Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 49 Каримова Е.Ю.____________ Приказ № 64/1 От « 27» августа 2021г Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Азбука кулинарии» Возраст обучающихся : 12-14 лет Срок реализации : 1 год Автор -составитель : Захарова Елена Викторовна Екатеринбург, 2021 г. 2 Оглавление 1. Введение. Пояснительная записка………………………………………..стр.3 2. Календарный учебный график……………………………………………стр.5 3. Учебный план……………………………………………………………...стр.9 4. Содержание учебного плана……………………………………………...стр.13 5. Планируемый результат…………………………………………………..стр.14 6. Формы и методы обучения и воспитания………………………………..стр.15 7. Итоговая аттестация ,оценочные материалы…………………………….стр.15 8. Материально-техническое обеспечение…………………………………стр.15 9. Список литературы………………………………………………………..стр.15 10. Приложение (примерные тестовые задания)…………………………….стр.16 3 Введение Важнейшим элементом здорового образа жизни является рациональное питание .«Если бы люди ели только тогда, когда они голодны, и если бы питались простой и здоровой пищей, то они и знали бы болезней и им легче было бы управлять своей душой и телом» Л.Н.Толстой Пояснительная записка В системе воспитания обучающихся важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Программа кружка «Азбука кулинарии» рассчитана на тех, кто делает первые шаги, знакомит с кухней, хозяйством вообще, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов. В жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы дети умели правильно организовать его, составить программу, подготовить праздничный стол, хорошо сервировать его. Ведь каждый ребенок, девочка или мальчик, становятся взрослыми, если они в детстве будут знать, уметь и проводить торжества, то и в дальнейшей своей взрослой жизни смогут подготовиться к любому семейному мероприятию, традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся Актуальность программы «Азбука кулинарии» в том, что она призвана не только передавать необходимые знания, но и подготовить детей к самостоятельной жизни, способствовать их правильной социализации. В процессе обучения обучающиеся учатся бережно и с любовью относится к своему национальному богатству, сохраняют и развивают традиции своего народа, своих семей. Цель программы: обучить обучающихся приготовлению здоровой питательной пищи из доступных продуктов, дать школьникам знания о рациональном питании, воспитать вкус к здоровой пище. Задачи: Обучающие – углубление и расширение знаний об истории и развитии кулинарии, формирование знаний по основам правильного питания и кулинарии, освоение техники приготовления блюд, содержать в чистоте рабочее место, посуду, помещение (кухню, следить за личной гигиеной и др.); Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда, воспитание творческого подхода к своей работе и самостоятельности (оформление блюд и кондитерских изделий; умение заменить один вид продуктов другими в соответствии с качеством и вкусом; сервировка стола и др.); Развивающие –развитие творческих способностей учащихся в кулинарии, формировать экологические убеждения, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса, прививать детям трудовые навыки, навыков самообслуживания (умения приготовить пищу дома и в походе), ориентировать воспитанников в выборе профессии 4 Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2.5 академических часа, 37 учебных недель, 166,5 часов в год. В группе по 10-15 человек. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт воспитанников как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков. Обучающиеся получат знания: - виды блюд разных национальностей - способы приготовления и оформления блюд - правила подачи блюд - пищевую ценность овощей - правила поведения за столом - правила по техники безопасности при кулинарных работ - санитарно-гигиенические требования - экологической подготовки - секреты русской кухни обучающиеся приобретут умения: - правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда - приемы тепловой кулинарной обработки - готовить холодные блюда - украшать готовое блюдо - готовить изделия из теста - витаминизировать пищу - сервировать стол - соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования - соблюдать правила по техники безопасности - правильно вести себя за столом. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для наилучшей реализации программы группу делят на три бригады по пять человек в каждой, во главе с бригадиром. Бригадиры, получая задания от педагога, распределяют работу внутри бригады, следят за правильностью ее выполнения. Педагог контролирует бригадиров, проверяя, чтобы все члены бригады были заняты работой. Дежурят в кружке по бригадам. Дежурные приходят на занятие на 10-15 мин до начала и подготавливают лабораторию: расставляет инвентарь на рабочие места каждой бригады, распределяет продукты. Дежурные следят за тем, чтобы в конце занятия ребята привели в порядок свои рабочие места, вымыли и убрали инвентарь. Затем дежурные выносят мусор, производят влажную уборку помещения. В целях воспитания самостоятельности, активности обучющихся рекомендуется в каникулярное время проводить дни открытых дверей кружка. В эти дни инициатива передается детям. Педагог лишь распределяет обязанности среди кружковцев, закрепляет за ними определенные участки работы и в дальнейшем фактически является наблюдателем, контролируя и направляя работу ребят. Учащиеся показывают гостям оформление готовых блюд, рассказывают о правилах сервировки и поведения за столом, дают советы по приготовлению различных блюд, проводят викторину, угощают победителей чаем. Для подготовки к приему гостей дежурная бригада приходит на час раньше. Учебный год заканчивается выполнением и защитой проектов. Все занятия по темам программы включают теоретическую часть и практическое выполнение задания с учетом местных условий и национальных традиций. В план кружка практических работ полностью включены приготовления блюд разных национальностей. Большое внимание на занятиях должно уделяться экономному ведению домашнего хозяйства, бережному отношению к продуктам питания, особенно к хлебу. Календарный учебный график по дополнительной (общеобразовательной) общеразвивающей программе 5 «Азбука кулинарии» на 2021-2022 учебный год Год обучения: первый Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа Место проведения занятий: МБОУ СОШ № 49, кабинет технологии № 1 Сроки проведения 1 неделя сентября Форма занятия Часы Вводное занятие 2 Тема История возникновения кулинарии. Развитие Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы кулинарии, правила, термины 2 1 неделя сентября Инструктаж, презентация, практическое занятие 2,5 3 2 неделя сентября Инструктаж, презентация, практическое занятие 2 4 2 неделя сентября Инструктаж, презентация, практическое занятие 2,5 5 3 неделя сентября Инструктаж, презентация, практическое занятие 2 Сервировка стола 6 3 неделя сентября Инструктаж, презентация, практическое занятие 2,5 7 4неделя сентября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Правила поведения за столом, среди товарищей и в общественных местах Первичная обработка овощей 8 4 неделя сентября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Первичная обработка фруктов 9 5 неделя сентября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Тепловая обработка овощей 10 1 неделя октября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Правила нарезки, карвинг. 11 2неделя октября 2 неделя октября Практическая работа 2 Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Практическая работа Сложная нарезка 12 Кухня . необходимые иструменты, оборудование, приспособления. Гигиена приготовления пищи Форма контроля Анкетирова ние Беседа Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение Педагогичес кое наблюдение, самоанализ Педагогичес кое наблюдение, самоанализ Педагогичес кое наблюдение, самоанализ Педагогичес кое наблюдение, самоанализ КТД Педагогичес кое наблюдение, 6 13 3неделя октября Игра –викторина 2 Игра –викторина «Мир кулинарии» 14 3 неделя октября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Холодные блюда и закуски 15 4 неделя октября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Холодные блюда и закуски 16 4 неделя октября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Холодные блюда и закуски 17 5 неделя октября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Холодные блюда и закуски 18 5 неделя октября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Первые блюда 19 2неделя ноября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Первые блюда 20 2неделя ноября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Овощные вторые блюда и гарниры 21 3 неделя ноября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Овощные вторые блюда и гарниры 22 3 неделя ноября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Овощные вторые блюда и гарниры 23 4 неделя ноября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Изделия из теста с овощами 24 4 неделя ноября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Изделия из теста с фруктами 25 5 неделя ноября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Первичная обработка рыбы 26 5 неделя ноября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 27 1 неделя декабря Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 28 1 неделя декабря Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 29 2 неделя декабря Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Рыбные блюда. Холодные блюда и закуски Рыбные блюда. Холодные блюда и закуски Рыбные блюда. Холодные блюда и закуски Рыбные первые блюда 30 2 неделя декабря Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Рыбные вторые блюда 31 3 неделя декабря Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Рыбные изделия из теста 32 3 неделя декабря Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Первичная обработка мяса 33 4 неделя Инструктаж, презентация, 2 Первичная обработка самоанализ Педагогичес кое наблюдение Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо 7 декабря практическое занятие, дегустация 34 4 неделя декабря Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 35 4 неделя октября Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 36 3 неделя января Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Мясные вторые блюда Педагогическо е наблюдение, и гарниры 37 3 неделя января Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Мясные изделия из теста 38 4 неделя января Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Мясные изделия из теста 39 4 неделя января 5неделя января Экскурсия 2 Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Экскурсия на мясо комбинат Виды теста 41 5неделя января Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Виды теста 42 2 неделя февраля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Изделия из пельменного теста 43 2 неделя февраля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Изделия из пельменного теста 44 3 неделя февраля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Изделия из пельменного теста 45 3 неделя февраля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Изделия из бисквитного теста 46 4 неделя февраля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Изделия из слоёного теста 47 4 неделя февраля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Изделия из заварного и песочного теста 48 5 неделя февраля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Изделия из яиц и творога 49 5 неделя февраля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Изделия из яиц и творога 50 1неделя марта Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Сладкие блюда Мусы. 51 1 неделя марта Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Напитки горячие. 52 2 неделя марта Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Напитки горячие. 53 2 неделя марта Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Напитки горячие. 54 3 неделя марта Инструктаж, презентация, практическое занятие 2,5 Сервировка праздничного стола 40 мяса е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Мясные блюда. Холодные блюда и закуски Мясные вторые блюда Педагогическо е наблюдение, и гарниры самоанализ самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Рефлексия Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, 8 3 неделя марта 4 неделя марта Инструктаж, презентация, Практическое занятие Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 2,5 Сервировка праздничного стола Праздничная выпечка 57 4 неделя марта Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Праздничная выпечка 58 4 неделя марта Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Праздничная выпечка 59 5 неделя марта Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Оформление блюд 60 1 неделя апреля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Оформление блюд 61 2неделя апреля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Коктейли 62 2 неделя апреля Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Смузи 63 3 неделя апреля Инструктаж, презентация, практическое занятие 2 Национальные традиции 64 4 неделя апреля Инструктаж, презентация, практическое занятие 2,5 Национальные традиции 65 5 неделя апреля Инструктаж, презентация, практическое занятие 3 Национальные кухни, особенности 66 5 неделя апреля Инструктаж, презентация, практическое занятие 2 Особенности русской кухни 67 2неделя мая Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Особенности русской кухни 68 2неделя мая Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Холодные национальные блюда 69 3неделя мая Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Горячие национальные блюда 70 3неделя мая Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Национальные салаты, закуски 71 4неделя мая Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Национальные салаты, закуски 72 4 неделя мая Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2 Национальные десерты 73 5неделя мая Инструктаж, презентация, практическое занятие, дегустация 2,5 Национальные напитки 74 5неделя мая Заключительное занятие 2 Кулинарный поединок Итого 166,5 55 56 самоанализ Кулинарный поединок Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ Педагогическо е наблюдение, самоанализ КТД Учебный план 9 № п/п 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 Название тем и разделов Количество часов всего теория практика Форма контроля Раздел 1. Знакомство с кулинарией 10 часов 1 1 0 Анкетирование Вводное занятие. История Беседа возникновения Тестирование кулинарии. Развитие Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы кулинарии, 1 1 0 Педагогическое правила, термины наблюдение Самоконтроль Кухня . 2 1 1 Педагогическое необходимые наблюдение иструменты, Самоконтроль оборудование, приспособления. Гигиена 2 1 1 Педагогическое приготовления пищи наблюдение Самоконтроль Сервировка стола 2 1 1 Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Правила поведения 2 1 1 Педагогическое за столом, среди наблюдение товарищей и в Самоконтроль общественных Взаимоконтроль местах Раздел 2. Блюда из овощей и фруктов 40,5 час Блюда из черствого 2 1 1 Педагогическое хлеба наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Первичная 2,5 1 1,5 Педагогическое обработка овощей и наблюдение фруктов Самоконтроль Взаимоконтроль Тепловая обработка 2 1 1 Педагогическое овощей наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Правила нарезки, 2,5 1 1,5 Педагогическое карвинг. наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Практическая работа 2 1 1 Рефлексия Сложная нарезка 2,5 1 1,5 Педагогическое наблюдение Самоконтроль 10 Игра –викторина 2 «Мир кулинарии» Холодные блюда и 9 закуски 1 1 1,5 7,5 Первые блюда 2 2,5 2.10 Овощные вторые 7 блюда и гарниры 2 5 2.11 Изделия из теста с 2 овощами 1 1 2.12 Изделия из теста с 2,5 фруктами 1 1,5 2.7 2.8 2.9 3.1 4,5 Раздел 3. Блюда из мяса, рыбы 37.5 часов Первичная 2 1 1 обработка рыбы 3.2 Рыбные блюда. 6,5 Холодные блюда и закуски 2,5 4 3.3 Рыбные блюда первые 2 1 1 3.4 Рыбные блюда вторые 2,5 1 1,5 3.5 Рыбные изделия из 2 теста 1 1 3.6 Первичная обработка мяса 2 2,5 3.7 Мясные блюда. 2 Холодные блюда и закуски 1 1 3.8 Мясные вторые 7 блюда и гарниры 2 5 4,5 Взаимоконтроль Рефлексия Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение 11 Мясные изделия из 4,5 теста 2 2,5 3.10 Экскурсия на мясо 4,5 комбинат 0 4,5 3.9 4.1 Раздел 4. Десерты и напитки 31 часа Виды теста 4,5 2 2,5 4.2 Изделия из 7 пельменного теста 2 5 4.3 Изделия из 2 бисквитного теста 1 1 4.4 Изделия из слоёного 2 теста 1 1 4.5 Изделия заварного песочного теста 1 1 4.6 Изделия из яиц и 4,5 творога 2 2,5 4.7 Сладкие Мусы. 1 1 4.8 Напитки горячие. 2 5 5.1 Раздел 5. Праздничные блюда 20.5 часов Сервировка 4,5 2 2,5 праздничного стола 5.2 Праздничная выпечка 7 2 5 5.3 Оформление блюд 4,5 2 4,5 из 2 и блюда 2 7 Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение 12 5.4 Коктейли 2,5 1 1,5 5.5 Смузи 2 1 1 6.1 Раздел 6. Блюда национальной кухни 27 часов Национальные 4,5 2 2,5 традиции 6.2 Национальные кухни, и особенности 2 1 1 4,5 2 2,5 их 6.3 Особенности русской кухни 6.4 Холодные блюда 3 разных национальностей 1 2 6.5 Горячие блюда разных национальностей 1 1 6.6 Салаты, закуски 4,5 разных национальностей 2 2,5 6.7 Десерты разных национальностей 2 1 1 6.8 Напитки разных национальностей 2,5 1 1,5 6.9 Кулинарный поединок 2 1 1 Итого 166,5 66 100,5 2 Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Рефлексия СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1. Знакомство с кулинарией 13 .Вводное занятие. План и задачи кружка кулинарии. Правила поведения, в кружке. Организация рабочего места, инвентарь. Значение питания в жизни человека. Понятие о рациональном питании. Режим питания воспитанника. Меню. Практические занятия. Подготовка рабочих мест и инвентаря. Составление меню воспитанниками с учетом времени года и сбалансированного питания. Кухня. Оборудование кухни. Уход за кухонной и столовой посудой. Моющие средства, применяемые при мытье посуды. Практические занятия. Мытье; посуды, уход за инвентарем и помещением. Гигиена приготовления пищи. Общие сведения о гигиене, о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, личной гигиене, гигиене питания. Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи; Специальная одежда (фартук, косынка или поварской колпак, сменная обувь). Хранение и обработка продуктов. Аптечка. Практические занятия. Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи. Правила безопасности труда на занятиях. Правила пользования нагревательными приборами (газовыми и электрическими плитами). Правила обращения с режущими инструментами. Правила обращения с горячей посудой и продуктами. Практические занятия. Выполнение правил безопасности труда во, время приготовления пищи. Сервировка стола. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину и чаю. Праздничная сервировка стола. Сервировка закусочного стола «а ля фуршет». .Правила поведения за столом, среди товарищей и в общественных местах. Вежливость, точность, обязательность. Правила поведения за столом. Поведение в общественных Местах и среди товарищей. Практические занятия. Выполнение правил поведения за столом. 2.Блюда из овощей и фруктов Блюда из черствого хлеба. История хлеба. Цена хлеба. Бережное, уважительное Отношение к хлебу. Использование черствого хлеба для приготовления различных блюд. Практические занятия. Приготовление тартинок с помидорами или томатной пастой и сыром, запеканки с изюмом, оладьев из сухарей, бабки с творогом или яблоками и др. Холодные блюда и закуски. Салат, винегрет, бутерброды, сельдь, икра из овощей. Забавно оформленные блюда из овощей. Украшения из овощей и яиц. Практические занятия. Приготовление витаминного салата, бутербродов с кильками «канапе», забавно оформленных блюд, тарталеток с селедочной пастой, украшений из овощей и яиц, икры из свеклы, икры из кабачков, икры из баклажан. Первые блюда. Значение первых блюд в питании. Классификация супов по способу приготовления. Использование отваров (овощных, крупяных, фруктовых) для приготовления супов. Практические занятия. Приготовление супа из свежих овощей с использованием современного способа варки (5-6 мин варить и 10-15 мин настаивать). Изделия из круп. Питательная ценность круп, обработка. Приготовление каш. Изделия из круп (каши, биточки, запеканки, пудинги, крупяные гарниры). Практические занятия. Приготовление крупяных биточков и каши рассыпчатой (гречневой, рисовой, пшенной — по выбору) с использованием современного способа (12—15 мин варить и столько же настаивать). Овощные блюда и гарниры. Значение блюд и гарниров из овощей, их вкусовые, питательные и декоративные качества. Практические занятия. Приготовление картофельных котлет или пирожков, моркови в молочном соусе, жареных кабачков, рагу из овощей, капусты в сметане, болгарского перца, фаршированного овощами, и др. 3.Блюда из мяса и рыбы Мясные блюда. Виды мяса, питательная ценность, хранение и обработка мяса. Изделия из рубленого мяса (котлеты, биточки, шницеля, зразы, тефтели). Оформление вторых блюд из мяса. Практические занятия. Приготовление котлетной массы и изделий из нее (зразы или тефтели). Рыбные блюда. Питательная ценность рыбы. Рыба, рекомендуемая для детского питания. Признаки ее доброкачественности. Обработка мороженой рыбы и филе. Разделка рыбы, изделия из нее. Практические занятия. Разделка рыбы и приготовление рыбы, тушеной с луком или жареной в кляре. 14 4.Десерты и напитки Изделия из яиц и творога. Значение молочных блюд (питательные и вкусовые качества). Изделия из творога (сырники, вареники, запеканки, пудинги). Пищевая ценность яиц (питательные и кулинарные качества). Блюда из яиц (яичницы, омлеты, яйца отварные). Практические занятия. Приготовление вареников ленивых, белковой глазури/бабки с творогом (из черствого хлеба). Сладкие блюда и напитки. Значение и вкусовые качества сладких блюд. Технология приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса). Горячие и холодные напитки. Практические занятия.. Приготовление морса из клюквы, киселя из ржаного хлеба (из черствого хлеба). Изделия из теста. Виды теста (лапшевое, дрожжевое, слоеное, песочное, бисквитное, заварное, пряничное, хлебное). Начинки, кремы, помадки, глазурь. Украшение кондитерских изделий. Практические занятия. Приготовление хлебного теста и изделий из него (булочки, лепешки). Приготовление оладьев с капустой, пельменей, беляшей, печенья, пряников, торта. СЛАДКИЕ БЛЮДА И НАПИТКИ. Значение и вкусовые качества сладких блюд. Технология приготовления сладких блюд из ягод (компота, киселя, желе, мусса). Горячие и холодные напитки. Способы приготовления горячих напитков. Практические работы: Приготовление киселя или желе из клюквы, кофе с молоком. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТЕСТА. Виды теста (лапшовое, дрожжевое, слоеное, песочное, бисквитное, заварное, пряничное). Начинки, кремы, помадки, глазурь. Украшение кондитерских изделий. Практические работы: Приготовление блинчиков, хвороста, печенья, пряников, торта. Экскурсия на предприятие пищевой промышленности. Знакомство с предприятием общественного питания, с оборудованием, тех-' никой, с технологическим процессом обработки продуктов и т. д. "Встреча с передовиками производства, беседа о профессиях. 5.Сервировка стола Демонстрация воспитанниками умения сервировать стол и навыков поведения за столом, конкурс на лучшее оформление холодных блюд, соревнование на быструю и правильную нарезку овощей, викторина – вопросы, раскрывающие содержание работы кружка, награждение лучших кружковцев, концерт самодеятельности, праздничный чай. 6.Блюда национальной кухни Изучение особенностей приготовления пищи. Исторические сведения национальной русской кухне. Национальные кухни, и их особенности. Холодные и горячие блюда разных национальностей. Напитки и десерты разных национальностей. Практика: приготовление блюд русской кухни , блюд разных национальностей , демонстрация навыков по сервировке стола ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ По завершении обучения, обучающиеся должны знать: - правила гигиены и безопасности труда; - основные этапы истории развития кулинарии; - основы рационального питания; - правила поведения за столом; - способы нарезки овощей; - названия круп; - технологию приготовления первых и вторых блюд; Должны уметь: - работать с ножом; - сервировать стол к завтраку, обеду, ужину; - готовить супы, каши; - заваривать чай; - готовить некоторые виды салатов; - готовить песочное и дрожжевое тесто и изделия из них. Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу руководителя входит не столько помочь ребенку в приготовлении пищи, 15 сколько создать условия, при которых он будет хотеть создать свой неповторимый рецепт. На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Формы и методы обучения и воспитания-беседы, практические занятия по приготовлению блюд, отчетные занятия, выполняемые самостоятельно практические работы по приготовлению и оформлению блюд, различные конкурсы, предметные недели, проектная, исследовательская деятельность. Учитывая возрастные особенности обучающихся, занятия рекомендуется проводить, применяя разнообразные методы обучения с использованием наглядных материалов и образцов. Итогом работы обучающихся является конкурс национальных блюд. Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа. Оценочные материалы Перечень оценочных материалов, необходимых для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации и позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов по программе «Профессия «повар-кондитер» для: - текущей оценки – опрос, беседа, тест; - промежуточной оценки - контрольное занятие, зачет, соревнование, защита творческих работ (проектов), защита портфолио, выставка-презентация, конкурс, защита докладов (рефератов), могут быть зачтены результаты выполнения тех или иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, воспитательных мероприятиях и др.; - итоговая оценка - защита проектов, защита портфолио, демонстрационное занятие. Материально-техническое обеспечение Для реализации данной программы необходим большой светлый кабинет. Он должен быть оборудован системами хозяйственного питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками. Помещение должно иметь естественное освещение и хорошо проветриваться. В наличии необходимо иметь оборудование: плиту электрическую с жарочным шкафом, холодильник, миксер, мясорубку, набор столовой мебели(столы кухонные); шкафы для посуды; доски деревянные разделочные; сушилки для тарелок; посуду: кастрюли, сковороды, тарелки, ложки, набор чайной посуды, ведро эмалированное, чайники заварные, набор ножей, столовый сервиз, чайник; косынки, фартуки; моющие средства. Все продукты, необходимые для приготовления блюд, приобретаются за счет спонсорской помощи . Список литературы: 1. Аксакова О.В.Блюда из свинины. Слово, 2014. 2. Бочкова И.А. Кулинария для детей. Кухни народов мира.- М., 2014. 3. Евладова Е., Логинова Л.Г. Дополнительное образование детей. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М.,2012 4. Зима О.И. Кулинарные рецепты на каждый день. – М.: Ринол классик, 2016. 5. Зима Д.Д. Такие разные салаты. – М.: Ринол классик, 2014 6. Иванова В.А. Детская поваренная книга. – М., 2015. 7. Обсуждаем проблему воспитания. / Под ред. Е.Н. Степанова, Н.А. Александровой/ - М., 2003. 8. Киреевский И.Р. Капустная семейка. Слово, 2013. 9. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2000. 10. Левина М. Сервировка праздничного стола. – М., 2012. 11. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для учреждения дополнительного образования. – М., 2014 12. Руфанова Е . Италия. Кухни народов мира. Слог, 2016. 13. Радина Т. Фантазии из овощей и фруктов. Коллекция Лучших Рецептов 16 Приложение Примерные тестовые задания 1. Отметьте буквой “С” санитарно-гигиенические требования, а буквой “Т” правила безопасных приемов работы при обработке пищевых продуктов: (....) руки мойте с мылом; (....) проверьте исправность шнура перед включением электроприбора; (....) наденьте фартук; (....) уберите волосы под головной убор; (....) включайте и выключайте электроприбор сухими руками. 2. Отметьте знаком “+” все правильные ответы. Витамин А содержится в:(....) молоке (....) яичном белке (....) яичном желтке (....) печени животных (....) печени трески 3. В качестве разрыхлителей теста применяются:(....) сахар (....) дрожжи (....) маргарин (....) пищевая сода (....) желатин 4. Предметами общего пользования в сервировке стола являются:(....) вилки (....) хлебница (....) скатерть (....) солонка (....) тарелки (....) ложки 5. Чтобы смягчить стук приборов и тарелок по столу, под скатерть кладут:(....) тонкий поролон (....) клеенку (....) тонкую бумагу (....) шелковую ткань (....) тяжелую мягкую ткань 6. Перед приготовлением рис:(....) промывают (....) сушат (....) перебирают (....) проверяют на наличие вредителей 7. Салат из свежих овощей украшают: (....) зеленью (....) искусственными цветами (....) майонезом (....) фигурной нарезкой (....) обжаривают 8. Из дрожжевого теста можно приготовить:(....) пироги (....) торт (....) оладьи (....) кулич (....) печенье 9. Консервирующими веществами при заготовке продуктов являются:(....) соль сода (....) сахар (....) уксусная кислота (....) лимонная кислота (....) пищевая 10. Для максимального сохранения минеральных солей в овощах их:(....) варят в воде варят в кожуре (....) варят на пару (....) запекают в духово шкафу (....) жарят (....) 17 11. Салфетку на колени кладут: (....) полностью развернутой (....) сложенной вдвое с уравненными краями (....) сложенной вдвое с верхней частью короче нижней (....) сложенной вдвое с верхней частью длиннее нижней (....) сложенной по диагонали 12. Праздничный стол украшают: (....) невысокими букетами в низких вазах (....) цветами с длинными стеблями в высоких вазах (....) цветами с резким запахом (....) с гирляндами из живых цветов. 13 Для приготовления желе применяются желирующие вещества:(....) крахмал (....) агар (....) желатин (....) сахар (....) ваниль 18