Азбука жизни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 64
от «27» августа 2021г.
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Учебный год 2021/2022
Составители Чистяков И.А.
Направление Духовно-нравственное
Название «Азбука жизни»
Класс 1-4
Уровень образования Начальный общий
Срок освоения программы 4 года
Количество часов по учебному плану 1 класс-1 час/33 часа в год
2-4 класс-1час/34 часа в год

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «27» августа 2021 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука жизни»
Курс «Азбука жизни» представляет систему занятий для обучающихся 1-4 класс
Курс включает 135 занятий: одно занятие в неделю, 33 занятия 1класс, 2-4 класс-34 часа в неделю
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1-4 класс – 40 минут.
1.
Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности
1.1 Опыт ценностных ориентаций. Личностные универсальные учебные действия.
- Бережное, заботливое отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру.
-Здоровье человека.
-Сознательное отношение к своему здоровью, культура правильного питания,
-Бережное отношение к природе.
-Уважение к государству, его символам, законам, Конституции.
-Уважение к людям.
-Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ .
-Дружба, взаимопонимание между народами.
-Уважение к культуре других народов.
-Умение соблюдать правила добрососедства.
-Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие человека таким, какой он есть.
- Уважение к народной мудрости, заключённой в сказках, пословицах, поговорках.
-Представление о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка.
-Осознание связи прошлого, настоящего и будущего.
-Бережное отношение к семье.
-Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям.
-Любовь к родным и близким, умение её выражать.
- Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности труда.
- Умение находить радость в окружающем мире, общении с людьми, доставлять радость другим.
Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу.
-Стремление к взрослению.
-Ценность науки, знания.
-Бережное отношение к книге.
-Знание основных моральных норм жизни в обществе.
-Умение видеть ценность и уникальность понимания чувств других людей, каждого человека.
- Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах.

-Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми.
-Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности,
вежливости, находчивости, целеустремлённости, справедливости, честности и др.
-Установка на здоровый образ жизни.
1.2 Опыт творческой деятельности. Коммуникативные, регулятивные и познавательные
универсальные учебные действия.
-Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать
с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий.
-Овладение навыками учебного сотрудничества.
-Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.
-Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.
-Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности.
-Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения.
-Умение пользоваться вежливыми словами (слова приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощения и др.).
-Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к
общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры.
- Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.
-Создание творческих работ, коллективных и индивидуальных проектов.
- Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх.
-Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из
справочной литературы.
- Инсценировка отрывков из сказок, стихотворений.
-Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения.
-Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
-Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять
развёрнутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала.
-Умение находить информацию иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться
словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности.
-Выполнение сравнения анализа, синтеза , классификации, обобщения.
-Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
1.3 Планируемые результаты
Выделяются три уровня планируемых результатов.

Первый уровень – приобретение младшими школьниками с ОВЗ социальных знаний и представлений: о России как Родине,
Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребёнка, о нравственных нормах и
правилах культурного поведения в обществе, в школе, в семье.
Второй уровень – получение младшими школьниками с ОВЗ опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности,
способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Третий уровень – получение младшими школьниками с ОВЗ опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становления у
детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы курса «Азбука жизни» реализуется через систему внеурочных занятий с детьми. Первое занятие по каждому
разделу является вводным. В нём раскрываются общие понятия, которые затем будут конкретизированы на других занятиях четверти.
Последнее занятие темы является обобщающим. Такое занятие проводится, как правило, в игровой форме, но могут быть использованы
другие формы: устный журнал, путешествие и др. Целесообразно проводить обобщающее занятие совместно с родителями учащихся в
форме детско-родительских праздников.
В 1 классе предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Важно включить детей в активную деятельность,
для этого используются беседы с учителем и одноклассниками, дидактические и ролевые игры, разыгрывание и анализ конкретных
ситуаций, упражнения.
Во 2 – 4 классах занятия проводятся с использованием мультимедийных ресурсов, дидактических материалов.
Внеурочные занятия во 2 – 4 классах включают в себя несколько обязательных компонентов: эмоциональное введение в тему занятия;
информационная часть - чтение текстов, рассказ детей, работа над понятиями, рассказ учителя. Обмен информацией в группах, в парах;
чтение художественных текстов учителем или детьми, их обсуждение; выполнение коммуникативных заданий.
Дополнительные формы работы по программе: игры, тренинги, экскурсии, праздники. По содержанию они тесно связаны с
обязательной частью программы, но при этом связаны с другими направлениями внеурочной деятельности (познавательной, художественноэстетической, краеведческой и др.)
Особое внимание в программе уделяется элементам исследовательской деятельности. Так в 1 классе детям предлагается выполнить
мини-исследования, мини-проекты, связанные с поиском и анализом информации, которую они смогут получить из доступных источников,
например, от других людей.
Предполагается также включение учащихся со 2 класса в проектную деятельность, в том числе участие в социальных проектах.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:

познавательная беседа;

этическая беседа;

профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
упражнения и тренинги;
экскурсии;
тестирование
практическая работа
Содержание программы
Класс
I четверть
II четверть
Модуль «Мои
Модуль «Азбука
1
обязанности и права»
безопасности»
Модуль «Мой
Модуль «Азбука
безопасный дом»
безопасности»
2
Модуль
Модуль « Разговор о
«Моя
безопасность
»
правильном
питании»
3







4

Модуль «Азбука
экономиста»

Модуль « Азбука
здоровья»

III четверть
Модуль «Я и мы»
Модуль «Я и мы»
Модуль «Мои
обязанности и права»,
«Продолжим разговор
о правильном питании»
Модуль «Здоровье и
безопасность»

IV четверть
Модуль «Азбука
здоровья»
Модуль «Азбука
здоровья»
Модуль
« Если нужна моя
помощь»»
Модуль «Я и мои
друзья»

Календарно - тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№Тема занятия

Кол.
час.

п/п

Форма
занятия

Элементы
содержания
(ключевые слова)

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Результат
работы

Знать права и
обязанности школьника
Уметь соблюдать правила
поведения в школе

Умение
контролировать своё
поведение

Рисунок «Я
ученик»

Модуль «Мои права и обязанности» - 8 часов
Задача: формирование представлений о поведении в школе, школьном укладе жизни.
1.

Мы теперь не
просто дети, мы
теперь ученики.

1

Беседа

Ученик, учитель,
школа, Устав школы

2.

Мои
одноклассники.
Наши
школьные
обязанности.

1

Занятие- Ученик, класс,
тренинг одноклассник

Знать правила общения с
одноклассниками
Уметь наладить
доброжелательное,
бесконфликтное общение
с одноклассниками

Умение установить
доброжелательное,
бесконфликтное
общение

Диагностика
«Рукавички»

3.

Школьные
вещи – наши
помощники.

1

П
рактику
м

Учебник, тетрадь,
дневник, портфель,
пенал.

Знать правила бережного
пользования школьными
принадлежностями.
Уметь безопасно работать
со школьными
предметами.

Умение
ориентироваться в
учебнике, тетради,
портфеле.

Игра
«Соберись в
школу сам»

4.

Книги – наши
друзья и
помощники

1

Экскурс
ия

Книга, библиотека,
части книги.

Знать, почему книги
стали помощниками и
друзьями человека
Уметь находить книгу,

Умение бережно
обращаться с книгой

Презентация
книги ( по
выбору)

Дата

правильно называть части
книги
5.

Мои учителя.

1

Праздник ко
Дню
учителя

День учителя, роль
учителя,
благодарность

Знать правила поведения
во время праздника
Уметь поздравить
учителя с праздником

Формирование
нравственных
чувств:
благодарность,
уважение.

Поздравительная открытка

6.

Школьные
традиции.

1

Практикум

Традиция, правило

Знать традиции школы,
уклад школьной жизни
Уметь принимать их как
норму общества.

Формирование
интереса к
традициям школы.

Мини - проект
«Традиции
школьной
жизни»

7, 8.

Итоговое
занятие «День
рождения
класса »

2

Праздник

Знать правила поведения.
Уметь использовать
полученные знания в
повседневной жизни

Формирование
нравственных
чувств: дружба,
доброта,
вежливость.

Рисунок «Мой
класс»

Применять
полученные знания
на практике.

Изготовить
модель
светофора

Модуль «Азбука безопасности» - 8 часов
Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице.
9

Азбука
безопасного
поведения на
улице

1

Беседа

Светофор, дорога,
проезжая часть,
тротуар,
дорожные знаки

Знать дорожную азбуку.
Уметь пользоваться
дорожной азбукой.

10

Умелый
пешеход

1

Игра

Зебра, виды
переходов,
перекрёсток.

Знать дорогу от школы до Применять
дома.
полученные знания
Уметь применять закон
на практике
улиц и дорог

Составить
индивидуальн
ый маршрут
«Дорога от
школы до
дома»

11

Как рождаются
опасные
ситуации на
дороге.

1

Занятиепутешес
твие

Зебра, перекрёсток,
регулировщик,
опасный поворот,
авария.

Знать какую опасность
таит в себе дорога.
Уметь критически
мыслить

Воспитывать
культуру поведения
пешехода.

Составить
памятку.

12

Мы
пассажиры.

1

Заочная
экскурс
ия

Пассажир, водитель,
ремни безопасности,
остановка, проезжая
часть.

Знать правила
пассажиров.
Уметь применять правила
в общественном
транспорте и на
остановках.

Воспитывать
дисциплинированно
сть и внимание.

Составить
памятку
«Правила
выхода
пассажиров»

13

Островок
безопасности

1

Игра
«Мараф
он»

Тротуар, переход,
светофор,
подземный переход,
наземный переход,
обочина.

Знать безопасные места.
Уметь принимать
правильное решение.

Развивать навыки
определения
опасных зон и
ситуаций.

План-схема
безопасных
мест перехода
в нашем
микрорайоне.

14

Машины и
пешеходы

1

Виктори
на

Дорожные знаки,
Знать правила
троллейбус, трамвай, безопасного поведения.
остановочный путь
Уметь находить
правильный ответ на
поставленный вопрос.

Оценивать
правильность и
безопасность
действий водителей,
пешеходов и
пассажиров.

Минивикторина по
ПДД.

15

Как
разговаривает
улица

1

Группов
ая
работа

Предупреждающие
знаки, запрещающие
знаки,
предписывающие
знаки,
информационноуказательные знаки.

Знать каждую группу
знаков.
Уметь классифицировать
знаки

Развивать
познавательные
процессы
обучающихся.

Мини-проект в
группах.

16

Что значит
быть
ответственным
?

1

Диспут

Внимание,
опасность,
Госавтоинспекция

Знать ПДД.
Уметь применять на
практике.

Формирование
ответственного и
безопасного
поведения на улице.

Плакат,
призывающий
соблюдать
ПДД.

17

Знай правила
движения как
таблицу
умножения.

1

Брейнринг

Азбука улиц и дорог

Знать дорожную азбуку.
Уметь следовать нормам
поведения

Сознательное
выполнение правил
дорожного
движения.

Макет значка
«Отличникпешеход»

Модуль «Я и мы» - 9 ч
Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его
личностных качеств.
18

Азбука эмоций.

1

19

Правила
жизни.

1

Беседа.
Групповая
работа.

Дискуссия

Радость, гнев,
печаль,
раздражение,
грусть, удивление,
ярость, обида, стыд,
грубость и т.д.

Знать, понимать и
оценивать свои эмоции.
Уметь управлять
собственными эмоциями.

Формирование
межличностных
отношений на
основе способности
сопереживать,
помогать другому.

Составить
правила
общения.

Доброта, гармония,
простота, контакт,
понимание,
выдержка,

Знать правила хорошего
тона и этикета.
Уметь применять в
жизни правила хорошего

Развитие навыков
позитивного
социального
поведения на основе

Составить
алгоритм
взаимодействия.

Город
вежливости.

1.

21

Будь
человеком.

1

22

Что такое
чувства?

1

Этюды на
распознавание
жестов и
мимических
средств
выражения
эмоционального состояния.

1

20

23.

Ролевая игра

спокойствие,
благодарность,
толерантность.

тона.

умения
сотрудничать друг с
другом.

Вежливые слова:
спасибо,
пожалуйста, до
свидания,
спокойной ночи,
извините и т. д.

Знать слова вежливости.
Уметь применять слова
вежливости в
повседневной жизни.

Овладение
современными
средствами
коммуникации.

Инсценировка
жизненных
ситуаций.

Знать эмоциональноволевую сферу человека.
Уметь быть адекватным
при взаимодействии с
другими людьми в
различных ситуациях.

Развитие
эмоциональной и
волевой сферы.

Составить
самохарактеристику
«Какой я?»

Обида, страх,
злоба, гнев, добро.

Знать отличительные
характеристики данных
видов чувств.
Уметь определять
эмоциональное состояние
человека.

Владение приёмами
изменения
эмоционального
состояния и
настроения
партнёра.

Раскрасить
свои чувства.

Виды мимики,
жестов, улыбка,
взгляд.

Знать язык мимики и
жестов.
Уметь распознавать
мимику и жесты.

Формирование
умения управлять
своими эмоциями.

Составить
свою
пиктограмму.

Добро и зло,
Читательская презрение и печаль,
конференция отвращение и гнев,
.
уважение,
честность,
взаимопонимание.
Игры-шутки

Диалог

24

Час
нравственного
разговора «Что
такое хорошо»

1

Беседа

Комплимент, темп
речи, чувство вины,
понимание,
выдержка,
спокойствие.

Знать «Что такое
хорошо….»
Уметь оценивать
собственное поведение,
мысли и эмоции и
отвечать за их
последствия.

Оценивание своих
поступков, чувств,
переживаний.

Игра «Сад
камней»

25

Давайте
говорить друг
другу
комплименты
Этюды для
моделирования
положительных черт
характера.

1

Утренникигра
Практикум

Комплименты:
добрый,
внимательный,
красивый,
любознательный.
Выдержка,
спокойствие,
самоуважение,
самопохвала,
самооценка,
отзывчивость.

Знать комплименты.
Уметь применять
комплименты в
различных ситуациях.
Знать характеристики
положительных черт
характера.
Уметь собирать
информацию об основных
чертах характера, его
ценностях и установках.

Формирование
коммуникативных
навыков.
Формирование
уважительного
отношения друг к
другу.

Подготовить
комплимент –
сюрприз.
Создать
портрет
положительны
х черт
характера
своего друга.

26

Самооценка и
взаимооценка,
как способ
познать себя и
других

Тестирование
1

Личностная
характеристика
человека.

Знать личные качества.
Уметь анализировать
черты своего характера.

Регулирование
собственного
эмоционального
состояния.

Тест
«Довольны ли
вы собой?»

Формирование
навыков ЗОЖ.

Составить
индивидуальную памятку о

Цикл «Азбука здоровья» - 8 часов
Задача: формирование представлений о своем физическом «Я»
27

Азбука
здоровья.

1
Беседа

Питание, зарядка,
закаливание,
гигиена,

Знать основные
составляющие здоровья.
Уметь соблюдать ЗОЖ.

двигательная
активность.

соблюдении
ЗОЖ.

28

Твой организм.

1

Урокпознание
1

Части тела и
органы человека.

Знать свой организм.
Уметь определять и
называть части тела и
органы человека

Формирование
знаний о строении
тела человека.

Нарисовать
себя и
обозначить
части тела.

29

Режиму дня –
мы друзья.

1

Ролевая игра

Сон, питание,
учёба, отдых,
гигиена, прогулка и
др.

Знать основные
режимные моменты.
Уметь создавать
оптимальные условия для
укрепления здоровья и
повышения
работоспособности.

Формирование
представлений о
режиме дня.

Составить свой
режим дня.

30

Откуда берутся
грязнули?

1

Групповая
работа

Кожа, волосы,
ногти, полость рта.

Знать правила ухода за
своим телом.
Уметь ухаживать за
своим телом.

Формирование
представлений о
личной гигиене.

Подобрать
загадки о
предметах
гигиены.

31

Как и чем мы
питаемся?

1

Урокпутешествие

Витамины, белки,
жиры, углеводы,
режим питания.

Знать основные виды
питательных веществ и их
значение для человека.
Уметь делать правильный
выбор в питании.

Формирование
представлений о
правильной и
здоровой пище.

Проект
«Здоровые
продукты»

32

Как стать
нехворайкой?

1

Подвижные
игры

Игра «Мое тело»,
«У медведя во
бору», «Полезно вредно», и др.

Знать виды подвижных
игр для правильной
работы организма.
Уметь оценивать
состояние собственного
тела.

Формирование
физического и
психического
развития учащихся.

Подобрать
подвижную
игру.

33

«Румяные
щёчки»

1

Живой
журнал о
здоровье

Правила здорового
образа жизни
(обобщение)

Знать правила ЗОЖ.
Уметь организовать ЗОЖ.

Формирование
культуры здоровья.

Проект
« Портрет
физически
здорового
человека»

Календарно - тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№
п/
п

Тема урока

Кол.
час.

Форма
занятия

Элементы
содержания
(ключевые слова)

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Результат
работы

Модуль «Мой безопасный дом»- 8 часов
Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска
1 Беседа

Электрический ток,
розетка, газ, таблетки,
витамины, уксус.

Знать опасность самых
обычных вещей.
Уметь соблюдать
осторожность при
обращении с ними

Учить детей видеть
опасность со
стороны самых
обычных вещей.

Рисунок
«Опасные
предметы»

Занятиеоткрытие

Огонь, спички,
зажигалка, свечи,
костёр.

Ролевая
игра

Пожар, отравление,
эвакуация.

Учить детей
безопасному
обращению со
взрослыми
опасными
предметами.
Учить детей
ориентироваться в
сложившейся
ситуации.

Участие в
конкурсевыставке
«Служба
спасения 01»

1

Знать правила
обращения с опасными
предметами.
Уметь соблюдать
осторожность при
применении.
Знать правила
безопасности.
Уметь быстро принять
решение.

1

Группова
я работа

Службы: 01, 02, 03,
04.

Знать номера служб
быстрого реагирования
и общие правила.
Уметь вызвать

Учить детей
диалогу общения
при вызове служб.

Инсценировка
вызова служб.

1

1
Наши
помощники и
враги

1

2.

Огонь – друг и
враг человека

1

3.

Упражнения и
игры на
развитие
быстроты
принятия
решений
Экстренные
вызовы. Общие
правила.

4.

Составить план
действия для
принятия
решения.

Дата

5.

Как не стать
жертвой
преступления?

1

Беседа

Подозрительный тип,
полиция.

6.

Как принять
правильное
решение?

1

Деловой
практикум

Нападение,
ограбление, пожар.

7,8
.

Итоговое
занятие «»Мой
безопасный дом»

2

Тренинг

Обобщение всех
ключевых слов темы.

необходимую службу
Знать правила
поведения в
непредвиденных
ситуациях.
Уметь применять
элементарные приёмы
самозащиты.
Знать правила по
технике безопасности.
Уметь применять их в
жизненных ситуациях.
Знать правила
безопасного поведения.
Уметь использовать
полученные знания в
повседневной жизни

Учить детей
наблюдательности
и вниманию

Составить
правила
поведения в
непредвиденных
ситуациях.

Учить детей
умению не
растеряться в
сложившейся
ситуации.
Учить владеть
навыками
самозащиты и
самосохранения.

Составить
алгоритм
действия.

Применять
полученные знания
на практике.

Изготовить
модель светофора

Мини-проект по
правилам
безопасного
поведения.

Модуль «Азбука безопасности» - 8 часов
Задача: формирование ответственного и безопасного поведения на улице.
9

Азбука
безопасного
поведения на
улице

1

Беседа

Светофор, дорога,
проезжая часть,
тротуар,
дорожные знаки

Знать дорожную азбуку.
Уметь пользоваться
дорожной азбукой.

10.

Умелый
пешеход

1

Игра

Зебра, виды
переходов,
перекрёсток

Знать дорогу от школы
до дома.
Уметь применять закон
улиц и дорог

Применять
полученные знания
на практике

Составить
индивидуальный
маршрут «Дорога
от школы до
дома»

11

Как рождаются
опасные
ситуации на
дороге.

1

Занятиепутешест
вие

Зебра, перекрёсток,
регулировщик,
опасный поворот,
авария.

Знать какую опасность
таит в себе дорога.
Уметь критически
мыслить

Воспитывать
культуру
поведения
пешехода.

Составить
памятку.

12

Мы
пассажиры.

1

Заочная
экскурсия

Пассажир, водитель,
ремни безопасности,
остановка, проезжая
часть.

Воспитывать
дисциплинированн
ость и внимание.

Составить
памятку «Правила
выхода
пассажиров»

13

Островок
безопасности

1

Игра
«Марафо
н»

Тротуар, переход,
светофор, подземный
переход, наземный
переход, обочина.

Знать правила
пассажиров.
Уметь применять
правила в общественном
транспорте и на
остановках.
Знать безопасные места.
Уметь принимать
правильное решение.

Развивать навыки
определения
опасных зон и
ситуаций.

План-схема
безопасных мест
перехода в нашем
микрорайоне.

14

Машины и
пешеходы

1

Викторин
а

Дорожные знаки,
троллейбус, трамвай,
остановочный путь

15

Как
разговаривает
улица

1

Группова
я работа

Предупреждающие
знаки, запрещающие
знаки,предписывающ

Знать правила
безопасного поведения.
Уметь находить
правильный ответ на
поставленный вопрос.

Оценивать
правильность и
безопасность
действий
водителей,
пешеходов и
пассажиров.
Знать каждую группу
Развивать
знаков.
познавательные
Уметь классифицироват процессы

Мини-викторина
по ПДД.

Мини-проект в
группах.

16

Знай правила
движения как
таблицу
умножения.

1

Брейнринг

ие знаки,
информационноуказательные знаки.
Азбука улиц и дорог

ь знаки

обучающихся.

Знать дорожную
азбуку.
Уметь следовать
нормам поведения

Сознательное
выполнение правил
дорожного
движения.

Макет значка
«Отличникпешеход»

Модуль «Я и мы» - 10 ч
Задача: Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных
качеств.
17,
18

Азбука эмоций.

2

19

Правила
жизни.

1

Беседа.
Групповая
работа.

Дискуссия

Радость, гнев,
печаль,
раздражение,
грусть, удивление,
ярость, обида,
стыд, грубость и
т.д.
Доброта,
гармония,
простота, контакт,
понимание,
выдержка,
спокойствие,
благодарность,
толерантность.

Знать, понимать и
оценивать свои эмоции.
Уметь управлять
собственными эмоциями.

Формирование
межличностных
отношений на
основе способности
сопереживать,
помогать другому.

Составить
правила
общения.

Знать правила хорошего
тона и этикета.
Уметь применять в
жизни правила хорошего
тона.

Развитие навыков
позитивного
социального
поведения на
основе умения
сотрудничать друг
с другом.

Составить
алгоритм
взаимодействия.

20

Город
вежливости.

1.

21

Будь
человеком.

1

Ролевая игра

Читательская
конференция.

22

Что такое
чувства?

1

Вежливые слова:
спасибо,
пожалуйста, до
свидания,
спокойной ночи,
извините и т. д.

Знать слова вежливости.
Уметь применять слова
вежливости в
повседневной жизни.

Овладение
современными
средствами
коммуникации.

Инсценировка
жизненных
ситуаций.

Добро и зло,
презрение и
печаль,
отвращение и
гнев, уважение,
честность,
взаимопонимание.
Обида, страх,
злоба, гнев, добро.

Знать эмоциональноволевую сферу человека.
Уметь быть адекватным
при взаимодействии с
другими людьми в
различных ситуациях.

Развитие
эмоциональной и
волевой сферы.

Составить
самохарактеристику «Какой я?»

Знать отличительные
характеристики данных
видов чувств.
Уметь определять
эмоциональное
состояние человека.
Знать язык мимики и
жестов.
Уметь распознавать
мимику и жесты.

Владение приёмами
изменения
эмоционального
состояния и
настроения
партнёра.
Формирование
умения управлять
своими эмоциями.

Раскрасить свои
чувства.

Знать «Что такое
хорошо….»
Уметь оценивать
собственное поведение,
мысли и эмоции и

Оценивание своих
поступков, чувств,
переживаний.

Игра «Сад
камней»

Игры-шутки

23

24

Этюды на
распознавание
жестов и
мимических
средств
выражения
эмоциональног
о состояния.
Час
нравственного
разговора «Что
такое хорошо»

Виды мимики,
жестов, улыбка,
взгляд.

1

Составить свою
пиктограмму.

Диалог

1

Беседа

Комплимент, темп
речи, чувство
вины, понимание,
выдержка,
спокойствие.

Комплименты:
добрый,
Утренниквнимательный,
игра
красивый,
любознательный.
Выдержка,
спокойствие,
самоуважение,
самопохвала,
Практикум
самооценка,
отзывчивость.
Личностная
Тестирование характеристика
человека.

отвечать за их
последствия.
Знать комплименты.
Уметь применять
комплименты в
различных ситуациях.

Формирование
коммуникативных
навыков.

Подготовить
комплимент –
сюрприз.

Формирование
уважительного
отношения друг к
другу.
Регулирование
собственного
эмоционального
состояния.

Создать портрет
положительных
черт характера
своего друга.
Тест «Довольны
ли вы собой?»

Знать основные
составляющие здоровья.
Уметь соблюдать ЗОЖ.

Формирование
навыков ЗОЖ.

Знать свой организм.
Уметь определять и
называть части тела и
органы человека
Знать основные
режимные моменты.
Уметь создавать

Формирование
знаний о строении
тела человека.

Составить
индивидуальную
памятку о
соблюдении
ЗОЖ.
Нарисовать себя
и обозначить
части тела.

25

Давайте
говорить друг
другу
комплименты

26

1
Знать характеристики
Этюды для
положительных черт
моделировахарактера.
ния
Уметь собирать
положительинформацию об
ных черт
основных чертах
характера.
характера, его ценностях
Самооценка и
и установках.
взаимооценка,
Знать личные качества.
как способ
Уметь анализировать
познать себя и
черты своего характера.
других
Модуль «Азбука здоровья» - 8 часов
Задача: формирование представлений о своем физическом «Я»

27

Азбука здоровья.

1

1
1Беседа

28

Твой организм.

Урокпознание

1

Питание, зарядка,
закаливание,
гигиена,
двигательная
активность.
Части тела и
органы человека.

1
29

Режиму дня – мы
друзья.

1

Ролевая игра

Сон, питание,
учёба, отдых,
гигиена, прогулка

Формирование
представлений о
режиме дня.

Составить свой
режим дня.

и др.

30

Откуда берутся
грязнули?

1

Групповая
работа

Кожа, волосы,
ногти, полость
рта.

31

Как и чем мы
питаемся?

1

Урокпутешествие

Витамины, белки,
жиры, углеводы,
режим питания.

32

Играй!

1

Подвижные
игры

Игра «Мое тело»,
«У медведя во
бору», «Полезно вредно», и др.

33
34

Журнал
здоровья

2

Живой
журнал о
здоровье

Правила
здорового образа
жизни
(обобщение)

оптимальные условия
для укрепления здоровья
и повышения
работоспособности.
Знать правила ухода за
своим телом.
Уметь ухаживать
за своим телом.
Знать основные виды
питательных веществ и
их значение для
человека.
Уметь делать
правильный выбор в
питании.
Знать виды подвижных
игр для правильной
работы организма.
Уметь оценивать
состояние собственного
тела.
Знать правила ЗОЖ.
Уметь организовать
ЗОЖ.

Формирование
представлений о
личной гигиене.
Формирование
представлений о
правильной и
здоровой пище.

Подобрать
загадки о
предметах
гигиены.
Проект
«Здоровые
продукты»

Формирование
физического и
психического
развития учащихся.

Подобрать
подвижную игру.

Формирование
культуры здоровья.

Проект «
Портрет
физически
здорового
человека»

3 класс
Календарно-тематическое планирование
(34 часа)
№
п/
п

Тема занятия

Кол.
час.

Форма
занятия

Элементы
содержания
(ключевые
слова)

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Результат
работы

Модуль «Моя безопасность» - 8 часов
Задача: формирование навыков самозащиты, избегания ситуаций риска
1.

Наши
помощники и
враги

1

Беседа

Электрический
ток, розетка, газ,
таблетки,
витамины, уксус.

Знать опасность самых
обычных вещей.
Уметь соблюдать
осторожность при
обращении с ними

Учить детей видеть
опасность со
стороны самых
обычных вещей.

Рисунок
«Опасные
предметы»

2.

Огонь – друг и
враг человека.
Упражнения и
игры на
развитие
быстроты
принятия
решений

1

Занятиеоткрытие

Огонь, спички,
зажигалка, свечи,
костёр.

Знать правила
обращения с опасными
предметами.
Уметь соблюдать
осторожность при
применении.

Учить детей
безопасному
обращению со
взрослыми
опасными
предметами.

Участие в
конкурсевыставке
«Служба
спасения 01»

3.

Юный друг
природы

1

Природоохра
нная акция

Знать правила
безопасного поведения

Учить детей
бережному

Уборка
территории

Дата

на природе
Уметь быстро
принять решение.

отношению к
природе.

4.

Экстренные
вызовы. Общие
правила.

1

Групповая
работа

Службы: 01, 02,
03, 04.

Знать номера служб
быстрого реагирования и
общие правила.
Уметь вызвать
необходимую службу

Учить детей диалогу
общения при вызове
служб.

Инсценировка
вызова служб.

5.

Как не стать
жертвой
преступления?

1

Беседа

Подозрительный
тип, полиция.

Знать правила
поведения в
непредвиденных
ситуациях.
Уметь применять
элементарные приёмы
самозащиты.

Учить детей
наблюдательности и
вниманию

Составить
правила
поведения в
непредвиденных
ситуациях.

6.

Как принять
правильное
решение?

1

практикум

Нападение,
ограбление,
пожар.

Знать правила по
технике безопасности.
Уметь применять их в
жизненных ситуациях.

Учить детей умению
не растеряться в
сложившейся
ситуации.

7.

Итоговое занятие 1
«Мой
безопасный дом»

Игра -тренинг

Обобщение всех
ключевых слов
темы.

Знать правилабезопасно
го поведения.
Уметь использовать
полученные знания в
повседневной жизни

Учить владеть
навыками
самозащиты и
самосохранения.

Мини-проект по
правилам
безопасного
поведения.

8

Азбука
безопасного
поведения на
улице

Беседа

Светофор, дорога,
проезжая часть,
тротуар,
дорожные знаки

Знать дорожную
азбуку.
Уметь пользоваться
дорожной азбукой.

Применять
полученные знания
на практике.

Модель
светофора

1

Модуль «Разговор о правильном питании» - 8 часов
Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни

9

Разговор о
правильном
питании. Из чего
состоит наша
пища.

1

Групповая
дискуссия.

Правильное
питание,
питательные
вещества, жиры,
белки, углеводы,
их роль в
организме

Знать о структурных
компонентах пищи:
жирах, белках,
углеводах, их функциях
в организме
Уметь вести дневник
здоровья

Формирование
понимания
значимости
правильного
питания

Игра: «Меню
сказочных
героев».

10

Здоровье в
порядке спасибо зарядке.

1

Исследование

Зарядка, пульс,
частота дыхания

Знать основные группы
упражнений комплекса
утренней зарядки.
Уметь организовать
свой режим дня с учётом
правильной физической
нагрузки.

Овладение и
принятие норм
физической
культуры

Комплекс
утренней
зарядки

11

Закаляйся, если
хочешь быть

1

Ролевая игра.

Виды
закаливания:

Знать, как правильно
закаливать свой

Развитие навыков
заботы о своём

Плакат «О
пользе

обливание
ступней,
обтирание
влажным
полотенцем,

здоров

организм
Уметь
правильно закаляться.

здоровье

закаливания»

воздушные
ванны
12

Как правильно
питаться, если
занимаешься
спортом

1

Диспут.

Физическая
нагрузка, спорт,
калорийность,
режим питания

Знать о зависимости
рациона питания от
физической активности
Уметь оценивать свой
рацион питания с учётом
физической нагрузки .

Формирование и
поиск своей позиции

Диагностика:
« Завтрак
чемпиона»

13

Где и как
готовят пищу

1

Экскурсия

Предметы
кухонного
оборудования,
правила гигиены
на кухне,
профессии
повара,
технолога.

Знать кухонные
приборы, их назначение,
правила гигиены при
готовке и хранении
пищи

Формирование
основ гигиены
питания

Мини-проект
«Чудо – печка»

14

Блюда из зерна

1

Заочная
экскурсия

Виды злаков,
традиционные
народные блюда,
сельскохозяйстве
нное
оборудование и
машины,
профессии людей,
связанные с
производством
хлеба

Знать трудовой процесс
от колоска до булочки
Уметь рассказать о
производстве хлеба.

Формирование
правильного
отношения к хлебу
как результату труда
многих людей

Мини - проект
«Из чего каша
родится»
Мини – проект
«Фирменное
блюдо моей
семьи» ( на
выбор)

15

Молоко и
молочные
продукты

1

Комплексное
занятие

Молоко, состав
молока, виды
молочных
продуктов,
способы
хранения,
молочные блюда
в разных регионах
России,
профессии
ветеринара,
зоотехника, дояра

Знать о питательных
свойствах молока и
молочных продуктов
Уметь различать
ассортимент молочных
продуктов.

Формирование
правильного
отношения к
потреблению
молочных продуктов

Игра исследование
«Удивительное
молоко»
(определение
жирности
молочных
продуктов)

1
16

Вода и другие
полезные
напитки

Комплексное
занятие

Питьевой режим,
разнообразие
напитков, очистка
питьевой воды,

Знать о роли воды для
нормальной работы
организма, как можно
сберечь воду.
Уметь рассчитать
личную норму
потребления воды в
зависимости от веса

Формирование
правильного
отношения к
потреблению воды,
её охране

Конкурс
плакатов
«Береги воду»

Всего 10 часов
Модуль «Мои обязанности и права» - 6 часов
Задача: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самопознания

17

Я – ребёнок, я
– человек. Я –
гражданин
России.

1

Круглый стол

Конституция РФ,
закон, права,
обязанности.

Знать права и обязанности
гражданина России.
Уметь владеть основными
правами и свободами
человека.

Формирование
системы
правовых знаний.

Мини-проект
«Символы
страны»

18

Я и мои
права.

1

КВН

Конвенция о
правах ребёнка.
Всеобщая
декларация прав
человека.

Знать свои права.
Уметь грамотно
пользоваться правами.

Формирование
необходимых
навыков правовой
и
демократической
культуры у
молодого
поколения.

Составить
памятку: «Я
имею права…»

19

Сказка ложь,

Правовая
1
игра

Выборы,

Знать смысл и значение

Воспитание

Провести

да в ней
намёк.
Выборы в
Лесную думу.

предвыборная
кампания,
голосование,
демократия,
свобода мысли.

демократических выборов.
Уметь делать
правильный выбор.

уважения к
правам и
свободам
личности.

конкурс
рисунков:
«Нарушение
прав сказочных
героев».

20

Герои книг
имеют право.

1

Конкурс

Жизнь, имя,
свобода, отдых и
т.д.

Знать основные права.
Уметь определять уровень
знаний своих прав.

Формирование
уважительного
отношения к
закону.

Инсценировка
(по группам)

21

Ответственно
сть в семье и
обществе

1

Деловая игра.

Свобода слова,
родители, семья,
правонарушение и
т.д.

Знать права, по которым
живут люди.
Уметь владеть навыками
уверенного поведения.

Развитие
правового
самопознания.

Анкета: «Моя
позиция».

22

Как надо
относиться к
природе и
животным.

1

Природоохра
нная акция

Ответственность,
трудолюбие,
равнодушие,
сердечность,
чуткость и т.д.

Знать правила достойного
поведения.
Уметь отвечать за свои
поступки.

Формирование
правовых знаний
законопослушног
о поведения и
основ
толерантности.

Природоохранная акция

Модуль « Продолжаем разговор о правильном питании» - 4 часа
Задача: формирование у обучающихся навыков культуры питания, здорового образа жизни
23

Что и как можно
приготовить из
рыбы

1

Комплексное
занятие

Рыба, рыбные
блюда в традициях
народов

Знать ассортимент рыбных
блюд
Уметь работать с
дополнительной
литературой,

Формирование
правильного
отношения к
потреблению
рыбы

Коллективное
панно « В
подводном
царстве»

23

Дары моря.

1

Игра путешествие

Морепродукты,
йодированная соль,
профессии людей,
связанных с морем

Знать моря России,
морепродукты, их полезные
свойства
Уметь рассказать о морях и
их обитателях

Формирование
правильного
отношения к
потреблению
рыбы,
йодированной
соли

Викторина « В
гостях у
Нептуна»

25

Кулинарное
путешествие по
России

1

Праздник

Традиции,
гостеприимство,
этикет

Знать особенности
традиционной кухни в
разных регионах России,
правила этикета.
Уметь представить
сообщение кулинарных
традициях региона ( по
выбору обучающегося)

Формирование
культуры
поведения, норм
этикета

Рассказ «Моё
любимое
блюдо»

26
Спортивный
праздник
Олимп
иада

Спортивно
е путешествие по
России
Олимпиада
здоровья

Виды
спорта,
национальные
спортивные игры,
спортсмен,
спортивные
достижения страны
Олимпиада,
девиз, питание,
спорт.

Знать о пользе
физической активности для
здоровья, о многообразии
спортивных занятий
Обобщить знания о
правилах питания,
полезных продуктах, о роли
физической культуры и
спорта в жизни каждого
ребёнка.
Уметь применять
полученные знания в
жизни.

Формирова
ние физической
культуры; отказа
от
малоподвижного
образа жизни.
Формирова
ние
положительного
отношения к
правильному
питанию и
активной
физической
нагрузке

Дневник
физического
развития
Диагнос
тика

Модуль « Если нужна моя помощь» - 8 часов
Задача: формирование знаний, умений и навыков в оказании первой помощи.
27

В стране
здоровья.

1

мини-проект

Человеческий
организм, здоровье,
здоровый образ
жизни.

Знать необходимое о
здоровом образе жизни
Уметь использовать
полученные знания в
повседневной жизни

Учить владеть
своим телом и
элементами
саморегуляции.

Пословицы о
здоровье.

28

Если из раны идёт
кровь. Первая
помощь при
порезах, ссадинах,
ушибах.

1

Практикум.

Ссадина, ушиб,
порез, йод, бинт,
повязка и т.д.

Знать правила оказания
помощи при травмах.
Уметь оказывать помощь
при травмах.

Формирование
сознательного и
ответственного
отношения к
здоровью.

Памятка

29

Первая помощь

1

Практикум.

Укус, жало, укол

Знать правила оказания

Формирование

Художествен-

при укусах.

адреналина, жгут,
лёд.

помощи при укусах.
Уметь применять правила
в данной ситуации.

знаний об
основных
правилах личной
гигиены.

ный минипроект
«Опасные
насекомые».

Первая помощь
при термических
ожогах.

1

Практикум.

Ожог, термический
ожог, тепловой
удар, холодный
компресс.

Знать правила личной
безопасности.
Уметь оказывать помощь
при ожогах.

Формирование
навыков
ответственного
поведения.

Рисунок
«Опасные
предметы».

Средства
индивидуальной
защиты.

1

Деловая игра.

Аптечка,
бактерицидный
пластырь,
аллергия,
профилактика,
головокружение,
слабость и т.д.

Знать средства
индивидуальной защиты.
Уметь владеть собой.

Формирование
здоровых
установок.

Работа в
группах:
«Средства
индивидуальной
защиты».

32

Первая помощь в
различных
ситуациях.

1

Беседа.
Ролевая игра.

Виды
кровотечений:
артериальное,
венозное,
капиллярное;
антисептики,
солнечный удар

Знать виды кровотечений.
Уметь оказывать первую
медицинскую помощь.

Формирование
здорового образа
жизни.

Игра:
«Помощь».
«Собрать
аптечку».

33

Что можно есть в
походе

1

Комплексное
занятие

Продукты питания,
дикорастущие
растения,
съедобные грибы

Знать меры
предосторожности в время
похода, способы
приготовления и хранения
продуктов питания
Уметь правильно
принимать решение.

Формирование
ответственного и
безопасного
поведения на
природе

Игра «Собери
рюкзак»

30

31

34

Заключительное
занятие «Подари
улыбку миру»

1

Праздник

Доброта,
толерантность,
щедрость,
доброжелательность нежность,
ласка.

Знать правила точности,
деликатности и вежливости
Уметь проявлять их в
отношении друг друга.

Формирование
бережного
отношения к
внутреннему
миру человека.

Мини-проект
«Я в мире..мир
во мне»

4 класс
Календарно-тематическое планирование
(34 часа)
№
п/
п

Тема урока

Кол.
час.

Форма
занятия

Элементы
содержания
(ключевые
слова)

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

Универсальные
учебные действия

Результат
работы

Модуль «Азбука экономиста» - 8 часов
Задача: формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.
1.

Что такое
экономика?

Беседа
1

Экономика,
экономист,
доходы, налоги,
аванс, авансовый
отчёт и т. д.

Знать элементарные
экономические понятия.
Уметь находить
взаимосвязи изучаемого
экономического материала
с другими областями
знаний и с жизнью

Формирование
основных
экономических
понятий

Составить
вопросы
«Почемучек».

1

2.

Что значить
экономить?

1

Практикум
(решение
задач)

Потребности,
возможности,
доходы, расходы,
время, деньги.

Знать свои возможности.
Уметь принимать
осознанное решение.

Формирование
умений
ориентироваться в
жизненных
ситуациях.

Составить свои
потребности в
соответствии с
возможностями.

3.

Без чего человеку
не обойтись?

1

Дискуссия.

Образование,
профессия,
заработная плата,
доходы.

Знать, что образование –
это один из путей для
достижения благополучия
в дальнейшей жизни.
Уметь развивать свои
возможности.

Формирование
основных
взаимоотношений
в обществе.

Составить план
действия для
принятия
решения.

Дата

4.

Магазин.

1

Ролевая игра.

Товары,
продавец,
покупатель, цена,
деньги.

Знать основную функцию
денег.
Уметь рассчитывать
стоимость своей покупки и
величину сдачи.

5.

Потребность в
образовании.

1

Дискуссия.

Знать источники
получения образования.
Уметь приводить примеры
потребностей и объяснять
их значение.

6.

Бюджет: доходы и
расходы семьи.

1

Групповая
работа.

Образованность,
уважение, знание,
библиотека,
семья, учебные
заведения.
Самообразование.
Заработная плата,
пенсии, пособия,
сбережения,
расходы.

7.

Может ли человек
обеспечить себя
сам?

1

Дискуссия.

Обязанности,
распределение,
услуги, выгода,
доходы.

8.

Экономическое
поле чудес.

1

Звёздный
час.

Банк, валюта,
бизнес,
бизнесмен,
банкир, банкрот.

Знать как появляются
доходы и откуда берутся
расходы в семье.
Уметь планировать
бюджет семьи.
Знатьраспределение
обязанностей в семье.
Уметь приводить примеры
распределения
обязанностей в семье и
объяснять выгоды.
Знать изученные
экономические понятия.
Уметь пользоваться
экономическим
инструментарием.

Формирование
деятельностного
подхода в процессе
использования
приобретённых
знаний.
Формирование
потребности в
обучении.

Игра
«Раcсчитай
свою покупку»

Формирование
умения «по
приходу делать
расход»

Составить
семейный
бюджет.

Формирование
культуры
экономического
мышления.

Игра «
Хозяюшка»

Воспитание
экономической
культуры и
общения.

Экономические
головоломки.

Инсценировка
С.Маршака
«Мастерломастер»

Модуль «Азбука здоровья» - 8 часов
Задача: формирование знаний, умений и навыков в профилактике инфекционных заболеваний.
9

Понятие об
инфекционных

1

Беседа.

Инфекция –
заражение,

Знать, что такое
инфекционное

Формирование
навыков личной

Нарисовать
рисунок

заболеваниях.

симптомы,
заразные болезни,
бактерии.

заболевание.
Уметь называть симптомы
инфекционных
заболеваний.

гигиены.

«Осторожно,
инфекция!»

Вирус, карантин,
пневмония,
гайморит, отит,
масочный режим,
закаливание.
Корь, вирус,
простуда,
насморк, кашель,
высыпания,
прививка.

Знать об основных
осложнениях коварного
гриппа.
Уметь пользоваться
полученными знаниями.
Знать симптомы данного
заболевания и его
осложнения.
Уметь правильно называть
свои ощущения.

Формирование
бережного
отношения к
собственному
организму.
Формирование
умения сообщать
взрослому о
недомогании.

Составить
памятку «Если
в доме
больной»

Знать о кишечных
инфекциях.
Уметь определять
симптомы кишечных
заболеваний.
Знать основные
гигиенические навыки.
Уметь следить за своим
организмом.

Формирование
умения следить за
своим телом.

Составить
алгоритм
самозащиты от
кишечных
заболеваний.
Составить
памятку
«Полезные
привычки»

Знать факторы,
разрушающие здоровье.
Уметь пользоваться
приобретёнными
знаниями.

Формирование
потребности в
здоровом образе
жизни.

Знать, отчего зависит

Формирование у

10

Коварный
грипп.

1

Беседа.

11

Чем опасна
корь?

1

Беседа.

12

Кишечные
инфекционные
заболевания.

1

Рассказ.

Гепатит А, В,
сальмонеллёз,
ротовирусная
инфекция.

13

Полезные
привычки
воспитывай с
детства.

1

Практикум.

14

Чистота и
здоровье

1

Викторина

15

«Наше

1

КВН

Профилактика,
гигиенические
навыки, зарядка,
уход за руками,
вещи.
Тело, предметы
личного
пользования,
гигиена при
общении с
животными.
Чистота,

Формирование
потребности
следить за собой.

Составить
памятку «Если
в доме
больной»

Художественн
ый минипроект
«Предметы
личной
гигиены»
Проект «Мои

закаливание,
отдых,
оздоровление.

здоровье»

16

«Я помогу себе
не болеть»

1

Круглый стол Ключевые слова
по данной теме.

наше здоровье.
Уметь пользоваться
практическими советами
по сохранению своего
здоровья.
Знать правила здорового
образа жизни.
Уметь пользоваться ими в
жизненных ситуациях.

обучающихся
необходимый
уровень
грамотности по
вопросам ЗОЖ
Воспитывать
активную позицию
в отношении ЗОЖ.

практические
советы»

Инсценировка
«Доктор
Айболит»
Мониторинг
здоровья.

Цикл «Здоровье и Безопасность»- 10 часов
Задача: формирование ответственного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
17

Что такое
чрезвычайная
ситуация?

1

Беседа.

Источники,
опасность, виды
чрезвычайных
ситуаций, РСЧС.

Знать, что такое
чрезвычайная ситуация.
Уметь называть источники
опасности

Формирование
знаний о
чрезвычайных
ситуациях.

Мини-проект
«ЧС»

18

Стихийные
бедствия.

1

Рассказ с
элементами
видеопоказа.

Знать о стихийных
бедствиях.
Уметь различать
землетрясения от
извержения вулкана.

Формирование
представлений о
грозных явлениях
природы.

Нарисовать
«Стихийное
бедствие»

19

Снежные
опасности.

1

Групповая
работа.

Явление
природы,
землетрясение,
сила, эпицентр,
очаг, вулкан,
извержение,
огнедышащие
горы.
Оползень, лавина,
снегопад.
Ураган, снежные
бури, способы
защиты.

Формирование
безопасного
поведения.

Составить
памятку
«Спасение»

20

Чрезвычайные

1

Беседа.

Знать основные способы
защиты в стихийных
бедствиях.
Уметь применять меры
предосторожности в
случае опасности.
Знать о чрезвычайных

Формирование

Составить

Наводнения,

Просмотр
цунами,
видеофильма. природные
пожары.

ситуации
природного
характера.

21

Правила
поведения и
эвакуации при
ЧС.

1

Сюжетная
игра.

22

Аварии на
транспорте.

1

Беседа

23

1
Пожары и
средства
пожаротушения.

Ролевая игра.

24

Город как
источник
опасности.

Путешествие.

1

Опасность,
экстремальная
ситуация,
государственная
служба
безопасности
Государственная
служба
безопасности,
перекрёсток,
ремень
безопасности,
детское кресло,
скорость и т. д.
Пожар, системы
оповещения:
световые,
речевые,
звуковые, взрыв,
угроза взрыва,
средства
пожаротушения.
Дорога,
транспорт, час
пик, позднее
время, авария,
большое
скопление людей,

ситуациях природного
характера.
Уметь правильно
ориентироваться в
чрезвычайной ситуации.
Знать основные принципы
самоспасения.
Уметь предвидеть
опасность и по
возможности избегать её.

готовности к
действиям в ЧС.

памятку «Мои
действия»

Формирование
умения предвидеть
опасность.

Составить
формулу
безопасности.

Знать причины ДТП.
Уметь пользоваться
средствами защиты.

Формирование
знаний, которые
помогут сохранить
жизнь.

Составить
памятку
пешехода.

Знать о причинах пожара
и средствах
пожаротушения.
Уметь пользоваться
средствами
пожаротушения.

Формирование у
обучающихся
умения быстро
принимать
решение в
сложившейся
ситуации.

Знать всевозможные
опасные ситуации в
городе.
Уметь предпринимать
меры предосторожности.

Формирование
наблюдательности
и внимательности.

Художественн
ый минипроект «Как
можно
спастись в
случае пожара
в доме или в
школе?»
Проект «Где
меня
подстерегают
опасности?»

25

Я учусь думать
и действовать.

1

Тренинг

26

«Что значит
быть в ответе за
себя и за
других»

1

Диспут

преступность,
опасные
промышленные
объекты.
Пожар, аварии на
транспорте,
экстремальные
ситуации.
Ключевые слова
цикла.

Знать меры
предосторожности в
чрезвычайных ситуациях.
Уметь правильно
принимать решение.
Знать правила
безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях.
Уметь принимать
правильное решение.

Формирование
ответственного и
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях.
Формирование
ответственного и
безопасного
поведения в
чрезвычайных
ситуациях.

Составить
алгоритм
действия в
чрезвычайной
ситуации.
Контрольные
вопросы.

Цикл «Я и мои друзья»- 8 часов
Задача: формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения
.
27

Я творю свою
жизнь.

1

Диспут.

Человеческие
качества,
таланты,
поступки,
эмоции,
надежды,
откровения,
интересы,
способности.

Знать личностные
характеристики человека.
Уметь сравнивать
поведение и характеры
людей.

Формирование у
обучающихся
общечеловеческих
ценностей.

Тест М. Рокич
«Ценностные
ориентации»

28

А ты вежлив?

1

Диалог.

Вежа,
вежливость,
культура,
духовность.

Знать правила вежливости.
Уметь вести себя в любой
ситуации согласно
определённым
нравственным нормам.

Формирование
нравственных
правил общения.

Составить
словарь
вежливых слов.

29

«В стране
хорошего тона»

1

Путешествие.

Правила
приличия:
благодарение,
уважение,
тактичность,
обходительность
,
доброжелательн
ость.

Знать правила хорошего
тона.
Уметьиспользовать их в
жизни.

Формирование
навыков и
привычек,
облегчающих
установление
контактов в
общении.

Инсценировка.

30

Добро и зло.

1

Ролевая игра.

Доброта,
отзывчивость,
забота, чуткость,
вежливость,
грубость,
жестокость,
зависть,
жадность.

Знать социальные нормы
нравственности.
Уметь правильно
оценивать свои поступки.

Формирование
интереса к другому
человеку как к
личности.

Собрать
сундучки
«Добра и зла».

31

«Дело в шляпе,
или ещё раз о
дружбе»

1

Игровая
программа.

Волшебные
слова.

Знать как помочь
товарищу.
Уметь быть хорошим
другом.

Формирование
коммуникативной
компетенции.

Создать
«Законы
дружбы»

32

Воспитание и
воспитанность

1

Круглый
стол.

Самокритичност
ь, простота,
скромность,
самолюбие,

Знать сущность данных
понятий.
Уметь оказывать внимание
и проявлять чуткость к

Формирование
личностного
нравственного
опыта.

Провести
диагностику
«Уровень
нравственной

33
34

Мир
человеческих
отношений.

2

Ролевая игра.

себялюбие,
толерантность.

людям.

Жадностьщедрость,
завистьдоброжелательн
ость грубостьнежность,
жестокостьласка.

Знать правила точности,
деликатности и вежливости
Уметь проявлять их в
отношении друг друга.

воспитанности
»
Формирование
бережного
отношения к
внутреннему миру
человека.

Мини-проект
«Я в мире..мир
во мне»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».