Арп 4Г Я ПОЗНАЮ МИР

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 64
от «27» августа 2021г.

ПРИНЯТО
На Педагогическом совете
Протокол № 1
от «27 августа 2021 г.

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2021/2022
ШМО НОО МБОУ СОШ №49
Я познаю мир
4 класс
Начальное общее образование
1 года
1 час в неделю/ 34 часов в год

1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 1-4 класса с задержкой психического развития разработана на основе:
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г No 1897 «Об утверждении Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N
1897». Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 года № 40937;
- СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
- Устава МБОУ СОШ № 49;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014года;
- Приказа Минобрнауки России № 576 от 08.07.2015 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 253 от 31 марта 2014 года».
Цель программы «Я познаю мир» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное
и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать
представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего
мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития
поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем
или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и
любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
1.1.Общая характеристика предмета
-Программа «Я познаю мир» эколого-биологической и научно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана
для учащихся начальной школы 1 – 4 классов.
- Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и
удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам,

экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру –
важнейшие линии развития личности ученика средствами курс окружающего мира.
-Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о
нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
- Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции
естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью
курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную
ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
- Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в
курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и
живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни
людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми
единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу
элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР
Обучающиеся 1-4 классов имеют недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Для обучающихся является в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обучающихся характерно
- сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием
неблагоприятных условий семейного воспитания;
- связь с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка;
- отставание в интеллектуальном развитии в связи с психической неустойчивостью, импульсивностью, взрывчатостью и
безынициативностью
- эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию,
эгоизм, в следствие гиперопеки;
- имеет нормальное физическое развитие, соматически здоров;
- мозговая дисфункция;

- психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания;
- снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и
отношений;
- низкий уровень анализирующего наблюдения, слабо разграничивает существенные и несущественные признаки, затрудняется при
установлении признаков сходства, недостаточно использует обобщающие понятия;
- интеллектуально пассивен, продуктивной деятельностью не заинтересован, внимание неустойчиво;
- в поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и
приспособленчество.
АОП НОО ОВЗ адресован обучающимся с ЗПР типичными проявлениями у которого являются:
- недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе: желание учиться в школе (ребенок хочет идти в
школу, особого желания идти в школу пока нет, нежелание идти в школу); учебная мотивация (осознает важность и необходимость учения,
собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; собственные цели учения не осознаются,
привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения; отсутствие учебной мотивации, т.е. цели учения не осознает,
ничего привлекательного в школе не видит); умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию (достаточно легко вступает в
контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; контакты и общение затруднены, понимание ситуации и
реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны; плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании
ситуации); организованность поведения (поведение организованное, поведение недостаточно организованное, поведение неорганизованное);
кругозор (представления о мире достаточно развернуты и конкретны; представления достаточно конкретны, но ограниченны непосредственно
окружающим; кругозор ограничен, знания даже о непосредственно-окружающем отрывочны, бессистемны); развитие речи (речь
содержательна, выразительна, грамматически правильна; ребенок затрудняется в поисках слов, в выражении мыслей; в речи встречаются
отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в
речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложения и др.);
- несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности: фонематический слух и
артикуляционный аппарат (нарушение в фонематическом строе речи, звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива; в фонематическом
строе речи, звукопроизношении есть заметные нарушения; ребенок косноязычен); мелкие мышцы кисти (рука развита хорошо: ребенок
уверенно владеет карандашом, ножницами; рука развита недостаточно хорошо: карандашом, ножницами работает с напряжением; рука развита
плохо: карандашом, ножницами работает плохо); пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость (достаточно
хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок; отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в
пространстве, координации движений, недостаточно ловок; ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж,
малоподвижен); координации в системе «рука-глаз» (может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ, зрительно
воспринимаемый на расстоянии; графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии «переносит» в тетрадь с незначительными
искажениями; при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения; познавательная
активность, самостоятельность (ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в
дополнительных стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг

интересующих вопросов довольно узок; уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная
внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет); сформированость интеллектуальных
умений (анализа, сравнении, обобщения, установления закономерностей): правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый)
анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
задания, требующие анализа, сравнении, обобщения, установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого;
выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя; может перенести освоенный способ деятельности на выполнение
сходного задания; при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется
обучающая помощь; воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется); произвольность деятельности:
(удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства; проверять результат, сам преодолевая трудности в работ,
доводит дело до конца; удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверять результат, однако в процессе
деятельности часто отвлекается, трудности преодолевая только при психологической поддержке; деятельность хаотична, непродуманна,
отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются», результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникших
трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна); темп деятельности (соответствует средним показателям возрастной
группы, ниже средних показателей возрастной группы; намного ниже средних показателей возрастной группы).
Кроме того, у данных обучающихся отмечаются: признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС),
выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к
интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам; типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных
представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается
устойчивость форм адаптивного поведения.
1.3.Основные направления коррекционной работы:
1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности.
2.Дозировать нагрузку.
3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы.
4.Формирование и развитие коммуникативных навыков.
5.Выбор индивидуального обучения.
6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности.
1.4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
-наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
-поэтапное формирование умственных действий;
-опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
-безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
-обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
2.Планируемые результаты

1 класс:
Личностными результатами изучения «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Учиться высказывать своё предположение (версию).
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого
текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2 класс:
Личностные результаты :
-Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие
или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих

нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем - Высказывать свою версию, пытаться
предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делат ь самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3 класс:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие
или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один
шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
4 класс:
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от
самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие
или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один
шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к
тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
3.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4 класс
Как работает организм человека (7ч)
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах.
Опора тела и движение
Наше питание
О дыхании и вреде курения.
Органы чувств человека.
Диспут «Тело человека и охрана здоровья»
Рукотворная природа (8ч)
Растения и животные на службе у человека.
Изобретение рычага и колеса и их применение

Свойства воды и воздуха и их использование человеком.
Как человек использует горные породы и минералы
Как обрабатывают металлы
Невидимая сила
Человек проникает в тайны природы
Экологический проект «Земля – планета жизни»
Человек и его внутренний мир (3ч)
Как стать личностью?
Эмоции и чувства
Как настроение?
Человек в мире людей (3ч)
Почему возникают конфликты?
Совесть.
Путешествие по правам человека.
Человек и прошлое человечества (4ч)
Добро и зло в Первобытном мире
Мир средневековых цивилизаций
Технические достижения эпохи Нового времени
21 век
Человек и многоликое человечество (4ч)
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…»
Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий.
Выставка работ «Дети разных народов»
Человек и единое человечество (5ч)
Что такое деньги.
Почему разные страны помогают друг другу?
Сказки разных народов
Глобальные проблемы

П/П

4-й класс
Название раздела
Тема урока

1

Основные системы
органов тела человека и
их роль в жизни
организма.

2

Кожа и ее роль. Узоры
на ладонях и пальцах.

3

Опора тела и движение

4

5

Наше питание

О дыхании и вреде

Адаптация
содержания урока

Элементы содержания

КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ
ЧЕЛОВЕКА
При помощи
- формировать умение
дидактического
распознавать органы человека;
материала и
- в целях физического и
дополнительных
гигиенического воспитания
инструкционных
вырабатывать умение следить за
карточек
осанкой и соблюдением правил
формировать умение личной гигиены.
распознавать органы Формировать умение распознавать
человека
органы человека, определять
Иметь представление функции систем человеческого
организма, самостоятельно
о гигиеническом
работать с учебником и
воспитании
дидактическим материалом,
вырабатывать
обосновывать своё мнение.
умение соблюдать
Развивать творческое мышление,
правила гигиены
речь, познавательные способности.
Формировать
Воспитывать чувство
физическое
товарищества (умение работать в
воспитание
группе).
вырабатывать
умение следить за
осанкой.
Разработка
индивидуального
рациона питания с
опорой на текст,
иллюстрации
учебника
Определять функции

Количество
часов по теме

Количество
контрольных
работ

Учебная
неделя

7 часов
1

1 неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

курения.

систем
человеческого
организма, органов
дыхания
самостоятельно
дидактическим
материалом,
обосновывать своё
мнение.

6

Органы чувств
человека.

Развивать творческое
мышление, речь,
познавательные
способности. При
подготовке ответа
ссылаясь на
составленный ранее
материал.

7

Диспут «Тело человека
и охрана здоровья».

8

9

1

6 неделя

В соответствий с
элементами
содержания раздела.
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА
Растения и животные на Иметь представление Сформировать первичное понятие
службе у человека.
о
о с/х, о растениеводстве и
животноводстве, как отрасли с/х;
Первичном понятии
познакомить с особенностями с\х.
о с/х, о
растениеводстве и
животноводстве, как
отрасли с/х;
познакомить с
особенностями с\х

1

7 неделя

8 часов
1

8 неделя

Изобретение рычага и

1

9 неделя

Наглядно образно

Сформировать понятия рычага,

10

11

12

колеса и их применение. дать понятие:
рычага, колеса и
наклонной
плоскости.
Свойства воды и
Дать представление
воздуха и их
о
использование
воде и воздухе, их
человеком.
свойствах, их
значении в природе и
жизни человека и
показать
практическое
применение
полученных знаний.
Как человек использует Формулировать
горные породы и
прямое назначение
минералы.
свойств горных
пород и минералов и
о способах их
использования
людьми.
Как обрабатывают
Раскрыть значения
металлы.
металла в жизни
человека;

13

Невидимая сила

14

Человек проникает в
тайны природы

колеса и наклонной плоскости,
познакомить со способами их
использования.
Сформировать знания учащихся о
воде и воздухе, их свойствах, их
значении в природе и жизни
человека; показать практическое
применение полученных знаний.

1

10 неделя

Сформировать у учащихся понятие
о свойствах горных пород и
минералов и о способах их
использования людьми.

1

11 неделя

Познакомить учащихся в ходе
исследовательской работы со
свойствами металлов и их
использованием.
Сформировать представление об
электризации и электрическом
токе.

1

12 неделя

1

13 неделя

1

14 неделя

Научно
практическим путем
сформировать
представление об
электризации и
электрическом токе.
Иметь представление Познакомить с прогрессом науки и
обучающихся
техники. Формировать
связанное с
представление о современных

изучением прогресса
науки и техники

15

16

17

18

технологиях, используемых
человеком.

Экологический проект
«Земля – планета
жизни»

Продолжить
Углубить знания учащихся о
формирование
форме Земли, продолжить
представления о
формирование представления о
научных методах
научных методах познания
познания
окружающего мира.
окружающего мира.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР
Как
стать Практикум общение Развивать у учащихся умения
личностью?
со сверстниками.
читать и передавать свои эмоции,
Позитивный пример переживания, отличать черты
становления
характера от эмоций.
личности.
Эмоции и чувства
Помощь при
освоении умения
читать и передавать
свои эмоции.
Как настроение?
Формировать умение
отличать черты
характера от эмоций.

19

Почему возникают
конфликты?

20

Совесть.

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ
Создание модели
Развивать у учащихся умения
ситуаций с
читать и передавать свои эмоции,
последующим
переживания, отличать черты
самоанализом.
характера от эмоций.
Поддержка
конкретных моделей
поведения. Рассказы
обучающихся о
разных бытовых

1

15 неделя

3 часа
1

16 неделя

1

17 неделя

1

18 неделя

3 часа
1

19 неделя

1

20 неделя

21

22

23

24

25
26

27

ситуациях.
Путешествие по правам Формировать умение Узнать о правах ребёнка, составить
человека.
защищенности
памятку, разработать свои права
обучающихся на
людей для воображаемой страны.
примере их прав и
свобод.
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Добро и зло в
Иметь представление Обобщить первичные
Первобытном мире
о добре и зле на
представления учащихся о том, из
примерах
каких общностей складывается
художественных
единое человечество.
произведений.
Мир средневековых
Обобщить
цивилизаций
первичные
представления
учащихся о том, из
каких общностей
складывается единое
человечество.
Технические
Иметь представление
достижения эпохи
обучающихся
Нового времени
связанное с
изучением прогресса
науки и техники на
конкретных
примерах.
21 век
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
« В некотором царстве, Наглядно образное
Проверить знание основных
в тридевятом
формирование
понятий данного раздела, а также
государстве…»
человечества в
умения учащихся пользоваться
глазах обучающихся. полученными знаниями.
Мы не похожи, ну и что Развитие
же?
толерантности к

1

21 неделя

4 часа
1

22 неделя

1

23 неделя

1

24 неделя

1
4 часа
1

25 неделя

1

27 неделя

26 неделя

28

29

многонациональному
народу государства.
Пути
духовных Привлечь
исканий.
дополнительных
специалистов
духовных отраслей.
Выставка работ «Дети
Помощь в
разных народов»
организации
выставочных работ.

1

28 неделя

1

29 неделя

6 часов
30

31

32

33

34

ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Что такое деньги.
Формировать
- Создать у учеников
финансовую
представление о том, что у всех
грамотность на
людей, живущих на Земле, есть
примере ситуаций
одинаково важные для всех вещи,
требующих
идеи, правила - общественные
финансового
ценности;
решения.
- Обсудить учащимися
конкретные нравственные
Почему разные страны
Продолжать
общечеловеческие ценности,
помогают друг другу?
развитие
памятники культуры.
толерантных
навыков.
Сказки разных народов. Формирование у
учеников
представление о том,
что у всех людей,
живущих на Земле,
есть одинаково
важные для всех
вещи, идеи, правила
Сказки разных народов Дидактический
(викторина).
материал
(Викторина)
Глобальные проблемы.

1

30 неделя

1

31 неделя

1

32 неделя

1

33 неделя

1

34 неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».