Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 13 от «30» мая 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 45/1 от «31» мая 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебный предмет Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Гимаева Галина Василовна Музыка 5 класс Основное общее образование 1 год 1 час в неделю/ 34 часа в год Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты 1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; 2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; 3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); 4) воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; 5) расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; 6) овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. Выпускник научится: – понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; – анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; – определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); – выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; – понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; понимать основной принцип построения и развития музыки; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен; понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов; понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества; распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке; узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; различать жанры вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки; называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.); узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо); определять тембры музыкальных инструментов; называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра; владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; определять характерные особенности музыкального языка; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности; анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений; выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; различать интерпретацию классической музыки в современных обработках; определять характерные признаки современной популярной музыки; называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рокн-ролла и др.; анализировать творчество исполнителей авторской песни; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы; понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса; определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; владеть навыками вокально-хорового музицирования; применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella); творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; – проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности; – понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; – эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; – приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов; – применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; – обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; – использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). Выпускник получит возможность научиться: – понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; – понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; – понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; – определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; – распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки; – различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; – выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; – различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; – исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; – активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). – Личностные 5 класс результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкальноэстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся: умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс «Музыка и литература» (17 ч) Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов. Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. «Музыка и изобразительное искусство» (18 ч) Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Раздел 3. Тематическое планирование (с фиксацией часов на изучение каждой темы) 5 КЛАСС П/П Название раздела Тема урока Элементы содержание Музыка и литература 1. Что роднит музыку с литературо й? (открытие нового знания) 2. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Звучащие картины (постановк а и решение учебных задач) 3. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Звучащие картины (постановк а и решение учебных задач) 4. Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей… Звучащие картины (постановк а и решение учебных задач) Количество часов на тему 17 Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, восклицания, вздохи). Связь музыки и литературы. Единый стержень этих искусств – интонация Песня – самый распространённый й жанр музыкально-литературного творчества, душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на Песня – самый распространенны й жанр музыкальнолитературного творчества, душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое стихотворение, положенное на Песня – самый распространенный жанр музыкальнолитературного творчества, душа народа. Роль песни в жизни человека. Как сложили песню? Романс – лирическое Количество контрольных работ 1 Учебная неделя 1-17 неделя 1 1 1 2 1 3 1 4 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. стихотворение, положенное на музыку. Отличие музыкальной речи от литературной Фольклор в музыке русских композитор Связи музыки с литературой: произведения 1 ов. программной инструментально й музыки и Стучит, гремит Кикимора вокальные сочинения, созданные на основе … Что за прелесть эти сказки! (решение различных литературных источников учебных задач) Фольклор в музыке русских композитор Связи музыки с литературой: произведения 1 ов. программной инструментально й музыки и Стучит, гремит Кикимора вокальные сочинения, созданные на основе … Что за прелесть эти сказки! (решение различных литературных источников учебных задач) Жанры инструмент альной и вокальной Вокальная и инструментальна я музыка. 1 музыки. Мелодией одной звучат печаль Особенности жанра. Жанровое и радость многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная, инструментальная, баркарола Вторая жизнь песни. Широкое отражение народной песни в 1 Живительн ый родник творчества русской профессионально й музыке. Связи (открытие нового знания) между композиторским и народным музыкальным искусством «Всю жизнь мою несу родину в Колокольный звон в музыке. Звучащие 1 душе…». «Перезвон ы» картины (решение учебных задач) «Всю жизнь мою несу родину в Определение кантаты. Звучащие картины. душе…». «Скажи, откуда ты Взаимодействие музыки и литературы приходишь, красота?» (постановк а и решение учебной задачи) Писатели и поэты о музыке и Значимость музыки в творчестве писателей 1 музыкантах. и поэтов; национальное своеобразие музыки «Гармонии задумчивы й поэт». «Ты, в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов 5 6 7 8 9 1 10 11 12. 13. (открытие нового знания; постановка и решение учебной задачи) Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Гармонии задумчивы й поэт». «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» (открытие нового знания; постановка и решение учебной задачи) Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика (постановка и решение учебных задач) Значимость музыки в творчестве писателей 1 и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов 12 История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение. Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко» История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение. Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении Расширение представлений о жанре мюзикл. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы Обобщение представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17 14 Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (постановка и решение учебных задач) 15 Музыка в театре, кино, на телевидении (открытие нового знания) 16 Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (постановка и решение учебных задач) 17 Мир композитора (коррекция знаний) 18 Музыка и изобразительное искусство Что роднит музыку с изобразительным Жизнь – единый источник искусством художественных произведений. 18 всех 1 Связь 18 ? (открытие нового знания) 19 «Небесное и земное» в звуках и красках. «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…» (постановка и решение учебных задач) 20 Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. Ледовое побоище (решение учебных задач) 21 Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский. Ледовое побоище (решение учебных задач) 22 Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья. Дыхание русской песенности (решение учебных задач) Музыкальная живопись и живописная музыка. Ты раскрой мне, природа, объятья. Дыхание русской песенности (решение учебных задач) Колокольность в музыке и изобразите льном искусстве. Весть святого торжества (постановка и решение учебных задач) 23 24 музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства. Музыкальные средства выразительности: мелодия, лад, ритм, регистр, темп, динамика Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? В основе профессионально й музыки лежат народные истоки (на примере произведений С. В. Рахманинова и В. Г. Кикты). Сходство и различие художественного воплощения образов фресковой живописи в музыке 1 19 1 20 1 21 1 22 1 23 1 24 25 Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Звуки скрипки так дивно звучали... (решение учебных задач) 26 Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира (рефлексия знаний) 27 Образы борьбы и победы в искусстве. О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой! (сообщение и усвоение новых знаний) 28 Застывшая музыка. Содружество муз в храме (усвоение новых знаний) 29 Полифония в музыке и живописи (усвоение новых знаний) 30 Музыка на мольберте. Композитор – художник … Вселенная представляется мне большой симфонией … (усвоение новых знаний) Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве. Портреты и автопортреты великих художников Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка. Характерные особенности музыкального языка И.-С. Баха на основе интонационнообразного анализа Продолжение знакомства с творчеством И.-С. Баха. Освоение понятий: полифония, фуга, светская и духовная музыка. Любимый инструмент Баха – орган. Ведущие органисты мира. Органные мастера Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлёниса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. 1 25 1 26 1 27 1 28 1 29 1 30 31 Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... (усвоение новых знаний) 32 О доблестях, о подвигах, о славе… 33 В каждой мимолетности вижу я миры (рефлексия знаний) 34 Мир композитор а. С веком наравне (решение учебных задач; рефлексия знаний) Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. Творческая биография композиторов импрессионистов Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием. Поэтические произведения о войне. «Реквием» Р. Рождественского Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие творчества обоих композиторов. Сравнение музыкальных зарисовок С. С. Прокофьева с картинами В. Кандинского, определение замысла и его воплощения в произведениях. Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов. Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств 1 31 1 32 1 33 34