Волшебные ручки

Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

.

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 49
Каримова Е.Ю.____________
Приказ № 64/1
От « 27» августа 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«Волшебные ручки»
Возраст обучающихся : 6-11 лет
Срок реализации : 1 год
Автор -составитель :
Кузнецов Алексей Владимирович

Екатеринбург, 2021 г.

2

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………стр.3
Ожидаемые результаты………………………………………...стр.9
Календарный учебный график ………………………………..стр.10
Учебный план…………………………………………………...стр.16
Содержание учебного плана …………………………………..стр.17
Требования к уровню подготовки выпускников……………..стр.19
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы…………………………………..стр.20
Условия реализации программы………………………………стр.20
Литература………………………………………………………стр.21

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность, педагогическая целесообразность
Проблема развития детского творчества в настоящее время является
одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем
условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на
первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, игра и
рисование – особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним
у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда
позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а
именно:
желание практически действовать с предметами, которое уже не
удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а
предполагает получение определенного осмысленного результата;
желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно
использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе организуя
работу с подручными материалами, которая включает в себя различные виды
создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В
процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности
их преобразования и использования в различных композициях. В процессе
создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета,
формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и
явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить
общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги,
ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д. Создание поделок доставляет детям
огромное творческое наслаждение, в то же время воспитывается у ребенка
стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить
тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими
руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Новизной и отличительной особенностью программы является
развитие у детей творческого, исследовательского характера через введение в
проектную деятельность, пространственных представлений, некоторых
физических закономерностей, познание свойств различных материалов,
овладение разнообразными способами практических действий, появление
созидательного отношения к окружающему.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа; методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
4

научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.
д.
Программа позволяет реализовать используемые в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она
рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у
детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания,
логического мышления и усидчивости.
Цели программы:
Создать условия для развития личности ребёнка.
Развить мотивацию личности ребёнка к познанию и творчеству.
Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.
Приобщить обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Сформировать у обучающихся понятие художественной культуры как
составной части материальной и духовной культуры.
Развить художественно-творческую активность, овладеть образным
языком декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучение детей разнообразным приемам преобразования различных
материалов.
Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных
предметах, развитие художественно-творческих способностей.
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей дома.
Формирование позитивной самооценки, самоуважения, бережного
отношения к результатам своего труда.
Формирование умения планировать работу по реализации замысла,
предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы
в первоначальный замысел.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
– ведение диалога, координирование своих действий с действиями
партнеров по совместной деятельности;
– способность доброжелательно и чутко относиться к людям,
сопереживать;
– социально адекватные способы поведения.
Формирование способности к организации деятельности и управлению:
– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
– навыки организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
– самостоятельное и совместное планирование деятельности и
сотрудничества;
– самостоятельное и совместное принятие решений.
Формирование умения решать творческие задачи.

5

Известные исследователи
декоративно-прикладного
искусства
(В.С.Воронов, А.В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность
мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей.
Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность
создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм
и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается поособому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он
в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные
ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей.
Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции
преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование
художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного
искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к
практической художественной деятельности способствует развитию в них
творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления
фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной,
зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является
важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А.
Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных
процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки
способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем
сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже
входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в
духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано
детям»)
Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные
на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение
позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и
лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями
нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т.д. Доступность этих
технических приемов детям 7-10 лет дает им возможность творить
соответственный художественно осмысленный предметный мир.
Программа построена в соответствии с основными дидактическими
принципами:
принцип последовательности: определенная последовательность
усложнения учебного материала на основе ранее полученных знаний
позволяет повысить уровень знаний и умений учащегося, следуя логике «от
простого к сложному»;
принцип научности: подбор теоретического и практического материала
на основе изучения педагогики, психологии, эстетики;

6

принцип систематичности: в программе предложена такая
организация образовательного процесса, при которой одно занятие является
логическим продолжением предыдущего;
принцип индивидуализации личностно ориентированного развития: учет
индивидуальности ребенка, его темперамента, интересов, запросов и
способностей;
принцип доступности: обучение ведётся на доступных для понимания
учащихся уровне, способствует повышению интереса и желания учиться;
принцип триединства цели обучения;
принцип наглядности: обучение обеспечивается дидактически
наглядным материалом, просмотром презентаций, иллюстраций, схем, работ
ребят (прошлых лет), выполненных разнообразными техниками и приёмами.
Этот принцип реализовывается также в следующих формах работы с
учащимися: экскурсии в природу, посещение выставок в музее;
принцип межпредметности: история: сведения из истории
возникновения изделий из глины, теста, мозаики, изонити, рисования;
окружающий мир, природоведение: предметные знания при изготовлении
цветов, животных, растений, картин и др.;литература: знание сказок, басен
для изготовления характерных персонажей произведений, различных
поделок;изобразительное искусство: знания о колорите, композиционных
средствах выражения и др.
Каждый раздел программы включает теоретическую и практическую
часть. Теоретическая часть дается, в основном, в игровой форме. Этот
методический прием дисциплинирует детей, развивает их умственную
активность, сообразительность, произвольное внимание и память. В
программу включены темы по изучению цветочно-декоративных растений,
сведения о лекарственных и ядовитых растениях, о значении леса для жизни
человека и животных.
Особое внимание обращается на заготовку материалов и их хранение.
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности. Она
развивает чувство цвета, ритма, пропорции, глазомер, тренирует руку. В
процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются
общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру
труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать
материалы, правильно и по назначению их применять. При изготовлении
поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать
разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи
оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более
осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им
чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку.
Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять
все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие
пользу и радость людям.
В процессе работы учитель должен постоянно помнить о следующем:
у ребенка должно быть как можно больше конструкторской
деятельности и как можно меньше изобразительной;
7

необходимо расширять представления детей об окружающем мире
посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства
люди;
необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы,
на которые при работе опирается человек;
пополнение знаний детей осуществляется за счет ознакомления со
свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
все предлагаемые для изготовления изделия — это объекты
предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям
сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны
осуществлять свою деятельность;
изделия предлагаются преимущественно объемные, и их изготовление
способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые
ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать
сложности с такими работами;
творческие задания базируются на вариативности общей конструкции
изделия, выполненного под руководством учителя;
Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на
глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги);
раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки,
бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор);
украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками,
использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).
Необходимо помнить, что обучение ребенка происходит в ходе практической
работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности,
лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью
выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент
по силам. Особенно важно, чтобы ребенку понравился процесс изготовления
изделия и конечный результат.
В процессе реализации программы используются разнообразные
методы обучения:
словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных
пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков, управление технологическими процессами).
При организации работы творческого объединения используется
дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненных
педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные
карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии, разработки
отдельных тематических занятий.
Использование данных форм и методов работы позволяет педагогу
решать воспитывающие, развивающие, обучающие задачи программы.

8

Возраст обучающихся Данная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа предназначена для обучения школьников в
возрасте от 6 до 10 лет. Занятия по программе проводятся с объединениями
детей как одного возраста, так и разного возраста с постоянным составом.
Основные методы обучения
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных
пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
- Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков, управление технологическими процессами).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске,
решении поставленной задачи совместнго с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа
обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
обучающихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
- групповой, парный – организация работы в группах, парах.
При организации работы кружка используется дидактический
материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и
учащимися, рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты,
специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ
(фотоальбом лучших работ кружка “Лепка из соленого теста” и
профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий,
отдельные методические аспекты необходимые для проведения занятий.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на
создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего
"Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли
осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их
развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и
творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается,
что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение
планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать
свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание
видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных
9

поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного
искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с
обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах,
выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным
материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными
нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать
схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное
воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки
работы в коллективе.
При проведении занятий учитывается:
Уровень знаний, умений и навыков обучающихся, их индивидуальные
особенности и проявление самостоятельности;
Особенности их мышления;
Познавательные интересы;
Программа рассчитана на 1 учебный год. Количество часов в неделю –
4,5 часов. В год – 166,5часа;
Календарный учебный график
По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Волшебный сундучок»
На 2021-2022 учебный год
Год обучения: первый
Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа
Место проведения занятий: МБОУ СОШ № 49
Сроки
проведе
Форма
№ п/п ния
занятий
зан
ятий
1 неделя
Организаци
сентября
1
онное
занятие
2

1 неделя

Занятие-

Тема

Форма
контроля

Что такое декоративноприкладное искусство?
Беседа
Виды декоративноприкладного творчества.
Экскурсия в лесопарк. Беседа.

Колво
часов

2
2,5
10

сентября

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2 неделя
сентября
2 неделя
сентября
3 неделя
сентября
3неделя
сентября

2

2,5

2

2,5

4 неделя
сентября

Учебнотренировоч
ное занятие

Аппликация из крылаток Взаимокон
2
клёна «Рыбка»,
троль

4 неделя
сентября

Учебнотренировоч
ное занятие

Аппликация
из Взаимокон
2,5
крылаток клёна «Зонтик» троль

1 неделя
октября

учебнотренировоч
ное занятие

Оформление панно «Цвет Взаимокон
2
вишни».
троль

1 неделя
октября

учебнотренировоч
ное занятие

2 неделя
октября
2 неделя
октября

Практическ
ое занятие

12

13

объяснение; Сбор
различных Педагогич
природных материалов.
еское
наблюден
ие
Педагогич
Способы и время сбора
Практическ
еское
природного
материала.
ое занятие
наблюден
Условия хранения.
ие
Педагогич
Практическ
еское
Составление гербария.
ое занятие
наблюден
ие
Беседа
ЗанятиеОформление гербария
Конспекты
объяснение
занятий;
Учебнотренировоч Аппликация из крылаток Взаимокон
ное занятие клёна «Бабочка»
троль

3 неделя
октября

Аппликация из листьев.

Взаимокон
2,5
троль

Взаимокон
2
троль
Беседа.
Практическ
Педагогич
ое занятие Цветок
(поделка
из
еское
2,5
Практическ шишек)
набл
ое занятие
юдение
Рассказ « Из истории
Практическ бумаги». Аппликация из Взаимокон
2
ое занятие
бумаги с элементами троль
оригами « На лужайке»
Аппликация из гороха.

11

14

3 неделя
октября

15

Практическ
ое занятие

Аппликация из бумаги « Взаимокон
2,5
Букет цветов»
троль

4 неделя
октября

Практическ
ое занятие

Упаковка для подарка

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Композиция Открытка

19

4 неделя
октября
5 неделя
Октября
5 неделя
Октября
1 неделя
ноября

20

1 неделя
ноября
Творческое

16
17
18

21

22

2 неделя
Практическ
ноября
ое занятие
2 неделя
ноября
Практическ
ое занятие

27

3 неделя
ноября
3 неделя
ноября
4 неделя
ноября
4 неделя
ноября
1 неделя
декабря

28

1 неделя
декабря

29

2 неделя
декабря

30

2 неделя
декабря

23
24
25
26

Практическ
ое занятие

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Взаимокон
2
троль

Взаимокон
2,5
троль
Аппликация из бумаги « Взаимокон
2
Разноцветный город»
троль
Аппликация из бумаги « Взаимокон
2,5
Город из будущего»
троль
Аппликация из бумаги с
Взаимокон
элементами оригами « На
2
троль
лугу»
Аппликация из бумаги с
Взаимокон
элементами оригами « В
2,5
троль
лесу»
Аппликация с элементами
оригами
«
Лесные Самоконтр 2
мотивы»
оль
Педагогич
Аппликация из бумаги с
еское
элементами оригами « В
2,5
наблюден
воде»
ие
Аппликация с элементами Самоконтр
2
оригами « В космосе»
оль
Конструирование
из Взаимокон
2,5
коробок. Животные леса
троль
Взаимокон
Сказочные персонажи
2
троль
Взаимокон
Кукольный театр
2,5
троль
Лес
из
бумажных Анализ
цилиндров.
деятельнос 2
ти
Анализ
Веселые цилиндры
деятельнос 2,5
ти
Анализ
Машина из конуса
деятельнос 2
ти
Анализ
Прямоугольник
деятельнос 2,5
Продолжение
ти
12

31

3 неделя
декабря

32

3 неделя
декабря

33

4 неделя
декабря

34

4 неделя
декабря

35

36

37

38

39

40

41

42

43

2 неделя
января
2 неделя
января
3 неделя
января

Практическ
ое занятие

Композиция «птицы»

Практическ
ое занятие

Композиция «Бабочки»

Практическ
ое занятие

Композиция «Лебедь»

Практическ
ое занятие

Композиция «Лиса»

Практическ
ое занятие

Композиция «Журавль»

Практическ
ое занятие

Композиция «Рыбка»

Занятиеобъяснение
нового
материала

Фольга-как
материал

3
неделя
Практ
янв ическое
аря
занятие
4 неделя
января
4 неделя
января
5 неделя
января

Практическ
ое занятие

1 неделя
февраля

Панно из фантиков

Интерьер игрушки

Корзина из фантиков

Практическ
ое занятие

Плетение из фантиков

Практическ
ое занятие

Цветы из фантиков
Цветы из фольги

2

2,5

2

2,5

2

2,5

хрупкий Взаимокон
2
троль

Практическ
ое занятие

5 неделя
янв Практическ
аря
ое занятие

Анализ
деятельнос
ти
Анализ
деятельнос
ти
Анализ
деятельнос
ти
Анализ
деятельнос
ти
Педагогич
еское
наблюден
ие
Педагогич
еское
наблюден
ие

Взаимокон
2,5
троль
Взаимокон
2
троль
Педа
гогическое
набл
юдение
Педагогич
еское
набл
юдение
Педагогич
еское
наблюден
ие
Педа
гогическое

2,5

2

2,5

2
13

44

45

46

47

48

49

50

51

52

1 неделя
февраля
2 неделя
февраля
2 неделя
февраля
3 неделя
февраля
3 неделя
февраля
4 неделя
февраля
4 неделя
февраля
1 неделя
марта
1 неделя
марта

53

2 неделя
марта

54

2 неделя
марта

55

3 неделя
марта

Практическ
ое занятие

Ангел из фольги

Практическ
ое занятие

Паук из фольги

Практическ
ое занятие

Виноград из фантиков

Практическ
ое занятие

Космонавт

Занятиеобъяснение
нового
материала
Занятиеобъяснение
Занятиеобъяснение
Самостояте
льная
работа

Рисуем на фольге
Работа
песком

наблюден
ие
Педагогич
еское
наблюден
ие
Педагогич
еское
наблюден
ие
Педагогич
еское
наблюден
ие
Педагогич
еское
наблюден
ие

2,5

2

2,5

2

Анализ
деятельнос 2,5
ти

с

ракушками, Анализ
деятельнос 2
ти
Педагогич
еское
Украшаем рамку
2,5
набл
юдение
Композиция
мир»

«Водный Самоконтр
2
оль

Занятиеобъяснение

Бабочка из ракушки

Практическ
ое занятие

Украшаем вазу

Практическ
ое занятие

Создаем
ракушек

Практическ
ое занятие

Мишка из ракушек

картину

Педагогич
еское
наблюден
ие
Анализ
деятельнос
ти
Анализ
из
деятельнос
ти
Анализ
деятельнос
ти

2,5

2

2,5

2

14

56

3 неделя
марта

57

4 неделя
марта

58

4 неделя
марта

59

5 неделя
марта

Практическ
ое занятие

Рисуем песком

Практическ
ое занятие

Картина из песка

Практическ
ое занятие

Секретная бутылка

Практическ
ое занятие

1 неделя
апреля
60
Практическ
ое занятие
1 неделя
апреля
61
Практическ
ое занятие
2 неделя
апреля
62
Практическ
ое занятие
2 неделя
апреля
63
Практическ
ое занятие
3 неделя
апреля
64
Практическ
ое занятие
3 неделя
апреля
65
Практическ
ое занятие

Рисуем на песке

Анализ
деятельнос 2,5
ти
Анализ
деятельнос 2
ти
Анализ
деятельнос 2,5
ти
Праздник

Беседа.
Продолжение работы над Педагогич
изготовлением домов для еское
макета
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
Работа с соленым тестом
еское
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
Панно «Яблоня»
еское
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
Панно
«Осенние
еское
листочки»
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
«Зайчик»
еское
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
Панно «Аквариум»
еское
Наблюден
ие

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

15

4 неделя
апреля
66
Практическ
ое занятие

Раскрашивание
формы

готовой

4 неделя
апреля
Кулон «Сердечко»

67
Практическ
ое занятие
5 неделя
апреля
68
Практическ
ое занятие

«Угощения
(баранки,
рогалики)

к

чаю
калачи,

1 неделя
мая
«Цветы для мамы»

69
Практическ
ое занятие
1 неделя
мая
70
Практическ
ое занятие

Панно «Воспоминания о
лете».

2 неделя
мая
Композиция «Птички»

71
Практическ
ое занятие
72

73

2 неделя
мая
Практическ
ое занятие
3 неделя
мая
Практическ
ое занятие

74

3 неделя
мая

75

4 неделя
мая

Практическ
ое занятие

Панно «Космос»

Панно «Мы
ходили»

на

Презентации работ
Презентации работ

Практическ
ое занятие

Беседа.
Педагогич
еское
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
еское
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
еское
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
еское
Наблюден
ие
Беседа.
Педагогич
еское
наблюден
ие
Педагогич
еское
наблюден
ие

Педагогич
еское
Наблюден
ие
Педагогич
луг еское
Наблюден
ие

2,5

2

2,5

2

2,5

2

2,5

2

Анализ
деятельнос 2,5
ти
Анализ
деятельнос 2
ти
16

76

4 неделя
мая

77

4 неделя
мая

Презентации работ

Анализ
деятельнос 2,5
ти

Презентации работ

Анализ
деятельнос 2
ти

Практическ
ое занятие
Практическ
ое занятие

Итого:

166,5 часов

Учебный план
№
п\
п

Количество
Наименование часов
разделов и тем

Формы
занятий

Формы
подведени
я итогов

Беседа
с
показом
произведений
искусства.
Определение
гармоничного
сочетания
цветов
в
окраске
предметов
Беседа;
практические
занятия;
Выполн
ение
композиций

Педагогич
еское
наблюдени
е;
выставки,
конкурсы;

Практи Теори Общее
ка
я
1 Работа с природным
материалом

27 1

28

2 Работа с бумагой

27 1

28

3 Театр из конусов

27 1

28

4 Работа с фольгой,
фантиками

27 1

28

Педагогич
еское
наблюдени
е;
выст
авки,
конкурсы;
Беседа;
Педагогич
практические еское
занятия;
наблюдени
е;
выставки,
конкурсы
Беседа;
Педагогич
практические еское
занятия
наблюдени
е;
17

5 Работа с ракушками,
песком

26 1

27

6 Работа
тестом

26 1,5

27,5

Всего:

с

соленым

160

6,5

выставки,
конкурсы
Беседа;
Педагогич
практические еское
занятия;
наблюдени
Выполнение е;
декоративной выставки,
композиции конкурсы
Беседа;
Педагогич
практические еское
занятия
наблюдени
е;
выставки,
конкурсы

166,5

Содержание учебного плана.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих
работ, основой которых является индивидуальное и коллективное
творчество. В основном вся практическая деятельность основана на
изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с
обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой
предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют
формированию умений осознанно применять полученные знания на практике
по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных
материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на
соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на
рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к
инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных
изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
1. Работа с природным материалом (28ч.)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об
укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту
и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение,
чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к
прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов,
ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе
знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к
окружающей среде.
18

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных
материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из
природных материалов.
2. Работа с бумагой и картоном (28 ч.)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется,
мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно
складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные
части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование
ножницами и шаблоном.
3. Театр из конусов (28ч.)
Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание
полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в
брусок путем складывания и надрезания.
4. Работа с фольгой, фантиками (28ч.)
Все дети любят сладкое. Но когда конфета или шоколад съедены, то
кроме приятного вкуса во рту от них остаются еще красивые блестящие
бумажки-упаковки — фольга. И мало кто знает, что из фольги можно сделать
занимательные поделки, приводящие в восторг ваших знакомых и друзей.
Ведь фольга — прекрасный материал для изготовления всяких поделок —
полезных и увлекательных, например, забавных зверушек и украшений,
которые будут выглядеть почти как настоящие драгоценности или посуды, из
которой можно по-настоящему есть и пить.
Свойства фольги. Положительные и отрицательные качества фольги.
5. Работа с ракушками, песком (27ч.)
Использование ракушек для украшения цветочных горшков.
6. Работа с соленым тестом (27,5 ч.)
Из истории соленого теста
Лепка из соленого теста является одним из древних видов
декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне
использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В
Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и
рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки,
кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям.
Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они
украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в
честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные
пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных
промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев
такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический
смысл.
В
Китае
17
века
делали
марионетки
из
теста.
В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста.
У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный
для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто
применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Как
приготовить
соленое
тесто
Основной материал для изготовления изделий из соленого теста: мука
19

высшего сорта - пшеничная, ржаная (придает тесту больше рыхлости), соль
«Экстра». Обычная пропорция для замеса соленого теста:на 2 части муки,
надо взять 1 часть соли и развести водой до консистенции мягкого
пластилина.
В качестве добавок используют клей ПВА или обойный (увеличивают
клейкость заготовок и прочность готовых изделий), масло растительное
(повышает пластичность, добавляется в тесто, предназначенное для лепки
мелких
деталей
).
Для изготовления небольшой композиции замесите тесто в следующем
количестве:
-Соль
200
г;
-Мука
500
г;
- Вода - примерно 250 мл (количество воды зависит от вида муки,
необходимости
добавки
клея
или
масла);
-Клей
2ст.ложки.
Для замеса лучше использовать миксер. Готовое тесто должно получиться
эластичным.
Тесто следует хранить в полиэтиленовом пакете, чтобы оно не пересохло.
Для раскраски просушенных изделий используют гуашь или
природные красители. Конечный этап - изделия покрывается бесцветным
быстро сохнущим глянцевым лаком.
Требования к уровню подготовки выпускников
Главным результатом реализации программы является создание
каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием
оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность
трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. В процессе
усвоения программных требований дети получают допрофессиональную
подготовку, наиболее одарённые – возможность обучения в специальных
учебных заведениях.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
1.Название ручных инструментов, материалов, приспособлений,
предусмотренных программой;
2.Правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
3.Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
4.Способы обработки различных материалов предусмотренных
программой.
5.К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:
6.Правильно пользоваться ручными инструментами;
7.Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех
видах технического труда;
Организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время
работы;
Бережно относиться к инструментам и материалам;
20

Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки,
угольника;
Самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
правильно выполнять изученные технологические операции по всем
видам труда, различать их по внешнему виду.
Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы
Итогом работы учебной группы является участие в различных
выставках, конкурсах и отчетная демонстрация, выставка работ. Основными
формами аттестации является: входной контроль (анкетирование, опрос);
промежуточная аттестация (коллекция работ для подарков); итоговая
аттестация (индивидуальная и коллективная выставки). В течение учебного
года по мере накопления работ проводить тематические мини-выставки.
Такие мини-выставки являются анализаторами
с точки зрения
декоративности и технологической особенности изделий и развивают у детей
творческое мышление и художественный вкус. Их проведение способствует
также сплочению коллектива. Результаты деятельности обучающиеся
помещают в альбомы (портфолио). Подготавливаются материалы для
представления лучших работ на конкурсах и выставках декоративноприкладного и изобразительного искусства.
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо иметь соответствующие
материалы и принадлежности.
Для педагога:
1.ТСО (диапроектор, интерактивная доска);
2.таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
3.материал по истории искусств;
4.художественно-графические материалы.
Для обучающихся:
1.бумага: ватман, картон, альбомы для рисования;
2.набор цветной бумаги, картона;
3.акварельные и гуашевые краски, тушь;
4.кисти, перья, карандаши, мелки, пластилин, ножницы, клей;
5.Нитки, ткань, иголки;
6.Природный материал.
Список использованной литературы
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование / Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. /
Под ред. Горского В. А. – М.: Просвещение, 2015
2.Поурочные разработки по технологии. 1 класс. Универсальное
издание. / Максимова Т.Н. – М.: ВАКО, 2014
21

3.Дарим людям красоту и радость / Конышева Н.М. – Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2011.
4.Аппликация / Румянцева Е.А. – Москва.: Айрис-Пресс, 2011.
5.Большая книга самоделок. Много ярких идей / Детцел А., Айхенлауб
К. – М.: Стрекоза, 2014.
6.Технология, 1-4 класс, Изделия из разных материалов / Выгонов В.В.
– М.: Экзамен, 2013.
7.Технология, Летающие модели, 1-4 класс / Выгонов В.В. – М.:
Экзамен, 2014.
8.Технология, Оригами, 1-4 класс / Выгонов В.В. – М.: Экзамен, 2013.
9.Технология, Изделия из ткани, 1-4 класс / Выгонов В.В. – М.:
Экзамен, 2013.
10.Технология, Изделия из бумаги, 1-4 класс / Выгонов В.В. – М.:
Экзамен, 2013.
11.Технология, Ажурные изделия, 1-4 класс / Выгонов В.В. – М.:
Экзамен, 2013.
Ресурсы сети Интернет
http://talant.spb.ru – Созидание талантов.
http://www.babylib.by.ru - «Библиотека маленького гения»
http://www.nachalka.com - Начальная школа детям, родителям,
учителям.
http://www.babvlib.bv.ru - Мастерим сами.
http://stranamasterov.ru – Поделки своими руками.
http://skazles.ru - Самоделки, развлечения для детей.

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».