Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 Утверждаю: Директор МБОУ СОШ № 49 Каримова Е.Ю.____________ Приказ № 64/1 От « 27» августа 2021 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристко-краеведческой направленности «Юный музейщик» Возраст обучающихся : 11-16 лет Срок реализации : 1 год Автор -составитель : Полякова Алёна Владимировна Екатеринбург, 2021 г. 2 Оглавление 1.Пояснительная записка………………………………………………..стр.3 2.Календарный учебный график………………………………………..стр.5 3.Учебный план………………………………………………………….стр.11 4.Содержание учебного плана………………………………………….стр.12 5.Методическое обеспечение программы……………………………...стр.14 6.Ожидамые результаты………………………………………………...стр.15 7. Система оценки результатов освоения программы………………стр.16 8.Список литературы……………………………………………………стр.17 3 Пояснительная записка Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей - актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасной иллюстрацией то жизни, которой жило и живет общество. Благодаря познанию музея, его экспонатов, у детей рождается, укрепляется любовь и бережное отношение к истории своей страны, своего края. Актуальность программы Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. Цель программы: формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в музейную и поисковоисследовательскую краеведческую деятельность. Задачи программы: Образовательные: Получение учащимися углубленных знаний по истории школы, города, области и возможность проследить их взаимосвязи с историей России; Знакомство с традициями, культурными особенностями населения Свердловской области. Развивающие: Развитие практических навыков музейной работы; Совершенствование умений экскурсионной деятельности; Развитие коммуникативных навыков. Воспитательные: Воспитание ценностного отношения к истории; Формирование чувства ответственности за сохранность исторического наследия; Развитие интереса к истории школы, города, области. Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности учащегося, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Изучение программы «Юный музейщик» представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Кроме 4 того, программа «Юный музейщик» может быть востребована и с практической точки зрения. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив. Условия достижения поставленной цели. Для успешной реализации необходимы основные принципы распределения материала: Принцип возрастания сложности (от простого к сложному); Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций); Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому материалу на основе изученности предыдущего или сформированности какого-либо умения; также разнообразие и увеличения материала поэтапно) Принцип интеграции и дифференциации обучения; Принцип взаимодействия человека с музейной средой. Особенности организации занятий Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной и экскурсионной работы. В условиях общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного музея и учащихся. Программа имеет интегрированный характер, форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуально групповая. Значительное число занятий направлено на практическую деятельность, так как в основу реализации курса положен проектный метод организации учебной деятельности(разработка и создание выставки, разработка и проведение экскурсии, разработка рекламного проспекта музея). Создавая собственный творческий проект (выставку, научноисследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности. Данная программа рассчитана на возраст учащихся: от 11 до 16 лет. Срок реализации программы: 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 академических часа, 37 учебных недель, 333 часа в год, в группах по 12-15 человек. Уровень программы- базовый 5 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе туристско - краеведческой направленности «Юный музейщик» на 2021-2022 учебный год Режим занятий: занятия 3 раза в неделю по 3 академических часа Место проведения занятий: МБОУ СОШ № 49, школьный музей « УДТК» № Сроки проведения 1 1 неделя сентября 2 1 неделя сентября 3 1 неделя сентября 4 2 неделя сентября 5 2 неделя сентября 6 2 неделя сентября 7 3 неделя сентября 8 3 неделя сентября 9 3 неделя сентября 10 4 неделя сентября 11 4 неделя сентября 12 1 неделя октября Форма занятия Часы Вводное занятие 13 1 неделя октября 14 1 неделя октября 3 Вводное занятие 3 Практическое занятие 3 Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Практическое занятие Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, практическая работа Практическое занятие Объяснение нового материала 3 Тема Вводное занятие. Игры на знакомство. Инструктаж по ТБ Основные термины и история музейного дела Викторина по изученному материалу История музейного дела в России Форма контроля Анкетирование Фронтальная беседа Игра Опрос 3 История музейного дела в России Опрос + лента времени 3 Интеллектуальна я игра История музейного дела за рубежом Игра 3 История музейного дела за рубежом Опрос + кроссворд 3 Великие музеи 3 Музей г. Екатеринбурга Доклады + презентация Беседа Объяснение нового материала, практическая работа Практическая работа 3 Музеи г. Екатеринбурга Опрос 3 Музеи г. Екатеринбурга Практическое занятие 3 Вводная экскурсия по школьному музею Групповая работа – интеллекткарта Опрос Объяснение нового материала, практическая работа 3 Структура и состав фондов школьного музея 3 Опрос Беседа 6 15 2 неделя октября 16 2 неделя октября 17 2 неделя октября 18 3 неделя октября 19 3 неделя октября 20 3 неделя октября 21 4 неделя октября 22 4 неделя октября 23 4 неделя октября 24 5 неделя октября 25 5 неделя октября 26 5 неделя октября 27 1 неделя ноября 28 1 неделя ноября 29 1 неделя ноября 30 2 неделя ноября 31 2 неделя ноября Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Объяснение нового материала Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала, практическая работа Объяснение нового материала, 3 3 3 3 Структура и состав фондов школьного музея Правила организации учёта фордов музея Правила обеспечения сохранности музейных предметов Проверка изученного материала Составление учетных карточек экспонатов музея Составление учетных карточек экспонатов музея Экспозиция в музее: виды и особенности Экспозиция в музее: виды и особенности Проверка изученного материала Обновление экспозиции школьного музея Обновление экспозиции школьного музея Обновление экспозиции школьного музея Экскурсия: её виды Беседа Процесс подготовки к экскурсии: приёмы и методы Процесс подготовки к экскурсии: приёмы и методы Профессия «Экскурсовод» Самоконтроль Профессия «Экскурсовод» Беседа Опрос Опрос Самостоятельн ая работа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа Беседа Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Самоконтроль Самоконтроль Беседа 7 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 2 неделя ноября 3 неделя ноября 3 неделя ноября 3 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября 4 неделя ноября 1 неделя декабря 1 неделя декабря 1 неделя декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 2 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя декабря 3 неделя декабря 4 неделя декабря 4 неделя декабря 4 неделя декабря 51 3 неделя января 52 3 неделя января 53 3 неделя января практическая работа Практическая работа 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Экскурсия для начальной школы Экскурсия для начальной школы Экскурсия для начальной школы Экскурсия для среднего звена Экскурсия для среднего звена Экскурсия для среднего звена Экскурсия 3 Экскурсия 3 Подведение итогов работы 3 Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала Просмотр и обсуждение видеоматериала 3 3 3 3 3 3 3 3 Интерактивная экскурсия по музею «Эрмитаж» Разработка текста экскурсии Разработка текста экскурсии Разработка текста экскурсии Разработка текста экскурсии Разработка текста экскурсии Разработка текста экскурсии Окончательное формирование экспозиции музея Репетиция экскурсии Репетиция экскурсии Школьный музей УДТК Школьный музей УДТК Школьный музей УДТК Школьный музей УДТК Школьный музей УДТК Школьный музей УДТК Школьный музей УДТК Школьный музей УДТК Итоги работы кружка «Юный музейщик» Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края Этнические особенности Урала Вехи истории родного края в контексте истории России Самоконтроль Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Взаимоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа Беседа Беседа Опрос 8 54 4 неделя января 55 4 неделя января 56 4 неделя января 57 5 неделя января 58 5 неделя января 59 5 неделя января 60 61 1 неделя февраля 1 неделя февраля 62 1 неделя февраля 63 2 неделя февраля 64 65 2 неделя февраля 3 неделя февраля 67 3 неделя февраля 69 70 71 3 Основные вехи истории родного края в контексте истории России Города Свердловской области Города Свердловской области Опрос + лента времени Практическая работа 3 Объяснение нового материала, практическая работа в парах Объяснение нового материала 3 Культурное богатство родного края Культурное богатство родного края Культурное богатство родного края История родного города Беседа Объяснение нового материала 3 Творческое занятие: История родного горда 23 февраля в истории Педагогическое наблюдение Беседа 3 Планирование выставки ко Дню защитника отечества Работа над выставкой «День защитника отечества» Работа над выставкой «День защитника отечества» Работа над выставкой «День защитника отечества» Курирование выставки Курирование выставки 8 марта в истории 3 Работа над Педагогическое 3 Объяснение нового 3 материала, совместная практическая работа 3 Посещение музея Истории Екатеринбурга Практическая работа 3 Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала, практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Самостоятельная работа 3 Самостоятельная работа Самостоятельная работа Объяснение нового материала Практическое занятие 3 2 неделя февраля 66 68 Объяснение нового материала, практика 3 неделя февраля 4 неделя февраля 4 неделя февраля 4 неделя 3 Доклады учащихся Доклады учащихся Беседа Интеллект-карта Беседа Беседа Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Самоконтроль Самоконтроль Беседа 9 февраля 72 1 неделя марта 73 1 неделя марта 74 1 неделя марта 75 76 77 2 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 78 3 неделя марта 79 3 неделя марта 80 4 неделя марта 81 4 неделя марта 82 4 неделя марта 83 84 85 5 неделя марта 5 неделя марта 1 неделя апреля 86 1 неделя апреля 87 1 неделя апреля Практическое занятие 3 Самостоятельная работа Самостоятельная работа 3 Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала 3 Практическое занятие 3 Самостоятельная работа 3 Самостоятельная работа 3 Самостоятельная работа 3 Самостоятельная работа 3 Групповая работа 3 Объяснение нового материала Объяснение нового материала Объяснение нового материала, практическая деятельность Практическое занятие 3 3 3 3 3 выставкой «Международный женский день» Работа над выставкой «Международный женский день» Курирование выставки Курирование выставки наблюдение Поисковоисследовательская и научная деятельность музея Поисковоисследовательская и научная деятельность музея Поисковоисследовательская и научная деятельность музея Поисковоисследовательская и научная деятельность музея Поиск новых экспонатов для музея Поиск новых экспонатов для музея Поиск новых экспонатов для музея Поиск новых экспонатов для музея Исследование новых экспонатов Выставочная деятельность музея Выставочная деятельность музея Выставочная деятельность музея Взаимоконтроль Работа над собственным или групповым Самоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Самоконтроль Беседа Беседа Тест Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Педагогическое наблюдение Беседа Беседа Опрос, тест 10 88 2 неделя апреля 89 2 неделя апреля 90 2 неделя апреля 91 3 неделя апреля 92 3 неделя апреля 93 3 неделя апреля 94 4 неделя апреля 95 4 неделя апреля 96 4 неделя апреля 97 98 99 100 101 102 5 неделя апреля 5 неделя апреля 5 неделя апреля Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала 3 Объяснение нового материала, практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Творческое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 Практическое занятие 3 3 2 неделя мая Экскурсия в музей боевой славы Урала 2 неделя мая Минобороны РФ Творческое занятие 3 3 неделя мая 104 3 неделя мая 106 3 Объяснение нового 2 неделя мая материала 103 105 Практическое занятие Практическое занятие Практическое 3 неделя мая занятие 4 неделя мая Практическое занятие проектом музея Работа над индивидуальным или групповым проектом музея Работа над индивидуальным или групповым проектом музея Представление своего проекта Екатеринбург в годы ВОВ: промышленность и с/х Екатеринбург в годы ВОВ: Жизнь в тылу на благо фронта Екатеринбург в года ВОВ: герои и выдающиеся личности Жители Екатеринбурга – герои ВОВ Жители Екатеринбурга – герои ВОВ 9 мая – день победы Подготовка к выставке «9 мая» Подготовка к выставке «9 мая» Подготовка к выставке «9 мая» Уральский добровольческий танковый корпус Екатеринбург в годы ВОВ 3 Рефлексия после посещение музея 3 Защита проектов музея Защита проектов музея Включение в 3 3 Самоконтроль Самоконтроль Беседа Беседа Беседа Беседа, доклады учащихся Беседа, доклады учащихся Беседа, доклады учащихся Результаты творческое деятельности Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа Экскурсия Итоги творческой деятельности учащихся Доклады Доклады Самостоятельная 11 107 108 Объяснение нового материала 3 Практическое занятие 3 5 неделя мая Практическое занятие 3 5 неделя мая Практическое занятие 3 5 неделя мая Практическое занятие 3 4 неделя мая 4 неделя мая 109 110 111 Итого: экспозицию музея найденных в процессе поисковоисследовательской деятельности экспонатов Принципы разработки интерактивной игры Разработка интеллектуальнопознавательной игры по музееведенью Проведение ИПИ для начальных классов Проведение ИПИ для среднего звена Подведение итогов работы кружка «Юный музейщик» работа Беседа Самоконтроль Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Беседа 333 Учебный план. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Название раздела Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в краеведческой деятельности школьного музея. Классификация музеев. Организация работы школьного музея. Планирование деятельности. Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами. Учёт и описание музейных предметов. Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов. Из истории нашего города. Родной край в истории России. Количество часов Теория Практика Всего 3 - Форма контроля Беседа. Опрос 3 4 8 12 8 16 24 8 16 24 8 12 20 12 28 40 16 20 36 Педагогическое наблюдение Самоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Опрос + лента времени Педагогическое наблюдение Самоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Групповая работа – интеллект12 11 Экскурсия в музей Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами. Из истории нашего города. Екатеринбург в годы Великой Отечественной Войны. Экскурсия в музей Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. 12 32 44 12 Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея. 12 30 42 13 Выставочная деятельность музея 12 34 46 4 2 6 8 9 10 14 Подготовка и проведение итогового мероприятия. Итого: - 16 16 8 12 20 - 8 8 107 226 карта Экскурсия Доклад + кроссворд Педагогическое наблюдение Самоконтроль Экскурсия Доклад + кроссворд Педагогическое наблюдение Самоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Беседа 333 Содержание учебного плана № Тема занятия. Содержание занятия. 1 Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в краеведческой деятельности школьного музея. Знакомство с понятиями: музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно - общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в музеях образовательных учреждений. Практикум: поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина «Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея. 2 Классификация музеев. Организация работы школьного музея. Планирование деятельности. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Обсуждение форм организации, ролевых функций актива школьного музея. Практикум: Обзорная экскурсия в школьный музей, совместное обсуждение планов работы и распределение ролевых функций каждого из участников. 3 Комплектование и Структура и состав фонда школьного музея: основной и научноучет фондов вспомогательные фонды, музейные коллекции. Организация учёта школьного музея, фондов школьного музея. 13 работа с архивом. 4 5 Учет и описание музейных предметов. Экспозиции школьного музея и их виды. Экспозиционная работа, её особенности. 6 Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсии. Подготовка экскурсоводов 7 Из истории нашего города. Родной край в истории России. 8 Экскурсия в музей Истории Екатеринбурга. Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами. Из истории нашего города. Екатеринбург в годы ВОВ Экскурсия в Музей Боевой славы 9 10 Обеспечение сохранности музейных предметов: температурновлажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов, если есть такая необходимость. Практикум: знакомство с фондами школьного музея. Составление учётной карточки экспоната школьного музея. Реставрация музейных предметов. Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учетам музейных фондов. Сбор и описание музейных экспонатов. Практикум: Сбор и описание музейных экспонатов. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев (исторические, художественные, этнографические).Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном музее. Обновление экспозиций. Практикум: Участие в подготовке экспозиции школьного Музея УДТК. Работа над экскурсией. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии. Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий. Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности родного края. Население края - главное его богатство. Материальные и духовные объекты культурного наследия. Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. История города и области в годы Великой Отечественной Войны. Жизнь в тылу, деятельность на благо фронта (промышленность, с/х), помощь раненым, УДТК, уральцы на фронтах ВОВ. Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея. 14 11 12 13 14 Урала Минобороны РФ Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея Поисковоисследовательская и научная деятельность музея. Научноисследовательская и поисковая деятельность музея. Выставочная деятельность музея. Подготовка проведение итогового мероприятия. Понятие поисково-исследовательской, научной, деятельности музея. Поиск экспонатов для музея. Исследование найденных экспонатов (года выпуска или изготовления экспоната, его история). Понятие научно – исследовательской и поисковой деятельности музея. Практика: Поиск экспонатов. Исследовательская работа по изучению одного из экспонатов музея. Понятие выставочной деятельности музея. Выставка найденных экспонатов. Творческое задание: придумать свой проект музея и выставки. и Интеллектуально-познавательная олимпиада по музееведению. Практикум: проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов. Методическое обеспечение программы № 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема занятия. Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в краеведческой деятельности школьного музея. Классификация музеев. Организация работы школьного музея. Планирование деятельности. Комплектование и учет фондов школьного музея, работа с архивами. Учет и описание музейных предметов. Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности. Экскурсионная работа в школьном музее. Подготовка экскурсоводов. Из истории нашего города. Родной край в истории России. Методы и формы организации деятельности. Поиск в сети Интернет основных понятий и терминов музейного дела, викторина «Кто больше назовёт музейных терминов», составление совместно с родителями кроссворда на тему музея. Обзорная экскурсия в школьный музей, совместное обсуждение планов работы и распределение ролевых функций каждого из участников. Подробное знакомство с музейным фондом. Составление учётной карточки экспоната школьного музея. Подготовка экспозиции школьного музея УДТК Участие в подготовке выставки в школьном музее. Все учащиеся участвуют в проведении экскурсии, каждый ребёнок – экскурсовод. Развитие навыков ораторского искусства Просмотр и обсуждение видеоролика об истории Екатеринбурга. Более углубленное знакомство с достопримечательностями города и их историей. Подготовка докладов учащихся по выдающимся личностям города. Поход в музей Истории Екатеринбурга с последующим Экскурсия в музей Правила техники обсуждением содержания экскурсии и организации постоянных 15 9 10 11 12 13 14 безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами. Из истории нашего города. Екатеринбург в годы Великой Отечественной Войны. Экскурсия в музей Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея Поисково-исследовательская и научная деятельность музея. Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея. Выставочная деятельность музея. Подготовка и проведение итогового мероприятия. и временных выставок в музее. Просмотр и обсуждение видеоролика об участии города в ВОВ. Подготовка докладов учащихся по выдающимся личностям, героям ВОВ из Екатеринбурга. Поход в музей Боевой славы Урала Минобороны РФ с последующим обсуждением содержания экскурсии и организации постоянных и временных выставок в музее. Участие в поисково-исследовательской работе школьного музея, участие в подготовке выставки в школьном музее.Поиск экспонатов для музея. Исследование найденных экспонатов (года выпуска или изготовления экспоната, его история). Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального задания. Участие в поисково-исследовательской работе школьного музея УДТК, участие в подготовке выставки в школьном музее. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов. Ожидаемые результаты По окончании курса учащиеся должны знать: основы историю музейного дела и ведущие музеи мира; основы музееведческой деятельности; методику проведения поисково-исследовательской работы; основные термины, применяемые в музейном деле. Учащиеся должны уметь: положительно взаимодействовать с людьми; грамотно вести исследовательские записи; систематизировать и обобщать собранный материал, оформлять его и хранить; вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу. В более полной форме знания и умения выпускников программы «Юный музейщик» можно отобразить в таблице. Выпускники знают Выпускники умеют основную музейную терминологию; - функции и задачи музея; - цели, методы и этапы научноисследовательской работы; - роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея; - структуру фондов и фондовую работать с различными источниками музееведческой информации, самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике; - правильно пользоваться музейной терминологией; -работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея; - работать с основной документацией на стадии комплектования материалов; 16 документацию; особенности хранения и экспонирования музейных предметов; характеристику музейной экспозиции; - особенности экспозиционно выставочной работы; основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок; - правила написания, подготовки и проведения экскурсии; - первичные знания о современных музейных технологиях; - роль рекламы в работе музея; - механизм проведения экскурсии; - правила поведения экскурсовода. - и правильно заполнять документацию при проектировании выставки; - работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки; - грамотно пользоваться письменной речью; - определять наиболее действенные способы воспитательного воздействия музея на посетителя в различных условиях; - систематизировать музейные материалы, выбирать наиболее важное и интересное; - ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве; - строить коммуникацию, вести диалог со слушателями. Система оценки результатов освоения программы Тестирование, викторины; практические работы; творческие работы учащихся; контрольные задания. Подведение итогов: В течение учебного года учащиеся разрабатывают и проводят экскурсии по школьному музею; разрабатывают и готовят временные выставки. По окончании курса каждый учащийся кружка «Юный музейщик» готовит и защищает своей проект музея (в печатном виде или в виде презентации PowerPoint. Список литературы: 1.Багаутдинова Ф.Г. Туристско- краеведческая деятельность учащихся начальных классов: (в помощь учителю, руководителю кружка). - М., 2012; 2.Голованов В.П. Педагогикадополнительного образования детей.- ЙошкарОла, 2006; 3.Горский В.А. Живое образование .- Ногинск, 2017; 4. Даринскоий А.В. Краеведение: пособие для учителя.- М., 2017; 5. Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М., 2016; 6.Кудрина Т.А. Музей и школа: пособие для учителя - М., 2016; 7.Российская музейная энциклопедия. В 2 т.-М., 2013; 8.Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных.- М., 2017; 9.Юренева Т.Ю. Музееведение.- М., 2013; 10.Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2013; 11.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. –М., 2012. Литература, использованная при написании по программы: 17 1.В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная книга”, 2017. 2.Галкина, Е. Все можно трогать руками. // Сов. музей. – 2017. – №4. 3.Детский музей г. Ноябрьска: концепция развития / под ред. Н.А. Никишина. – Ноябрьск; М., 1997. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика. практика: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 2019 г. 3.Закон Российской Федерации «Об образовании» 4.Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории “Музейная педагогика” кафедры музееведения. – М.,2017. 5.Михайлова, М.А. Из опыта работы курса “Юный музеевед” в Сургутском краеведческом музее // Словцовские чтения – 2003: материалы докл. и сообщ. XV Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2013. 6.О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства Образования . 12 марта 2013 г. № 28-51-181/16. 7.Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России.Решетников Н.И. Школьные музеи // Музейное дело в СССР. – М., 2015. 8.Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации – М., 2016. 9.Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации. – М., 2015. 10.Семенова И.Н. Учебно-методический комплекс по Музейной педагогике. – Тюмень.«Тюменская Государственная Академия культуры и искусств», 2014. 11.Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г. 12.Федеральным законом «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54- Ф3, 26 мая 1996 г. 13.Ягодинская, Л.А. Музейные коллекции как важный фактор учебного процесса // Музей и общество на пороге XXI века: материалы Всерос. науч. конф., посв. 120-летию Омского гос. истор.-краевед. музея. – Омск, 2018. Литература, рекомендуемая слушателям: 14.Зеленко, А.У. Детские музеи в Северной Америке // Музееведение России в первой трети ХХ века: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.Г. Шумная. – М., 1997. 15.Зеленко, А.У. Детский музей // Педагогич. энциклопедия / под ред. А.Г. 16.Калашникова. Т.2. – М., 1928. 17.Основы экскурсионного дела в музее. – М., 1976-1977. – Вып. 1-2. 18.Ломунова, А.К. Учитель обращается в музей // Сов. музей – 1983. – № 2. 19.Павлюченко, Э.А. Опыт работы музея со школьниками / Павлюченко Э.А., Юхневич М.Ю.– М., 1985 (ГПБ. Информкультура: Экспрессинфор. Сер.: Музейное дело и охрана памятников - Вып. 1 ) 20.Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб. пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос. акад. 18 образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 159 с. 21.Юхневич, М.Ю. Когда школьник приходит в музей // Сов. музей – 1984. – № 1. 22.Юхневич, М.Ю. Музейный педагог – профессия // Сов. музей. – 1989. – №1. 23.Нагорский, Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. – 2005. – №4. – С.27-34. 24.Нагорский, Н.В.Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. – №5. – С.3-1 19 20 21