Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол №1 от «30» августа 2022г. УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» августа 2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Арбузова Кристина Владимировна Русский язык 5-9 класс Основное общее образование 5лет 6 класс – 4 часа (140 часов год) 1. Пояснительная записка 1.1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они попрежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированные одинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. 1.2.Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: -выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; - организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы; - создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; - координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения; - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; - возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; - гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; - возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком, организация партнерских отношений с родителями. 1.3.Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ТНР 1. Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка с задержкой психического развития обеспечивает развитие личности как единства биологического, психического, социального и духовного. Своеобразие реализации этого принципа при обучении школьников с задержкой психического развития заключается в необходимости наряду с личностным развитием ребенка осуществлять коррекцию выявленных нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы. 2. Принцип связи обучения с жизнью позволяет при планировании и отборе содержания обучения учитывать как положительное, так и отрицательное влияние социума, микросреды, минимизируя при этом негативные последствия такого влияния 3. Сочетание принципов научности и доступности обучения предполагает, с одной стороны, соответствие его содержания современному состоянию соответствующей отрасли научного знания и учет тенденций и перспектив его развития, а с другой стороны – необходимость максимального учета реальных и потенциальных возможностей учащихся с отставанием в развитии. 4. Принцип систематичности и последовательности в обучении школьников с задержкой психического развития требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке, в системе, где каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, а последующее опирается на предыдущее. 5. Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения, помимо общих требований к соблюдению санитарногигиенических норм, обязательному обеспечению дидактических условий обучения, предусматривает выполнение специальных условий обучения. 6. Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения основан на утверждении о том, что эффективность процесса усвоения знаний, умений и навыков зависит от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств человека: слуха, зрения, осязания. Применительно к рассматриваемой категории учащихся этот принцип предполагает применение словесных, наглядных и практических методов как в целях обучения, так и в целях коррекции и развития, построение процесса обучения с опорой на все анализаторы, функции и системы организма, 7. Принцип деятельностного подхода в обучении подчеркивает роль предметнопрактической деятельности в обучении школьников, в процессе которой развиваются восприятие, внимание, память, мышление и речь. 8. Специфика реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся в обучении детей с ЗПР заключается в необходимости целенаправленной работы учителя по развитию общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, группировки, классификации), формированию умений и навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. 9. Принцип оперативного контроля и самоконтроля обеспечивает своевременное получение информации об уровне знаний, умений и навыков, приобретаемые школьниками в процессе обучения, регулирование и корригирование хода самого процесса обучения, проектирование новых целей обучения. 10. Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения школьников, имеющих задержку психического развития, диктует необходимость формирования специфических для данного учебного предмета знаний, умений и навыков в единстве с общеучебными умениями и навыками, такими, как планирование учебной деятельности; умение работать с учебной литературой; умение осуществлять самоконтроль; умение работать в определенном темпе. 11. Принцип педагогического оптимизма, выделяемый в специальном образовании, основан на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей быть включенным в образовательный процесс. 1.4.Коррекционно-развивающие задачи обучения: 1. Развитие познавательной активности детей (принцип доступности учебного материала, эффект «новизны») 2. Расширение общеинтеллектуальных умений 3. Нормализация учебной деятельности (формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки) 4. Развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности 5. Логопедическая коррекция нарушений речи 6. Социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения Основные подходы к обучению детей с задержкой психического развития 1. Личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка 2. Дифференцированный подход предполагает форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Разница этих подходов в том, что дифференцированное обучение учитывает индивидуальные особенности, присущие группам учеников, и предполагает организацию вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; - владение разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; - способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести - самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; - умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; - умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; - способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение различными видами монолога и диалога; - соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; - соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; - способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; -умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; -умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Речь и речевое общение Выпускник научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность Аудирование Выпускник научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). Выпускник получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме. Чтение Выпускник научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Выпускник научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Выпускник научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка Выпускник научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официальноделового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи); • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи); • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официальноделовом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика Выпускник научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические строки • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование Выпускник научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология Выпускник научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Выпускник научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Выпускник научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура Выпускник научится: • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. Раздел 2. Содержание учебного предмета 6 КЛАСС (140ч) О языке (1 ч) Слово как основная единица языка. Закрепление и углубление изученного в 5 классе ГРАММАТИКА (5 ч) Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. ПРАВОПИСАНИЕ (15 ч) Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым. Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов (64 ч) Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы— и в корне после приставок. Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов. Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ Причастие и деепричастие (52ч) Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Имя числительное (26ч) Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными. Местоимение (20ч) Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены. Повторение (23ч) Резервные часы (4ч) Календарно-тематическое планирование 6 класс № Тема урока урока Кол-во часов Тип урока Основные виды учебной деятельности Адаптация Дата проведения План 1 Русский язык – один из развитых языков мира 1 Изучение нового материала Лекция с элементами беседы, работа со словарем и географической картой Работа по теме урока Повторение изученного в 5 классе (9 часов: 8+1) 2 Фонетика, орфоэпия, графика, орфография 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение. Работа по карточкам 3 Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа. Дополнение содержания учебника 4 Части речи. Морфологический разбор слов 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа. Работа по карточкам 5 Словосочетание. Простое предложение 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение. Работа по карточкам Факт Примечания 6 Сложное предложение. Разбор предложений 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений. Работа по теме урока 7 Прямая речь и диалог 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений. Дополнение содержания учебника 8 Р/р Текст 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений Задания на развитие мыслительных операций 9 Официально-деловой стиль речи 1 Урок изучения нового материала Составление текстов разных типов речи с использованием синонимов. Дополнение содержания учебника 10 Диктант 1 Контрольный урок Лексика. Фразеология. Культура речи (12 часов: 10+2 ) 1 Уменьшение объема сочинения 11 Повторение изученного в 5 классе 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Терминологический диктант, анализ фрагментов художественных текстов. Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 12 Общеупотребительные слова 1 Урок изучения нового материала Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 13 Профессионализмы 1 Урок изучения нового материала Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, конструирование предложений и связного рассказа Дополнение содержания учебника 14 Диалектизмы 1 Урок изучения нового материала Анализ текста, работа по материалу учебника, комплексный анализ текста, конструирование предложений Работа по теме урока 15 Р/р Сжатое изложение 1 Обсуждение плана, пересказ, самостоятельная работа Уменьшение объема задания 16 Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы 1 Урок изучения нового материала Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа Задания на развитие мыслительных операций 17 Устаревшие и новые слова 1 Урок изучения нового материала Объяснение учителя, выполнение упражнений, Работа по карточкам словарная работа, комплексный анализ текста, творческая работа 18 Исконно русские и заимствованные слова 1 19 Р/р Семинар «Как это порусски?» 1 20 Фразеологизмы 1 Урок изучения нового материала Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, редактирование текста, насыщенного заимствованными словами, замена заимствованных слов русскими синонимами Работа по теме урока Задания на развитие самостоятельности Урок изучения нового материала Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа. Дополнение содержания учебника Написание сказки о лентяе и труженике с использованием фразеологизмов 21 Обобщение по разделу 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Лексический диктант. Подбор примеров с иноязычной морфемой. Работа с текстом, устный рассказ в научном стиле на тему «Изменение в словарном составе русского языка Задания на корректировку и повторение знаний предыдущих тем 22 Контрольная работа (тест) 1 Контрольный урок Выполнение тестовых заданий Уменьшение объема контрольной работы Словообразование и орфография. Культура речи (19 часов: 15+4) 23 Повторение изученного в 5 классе 1 Урок обобщения и систематизации ЗУН Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение, проверочная работа Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 24 Р/р Описание помещения 1 Изучение нового материала Сочинение-описание интерьера Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 25 Словообразование 1 Изучение нового материала Выборочный диктант, анализ текстов. Работа по восстановлению пропущенной части словообразовательной цепочки, сопоставительный анализ паронимов Дополнение содержания учебника 26 Практикум по словообразованию 1 Комбинированный урок Морфемный и словообразовательный разбор слов, работа с текстом, выполнение упражнений из учебника и тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра» Работа по теме урока 27 Этимология слов 1 28 Р/р Материалы к сочинению 1 29 Буквы О-А в корне -кос- / 1 Изучение нового материала 1 Изучение нового материала -кас30 Буквы О-А в корне –гор- / -гар- Изучение нового материала Дополнение содержания учебника Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение описание помещения Дополнительные опорные слова к плану сочинения Работа по карточкам Диктант по памяти, осложненное списывание, практическая работа, выполнение упражнений из учебника Дополнение содержания учебника 31 Буквы Ы-И после приставок 1 Изучение нового материала 32 Приставки ПРИ- и ПРЕ- 1 Изучение нового материала Тест, выборочный диктант, словарный диктант, взаимопроверка Работа по карточкам 33 Практикум по приставкам ПРИи ПРЕ- 1 Обобщение и систематизация ЗУН Выполнение тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра», словарный диктант, контрольное списывание Работа по теме урока 34 Р/р Выборочное изложение 1 Изложение Уменьшение объема текста для изложения 35 Соединительные гласные О и Е 1 Словарный диктант, лексическая работа, замена Работа по карточкам Изучение нового Работа по карточкам в сложных словах 36 Сложносокращённые слова 1 материала словосочетания сложным словом, выполнение упражнений из учебника Изучение нового материала Осложненное списывание, выполнение упражнений из учебника. Дополнение содержания учебника Подготовка к сочинению 37 Р/р Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» 1 Контрольный урок по развитию речи Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»: замысел сочиненияописания, тема, основная мысль Уменьшение объема сочинения 38 Морфемный и словообразовательный разбор слова 1 Комбинированный урок Словообразовательный разбор. Разбор слова по составу. Составление слов по схемам Работа по карточкам 39 Обобщение по разделу 1 Обобщение и систематизация ЗУН Распределительный диктант, словообразовательный и морфемный анализ слов, выполнение заданий из «Лингвистического тренажёра» Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 40-41 Диктант с грамматическим заданием и его анализ 2 Контрольный урок Написание диктанта, выполнение дополнительных грамматических заданий, анализ допущенных ошибок, работа над ошибками Уменьшение объема заданий к диктанту Морфология и орфография. Культура речи Имя существительное (16 часов: 15+1) 42 Повторение изученного в 5 классе 1 Урок совершенствования ЗУН Выполнение упражнений различного характера на повторение материала, изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 43 Разносклоняемые существительные 1 Изучение нового материала Словарный диктант, работа по материалу учебника, конструирование предложений Задания на развитие мыслительных операций 44 Буква Е в суффиксе –ЕНсуществительных на –МЯ 1 Изучение нового материала Проверочная работа, Работа по карточкам выполнение тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра», предупредительный диктант 45 Несклоняемые существительные 1 Изучение нового материала Работа по теме урока 46 Род несклоняемых существительных 1 Изучение нового материала Редактирование текста, запись существительных по их толкованию, проверочная работа Работа по карточкам 47 Существительные общего рода 1 Изучение нового материала Мини-сочинение с употреблением слов общего рода. Выполнение Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, 48 Морфологический разбор существительного 1 Обобщение и систематизация ЗУН упражнений из учебника, словарная работа анализировать Морфологический разбор имени существительного, лексико- Работа по теме урока стилистический анализ текста по плану. 49-50 Не с существительными 2 Изучение нового материала Работа по материалу учебника, объяснительный диктант, выполнение тестовых заданий из лингвистического тренажёра, комплексный анализ текста Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 51 Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- 1 Изучение нового материала Словарный, выборочный диктант, словарная работа, конструирование предложений Работа по карточкам 52 Суффиксы –ЕК- и –ИК- 1 Изучение нового материала Словарный диктант, составление таблицы, просмотр отрывка из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», выполнение упражнений из учебника Работа по карточкам 53 Суффиксы с О и Е после шипящих 1 Изучение нового материала 54-55 Повторение изученного по теме 2 «имя существительное» Обобщение и систематизация ЗУН Работа по карточкам Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 56 Тест 1 57 Р/р Текст 1 Контрольный урок Уменьшение тестовых заданий Задания на развитие мыслительных операций Имя прилагательное (21 час: 18+3) 58 Повторение изученного в 5 классе 1 59 Р/р Описание природы 1 60-61 Степени сравнения прилагательных 2 62 Разряды прилагательных. Качественные прилагательные 1 Совершенствование ЗУН Комплексный анализ текста с попутным повторением изученных тем по теме «Имя прилагательное» Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях Подготовка к сочинению: выполнение упражнений, устное сочинение по заданиям упражнения Задания на развитие мыслительных операций Изучение нового материала Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение тренировочных упражнений. Работа с лингвистическим текстом (пересказать его, использовать свои примеры, выделить новую информацию). Редактирование текста. Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать Изучение нового материала Составление таблицы, работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений Работа по теме урока 63 Р/р Выборочное изложение 1 Совершенствование ЗУН Изложение Уменьшение объема текста для изложения 64 Относительные прилагательные 1 Изучение нового материала Словообразовательная работа, выполнение упражнений из учебника, творческая работа Задания на развитие мыслительных операций 65 Притяжательные прилагательные 1 Изучение нового материала Словообразовательная работа, выполнение упражнений из учебника, творческая работа, распределительный диктант Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 66 Морфологический разбор прилагательных 1 Обобщение и систематизация ЗУН Морфологический разбор имени прилагательного, работа с текстом. Ответ на вопрос: какую роль играют прилагательные в описании? Работа по теме урока 67 Контрольная работа по теме «Разряды прилагательных» 1 Контрольный урок Контрольная работа Работа по карточкам 68-69 Не с прилагательными 2 Изучение нового материала Составление таблицы, выполнение упражнений на применение правила «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», объяснительный диктант, проверочная работа Работа по карточкам 70 Суффиксы с О и Е после шипящих и Ц 1 Изучение нового материала Словарный диктант, работа по перфокартам, выполнение тестовых заданий из Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, лингвистического тренажёра анализировать 71 Суффиксы с Н и НН 1 Изучение нового материала Составление таблицы, выполнение упражнений из учебника, диктант «Проверяю себя», распределительный диктант, работа по перфокартам Работа по карточкам 72 Практикум по суффиксам с Н и НН 1 Изучение нового материала Проверочная работа, работа по перфокартам, выполнение заданий из «Лингвистического тренажёра» Работа по теме урока 73 Р/р Устное и письменное описание 1 Изучение нового материала Устное сочинение-описание, написание сочинения Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 74 Суффиксы -К- и -СК- 1 Изучение нового материала Осложненное списывание, морфемный и словообразовательный анализ, объяснительный диктант Задания на развитие мыслительных операций 75 Написание сложных прилагательных 1 Изучение нового материала Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, предупредительный диктант, словообразовательная работа Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 76 Практикум по сложным прилагательным 1 Изучение нового материала Предупредительный диктант, словарная работа, комментированное письмо, Работа по теме урока проверочная работа 77 Повторение изученного по теме 1 «Имя прилагательное» Обобщение и систематизация ЗУН Работа по контрольным вопросам и заданиям, выполнение упражнений, тест Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 78 Диктант 1 Контрольный урок Диктант Уменьшение объема заданий по диктанту Имя числительное (12 часов) 79 Числительное как часть речи 1 Изучение нового материала Работа по учебнику, реализация домашнего задания, просмотр презентации, наблюдение за частотностью употребления числительных в речи Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 80 Простые и составные числительные 1 Изучение нового материала Осложненное списывание, составление таблицы. Задания на развитие мыслительных операций 81 Числительные с Ь в середине на конце 1 Изучение нового материала Работа по таблице, склонение имён числительных, работа по развитию речи, выполнение упражнений Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 82 Разряды количественных числительных. Целые числа 1 Изучение нового материала Самостоятельное изучение теоретического материала, работа по составлению таблицы, склонение числительных, выборочный, контрольное списывание 83 Практикум по целым числам 1 Комбинированный урок Практическая работа, склонение числительных, словарная работа, проверочная работа Работа по теме урока 84 Дробные числительные 1 Изучение нового материала Выполнение заданий и упражнений, чтение вслух, составление рассказа, словарная работа Задания на развитие мыслительных операций 85 Собирательные числительные 1 Изучение нового материала Анализ поэтического текста, выполнение заданий и упражнений, чтение вслух, занимательное задание по лингвистике Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 86 Порядковые числительные 1 Изучение нового материала Самостоятельное изучение теоретического материала, синтаксический разбор, образование порядковых числительных от количественных, составление объявлений Задания на развитие самостоятельности 87 Употребление числительных в речи 1 Изучение нового материала Выполнение заданий и упражнений Задания на развитие мыслительных операций 88 Морфологический разбор числительных 1 Обобщение и систематизация ЗУН Морфологический разбор числительных, осложненное списывание, запись цифр словами Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 89 Повторение по теме «Имя числительное» 1 Обобщение и систематизация ЗУН Тест, устное сообщение о разрядах числительных по значению и по составу на основе таблицы, выполнение упражнений на закрепление Задания на развитие мыслительных операций 90 Тест по теме «Имя числительное» 1 Контрольный урок Тест Уменьшение объема тестовых заданий Местоимение (17 часов: 14+3) 91 Местоимение как часть речи 1 Изучение нового материала Наблюдение над текстом, замена местоимений существительными. Редактирование текста Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 92 Личные местоимения 1 Комбинированный урок Беседа, выполнение упражнений, словарная работа, выборочный диктант, исправление речевых ошибок Задания на развитие мыслительных операций 93 Возвратное местоимение СЕБЯ 1 Изучение нового материала Выполнение заданий и упражнений, исправление речевых ошибок. Осложненное списывание Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 94 Р/р Сочинение 1 Беседа, устные рассказы, написание рассказа по рисункам Задания на развитие мыслительных операций 95 Вопросительные местоимения 1 Выполнение заданий и упражнений, орфоэпическая работа, лингвистический разбор Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать Изучение нового материала 96 Относительные местоимения 1 Изучение нового материала Выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок, словарная работа Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 97 Неопределённые местоимения 1 Изучение нового материала Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок, лингвистический разбор Работа по карточкам 98-99 Отрицательные местоимения 2 Изучение нового материала Эвристическая беседа, выполнение заданий и упражнений, конструирование предложений, самостоятельные наблюдения Работа по карточкам 100 Притяжательные местоимения 1 Изучение нового материала Выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок Работа по карточкам 101 Р/р Рассуждение 1 Комбинированный урок по развитию речи Рассказ по воображению. Рассказ от лица животного Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 102 Указательные местоимения 1 Изучение нового материала Беседа по вопросам, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых Работа по карточкам ошибок, словарная работа 103 Определительные местоимения 1 Изучение нового материала Выполнение заданий и упражнений, орфоэпическая работа Работа по карточкам 104 Морфологический разбор местоимений 1 Обобщение и систематизация ЗУН Самостоятельное изучение материала, морфологический разбор, выполнение заданий и упражнений Работа по карточкам 105 Р/р Сочинение-рассуждение 1 Урок по развитию речи Беседа, устные рассказы, написание сочинения Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 106 Повторение изученного материала по теме «Местоимение» 1 Обобщение и систематизация ЗУН Выполнение заданий и упражнений, развёрнутые ответы на вопросы, словарный диктант Работа по карточкам 107 Тест по теме «Местоимение» 1 Контрольный урок Тест Уменьшение объема тестовых заданий Глагол (19 часов: 17+2) 108 Повторение изученного в 5 классе 1 Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 109 Повторение: образование глаголов 1 Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 110 Разноспрягаемые глаголы 1 Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа Работа по карточкам 111 Переходные и непереходные глаголы 1 Самостоятельные наблюдения учащихся, выполнение заданий и упражнений, словарная работа Работа по карточкам 112 Практикум по переходным и непереходным глаголам 1 Самостоятельные наблюдения учащихся, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок Работа по теме урока 113 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение 1 Подготовленный диктант, выполнение заданий и упражнений Работа по карточкам 114 Р/р Устное изложение 1 Изложение на основе текста учебника Уменьшение объема текста для устного изложения 115 Условное наклонение 1 Беседа, выполнение упражнений и творческого задания Работа по карточкам 116117 Повелительное наклонение 2 Беседа, выразительное чтение, самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение заданий и упражнений, Работа по карточкам словарная работа 118 Практикум по наклонениям глагола 1 Беседа, выразительное чтение, выполнение упражнений, словарная работа, орфоэпическая работа Работа по теме урока 119 Диктант 1 Диктант Уменьшение объема диктанта 120 Безличные глаголы 1 Выполнение заданий и упражнений, самостоятельные наблюдения, элементы сравнительного анализа Работа по карточкам 121 Морфологический разбор глагола 1 Морфологический разбор глаголов, комплексный анализ текста Работа по карточкам 122 Р/р Рассказ 1 Беседа, обсуждение плана рассказа, устные рассказы, написание сочинения Задания на развитие и закрепление умений сравнивать, анализировать 123124 Гласные в суффиксах глаголов 2 Беседа, орфоэпическая работа, выполнение заданий и упражнений Работа по карточкам 125 Повторение изученного по теме 1 «Глагол» Развёрнутые ответы на вопросы, выполнений упражнений, словарная работа Работа по карточкам 126 Контрольная работа Контрольная работа Уменьшение объема 1 Контрольный урок контрольной работы Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (8часов) 127 Орфоэпия и орфография 1 Урок повторения и систематизации ЗУН Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 128 Пунктуация 1 Урок повторения и систематизации ЗУН Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 129 Лексика и фразеология 1 Урок повторения и систематизации ЗУН Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 130 Словообразование 1 Урок повторения и систематизации ЗУН Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 131 Морфология 1 Урок повторения и систематизации ЗУН Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 132 Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 Контрольный урок Уменьшение объема контрольной работы 133 Работа над ошибками 1 Работа по теме урока 134 Подведение итогов года 1 Задания на применение имеющихся знаний в изменившихся условиях 135- Резервные уроки (6часов) 6 140