Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 45/1 от «31» мая 2022г. ПРИНЯТО: Педагогический совет Председатель педагогического совета ______________/_________/ Протокол № 13 от «30» мая 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 ШМО НОО МБОУ СОШ №49 Музыка 1-4 класс Начальное общее образование 4 года 4часа в неделю/ 1 класс - 34 часов в год, со 2 по 4 класс – 35 часов в год Рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету «Музыка» Она позволит учителю: 1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; 2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС НОО (утв приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г , 31 декабря 2015 г , 11 декабря 2020 г ); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04 02 2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г № 2/20); 3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания) В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к музицированию Важнейшими задачами в начальной школе являются: 1) Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве 2) Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования 3) Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания 4) Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения 5) Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического музицирования Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе: а) Слушание (воспитание грамотного слушателя); б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах); в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки); г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др ); д) Исследовательские и творческие проекты 6) Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка 7) Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры 8) Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7 «Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека» Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету Образовательная организация может выбрать один из них либо самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы воспитания образовательной организации При этом необходимо руководствоваться принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая должна составлять не менее 1 академического часа в неделю Общее количество — не менее 135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа в год во 2—4 классах) При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» образовательная организация вправе использовать возможности сетевого взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного образования детей, учреждениями культуры, организациями культурнодосуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы) Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» Mодуль № 1 «Музыкальная грамота» Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отры- ве от других модулей Освоение музыкальной грамоты не является самоце- лью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регу- лярной основе по 5—10 минут на каждом уроке Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используют- ся в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом № блока, кол-во Тема Содержание Виды деятельности обучающихся часов А) 0,5-2 уч. часа Весь мир звучит Звуки музыкальные и Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми шумовые Свойства Различение, определение на слух звуков различного качества звука: высота, Игра — подражание звукам и голосам природы с испольгромкость, зованием шумовых музыкальных инструментов, вокаль- ной длительность, тембр импровизации Артикуляционные упражнения, разучивание и исполне- ние попевок и песен с использованием звукоподражатель- ных элементов, шумовых звуков Б) Звукоряд Нотный стан, скри- Знакомство с элементами нотной записи Различение по 0,5-2 уч часа пичный ключ нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от Ноты первой октавы других последовательностей звуков Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от ноты «до» Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен, построенных на элементах звукоряда В) Интонация Выразительные Определение на слух, прослеживание по нотной записи 0,5-2 уч часа и изобразительные кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др ) интонации и выразительного (просьба, призыв и др ) характера Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражне- ний, песен, вокальные и инструментальные импровиза- ции на основе данных интонаций Слушание фрагментов музыкальных произведений, включающих примеры изобразительных интонаций Г) 0,5-2 уч часа Ритм Д) 0,5-4 уч часа1 Ритмический рисунок Е) 0,5-2 уч. часа Размер Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая партитура Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4 (диезы, бемоли, бекары) Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов простых ритмов Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание с использованием ритмослогов Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры. Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) попевок, остинатных формул, состоящих из различных длительностей Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами или на ударных инструментах). Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4. Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными дирижёрскими жестами. Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным музыкальным размером, танцевальные, двигательные импровизации под музыку. На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Вокальная и инструментальная импровизация в заданном размереНаблюдение за изменением музыкального образа при изменении регистра. И) 1-2 уч. часа К) 1-2 уч. часа Мелодия Сопровождение Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический рисунок Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, кратких мелодий по нотам. Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре Определение на слух, прослеживание по нотной записи мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками. Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков. На выбор или факультативно: Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива. Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся моти- вов, музыкальных фраз, похожих друг на друга. Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам Определение на слух, прослеживание по нотной записи главного голоса и сопровождения. Различение, характеристика мелодических и ритмических особенностей главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии движения главного голоса и аккомпанемента. Различение простейших элементов музыкальной формы: вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной графической схемы. Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой песне (звучащими жестами или на ударных инструментах). На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение вступления, заключения, проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокаль- но или на звуковысотных инструментах). Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас, остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духо- вых инструментах Л) 1-2 уч. часа Песня Куплетная Запев, припев форма. Знакомство со строением куплетной формы. Составление наглядной буквенной или графической схемы куплетной формы. Исполнение песен, написанных в куплетной форме. Различение куплетной формы при слушании незнакомых музыкальных произведений. На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне М)1-2 уч. часа Лад Понятие лада. Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра Семиступенные лады «Солнышко — туча». Наблюдение за изменением музымажор и минор. кального образа при изменении лада. Распевания, вокаль- ные Краска звучания. упражнения, построенные на чередовании мажора и минора. Ступеневый состав Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской. На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение в заданном ладу. Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах Н) ПентаПентатоника — Слушание инструментальных произведений, исполнение 1—2 уч. часа тоника пятиступенный лад, песен, написанных в пентатонике. распространённый Импровизация на чёрных клавишах фортепиано. у многих народов На выбор или факультативно: Импровизация в пентатонном ладу на других музыкаль- ных инструментах (свирель, блокфлейта, штабшпили со съёмными пластинами) О) Ноты Ноты второй и Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве. 1—2 уч. часа в разных малой октавы. Басовый Прослеживание по нотам небольших мелодий в соответоктавах ключ ствующем диапазоне. Сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных октавах. Определение на слух, в какой октаве звучит музыкаль- ный фрагмент. На выбор или факультативно: Исполнение на духовых, клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам П) 0,5—1 уч. час Дополнительные Реприза, фермата, Знакомство с дополнительными элементами нотной записи. обозначения в вольта, украшения Исполнение песен, попевок, в которых присут- ствуют данные нотах (трели, форшлаги) элементы Р) Ритмические 1—3 уч. часа рисунки размере 6/8 Размер 6/8. Нота с в точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм С) Тональ2—6 уч. часа ность. Гамма Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при ключе) Т) 1—3 уч. часа Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста, октава. Диссонансы: секунда, септима Интер- валы Определение на слух, прослеживание по нотной записи ритмических рисунков в размере 6/8. Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов. Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами. Разучивание, исполнение на ударных инструментах ритмической партитуры. Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по памяти (хлопками). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8 Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой — неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот, прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника». Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до тоники «Закончи музыкальную фразу». На выбор или факультативно: Импровизация в заданной тональности Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон). Различение на слух диссонансов и консонансов, парал- лельного движения двух голосов в октаву, терцию, сексту. Подбор эпитетов для определения краски звучания различных интервалов. Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении. Элементы двухголосия. На выбор или факультативно: У) 1—3 уч. часа Гармония Аккорд. Трезвучие мажорное и минор- ное. Понятие факту- ры. Фактуры акком- панемента бас-аккорд, аккордо- вая, арпеджио Ф) 1—3 уч. часа Музыкальная форма Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёх частная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды Вариации Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации Х) 1—3 уч. часа Досочинение к простой мелодии подголоска, повторяюще- го основной голос в терцию, октаву. Сочинение аккомпанемента на основе движения квинта- ми, октавами Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на слух мажорных и минорных аккордов. Разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим движением по звукам аккордов. Вокальные упражнения с элементами трёхголосия. Определение на слух типа фактуры аккомпанемента исполняемых песен, прослушанных инструментальных произведений. На выбор или факультативно: Сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни Знакомство со строением музыкального произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо. Слушание произведений: определение формы их строения на слух. Составление наглядной буквенной или графиче- ской схемы. Исполнение песен, написанных в двухчастной или трёхчастной форме. На выбор или факультативно: Коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной репризной форме. Создание художественных композиций (рисунок, аппликация и др.) по законам музыкальной формы Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций. Наблюдение за развитием, изменением основной темы. Составление наглядной буквенной или графической схемы. Исполнение ритмической партитуры, построенной по принципу вариаций. На выбор или факультативно: Коллективная импровизация в форме вариаций Модуль № 2 «Народная музыка России» Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для осво- ения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционно- го фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходи- мо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит. № блока, кол-во Тема Содержание Виды деятельности обучающихся часов А)1-2 уч. Край, в Музыкальные традиции Разучивание, исполнение образцов традиционного фоль- клора часа котором ты малой Родины. Песни, своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен живёшь обряды, музыкальные композиторов-земляков. инструменты Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края. На выбор или факультативно: Просмотр видеофильма о культуре родного края. Посещение краеведческого музея. Посещение этнографического спектакля, концерта Б) Русский Русские народные песни Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров. 1—3 уч. часа фольклор (трудовые, солдатские, Участие в коллективной традиционной музыкальной игре1. хороводные и др.). Сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов Детский фольклор игрового детского фольклора. (игровые, заклички, Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных потешки, считалки, инструментах к изученным народным песням. На выбор или прибаутки) факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи В) Русские Народные музыкаль- ные Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и 1—3 уч. часа народные инструменты (балалайка, звучания русских народных инструментов. музырожок, свирель, гусли, кальные гармонь, ложки). инструменты Г) Сказки, 1—3 уч. часа мифы легенды Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии Народные сказители. и Русские народные сказания, былины. Эпос народов России2. Сказки и легенды о музыке и музыкантах Д) Жанры 2—4 уч. часа музыкального фольк- лора Фольклорные жан- ры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбель- ные песни, танцы и пляски. Традиционные музыкальные инструменты Определение на слух тембров инструментов. Классифика- ция на группы духовых, ударных, струнных. Музыкаль- ная викторина на знание тембров народных инструмен- тов. Двигательная игра — импровизация-подражание игре на музыкальных инструментах. Слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в которых присутствуют звукоизобразительные эле- менты, подражание голосам народных инструментов. На выбор или факультативно: Просмотр видеофильма о русских музыкальных инстру- ментах. Посещение музыкального или краеведческого музея. Освоение простейших навыков игры на свирели, ложках Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев. В инструментальной музыке определение на слух музы- кальных интонаций речитативного характера. Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и литературным произведениям. На выбор или факультативно: Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин, сказаний. Речитативная импровизация — чтение нараспев фрагмен- та сказки, былины Различение на слух контрастных по характеру фольклор- ных жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясо- вая. Определение, характеристика типичных элементов музыкального языка (темп, ритм, мелодия, динамика и др.), состава исполнителей. Определение тембра музыкальных инструментов, отнесе- ние к одной из групп (духовые, ударные, струнные). Разучивание, исполнение песен разных жанров, относя- щихся к фольклору разных народов Российской Феде- рации. Импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпа- нементов (звучащими жестами, на ударных инструмен- тах). На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах (см. выше) мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи Е) Народные 1—3 уч. часа праздни- ки Ж) Первые 1—3 уч. часа артисты, народный театр З) 2—8 уч. часов Фольклор народов России Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных праздников1 Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных народностей Российской Федерации. Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие в коллективной традиционной игре2. На выбор или факультативно: Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о символике фольклорного праздника. Посещение театра, театрализованного представления. Участие в народных гуляньях на улицах родного города, посёлка Скоморохи. Ярмарочный Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог с балаган. Вертеп учителем. Разучивание, исполнение скоморошин. На выбор или факультативно: Просмотр фильма/ мультфильма, фрагмента музыкально- го спектакля. Творческий проект — театрализованная постановка Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации3. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыкантыисполнители Знакомство с особенностями музыкального фольклора различных народностей Российской Федерации. Опреде- ление характерных черт, характеристика типичных элементов музыкального языка (ритм, лад, интонации). Разучивание песен, танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на ударных инструментах. На выбор или факультативно: Исполнение на клавишных или духовых инструментах мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи. Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали, посвящённые музыкальному творчеству народов России И) 2—8 уч.часов Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов Собиратели фольклора. Народные мелодиив обработке композиторов. Народные жанры, интонации как основа для композиторского творчества Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных текстов о собирателях фольклора. Слушание музыки, созданной композиторами на основе народных жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития народных мелодий. Разучивание, исполнение народных песен в композитор-ской обработке. Сравнение звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуждение аргументированных оценочных суждений на основесравнения. На выбор или факультативно: Аналогии с изобразительным искусством — сравнение фотографий подлинных образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись и т. д.) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в соответствующих техниках росписи Модуль № 3 «Музыка народов мира» Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России. Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий. № блока, кол-во Тема часов А) 2-6 уч. Музыка часов наших соседей Содержание Виды деятельности обучающихся Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты) Знакомство с особенностями музы- кального фольклора народов других стран. Определение характерных черт, типичных элементов музы-