Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 64 от «27» августа 2021г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности 2021/2022 Учебный год Томилова Анастасия Алексеевна Составители Коррекционно-развивающее Направление Психокоррекционный курс «Я и мир Название вокруг» Класс 1-4 Уровень образования Начальный общий Срок освоения программы 4 года Количество часов по учебному плану 1 класс-2 часа/66 часов в год 2-4 класс-2часа/68 часов в год 1. Пояснительная записка Для детей с задержкой психического развития, характерна «дефицитарность» предпосылок мышления, памяти, внимания, пространственного гнозиса, темпа и переключаемости психических процессов, замедленность процесса приема и переработки сенсорной информации, неполноценность пространственной ориентировки. Значительная часть нарушения школьных навыков, в большинстве случаев, связана с недоразвитием зрительных, слуховых и моторных функций. Дети также испытывают трудности в обучении из-за нарушения эмоциональной регуляции, неустойчивости внимания, утомляемости, импульсивности поведения, несформированности сенсорных представлений. Настоящая программа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения обучающихся с ЗПР. А также на формирование социальных (жизненных) компетенций: способности вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми; развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми; формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего мира; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» составлена на основе нормативных документов: −Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; −Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; −Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; −Постановления от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Рабочая программа составлена на основе следующих авторских разработок: «Программа сопровождения учащихся младшего школьного возраста с эмоциональными проблемами в развитии», автор А.Г. Свеженцева; «Уроки психологического развития младших школьников» Н.П. Локаловой. //Локалова Н.П. «Уроки психологического развития младших школьников». - М.: Издательство «Ось-89», 2008; Ахмадуллин Ш. Т. «Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное. Книга-тренинг для младших школьников от 6 до 9 лет. - М.: Филипок и К, 2019. – 192с., цв. ил.»; Ахмадуллин Ш. Т. и Ахмадуллин И.Т. «Развиваем мозг. Книга о том, как тренировать логику и улучшить мышление у детей 7-12 лет. - М.: Филипок и К, 2019. – 192с., цв. ил.»; Ахмадуллин Ш. Т. Как легко учиться в младшей школе! От 7 до 12. Книга для родителей/Шамиль Ахмадуллин. – Москва: издательство АСТ, 2019. – 256с.: ил. (Уникальные методики развития); коррекционно-развивающей программа «Я учусь владеть собой», автор Н.П. Слободяник //Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь; Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем речь с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.:Генезис, 2019. - 80 с. + (22л.); Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). М.: «Ось-89», 2006; Мухаматулина Е., Михеева Н. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»; Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 3-е изд. – С.: Генезис, 2018. - 72 с. + (22л.); программа Е.А. Екжановой и О.А. Фроликовой «Психологическая подготовка к школе: развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы». //Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов /Под ред. Е.А. Екжановой. - М.: Крылья, 2012. -388с.; программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002. -207с.; сказочно-игровой курс для подготовки ребенка к школе Н.В. Овсяник. //Скоро в школу: сказочно-игровой курс для подготовки ребенка к школе. /Н.В. Овсяник. -Ростов н/Д: Феникс, 2015 г.; Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 4-е изд. – С.: Генезис, 2017. - 64 с. + (28л.); Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2018. - 64 с. + (22л.); Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 7-е изд. – М.: Генезис, 2015. – 312 с.; Шишкова С.Ю. «Буквограмма». Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках. Коррекционно - развивающие задачи: 1. Коррекция нарушений сенсорно-перцептивного развития. 2. Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя). 3. Коррекция коммуникативного и личностного развития. 4. Развитие чувства ответственности, формирование опыта нравственного поведения. 5.Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности. 6. Развитие рефлексии. Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, а также принципы коррекционной педагогики: принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития); принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта; деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности, стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка; принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психическиепроцессы. 2. Общая характеристика коррекционного курса. Настоящая программа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения обучающихся, а также на формирование социальных (жизненных) компетенций: способности вступать в коммуникацию со сверстниками и взрослыми; развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми; формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы; развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего мира; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях; освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов. Формы работы: индивидуальная (30 мин.) или групповая (2–4 человека,30-40 мин.). Основные виды деятельности: дидактические игры, упражнения; арт-терапевтические упражнения; психогимнастика; нейропсихологические упражнения; элементы групповой дискуссии; техники и приёмы саморегуляции; элементы социально-психологического тренинга; письменные и устные задания. Форма оценивания знаний – безотметочная. Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика. 3. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса. Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей с ЗПР, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных и психофизиологических особенностей, обучающихся с ЗПР им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На занятиях по курсу «Психокоррекционные занятия» происходит коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Совершенствование движений. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Обучение реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с задержкой психического развития. 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса Личностными результатами изучения курса «Психокоррекционные занятия» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи): Принятие и освоение своей социальной роли; Выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе; Проявлять потребность в общении со сверстниками и взрослыми; Овладеть первоначальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками; Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: иметь представления об устройстве домашней и школьной жизни. Метапредметными результатами изучения курса «Психокоррекционные занятия» является формирование следующих УУД: Регулятивные (при контроле со стороны педагога): Проговаривать последовательность действий при выполнении задания (индивидуальное комментирование); Работать по предложенному плану; Отличать правильно выполненное задание от ошибочного; Совместно с педагогом давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии. Коммуникативные: Готовность слушать педагога и вести диалог; Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения); Договариваться и находить общее решение в совместной деятельности; Сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуации спора и противоречия интересов. Познавательные (под руководством педагога): Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; Учиться добывать новые знания при помощи педагога: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии; Перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать предметы (объекты) и на их основе делать доступные для обучающегося выводы; Предметными результатами изучения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» являются формирование следующих умений: Обучающийся научится: целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения; анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма; различать и сравнивать разные предметы по признаку: веса (тяжелый – легкий); фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий); различать: вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый); запахи (приятные, неприятные); контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий); основные геометрические фигуры; речевые и неречевые звуки; составлять предмет из 2 – 3 частей; определять на ощупь величину объемных фигур и предметов. Обучающейся получит возможность научиться: классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения; зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов; выделять части суток и определять порядок дней недели; выполнять несложные графические работы под диктовку; ориентироваться: в помещении по инструкции педагога; на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ); на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела; определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под). Критериями эффективности служат следующие показатели: снижение уровня школьной тревожности; повышение коммуникативной компетентности; степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение обучающегося на занятиях: активность, заинтересованность в положительных результатах уроков; результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся обучающимся, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли школьник с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающегося на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние обучающегося. Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. 5. Содержание коррекционного курса Данная программа представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Занятия на развитие когнитивных функций чередуются с занятиями на развитие эмоционально-личностной сферы. Упражнения не имеют жесткой привязки друг к другу, в связи, с чем программа может корректироваться по ходу работы. Программа допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков. Основная задача психологического развития обучающихся 1-х классов состоит в развитии психомоторной сферы, сенсорно-перцептивной сферы, познавательных процессов, эмоционально-личностной и мотивационной сферы, формирование предпосылок овладения учебной деятельностью, процессов самоконтроля и саморегуляции. Основная цель блока программы направленного на работу с «предметными чувствами» - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. Во 2 классе представляется важным дальнейшее развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. Способствовать овладению средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Основной упор в психологическом развитии учеников 3 класса делается на формирование у них словесно-логического понятийного мышления, развития произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действий, способности к рефлексии. Удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Методы и приёмы организации деятельности третье классников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей. На занятиях обучающиеся учатся адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, взаимодействовать в паре и группе, оказывать взаимопомощь в совместной деятельности. Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу пятый год, все больше внимания теперь уделяется логическипоисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей. Обучающиеся 4 класса продолжают учиться адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Структура психокоррекционных занятий: Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежатразвитию на данном уроке. Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах. Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий). При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года. Календарно – тематическое планирование Тематическое планирование занятий в 1 классе № 1 2,3 4,5 6,7 8,9 10,11 12,13 14,15 16,17 18,19 20,21 Тема занятия Знакомство, снятие напряжённости и тревоги, формирование позитивного настроя на занятие. Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления. Развитие слухового восприятия, памяти, мышления. Развитие произвольного внимания, зрительной памяти, нагляднообразного мышления Развитие умения ориентироваться в пространстве листа, нагляднообразного мышления Развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме. Формирование навыков конструктивного взаимодействия. Формирование умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи. Развитие зрительной памяти, пространственных представлений, произвольности средних движений. Развитие умения выполнять словесные поручения, зрительных ощущений, умения анализировать образец. Формирование умения расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов. Развитие осязательных ощущений, переключения внимания. Кол-во часов 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 22,23 24,25 26,27 28,29 30,31 32,33 34,35 36,37 38,39 40,41 42,43 44,45 46,47 48,49 50,51 52,53 54,55 56,57 58,59 60,61 62,63 64,65, 66 Развитие умения конструировать, внимания, памяти, наглядно-образного мышления. Расширение представлений о чувствах, развитие способности понимать эмоциональные состояния людей, обучение передавать заданное эмоциональное состояние с помощью выразительных движений. Развитие кругозора, понятийного мышления, переключения внимания. Развитие наглядно-образного мышления, зрительного восприятия, внимания. Развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления. Формирование произвольной регуляция собственной деятельности. Развитие понятийного мышления (обобщение, классификация), переключения внимания. Развитие потребности в сотрудничестве, толерантных установок в общении. Формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми. Развитие наглядно-образного мышления, произвольного внимания (устойчивость), мышления (процессы синтеза) Развитие пространственных представлений, воображения, мышления. Расширение возможностей взаимопонимания между детьми. Развитие мышления (процессы анализа), произвольного внимания (устойчивость), точности произвольных движений Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм), мышления (процессы анализа), слуховых ощущений. Активизация воображения; эмоциональное развитие личности. Развитие произвольного внимания (распределение), осязательных ощущений, зрительной памяти. Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, концентрации внимания. Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие зрительной памяти. Развитие зрительно-двигательной координации. Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»). Развитие мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления (отношения последовательности). Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие зрительной памяти. Развитие зрительно-двигательной координации. Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»). Развитие мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления (отношения последовательности). Всего: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 66 № 1,2 3,4 5,6 7,8 9,10 11,12 13,14 15,16 17,18 19,20 21,22 23,24 25,26 27,28 29,30 31,32 33,34 35,36 37,38 39,40 41,42 43,44 45,46 Тематическое планирование занятий во 2 классе Тема занятия Развитие памяти, пространственных представлений; создание положительного эмоционального фона. Развитие артикуляции, фонетико-фонематического восприятия, пространственных представлений. Развитие фонетико-фонематического анализа, пространственных представлений, понятийного мышления. Развитие самоконтроля, произвольного внимания, восприятия инструкции на слух, пространственного восприятия. Развитие объёма внимания, осязательных ощущений; создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе. Развитие произвольной памяти, воображения, пространственных представлений. Развитие логического мышления; расширение представлений детей о себе и окружающем мире. Развитие двигательной памяти, пространственных представлений, понятийного мышления. Развитие умения анализировать образец, оперативной зрительной памяти. Развитие образного мышления, зрительно-двигательных координаций, оперативной зрительной памяти (объем). Развитие умения анализировать образец, слуховых ощущений, фонетико-фонематического анализа, синтеза. Развитие сосредоточенности внимания, оперативной вербальной памяти (точность воспроизведения). Развитие пространственных представлений, умения выполнять словесные поручения, зрительных ощущений. Развитие звукового синтеза, формирование умения сравнивать, развитие зрительного анализа. Развитие осязательных ощущений, переключения внимания, точности движений (макродвижения). Развитие умения анализировать образец, зрительного восприятия формы, осязательных ощущений. Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие зрительного анализа. Развитие пространственных представлений, понятийного мышления, оперативной вербальной памяти. Развитие понятийного мышления, расширение представлений детей о разных чувствах, развитие способности понимать эмоциональное состояние людей. Развитие моторики, зрительных ощущений, произвольного внимания, фонетико-фонематического анализа, синтеза. Развитие зрительного восприятия, понятийного мышления, умения копировать образец. Развитие координации, умения выполнять словесные поручения, самоконтроля, пространственных представлений. Развитие гибкости мышления, произвольного внимания, произвольной Количест во часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 47,48 ,49 50,51 52,53 54,55 56,57 58,59 60,61 62,63 64,65 66,67 68 памяти, зрительной памяти, зрительной и пространственной памяти. Развитие объема внимания, памяти, пространственных представлений, чувства принадлежности к группе. Развитие артикуляции, произвольного внимания, фонетикофонематического анализа. Развитие умения анализировать образец, зрительного восприятия формы, осязательных ощущений. Развитие моторики, произвольного внимания, фонетикофонематического восприятия. Развитие самоконтроля, восприятия инструкции на слух, пространственного восприятия, произвольного внимания. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля. Тренировка объема, концентрации внимания. Развитие умения действовать по инструкции. Память. Тренировка памяти. Обучение способам эффективного запоминания. Развитие творческого воображения. Творческие способности и задатки. Развитие творческого воображения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Всего: 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 68 Тематическое планирование занятий в 3 классе № 1,2 3,4 5,6 7,8 9,10 11,12 13,14 15,16 17,18 19,20 21,22 Тема занятия Знакомство, снятие напряжённости и тревоги, формирование позитивного настроя на занятие. Развитие зрительной опосредованной памяти, логического мышления, произвольности движений. Развитие мышления (процессы обобщения, установление закономерностей), опосредованной памяти. Развитие внутреннего плана действия, вербального мышления (выявление отношения противоположности), произвольного внимания(устойчивость). Создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе, снятие эмоциональной напряженности детей. Развитие ассоциативного и обобщающего мышления, воображения. Развитие внутреннего плана действия, произвольности движений, самоконтроля. Развитие зрительной памяти, объема внимания, вербального мышления, пространственных представлений. Развитие чувства эмпатии, умения распознавать разные эмоциональные состояния; формирование позитивного восприятия окружающейдействительности, чувства доброты. Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков), слуховых ощущений, произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие словесно-логического мышления (аналогии), внутреннего плана действия, произвольности движений. Количеств о часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 23,24 25,26 27,28 29,30 31,32 33,34 35,36 37,38 39,40 41,42 43,44 45,46 47,48 49,50 51,52 53,54 55,56 57,58 59,60 61,62 63,64 65,66 67,68 Развитие мышления (умение сравнивать), осязательных ощущений, воображения. Формирование позитивного восприятия окружающей действительности, чувства уверенности; мышечная релаксация. Развитие вербальной опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). Развитие пространственных представлений, вербального мышления, зрительной памяти. Развитие внутреннего плана действия, мышления (операция сравнения). Расширение представлений о чувствах, развитие способности понимать эмоционального состояния людей; формирование мотивации совместной деятельности. Развитие логического мышления, произвольного внимания (устойчивость), чувства времени. Развитие мышления (процессы синтеза), произвольного внимания (переключение). Развитие воображения, пространственных представлений, логического мышления. Расширение представлений о себе, обучение видению своих достоинств; анализу своих поступков и поступков других. Развитие логического мышления, произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности). Развитие мышления (установление закономерностей, операция сравнения), внимания, внутреннего плана действия. Развитие внутреннего плана действия, мышления (процессы синтеза). Развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей; расширение багажа знаний об эмоциональных состояниях. Развитие слуховой памяти, произвольного внимания, пространственных представлений, произвольности движений. Расширение возможностей взаимопонимания между детьми; обучение навыкам сотрудничества и дружелюбию во взаимоотношениях сокружающими. Развитие мышления (установление закономерностей, операция сравнения), внимания, внутреннего плана действия. Развитие зрительного восприятия. Развитие слухового восприятия. Органы чувств и их участие в восприятии. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие творческого воображения. Творческие способности и задатки. Развитие творческого воображения. Творческие способности и задатки. Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68 Тематическое планирование занятий в 4 классе № 1,2 3,4 5,6 7,8 9,10 11,12 13,14 15,16 17,18 19,20 21,22 23,24 25,26 27,28 29,30 31,32 33,34 35,36 37,38 39,40 Тема занятия Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; развитие вербального мышления (обобщение), зрительной памяти. Развитие понятийного мышления, зрительно-моторной координации, воображения. Развитие вербального мышления (анализ), развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления, пространственных представлений, зрительной памяти. Развитие внутреннего плана действия, логического мышления, произвольности интеллектуальных процессов. Развитие слуховой памяти, умения сравнивать, наглядно-образного мышления (установление закономерностей). Снятие эмоционального напряжения детей, обучение навыкам релаксации; развитие воображения. Развитие вербального мышления, произвольности движений; отработка приемов лицевой экспрессии, соответствующих различным эмоцинальным состояниям. Развитие понятийного мышления, осязательного восприятия, зрительной памяти. Развитие вербально-смыслового анализа, понятийного мышления (в отношении «целое - часть»), глазомера и зрительно-моторных координаций. Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения), наглядно-образного мышления (установление закономерностей). Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений), произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов), опосредованной памяти. Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»), вербальносмыслового анализа, пространственных представлений. Развитие внутреннего плана действия, логического мышления, вербального мышления (выявление отношения противоположности); формирование у детей нравственных представлений. Развитие наглядно-образного мышления, произвольности движений (точность), вербального мышления (выявление отношения противоположности). Развитие произвольного внимания, мышления (абстрагирование), зрительной памяти; коррекция самооценки, формирование адекватного «Яобраза». Развитие понятийного мышления, пространственных представлений, опосредованной памяти. Развитие глазомера и зрительно-моторных координации, внутреннего плана действия, мышления (установление закономерностей). Развитие произвольности движений, мышления (анализ через синтез), наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания, зрительного восприятия, зрительной памяти. Количество часов 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 41,42 43,44 45,46 47,48 49,50 51,52 53,54 55,56 57,58 59,60 61,62 63,64 65,66 67,68 Развитие логического мышления, произвольного внимания; расширение представлений о чувствах вины и стыда, обучение осознавать взаимосвязь между поступками, их причинами и последствиями. Развитие понятийного мышления, пространственных представлений, опосредованной памяти. Развитие глазомера и зрительно-моторных координации, внутреннего плана действия, мышления (установление закономерностей). Развитие вербального мышления, пространственных представлений, воображения; обучение техникам ауторелаксации и саморегуляции. Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»), нагляднообразного мышления. Развитие навыков ауторелаксации, саморегуляции и самоконтроля; развитие понятийного мышления (обобщение), логического мышления. Развитие понятийного мышления (обобщение), пространственной ориентации; развитие у детей навыков рефлексии и чувства эмпатии. Развитие наглядно-образного мышления, непосредственной памяти, произвольного внимания; формирование адекватного «Я- образа». Развитие мыслительной деятельности, внимания, координации движений. Развитие вербального мышления (отношения последовательности). Развитие работы обоих полушарий, подготовка к усвоению знаний. Развитие кинестетического восприятия. Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). Активизация структур, обеспечивающих запоминание, повышение устойчивости внимания. Развитие зрительной памяти. Развитие творческого воображения. Творческие способности и задатки. Развитие потребности в сотрудничестве, толерантных установок в общении. Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 34 6. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса № Наименования учебно-методического и материально-технического обеспеп/п чения образовательного процесса 1 Электронная продукция Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IVклассов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008. Локалова Н.П.120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IVклассов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008. 2 Печатные пособия Ахмадуллин Ш. Т. «Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное. Книга-тренинг для младших школьников от 6 до 9 лет. - М.: Филипок и К, 2019. – 192с., цв. ил.» Ахмадуллин Ш. Т. Как легко учиться в младшей школе! От 7 до 12. Книга для родителей/Шамиль Ахмадуллин. – Москва: издательство АСТ, 2019. – 256с.: ил. (Уникальные методики развития) Ахмадуллин Ш. Т., Ахмадуллин И.Т. Развиваем мозг. Книга о том, как тренировать логику и улучшить мышление у детей 7-12 лет. – М.: Филипок и К, 2019. – 192 с., цв. ил. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 2002. -207с. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем внимание с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 3-е изд. – С.: Генезис, 2018. - 72 с. + (22л.) Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем речь с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2019. - 80 с. + (22л.) Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - С-Петербург: Речь, 2003 Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. М., 2001. Панфилова М.А. Страхи в домиках. «Школьный психолог» №8, 1999 Скоро в школу: сказочно-игровой курс для подготовки ребенка к школе. /Н.В. Овсяник. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 г. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 4-е изд. – С.: Генезис, 2017. - 64 с. + (28л.) Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2018. - 64 с. + (22л.) Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов /Под ред. Е.А. Екжановой. - М.: Крылья, 2012. -388с. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие /Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 1. - М.: Генезис, 2000 Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы). – 7-е изд. – М.: Генезис, 2015. – 312 с. Шишкова С.Ю. «Буквограмма» 3 4 5 6 Диагностический материал «Психологическая технология оптимизации обучения и развития школьников» (ТООР) Л.А. Ясюковой (в 3-х частях): I часть «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». II часть «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка, дошкольный и младший школьный возраст. Филимоненко Ю.И. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант): методическое руководство / Ю.И. Филимоненко, В.И. Тимофеев. – СПб.: ИМАТОН, 2016. – 112 с. Технические средства обучения и оборудование кабинета Компьютер. Принтер. Стол учительский. Ученические стол с комплектом стульев на 7 человек. Led-панель Песочный стол «Эксклюзив – 2» Игровой материал Мухаматулина Е., Михеева Н. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!» Шишкова С.Ю. «Буквограмма» Канцелярия Цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, тетради, ручки, линейка, клей, цветной скотч.