Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю. Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» августа 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2022/2023 Учебный год Шумакова Елена Витальевна Составители Родной (русский) язык Учебная дисциплина 10-11 Класс Среднее общее образование Уровень образования 2 года Срок освоения программы 10 класс – 0,5 часа (17 часов в год) Количество часов по учебному плану 11 класс – 0,5 часа (16,5 часов в год) Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты. Выпускник научится: использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; соблюдать культуру публичной речи; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. Выпускник получит возможность научиться: – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; – проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; – создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; – использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). – Раздел 2. Содержание учебного предмета Тема 1. Язык и культура Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства. Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка. Внешние и внутренние факторы языковых изменений. Лексика. Лексическое значение слова. Пополнение лексического запаса языка. Роль и уместность заимствований. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Практикум. Проект. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре»,«Успешное резюме». Тема 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Практикум. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Практикум. Грамматические (морфологические) нормы. Практикум. Грамматические (синтаксические) нормы. Основные орфографические нормы современного русского литературного языка. Тема 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Текст как единица языка и речи . Текст и его основные признаки. Строение текста. Средства связи предложений в тексте. Типы речи, стили речи. Анализ текстов разной структуры, типовой принадлежности, стилевой принадлежности: анализ публицистического текста, анализ художественного текста. Тематическое планирование 10 класс П/П Название раздела Тема урока Элементы содержание Общие сведения о языке 1. 2. 3. Роль языка в жизни общества Стилистические функции устаревших форм слов Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Обобщающее повторение: орфоэпия, фонетика Количество часов на тему Количество контрольных работ Учебная неделя 2 Отражение активных процессов в русском языке на современном этапе в публицистике. 1 Чтение фрагментов книги. Отражение активных процессов в русском языке на современном этапе в публицистике. Отношение к ним писателя. Отражение проблемы экологии языка в публицистике и художественной литературе. 1 1 неделя 3 2 неделя 1 Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. 1 3 неделя 1 4 неделя 4. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Соблюдение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка 5. Контрольное тематическое тестирование по теме «Фонетика, Орфоэпия» Лексика и фразеология Тест 1 6 5 неделя 6. Повторение по теме «Лексика» Лексические особенности в рассказе. Роль лексики разговорного стиля речи в художественных текстах. 1 6 неделя 7. Сферы употребления русской лексики Основные виды речевого общения (устное и письменное, диалогическое и монологическое). Диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. 1 7 неделя 8. Исконно русская и заимствованная лексика Русская фразеология Лексические особенности в рассказе. 1 8 неделя Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения 1 9 неделя 10. Словари русского языка Употребление языковых средств в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. 1 10 неделя 11. РР. Сочинение-рассуждение по проблеме текста Морфемика и словообразование Написание сочинения-рассуждения 1 11 неделя 12. Морфемика и словообразование. Способы словообразования Синонимические ресурсы русского языка в речевой практике. Роль синонимов в речи. 1 12 неделя 13. Выразительные словообразовательные средства Определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении 1 13 неделя 9. 2 Морфология и орфография 4 14. Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Повторение морфологических признаков частей речи. 1 14 неделя 15. Трудные вопросы правописания –н- и – нн- в суффиксах Выполнение упражнений. 1 15 неделя 16. Правописание не и ни с разными частями речи Выполнение упражнений. Речевой этикет. 17 1 16 неделя 1 17 неделя Тематическое планирование 11 класс П/П Название раздела Тема урока Язык и культура (5 часов) 1. Язык и речь. Язык и художественная литература 2. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания 3. Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь») 4. Н. Помяловский о разнообразии языка. Культура речи (13 часов) 5. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. 6. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии Элементы содержание Количество часов на тему Количество контрольных работ Отражение активных процессов в русском языке на современном этапе в публицистике. Чтение фрагментов книги. Отражение активных процессов в русском языке на современном этапе в публицистике. Отношение к ним писателя. Отражение проблемы экологии языка в публицистике и художественной литературе. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. 1 Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. 1 4 неделя Соблюдение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка Тест 1 5 неделя 1 неделя 2 неделя 1 1 1 Учебная неделя 1 1 3 неделя 6 неделя 7. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. 8. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Соблюдение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка Лексические особенности в рассказе. Роль лексики разговорного стиля речи в художественных текстах. 1 7 неделя 1 8 неделя Основные виды речевого общения (устное и письменное, диалогическое и монологическое). Диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Лексические особенности в рассказе. 1 9 неделя 1 10 неделя Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» Контрольная работа в форме теста по теме Тест «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» Анализ контрольной работы Анализ речевых высказываний с точки зрения их соответствия виду и ситуации общения, успешности в достижении прогнозируемого результата, анализ причин коммуникативных неудач, предупреждение их возникновения Морфологические нормы как выбор Написание сочинения-рассуждения вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы Употребление языковых средств в употребления сложносоставных слов. соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Синтаксические нормы как выбор Синонимические ресурсы русского языка в вариантов поречевой практике. Роль синонимов в речи. строения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Определять контекстуальное значение слов и Цитирование. фраз, используемых в художественном произведении 1 1 11 неделя 1 12 неделя 1 13 неделя 1 14 неделя 1 15 неделя 1 16 неделя 17. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи Контрольная работа в форме теста по теме Тест «Грамматические нормы русского языка» 1 1 17 неделя