Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ: Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 64 от «27» августа 2021г. ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2021/2022 ШМО НОО МБОУ СОШ №49 Изобразительное искусство 2,4 класс Начальное общее образование 1год 1 час в неделю/ 34 часав год 1.Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 1-4 класса с задержкой психического развития разработана на основе: - Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г No 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897». Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 года № 40937; - СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Устава МБОУ СОШ № 49; Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка. Задачи учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе. -накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и другие) и получение доступного опыта художественного творчества; -освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и другого; -развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства; -формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника; -развитие опыта самовыражения в разных видах искусства (в пении, в танце, в рисовании, в сочинении поэтических и прозаических текстов, в игре на музыкальных инструментах и т.д.), освоение элементарных форм художественного ремесла. 1.1.Общая характеристика учебного предмета Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения) и требований к структуре АООП НОО ОВЗ для обучающихся с ЗПР. Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству. Программа содержит некоторые ознакомительные темы, связанные с компьютерной грамотностью. Их задача – познакомить учащихся с компьютером как средством, не заменяющим, а дополняющим другие средства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства. Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Особые образовательные потребности обучающихся обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности. Коррекционная работа с учащимися Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР Обучающиеся 1-4 классов имеют недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Для обучающихся является в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обучающихся характерно - сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания; - связь с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка; - отставание в интеллектуальном развитии в связи с психической неустойчивостью, импульсивностью, взрывчатостью и безынициативностью - эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм, в следствие гиперопеки; - имеет нормальное физическое развитие, соматически здоров; - мозговая дисфункция; - психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания; - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений; - низкий уровень анализирующего наблюдения, слабо разграничивает существенные и несущественные признаки, затрудняется при установлении признаков сходства, недостаточно использует обобщающие понятия; - интеллектуально пассивен, продуктивной деятельностью не заинтересован, внимание неустойчиво; - в поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. АОП НОО ОВЗ адресован обучающимся с ЗПР типичными проявлениями у которого являются: - недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе: желание учиться в школе (ребенок хочет идти в школу, особого желания идти в школу пока нет, нежелание идти в школу); учебная мотивация (осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения; отсутствие учебной мотивации, т.е. цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит); умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию (достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; контакты и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны; плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации); организованность поведения (поведение организованное, поведение недостаточно организованное, поведение неорганизованное); кругозор (представления о мире достаточно развернуты и конкретны; представления достаточно конкретны, но ограниченны непосредственно окружающим; кругозор ограничен, знания даже о непосредственно-окружающем отрывочны, бессистемны); развитие речи (речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; ребенок затрудняется в поисках слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложения и др.); - несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности: фонематический слух и артикуляционный аппарат (нарушение в фонематическом строе речи, звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива; в фонематическом строе речи, звукопроизношении есть заметные нарушения; ребенок косноязычен); мелкие мышцы кисти (рука развита хорошо: ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами; рука развита недостаточно хорошо: карандашом, ножницами работает с напряжением; рука развита плохо: карандашом, ножницами работает плохо); пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость (достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок; отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок; ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен); координации в системе «рука-глаз» (может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии; графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями; при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения; познавательная активность, самостоятельность (ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок; уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему мир у не обнаруживает, любознательности не проявляет); сформированость интеллектуальных умений (анализа, сравнении, обобщения, установления закономерностей): правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи; задания, требующие анализа, сравнении, обобщения, установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого; выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя; может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания; при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь; воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется); произвольность деятельности: (удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства; проверять результат, сам преодолевая трудности в работ, доводит дело до конца; удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверять результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевая только при психологической поддержке; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются», результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникших трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна); темп деятельности (соответствует средним показателям возрастной группы, ниже средних показателей возрастной группы; намного ниже средних показателей возрастной группы). Кроме того, у данных обучающихся отмечаются: признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам; типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. 1.3.Основные направления коррекционной работы: 1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности. 2.Дозировать нагрузку. 3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы. 4.Формирование и развитие коммуникативных навыков. 5.Выбор индивидуального обучения. 6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. 7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности. 1.4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках: -наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; -поэтапное формирование умственных действий; -опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; -безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; -обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности. 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс Личностные, метапредметные и предметные результаты В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни; в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в: - умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); - желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; - активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.); - обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием; - умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; - способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников. Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем: в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона; в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов; в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности; в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики). В результате изучения предмета у обучающихся: • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством; • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; • формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус; • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность; •установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир; • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира; • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона); • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. 3.Содержание учебного курса или предмета 2 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»: • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: • овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; • понимание образной природы искусства; • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона; • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры; • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории; • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. Содержание учебного курса или предмета. Во 2 классе тема года «Ты и искусство» раскрывается в разделах «Чем и как работают художники», «Реальность и фантазия», «О чем говорит искусство», «Как говорит искусство». В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов худо жественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков продолжается опираться на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием основания детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения: -изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); -декоративная и конструктивная работа; -восприятие явлений действительности и произведений искусства; -обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках; -изучение художественного наследия; -подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; -прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. Умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов. Овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационнотехнологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагов. Календарно- тематическое планирование 2 класс № п/п Название раздела, тема урока Элементы содержания «Искусство и ты» Кол-во часов на тему 35 Кол-во контрольных работ Учебная неделя Адаптация 4 1-четверть «Как и чем работает художник?» 8 1-8 неделя 1. Три основных краски, строящие многоцветие мира. Изображение цветов по 1 памяти и впечатлению (заполнение крупными изображениями всего листа без предварительного рисунка) 1 неделя 2. Пять красок – все богатство цвета и тона. Изображение природных 1 стихий: гроза, дождь, солнечный день, туман (крупными кистями без предварительного рисунка) 2 неделя 3. Пастель и цветные мелки, выразительные возможности – Изображение осеннего леса 1 (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью (по выбору). 3 неделя акварель Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Устный анализ правил рисования погодных сезонов, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный 4. Выразительные возможности аппликации. Создание аппликации 1 «Коврик» на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа по памяти и впечатлению. 4 неделя 5. Выразительные материалов. Изображение зимнего леса на 1 белых листах бумаги (по впечатлению и памяти 5 неделя 6. Выразительность материалов для работы в объеме. Изображение животных 1 родного края по впечатлению и памяти. 6 неделя возможности графических инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования дерева, анализировать образец, выделяя существенные детали. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования деревьев, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ 7. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой 1 площадки для вылепленных зверей. Работа по воображению. 7 неделя 8. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти) Изображение ночного 1 праздничного города с помощью «неожиданных материалов»: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги. 1 8 неделя «Реальность и контроль» 7 1 1-8 неделя Изображение и реальность. Изображение животных или 1 зверей, увиденных в зоопарке или в деревне. Рисование по памяти. правил рисования животных родного края, анализировать образец, выделяя существенные детали. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. 2 четверть. 9 1 неделя Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования 10 Изображение и фантазия. Изображение сказочных, 1 несуществующих животных и птиц с соединением элементов разных животных и растений. 2 неделя 11 Украшение и реальность. Изображение паутинок с 1 росой и веточками деревьев при помощи линий по памяти и представлению. 3 неделя 12 Украшение и фантазия. Украшение заданной формы 1 (воротничок, подзор, кокошник, закладка) 4 неделя животных, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования животных, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Развитие умения чередовать элементы узора по цвету и форме. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении 13 Постройка и реальность. Конструирование из бумаги 1 «Подводного мира»: медузы, водоросли, и т.п. (индивидуальноколлективная работа) 5 неделя 14 Постройка и фантазия. Создание макетов 1 фантастических зданий, конструкций – фантастического города. 6 неделя 15 «Братья – Мастера» всегда работают вместе Конструирование 1 (обобщение темы) (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растений. 7 неделя задания. Развитие умения чередовать элементы узора по цвету и форме. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. 3 четверть. «О чём говорит искусство» 17 Выражение характера изображаемых животных. 10 Изображение веселых, 1 стремительных, угрожающих 1 1-10 неделя 1 неделя Увеличение нормы времени животных гуашью (один-три цвета) 18 Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Изображение доброго и злого 1 героя сказки («Сказка о царе Салтане» А.Пушкина) 2 неделя 19 Выражение характера человека в изображении; женский образ. Изображение 1 противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.) 3 неделя на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования животных, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования сказочных героев, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования сказочных героев, 20 Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с 1 ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т.д. 4 неделя 21 Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с 1 ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный и т.д. 5 неделя отличительных особенностей, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования сказочных героев, отличительных особенностей, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Анализ правил рисования сказочных героев, отличительных особенностей, анализировать образец, выделяя существенные 22 Изображение природы в разных состояниях. Изображение контрастных 1 состояний природы (море нежное и ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) 6 неделя 23 Изображение природы в разных состояниях. Изображение контрастных 1 состояний природы (море нежное и ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) 7 неделя 24 Выражение характера человека через украшение. Украшение вырезанных из 1 бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников. 8 неделя детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Устный анализ правил рисования погодных сезонов, анализировать образец, выделяя существенные детали. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Устный анализ правил рисования погодных сезонов, анализировать образец, выделяя существенные детали. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. 25 Выражение намерений человека через украшение Украшение двух 1 противоположных по намерениям сказочных флотов: злого (пиратского) и доброго (праздничного) 26 Обобщение материала раздела «О чем говорит искусство». Экскурсия по выставке 1 детских работ и репродукций с картин известных художников. 1 9 неделя 10 неделя Анализ правил рисования сказочных героев, характерных особенностней, анализировать образец, выделяя существенные детали. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. 4 четверть 8 1 1-6 неделя «Как говорит искусство» 27 Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Изображение пера Жар- 1 птицы» работа по представлению (заполняя весь лист, свободно смешивая краски между собой) 1 неделя 28 Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета Изображение весенней земли 1 (добиться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы) 2 неделя Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Развитие умения чередовать элементы узора по цвету и форме. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении 29 Линия как средство выражения: ритм линий. 30 Линия как средство выражения: характер линий. 31 Ритм пятен как средство выражения. Изображение извивающихся 1 змейками, задумчивых, тихих, стремительных весенних ручьев. 3 неделя Изображение ветки с определенным характером и настроением (нежные или могучие ветки) 1 4 неделя Ритмическое расположение 1 летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или коллективная). 5 неделя задания. Индивидуальный анализ цветовой палитры, оттенков одного цвета. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Развитие умения чередовать элементы узора по цвету и форме. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Развитие умения чередовать элементы узора по цвету и форме. Увеличение нормы времени на выполнение работы. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Развитие умения 32 Пропорции выражают характер. Конструирование птиц с 1 разным характером пропорций (большой хвост – маленькая головка – большой клюв) 33 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение темы четверти) Создание коллективного панно по теме «Весна. Шум птиц» смешанная техника (живопись, аппликация). 34 Обобщающий урок года. Открытие выставки детских работ. Просмотр, повторение видов и жанров изобразительного искусства. 34 Итого: 6 неделя 1 7 неделя 8 неделя чередовать элементы узора по цвету и форме. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. Дополнительный инструктаж при выполнении задания. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности. Индивидуальная помощь в прикладной деятельности.