Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 13 от «30» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 45/1 от «31» мая 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебный предмет Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Пекбаев Максим Вячеславович ИЗО 5 класс Основное общее образование 1 год 1 час в неделю/ 34 часа в год Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного курса или предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: Регулятивные: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; высказывать своё предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; определять последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий своих и партнеров. самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Познавательные: добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; реализация проектно-исследовательской деятельности. создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме; выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: доносить свою позицию до других; слушать и понимать речь других; оформлять свою мысль посредством рисунка; учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. доносить свою позицию до других, уметь убеждать; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; организовывать и планировать учебное сотрудничество, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты Выпускник научится: – характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, – – – – – – – – – – – – – – – – птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; создавать эскизы декоративного убранства русской избы; создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; применять перспективу в практической творческой работе; навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; навыкам создания пейзажных зарисовок; различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; пользоваться правилами работы на пленэре; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; различать и характеризовать виды портрета; понимать и характеризовать основы изображения головы человека; пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; использовать графические материалы в работе над портретом; использовать образные возможности освещения в портрете; пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения; навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; – – – – – – – – – – – – – – – – – – приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; культуре зрительского восприятия; характеризовать временные и пространственные искусства; понимать разницу между реальностью и художественным образом; представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; понимать сочетание различных объемов в здании; понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох; понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов; получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; характеризовать основные школы садово-паркового искусства; понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; понимать основы краткой истории костюма; характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурноландшафтных объектов; отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; – работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; – различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; – создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; – работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; – сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; – рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; – ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; – использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; – выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; – характеризовать признаки и особенности московского барокко; – создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Выпускник получит возможность научиться: – активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); – владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; – различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; – выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; – понимать специфику изображения в полиграфии; – различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); – различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); – – – – – – – – – – – – – – – – – – – проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; создавать художественную композицию макета книги, журнала; называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; использовать навыки коллективной работы над объемнопространственной композицией; понимать основы сценографии как вида художественного творчества; понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); различать особенности художественной фотографии; различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); понимать изобразительную природу экранных искусств; характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; различать понятия: игровой и документальный фильм; называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; понимать основы искусства телевидения; понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; применять в практике любительского спектакля художественнотворческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; – – – – – – – – – – применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; понимать и объяснять синтетическую природу фильма; применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино; использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. Раздел 2. Содержание учебного предмета. 5 класс Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве 1.1. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и его виды. Декоративно-прикладное искусство и предметная среда жизни людей. Виртуальная экскурсия: «Всероссийский музей декоративного искусства». Раздел 2. Древние корни народного искусства 2.1. Древние образы в народном искусстве. Истоки образного языка декоративноприкладного искусства. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Связь народного искусства с природой, бытом, трудом, верованиями и эпосом. Роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта, их значение в характере труда и жизненного уклада. Образно-символический язык народного прикладного традиционного крестьянского прикладного искусства. искусства. Знаки-символы Выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву, вышивки. Освоение навыков декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. 2.2. Убранство русской избы. Конструкция избы, единство красоты и пользы — функционального и символического — в её постройке и украшении. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Выполнение рисунков — эскизов орнаментального декора крестьянского дома. 2.3. Внутренний мир русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома. Декоративные элементы жилой среды. Определяющая роль природных материалов для конструкции и декора традиционной постройки жилого дома в любой природной среде. Мудрость соотношения характера постройки, символики её декора и уклада жизни для каждого народа. 2.4. Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Выполнение рисунков предметов народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического оформления. 2.5. Народный праздничный костюм (коллективный проект). Образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского. Традиционная конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны. 2.6. Искусство народной вышивки (коллективный проект). Искусство народной вышивки. Вышивка в народных костюмах и обрядах. Древнее происхождение и присутствие всех типов орнаментов в народной вышивке. Символическое изображение женских фигур и образов всадников в орнаментах вышивки. Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах страны. Выполнение рисунков традиционных праздничных костюмов, выражение в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черт национального своеобразия. 2.7. Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества (коллективный проект). Народные праздники и праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества. Выполнение сюжетной композиции или участие в работе по созданию коллективного панно на тему традиций народных праздников. 2.8. Тематический контроль по разделам 1 и 2. Раздел 3. Народные художественные промыслы 3.1. Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России. Роль и значение народных промыслов в современной жизни. Искусство и ремесло. Традиции культуры, особенные для каждого региона. Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России. Разнообразие материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом (дерево, береста, керамика, металл, кость, мех и кожа, шерсть и лён и др.). 3.2. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов. Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки. Местные промыслы игрушек разных регионов страны. Создание эскиза игрушки по мотивам избранного промысла. 3.3. Праздничная хохлома. Роспись по дереву. Хохлома. Краткие сведения по истории хохломского промысла. Травный узор, «травка» — основной мотив хохломского орнамента. Связь с природой. Единство формы и декора в произведениях промысла. Последовательность выполнения травного орнамента. Праздничность изделий «золотой хохломы». 3.4. Городецкая роспись по дереву. Городецкая роспись по дереву. Краткие сведения по истории. Традиционные образы городецкой росписи предметов быта. Птица и конь — традиционные мотивы орнаментальных композиций. Сюжетные мотивы, основные приёмы и композиционные особенности городецкой росписи. 3.5. Искусство Гжели. Керамика. Посуда из глины. Искусство Гжели. Краткие сведения по истории промысла. Гжельская керамика и фарфор: единство скульптурной формы и кобальтового декора. Природные мотивы росписи посуды. Приёмы мазка, тональный контраст, сочетание пятна и линии. 3.6. Жостово. Роспись по металлу. Жостово. Роспись по металлу. Краткие сведения по истории промысла. Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей. Приёмы свободной кистевой импровизации в живописи цветочных букетов. Эффект освещённости и объёмности изображения. Древние традиции художественной обработки металла в разных регионах страны. Разнообразие назначения предметов и художественно-технических приёмов работы с металлом. 3.7. Искусство лаковой живописи. Искусство лаковой живописи. Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра — роспись шкатулок, ларчиков, табакерок из папье-маше. Происхождение искусства лаковой миниатюры в России. Особенности стиля каждой школы. Роль искусства лаковой миниатюры в сохранении и развитии традиций отечественной культуры. 3.8. Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России (коллективный проект). Народные художественные ремёсла и промыслы — материальные и духовные ценности, неотъемлемая часть культурного наследия России. Мир сказок и легенд, примет и оберегов в творчестве мастеров художественных промыслов. Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций. 3.9. Тематический контроль по разделу 3. Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов 4.1. Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Отражение в декоре мировоззрения эпохи, организации общества, традиций быта и ремесла, уклада жизни людей. 4.2. Особенности орнамента в культурах разных народов. Характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох. 4.3. Особенности конструкции и декора одежды. Характерные особенности одежды для культуры разных эпох и народов. Выражение образа человека, его положения в обществе и характера деятельности в его костюме и его украшениях. 4.4. Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры (коллективный проект). Украшение жизненного пространства: построений, интерьеров, предметов быта — в культуре разных эпох. Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека 5.1. Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). 5.2. Символические знаки в современной жизни. Символический знак в современной жизни: эмблема, логотип, указующий или декоративный знак. Государственная символика и традиции геральдики. Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды. Значение украшений в проявлении образа человека, его характера, самопонимания, установок и намерений. 5.3. Декор современных улиц и помещений (коллективный проект). Декор на улицах и декор помещений. Декор праздничный и повседневный. Праздничное оформление школы. 5.4. Тематический контроль по разделам 1–5. Раздел 3. Тематическое планирование (с фиксацией часов на каждую тему) Название раздела, тема урока Элементы содержания № п/п 5 класс Количест во часов на тему Количест во контроль ных работ Учебная неделя 8 1 1-8 неделя ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 1 четверть 1. 2. «ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА» Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Декор русской избы. Традиционные образы народного прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов. Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Дом, как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России, Татарстана. Единство конструкции и декора в традиционном русском, татарском жилище. 1 1 неделя 1 2 неделя 3. Внутренний мир русской избы. 4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 5. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. 6. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 7. Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? 8. «Древние корни народного искусства» Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолокнебо, пол- земля, подполподземный мир, окна- очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати. Круг предметов быта и труда (ткацкий станок, прялка, люлька, светец, и т.п.). Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Русская прялка, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Крестьянская и татарская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, условность языка орнамента, его символическое значение Польза, красота, практичность предметов быта. Понятие дизайна. Итоговая работа 1 3 неделя 1 4 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 1 8 неделя 2 четверть. «СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ» 9 Древние образы в современных народных игрушках. 10 Лепка и роспись собственной модели игрушки. 11 Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. 12 Синие цветы Гжели. 8 Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи игрушек. Традиционные народные промыслы русского и татарского народов– гордость и достояние национальной отечественной культуры. Промыслы как искусство художественного сувенира. Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. 1 1-8 неделя 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 13 Жостовские букеты. 14 Хохлома. 15 Истоки Городца. Роспись разделочных досок. 16 Связь времен в народном искусстве Краткие сведения из истории развития жостова. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях жостовских мастеров. Краткие сведения из истории развития хохломы. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях хохломских мастеров. Краткие сведения из истории развития городца. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природные мотивы в изделиях городецких мастеров. Итоговая работа 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 1 8 неделя 10 1 1-10 неделя 3 четверть. «ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ» 17 Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. Символы и образы. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с 1 1 неделя 18 Орнамент, цвет, знаки –символы в декоративном искусстве Древнего Египта. Маска фараона Тутанхамона, саркофаг. 19 Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. 20 Легенды и мифы Древней Греции. 21 Греческая керамика. Живопись на вазах. 22 Одежда говорит о человеке. помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в 1 произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жукаскарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета и др.). Символика элементов декора в 1 произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Символика элементов декора в 1 произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Символика элементов декора в 1 произведениях Древней Греции, их связь с мировоззрением греков. Сюжеты росписи на древнегреческих вазах Одежда, костюм не только 1 служат практическим целям, но и являются особым знакомзнаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 23 Коллективная творческая композиция «Бал во дворце» 24 Коллективная творческая композиция «Бал во дворце» 25 О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. 26 Декор-человек, общество, время 4 четверть Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знакомзнаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знакомзнаком положения человека в обществе и его роли в обществе. Средневековая одежда. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы Средних веков. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Виды гербов. Герб Татарстана. Гербы городов Татарстана. Герб города Казань. Обобщающий урок 7 неделя 1 1 1 8 неделя 1 9 неделя 1 10 неделя 8 1 1-7 неделя ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 27 Народная праздничная одежда. 28 Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме. 29 Эскиз русского народного костюма. 30 Эскиз русского народного костюма. 31 Праздничные народные гулянья. Масленица. Коллективная работа. Народный (татарский) праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе сарафан) и Южнорусский (в основе панева) комплекс женской одежды. Рубаха – основа мужской и женской костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной(татарской) одежде. Форма и декор женских головных уборов. Последовательность изготовления куклы-берегини. Вышивка в народном костюме. Создание эскизов народного праздничного костюма Создание эскизов народного праздничного костюма Народные традиции и праздники. Изготовление панно 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 1 1 5 неделя 32 Современное выставочное искусство. 33 Человек и мода. 34 Итого : Резервный урок Многообразие материалов и 1 техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды). Выполнение творческих работ в 1 различных материалах и техниках. 34 6 неделя 7 неделя