МУЗЫКА ФГОС 2022 (2)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 45/1
от «31» мая 2022г.

ПРИНЯТО:
Педагогический совет
Председатель педагогического совета
______________/_________/
Протокол № 13
от «30» мая 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
ШМО НОО МБОУ СОШ №49
Музыка
1-4 класс
Начальное общее образование
4 года
4часа в неделю/ 1 класс - 34 часов в год, со 2 по 4 класс – 35 часов в год

Рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи
учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету
«Музыка» Она позволит учителю:
1)
реализовать в процессе преподавания музыки современные
подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования;
2)
определить и структурировать планируемые результаты обучения
и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии
с ФГОС НОО (утв приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г ,
31 декабря 2015 г , 11 декабря 2020 г ); Примерной основной образовательной
программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04 02 2020 федерального учебно-методического объединения по общему
образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г № 2/20);
3)
разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного региона, образовательной организации, класса,
используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение
учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного
материала
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших
школьников. Признание самоценности творческого развития человека,
уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и
сопереживания)
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется
по следующим направлениям:
1)
становление системы ценностей обучающихся в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2)
развитие потребности в общении с произведениями искусства,
осознание значения музыкального искусства как универсального языка
общения, художественного отражения многообразия жизни;

3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие
внутренней мотивации к музицированию
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1)
Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на
прекрасное в жизни и в искусстве
2)
Формирование позитивного взгляда на окружающий мир,
гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через
доступные формы музицирования
3)
Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных
образов Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через
собственный внутренний опыт эмоционального переживания
4)
Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими
познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения
5)
Овладение предметными умениями и навыками в различных видах
практического музицирования
Введение ребёнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др );
д) Исследовательские и творческие проекты
6) Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная
и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка
7)
Воспитание уважения к цивилизационному наследию России;
присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной
культуры
8)
Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для
изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения
модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения
содержания
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой дошкольного и основного общего образования,

непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыкальная
грамота»; модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль № 3 «Музыка
народов мира»; модуль № 4 «Духовная музыка»; модуль № 5 «Классическая
музыка»; модуль № 6 «Современная музыкальная культура»; модуль № 7
«Музыка театра и кино»; модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Предлагаемые варианты тематического планирования могут служить
примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету
Образовательная организация может выбрать один из них либо
самостоятельно разработать и утвердить иной вариант тематического
планирования, в том числе с учётом возможностей внеурочной и внеклассной
деятельности,
эстетического
компонента
Программы
воспитания
образовательной организации При этом необходимо руководствоваться
принципом регулярности занятий и равномерности учебной нагрузки, которая
должна составлять не менее 1 академического часа в неделю Общее
количество — не менее
135 часов (33 часа в 1 классе и по 34 часа в год во 2—4 классах)
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка»
образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного
образования детей, учреждениями культуры, организациями культурнодосуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы)
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах,
концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы,
как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение», «Окружающий
мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный
язык» и др

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Mодуль № 1 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отры- ве от других модулей Освоение музыкальной
грамоты не является самоце- лью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого
репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического планирования возможно по арочному принципу либо на регу- лярной основе по 5—10 минут на каждом уроке
Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используют- ся в качестве актуального
знания, практического багажа при организации работы над следующим музыкальным материалом
№ блока, кол-во Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов
А) 0,5-2 уч. часа
Весь мир звучит Звуки музыкальные и Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми
шумовые
Свойства Различение, определение на слух звуков различного качества
звука:
высота, Игра — подражание звукам и голосам природы с испольгромкость,
зованием шумовых музыкальных инструментов, вокаль- ной
длительность, тембр
импровизации
Артикуляционные упражнения, разучивание и исполне- ние
попевок и песен с использованием звукоподражатель- ных
элементов, шумовых звуков
Б)
Звукоряд
Нотный стан, скри- Знакомство с элементами нотной записи Различение по
0,5-2 уч часа
пичный ключ
нотной записи, определение на слух звукоряда в отличие от
Ноты первой октавы
других последовательностей звуков
Пение с названием нот, игра на металлофоне звукоряда от
ноты «до»
Разучивание и исполнение вокальных упражнений, песен,
построенных на элементах звукоряда
В)
Интонация
Выразительные
Определение на слух, прослеживание по нотной записи
0,5-2 уч часа
и
изобразительные кратких интонаций изобразительного (ку-ку, тик-так и др )
интонации
и выразительного (просьба, призыв и др ) характера
Разучивание, исполнение попевок, вокальных упражне- ний,
песен, вокальные и инструментальные импровиза- ции на
основе данных интонаций
Слушание
фрагментов
музыкальных
произведений,
включающих примеры изобразительных интонаций

Г) 0,5-2
уч часа

Ритм

Д) 0,5-4 уч часа1

Ритмический
рисунок

Е) 0,5-2 уч.
часа

Размер

Звуки длинные
и короткие (восьмые и
четвертные
длительности),
такт,
тактовая черта
Длительности
половинная,
целая,
шестнадцатые. Паузы.
Ритмические рисунки.
Ритмическая
партитура

Равномерная
пульсация. Сильные и
слабые доли. Размеры
2/4, 3/4, 4/4
(диезы, бемоли,
бекары)

Определение на слух, прослеживание по нотной записи
ритмических рисунков, состоящих из различных длительностей и пауз
Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов
простых ритмов
Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам, проговаривание с использованием
ритмослогов Разучивание, исполнение на ударных
инструментах ритмической партитуры.
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным
ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по
памяти (хлопками).
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах
(фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и
др.) попевок, остинатных формул, состоящих из различных
длительностей
Ритмические упражнения на ровную пульсацию, выделение
сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (звучащими жестами
или на ударных инструментах).
Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4, 3/4, 4/4.
Исполнение вокальных упражнений, песен в размерах 2/4, 3/4,
4/4 с хлопками-акцентами на сильную долю, элементарными
дирижёрскими жестами.
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным
музыкальным размером, танцевальные, двигательные
импровизации под музыку.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах
попевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Вокальная и инструментальная импровизация в заданном
размереНаблюдение за изменением музыкального образа при
изменении регистра.

И) 1-2 уч. часа

К) 1-2 уч. часа

Мелодия

Сопровождение

Мотив, музыкальная
фраза. Поступенное,
плавное
движение
мелодии, скачки.
Мелодический
рисунок

Аккомпанемент.
Остинато. Вступление,
заключение, проигрыш

На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах
попевок, кратких мелодий по нотам.
Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре
Определение на слух, прослеживание по нотной записи
мелодических рисунков с поступенным, плавным движением, скачками, остановками.
Исполнение, импровизация (вокальная или на звуковысотных музыкальных инструментах) различных мелодических рисунков.
На выбор или факультативно:
Нахождение по нотам границ музыкальной фразы, мотива.
Обнаружение повторяющихся и неповторяющихся моти- вов,
музыкальных фраз, похожих друг на друга.
Исполнение на духовых, клавишных инструментах или
виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам
Определение на слух, прослеживание по нотной записи
главного
голоса
и
сопровождения.
Различение,
характеристика мелодических и ритмических особенностей
главного голоса и сопровождения. Показ рукой линии
движения главного голоса и аккомпанемента.
Различение простейших элементов музыкальной формы:
вступление, заключение, проигрыш. Составление наглядной
графической схемы.
Импровизация ритмического аккомпанемента к знакомой
песне (звучащими жестами или на ударных инструментах).
На выбор или факультативно:
Импровизация,
сочинение
вступления,
заключения,
проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне (вокаль- но
или на звуковысотных инструментах).
Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный бас,
остинато) к знакомой мелодии на клавишных или духо- вых
инструментах

Л) 1-2 уч. часа

Песня

Куплетная
Запев, припев

форма. Знакомство со строением куплетной формы. Составление
наглядной буквенной или графической схемы куплетной
формы.
Исполнение песен, написанных в куплетной форме.
Различение куплетной формы при слушании незнакомых
музыкальных произведений.
На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой песне
М)1-2 уч. часа
Лад
Понятие
лада. Определение на слух ладового наклонения музыки. Игра
Семиступенные лады «Солнышко — туча». Наблюдение за изменением музымажор и минор.
кального образа при изменении лада. Распевания, вокаль- ные
Краска
звучания. упражнения, построенные на чередовании мажора и минора.
Ступеневый состав
Исполнение песен с ярко выраженной ладовой окраской.
На выбор или факультативно: Импровизация, сочинение в
заданном ладу. Чтение сказок о нотах и музыкальных ладах
Н)
ПентаПентатоника — Слушание инструментальных произведений, исполнение
1—2 уч. часа тоника
пятиступенный
лад, песен, написанных в пентатонике.
распространённый
Импровизация на чёрных клавишах фортепиано.
у многих народов На выбор или факультативно:
Импровизация в пентатонном ладу на других музыкаль- ных
инструментах (свирель, блокфлейта, штабшпили со съёмными
пластинами)
О)
Ноты
Ноты второй и Знакомство с нотной записью во второй и малой октаве.
1—2 уч. часа
в
разных малой октавы. Басовый Прослеживание по нотам небольших мелодий в соответоктавах
ключ
ствующем диапазоне.
Сравнение одной и той же мелодии, записанной в разных
октавах.
Определение на слух, в какой октаве звучит музыкаль- ный
фрагмент.
На выбор или факультативно:
Исполнение на духовых, клавишных инструментах или
виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам

П)
0,5—1 уч.
час

Дополнительные
Реприза, фермата, Знакомство с дополнительными элементами нотной записи.
обозначения в вольта,
украшения Исполнение песен, попевок, в которых присут- ствуют данные
нотах
(трели, форшлаги)
элементы

Р)
Ритмические
1—3 уч. часа рисунки
размере 6/8

Размер 6/8. Нота с
в точкой.
Шестнадцатые.
Пунктирный ритм

С)
Тональ2—6 уч. часа ность. Гамма

Тоника, тональность.
Знаки при ключе.
Мажорные и минорные
тональности
(до 2—3 знаков при
ключе)

Т)
1—3 уч. часа

Понятие
музыкального
интервала.
Тон,
полутон. Консонансы:
терция, кварта, квинта,
секста,
октава.
Диссонансы: секунда,
септима

Интер- валы

Определение на слух, прослеживание по нотной записи
ритмических рисунков в размере 6/8.
Исполнение, импровизация с помощью звучащих жестов
(хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных инструментов.
Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами.
Разучивание, исполнение на ударных инструментах
ритмической партитуры.
Слушание музыкальных произведений с ярко выраженным
ритмическим рисунком, воспроизведение данного ритма по
памяти (хлопками).
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах
попевок, мелодий и аккомпанементов в размере 6/8
Определение на слух устойчивых звуков. Игра «устой —
неустой». Пение упражнений — гамм с названием нот,
прослеживание по нотам. Освоение понятия «тоника».
Упражнение на допевание неполной музыкальной фразы до
тоники «Закончи музыкальную фразу».
На выбор или факультативно:
Импровизация в заданной тональности
Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого состава
мажорной и минорной гаммы (тон-полутон). Различение на
слух диссонансов и консонансов, парал- лельного движения
двух голосов в октаву, терцию, сексту. Подбор эпитетов для
определения краски звучания различных интервалов.
Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко выраженной характерной интерваликой в мелодическом движении.
Элементы двухголосия.
На выбор или факультативно:

У) 1—3 уч. часа

Гармония

Аккорд.
Трезвучие мажорное и
минор- ное. Понятие
факту- ры. Фактуры
акком- панемента
бас-аккорд,
аккордо- вая, арпеджио

Ф) 1—3 уч. часа

Музыкальная форма

Контраст и повтор как
принципы
строения
музыкального
произведения.
Двухчастная,
трёх
частная и трёхчастная
репризная
форма.
Рондо:
рефрен
и
эпизоды

Вариации

Варьирование
как
принцип
развития.
Тема. Вариации

Х)
1—3 уч. часа

Досочинение к простой мелодии подголоска, повторяюще- го
основной голос в терцию, октаву.
Сочинение аккомпанемента на основе движения квинта- ми,
октавами
Различение на слух интервалов и аккордов. Различение на
слух мажорных и минорных аккордов.
Разучивание, исполнение попевок и песен с мелодическим
движением по звукам аккордов. Вокальные упражнения с
элементами трёхголосия.
Определение на слух типа фактуры аккомпанемента
исполняемых песен, прослушанных инструментальных
произведений.
На выбор или факультативно:
Сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии песни
Знакомство со строением музыкального произведения,
понятиями двухчастной и трёхчастной формы, рондо.
Слушание произведений: определение формы их строения на
слух. Составление наглядной буквенной или графиче- ской
схемы.
Исполнение песен, написанных в двухчастной или
трёхчастной форме.
На выбор или факультативно:
Коллективная импровизация в форме рондо, трёхчастной
репризной форме.
Создание художественных композиций (рисунок, аппликация
и др.) по законам музыкальной формы
Слушание произведений, сочинённых в форме вариаций.
Наблюдение за развитием, изменением основной темы.
Составление наглядной буквенной или графической схемы.
Исполнение ритмической партитуры, построенной по
принципу вариаций.
На выбор или факультативно:
Коллективная импровизация в форме вариаций

Модуль № 2 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и гражданской идентичности, а
также принцип «вхождения в музыку от родного порога» предполагают, что отправной точкой для осво- ения всего богатства
и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционно- го фольклора, отталкиваясь в первую очередь от
материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое внимание необходи- мо уделить подлинному,
аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ,
эксплуатирующих фольклорный колорит.
№
блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов
А)1-2
уч. Край,
в Музыкальные традиции Разучивание, исполнение образцов традиционного фоль- клора
часа
котором ты малой Родины. Песни, своей местности, песен, посвящённых своей малой родине, песен
живёшь
обряды,
музыкальные композиторов-земляков.
инструменты
Диалог с учителем о музыкальных традициях своего родного края.
На выбор или факультативно:
Просмотр видеофильма о культуре родного края. Посещение
краеведческого музея.
Посещение этнографического спектакля, концерта
Б)
Русский
Русские народные песни Разучивание, исполнение русских народных песен разных жанров.
1—3 уч. часа фольклор
(трудовые, солдатские, Участие в коллективной традиционной музыкальной игре1.
хороводные
и
др.). Сочинение мелодий, вокальная импровизация на основе текстов
Детский
фольклор игрового детского фольклора.
(игровые,
заклички, Ритмическая импровизация, сочинение аккомпанемента на ударных
потешки,
считалки, инструментах к изученным народным песням. На выбор или
прибаутки)
факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах
(фортепиано, синтезатор, свирель, блокфлейта, мелодика и др.)
мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи
В)
Русские
Народные музыкаль- ные Знакомство с внешним видом, особенностями исполнения и
1—3 уч. часа народные
инструменты (балалайка, звучания русских народных инструментов.
музырожок, свирель, гусли,
кальные
гармонь, ложки).

инструменты

Г)
Сказки,
1—3 уч. часа мифы
легенды

Инструментальные
наигрыши.
Плясовые мелодии

Народные
сказители.
и Русские
народные
сказания, былины.
Эпос народов России2.
Сказки и легенды о
музыке
и музыкантах

Д)
Жанры
2—4 уч. часа музыкального
фольк- лора

Фольклорные жан- ры,
общие для всех народов:
лирические,
трудовые,
колыбель- ные песни,
танцы и пляски. Традиционные
музыкальные
инструменты

Определение на слух тембров инструментов. Классифика- ция на
группы духовых, ударных, струнных. Музыкаль- ная викторина на
знание тембров народных инструмен- тов.
Двигательная игра — импровизация-подражание игре на
музыкальных инструментах.
Слушание фортепианных пьес композиторов, исполнение песен, в
которых присутствуют звукоизобразительные эле- менты,
подражание голосам народных инструментов. На выбор или
факультативно:
Просмотр видеофильма о русских музыкальных инстру- ментах.
Посещение музыкального или краеведческого музея. Освоение
простейших навыков игры на свирели, ложках
Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание сказок,
былин, эпических сказаний, рассказываемых нараспев.
В инструментальной музыке определение на слух музы- кальных
интонаций речитативного характера.
Создание иллюстраций к прослушанным музыкальным и
литературным произведениям.
На выбор или факультативно:
Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на основе былин,
сказаний.
Речитативная импровизация — чтение нараспев фрагмен- та сказки,
былины
Различение на слух контрастных по характеру фольклор- ных
жанров: колыбельная, трудовая, лирическая, плясо- вая.
Определение, характеристика типичных элементов музыкального
языка (темп, ритм, мелодия, динамика
и др.), состава исполнителей.
Определение тембра музыкальных инструментов, отнесе- ние к
одной из групп (духовые, ударные, струнные).
Разучивание, исполнение песен разных жанров, относя- щихся к
фольклору разных народов Российской Феде- рации.

Импровизации, сочинение к ним ритмических аккомпа- нементов
(звучащими жестами, на ударных инструмен- тах).
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах (см. выше)
мелодий народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи
Е)
Народные
1—3 уч. часа праздни- ки

Ж)
Первые
1—3 уч. часа артисты,
народный
театр

З)
2—8 уч.
часов

Фольклор
народов
России

Обряды, игры,
хороводы, праздничная символика —
на примере одного или
нескольких
народных
праздников1

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами, бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у различных
народностей Российской Федерации.
Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда, участие
в коллективной традиционной игре2.
На выбор или факультативно:
Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающего о
символике фольклорного праздника.
Посещение театра, театрализованного представления. Участие в
народных гуляньях на улицах родного города, посёлка
Скоморохи. Ярмарочный Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог с
балаган. Вертеп
учителем.
Разучивание, исполнение скоморошин.
На выбор или факультативно:
Просмотр фильма/ мультфильма, фрагмента музыкально- го
спектакля. Творческий проект — театрализованная постановка
Музыкальные
традиции, особенности народной музыки
республик Российской Федерации3.
Жанры, интонации,
музыкальные
инструменты,
музыкантыисполнители

Знакомство с особенностями музыкального фольклора
различных народностей Российской Федерации. Опреде- ление
характерных черт, характеристика типичных элементов
музыкального языка (ритм, лад, интонации). Разучивание песен,
танцев, импровизация ритмических аккомпанементов на
ударных инструментах.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых инструментах мелодий
народных песен, прослеживание мелодии по нотной записи.
Творческие, исследовательские проекты, школьные фестивали,
посвящённые музыкальному творчеству народов России

И)
2—8 уч.часов

Фольклор
в
творчестве
профессиональных музыкантов

Собиратели фольклора.
Народные мелодиив
обработке композиторов.
Народные жанры,
интонации
как основа
для композиторского
творчества

Диалог с учителем о значении фольклористики. Чтение учебных, популярных
текстов о собирателях фольклора. Слушание музыки, созданной композиторами на
основе народных жанров и интонаций. Определение приёмов обработки, развития
народных мелодий.
Разучивание, исполнение народных песен в композитор-ской обработке. Сравнение
звучания одних и тех же мелодий в народном и композиторском варианте. Обсуждение аргументированных оценочных суждений на основесравнения.
На выбор или факультативно:
Аналогии с изобразительным искусством — сравнение фотографий подлинных
образцов народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая роспись и т. д.) с творчеством современных художников, модельеров, дизайнеров, работающих в
соответствующих техниках росписи

Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего
народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине
ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского
фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина культурного
разнообразия, сохраняющегося в современной России.
Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя
национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в начальной школе соответствует не только
современному облику музыкального искусства, но и принципиальным установкам концепции базовых национальных
ценностей. Понимание и принятие через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения
этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.
№ блока,
кол-во
Тема
часов
А) 2-6 уч. Музыка
часов
наших
соседей

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Фольклор и
музыкальные традиции
Белоруссии, Украины,
Прибалтики (песни,
танцы, обычаи,
музыкальные
инструменты)

Знакомство с особенностями музы- кального фольклора народов
других стран. Определение характерных черт, типичных
элементов музы-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».