодержанием учебного предмета «Литературное чтение на родном языке». 1класс Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией, читать по ролям, пересказывать текст, выразительно и осознанно читать целыми словами; читать выразительно по ролям, работать с иллюстрациями, находить главную мысль в произведении, развивать навык самостоятельного чтения,отрабатывать навык употребления в речи вежливых слов; соотносить содержание произведения с пословицами; характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр, описывать поведение и характеры героев, и т. д.); формировать вежливыевзаимоотношения с окружающими; читать вдумчиво и осознанно, формулировать личную оценку поступков героев прочитанных произведений; читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой накартинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений; делить текст на смысловые части, составлять план, пересказывать текст по картинному плану, работать с иллюстрациями, анализировать положительные и отрицательные действия героев; отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном, аргументировать своё мнение с привлечением текста произведения или других источников; находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение, декламировать наизусть; приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, составлять собственные рассказы на заданную тему. 2класс Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: прогнозировать содержания раздела; развивать связную речь; наблюдать за настроением; оценивать авторское отношение к событиям; определять последовательность событий; уметь дать характеристику героя; понимать смысл произведения; давать характеристику и описание героя. отрабатывать выразительное чтение; сопоставлять главную мысль с пословицами; учиться высказывать своё мнение по отношению автора к герою, к событиям; декламировать наизусть; выбирать, рассматривать, иллюстрировать стихи детских писателей; отличать особенность юмористического рассказа; пересказывать по плану; ролевое чтение; передавать последовательность событий; выборочное чтение; пересказывать по картинному плану. 3класс Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: прогнозировать содержание раздела; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворении яркие образные слова и выражения; сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему; выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно; объяснять смысл выражений с опорой на текст; определять авторское отношение к изображаемому; придумывать стихотворные тексты; проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты;. читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.; сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение; находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. сочинять стихотворения; участвовать в творческих проектах; заучивать стихи наизусть; проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения . объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме; планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений; воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание; соотносить пословицу с содержанием произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста; придумывать свои вопросы к текстам. наблюдать за особенностями речи героев; понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям; придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 4класс Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является сформированность следующих умений: устанавливать связи названия с темой текста, мысль текста; различать позиции автора и героев стихотворения. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения; говорить о позициях автора и героев; читать выразительно, соблюдая ритм стихотворения ; -читать вслух доступный текст целыми словами осмысливать цели чтения; характеризовать героев произведения; работать с книгой, с иллюстрацией; составлять вопросы; правильное построение ответов; выявлять связи названия с темой текста, мысль текста; уметь задавать вопросы по содержанию прочитанного текста и отвечать на них; построить небольшое монологическое высказывание; краткий, полный, выборочный пересказ прочитанного; участвовать в диалоге о прочитанном произведении; правильное выразительное чтение; совершенствовать умения работать с книгой; понимать значение чтения в жизни человека; определять эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения; ответы на вопросы по содержанию прочитанного. 3.Содержание учебного предмета Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейсяв тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ. Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями. Умение слушать (аудирование): Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объѐму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев .Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по еѐ названию и оформлению .Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, еѐ справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно- эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приѐмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование но рм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объѐма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учѐтом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учѐтом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. 1 класс Россия - наша Родина (2ч) П.Воронько «Лучше нет родного края»; Г Ладонщиков «Родное гнѐздышко», «Наша Родина» М. Матусовский «С чего начинается Родина». Фольклор нашего народа (5 ч) Пословицы и поговорки о Родине, о детях, о правде, о добре и зле; о дружбе; «На ярмарке» Русские народные потешки и прибаутки, небылица. Народные песенки. Русская народная песня «Берѐзонька». Русские народные игры. Считалки. Игра «Вася – гусѐночек», «У медведя во бору». «Ни окошек, ни дверей». Народные загадки в стихах и прозе. Русские народные сказки. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Проект «Книжка-малышка» О братьях наших меньших (5ч) М.М. Пришвин. Журка. Н.И. Сладков. Весенняя баня С.Я. Маршак. Зоосад. Б.В. Заходер. Птичья школа В.В. Бианки. Музыкальная канарейка. Посещение школьной библиотеки. Времена года (5ч) И. Соколов-Микитов. Осень. А.Плещеев. Осень наступила К.Ушинский. Выпал снег. Н.Некрасов. Новогоднее поздравление снеговика. М.Пришвин. Цветут березки/ Жуковский В.А.Жаворонок И.С. Соколов-Микитов. Лето в лесу А.Фет. Летний вечер Викторина по пройденным произведениям. 2 класс Россия - наша Родина (2ч) В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм» К. Паустовский «Моя Россия». Фольклор нашего народа (5 ч) Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости» «Мир пословиц ипоговорок» «Загадки и народные приметы о временах года» Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» О братьях наших меньших (5ч) Г.А. Скребицкий. Пушок. К.Д. Ушинский. Чужое яичко Н.И. Сладков. Топик и Катя. А.Л. Барто. Бедняга крот.Е.И. Чарушин. Рябчонок. (Из цикла «Про Томку») Посещение городской библиотеки. Времена года (5ч) В.Бианки. Как животные к холодам готовятся. Г.Х.Андерсен. Снеговик. А.Блок. Весенний дождь./Загадки про весну И. С.Соколов-Микитов. Бурундук. Опрос по пройденным произведения «Что? Где? Когда?» 3 класс Россия - наша Родина (2ч) З. Александрова «Родина» А.Пришелец «Наш край» П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы) . Фольклор нашего народа (5 ч) Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван – Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью». (на выбор) Проект «Мои первые народные сказки» О братьях наших меньших (5ч) К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома. Г.А. Скребицкий. Сиротка. Н.И. Сладков. Непослушные Малыши Б.С. Житков. Охотник и собаки. И.П. Токмакова. Котята. Выставка книг о животных. Времена года (5ч) Самые интересные книги, прочитанные летом. (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. К.Паустовский «Какие бывают дожди» А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи. К.Паустовский. Стальное колечко. И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе Тестовая работа по пройденным материалам. 4 класс Россия - наша Родина (2ч) С.Михалков «Государственный гимн Российской Федерации» В.Гудимов «Россия, Россия, Россия» Фольклор нашего народа (5 ч) Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославович» Славянский миф. Особенности мифа. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» Песня-слава «Русская земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море» Пословицы о Родине, о подвиге, о славе. Творческий проект на тему «Россия- родина моя». О братьях наших меньших (5ч) Е.И. Носов. Хитрюга. В.В. Бианки .Сумасшедшая птица. В.П. Астафьев. Зорькина песня Г.А. Скребицкий. Котофей Иванович. К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших». Времена года (5ч) В.Бианки «Лесная газета» Литературная гостиная. И. Анненский. Снег. М.М.Пришвин. Рассказы о весне. Рассказы Н.И. Сладкова. Лес не школа, а всему учит. Проект «Любимое время года» Формы обучения Программой предусматривается проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются парные, индивидуальные и групповые формы организации деятельности детей. Основной формой обучения является урок на основе учебных ситуаций с использованием ИКТ. Сопутствующие формы обучения: наблюдение; проектные работы; выставки; внеурочная деятельность. 4.Тематическое планирование (с фиксацией часов на изучение каждой темы) Количество часов предусмотренных программой – 17 часов Количество часов в неделю – 0,5 часа № Название раздела, Адаптация содержания урока Элементы содержания урока тема урока 1 2 Кол-во часов Кол-во контрольных работ 2 Россия - наша Родина В. Степанов «Что дифференцировать известную и использование разных видов 1 мы Родиной зовѐм» неизвестную информациючтения (изучающее прочитанного текста; (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. иллюстрирующую, понимание литературы как 1 К. Паустовский выделять аргументирующую информацию явления национальной и мировой «Моя Россия» культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 3 Фольклор нашего - находить в тексте ключевые слова и 5 объяснять их лексическое значение; народа Календарные проводить маркировку текста овладение логическими 1 народные (подчеркивать основную действиями сравнения, праздники и информацию, выделять непонятныеанализа, синтеза, обобщения, обряды. слова и орфограммы текста, делить классификации по текст на части и т.п.) родовидовым признакам, установления причинноследственных связей, построения рассуждений; освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. Учебная неделя готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 4 «Мир фольклора –составлять тезисный мир народнойисходного текста; мудрости» 5 «Мир пословиц и владеть ознакомительным, овладение чтением вслух и про 1 поговорок» изучающим и просмотровым видами себя, элементарными чтения; приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 6 литературы как 1 «Загадки и прогнозировать содержание текста по понимание данному началу; с помощью интонации явления национальной и мировой народные приметы о временах года» передавать авторское отношение к культуры, средства сохранения и 7 план овладение логическими 1 действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинноследственных связей, построения рассуждений; Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. Готовность слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения и оценку событий. предмету речи при чтении текста вслух; передачи нравственных ценностей и традиций. мотивации к1 Проект. Сборниксохранять при устном изложении, Наличие близком к тексту, типологическую творческому труду и бережному «Фольклор нашего структуру и выразительные языковые отношению к материальным и народа» речевые средства; создаватьдуховным ценностям, собственные высказывания, формирование установки на соответствующие требованиям безопасный, здоровый образ точности, логичности, выразительности жизни. речи 8 О братьях наших меньших Г.А. Скребицкий. составлять тезисный Пушок. исходного текста; 5 план формирование нравственных 1 представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. 9 К.Д. Ушинский. владеть ознакомительным, овладение логическими 1 Чужое яичко изучающим и просмотровым видами действиями сравнения, чтения; анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения. 10 Н.И. Сладков. - уместно использовать этикетные достижение необходимого для 1 формулы, жесты, мимику в устном продолжения образования уровня Топик и Катя. общении с учетом речевой ситуации; читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 11 А.Л. Барто. Беднягаанализировать тексты с точки зрения расширять знания детей о крот. их соответствия требованиям жизни и о творчестве точности и логичности речи; А.Л.Барто; - продолжать знакомство со стихами А.Л.Барто; - учить нравственноэстетическим ценностям; - формировать читательские переживания; - учить сравнивать и сопоставлять. 12 чужие тексты и овладение чтением вслух и про 1 Е.И. Чарушин. рецензировать редактировать собственные с учетом себя, элементарными приёмами Рябчонок. требований к построению связного анализа художественных, научно(Из цикла «Про текста; познавательных и учебных Томку») текстов. Посещение городской библиотеки. Времена года 5 В.Бианки. Как устанавливать в тексте ведущий тип умение самостоятельно выбирать 1 литературу, животные к речи, находить в нем фрагменты с иным интересующую типовым значением; пользоваться справочными холодам готовятся. 13 14 15 1 источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию. Г.Х.Андерсен.Снего - дифференцировать известную и овладение чтением вслух и про 1 неизвестную информацию себя, элементарными приёмами вик. прочитанного текста; - выделять анализа художественных, научноиллюстрирующую, аргументирующую познавательных и учебных информацию; текстов. владеть ознакомительным, овладение осознанным, 1 А.Блок.Весенний беглым и дождь./Загадки про изучающим и просмотровым видами правильным, чтения; - прогнозировать содержание выразительным чтением как весну текста по данному началу; с помощью базовым навыком. интонации передавать авторское 16 17 отношение к предмету речи при чтении текста вслух; о содержании И. С. Соколов-размышлять 1 Микитов.Бурундук. прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); логическими 1 Опрос по создавать собственные высказывания, овладение соответствующие требованиям действиями сравнения, анализа, пройденным точности, логичности, выразительности синтеза, обобщения, произведениям освоение «Что? Где? Когда?» речи; - строить небольшое по объему классификации, устное высказывание на основе данного способов решения проблем плана; - формулировать выводы творческого и поискового (резюме) по итогам урока, по характера. результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и п.т.;