РП Развитие речи 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ №95/2
от «31» августа 2022г.

ПРИНЯТО:
Педагогический совет
Председатель педагогического совета
Протокол № 1
от «30» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2021/2022
ШМО НОО МБОУ СОШ №49
Развитие речи
1-4 класс
Начальное общее образование
4 года
1час в неделю/ 33 часов в год

ПОЯСНИТЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Развитие речи» для 1 классов разработана на основе
авторского учебно-методического пособия курса Т. Н. Соколовой, Школа развития речи: Курс «Речь» 1-4 класс. – М.:
Издательство РОСТ,2012.
Программа
имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как
увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов. Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность:
использование произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование
произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению. Занятия направлены на активизацию
мыслительной деятельности учащихся. Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.
На изучение курса в 1 классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю),
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков каксобственных, так и окружающих людей(на уровне,
соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражениямыслей и чувств; внимание к мелодичности
народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса кизучению курса развития речи;
– уметь чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться ксовершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.
Метапредметные результаты:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебныхзаданий,используясправочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,сравнение, классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
Предметные результаты:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от наборапредложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в текстеопорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов.
уметь:
- уместно использовать изученные средства общения в устных
высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить,

приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора
предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте
опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
Учащиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
соответствии с этими критериями
Содержание курса «Развития речи»(33ч)
№ п/п
1

Наименование тем
Речь

Кол-во
часов
2ч

Содержание тема
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска
голоса,громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться
дыханием впроцессе речи. Умение выразительно читать небольшой
текст по образцу,данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

2

Слово

15ч

3

Текст

12ч

4

Культура общения

5ч

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные
имногозначные слова. Слова – «родственники». Слова –
«родственники» и слова –«друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по
значению
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов,
подобрать кданному слову слова – «родственники», установить
общность их значения наоснове элементарного
словообразовательного анализа. Установить общность
написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на
основесловообразовательного анализа). Умение определить
лексическое значениемногозначного слова по предметным картинкам,
контексту.Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать
синонимы,антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и
слов счастичным графическим или звуковым сходством.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от
отдельныхпредложений, не объединенных общей темой. Вычленение
опорных слов в тексте.
Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста,
составлениеплана. Типы текста. Коллективное составление текстов по
заданной теме,сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам.
Творческое дополнениеготового текста. Восстановление
деформированного текста.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности,
извинения.
Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия,
прощания,извинения, благодарности в собственной речевой практике
с учетом конкретнойситуации общения.

Тематическое планирование
№п/п

№ урока в
разделе

1
2

1.1
1.2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15

18-19
20
21-22

3.1- 3.2
3.3
3.4- 3.5

23-24
25
26

4.1- 4.2
4.3
4.4

Тема раздела и урока
1.Речь
Речь
Тише, громче.
2.Слово
Слова, слова, слова.
Озорные буквы.
Слова играют в прятки.
Слово и его значение.
Прямое и переносное значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
Тематические группы слов.
Наш цветной мир.
Что на что похоже
Голоса природы.
Проверочная работа.
Загадки.
3.Культура общения
Культура речи. Вежливые слова.
Пословицы.
Учимся рассуждать.
4.Текст
Заглавие текста.
Тема текста.
Повторение пройденного по разделу «Текст»

Кол-во
часов
2ч
1
1
15ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5ч
2
1
2
12ч
2
1
1

27-28
29-30
31-32
33
34

4.5
4.6- 4.7
4.8- 4.9
4.10
Резерв

Опорные слова.
Мы строим текст.
План текста.
Проверочная работа.

2
2
2
1
1
Итого 34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».