Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» августа 2022г. ПРИНЯТО: Педагогический совет Председатель педагогического совета Протокол № 1 от «30» мая 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 ШМО НОО МБОУ СОШ №49 Физическая культура 1 класс Начальное общее образование 4 года 2ч. в неделю 66 часов в год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации. В программе нашли своё отражение объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества, условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей, учителей и методистов на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик и технологий. Программа позволяет применять дифференцированный подход к организации занятий детей с учетом состояния здоровья. Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в онтогенезе детей младшего школьного возраста. Оно активно воздействует на развитие их физической, психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное вовлечение младших школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Целью образования по физической культуре в начальной школе является укрепление и сохранение здоровья школьников, развитие физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной направленности и формирование у обучающихся основ здорового образа жизни. Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в формировании у младших школьников необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и физической подготовленностью. Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной коллективной деятельности. Методологической основой структуры и содержания программы по физической культуре для начального общего образования является личностно-деятельностный подход, ориентирующий педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится возможным благодаря освоению младшими школьниками двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура». Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета. В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки школьников к выполнению комплекса ГТО в структуру программы в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит удовлетворить интересы учащихся в занятиях спортом и активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания. Содержание модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» обеспечивается Примерными программами по видам спорта, которые рекомендуются Министерством просвещения РФ для занятий физической культурой и могут использоваться образовательными организациями исходя из интересов учащихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы, квалификации педагогического состава. Помимо Примерных программ, рекомендуемых Министерством просвещения РФ, образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных традициях региона и школы. Содержание программы изложено по годам обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование». Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты представлены в программе за весь период обучения в начальной школе; метапредметные и предметные результаты — за каждый год обучения. Результативность освоения учебного предмета учащимися достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового педагогического опыта. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1 КЛАСС Знания о физической культуре. Понятие «физическая культура» как занятия физическими упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей. Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и правила его составления и соблюдения. Физическое совершенствование. Оздоровительная физическая культура. Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки. Спортивно-оздоровительная физическая культура. Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе. Гимнастика с основами акробатики. Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте; повороты направо и налево; передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью. Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом; упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой; стилизованные гимнастические прыжки. Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на спине и животе; подъём ног из положения лёжа на животе; сгибание рук в положении упор лёжа; прыжки в группировке, толчком двумя ногами; прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами. Лыжная подготовка. Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника. Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на лыжах скользящим шагом (без палок). Лёгкая атлетика. Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега. Подвижные и спортивные игры. Считалки для самостоятельной организации подвижных игр. Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе: становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека; формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий; проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах; уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности; стремление к формированию культуры укрепления и сохранения здоровья, развитию физических качеств и освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладной направленности, формированию основ и соблюдения правил здорового образа жизни; проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты отражают достижения учащихся в овладении познавательными, коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями, умения их использовать в практической деятельности. Метапредметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения. По окончании первого года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных; устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из современных видов спорта; сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные признаки; выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений; коммуникативные УУД: воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения; высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья; управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к замечаниям других учащихся и учителя; обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей; регулятивные УУД: выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и коррекции осанки; выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических качеств; проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности. По окончании второго года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их отличительные признаки; понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья; выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение; обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки; вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить процедуры их измерения; коммуникативные УУД: объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её положительного влияния на организм школьников (в пределах изученного); исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях; делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической подготовленности; регулятивные УУД: соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их учебного содержания, находить в них различия (легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки, занятия лыжной и плавательной подготовкой); выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями учителя; взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим учащимся; контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок. По окончании третьего года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях; объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях физической культурой; понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок; обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению нарушения осанки; вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по учебным четвертям (триместрам); коммуникативные УУД: организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и норм этического поведения; правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время совместного выполнения учебных заданий; активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта; делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой; регулятивные УУД: контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с заданными образцами; взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр; оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение. По окончанию четвёртого года обучения учащиеся научатся: познавательные УУД: сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и отличительные особенности; выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов, приводить примеры физических упражнений по их устранению; объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости; коммуникативные УУД: взаимодействовать с учителем и учащимися, воспроизводить ранее изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога; использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и учащимися, применять термины при обучении новым физическим упражнениям, развитии физических качеств; оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой; регулятивные УУД: выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при выполнении учебных заданий; самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению нормативных требований комплекса ГТО. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты отражают достижения учащихся в овладении основами содержания учебного предмета «Физическая культура»: системой знаний, способами самостоятельной деятельности, физическими упражнениями и техническими действиями из базовых видов спорта. Предметные результаты формируются на протяжении каждого года обучения. 1 класс К концу обучения в первом классе обучающийся научится: приводить примеры основных дневных дел и их распределение в индивидуальном режиме дня; соблюдать правила поведения на уроках физической культурой, приводить примеры подбора одежды для самостоятельных занятий; выполнять упражнения утренней зарядки и физкультминуток; анализировать причины нарушения осанки и демонстрировать упражнения по профилактике её нарушения; демонстрировать построение и перестроение из одной шеренги в две и в колонну по одному; выполнять ходьбу и бег с равномерной и изменяющейся скоростью передвижения; демонстрировать передвижения стилизованным гимнастическим шагом и бегом, прыжки на месте с поворотами в разные стороны и в длину толчком двумя ногами; передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом (без палок); играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью. Тематическое планирование 1 класс № п/п 1 Название раздела Тема урока Элементы содержание Вводный инструктаж по ТБ и ПБ Знать правила поведения и технику безопасности на уроках физической культуры. Знать технику выполнения высокого старта и финиша. Уметь выполнять высокий старт с последующим ускорением. Знать технику выполнения высокого старта и финиша. Уметь выполнять высокий старт с последующим ускорением. Специально беговые упражнения 1 1 неделя 1 1 неделя 1 2 неделя ОРУ в движений. Повторение упражнения высокий старт. Бег 30 метров без учета времени. Знать правила и технику выполнения челночного бега. Иметь представления о жизненно важных способах передвижения человека. Челночный бег 3х10 без учета времени. Освоение техники метания малого мяча. Отработка техники метания. Метание мяча 1 2 неделя 1 3 неделя 1 3 неделя 2 Техника высокого старта 3 Беговые упражнения 4 Бега на 30 м 5 Челночный бега 3 х 10 м. 6 Метания малого мяча на точность Количество часов на тему Количество контрольных работ Учебная неделя 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 с 6 метров в цель. Знать технику выполнения прыжков и Прыжок в длину с места приземления Знание о олимпийских играх. Что такое Олимпийские игры Олимпийские игры? Знать правила подвижной Игра: к своим флажкам игры.Предупреждение травматизма во время занятий физическими упражнениями Освоение техники работы с мячом. Бросок и ловля мяча на месте. Освоение техники броска, ловли мяча. Освоение техники работы с мячом. Освоение техники броска, ловли мяча в Бросок и ловля мяча в движении движении. Отработка техники движения с мячом. Освоение техники ведения мяча, стоя на Ведение мяча на месте месте. Освоение техники ловли и передачи мяча в Ловля и передача мяча в движении движении. Принимать адекватные решения в условиях Ведение мяча в движении игровой деятельности. Отработка умений вести мяч по прямой, Ведение мяча по прямой, змейкой змейкой. Осваивать двигательные действия. Броски в цель Отработка навыков броска мяча. Применять правила техники безопасности Игра: день, ночь на уроках физкультуры во время подвижных игр. Инструктаж по ТБ на уроках Уметь применять правила техники гимнастики безопасности на уроках гимнастики. Знать Построение в шеренгу технику построение. Выполнять упражнения на укрепление Размыкание и смыкание в шеренге и мышц туловища; выполнять комплексы колоне утренней зарядки. Строевые упражнения Выполнять строевые упражнения. Уметь 1 4 неделя 1 4 неделя 1 5 неделя 1 5 неделя 1 6 неделя 1 6 неделя 1 7 неделя 1 7 неделя 1 8 неделя 1 8 неделя 1 9 неделя 1 9 неделя 1 10 неделя 1 10 неделя 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 применять их. Освоение техники группировки во время Перекаты и группировка перекатов. Повторение правила поведения и техника Виды упоров безопасности на уроках гимнастики. Освоение упора лежа, упора присев. Уметь применять правила техники Передвижение по гимнастической безопасности при выполнении стенке гимнастических упражнений. Полоса препятствий Развитие гибкости, скорости, координации. Прохождение полосы препятствий. Уметь применять правила техники безопасности при выполнении Лазанье по гимнастической скамейке акробатических упражнений. Освоение навыков лазанья по гимнастической скамейке. Осваивать умения прыгать со скакалкой. Прыжки со скакалкой Отработка различных техник прыжков на скакалке. Работа с обручем Освоение навыков кручения обруча. Уметь выполнять подвижные игры и эстафеты с бегом. Эстафеты с Эстафеты с обручем использованием обруча. Отработка навыков построения в команды. Комплексы упражнений на развитие Упражнения на равновесие равновесия Закрепление техники держания равновесия. Упражнения с гимнастическими Изучение упражнений с гимнастическими палками палками. Эстафета с гимнастическим Повторение техники выполнения эстафет. инвентарем Отработка навыков построения в команды. Применять правила техники безопасности Игра: вышибалы на уроках подвижных игр. Изучение правил игры вышибалы. Игра по правилам. 1 11 неделя 1 11 неделя 1 12 неделя 1 12 неделя 1 13 неделя 1 13 неделя 1 1 14 неделя 14 неделя 1 15 неделя 1 15 неделя 1 16 неделя 1 16 неделя 33 Игра: ночная охота 34 Инструктаж подготовке по ТБ при лыжной 35 Ступающий шаг на лыжах без палок 36 Ступающий шаг на лыжах без палок 37 Скользящий шаг на лыжах без палок 38 Скользящий шаг на лыжах без палок 39 Повороты переступанием на лыжах без палок 40 Ступающий шаг на лыжах с палками 41 Ступающий шаг на лыжах с палками 42 Поворот переступанием на лыжах с палками 43 Поворот переступанием на лыжах с палками 44 Скользящий шаг на лыжах змейкой Разминка в движении. Применять правила техники безопасности на уроках подвижных игр. Инструктаж по ТБ. Изучение видов лыж и палок. Изучение разновидностей лыжных ходов. Изучение правил переноски лыж под рукой. Правила подбора лыж и палок. Повторение ТБ. Освоение навыков ступающего шага на лыжах без палок; Закрепление навыков ступающего шага на лыжах без палок Освоение и отработка навыков скользящего шага на лыжах без палок. Закрепление навыков скользящего шага на лыжах без палок. Переноска лыж под рукой; ступающий лыжный шаг без палок; скользящий лыжный шаг без палок; поворот, переступание на лыжах без палок Переноска лыж под рукой. Ступающий лыжный шаг с палками. Освоение навыков работы палками. Отработка ступающего шага на лыжах с палками. Освоение навыков работы палками. Ступающий лыжный шаг с палками. Освоение навыков поворота переступанием на лыжах Техника паданием на бок 1 17 неделя 1 17 неделя 1 18 неделя 1 18 неделя 1 19 неделя 1 19 неделя 1 20 неделя 1 20 неделя 1 21 неделя 1 21 неделя 1 22 неделя Переноска лыж под рукой; ступающий лыжный шаг без палок; скользящий лыжный шаг без палок; поворот, 1 22 неделя 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 переступание на лыжах с палками Закрепление навыков езды на лыжах Скользящий шаг на лыжах змейкой змейкой. Закрепление навыков катания на лыжах без Закрепление навыков скользящего шага палок, с палками. Отработка навыков катания на лыжах. Прохождение дистанции 500 м Применение на практике различные лыжные ходы. Прохождение дистанции 1 км Техника подъёма елочкой Скользящий шаг на лыжах с палками Прохождение дистанции 1 км «змейкой»; упражнение в метании на точность Техника броска и ловли. Соблюдение Ловля и броски мяча в парах техники безопасности Применять правила техники безопасности Игра: осада города на уроках подвижных игр. ОРУ с мячом. Отработка навыков владения Индивидуальная работа с мячом мячом. Освоение правил подвижной игры Игра: перестрелка перестрелка. Применять правила техники безопасности на уроках подвижных игр. ОРУ в движении. Отработка точности Бросок мяча в цель броска мяча. ОРУ в движении. Отработка точности Бросок мяча в цель в движении броска мяча. Бросок мяча в цель в движении. Физические упражнениях и их влияние на развитие физических качеств. Повторение Игра: вышибалы правил подвижной игры вышибалы. Отработка навыков игры. Повторение правил проведения эстафет. Повторение правил построения в команды. Эстафеты с мячом Принимать адекватные решения в условиях эстафетной деятельности. 1 23 неделя 1 23 неделя 1 24 неделя 1 1 24 неделя 25 неделя 1 25 неделя 1 26 неделя 1 26 неделя 1 27 неделя 1 27 неделя 1 28 неделя 1 28 неделя 1 29 неделя 58 Игра третий лишний 59 Ходьба и бег с изменением темпа 60 Беговые упражнения 61 Передача эстафетной палочки. 62 6 минутный бег 63 Прыжки в длину с места 64 Прыжки в длину с разбега 65 Метание мяча на дальность 66 Беговые упражнения Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр Формировать потребности к ЗОЖ. Отработка навыков ходьбы, бега с изменением темпа. ОРУ в движении. Отработка навыков высокого старта. Беговые упражнения. Уметь выполнять равномерный бег с изменяющимся интервалом в чередовании с ходьбой. Умение обращаться с эстафетной палочкой. Пробегать в равномерном темпе 6 минут. Выполнять высокий старт с последующим ускорением. Уметь правильно выполнять прыжки в длину с места и правильно приземляться на две ноги Понятие прыжок в длину с разбега. Освоение техники разбега. Освоение техники приземления. Выполнять броски набивного мяча на дальность от груди, из-за головы из исходных положений: сидя и стоя. ОРУ в движений. Закрепление навыков высокого старта. Резкий старт. Бег с ускорением. 1 29 неделя 1 30 неделя 1 30 неделя 1 31 неделя 1 31 неделя 1 32 неделя 1 32 неделя 1 33 неделя 1 33 неделя