РП Изобразительное искусство 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/1
от «31» августа 2022г.

ПРИНЯТО:
Педагогический совет
Председатель педагогического совета
Протокол № 1
от «30» августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
ШМО НОО МБОУ СОШ №49
Изобразительное искусство
1 класс
Начальное общее образование
4 года
1ч. в неделю 33часа в год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного
мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого
потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и
произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и
скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы,
восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной
школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них
содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный
обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами
практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей
действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.
Практическая художественно-творческаядеятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства
художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения
художественно-творческих задач.
Примерная рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—10 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с
учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в
художественной деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство»
входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система
тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение
содержания всех модулей в 1—4 классах обязательно.
При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного
плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и
метапредметных результатов обучения.
Общее число часов, отведённых на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство», — 135 ч (один час в неделю в каждом классе).
1 класс — 33 ч, 2 класс — 34 ч, 3 класс — 34 ч, 4 класс — 34 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре примерной программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным
традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в
личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся
к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию
другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе
духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной,
чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту
самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном
и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в
стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются
при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование
эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания
реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по
программе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного
искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские
книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;

осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на
основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и
корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному
государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.

Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в
рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).

Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.

Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры,
сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя
с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.

Модуль «Архитектура»
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и
составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.

Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.

Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а
также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт
восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.

Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
1 КЛАСС (33 ч)
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка ви дения целостности. Цельная форма и её части.

Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.

Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов
действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии
симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору
учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания
деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М. А.
Врубеля и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из
личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.

Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

Тематическое планирование 1 класс
№
п/
п

Наименование разделов и тем программы

Виды деятельности

1.1.

Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия
произведений детского творчества и формирование
зрительских умений.

1

0

Наблюдать, рассматривать,
анализировать детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета,
настроения;

Практическая работа;

1.2.

Первые представления о композиции: на уровне образного
восприятия. Представление о различных художественных
материалах.

0.5

0

Объяснять расположение изображения
на листе и выбор вертикального или
горизонтальногоформата;
Объяснять, какими художественными
материалами (карандашами, мелками,
красками и т.д.) сделан рисунок;

Практическая работа;

1.3.

Обсуждение содержания рисунка.

0.5

0

Наблюдать, рассматривать,
анализировать детские рисунки с
позиций их содержания и сюжета,
настроения;

Практическая работа;

Виды, формы
контроля

всего Контрольные
работы

Итого по модулю 1

2

2.1.

Линейный рисунок.

0.25

0

Осваивать навыки работы графическими
материалами;
Наблюдать и анализировать характер
линий в природе;
Создавать линейный рисунок—
упражнение на разный характер линий;

Практическая работа;

2.2.

Разные виды линий.

0.25

0

Осваивать навыки работы графическими
материалами;
Наблюдать и анализировать характер
линий в природе;
Создавать линейный рисунок—
упражнение на разный характер линий;

Практическая работа;

2.3.

Линии в природе. Ветки (по фотографиям): тонкие, толстые,
порывистые, угловатые, плавные и др.

0.25

0

Осваивать навыки работы графическими
материалами;
Наблюдать и анализировать характер
линий в природе;
Создавать линейный рисунок—
упражнение на разный характер линий;

Практическая работа;

2.4.

Графические материалы и их особенности. Приёмы рисования 0.25
линией.

0

Осваивать навыки работы графическими
материалами;
Наблюдать и анализировать характер
линий в природе;
Создавать линейный рисунок—
упражнение на разный характер линий;

Практическая работа;

2.5.

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы
(треугольный, круглый, овальный, длинный).

1

0
1

Рассматривать и обсуждать характер
формы листа;
Осваивать последовательность
выполнения рисунка;
Приобретать опыт обобщения видимой
формы предмета;

Практическая работа;

2.6.

Последовательность рисунка.

0.25

0
0.25

Осваивать последовательность
выполнения рисунка;
Приобретать опыт обобщения видимой
формы предмета;

Практическая работа;

2.7.

Первичные навыки определения пропорций и понимания их
значения. От одного пятна-«тела», меняя пропорции «лап» и
«шеи», получаем рисунки разных животных.

0.75

0
0.75

Анализировать и сравнивать соотношение Практическая работа;
частей, составляющих одно целое,
рассматривать изображения животных с
контрастными пропорциями;
Приобретать опыт внимательного
аналитического наблюдения;
Развивать навыки рисования по
представлению и воображению;

2.8.

Линейный тематический рисунок (линия-рассказчица) на
сюжет стихотворения или сюжет из жизни детей(игры во
дворе, в походе и др.) с простым и весёлым
повествовательным сюжетом.

1

0
1

Развиватьнавыкирисованияпопредставле
ниюивоображению;
Выполнить линейный рисунок на темы
стихов С.Я. Маршака, А. Л. Барто, Д.
Хармса, С. В.Михалкова и др. (по выбору
учителя) с простым, весёлым, озорным

Практическая работа;

развитием сюжета;

2.9.

Пятно-силуэт. Превращение случайного пятна в
изображение зверушки или фантастического зверя. Развитие
образного видения и способности целостного, обобщённого
видения. Пятно как основа графического изображения.

0.75

0
0.75

Использовать графическое пятно как
основу изобразительного образа;
Соотносить форму пятна с опытом
зрительных впечатлений;

Практическая работа;

2.10.

Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

0.25

0
0.25

Приобрести знания о пятне и линии как
основе изображения на плоскости;

Практическая работа;

2.11.

Навыки работы на уроке с жидкой краской и кистью, уход за
своим рабочим местом.

0.5

0
0.5

Учиться работать на уроке с жидкой
краской;Создаватьизображениянаоснове
пятнапутёмдобавления к нему деталей,
подсказанныхвоображением;

Практическая работа;

2.12.

Рассмотрение и анализ средств выражения—пятна и линии—в 0.5
иллюстрациях художников к детским книгам.

0
0.5

Приобрести новый опыт
Практическая работа;
наблюдения окружающей
реальности;
Рассматривать и анализировать
иллюстрации известных художников
детских книг с позиций освоенных знаний
о пятне, линии, пропорциях;

Итого по модулю 2

6

Цвет как одно из главных средств выражения в
изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в
условиях урока.

1

0
1

Осваивать навыки работы гуашью в
условиях школьного урока;

Практическая работа;

3.2. Три основных цвета. Ассоциативные представления,
связанные с каждым из цветов. Навыки смешения красок и
получения нового цвета.

1

0

Осваивать навыки работы гуашью в
условиях школьного урока;
Знать три основных цвета;
Обсуждать ассоциативные
представления, связанные с каждым
цветом; Экспериментировать,
исследовать возможности смешения
красок, наложения цвета на цвет,
размывания цвета в процессе работы над

Практическая работа;

3.1.

разноцветным ковриком;

3.3. Эмоциональная выразительность цвета.

0.5

0

Осознавать эмоциональное звучание
цвета, то,что разный цвет «рассказывает»
о разном настроении—весёлом,
задумчивом, грустном и др.;
Объяснять, как разное настроение
героев передано художником в
иллюстрациях;

Практическая работа;

3.4. Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

0.5

0

Объяснять, как разное настроение
героев передано художником в
иллюстрациях; Выполнить красками
рисунок с весёлым или грустным
настроением;

Практическая работа;

3.5. Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по
представлению и восприятию разных по цвету и формам
цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков
наблюдения.

1

0

Выполнить гуашью рисунок цветка или
цветов на основе демонстрируемых
фотографий или по представлению;
Развивать навыки аналитического
рассматривания разной формы и строения
цветов;

Практическая работа;

3.6. Тематическая композиция «Времена года». Контрастные
цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике
аппликации или в смешанной технике.

1

0

Выполнить
изображения
разных
времён года; Рассуждать и объяснять,
какого цвета каждое время года и
почему, как догадаться по цвету
изображений, какое это время года;

Практическая работа;

3.7. Техника монотипии. Представления о симметрии.
Развитие ассоциативного воображения.

1

0

Иметь представления о свойствах
печатной техники;
Осваивать технику монотипии для
развития живописных умений и
воображения; Осваивать свойства
симметрии;

Практическая работа;

Итого по модулю 3

6

4.1. Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином;
дощечка, стек, тряпочка.

0.5

0

Наблюдать, воспринимать
выразительные образные объёмы в
природе: на что похожи формы
облаков, камней, коряг, картофелин и
др. (в классе на основе фотографий);
Осваивать первичные навыки лепки—
изображения в объёме;

Практическая работа;

4.2. Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика,
0.5
зайчика и т.д.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания,
скручивания.

0

Лепить из целого куска пластилина
мелких зверушек путём вытягивания,
вдавливания;

Практическая работа;

4.3. Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами
1
надрезания, закручивания, складывания в работе над объёмной
аппликацией.

0

Осваивать навыки объёмной
аппликации (например,
изображение птицы — хвост,
хохолок, крылья на основе простых
приёмов работы с бумагой);

Практическая работа;

4.4. Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных
народных художественных промыслов (дымковская,
каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом
местных промыслов).

1

0

Рассматривать и характеризовать
глиняные игрушки известных
народных художественных
промыслов;
Анализировать строение формы,
частей и пропорций игрушки
выбранного промысла; Осваивать
этапы лепки формы игрушки и её
частей;
Выполнить лепку игрушки по
мотивам выбранного
народного промысла;

Практическая работа;

4.5. Объёмная аппликация из бумаги и картона.

1

0

Осваивать приёмы создания
объёмных изображений из
бумаги;
Приобретать опыт коллективной
работы по созданию в технике
аппликации панно из работ учащихся;

Практическая работа;

Итого по модулю 4

4

5.1. Узоры в природе.

0.5

0

Рассматривать и эстетически
характеризовать различные примеры
узоров в природе (на основе
фотографий);

Практическая работа;

5.2. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока
на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое
восприятие объектов действительности. Ассоциативное
сопоставление с орнаментами в предметах декоративноприкладного искусства.

0.5

0

Приводить примеры и делать
ассоциативные сопоставления с
орнаментами в предметах
декоративно-прикладного
искусства;

Практическая работа;

5.3. Представления о симметрии и наблюдение её в природе.
Последовательное ведение работы над изображением бабочки
по представлению, использование линии симметрии при
составлении узора крыльев.

1

0

Выполнить рисунок бабочки, украсив
узорами её крылья;
Приобретать опыт использования
правил симметрии при
выполнении рисунка;

Практическая работа;

5.4. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их
видов. Орнаменты геометрические и растительные.

0.5

0

Определять в предложенных
орнаментах мотивы изображения:
растительные, геометрические,
анималистические;
Рассматривать орнаменты в круге,
полосе, квадрате в соответствии с
оформляемой предметной
поверхностью;

Практическая работа;

5.5. Декоративная композиция в круге или полосе.

0.5

0

Выполнить гуашью творческое
орнаментальное стилизованное
изображение цветка, птицы и др.(по
выбору) в круге или в квадрате (без
раппорта);

Практическая работа;

5.6. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее
известных
народных
художественных
промыслов.
Дымковская, каргопольская игрушка или по выбору
учителя с учётом местных промыслов.

1

0

Рассматривать и характеризовать
Практическая работа;
орнамент, украшающий игрушку
выбранного промысла; Выполнить
на бумаге красками рисунок
орнамента выбранной игрушки;
Выполнить рисунок игрушки
выбранного художественного промысла
или, предварительно покрыв
вылепленную игрушку белилами,

нанести орнаменты на свою игрушку,
сделанную по мотивам народного
промысла;

5.7. Оригами—создание игрушки для новогодней ёлки.
Приёмы складывания бумаги.

1

0

Осваивать технику оригами,
сложение несложных фигурок;

Практическая работа;

5.8. Форма и украшение бытовых предметов.

0.5

0

Узнавать о работе художника по
изготовлению бытовых вещей;

Практическая работа;

5.9. Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.

0.5

0

Осваивать навыки работы с бумагой,
ножницами, клеем, подручными
материалами;

Практическая работа;

Итого по модулю 5

6

6.1. Наблюдение разнообразия архитектурных построек в
окружающем мире по фотографиям, обсуждение их
особенностей и составных частей зданий.

1

0

Рассматривать и сравнивать
различные здания в окружающем
мире (по фотографиям);
Анализировать и характеризовать
особенности и составные части
рассматриваемых зданий;

Практическая работа;

6.2. Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание
объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами
склеивания деталей, надрезания, вырезания деталей,
использование приёмов симметрии.

1

0

Выполнить рисунок придуманного
дома на основе полученных
впечатлений (техника работы может
быть любой, например, с помощью
мелких печаток);
Осваивать приёмы складывания
объёмных простых геометрических
тел из бумаги (параллелепипед, конус,
пирамида) в качестве основы для
домиков;
Осваивать приёмы склеивания деталей,
симметричного надрезания, вырезания
деталей и др., чтобы получились
крыши, окна, двери, лестницы для

Практическая работа;

бумажных домиков;

0

Макетировать в игровой форме
пространство сказочного городка
(или построить городок в виде
объёмной аппликации);

Практическая работа;

0.5

0

Наблюдать, разглядывать,
анализировать детские работы с
позиций их содержания и сюжета,
настроения, расположения на листе,
цветового содержания, соответствия
учебной задаче, поставленной
учителем;

Практическая работа;

0.5

0

Приобретать опыт эстетического
наблюдения природы на основе
эмоциональных впечатлений и с
учётом визуальной установки учителя;
Приобретать опыт художественного
наблюдения предметной среды жизни
человека в зависимости от
поставленной аналитической и
эстетической задачи (установки);
Осваивать опыт восприятия и
аналитического наблюдения
архитектурных построек;

Практическая работа;

0

Осваивать опыт восприятия
художественных иллюстраций в
детских книгах в соответствии с

Практическая работа;

6.3. Макетирование (или создание аппликации) пространственной
среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

1

Итого по модулю 6

3

7.1. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение
сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

7.2. Художественное наблюдение окружающего мира (мира
природы) и предметной среды жизни человека в зависимости
от поставленной аналитической и эстетической задачи
наблюдения (установки).

7.3. Рассматривание иллюстраций к детским книгам на основе
1
содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой
темой.

учебной установкой;

7.4. Знакомство с живописной картиной.

0.5

0

Приобретать опыт специально
организованного общения со
станковой картиной;

Практическая работа;

7.5. Обсуждение произведений с ярко выраженным
эмоциональным настроением или со сказочным сюжетом.
Произведения В.М.Васнецова, М.А.Врубеля и других
художников (по выбору учителя).

0.5

0

Приобретать опыт зрительских
умений, включающих необходимые
знания, внимание к позиции автора и
соотнесение с личным жизненным
опытом зрителя;

Практическая работа;

7.6. Художник и зритель. Освоение зрительских умений на
основе получаемых знаний и творческих установок
наблюдения.

1

0

Рассказывать и обсуждать
зрительские впечатления и мысли;

Практическая работа;

7.7. Ассоциации из личного опыта учащихся и оценка
эмоционального содержания произведений.

0.5

0

Приобретать опыт зрительских
умений, включающих необходимые
знания, внимание к позиции автора и
соотнесение с личным жизненным
опытом зрителя;
Рассказывать и обсуждать
зрительские впечатления и мысли;

Практическая работа;

7.8. Произведения И. И. Левитана, А. Г. Венецианова, И. И.
Шишкина, А. А.Пластова, К.Моне, В.Ван Гога и других
художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»

0.5

0

Знать основные произведения
изучаемых художников;

Практическая работа;

Итого по модулю 7

5

8.1. Фотографирование мелких деталей природы,
запечатление на фотографиях ярких зрительных
впечатлений.

0.5

0

Приобретать опыт фотографирования
с целью эстетического и
целенаправленного наблюдения
природы;

Практическая работа;

8.2. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий,
соответствующих изучаемой теме.

0.5

0

Приобретать опыт обсуждения
фотографий с точки зрения цели
сделанного снимка, значимости его
содержания, его композиции;

Практическая работа;

Итого по модулю 8

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕУЧЕБНЫЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧЕНИКА
Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М., Акционерноеобщество«Издательство
«Просвещение»;
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь1 класс.
Учебноепособиедляобщеобразовательныхорганизаций/подред.Б.М.Неменского.–М.:Просвещение,2017
МЕТОДИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫДЛЯУЧИТЕЛЯ
Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1-4 классы:пособие для учителя
/Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Е.А. Коротеева; под ред.Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2020
Е.И.Коротеева,Изобразительноеискусство:учебно-наглядноепособиедляучащихся1-4классовначальнойшколы/Е.И.Коротеева.М.:Просвещение,2020
Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподаванияуроков ИЗО в 1-4 классах по программе
Б.М.Неменского/ сост. А.Г.Александрова, Н.В.Капустина.-Волгоград:Учитель,2019.61с.
Изобразительноеискусство.1-4классы:упражнения,задания,тесты/авт.-сост.О.В.Свиридова.-Волгоград:Учитель,2019.74с.:ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».