1 Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 . Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 49 Каримова Е.Ю.____________ Приказ № 64/1 от « 27» августа 2021г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Вокальный ансамбль» Возраст обучающихся : 7-10 лет Срок реализации : 1 год Автор -составитель : Гимаева Ирина Василовна Екатеринбург, 2021г. 2 Оглавление 1.Пояснительная записка………………………………………….стр.3 2.Календарный учебный график ………………………………...стр.8 3.Учебный план……………………………………………………стр.15 4.Содержание учебного плана…………………………………...стр.16 5.Планируемые результаты………………………………………стр.17 6.Формы контроля………………………………………………...стр.18 7.Критерии и система оценки……………………………………..стр.18 8.Примерный репертуарный план……………………………….стр.19 9.Материально-технческие условия……………………………...стр.19 10.Литература……………………………………………………...стр.21 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Человек от природы наделен особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Пение вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Являясь эффективным средством развития музыкальных способностей, пение несет в себе колоссальный, воспитательный потенциал. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат. Увлеченность делом помогает преодолевать детям многие трудности в учебном процессе. Вокальное пение вовлекает обучающихся в творческий процесс, способствует формированию способностей в области вокального искусства, развитию высокохудожественных эстетических вкусов. В тоже время, занимаясь по программе «Вокальный ансамбль», воспитанники обязательно начинают понимать, что это не только яркие выступления, но и серьезный труд, требующий упорства и настойчивости. В процессе обучения происходит воспитание у детей высокой нравственности на примерах тщательно подобранных музыкальных сочинений, что можно проследить, анализируя их поведение в отношениях с товарищами и взрослыми, в отношении к делу. Пение является одним из самых доступных и естественных видов творческой деятельности и именно здесь закладываются первые навыки индивидуального труда; умение творчески подходить к постановке и решению задач, воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка. По содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – специальной, общекультурной; по форме организации – групповой и индивидуальной; по времени реализации – длительной подготовки. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. 4 Данная программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся в последовательности, сопровождающих систему практических занятий. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по программе «Вокальный ансамбль » дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы сценического воплощения песни. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями К числу наиболее актуальных проблем относится: Создание условий для творческого развития ребенка. Развитие мотивации к познанию и творчеству. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Укрепление психологического и физического здоровья. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, к развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние, разработана данная программа, направленная на духовное развитие обучающихся. Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность программы в том, что она обеспечивает формирование умений в певческой деятельности и развитие специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и 5 обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Коллективное пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из действующих факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия вокалом должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению; сформировать навыки выразительного исполнения произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом; воспитать потребность к творческому самовыражению. Задачи программы: Образовательные: Формирование у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.). Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения современной отечественной, эстрадной вокальной музыки. Обучение детей приемам сценического движения, актерского мастерства. Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества, в отчетных концертах, во всех тематических концертах). Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата). Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата) Развивающие : Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, само- и взаимоконтроля. Организация творческой деятельности, самообразования. Развитие чувства ритма и координации движений. Развитие интереса ребенка к самому себе как субъекту культуры. Развитие общих, творческих и специальных способностей. Воспитательные: Создание базы для творческого мышления детей. Развитие их активности и самостоятельности обучения. Формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе. Развитие личностных коммуникативных качеств. Здоровьесохраняющие : 6 Построение учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению, а также совершенствованию здоровья детей. Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики. Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха. Владение способами саморегуляции поддержки здорового образа жизни. Программа «Вокальный ансамбль» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются: В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность). В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии). В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития вокально-хоровых навыков, анализ результатов конкурсов). В средствах обучения (дидактические пособия, нотные пособия, аудиоаппаратура, музыкальная фонотека, музыкальные инструменты). Основным видом деятельности кружка «Ансамбль младших классов» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития творческих способностей детей. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к творчеству, являются: неформальная обстановка; игровые и соревновательные элементы. Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная внеурочная деятельность: подготовка и участие в мероприятиях школы; проведение традиционных мероприятий на каникулах; концертная деятельность; контактирование с родителями, проведение родительских собраний; взаимодействие со школой; поощрение за успехи (грамоты, благодарственные письма). Основные принципы дополнительной общеобразовательной программы принцип воспитывающего обучения, который выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения, формирование и развитие воли, настойчивости, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи; принцип сознательности и активности, который проявляется в осмыслении целей и задач обучения, глубоком понимании репертуара. Основой сознательности в обучении является умственная и речевая активность обучающихся; 7 принцип наглядности – это один из важнейших принципов обучения. На наглядной основе легче осуществляется переход к абстрактному мышлению; принцип систематичности и последовательности выражается в следующем: преемственность занятий (учебный материал по годам обучения распределяется так, что каждый новый опирается на усвоенный); комплектность в усвоении знаний (связь между предметами, изучаемыми в школе: музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство). принцип доступности обучения предполагает так же соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным способностям, уровню подготовленности детей, а так же учебному времени; принцип прочности означает необходимость такой постановки обучения, при котором ребёнок всегда в состоянии воспроизвести изучаемый материал в памяти. Программа «Вокальный ансамбль» предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения на мероприятиях школы, на праздниках, посвященных разным датам. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения: эстрадные песни, знакомые детские песни. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Программа «Вокальный ансамбль» реализовывается в кружке пения и рассчитана на детей 7-10 летнего возраста, имеющих хотя бы малые вокальные данные и проявляющие интерес к вокальному искусству. Форма организации процесса занятий обусловлена возрастными особенностями обучающихся. Формы проведения занятий варьируются, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности: - дыхательная гимнастика; - артикуляционные упражнения; - вокально-хоровая работа; - занятия по музыкальной грамоте; - восприятие (слушание) музыки; Занятия по программе «Вокальный ансамбль» состоят из теоретической и практической частей. Большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работу с текстом, изучение творчества композиторов, народного музыкального творчества. 8 Практическая часть включает в себя работу над вокально-хоровыми навыками и передачей образа в песне. Музыкальную основу программы составляют лучшие образцы композиторов-классиков, современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от календарных дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа и 1 раз по 0,5 часа, 37 учебных недель: коллективные и индивидуальные. Количество обучающихся в ансамбле – 15 человек. Уровень программы - базовый. Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальный ансамбль» на 2021-2022 учебный год Год обучения: первый Режим занятий: занятия 3 раза в неделю по 1,5 академических часа Место проведения: МБОУ СОШ № 49, кабинет № 305 № п/п Сроки проведения занятий 1 неделя сентября Форма занятий Тема Форма контроля Организационн ое занятие Беседа 2 1 неделя сентября Практическое занятие 3 1 неделя сентября Практическое занятие Знакомство с воспитанниками. Рассказ о режиме работы кружка, о правилах поведения, содержании занятий, о планах на учебный год. Правила по технике безопасности. Музыка в нашей жизни. Роль и значение музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека. Игры на знакомство. Прослушивание детей. Пение под аккомпанемент знакомых песен. Прослушивание детей. Пение под аккомпанемент знакомых песен. 1 Педагогическая диагностика развития певческих способностей; Педагогическая диагностика развития певческих способностей; Колво часов 2 2 0,5 9 4 2 неделя сентября Занятиеобъяснение 5 2 неделя сентября Занятиеобъяснение 6 2 неделя сентября Практическое занятие 7 3 неделя сентября Практическое занятие 8 3 неделя сентября Практическое занятие 9 3неделя сентября Занятиеобъяснение 10 4 неделя сентября 4 неделя Сентября 4 неделя Сентября 1 неделя октября Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Учебно- 11 12 13 14 1 неделя октября 15 1 неделя октября 16 2 неделя октября 2 неделя октября 2 неделя октября 3 неделя 17 18 19 Беседа о гигиене певческого голоса. Строение голосового аппарата. Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Звукообразование и звуковедение. Звук и механизм его извлечения. Прослушивание и обсуждение песен в исполнении творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей. Прослушивание и обсуждение песен в исполнении творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей. Певческая установка. Восприятие искусства через интонацию. Певческая установка. Беседа. Педагогическое наблюдение 2 Беседа. Педагогическое наблюдение 2 Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 0,5 Педагогическое наблюдение 2 Педагогическое наблюдение 0.5 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Взаимоконтроль 2 Пение небольших фраз на одном дыхании. Взаимоконтроль 2 Дыхание. Взаимоконтроль 0,5 Работа над дикцией. Взаимоконтроль 2 Работа над дикцией. Взаимоконтроль 2 Работа над дикцией. Взаимоконтроль 0,5 Правильное дыхание. Взаимоконтроль 2 Пение небольших фраз на одном дыхании. Пение небольших фраз на одном дыхании. Пение небольших фраз на одном дыхании. 2 2 0,5 2 10 октября тренировочное занятие 20 3неделя октября Учебнотренировочное занятие 21 3неделя октября Учебнотренировочное занятие 22 4 неделя октября Занятиеобъяснение 23 4 неделя октября Практическое занятие 24 4 неделя октября Практическое занятие 25 5 неделя октября учебнотренировочное занятие 26 5 неделя октября 5 неделя октября 1 неделя ноября Практическое занятие Занятиеобъяснение Занятиеобъяснение 29 1 неделя ноября Занятиеобъяснение Разные виды распевания. 30 1 неделя ноября Практическое занятие 31 2 неделя ноября 2 неделя ноября 2 неделя ноября 3 неделя ноября 3 неделя ноября Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание мелодии песни. Достижение чистого унисона. Достижение чистого унисона. Достижение чистого унисона. Разучивание мелодии песни. 27 28 32 33 34 35 Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. Правильное дыхание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. Правильное дыхание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. Развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Исполнение речевых и музыкальных скороговорок, считалок, попевок, дразнилок, Исполнение речевых и музыкальных скороговорок, считалок, попевок, дразнилок, Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Разучивание песен разной тематики. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Разные виды распевания. Разучивание мелодии песни. Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Беседа 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Беседа. Педагогическое наблюдение Беседа. Педагогическое наблюдение Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 2 0,5 11 3 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября 1 неделя декабря 1 неделя декабря Практическое занятие Занятиеобъяснение Занятиеобъяснение Занятиеобъяснение Практическое занятие Практическое занятие 42 1 неделя декабря Практическое занятие 43 2 неделя декабря Занятиеобъяснение 44 2 неделя декабря Практическое занятие 45 2 неделя декабря Практическое занятие 46 3 неделя декабря Занятиеобъяснение 47 3 неделя декабря Практическое занятие 48 3 неделя декабря Практическое занятие 49 4 неделя декабря 4 неделя декабря Практическое занятие Практическое занятие 51 4 неделя декабря Практическое занятие 52 2 неделя января 2 неделя января 2 неделя января Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 36 37 38 39 40 41 50 53 54 Разучивание мелодии песни. Взаимоконтроль 0,5 Понятие куплет, припев, фраза. Лад. Мажор и минор. Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Лад. Мажор и минор. Взаимоконтроль 0,5 Определение лада (мажор или минор) на слух Интонационные упражнения: пение ступеней мажора и минора. Интонационные упражнения: пение ступеней мажора и минора. Звукообразование и звуковедение. Звук и механизм его извлечения. Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Исполнение гласных и согласных звуков в пении. Подготовка и участие в мероприятиях и концертах школы Подготовка и участие в мероприятиях и концертах школы Упражнения для дыхания, артикуляции Упражнения для дыхания, артикуляции Упражнения для дыхания, артикуляции. Упражнения по распеванию. Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Проверка знаний и умений обучающихся Проверка знаний и умений обучающихся 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Педагогическое наблюдение 0,5 0,5 12 55 3 неделя января Практическое занятие 56 3 неделя января Практическое занятие 57 3 неделя января Практическое занятие 58 4 неделя января Практическое занятие 59 4 неделя января Практическое занятие 60 4 неделя января Практическое занятие 61 1неделя февраля Практическое занятие 62 1неделя февраля Практическое занятие 63 1 неделя феврал Практическое занятие 64 2 еделя февраля Практическое занятие 65 2 неделя февраля Занятиеобъяснение 66 2 неделя февраля Занятиеобъяснение 67 3 неделя февраля Занятиеобъяснение Упражнения для дыхания, артикуляции. Упражнения по распеванию. Упражнения для дыхания, артикуляции. Упражнения по распеванию. Упражнения для дыхания, артикуляции. Упражнения по распеванию. Упражнения для дыхания, артикуляции. Упражнения по распеванию. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Отработка основных вокальных навыков исполнительского мастерства. Эмоциональное исполнение. Артистизм. Отработка основных вокальных навыков исполнительского мастерства. Эмоциональное исполнение. Артистизм. Отработка основных вокальных навыков Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль Самоконтроль 2 Взаимоконтроль Самоконтроль 2 Взаимоконтроль Самоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль Самоконтроль 2 13 68 3 неделя февраля Практическое занятие 69 3 неделя февраля Практическое занятие 70 4 неделя февраля 4 неделя февраля 4 неделя февраля 1 неделя марта Занятиеобъяснение Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 74 1 неделя марта Практическое занятие 75 1 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 3 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта 4 неделя марта 4 неделя марта 1 неделя апреля 1 неделя апреля 1 неделя апреля 2 неделя Апреля 2 неделя апреля 2 неделя Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Занятиеобъяснение Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Занятиеобъяснение Практическое занятие Практическое 71 72 73 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 исполнительского мастерства. Эмоциональное исполнение. Артистизм. Исполнение разученных песен на мероприятии или концерте школы. Исполнение разученных песен на мероприятии школы к Дню защитников Отечества Нотные примеры. Взаимоконтроль 2 Проверка знаний и умений обучающихся 0,5 Взаимоконтроль 2 Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Исполнение разученных песен на мероприятии или концерте школы. Исполнение разученных песен на мероприятии или концерте школы. Достижение чистого унисона. Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Звук и его свойства. Высокие и низкие звуки. Развитие умения различать высокие и низкие звуки. Развитие умения различать высокие и низкие звуки. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Достижение чистого унисона. Развитие умения различать высокие и низкие звуки. Определения: куплет, припев, фраза. Определения: куплет, припев, фраза. Дыхание, дикция. Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Дидактический материал (карточки); Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Дидактический материал (карточки); Дидактический материал (карточки); Взаимоконтроль 2 Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Индивидуальное певческое Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 2 0,5 2 14 апреля 3 неделя апреля 3 неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 4 неделя апреля 4 неделя апреля 5 неделя апреля 5 неделя апреля занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 99 5 неделя апреля Практическое занятие 100 1 неделя мая Практическое занятие 101 1 неделя мая Практическое занятие 102 1 неделя мая 103 2 неделя мая 104 2 неделя мая 105 2 неделя мая 106 3 неделя мая 107 3 неделя мая 108 3 неделя мая 109 4 неделя мая 110 4 неделя мая 111 4 неделя мая Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Занятиеобъяснение Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 91 92 93 94 95 96 97 98 развитие обучаемых. Достижение чистого унисона. Развитие чувства ритма. Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Развитие чувства ритма. Взаимоконтроль 0,5 Достижение чистого унисона. Достижение чистого унисона. Достижение чистого унисона. Достижение чистого унисона. Исполнение разученных песен на мероприятии или концерте школы. Исполнение разученных песен на мероприятии или концерте школы. Исполнение разученных песен на мероприятии или концерте школы. Исполнение разученных песен на мероприятии или концерте школы к 9 мая Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Разучивание песен разной тематики. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Творческий отчет. Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Проверка знаний и умений обучающихся Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 2 Взаимоконтроль 0,5 Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Проверка знаний и умений обучающихся 2 Итого: 2 0,5 2 2 0,5 2 0,5 166,5 Учебный план Режим занятий:3 раза в неделю 15 Длительность занятий: 2 раза по 2 академических часа и 1 раз 0,5 часа в неделю. Место проведения: МБОУ СОШ № 49, кабинет № 305 № п/ п 1 Тема занятий. Вводное занятие. Прослушивание детских голосов. 2 Вокально-хоровая работа. Певческая установка. Дыхание. Дыхательная гимнастика. Распевание. Дирижерские жесты. Вокальная позиция. Дикция. Унисон. Звукообразование и звуковедение. Работа с солистами. 3 Музыкально-теоретическая подготовка Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма 4 Теоретико-аналитическая работа Беседа о гигиене певческого голоса. Беседа о творчестве композиторов-классиков. Беседа о творчестве современных композиторов Просмотр видеозаписи выступления детей на вокальных конкурсах. 5 Концертно-исполнительская деятельность Экскурсии, концерты, театры, выступления. Творческий отчёт. Всего: Кол-во часов всего теори я 4,5 1,5 Форма контроля прак тика 3 112,5 28,5 84 22,5 4,5 18 Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль 6 3 3 Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль 21 7,5 13,5 Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Проверка знаний и умений обучающихся 166,5 45 121,5 Анкетирование Беседа Тестирование Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Содержание учебного плана Программа включает в себя следующие разделы: Вводные занятия Теория. Знакомство с воспитанниками. Рассказ о режиме работы кружка, о правилах поведения, содержании занятий, о планах на учебный год. Устав МБОУ СОШ № 49. Правила по технике безопасности. Музыка в 16 нашей жизни. Роль и значение музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека. Практика. Игры на знакомство. Прослушивание детей. Пение под аккомпанемент знакомых песен. Вокально-хоровая работа Теория. Певческая установка. Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Дыхание, дикция. Правильное дыхание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Соотношения работы органов дыхания и гортани. Развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания. Развитие навыков ансамблевого исполнения. Дирижерский жест и его значения. Звук и механизм его извлечения. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры. Использование скороговорок. Практика. Дыхание. Формирование навыка правильного вдоха: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч. Петь небольшие фразы на одном дыхании. Построенные на терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более сложных. Работа над дикцией. Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Роль гласных и согласных звуков в пении. Для распевания на первом году занятий следует использовать считалки, попевки, дразнилки, которые знакомы детям с детства. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание мелодии песни. Достижение чистого унисона. Индивидуальное певческое развитие обучаемых. Упражнения для дыхания, артикуляции. Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно исполнять распевки. Индивидуальные занятия с солистами. Музыкально-теоретическая подготовка Теория. Понятие куплет, припев, фраза. Лад. Мажор и минор. Звук и его свойства. Высокие и низкие звуки. Практика. Определение лада (мажор или минор) на слух. Интонационные упражнения: пение ступеней мажора и минора. Определения: куплет, припев, фраза. Различать высокие и низкие звуки. Развитие чувства ритма. Теоретико-аналитическая работа 17 Теория: Беседа о гигиене певческого голоса. Строение голосового аппарата. Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Требования и условия нормальной работы дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость. Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Беседы о творчестве композиторов. Практика: Прослушивание песен в исполнении творческих коллективов и солистов, просмотр видеозаписей. Концертно-исполнительская деятельность Теория. Это как раз тот результат, по которому оценивают работу коллектива. Обычно составляется план концертной деятельности на год с примерным репертуарным перечнем. План составляется с учётом традиционных праздников школы, с учётом всех конкурсов, смотров. В плане учитываются выездные концерты. Подготовка к участию в мероприятиях и концертах школы. Отработка основных вокальных навыков исполнительского мастерства. Эмоциональное исполнение. Артистизм. Практика. Исполнение разученных песен, в зависимости от тематики мероприятия или концерта. Последнее занятие строится как итоговое и посвящается подготовке к проведению творческого отчета. Исполняются все произведения разученные за год. Планируемые результаты освоения программы «Вокальный ансамбль» Образовательные: чисто интонировать, петь на дыхании; петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; развивать гармонический и мелодический слух, эстетический вкус; петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук. Развивающие: понимать дирижёрские жесты и следовать им; знать средства музыкальной выразительности. петь под фонограмму в группе и соло; уметь преодолевать мышечные зажимы. Воспитательные: уметь вести себя в коллективе; соблюдать при пении певческую установку; уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; петь под фонограмму 2-голосные произведения; обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; испытывать потребность к певческой деятельности. 18 уметь держаться на сцене; обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами. быть настойчивыми, выдержанными, целеустремлёнными и трудолюбивыми. Формы контроля: - входящий контроль, осуществляется через наблюдение за входными данными обучающихся - текущий контроль осуществляется через наблюдение за освоением программного материала, - промежуточный контроль проводится через наблюдение и отражён в журнале объединения о результативности участия детей в конкурсах, публичных выступлениях, в академических концертах (н е предполагающих выставление дифференцированной оценки, и обязательное методическое обсуждение), - итоговая аттестация осуществляется в конце изучаемого курса (определяется степень усвоения ЗУН материала программы и его применения в вокальной практике). Критерии и система оценки 1 Пения как вид музыкальной деятельности наблюдение низкий уровень - выполнение вокальных и дыхательных упражнений с помощью педагога; средний уровень - обучающийся выбирает из предложенных педагогом вокальных и дыхательных упражнений наиболее актуальные в том или ином случае; высокий уровень - ребёнок самостоятельно придумывает упражнения на развитие дыхания и предлагает варианты вокальных распевок. 2 Формирование детского голоса наблюдение низкий уровень заучивание по показу педагога вокальных интонаций в умеренном темпе с правильной расстановкой дыхания; средний уровень - обучающийся определяет с помощью педагога наиболее продуктивный приём улучшения качества исполнения (дикции, интонации, ритма); высокий уровень свободное и точное воспроизведение интонаций, ритмического рисунка мелодии, умение самостоятельно расставлять цезуры в произведении, умение самостоятельно справляться с мышечными зажимами перед и во время выступления 3 Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение наблюдение, степень участия в беседе низкий уровень-прослушивание и разучивание предложенного педагогом репертуара, копирование обучающимся сценических жестов, движений; средний уровень - ребёнок участвует в выборе предложенного педагогом репертуара, рекомендованных к прослушиванию и разучиванию музыкальных произведений, проявляя инициативу в обсуждении своего сценического поведения; высокий уровень обучающийся руководствуется собственным выбором в разучивании и прослушивании произведений вокальных жанров, а также, продумывает и воспроизводит сценический образ, допуская корректировку педагога 4. Концертно-исполнительская деятельность.Обучающиеся выступают в конце каждого полугодия, перед доброжелательной аудиторией 19 родителями и педагогами учреждения. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями учреждения. Дети выступают с разученным репертуаром на праздниках, родительских собраниях. Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Примерный репертуарный план. КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА «Да будет мир» Музыка О. ВеккиВилланелла. Музыка неизвестного автора Канцонетта. Музыка К. Монтеверди Валет. Музыка Д. Гастольди Мадригал. Музыка А. Банкиери Канцона. Музыка О. Лассо Лауда. Музыка Ф. Сото Всосет. Музыка Д. Палестрины Мотет. Музыка Д. Палестрины и др. ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН Проведемте, друзья, эту ночь веселей! (старинная студенческая песня). Обработка Л. Свешникова, Поедем, поедем (белорусская народная песня). Обработка Я. Дубровина, русский перевод И. Садофьева Прилетел орел с востока (карельская народная песня). Обработка Г. Синисало, переложение Д. Ардентова Может, ты дома был? (моравская народная песня). Обработка В. Ильина, русский текст Л. Озерова ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ Запевка. Музыка Г. Свиридова, слова И. Северянина Как дорог друг. Музыка Р. Щедрина, слова А. Твардовского И снова будет доброта. Музыка А. Петрова, обработка Я. Дубравина, слова Т. Калининой Иванова ива. Музыка Ю. Фалика, слова А. Тарковского Ночь. Маленький триптих. Музыка С. Слонимского, слова С. Орлова . Вода и небо . Ветер. Светлый Север Наши надежды. Музыка В. Букина, слова Р. Гамзатова, перевод Е. Николаевской Капли. Музыка А. Королева, слова В. Катаева Два хора на стихи А. С. Пушкина. Музыка М. Левандо . Пробуждение . Бесы Два хора на стихи Р. Бернса. Музыка В. Плешака, перевод С. Маршака . Вечером во ржи . Песня о братстве Два хора на стихи С. Маршака. Музыка Е. Иршан . Антилопа-куду . Верблюд Тик-так. Музыка. Левиной, обработка В. Отрезова, слова Т. Спендиаровой. Электронные образовательные, информационные ресурсы: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». «КириллиМефодий», ООО «New Media Generation», 2004 г. Электронное средство учебного назначения. История искусства, СД 1, СД 2, ООО «Кирилл и Мефодий», 2003 г. «150 любимых мелодий», СД 6. Созвездие хитов. Детские песни. – М. «Мегалайнер», 2004 г. Материально – технические условия: 20 • Учебный кабинет № 305 Технические средства обучения: • Компьютер Lenovo (1шт.) • Музыкальный центр GVC (1шт.) • CинтезаторCASIO (2 шт.) • Микрофоны (2шт.) • Стойка для микрофона (1шт.) Основное оборудование: стол учителя (1 шт.) стул учителя (1 шт.) столы ученические двухместные (15шт.) стулья ученические (30 шт.) шкафы для музыкальных инструментов и учебного материала (4 шт.) доска школьная (1шт.) интерактивный комплекс Epson (1шт.) Интернет-ресурсы: Детский мир на ОХID.ru: стихи, песни, сказкиhttp://www.baby.oxid.ru/ Искусство слышать: музыка в школеhttp://iskusstvo.my1.ru/ Кладовка Кота Леопольда: детские сказки, песни, мультфильмыhttp://leopold-baby.com/ Культурно-образовательный сайт "OrpheusMusic.Ru"http://orpheusmusic.ru/ Музыкальный портал «Фальшивим вместе»http://www.falshivimvmeste.ru/ Музыканты, композиторы, гитаристы: иллюстрированный биографический словарьhttp://mp3gorod.ru/ Советская музыкаhttp://www.sovmusic.ru/ Старая пластинкаhttp://patefon.knet.ru/ Литература 1.Лидина Т. Я умею петь.- Ростов, 2000. 2. Я познаю мир. Дет.энциклопедия: Музыка/Авт. А.С.Кленов. Под общ.ред. О.Г.Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.- 464 с. 3.Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы.- М.: Аквариум БУК, 2002.- 240с. 4.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.- М.: 2000. 5.Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 2018.- 96с. 6.Методические материалы для организаторов и педагогов детских эстрадно-вокальных студий. /Сост. А.Билль, - М.: 2016. 7.Мир вокального искусства 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации./авт.-сост. Г.А.Суязова.- Волгоград: Учитель, 2018.- 138с. 21 8.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.Ярославль, 2017. 22