Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ: Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 64 от «27» августа 2021г. ПРИНЯТО На Педагогическом совете Протокол № 1 от «27 августа 2021 г. АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2021/2022 ШМО НОО МБОУ СОШ №49 Я познаю мир 4 класс Начальное общее образование 1 года 1 час в неделю/ 34 часов в год 1. Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 1-4 класса с задержкой психического развития разработана на основе: - Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г No 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897». Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 года № 40937; - СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; - Устава МБОУ СОШ № 49; - Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014года; - Приказа Минобрнауки России № 576 от 08.07.2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года». Цель программы «Я познаю мир» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы. Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области. Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. 1.1.Общая характеристика предмета -Программа «Я познаю мир» эколого-биологической и научно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. - Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курс окружающего мира. -Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. - Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. - Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР Обучающиеся 1-4 классов имеют недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Для обучающихся является в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обучающихся характерно - сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания; - связь с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка; - отставание в интеллектуальном развитии в связи с психической неустойчивостью, импульсивностью, взрывчатостью и безынициативностью - эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм, в следствие гиперопеки; - имеет нормальное физическое развитие, соматически здоров; - мозговая дисфункция; - психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания; - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений; - низкий уровень анализирующего наблюдения, слабо разграничивает существенные и несущественные признаки, затрудняется при установлении признаков сходства, недостаточно использует обобщающие понятия; - интеллектуально пассивен, продуктивной деятельностью не заинтересован, внимание неустойчиво; - в поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. АОП НОО ОВЗ адресован обучающимся с ЗПР типичными проявлениями у которого являются: - недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе: желание учиться в школе (ребенок хочет идти в школу, особого желания идти в школу пока нет, нежелание идти в школу); учебная мотивация (осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения; отсутствие учебной мотивации, т.е. цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит); умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию (достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; контакты и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны; плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации); организованность поведения (поведение организованное, поведение недостаточно организованное, поведение неорганизованное); кругозор (представления о мире достаточно развернуты и конкретны; представления достаточно конкретны, но ограниченны непосредственно окружающим; кругозор ограничен, знания даже о непосредственно-окружающем отрывочны, бессистемны); развитие речи (речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; ребенок затрудняется в поисках слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложения и др.); - несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности: фонематический слух и артикуляционный аппарат (нарушение в фонематическом строе речи, звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива; в фонематическом строе речи, звукопроизношении есть заметные нарушения; ребенок косноязычен); мелкие мышцы кисти (рука развита хорошо: ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами; рука развита недостаточно хорошо: карандашом, ножницами работает с напряжением; рука развита плохо: карандашом, ножницами работает плохо); пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость (достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок; отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок; ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен); координации в системе «рука-глаз» (может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии; графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями; при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения; познавательная активность, самостоятельность (ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок; уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет); сформированость интеллектуальных умений (анализа, сравнении, обобщения, установления закономерностей): правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи; задания, требующие анализа, сравнении, обобщения, установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого; выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя; может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания; при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь; воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется); произвольность деятельности: (удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства; проверять результат, сам преодолевая трудности в работ, доводит дело до конца; удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверять результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевая только при психологической поддержке; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются», результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникших трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна); темп деятельности (соответствует средним показателям возрастной группы, ниже средних показателей возрастной группы; намного ниже средних показателей возрастной группы). Кроме того, у данных обучающихся отмечаются: признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам; типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. 1.3.Основные направления коррекционной работы: 1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности. 2.Дозировать нагрузку. 3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы. 4.Формирование и развитие коммуникативных навыков. 5.Выбор индивидуального обучения. 6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. 7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности. 1.4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках: -наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; -поэтапное формирование умственных действий; -опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; -безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; -обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности. 2.Планируемые результаты 1 класс: Личностными результатами изучения «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Учиться высказывать своё предположение (версию). - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2 класс: Личностные результаты : -Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 3 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 4 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 3.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4 класс Как работает организм человека (7ч) Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Опора тела и движение Наше питание О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана здоровья» Рукотворная природа (8ч) Растения и животные на службе у человека. Изобретение рычага и колеса и их применение Свойства воды и воздуха и их использование человеком. Как человек использует горные породы и минералы Как обрабатывают металлы Невидимая сила Человек проникает в тайны природы Экологический проект «Земля – планета жизни» Человек и его внутренний мир (3ч) Как стать личностью? Эмоции и чувства Как настроение? Человек в мире людей (3ч) Почему возникают конфликты? Совесть. Путешествие по правам человека. Человек и прошлое человечества (4ч) Добро и зло в Первобытном мире Мир средневековых цивилизаций Технические достижения эпохи Нового времени 21 век Человек и многоликое человечество (4ч) « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» Человек и единое человечество (5ч) Что такое деньги. Почему разные страны помогают друг другу? Сказки разных народов Глобальные проблемы П/П 4-й класс Название раздела Тема урока 1 Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. 2 Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. 3 Опора тела и движение 4 5 Наше питание О дыхании и вреде Адаптация содержания урока Элементы содержания КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА При помощи - формировать умение дидактического распознавать органы человека; материала и - в целях физического и дополнительных гигиенического воспитания инструкционных вырабатывать умение следить за карточек осанкой и соблюдением правил формировать умение личной гигиены. распознавать органы Формировать умение распознавать человека органы человека, определять Иметь представление функции систем человеческого организма, самостоятельно о гигиеническом работать с учебником и воспитании дидактическим материалом, вырабатывать обосновывать своё мнение. умение соблюдать Развивать творческое мышление, правила гигиены речь, познавательные способности. Формировать Воспитывать чувство физическое товарищества (умение работать в воспитание группе). вырабатывать умение следить за осанкой. Разработка индивидуального рациона питания с опорой на текст, иллюстрации учебника Определять функции Количество часов по теме Количество контрольных работ Учебная неделя 7 часов 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 1 5 неделя курения. систем человеческого организма, органов дыхания самостоятельно дидактическим материалом, обосновывать своё мнение. 6 Органы чувств человека. Развивать творческое мышление, речь, познавательные способности. При подготовке ответа ссылаясь на составленный ранее материал. 7 Диспут «Тело человека и охрана здоровья». 8 9 1 6 неделя В соответствий с элементами содержания раздела. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА Растения и животные на Иметь представление Сформировать первичное понятие службе у человека. о о с/х, о растениеводстве и животноводстве, как отрасли с/х; Первичном понятии познакомить с особенностями с\х. о с/х, о растениеводстве и животноводстве, как отрасли с/х; познакомить с особенностями с\х 1 7 неделя 8 часов 1 8 неделя Изобретение рычага и 1 9 неделя Наглядно образно Сформировать понятия рычага, 10 11 12 колеса и их применение. дать понятие: рычага, колеса и наклонной плоскости. Свойства воды и Дать представление воздуха и их о использование воде и воздухе, их человеком. свойствах, их значении в природе и жизни человека и показать практическое применение полученных знаний. Как человек использует Формулировать горные породы и прямое назначение минералы. свойств горных пород и минералов и о способах их использования людьми. Как обрабатывают Раскрыть значения металлы. металла в жизни человека; 13 Невидимая сила 14 Человек проникает в тайны природы колеса и наклонной плоскости, познакомить со способами их использования. Сформировать знания учащихся о воде и воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека; показать практическое применение полученных знаний. 1 10 неделя Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов и о способах их использования людьми. 1 11 неделя Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы со свойствами металлов и их использованием. Сформировать представление об электризации и электрическом токе. 1 12 неделя 1 13 неделя 1 14 неделя Научно практическим путем сформировать представление об электризации и электрическом токе. Иметь представление Познакомить с прогрессом науки и обучающихся техники. Формировать связанное с представление о современных изучением прогресса науки и техники 15 16 17 18 технологиях, используемых человеком. Экологический проект «Земля – планета жизни» Продолжить Углубить знания учащихся о формирование форме Земли, продолжить представления о формирование представления о научных методах научных методах познания познания окружающего мира. окружающего мира. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР Как стать Практикум общение Развивать у учащихся умения личностью? со сверстниками. читать и передавать свои эмоции, Позитивный пример переживания, отличать черты становления характера от эмоций. личности. Эмоции и чувства Помощь при освоении умения читать и передавать свои эмоции. Как настроение? Формировать умение отличать черты характера от эмоций. 19 Почему возникают конфликты? 20 Совесть. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ Создание модели Развивать у учащихся умения ситуаций с читать и передавать свои эмоции, последующим переживания, отличать черты самоанализом. характера от эмоций. Поддержка конкретных моделей поведения. Рассказы обучающихся о разных бытовых 1 15 неделя 3 часа 1 16 неделя 1 17 неделя 1 18 неделя 3 часа 1 19 неделя 1 20 неделя 21 22 23 24 25 26 27 ситуациях. Путешествие по правам Формировать умение Узнать о правах ребёнка, составить человека. защищенности памятку, разработать свои права обучающихся на людей для воображаемой страны. примере их прав и свобод. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Добро и зло в Иметь представление Обобщить первичные Первобытном мире о добре и зле на представления учащихся о том, из примерах каких общностей складывается художественных единое человечество. произведений. Мир средневековых Обобщить цивилизаций первичные представления учащихся о том, из каких общностей складывается единое человечество. Технические Иметь представление достижения эпохи обучающихся Нового времени связанное с изучением прогресса науки и техники на конкретных примерах. 21 век ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО « В некотором царстве, Наглядно образное Проверить знание основных в тридевятом формирование понятий данного раздела, а также государстве…» человечества в умения учащихся пользоваться глазах обучающихся. полученными знаниями. Мы не похожи, ну и что Развитие же? толерантности к 1 21 неделя 4 часа 1 22 неделя 1 23 неделя 1 24 неделя 1 4 часа 1 25 неделя 1 27 неделя 26 неделя 28 29 многонациональному народу государства. Пути духовных Привлечь исканий. дополнительных специалистов духовных отраслей. Выставка работ «Дети Помощь в разных народов» организации выставочных работ. 1 28 неделя 1 29 неделя 6 часов 30 31 32 33 34 ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Что такое деньги. Формировать - Создать у учеников финансовую представление о том, что у всех грамотность на людей, живущих на Земле, есть примере ситуаций одинаково важные для всех вещи, требующих идеи, правила - общественные финансового ценности; решения. - Обсудить учащимися конкретные нравственные Почему разные страны Продолжать общечеловеческие ценности, помогают друг другу? развитие памятники культуры. толерантных навыков. Сказки разных народов. Формирование у учеников представление о том, что у всех людей, живущих на Земле, есть одинаково важные для всех вещи, идеи, правила Сказки разных народов Дидактический (викторина). материал (Викторина) Глобальные проблемы. 1 30 неделя 1 31 неделя 1 32 неделя 1 33 неделя 1 34 неделя