Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022 г. УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю. Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» августа 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год 2022/2023 Составители Кичка Ирина Владимировна Учебная дисциплина Биология Класс 10-11 Уровень образования Среднее общее образование Срок освоения программы 2 года Количество часов по учебному плану 10 класс – 1 час (34 часа в год) 11 класс – 1 час (33 часа в год) Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству): российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты. В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: – раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей; – понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений; – понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера; – использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы; – формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез; – сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; – обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; – приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот); – распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток; – распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам; – описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; – объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию; – классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); – объяснять причины наследственных заболеваний; – выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость; – выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов; – составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания); – приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды; – оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач; – представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; – оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни; – объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека; – объяснять последствия влияния мутагенов; – объяснять возможные причины наследственных заболеваний. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости; – характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности; – сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз); – решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; – решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов); – решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику; – устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности; – оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ. Раздел 2. Содержание учебного предмета Биология как комплекс наук о живой природе Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии. Структурные и функциональные основы жизни Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки. Организм Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность. Теория эволюции Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Развитие жизни на Земле Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство. Организмы и окружающая среда Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития. Перспективы развития биологических наук. Тематическое планирование 10 класс № Название раздела Тема урока Элементы содержания БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Методы познания живой природы. Этапы познания. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в 1 Методы биологии. формировании естественнонаучной картины мира. Отличительные признаки живой природы. Основные уровни организации живой природы. Свойства живого. Дискретность и целостность. Сущность жизни и свойства живого. Наследственность и изменчивость. Открытость. 2 Уровни организации жизни. Ритмичность. Адаптация. Метаболизм. Саморегуляция. Размножение. Раздражимость и движение. Биологические системы. Проблемы человечества, зависящие от уровня Биология как наука 3 биологических знаний. КЛЕТКА Клетки эукариот и прокариот. Вирусы. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Этапы создания История изучения клетки. Клеточная клеточной теории. Роль клеточной теории в 4 теория. становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Вода, особенности Химический состав клетки. строения и свойства. Роль неорганических веществ 5 Неорганические вещества. в жизни клетки и организма человека. Жиры. Классификация жиров. Углеводы. Органические вещества. Липиды и Классификация углеводов. Роль липидов, липоидов 6 углеводы. в клетке. Роль углеводов в клетке. Белки. Пространственная структура. Роль белков в Органические вещества. Белки. клетке. Специфичность белковых молекул. 7 Практическое использование денатурации. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Открытие Органические вещества. Нуклеиновые Иоганном Фридрихом Мишером нуклеиновых 8 кислоты. кислот. Описание структуры ДНК Уотсоном и Количество Количество лабораторных/ Учебная часов контрольных неделя по теме работ 3 0 1-3 недели 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 11 1 4-14 недели 1 4 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 8 неделя № Название раздела Тема урока 9 Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы. 10 Клеточное ядро. Хромосомы. 11 Прокариотическая клетка. 12 Реализация наследственной информации в клетке. 13 Неклеточные формы жизни. Вирусы. Тестовая контрольная работа 14 ОРГАНИЗМ 15 Многообразие организмов. 16 Обмен веществ и энергии. 17 Пластический обмен. Фотосинтез. 18 Деление клетки. Митоз. 19 Размножение бесполое и половое. Элементы содержания Криком, Чаргаффом. ДНК - носитель наследственной информации. Виды РНК. Органоиды клетки эукариот. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Пиноцитоз и фагоцитоз. Механизм и особенности. Клеточное ядро. Хромосомы. Строение и функции. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Органоиды прокариотической клетки. Доядерные клетки (прокариоты). Разнообразие прокариот. Форма клеток бактерий. Распространение и значение бактерий в природе. ДНК - носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белка. Принцип комплементарности. Строение вируса. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Тестовая контрольная работа Организм - единое целое. Многообразие организмов. Организм - открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена. Локализация реакций энергетического обмена. Эффективность энергетического процесса аэробов. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Источники энергии реакций световой и темновой фаз. Типы питания. Особенности обмена веществ у животных, растений, бактерий. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение. Размножение Половое размножение Бесполое размножение Типы бесполого размножения. Количество Количество лабораторных/ Учебная часов контрольных неделя по теме работ 1 9 неделя 1 10 неделя 1 11 неделя 1 12 неделя 1 13 неделя 1 20 1 0 14 неделя 15-30 недели 1 15 неделя 1 16 неделя 1 17 неделя 1 18 неделя 1 19 неделя № Название раздела Тема урока 20 Образование половых клеток. Мейоз. 21 Оплодотворение. 22 Индивидуальное развитие организмов. 23 Онтогенез человека. 24 Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. 25 Моногибридное скрещивание. Элементы содержания Строение половых Клеток. Значение гаметогенеза. Фазы первого и второго мейотического деления. Биологическое значение оплодотворения. Оплодотворение наружное и внутреннее. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Прямое и непрямое развитие. Причины нарушения развития организмов. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Мендель основоположник генетики. Наследственность, изменчивость. Статистический характер законов Г.Менделя. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы генетических законов. Дигибридное скрещивание. Условия проявления закона независимого наследования. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. Нарушения 27 Сцепленное наследование. сцепления. Генетические карты. Современные представления о гене и геноме. Современные представления о гене и Генотип - система взаимодействующих генов. 28 геноме. Взаимодействие генов и их множественное действие. Половые хромосомы. Наследование заболеваний, Генетика пола. 29 сцепленных с полом. Комбинативная и мутационная изменчивость. Изменчивость наследственная и Мутации. Типы мутаций. Значение генетики для 30 ненаследственная. медицины, селекции. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. БИОТЕХНОЛОГИЯ Селекция: основные методы и Основные методы селекции. Достижения и 31 достижения. направления современной селекции. 26 Дигибридное скрещивание. Количество Количество лабораторных/ Учебная часов контрольных неделя по теме работ 1 20 неделя 1 21 неделя 1 22 неделя 1 23 неделя 1 24 неделя 1 25 неделя 1 26 неделя 1 27 неделя 1 28 неделя 1 29 неделя 1 30 неделя 4 1 0 31-35 недели 31 неделя № Название раздела Тема урока 32 Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений. 33 34 Биотехнология: достижения и перспективы развития. Элементы содержания Достижения и направления современной селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Проблемы генной инженерии. Использование трансгенных (ГМ) организмов. Эксперименты по клонированию животных и растений. Этические аспекты развития исследований в биотехнологии (клонирование человека). Количество Количество лабораторных/ Учебная часов контрольных неделя по теме работ 1 32 неделя 2 33-34 неделя Тематическое планирование 11 класс № Название раздела Тема урока 1 Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работы К.Линнея. 2 Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Значение учения Ж.Б. Ламарка. Элементы содержания ВИД Факты История эволюционных идей. Введение термина «эволюция» Ш.Бонне. Представления о сущности жизни и ее развитии (Конфуций, Диоген, Фалес, Анаксагор, Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Аристотель); господство идеалистических идей. Закономерности «Система природы» К.Линнея. Критика теории Ж.Б.Ламарка его современниками. Законы «Упражнение и неупражнение органов» и «Наследование благоприятных признаков». Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Количество Количество лабораторных/ часов контрольных по теме работ 21 1 Учебная неделя 1-21 недели 1 1 неделя 1 2 неделя № Название раздела Тема урока 3 Предпосылки развития теории Ч.Дарвина. 4 Эволюционная теория Ч.Дарвина. 5 Вид. Критерии и структура. 6 Популяция - структурная единица вида и эволюции. 7 Факторы эволюции. 8 Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. 9 Синтетическая теория эволюции. 10 Адаптации организмов к условиям обитания. 11 Видообразование. 12 Сохранение многообразия видов. 13 Доказательства эволюции органического мира. Элементы содержания Эволюционная палеонтология. Определенная изменчивость. Неопределенная изменчивость. Естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Искусственный отбор. Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Эволюционные изменения в популяциях. Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Эволюционные изменения в популяциях: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция. Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Направленный эволюционный процесс закрепления определенных изменений. Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Адаптация как результат эволюции. Виды адаптации. Видообразование - результат эволюции. Сохранение многообразия видов - условие устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Ответственное отношение людей к живой природе - важнейшее условие сохранения многообразия видов. Прямые и косвенные доказательства эволюции. Закон К.Бэра о сходстве зародышей и эмбриональной Количество Количество лабораторных/ часов контрольных по теме работ Учебная неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 8 неделя 1 9 неделя 1 10 неделя 1 11 неделя 1 12 неделя 1 13 неделя № Название раздела Тема урока 14 Эволюционная теория. 15 Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. 16 Современные представления о возникновении жизни. 17 Развитие жизни на Земле. 18 Гипотезы происхождения человека. 19 Положение человека в системе животного мира. 20 Эволюция человека. 21 Человеческие расы. Элементы содержания дивергенции признаков. Биогенетический закон Мюллера и Геккеля. Тестовая работа. Происхождение жизни на Земли - вечная и глобальная научная проблема. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Абиогенез. Биогенез. Коацерваты. Теории абиогенеза и биогенеза, биохимической эволюции. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Проблема антропогенеза - сложнейшая естественнонаучная и философская проблема. Гипотезы происхождения человека. Современная теория антропогенеза. Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства животного происхождения человека. Сравнительно-анатомические доказательства родства человека с млекопитающими. Сравнительно эмбриологические доказательства животного происхождения человека. Человек - биосоциальное существо. Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомофизиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции людей. Принадлежность всего человечества к одному виду – «Человек разумный». Расы - крупные систематические подразделения внутри вида «Человек разумный». Количество Количество лабораторных/ часов контрольных по теме работ 1 1 Учебная неделя 14 неделя 1 15 неделя 1 16 неделя 1 17 неделя 1 18 неделя 1 19 неделя 1 20 неделя 1 21 неделя № Название раздела Тема урока Элементы содержания Количество Количество лабораторных/ часов контрольных по теме работ Учебная неделя Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма. ЭКОСИСТЕМЫ 22 Организм и среда. Экологические факторы. 23 Абиотические факторы среды. 24 Биотические факторы среды. 25 Структура экосистем. 26 Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. 27 Причины устойчивости и смены экосистем 28 Влияние человека на экосистемы. 29 Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы 30 Роль живых организмов в биосфере. 31 Биосфера и человек. Экосистема - функциональная единица биосферы. Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы - определенные компоненты среды, способные влиять на живые организмы. Приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов. Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз. Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая. Пищевые связи – регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления тока вещества в пищевой сети. Экосистема - динамическая структура. Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем. Экологические нарушения, вызванные необдуманным вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества - агроэкосистемы. Биосфера - глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение живого вещества в биосфере. Биомасса. Круговорот веществ - обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере. Антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие экологический кризис. 12 0 22 – 35 недели 1 22 неделя 1 23 неделя 1 24 неделя 1 25 неделя 1 26 неделя 1 27 неделя 1 28 неделя 1 29 неделя 1 30 неделя 1 31 неделя № Название раздела Тема урока 32 Основные экологические проблемы современности, пути их решения. 33 Роль биологии в будущем. Элементы содержания Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, смог, озоновые дыры, перерасход воды, просадка грунта, эрозия почв. Пути решения экологических проблем. Рост населения планеты и процессы, сопровождающие скорость роста населения. Рост потребностей людей и глобальная экологическая нестабильность. Экологические проблемы России. Сфера жизни человека как фактор здоровья. Количество Количество лабораторных/ часов контрольных по теме работ Учебная неделя 1 32 неделя 1 33 неделя