Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 49 Каримова Е.Ю.__________ Приказ № 64/1 от «27» августа 2021 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «ИЗОстудия» Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 7-14 лет Автор-составитель: Пекбаев Максим Вячеславович г.Екатеринбург, 2021 г. 2 Оглавление 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Пояснительная записка…………………………………………..стр.3 Структура программы……………………………………………стр.5 Календарный учебный график…………………………………..стр.8 Учебный план…………………………………………………….стр.13 Содержание учебного плана……………………………………стр.15 Оценочные материалы…………………………………………..стр.21 Формы подведения итогов………………………………………стр.21 Методическое обеспечение программы………………………..стр.23 Литература………………………………………………………..стр.24 3 Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. А. М. Горький ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Программа кружка «Изостудия» имеет художественную направленность. Изобразительное искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира человека, развития эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир, согласно законам красоты. Изучение изобразительного искусства призвано осуществить одну из главных задач современного образования – воспитание всесторонне развитой личности, призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Знакомство с миром искусства даёт учащимся возможность повысить свой уровень культуры. В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство, в скульптуре - искусство пластики. Изобразительное творчество во внеурочной деятельности находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий. Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей. 4 Главным в данной программе является изобразительное искусство, которое тесно взаимосвязано со многими дисциплинами (природоведение, история, география и др.). Программа базируется на следующих принципах организации образовательной деятельности: доступности, систематичности и последовательности, преемственности, научности, наглядности, связи теории с практикой. Программа рассчитана на 1 год обучения. При наборе в коллектив учитывается возраст, принимаются дети с 7 до 14 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 и 2,0 часа , 37 учебных недель. Реализация программы основана на развитии детского творчества. В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная форма работы. Данная программа опирается на личность ребёнка в соответствии с условиями жизни, индивидуальными склонностями и задатками. Большое внимание и значение имеет индивидуальная форма работы, где педагог решает проблемы индивидуального порядка, возникшие у детей в процессе обучения. Особое внимание в данной программе уделяется индивидуальному подходу в общении с детьми, который создаёт наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, склонностей и психологофизических особенностей обучения каждого ребёнка. Работа с обучаемыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. На занятиях дети приучаются к аккуратности. При построении занятий используется метод коллективного творчества, во время занятий дети общаются между собой, предлагают идеи, которые позже и реализуются. Форма проведения занятий разнообразны: беседы, практические работы, выставки, творческие работы. В течение года дети осваивают разные техники рисования, в том числе нетрадиционные, которые увлекают детей, развивается познавательный Цель программы: способствовать развитию художественнотворческих способностей и визуально-пространственного мышления учащихся средствами изобразительного искусства. В соответствии с этой целью решаются следующие задачи: образовательные: -Сформировать опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия образа реальности и произведений искусства. -Освоить художественную культуру как форму материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах. -Сформирование у детей способность нестандартно трактовать любую художественную тему. -Сформировать активное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. -Развить способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. 5 развивающие: -Развить творческий опыт и способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости. -Развить способности поддерживать социальные контакты, адаптироваться в различных жизненных ситуациях. -Развитие умения поддерживать обстановку доброжелательности и сотрудничества при общении в группе. -Развить творческое восприятие действительности, воображения, фантазии, способности к анализу и синтезу и самостоятельности мышления. -Способствовать развитию художественных способностей детей. воспитательные: -Воспитать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека. -Воспитать эстетическую потребность, художественный вкус. -Воспитать творческую индивидуальность ребенка. -Создать комфортную атмосферу для развития художественнотворческой активности и профессиональной ориентации обучающихся. Структура программы 1.Основы рисования Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру. Необходимо с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами. Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа. Обучающиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний. В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа Живопись является одним из важнейших разделов учебного процесса. Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать 6 понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь). 2.Композиция Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции. Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать учащимся понятие композиции, как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В слово "гармония" заключено и "ритм", и отбор форм и цветов и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи, замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное. В Программе используются следующие художественные техники: рисование (в различных видах и жанрах); аппликация и коллаж; декупаж; граттаж; монотипия; тампование; рисование пластилином; кляксография. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: К концу учебного года у учащихся должны быть сформированы: способность ориентироваться в мире современной художественной культуры; желание получить полные знания по искусству и добиться хорошего результата в данной области; умение поддерживать социальные контакты с окружающими людьми. Метапредметные результаты: 7 К концу учебного года у учащихся должны быть сформированы: способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач. К концу освоения Программы обучающийся должен знать: Знать: правила техники безопасности; назначение материалов и инструментов в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве; основные употребляемые термины в изучаемых областях искусства; отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства; о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства и их роли в эстетическом восприятии произведений; основы искусства кожепластики, тестопластики, батика; иметь представления о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне. Уметь: самостоятельно составлять композиции на основе законов композиционного построения; последовательно работать над творческой композицией в различных техниках; работать с первоисточниками и литературой, самостоятельно приобретать и применять знания; уметь структурировать и классифицировать знания; устанавливать причинно-следственные связи. Владеть: приемами составления декоративного образа на основе переработки натурного материала; приемами использования основных средств художественной выразительности в рисунке, живописи, декоративно-прикладном искусстве; навыками анализа содержания художественных произведений различных видов и жанров. Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству. На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. Словесные методы - рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных работ. В рисовании 8 - создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. - использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения. В лепке - лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2, 3 и более изображений. - выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа. - расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства. В аппликации - изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания. - создавать сюжетные и декоративные композиции. Календарный учебный график По дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «ИЗОстудия» на 2021-2022 учебный год Год обучения: первый Режим занятий: 2 раза в неделю, кабинет ИЗО Срок п/п № и проведения занятий Форма занятий 1 1 неделя сентября Организационно е занятие 1 2 21 неделя сентября Практическое занятие 3 32 неделя сентября Практическое занятие 4 42 неделя сентября Занятиеобъяснение 5 53 неделя сентября 6 63 неделя сентября Практическое занятие Практическое занятие Тема Ознакомительное занятие. Инструкция по Технике безопасности. Игры на знакомства, и сплочение коллектива Изучение цветового круга. Ознакомление с понятиями основные и составные цвета Использование ахроматического цвета для создания новых оттенков Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой Цвет и оттенок. Смешиваниецветов для получения других Гармоничность цветов, какие цвета гармонируют друг с другом, а какие нет. Форма контроля Беседа Ко л-во часов 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 9 Практическое занятие 7 74 неделя сентября Практическое занятие 8 84 неделя сентября 9 91 неделя октября Практическое занятие 10 11 неделя октября Занятиеобъяснение 11 12 неделя октября Практическое занятие 12 12 неделя октября Практическое занятие 13 13 неделя октября Занятиеобъяснение 14 13 неделя октября Практическое занятие 14 неделя октября 14 неделя октября Занятиеобъяснение Практическое занятие 1 5 неделя октября Практическое занятие 1 5 неделя октября 11 неделя ноября Практическое занятие Практическое занятие Занятиеобъяснение нового материала Занятиеобъяснение нового 15 16 17 18 19 20 21 2 1 неделя ноября 22 неделя ноября Выполнение пейзажа в ограниченной гамме, где основные цвета: синий, фиолетовый, изумрудный Выполнение натюрморта в ограниченной гамме, где основные цвета: желтый, красный, пурпурный. Работа с натуры. Обобщающее занятие цветовое пятно цветочная поляна Ознакомление с жанрами в живописи Выполнение осеннего пейзажа. Репродукции художников Выполнение космического пейзажа в технике кляксография Знакомство с акварельной техникой «по сырому» Выполнение пейзажа «Снежные горы» в акварельной технике «по сырому» Знакомство с жанром живописи натюрморт Основы композиции в натюрморте Выполнение натюрморта в ограниченной цветовой гамме. анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы анализ творческой работы 2.5 2 анализ творческой работы 2.5 Знакомство с жанром живописи портрет анализ творческой работы 2 Выполнение портрета в технике «Гризайль» анализ творческой работы 2.5 Знакомство с анималистическим жанром анализ творческой работы 2 Знакомство с видом изобразительного искусства - графика анализ творческой работы 2.5 10 материала 22 22 неделя ноября Практическое занятие 23 23 неделя ноября Практическое занятие 24 23 неделя ноября Практическое занятие 25 26 27 28 29 30 31 32 Выполнение рисунка объекта пейзажа с помощью пятна. Выполнение пейзажа с помощью выразительных средств графики: линии, штриха, точки, пятна Выполнение натюрморта в графике. Работа с натуры Рисунки анималистов в графике. Выполнение репродукций художников. 24 неделя ноября Практическое занятие 24 неделя ноября Занятиеобъяснение нового материала Знакомство с аппликацией 21 неделя декабря Практическое занятие Выполнение коллективной аппликации из цветной бумаги и ветки елки на тему «Снегирь» 21 неделя декабря Занятиеобъяснение нового материала Знакомство с видом творчества «поделки из бумаги» 22 неделя декабря 32 неделя декабря 33 неделя декабря 33 неделя декабря Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 33 34 неделя декабря Практическое занятие 34 34 неделя декабря Практическое занятие анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы 2 2.5 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы Создание эскизов поделок из бумаги на тему «Новогоднее настроение» Новогодние поделки из бумаги своими руками бумажная гирлянда анализ творческой работы Поделки из гофрированной бумаги на Новый год выполнение елочки Поделки из бумаги на Новый год: делаем рождественский венок своими руками анализ творческой работы ,проверка знаний и умений Создание эскиза объемной аппликации на тему «Долгожданный праздник» Выполнение объемной аппликации на тему анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы, проверка знаний и умений 2 2.5 2 2.5 2 2.5 анализ творческой работы 2 11 «Долгожданный праздник» 35 32 неделя января Практическое занятие Выполнение рисунка гуашью на тему: «Как я провел праздник» 36 32 неделя января Занятиеобъяснение Знакомство детей со стилизацией 3 3 неделя января Практическое занятие 38 33 неделя января Практическое занятие 39 34 неделя января Практическое занятие 37 40 44 неделя января Практическое занятие 41 45 неделя января 42 45 неделя января Занятиеобъяснение нового материала Практическое занятие 43 41 неделя февраля Практическое занятие 44 41 неделя февраля Практическое занятие 45 42 неделя февраля Практическое занятие 46 42 неделя февраля Практическое занятие 47 43 неделя февраля Практическое занятие 48 43 неделя февраля Практическое занятие анализ творческой работы проверка знаний и умений анализ творческой работы Создание стилизованного пейзажа на тему «Лес зимой» Создание рисунка на тему «Зима» с помощью гуаши и ватных палочек Рисунок на тему «Снежный лес» в пальчиковой технике анализ творческой работы Создание коллективного рисунка на тему «Город в снегу» с помощью клея ПВА и манки анализ творческой работы Знакомство с мозаикой Выполнение рисунка машины мозаикой Создание коллективной работы на тему «Снеговики» с помощью ладошек Создание коллективной работы на тему «Снеговики» с помощью ладошек Создание рисунка на тему «Мой зоопарк» с помощью ладошек Создание рисунка на тему «Мой зоопарк» с помощью ладошек Рисование цветными мелками на тему «Семейное хобби» Создание открытки из бумаги на тему «23 анализ творческой работы анализ творческой работы 2.5 2 2.5 2 2.5 2 анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы 2.5 2 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 12 49 44 неделя февраля Практическое занятие 50 54 неделя февраля Практическое занятие 51 51 неделя марта Практическое занятие 52 51 неделя марта Практическое занятие 53 52 неделя марта Практическое занятие 54 52 неделя марта Практическое занятие 55 53 неделя марта Практическое занятие 56 53 неделя марта Практическое занятие 54 неделя марта Занятиеобъяснение нового материала 57 58 5 неделя марта 4 Практическое занятие 59 51 неделя апреля Практическое занятие 60 61 неделя апреля Практическое занятие 61 62 неделя апреля Практическое занятие 62 62 неделя апреля Практическое занятие 63 63 неделя апреля Практическое занятие 63 неделя Практическое февраля» Создание домашнего питомца из пластилина Потрет друга с помощью ватных палочек Создание подделки из бумаги на тему «Подарок из цветов» Весенний натюрморт с натуры Создание коллективного панно на тему «Город будущего» Создание коллективного панно на тему «Город будущего» Нарисовать иллюстрации к русским сказкам Создание объемной аппликации на тему «Лесной житель» Знакомство с декоративным пейзажем Образы людей и животных в объектах пейзажа Создание декоративного пейзажа на тему «На что похожи облака» Создание декоративного пейзажа на тему «На что похожи облака» Изображение сказочного дерева в декоративном стиле выразительными средствами графики Изображение сказочного дерева в декоративном стиле выразительными средствами графики Создание рисунка в технике граттаж на тему «Подводный мир» Создание рисунка в анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы 2.5 2 2.5 2 2.5 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы 2.5 2 2.5 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы 2.5 анализ творческой 2 13 64 апреля 65 64 неделя апреля Практическое занятие 66 64 неделя апреля Практическое занятие 67 61 неделя мая 68 занятие 61 неделя мая Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 69 70 71 72 73 74 6 2 неделя мая 7 2 неделя мая Практическое занятие 7 3 неделя мая Практическое занятие 7 3 неделя мая 7 4 неделя мая Практическое занятие Развлекательная программа 7 4 неделя мая Развлекательна я программа технике граттаж на тему «Подводный мир» Выполнение птиц в технике оригами Создание пейзажа на тему «Березовая рощ» поролоновой кистью Создание пейзажа на тему «Березовая рощ» поролоновой кистью Создание иллюстраций к песням про Великую Отечественную войну на тему «Я вижу музыку». Создание иллюстраций к песням про Великую Отечественную войну на тему «Я вижу музыку». Рисование гуашью на тему «Белка на дереве» Создание рисунка на тему «Здравствуй лето» в любой технике Подготовка к выставке своих работ Проведение мероприятия «Биеннале» Проведение мероприятия «Биеннале» работы анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы 2.5 2 2.5 анализ творческой работы 2 анализ творческой работы проверка знаний и умений анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы анализ творческой работы проверка знаний и умений анализ творческой работы проверка знаний и умений 2.5 2 2.5 2 2.5 2 Итого : 166,5 часов УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование разделов, тем ЦВЕТОВЕДЕНИЕ Вводное занятие Цветовой круг. Цветовой спектр Ахроматические и хроматические цвета Теплые и холодные цвета Смешивание цветов. Сложный цвет Выполнение рисунков с помощью акварели в ограниченной гамме «3 Кол-во часов теория 5,5 практика 12 Формы контроля всего 117,5 Анализ творческой работы, педагогическое наблюдение 14 цвета» ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА Знакомство с жанрами живописи Осенний пейзаж Космический пейзаж Техника по «сырому». «Снежные горы» Путешествие по морю Знакомство с видом изобразительного искусства – графика Выразительные средства графики: линия, штрих, точка, пятно НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ 15 РИСОВАНИЯ Знакомство с аппликацией Зима пришла Знакомство с видом творчества «поделки из бумаги» Елочная игрушка Новогоднее настроение Подготовка к новому году Долгожданный праздник Как я провел праздник Лес зимой (стилизация) Зима Мозаика Нарисуй машину Птицы зимой Забавные ладошки Самый верный друг ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ 15 Подарок из цветов Город будущего Лесной житель Декоративный пейзаж На что похожи облака? Сказочное дерево Граттаж Морское дно Разные насекомые Березовая роща Белка на дереве Здравствуй лето Проведение мероприятия «Биеннале» 9 24 33 Анализ творческой работы, педагогическое наблюдение Выставка работ 46 166 Анализ творческой работы, педагогическое наблюдение Выставка работ 40 55 Анализ творческой работы, педагогическое наблюдение Выставка работ 15 Итого 44,5 122 166,5 Анализ творческой работы, педагогическое наблюдение Выставка работ Содержание учебного плана 1 год обучения Наименование разделов и тем Ознакомительное занятие. Инструкция по Технике безопасности. Игры на знакомства, и сплочение коллектива Изучение цветового круга. Ознакомление с понятиями основные и составные цвета Теория Беседа о культуре поведения. Инструктаж по технике безопасности на занятии Знакомство с теорией цвета. Беседа о основных и составных цветах, правильное смешивание цветов. Практика Формы занятий Беседа; занятиепутешествие; Игры Ознакомительное на занятие знакомства, и сплочение коллектива Выполнение композиционного рисунка цветовых кругов и разделение кругов на деление, для дальнейшего заполнение цветом. Смешивание основных цветов для получения других, на палитре. Заполнение цветом круга. Заполняем вначале основными цветами, в дальнейшем смешиваем основные цвета для получения составных. Заполнение круга с помощью растяжки, от теплого цвета к холодному. Занятиеобъяснение; учебнотренировочно е занятие Учебнотренировочна я работа Методическое обеспечение Инструкции; План проведения занятия; Дидактический материал, подобранный в соответствии с возрастными и психологическ ими особенностями детей, уровнем их развития и способностями Конспекты занятий; Дидактический материал (карточки); Альбомн ые листы; Акварел ь; Палитра; Шаблон ы круга из картона 16 Выполнение рисунков с помощью акварели в ограниченной гамме «3 цвета» Изучение способов выявления пространственных отношений в живописи, формирование представлений о колорите, роли тональных и тепло – холодных отношений. Выполнение зарисовок и эскизов с целью композиционного решения натюрморта на листе. Формирование навыков грамотной и осознанной компоновки натюрморта. Выбор точки зрения относительно натуры и формата с использованием видоискателя. С различных точек зрения натюрморт выглядит поразному: изменяется композиционный центр, доминирующее направление (вертикальное, горизонтальное, диагональное), т.е. появляется новый композиционный строй, новый образ натюрморта. Выполнение кратковременного цветного этюда и этюда на общий тон (гризайль), что позволит сосредоточить внимание только на тональной передаче, научит чувствовать тональную шкалу и определять самое светлое и темное в натуре, подчинять градации тона этим двум полюсам. Композиционное решение и построение предметов натюрморта в выбранном формате листа. Построение пространственного изображения натюрморта, учитывая пропорции, конструкцию, взаимосвязь композиционного расположения в листе Занятиеобъяснение ; учебнотренировоч ное занятие Компьютер, проектор, слайд шоу с изображения ми; Акварель, альбомный лист, палитра, карандаш, ластик 17 всех предметов и сравнительный анализ их формы. Детальная прорисовка формы каждого предмета. Взаимосвязь светотеневого решения натюрморта и его композиционного расположения в листе, как следствие того, что под композицией листа понимается не только расположение очертаний предметов, а также сочетание и расположение пятен света, тени и полутонов. Перерисовка натюрморта на просвет на акварельную бумагу. Линии рисунка должны быть легкими с определением мест бликов, границ полутона и тени, но не путем штриховки, которая может просвечивать сквозь акварельный красочный слой. Первая прокладка цветом. Обобщенно прописать локальным цветом всю поверхность листа, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей, не забывая, что в акварели нет белой краски, поэтому белизна листа является самым светлым тоном в работе. Тщательная прорисовка конкретных деталей. Передача фактуры предметов с выявлением их объемной формы и планов на которых они расположены. Огромное значение имеет кладка мазка, от широкого 18 свободного до точки. Он должен передавать не только цвет и направление формы, но и быть выразительным, точно характеризовать особенности изображаемого материала, пластику формы, подчеркивать композицию всего натюрморта. На стекле рефлексы четкие, хорошо видны. Надо почувствовать меру живописного обобщения стекла и очень тонко увидеть цветовые и тональные нюансы предмета. Чтобы передать пространство надо по мере удаления предметов в глубину снижать яркость цвета и тоновой контраст относительно первого плана. Завершение работы. После просыхания этюда с помощью следующего слоя насыщается цвет теней, уточняются оттенки полутонов, конкретизируется работа над формами постановки. Завершается работа приведением всех деталей постановки к близкому натуре цветовому и тональному состоянию, акцентированием основных, наиболее интересных и характерных качеств постановки и обобщением второстепенных. Знакомство с жанрами живописи Объяснение материала; Беседа о ярких художниках, Обучающимся, предлагается зрительный ряд разных изображений, по Творческие Иллюстратив занятия; ный материал; 19 которые выполняли которым они должны рисунки в своем определить жанре живописи; принадлежность к жанру живописи. В дальнейшем они должны определиться какой жанр живописи они выберут. После выбора жанра, им надо будет выполнить эскиз карандашом или этю. Поэтапное выполнение выбранного жанра, композиционное расположение на листе. Знакомство с видом Знакомство с После просмотра и изобразительного различными видами анализа работ искусства – графика графики и художников графиков, графическими обучающимся материалами предлагаются на выбор Знакомство с иллюстрации художниками художников. Которые графиками и их они должны особенностями скопировать на рисования альбомный лист, перенимая особенности рисования художников графиков. Во время копирования, они знакомятся с выразительными средствами графики. Так же им предлагается на выбор разные графические материалы: уголь, карандаш разной мягкости и гелиевая ручка. Выразительные средства графики: линия, штрих, точка, пятно Ознакомление с выразительными средствами графики; Обучающиес я познакомить с графическими изобразительными средствами; применениег рафических изобразительных средств; Компь ютер; Акваре ль, альбомный лист, карандаш, ластик Занятиеобъяснение нового материала; Творче ские занятия; Компьютер; Презентация; иллюстративны й материал; дидактический материал – карточки; Альбомн ый лист, уголь, карандаш, гелиевая ручка, ластик Выполнение Практические Компьютер; упражнений, разными занятия Презентация; выразительными иллюстративны средствами графики: й материал; Придумай дидактический композицию из линий материал – разного характера на карточки; тему «Небо –море» Альбомн Придумай ый лист, уголь, сложную ритмичную карандаш, композицию из линий гелиевая ручка, Выполни ластик композицию из разных по характеру линий на 20 Знакомство аппликацией с Беседа о аппликации, ее видах, и этапы создания аппликации; А также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» обучающиеся осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию; тему «На лугу» - На листе А4 выполните композицию: силуэт предмета, насекомого, животного и т.д. украсьте разными по характеру линиями Обучающимся дается на Творческое выбор выполнение занятие; аппликации обрывной или вырезанной. После определения техники аппликации, обучающиеся должны выбрать цветовую гамму своей работы, композиционное размещение на листе; сюжет их аппликации. После определения цветовой гаммы, композиции, сюжета, обучающиеся выполняют эскиз. Выполнив эскиз, приступают к работе с цветной бумагой. Знакомство с видом Презентация о После просмотра творчества «поделки видах бумаги. презентации, из бумаги» Способы обработки обучающимся на слайде бумаги. Способы показывается поэтапное скрепления. выполнение «Елочной Сложение из игрушки». Вместе с полосок фигур. обучающимися Разметка. Работа с выполнением поэтапно полосками бумаги. поделку из бумаги Плетение. Виды плетения. Беседа Просмотр презентаций Творческое занятие Компьютер; Презентация; иллюстративны й материал; дидактический материал – карточки; Альбомн ый лист, цветная бумага, картон, клей, ножницы. Компьютер; Презент ации; Альбом; цветная бумага, картон, ножницы, клей Оценочные материалы: 21 Оценками достижений работ учащихся являются следующие параметры: оформление, техника выполнения, техническая реализация. Отчет о работе проходит в форме выставок, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий, портфолио. Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год по каждому модулю (первичный и итоговый). Результаты заносятся в разработанную таблицу-матрицу: Ф.И.О.ребенка Техника работы с Предметное Декоративная материалом изображение деятельность В мониторинге используются следующие обозначения: В - высокий уровень С - средний уровень Н - низкий уровень. На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатывается технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Формы подведения итогов Участие в выставках детского творчества различного уровня. Творческие отчеты - организация выставки работ кружка, презентации. Оформление альбома детских рисунков. Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Занятия в изостудии помимо практической деятельности включают в себя беседы об искусстве, показ фильмов и презентаций, посещение выставок, а также участие в них, что призвано содействовать всестороннему развитию личности каждого ребенка, обогащению его духовного мира. Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей и интересов обучающихся. В основу программы положены: - тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, учитывает интересы детей, их возрастные особенности; - единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве; - яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением бесед об изобразительном искусстве; - система межпредметных связей (живопись, композиция, рисунок, лепка), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий, их связь с жизнью; 22 - направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д. Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания, и состоит, как правило, занятие состоит из следующих этапов: 1 этап – организационный. Включает организацию начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания обучающихся. Служит для подготовки детей к работе на занятии. 2 этап – проверочный. Данный этап предназначен для выявления пробелов по изученному ранее материалу и их коррекции. 3 этап – подготовительный (подготовка к новому содержанию). На данном этапе происходит мотивация и принятие детьми цели учебно познавательной деятельности. 4 этап – усвоение новых знаний и способов действий. Основной этап занятия, на котором обеспечивается восприятие, осмысление и первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения. 5 этап – первичная проверка понимания изученного. Устанавливается, насколько правильно и осознанно материал усвоен обучающимися (выполняются пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил). 6 этап – закрепление новых знаний, способов действий и их применение. На данном этапе применяются задания, которые выполняются обучающимися самостоятельно, т. е происходит активное усвоение новых знаний, способов действий и применение их на практике. 7 этап – рефлексивный. Происходит выявление качества и уровня овладения знаниями, обучающимися осуществляют рефлексивные действия. Дети оценивают свою работоспособность, психологическое состояние, анализируют результативность работы. 8 этап – итоговый. На данном этапе осуществляется анализ и оценка успешности достижения цели, определяется перспектива последующей работы на занятиях. Методы обучения Применяются следующие методы обучения: репродуктивный; проблемный; частично-поисковый; использование интернет-ресурсов, исследовательская и проектная деятельность; метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 23 - наглядные (показ образцов, иллюстраций, способов выполнения работы) - практические (в творческой деятельности учащиеся опытным экспериментальным путем осуществляют поиск оптимального художественного и технического решения); - совместно – коммуникативные методы (рассказ, объяснение, убеждение, беседа, способствующие освоению и закреплению материала). Методы организации контроля и самоконтроля познавательной деятельности (аналитические): анкетирование, самоанализ, опрос, сравнение, наблюдение. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - наглядные (показ образцов, иллюстраций, способов выполнения работы); - практические (в творческой деятельности, обучающиеся опытным экспериментальным путем осуществляют поиск оптимального художественного и технического решения); - совместно - коммуникативные методы: рассказ, объяснение, убеждение, беседа, способствующие освоению и закреплению материала. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности творческой активности: - поощрение; - создание положительной эмоциональной атмосферы и успеха; - создание игровой ситуации. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Помещение и оборудование: Занятия изостудии проводятся в специально оборудованном классе, оборудованным мультимедийным проектором, ноутбуком. Учебное оборудование кабинета должно включать комплект мебели, мольберты, шкаф и полки для хранения наглядных пособий, а так же учебных работ детей. Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и по размерам полезной площади соответствовать числу учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам санитарии и безопасности работы. Наглядные пособия: К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся: работы учащихся; таблицы по видам и жанрам живописи; таблицы по цветоведению; технологические карты. Инструменты и приспособления: Материалы, инструменты и приспособления: Линейки, ножницы, стеки, ручки, шило, формочки, трафареты, шаблоны, перо, палочки разных размеров для туши, кисти синтетические № 24 20,10,6,3,1,0, кисти беличьи № 10,6, 5, 3,1, кисти щетинные (для покрытия работ лаком). Краски масляные, акриловые, гуашь, акварель, карандаши простые и цветные, мелки восковые, пастель, тушь, фломастеры. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007. Неменская Л.А. Каждый народ- художник. – М.: Просвещение, 2008. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» – М.: Издательство ВЛАДОС, 2006. Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА (Энциклопедия). 2006 . Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учебник для 4 класса нач. шк.(ФГОС) /Под ред. Б. М. Неменского. – М.:Просвещение, 2011. Изобразительное искусство. 6 класс. Учебник. В 2 ч. Часть 1. – М.: Дрофа, 2010. http://www.artprojekt.ru/ – история мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы, контакты специализированных магазинов и производственных фирм. 8. Белова Елена Александровна https://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoeiskusstvo/library/2015/01/11/rabochaya-programma-kruzhka-yunyy-khudozhnik 9. Мухамедова Наталья Александровна https://урок.рф/library/programma_kruzhka_izostudiya_141124.html 25 26 27