Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 13 от «30» мая 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 45/1 от «31» мая 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Элективный курс Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Гимаев Флюр Фидавиевич ОБЖ 5 класс Основное общее образование 1 год 1 час в неделю/ 34 часа в год Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Результатами изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе является формирование универсальных учебных действий . Регулят ивные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Познават ельные УУД: - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой . -Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. -Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); -Использование дополнительных источников информации. -Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; Коммуника тивные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе -оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу. -корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества; Предметные результаты: 1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; 3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; 4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; 5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; 6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; 8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; 10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 11) умение оказать первую помощь пострадавшим; 12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; 13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; 14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. Выпускник научится: – классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности; – использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве; – использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов; – классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания; – безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания; – безопасно использовать бытовые приборы; – безопасно использовать средства бытовой химии; – безопасно использовать средства коммуникации; – классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера; – предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера; – безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице; – безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде; – безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте; – безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире; – безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже; – безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества; – адекватно оценивать ситуацию дорожного движения; – адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре; – безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре; – безопасно применять первичные средства пожаротушения; – соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода; – соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста; – соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства правила поведения на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном); – классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде; – адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; – использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде; – классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах; – готовиться к туристическим походам; – адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах; – адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; – добывать и поддерживать огонь в автономных условиях; – добывать и очищать воду в автономных условиях; – добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях; – подавать сигналы бедствия и отвечать на них; – характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства; – предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера; – классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера; – безопасно использовать средства индивидуальной защиты; – характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства; – предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера; – классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера; – безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»; – безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; – комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации; – классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства; – классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма; – адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства; – адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников; – классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения; – классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей; – предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; – адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей; – оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации; – характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства; – классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; – планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья; – адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок; – выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать состояние своего здоровья; определять состояния оказания неотложной помощи; использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи; классифицировать средства оказания первой помощи; оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении; извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей; оказывать первую помощь при ушибах; оказывать первую помощь при растяжениях; оказывать первую помощь при вывихах; оказывать первую помощь при переломах; оказывать первую помощь при ожогах; оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении; оказывать первую помощь при отравлениях; оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе; оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей. Выпускник получит возможность научиться: – безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; – классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; – готовиться к туристическим поездкам; – адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; – анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; – анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; – безопасно вести и применять права покупателя; – анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; – предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; – характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; – классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; – классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; – оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; – оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; – оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; – оказывать первую помощь при коме; – оказывать первую помощь при поражении электрическим током; – – – – – – – – – – – – – – – – – использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; – усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; – исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; – творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. Раздел 2. Содержание учебного предмета. 5 класс Введение Почему нужно изучать предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Чтобы сохранить здоровье, нужно знать себя Особенности организма человека. Организм человека как единое целое. Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы, тренировка сердца, дыхательной системы. Принципы рационального питания. Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии. Здоровье органов чувств. Охрана органов чувств. Первая помощь при попадании в глаз инородного тела. Как вести здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Гигиенические процедуры младшего подростка. Заболевания, вызванные отсутствием гигиены (дизентерия, глисты, вши). Движение — это жизнь. Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности. Закаливание как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила закаливания младшего подростка. Компьютер и здоровье. Правила безопасного пользования компьютером. Виды занятий, снимающих утомление. Мой безопасный дом Безопасный дом. Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Первая помощь при ушибах, отравлении химическими веществами (парами клея, краски, газом) и поражении электрическим током. Школьная жизнь Выбор пути: безопасная дорога в школу. Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. Безопасная дорога. Выбор безопасного пути в школу. Правила поведения на дорогах и улицах. Оценка пешеходом дорожной ситуации. «Дорожные ловушки» — способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. Школьник как пассажир. Правила поведения пассажира в разных видах транспорта. Правила поведения в школе. Общие правила поведения в школьном помещении и во дворе школы. Поведение на занятиях, переменах, во время передвижения по школе, в столовой. Может ли общение привести к беде. Первая помощь при сотрясении мозга, ушибах и кровотечении. Помощь заболевшему ребёнку. Ориентирование в школьных помещениях. Меры предупреждения пожаров, правила эвакуации при пожаре. Помощь при отравлении угарным газом и при ожогах. Практические работы Измерение пульса, проверка выносливости; тренировка дыхательной системы; проверка степени загрязнения воды; анализ режима питания; овладение приёмами тренировки глаз; проверка уровня физической подготовки учащегося; составление программы закаливания; освоение правил пользования компьютером; выбор безопасного маршрута от дома до школы; оценка дорожной обстановки; освоение правил дорожного движения; выбор правильного решения в конфликтной ситуации; эвакуация из здания школы; действия при пожаре в школе Проектная деятельность по теме «Органы чувств человека». Раздел 3. Тематическое планирование (с фиксацией часов на изучение каждой темы) № Название раздела Элементы содержание П/П Тема урока Количество часов на тему 3 4 Необходимость изучения предмета ОБЖ. Символическое 1 изображение правил ОБЖ системы Организм человека как единое целое. 1 1 1 2 Введение 2 За что «отвечают» органов Системы органов человека 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Функции разных систем органов тела. Почему нужно знать свой организм. Укрепление нервной системы Укрепление нервной системы. Как можно тренировать сердце Тренировка сердца. Укрепляем дыхательную систему Укрепление дыхательной системы. Питаемся правильно Первая помощь при отравлении и пищевой аллергии Принципы правильного питания Принципы рационального питания. Органы чувств человека и их Правила бережного отношения к органам чувств функции Здоровье органов чувств Правила бережного отношения к органам чувств Создание проекта «как сохранить Использование полученных знаний в учебных ситуациях. обоняние», «богатство вкусовых ощущений» Защита проекта «как сохранить Применение знаний для прогнозирования и оценки обоняние», «богатство вкусовых поведения. ощущений» Здоровый образ жизни Факторы, влияющие на здоровье. Организованность и здоровье. Правила личной гигиены Гигиенические процедуры младшего подростка. Болезни, связанные с нарушением Заболевания, вызванные отсутствием гигиены правил личной гигиены (дизентерия, глисты, вши) Движение — это жизнь Комплекс упражнений и игры для поддержания двигательной активности. Поговорим о закаливании Закаливание Правила безопасного пользования компьютером. Виды Компьютер и здоровье. занятий, сни¬мающих утомление Правила здорового образа жизни Соблюдение правил здорового образа жизни. Количество контрольных работ 5 Учебная неделя 6 1неделя 2 неделя 1 3 неделя 1 1 1 1 1 1 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя 1 1 10 неделя 11 неделя 1 1 12 неделя 1 13 неделя 1 1 14 неделя 15 неделя 1 16 неделя 1 17 неделя 18 неделя 1 19 неделя 20 Чистота в доме - залог здоровья 21 Источники распространения инфекций в доме Дела домашние: техника безопасности. 22 23 Чрезвычайные ситуации в быту. 24 Первая медицинская помощь при отравлениях и бытовых травмах. Безопасная дорога в школу. Практическая работа «Безопасный маршрут до школы» Пешеходы и пассажиры — участники дорожного движения Правила езды на велосипеде для подростков. Правила дорожного движения в населенном пункте. Практическая работа «правила дорожного движения в РФ» Дорожные правила для пешеходов Правила поведения пассажира различных видов транспорта Правила поведения в школе. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Поддержание чистоты и порядка в доме, на рабочем месте. Правила уборки квартиры и мытья посуды. Животные и насекомые, распространяющие инфекцию в доме (мыши, тараканы, клопы). Техника безопасности в доме. Сравнение примеров опасного и безопасного поведения Планирование и организация своей жизни и деятельности с учётом безопасности Первая помощь при ушибах, при отравлении клеем, его парами, газом и при поражении током. Школьная жизнь начинается с дороги. Выбор безопасного пути в школу. 1 20 неделя 1 21 неделя 1 22 неделя 1 23 неделя 1 24 неделя 1 Пешеходы и пассажиры — участники дорожного 1 движения. Школьник как пассажир. Дорожное движение в населённом пункте и за городом. 1 Безопасная дорога. Правила поведения на дорогах и улицах. «Дорожные 1 ловушки»: способы определения опасных для пешехода мест и ситуаций. 1 Пешеходы и пассажиры — участники дорожного 1 движения. Школьник как пассажир. Оценка своего поведения в разных жизненных ситуациях с 1 точки зрения безопасности. Поведение, которое приводит к Способы избегания опасных мест и ситуаций. 1 беде. Заболевшие в школе. Режим учебы. Способы оказания первой медицинской 1 помощи заболевшим. Если в школе пожар Быть готовыми к преодолению опасных ситуаций в случае 1 их неизбежности. 1 25 неделя 26 неделя 27 неделя 1 28 неделя 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя