литература 10 -11 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49
ПРИНЯТО
на педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю. Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год 2022/2023
Составители Арбузова Кристина Владимировна
Учебная дисциплина Литература
Класс 10-11
Уровень образования Среднее общее образование
Срок освоения программы 2 года
Количество часов по учебному плану 10 класс – 3 часа (102 часа в год)
11 класс – 3 часа (99 часов в год)

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к
своему здоровью, к познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность,
готовность и способность к личностному самоопределению, способность
ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную
жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям
прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
общества,
потребность
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как
к Родине (Отечеству):
 российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
 формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
 воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону,
государству и к гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного
члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего

традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению
собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц,
готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и
политическая грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки
и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности,
готовность к договорному регулированию отношений в группе или
социальной организации;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии
решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных
формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно
значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с
окружающими людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения
к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать
первую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том
числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и
поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных

чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к
окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому
обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и
родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду,
в сфере социально-экономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности
как к возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию,
включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического,
социального и академического благополучия обучающихся:

физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник
научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям
в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс
собственного развития;
–
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты
до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
 демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой
литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
 в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой
читательский опыт, а именно:
o обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
o использовать для раскрытия тезисов своего высказывания
указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;
o давать
объективное
изложение
текста:
характеризуя
произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
o анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать
особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его
развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития
их характеров;
o определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых
в художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
o анализировать авторский выбор определенных композиционных

решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например,
выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
o анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора
и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что
в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);
 осуществлять следующую продуктивную деятельность:
o давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке
произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные
произведения,
демонстрируя
целостное
восприятие
художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
o выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,
предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в
том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, исторических документов и т. п.);
 анализировать художественное произведение в сочетании воплощения
в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт
авторской индивидуальности;
 анализировать художественное произведение во взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.); анализировать одну из интерпретаций
эпического, драматического или лирического произведения (например,
кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения;
серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется
исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
–
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
–
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
–
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
–
об историко-культурном подходе в литературоведении;
–
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
–
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений
или течений;
–
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии,
названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами»
или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом,
эпохой.
–

Раздел 2. Содержание учебного предмета
Введение
«Прекрасное начало». Русская литература XIX века в контексте мировой
литературы.
Русская литература XIX века
Обзор лирики А.С.Пушкина. Красота мира и человеческих чувств в
пушкинской лирике (тема дружбы, любви, природы, жизни и смерти в
стихотворениях разных лет): «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель
пустынный»
Тема призвания поэта в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворений
«Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» в контексте творчества художника.
Философская тема в творчестве А.С. Пушкина. Цикл «Подражание
Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), стихотворения «Вновь я
посетил», «Элегия».
Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт
между интересами личности и государства в поэме.
М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира поэта. Тема поэта и
поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Поэт», «Пророк»,
«Валерик».
Драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворения
«Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен», «Я не унижусь пред
тобою», «Выхожу один я на дорогу», «Сон».
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Н.В. Гоголь. Художественный мир писателя.
«Страшный мир» в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».
Трагическое и комическое в повести Н.В. Гоголя «Нос». Ирония и
гротеск как приемы авторского осмысления проблемы существования
человека в пошлом мире.
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образы чиновников в поэме.
«Мертвые души» как поэма «итогов». Идеалы автора в поэме.
Жизнь и судьба А.Н. Островского. Пьеса «Женитьба Бальзаминова».
Герои пьесы, картины Москвы. Пьеса «Гроза». Творческая история
произведения. Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме.
Анализ экспозиции и образной системы пьесы. Катерина и Кабаниха: два
полюса нравственного противостояния. Трагедия совести и ее разрешение в
пьесе. Второстепенные и внесценические персонажи в «Грозе», их роль в
пьесе. «Гроза» в русской критике. (Н.А. Добролюбов статья «Луч света в

темном царстве». Д.И. Писарев статья «Мотивы русской драмы».) Смысл
названия и символика пьесы А.Н. Островского «Гроза». А.Н. Островский.
Пьеса «Бесприданница». Идейный смысл пьесы.
И.А.Гончаров. Личность и творчество писателя. Замысел романной
трилогии Гончарова и его воплощение в романе «Обыкновенная история».
Роман «Обломов». История создания романа. Знакомство с главным героем.
Истоки обломовщины. Идейнокомпозиционное значение главы «Сон
Обломова». Обломов и Штольц. Способы выражения авторской позиции в
романе. Любовная тема в романе. (Образы Ольги Ильинской и Агафьи
Пшеницыной). Художественная концепция, система персонажей, жизненные
коллизии романа «Обрыв».
И.С.Тургенев. Жизненный и творческий путь писателя. И.С. Тургенев
«Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств. Роман
«Отцы и дети». Знакомство с героями и эпохой в романе. Мир «отцов» в
романе «Отцы и дети». Семейство Кирсановых. Идейные споры между
Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Любовная линия в романе.
Образ Базарова. Трагизм образа героя. Философские итоги романа. Смысл
заглавия. Русская критика о романе. И.С. Тургенев Роман «Дворянское
гнездо» Обзор произведения.
Н.А.Некрасов. Основные вехи жизни и творчества поэта. Народные
характеры и типы в некрасовской лирике. Стихотворения «В дороге», «В
полном разгаре страда деревенская…», «Несжатая полоса», «Тройка».
«Муза мести и печали» в лирике Некрасова. Стихотворения «Блажен
незлобивый поэт...», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди». «О Муза! Я у двери гроба…». Гражданские мотивы в
некрасовской лирике. Стихотворение «Поэт и Гражданин». Социальные и
гражданские мотивы в некрасовской лирике. Стихотворения «Рыцарь на час»,
«Пророк», «Родина», «Размышления у парадного подъезда», «Элегия». Поэма
«Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика поэмы. «Диалектика»
переломного времени. Анализ главы «Последыш». Стихия народной жизни и
ее яркие представители в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Анализ глав «Счастливые» и «Крестьянка». Проблема счастья и ее решение в
поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Образ Гриши
Добросклонова. Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова
«Русские женщины».
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество поэта. Мир природы в лирике
Тютчева. Стихотворения «Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени
сизые смесились…», «Эти бедные селенья…». Личность и мироздание в
лирике Тютчева. Стихотворения «Silentium!», «Певучесть есть в морских
волнах…», «Умом Россию не понять». Своеобразие любовной темы в лирике
Ф.И. Тютчева. Стихотворения «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«О,

как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать».
А.А. Фет. Жизнь и творчество поэта. Тема любви в лирике Фета.
Стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с
приветом…», «Я тебе ничего не скажу…». Природа и человек в лирике А.А.
Фета. Стихотворения «Заря прощается с землею…», «Это утро, радость
эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Еще майская ночь».
Предназначение поэта в лирике А.А. Фета. «Как беден наш язык! Хочу и не
могу…». Философская тема в творчестве А.А. Фета. «Шепот, робкое
дыханье…», «Одним толчком согнать ладью живую…».
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество писателя. Лесков как мастер
изображения русского быта. «Очарованный странник». Иван Флягин – один
из героев-правдоискателей. Русский национальный характер в изображении
Лескова.
М.Е. Салтыков-Щедрин. От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и
творчество великого сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста».
Сюжеты и проблематика сказок. Сатира на «хозяев жизни» в сказках М.Е.
Салтыкова-Щедрина. Сказки «Медведь на воеводстве» и «Дикий помещик».
Образ обывателя в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».
«История одного города.» Общая проблематика произведения. Судьба
глуповцев и проблема финала «Истории…». «История одного города» –
сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные
образы градоначальников и «глуповцев». Тема народа и власти.
А.К. Толстой. Природный мир в лирике А.К. Толстого. Стихотворения
«Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Когда природа вся трепещет
и сияет…». Интимная лирика А.К. Толстого. Стихотворение «Коль любить,
так без рассудку…», «Средь шумного бала, случайно…»
Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь великого художникамыслителя. Создание пьесы «Живой труп». Правда о войне в
«Севастопольских рассказах»
Л.Н.Толстого. История создания и авторский замысел романа-эпопеи
Л.Н.Толстого
«Война и мир». Критическое изображение высшего света в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир». Анализ сцен из первой и второй частей I тома.
Испытание эпохой «поражений и срама». Анализ эпизодов кампании 1805 –
1807 годов. Испытание эпохой «поражений и срама». Аустерлицкое сражение.
«Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских. Этапы духовного
самосовершенствования Андрея Болконского. Анализ избранных глав романа.
Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. Анализ избранных
глав романа. «Она не удостаивает быть умной». (Наташа Ростова и женские
образы романа). Проблема личности в истории: Кутузов и Наполеон. Уроки

Бородина. Анализ сцен Бородинского сражения. «Мысль народная» в романе.
Анализ ключевых эпизодов (совет в Филях, отъезд Ростовых из Москвы,
партизанские будни). Платон Каратаев: русская картина мира.
Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь писателя. Работа над
повестью «Записки из подполья». «Преступление и наказание». Образ
Петербурга в романе. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Образ
Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и
идейные «двойники» героя. «Вечная Сонечка» как нравственный идеал
автора. Художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского
«Идиот».
А.П. Чехов. Жизнь и творчество А.П. Чехова. Рассказы «Смерть
чиновника», «Тоска», «Спать хочется». Трагикомедия «футлярной» жизни.
Рассказы А.П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Рассказы «Дама с собачкой», «Попрыгунья». Рассказ «Ионыч». Выбор доктора
Старцева. Рассказ «Студент». «Вишневый сад». Своеобразие образной
системы и конфликта комедии. Проблематика пьесы. Тема прошлого,
настоящего и будущего России и ее отражение в пьесе. Образ сада и
философская проблематика пьесы. Драматургия А.П. Чехова. Пьесы «Чайка»,
«Три сестры», «Дядя Ваня».
Обобщение материала историко-литературного курса 10 класса.
Значение русской литературы XIX века.
Сложность и самобытность русской литературы ХХ века, отражение в
ней драматических коллизий отечественной истории.
Русская литература XX века
И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика Бунина. Основные мотивы.
Органическая связь поэта с жизнью природы. Стихотворения «Аленушка»,
«Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у
птицы есть нора…», «Вечер», «Крещенская ночь», «Последний шмель», «Не
устану воспевать вас, звезды…». Поэтика «остывших» усадеб и лирических
воспоминаний в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки». «Господин из
Сан-Франциско». Сюжет, композиция, проблематика, смысл названия,
символика произведения. Система образов. Тема любви в прозе И.А. Бунина.
«Легкое дыхание», «Тѐмные аллеи», «Митина любовь». Особенности
восприятия любви персонажами произведений И.А. Бунина. «Чистый
понедельник». Проблематика рассказа. Поэтизация мира ушедшей Москвы.
Герои рассказа.
А.И. Куприн. Общая характеристика творчества. Повесть «Гранатовый
браслет». Смысл названия произведения и значение эпиграфа в понимании
авторской позиции. Романтическое изображение чувства главного героя.
Смысл спора о бескорыстной любви.

М. Горький. Личность. Творчество. Рассказы: «Макар Чудра»,
«Старуха Изергиль», «Челкаш». Романтизм ранних рассказов Горького.
Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Работа над
рассказом «Карамора». М.Горький. Пьеса «На дне» как социальнофилософская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы
ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев
ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в
пьесе.
Поэзия конца XIX-начала XX века
Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век как
своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского
модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Символизм. Истоки русского символизма. Эстетические взгляды
символистов.
В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Сонет к форме»,
«Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии
Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике
Брюсова.
К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Я мечтою ловил
уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть
солнце…» Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.
А. А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии,
излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения
«Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда
Вы стоите на моем пути…», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, я хочу
безумно жить», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Мы встречались с
тобой на закате…». Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного
мира». Стихотворения «В ресторане», «Незнакомка». Тема Родины и
основной пафос патриотических стихотворений. Стихотворения «Россия»,
«Рожденные в года глухие…», «На железной дороге». Тема исторического
пути России в цикле «На поле Куликовом»
(«Река раскинулась. Течет, грустит лениво..») и в стихотворении «Скифы».
Стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…»,
«Пушкинскому Дому». Поэма
«Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий
революции.
Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в
поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика,
интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и
многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в

поэме.
Футуризм. Эстетические взгляды поэтов-футуристов.
И. Северянин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Интродукция»,
«Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина,
оригинальность его словотворчества.
В.В. Хлебников. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Заклятие
смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Слово в
художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты.
Хлебников как поэт-философ.
Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Истоки акмеизма.
Связь поэтики символизма и акмеизма.
Н.С. Гумилев. Жизненный и творческий путь Н.С. Гумилева.
Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в
его лирике. Своеобразие лирических сюжетов.
Поэты, творившие вне литературных течений. Смысл поэзии И.Ф.
Анненского.
А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой
глубины человеческих переживаний. Стихотворения «Песня последней
встречи», «Сжала руки под темной вуалью…». Темы любви и искусства в
лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено,
предано, продано», «Когда в тоске самоубийства», «Я научилась просто,
мудро жить…», «Мне ни к чему одические рати…». «Муза» («Когда я ночью
жду еѐ прихода»). «Сероглазый король», «Смуглый отрок бродил по
аллеям…». Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой.
Стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля». Поэма
«Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы,
отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и
образы в поэме «Реквием». Победа исторической памяти над забвением как
основной пафос поэмы
М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества
Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Стихотворения: «Моим стихам,
написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…»,
«Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,
«О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». Основные темы
творчества Цветаевой. «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска

по родине! Давно…». Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия
как напряженный монолог-исповедь. «Идешь, на меня похожий…».
В.В.Маяковский. Поэт и революция, пафос революционного
переустройства мира. Стихотворение «Юбилейное». «Левый марш».
«Товарищу Нетте, пароходу и человеку». Новаторство Маяковского. «А вы
могли бы?», «Послушайте!». Особенности любовной лирики В.В.
Маяковского. Стихотворения «Лиличка!», «Письмо Татьяне Яковлевой»,
«Скрипка и немножко нервно». Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы
художника и времени. Стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии»,
«Нате!», «Сергею Есенину». Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Стихотворение «Прозаседавшиеся». Поэма «Облако в штанах». Темы любви,
искусства, религии в поэме Маяковского.
С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Традиции А. С. Пушкина и А.В.
Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. «Гой ты, Русь,
моя родная!..», «Русь Советская», «Я последний поэт деревни…». Ранняя
лирика А.С. Есенина. «Письмо матери», «Да! Теперь решено. Без возврата…».
Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Не бродить, не мять
в кустах багряных…», «Собаке Качалова», «Песнь о собаке». Любовная
лирика Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Письмо к женщине». Тема
быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. «Не жалею, не
зову, не плачу», «Мы теперь уходим понемногу...», «До свиданья, друг мой,
до свиданья!..».
Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов. Духовная
атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве.
О.Э. Мандельштам. Философичность лирики поэта. Исторические и
литературные образы в поэзии Мандельштама. Стихотворения «Notre Dame»,
«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…».
Представление о поэте как хранителе культуры. Стихотворения «За гремучую
доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»,
«Мы живем под собою не чуя страны…».
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Книга рассказов «Донские
рассказы». Романэпопея «Тихий Дон» История создания романа. Широта
эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в
романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина
постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской
войны как общенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь
поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и
мир, личность и масса. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл
финала. Художественное своеобразие романа.

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Цикл рассказов «Записки юного
врача». Эпоха в изображении М.А. Булгакова в повести «Собачье сердце».
Роман «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа.
Композиция романа и его проблематика. Судьба художника в романе.
Изображение любви как высшей духовной ценности. «Нечистая сила» в
романе. Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Поиск истины
и проблема нравственного выбора. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе
М.А. Булгакова.
Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество Тема поэта и поэзии в лирике Б.Л.
Пастернака. Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,
«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина
лирики Пастернака. Тема человека и природы. Стихотворения «Гамлет»,
«Марбург», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…»
Роман «Доктор Живаго» История создания и публикации романа. Жанровое
своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала.
А.П. Платонов. Жизнь и творчество. Рассказы и повести: «В
прекрасном и яростном мире», «Котлован», «Возвращение». «Сокровенный
человек». «Непростые» простые герои Платонова. Самобытность языка и
стиля писателя.
Литература периода Великой Отечественной войны. Публицистика.
Лирика. Проза (обзор)
А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Философская лирика поэта.
Стихотворения
«Вся суть в одном-единственном завете…», «О сущем». Тема памяти в лирике
Твардовского. Стихотворения «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей
вины…»
В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. История создания книги
«Колымские рассказы». Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный
крест», «Тифозный карантин»,
«Последний бой майора Пугачева», «Сгущенное молоко».
А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана
Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор».
Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Роман
«Архипелаг Гулаг» (фрагменты) как летопись страданий. Статья «Жить не по
лжи».
Проза второй половины XX века
В. М. Шукшин. Рассказы: «Верую!», «Крепкий мужик». Изображение

народного характера и картин народной жизни в рассказах.
В.П. Астафьев. Роман «Царь-рыба». Проблема утраты человеческого в
человеке.
В.Г. Распутин. Повесть «Живи и помни». Эпическое и драматическое
начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального
космоса.
Поэзия второй половины ХХ века.
Обзор поэзии второй половины XX века.
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по
холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит». Своеобразие
художественного мира поэта.
Б. Ш. Окуджава. Стихотворения: «Полночный троллейбус»,
«Живописцы». Воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы.
И.А. Бродский. Судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия
Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссоздание «громадного мира
зрения» в творчестве поэта.
Драматургия второй половины XX века
А.В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной
конфликт и система образов в пьесе. Психологизм пьесы.
Литература последнего десятилетия
Обзор литературы последних десятилетий. Основные тенденции
современного литературного процесса. Обзор.
Литература народов России
Р. Гамзатов. Стихотворения «Мой Дагестан», «Люблю тебя, мой
маленький народ…». Тема любви к родному краю. Национальный колорит
стихотворений. Лирический герой Р. Гамзатова.
Зарубежная литература
Проза
Б. Шоу. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион». Своеобразие
конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу.
Э.М. Ремарк. Роман «Три товарища» – и произведение о потерянном
поколении. Гуманистическая направленность произведения.
Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». Раздумья писателя о человеке
и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической

символики в произведении.
Зарубежная литература
Поэзия
Г. Аполлинер. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост
Мирабо». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в
поэзии Аполлинера.
Ш.Бодлер. Мировоззрение и эстетические взгляды Шарля Бодлера и сборник
«Цветы зла» («Альбатрос», «Соответствия», «Вечерняя гармония»).
Повторение по теме «Литературный процесс первой половины XIX
века». Современная литературная ситуация: реальность и перспектива.
Основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слов.
Художественный образ.
Содержание и форма.
Художественный вымысел. Фантастика.
Историко-литературный
процесс. Литературные
направления
и
течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и
творчества выдающихся русских писателей XIX-XX вв.
Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман,
романэпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, лирическое
стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия,
драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка,
эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ
автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Деталь. Символ.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные
средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора,
метонимия. Гипербола. Аллегория.
Стиль.
Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры:
хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Литературная критика.

Тематическое планирование 10 класс
П/П

Название раздела
Тема урока

Элементы содержание

Количество
часов на тему

Количество
контрольных
работ

Учебная
неделя

Введение
Введение. Основные темы и проблемы Русская литературы XIX века в контексте
мировой литературы. Основные темы и
русской литературы 19 века.
проблемы русской литературы XIX века
Литература первой половины XIX
века
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.
Гуманизм лирики Пушкина и ее
национально-историческое
и
общечеловеческое содержание.

1
1

1

1 неделя

3

Романтическая лирика А.С. Пушкина
периода южной и михайловской ссылок.

1

1 неделя

4

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.
Пушкина.

1

2 неделя

5

Философская лирика А.С. Пушкина.
Тема жизни и смерти.

1

2 неделя

6

А.С. Пушкин. «Медный всадник».
Человек и история в поэме. Тема
«маленького человека» в поэме.

1

2 неделя

7

Образ
Петра
преобразователя
всадник».

царя
–
«Медный

1

3 неделя

8

Классное сочинение по творчеству А.С.
Пушкина.

1

3 неделя

1

2

1
как
в поэме

1 неделя

18

9

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
Основные темы и мотивы лирики М.Ю.
Лермонтова.

1

3 неделя

10

Молитва как жанр в лирике М.Ю.
Лермонтова.

1

4 неделя

11

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.
Лермонтова.

1

4 неделя

12

Философские мотивы лирики М.Ю.
Лермонтова.

1

4 неделя

13

Адресаты любовной
Лермонтова.

1

5 неделя

14

Классное сочинение по творчеству

1

5 неделя

лирики

М.Ю.

М.Ю. Лермонтова.
15

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество.
Романтические
произведения.
«Вечера…».
Сатирическое
и
эпикодраматическое начала в сборнике
«Миргород».

1

5 неделя

16

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя.
Образ «маленького человека».

1

6 неделя

17

Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ
Петербурга.

1

6 неделя

18

Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести
в сборнике «Петербургские повести».

1

6 неделя

19

Классное сочинение по творчеству Н.В.
Гоголя.

1

7 неделя

Литература второй половины XIX
века

75

20

Обзор русской литературы второй
половины 19 века. Её основные
проблемы.

1

7 неделя

21

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.
Роман
«Обломов».
Особенности
композиции романа.

1

7 неделя

22

Обломов – «коренной народный наш
тип». Смысл его жизни и смерти.
«Обломов» как роман о любви.

1

8 неделя

23

«Что такое обломовщина?»
«Обломов» в русской критике.

Роман

1

8 неделя

24

А.Н. Островский. Жизнь и творчество.
Традиции русской драматургии в
творчестве писателя.

1

8 неделя

25

Драма «Гроза». История создания,
система образов, приёмы раскрытия
характеров героев. Смысл названия.

1

9 неделя

26

Город Калинов и его обитатели.
Изображение
«жестоких
нравов»
«тёмного царства».

1

9 неделя

27

Протест Катерины против «тёмного
царства». Нравственная проблематика
пьесы.

1

9 неделя

28

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».
Домашнее сочинение по драме А.Н.
Островского «Гроза».

1

10 неделя

29

Нравственные
“Бесприданница”

пьесы

1

10 неделя

30

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. И.С.
Тургенев – создатель русского романа.
История создания романа «Отцы и
дети».

1

10 неделя

31

Базаров – герой своего
Духовный конфликт героя.

времени.

1

11 неделя

32

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и
дети».

1

11 неделя

33

Любовь в романе «Отцы и дети».

1

11 неделя

34

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

1

12 неделя

35

Споры в критике вокруг романа «Отцы и
дети».

1

12 неделя

36

Подготовка к домашнему сочинению по
творчеству И.С.Тургенева.

1

12 неделя

37

Контрольная
полугодие.

38

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.
Единство мира и философия природы в

вопросы

работа

за

первое

1

1

13 неделя
13 неделя

его лирике. Человек и история в лирике
Ф.И. Тютчева.
39

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь
как стихийная сила и «поединок
роковой».

1

13 неделя

40

А.А. Фет. Жизнь и творчество.
Жизнеутверждающее начало в лирике
природы. Любовная лирика А.А. Фета.

1

14 неделя

41

А.Н. Некрасов. Жизнь и творчество.
Социальная трагедия народа в городе и
деревне. Судьба народа как предмет
лирических переживаний страдающего
поэта.

1

14 неделя

42

Героическое и жертвенное в образе
разночинца-народолюбца.

1

14 неделя

43

Н.А. Некрасов о поэтическом труде.
Поэтическое творчество как служение
народу.

1

15 неделя

44

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, её
психологизм и бытовая конкретизация.

1

15 неделя

45

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел,
история создания и композиция поэмы.

1

15 неделя

46

Образы крестьян и помещиков в поэме
«Кому на Руси жить хорошо».
Дореформенная
и
пореформенная
Россия в поэме.

1

16 неделя

47

Образы народных заступников в поэме
«Кому на Руси жить хорошо».

1

16 неделя

48

Особенности языка поэмы «Кому на
Руси
жить
хорошо».
Домашнее
сочинение по творчеству

1

16 неделя

Н.А. Некрасова.
49

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и
творчество. Проблематика и поэтика
сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

17 неделя

50

Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлевы». Замысел, история
создания, жанр и композиция романа.

1

17 неделя

51

Эволюция
Иудушки
Головлева.
Молодое поколение в романе.

1

17 неделя

52

Нравственные
отношений.

семейных

1

18 неделя

53

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы
творческого пути. Духовные искания.

1

18 неделя

54

История создания романа «Война и
мир». Особенности жанра. Образ автора
в романе.

1

18 неделя

55

Анализ эпизода “Вечер в салоне Анны
Шерер. Петербург. Июль. 1805г.”
Нормы жизни молодых представителей
высшего общества.

1

19 неделя

56

Именины у Ростовых.

1

19 неделя

проблемы

57

Изображение войны 1805-1807 гг.

1

19 неделя

58

Духовные искания Андрея Болконского
и Пьера Безухова.

1

20 неделя

59

Женские образы в романе.

1

20 неделя

60

Семья Ростовых и семья Болконских.

1

20 неделя

61

Тема народа в романе «Война и мир».

1

21 неделя

62

Эпилог романа.

1

21 неделя

63

Образ Наташи Ростовой.

1

21 неделя

64

Анализ эпизода из романа «Война и
мир».

1

22 неделя

65

Подготовка к домашнему сочинению.

1

22 неделя

66

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба.
Этапы творческого пути. Идейные и
эстетические взгляды.

1

22 неделя

67

Образ Петербурга в русской литературе.
Петербург Ф.М. Достоевского.

1

23 неделя

68

История
создания
«Преступление и наказание».

романа

1

23 неделя

69

«Маленькие люди» в романе, проблема
социальной
несправедливости
и
гуманизм писателя. Раскольников среди
обиженных и оскорбленных.

1

23 неделя

70

Духовные искания интеллектуального
героя и способы их выявления. Теория
Раскольникова.

1

24 неделя

71

Раскольников и “сильные мира сего”.

1

24 неделя

72

Семья Мармеладовых.

1

24 неделя

73

Значение образа Сони Мармеладовой в
романе «Преступление и наказание».

1

25 неделя

74

Роль эпилога в романе. Воскрешение
человека в Раскольникове через любовь.

1

25 неделя

75

Подготовка к домашнему сочинению по
роману «Преступление и наказание».

1

25 неделя

76

Роман “Идиот”.
Смысл названия.

1

26 неделя

77

Христианские мотивы в романе.

1

26 неделя

78

Мифология в романе. Фамилии героев в
произведении (Рогожин, Епанчин).

1

26 неделя

79

Личность и судьба князя Мышкина.
История любви князя Мышкина. Роль
Рогожина в раскрытии образа Мышкина.

1

27 неделя

80

Психологические
“Идиот”.

1

27 неделя

81

Женские образы в романе.

1

27 неделя

82

Обобщающий урок-семинар по роману
“Идиот”.

1

28 неделя

История

мотивы

создания.

в

романе

83

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.
Повесть «Очарованный странник» и её
герой Иван Флягин.

1

28 неделя

84

Трагедия и загадка женской души в
повести
Лескова
“Леди
Макбет
Мценского уезда”.

1

28 неделя

85

Литература
и
общественнополитическая жизнь в России 80-90-е
годы XIX века.

1

29 неделя

86

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.
Особенности рассказов 80-90-х годов.

1

29 неделя

87

Маленькая трилогия. Человеческие
ценности в рассказе “Крыжовник”, “О
любви”.

1

29 неделя

88

А.П. Чехов. «Человек в футляре».

1

30 неделя

89

Душевная деградация
рассказе «Ионыч».

в

1

30 неделя

90

Особенности драматургии А.П. Чехова.
«Вишневый сад»: история создания,
жанр, система образов. Действующие
лица и авторское отношение к ним.

1

30 неделя

91

Символ сада в комедии «Вишневый
сад». Своеобразие чеховского стиля.

1

31 неделя

92

Основа конфликта пьесы. Желания и
реальность их осуществления. Два
сюжета пьесы.

1

31 неделя

человека

93

Подготовка к домашнему сочинению по
творчеству А.П.Чехова.

94

Контрольная
полугодие.

работа

за

31 неделя

1

второе

1

32 неделя

Из зарубежной литературы

7

95

«Вечные» вопросы в зарубежной
литературе. Романтизм, реализм и
символизм в произведениях зарубежной
литературы.

1

32 неделя

96

Онере де Бальзак. “Гобсек”. Тема власти
денег.

1

32 неделя

97

Генрик Ибсен. Жизнь и творчество.

1

33 неделя

98

Жизнь
и
творчество
А.Рембо.
Своеобразие поэтического языка.

1

33 неделя

99

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество.
Психологическая новелла “Ожерелье”.

1

33 неделя

100

Э.-М. Ремарк «Триумфальная арка»,
«Три товарища». Проза о войне.

1

34 неделя

101

Бернард Шоу «Пигмалион». Отражение
социальных
проблем
жизни
буржуазного общества.

1

34 неделя

102

Стендаль (Мари-Анри Бейль) «Красное
и черное» - “роман карьеры”.

1

34 неделя

Тематическое планирование 11 класс
П/П

1.

2. 2

3. 3

4. 4

5. 5

6.

Название раздела
Тема урока
Раздел 1 Изучение языка
художественной литературы
Введение. Анализ художественного текста.
Понятие поэтического языка
Раздел 2. Из мировой литературы (1 ч.)
Недолгое прощание с XIX веком. Поэзия
Т-С. Элиота: люди 14 года. Э.-М. Ремарк.
«На западном фронте без перемен»:
«потерянное поколение». Ф. Кафка
«Превращение».
Раздел 3. Русская литература начала XX
века
Стремление к творческому преображению
мира. Литературные искания сторонников
революционного движения.
Направление философской мысли начала
века. Своеобразие реализма.
Раздел 4. Проза XX века
И. А. Бунин
И. А. Бунин. Судьба и творчество (обзор).
Роль
малой родины и дворянских
традиций. Лирика, лирическая проза
Бунина. Бунин – поэт.
И. А. Бунин. Рассказ «Деревня». Рассказы и
повести о деревне.

Элементы содержание

Количество
часов на тему

Количество
контрольных
работ

Учебная
неделя

1
1

1 неделя

1
1

1 неделя

2
1

1 неделя

1

2 неделя

13
4
1

1

2
1
2 неделя

2неделя

7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.

20.

21.

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Социальное и философское в рассказе.
И. А. Бунин. Тема любви в прозе.
Поэтичность женских образов.
Р/р. Сочинение по творчеству И. А.
Бунина.

1

3 неделя

1

3 неделя

А. И. Куприн
А. И. Куприн. Судьба и творчество.
«Олеся». Тема любви в творчестве
А. И. Куприн. «Поединок». Трагизм
любовной темы
А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».
Любовь как высшая ценность.
Р/р. Сочинение по творчеству А.
Куприна.
Л.Н. Андреев
Л.Н. Андреев. На перепутьях реализма и
модернизма.
Андреев и символизм.
Мысли о России в творчестве писателей
И. Шмелев, Б Зайцев, В. Набоков.
И. Шмелев, Б Зайцев, В. Набоков.
Юмор и сатира в творчестве писателей
А. Т. Аверченко, Тэффи.
А. Т. Аверченко, Тэффи.
Раздел 5. Особенности поэзии начала XX
века
Модернизм, символизм, акмеизм,
футуризм
Раздел 6. Разнообразие творческих
индивидуальностей и поэзии
Серебряного века
Разнообразие творческих
индивидуальностей и поэзии Серебряного
века.
В. Я. Брюсов

3
1

1

3 неделя

1
4 неделя

1

4 неделя

1

4 неделя
1

2
1

5 неделя
5 неделя

1
2
1
1
2
1
1
1

5 неделя

1

7 неделя

20

1

2

6 неделя
6 неделя
6 неделя
7 неделя

3
7 неделя

22.
23.

24.

25.

26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

В. Я. Брюсов. Судьба и творчество. Мотивы
ранней лирики.
В. Я. Брюсов. Урбанистическая тема
творчества. Образ человека в поэзии 1910 –
х гг.
К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Белый,
И. Анненский, И. Северянин
Лирика поэтов Серебряного века в
творчестве К. Д. Бальмонта,Ф. Сологуб, А.
Белый
Лирика поэтов Серебряного века в
творчестве И. Анненского, А. Белого
Н. С. Гумилев
Н. С. Гумилев и акмеизм. Проблематика и
поэтика лирики Гумилева
Н. С. Гумилев и акмеизм. Проблематика и
поэтика лирики Гумилева
Р/р. Сочинение по теме: «Серебряный
век: темы, проблемы, поэтика
М. Горький
М. Горький. Жизнь, раннее творчество
(обзор). Романтический герой.
М. Горький. «Фома Гордеев». Мечта и
действительность в романе.
М. Горький. «Фома Гордеев». Мечта и
действительность в романе.
М. Горький. «На дне». Социально –
философская драма. Смысл названия.
М. Горький. «На дне». «Три правды» в
пьесе. Новаторство Горького.
М. Горький. «На дне». «Три правды» в
пьесе. Новаторство Горького.
М. Горький. Раздумья о судьбах России.
«Несвоевременные мысли».
Сочинение по творчеству М. Горького.
А. А. Блок
А. А. Блок. Судьба творчество. Символизм.
«Стихи о Прекрасной даме».

1

8 неделя

1

8 неделя

2
1

8 неделя

1

9 неделя

2
1

1
9 неделя
9 неделя

1
1
7
1

10 неделя

1
10 неделя

1

10 неделя

1

11 неделя

1

11 неделя

1

11 неделя

1

12 неделя

1

12 неделя

6
1

1
1

12 неделя
13 неделя

38.

39.

40.
41.

42.

43.
44.

45.

46.

47.

48.

А. А. Блок. Мотивы лирики. Поэма
«Двенадцать».
Образ
Христа
и
многозначность финала поэмы. Авторская
позиция и способы ее выражения в поэме.
А. А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка»,
«Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...»,
«В ресторане», «Река раскинулась. Течет,
грустит лениво...» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге».
А. А. Блок. Тема города в творчестве Блока.
Стихотворения: «Вхожу я в темные
храмы...», «О, я хочу безумно жить...»,
«Скифы».
Тема
родины
и
основной
пафос
патриотических стихотворений. «Выхожу я
в путь, открытый взорам…».
Сочинение по творчеству А. А. Блока.
Раздел 7. Новокрестьянская поэзия
Н.А. Клюев. Духовные и поэтические
истоки. Поэма «Погорельщина».
С. А. Есенин
С. А. Есенин. Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя
родная!..», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...»,
«Мы
теперь
уходим
понемногу...», «Письмо матери».
С. А. Есенин. «Спит ковыль. Равнина
дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...»,
«Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь
советская».
С. А. Есенин. Стихотворения: «Письмо к
женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул
родимый дом...», «Неуютная жидкая
лунность...».
Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова
в есенинской лирике. Тема родины в поэзии
Есенина.

1

13 неделя

1

13 неделя

1
1

14 неделя
14 неделя

1

14 неделя

1

15 неделя

7
1

15 неделя

6
1

15 неделя

1

16 неделя

1

16 неделя

1

16 неделя

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

Отражение в лирике особой связи природы
и человека.Светлое и трагическое в поэзии
Есенина.
Тема быстротечности человеческого я в
поздней лирике поэта. Поэма: «Анна
Снегина».
Раздел 8. Литературный процесс 1920 –х
годов. Обзор
Из хроники 1917- 1918 гг. Проза
дневников, писем, быт, новый вид плачей.
А. А. Ремизов, Д.А. Фурманов, А.С.
Серафимович. Литературные группировки
(ЛЭФ, «Перевал», КОНСТРУКТИВИЗМ
или ЛЦК,ОБЭРИУ).
А.А. Фадеев
А.А. Фадеев. Россия издали. Роман
«Разгром». Проза и поэзия произведения.
И. Э. Бабель
И. Э. Бабель. «Конармия». Правда о
гражданской войне.
Е.И. Замятин
Е.И. Замятин. Повести. Роман «Мы» антиутопия. Новый стиль.
М. М. Зощенко
М. М. Зощенко.Ранние годы. Сатирик,
моралист. Герой произведений писателя.
Раздел 9. Литература 1930 – х годов.
Обзор
Сложность творческих поисков и
писательских судеб в 30-е годы. Судьба
человека и его призвание в поэзии 30-х
годов. Новая волна поэтов.
А. П. Платонов
А. П. Платонов.Жизнь и творчество.
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе
Платонова.
Высокий пафос и острая сатира в
«Котловане». Утопические идеи «общей

1

17 неделя

1

17 неделя

5
17 неделя

1

1
18 неделя
1
18 неделя
1
18 неделя
1
19 неделя
29

2

1

19 неделя

2
1

19 неделя

1

20 неделя

59.
60.
61.
62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

жизни» как основа сюжета повести.
«Непростые» простые герои Платонова.
Тема смерти в повести. Самобытность
языка и стиля писателя. Повесть
«Котлован».
М. А. Булгаков
М. А. Булгаков. Судьба и творчество.
«Записки юного врача».
«Собачье сердце» - отношение человека и
природы.
Роман «Белая гвардия» и пьеса «Дни
Турбиных».
Сочинение по творчеству М. А.
Булгакова.
М. И. Цветаева
М. И. Цветаева. Личность и судьба (обзор).
Стихотворения:
«Моим
стихам,
написанным так рано...», «Стихи к Блоку»
(«Имя твое — птица в руке...»).
Своеобразие поэтического стиля.
М. И. Цветаева. Стихотворения: «Кто
создан из камня, кто создан из глины...»,
«Тоска по родине! Давно...».
Основные темы творчества Цветаевой.
Стихотворения:
«Идешь,
на
меня
похожий...», «Куст».
Проза
Цветаевой.
Фольклорные
и
литературные образы и мотивы в лирике
Цветаевой.
О. Э. Мандельштам
О. Э. Мандельштам. Трагическая судьба.
Поэт и время.
А. Н. Толстой
А. Н. Толстой. Биография и творчество.
«Хождение по мукам» - от романа к роману
– эпопее.
«Петр I». Исторический роман.
М. Пришвин

3
1

1
20 неделя

1

20 неделя

1

21 неделя
1

21 неделя

4
1

21 неделя

1

22 неделя

1

22 неделя

1

22 неделя

1
1

23 неделя

2
1

23 неделя

1
1

23 неделя

70.

71.

72.

73.

74.
75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.
82.

М. Пришвин. Философия природы.
Природа – зеркало человека.
Б. Л. Пастернак
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество
(обзор). Философская глубина лирики
Пастернака. Тема человека и природы.
Роман «Доктор Живаго» (обзор). История
создания и публикации романа. Цикл
«Стихотворения Юрия Живаго» и его связь
с общей проблематикой романа.
А. А. Ахматова
А. А. Ахматова. Личность и судьба.
Поэтическое мастерство Ахматовой. Поэма
«Поэма без героя».
А. А. Ахматова. Любовь как возвышенное и
прекрасное чувство.
Патриотизм и гражданственность поэзии
Ахматовой. Поэма «Реквием».
Сочинение по творчеству А. А.
Ахматовой и М. А. Цветаевой.
Н. А. Заболоцкий
Н. А. Заболоцкий. Судьба и творчество.
Мысль – образ – музыка.
М. А. Шолохов
М. А. Шолохов. Судьба и творчество.
«Донские рассказы» - предыстория романа
«Тихий Дон».
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное
изучение). История создания романа.
Широта эпического повествования.
Система образов в романе. Семья
Мелеховых, быт и нравы донского
казачества.
Изображение гражданской войны как
общенародной трагедии.
Тема
разрушения
семейного
и
крестьянского укладов.

1

24 неделя

2
1

24 неделя

1

24 неделя

3
1

1
25 неделя

1

25 неделя

1

25 неделя

1
1
1
9
1

26 неделя
26 неделя

1
26 неделя

1

27 неделя

1

27 неделя

1

27 неделя

1

28 неделя

83.

84.

85.
86.
87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска
правды жизни. «Вечные» темы в романе:
человек и история, война и мир, личность и
масса.
Утверждение
высоких
человеческих
ценностей. Женские образы. Функция
пейзажа в романе.
Смысл
финала.
Художественное
своеобразие романа.
Язык прозы Шолохова. Рассказ «Судьба
человека». Нравственная сила добра.
Сочинение по роману М. А. Шолохова
«Тихий Дон».
Раздел 2. Из мировой литературы 1930 –
х гг.
IО. Хаксли «О дивный новый мир» антиутопия.
Раздел 10. Литературно художественные журналы, их место в
общественном сознании. А. Т.
Твардовский
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество
(обзор). Исповедальный характер лирики
Твардовского. Поэма «По праву памяти».
Служение народу как ведущий мотив
творчества поэта. Тема памяти в лирике.
Человек на войне, правда о нем.
Раздел 11. Полвека русской поэзии
Поэтическая
весна.
Поэтическая
философия.
Современность и «постсовременность» в
мировой литературе
Ф. Саган, Г.-Г. Маркес, У. Эко.
Раздел 12. Русская проза в 1950 – 1990
годы
Темы, идейное содержание русской прозы
1950 – 1990 г.

1

28 неделя

1

28 неделя

1

29 неделя

1

29 неделя
1

29 неделя

1
1

30 неделя

2

1

30 неделя

1

30 неделя

2
1

31 неделя

1
1
8

31 неделя
31 неделя

94.

95.

96.

97.

98.

99.

В. П. Некрасов
В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда».
Человек на войне. Испытания душ.
Ю. Бондарев
Ю. Бондарев. «Мальчишки» - золотое
поколение в истории России.
Драматургия 50–90-х годов.
Нравственная проблематика пьес
Вампилова
Нравственная
проблематика
пьес
Вампилова.
Ф. Абрамов
Ф. Абрамов. Судьба деревни в повести
«Поездка в прошлое».

1

Стихи разных лет Ю. В. Трифонов.
Стихи разных лет Ю. В. Трифонов.
«Вечные темы и нравственные проблемы в
повести «Обмен».
Поэзия, развивающаяся в русле
традиций русской классики
Н. Рубцов
Н. Рубцов. Особенности поэтического
творчества Николая Рубцова.

1

32 неделя
1
32 неделя
1
32 неделя
1
33 неделя

33 неделя

2
1
33 неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».