русский язык 6кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» 09. 2022г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» сентября 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
Юрьева К.А.
Русский язык
6Б
Основное общее образование
1год
4 часа в неделю/136 часов в год

Пояснительная записка:
1. Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год.
2. Изучение русского языка имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной
деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширить представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― познакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматических знаний и умений;
― использовать усвоенные грамматико-орфографических знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых)
задач;
― развивать положительные качества и свойства личности.
3. Изучение русского языка имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигается работа по развитию
речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Особое внимание уделяется таким
синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи, и возможность
развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
При отборе учебного материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению знаний, умений практически их применять в
зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Поэтому предусматривается дифференцированный подход обучения учащихся,
так же существенной чертой коррекционно-развивающего образовательного процесса на уроках русского языка является индивидуальногрупповая и индивидуально ориентированная работа, направленная на коррекцию индивидуальных проблем развития обучающегося.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения
при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения,
устной и письменной речи
4. Планируемые результаты.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных
и предметных.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации
и
принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных

ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование
на
письме
орфографических
правил
после предварительного разбора текста на основе
готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор
одного
заголовка
из
нескольких
предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов)
после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схем у;

дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной
схеме или вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя,
опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор
одного
заголовка
из
нескольких
предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70
слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли,
структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
6. Содержание учебного предмета
Повторение 6 ч
Звуки и буквы 7 ч
Состав слова 23 ч
Части речи 74 ч
Предложение 18 ч
Повторение 8 ч
7. Содержание раздела (темы), основные понятия.
Грамматика, правописание и развитие речи Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные
парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок.
Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по
вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен
существительных. Имена существительные,
употребляемые только
в единственном или множественном числе. Понятие о
1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение
существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа.
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу
имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам.
Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и
числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной
формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных
местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки
препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с
однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста,
подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи.
Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по
плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление,
заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
8. Количество и темы лабораторных, практических и иных видов занятий, предусмотренных примерной (авторской)
программой при изучении раздела
Контрольных работ - 6
Проверочных работ - 9
Творческих работ – 6
Контрольные работы и работы по развитию речи.
Контрольная работа «Повторение за 4 класс»
Контрольная работа «Состав слова»
Контрольная работа «Имя существительное»
Контрольная работа «Имя прилагательное»
Контрольная работа «Предложение»
Контрольная работа за год.
Проверочная работа «Состав слова»
Проверочная работа «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Проверочная работа «Приставка и предлог»

Проверочная работа «Имена существительные единственного числа»
Проверочная работа «Имя существительное множественного числа»
Проверочная работа «Имя прилагательное»
Проверочная работа «Имя прилагательное единственного числа. Падежи имён прилагательных»
Проверочная работа «Предложения с однородными членами»
Проверочная работа «Сложные предложения. Обращение»
Творческая работа Сочинение по картине
Творческая работа Изложение текста по вопросам
Творческая работа Изложение текста по составленному плану
Творческая работа Сочинение «Продолжи рассказ»
Творческая работа Сочинение по картине, по плану
Творческая работа Сочинение «Письмо литературному герою»
9. Формы и методы контроля.
Таблица прохождения практической части программы
Раздел
Всего
часов

Полугодие,
четверть

Проверочная
работа

1 четверть

Повторение

6ч

2 четверть

Звуки и буквы
Состав слова
Части речи

7ч
23 ч
74 ч

Предложение
Повторение за год

18 ч
8ч

2

136 ч

9

3 четверть
4 четверть
Всего:

10. Требования к оцениванию.

3
4

Контрольные
работы

1
1
2
1
1
6

Творческие работы

1
4
1
6

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе
индивидуально-дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей.
В
текущей
оценочной
деятельности
соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
При оценке предметных результатов следует выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность
обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
11. Материально техническое обеспечение образовательного процесса:
Наглядные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные
наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Оборудование для
мультимедийных демонстраций (компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, DVD-проектор, ),
орфографический и пунктуационный тренинги; мультимедийные презентации
12. Ссылки на Интернет-ресурсы:
Сайт «1 сентября» http://festival.1september.ru/articles/598327/
Сообщество взаимопомощи учителей «Педсовет» http://pedsovet.su/load/324-1-0-6831
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/detail_8744.html
Сетевые образовательные сообщества открытый класс http://www.openclass.ru/collection
Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
13. Используемые мультимедийные продукты
1С:Образование 4. Игры и задачи, 1 – 4 классы
Презентации в программах Power Point
Электронный репетитор «Русский язык».(система обучающих тестов)
Интерактивный тренажер «Пишу правильно»
Интерактивный тренажер «Отличник»
Календарно-тематическое планирование по русскому языку.
Дата

№
п/п

№
Тема урока
урока

Деятельность учащихся на уроке

Использование

Дифференци
рованное

в
теме

ЦОР, ЭОР

домашнее
задание

Повторение 6 ч
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
Достаточный уровень:
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
1.
1.
Вводный урок. Знакомство с
Знакомиться с новым учебником, вычитывать
записать 10
новым учебником «Русский
информацию из иллюстраций, с обложки, из
слов по теме
язык». Что мы знаем о слове.
оглавления; прогнозировать содержание и виды

работы по учебнику.
Предложение. Главные и
второстепенные члены
предложения.
3-5
Распространённые и
нераспространенные члены
предложения 6-8

Называть отличительные признаки слова,
предложения, текста. Находить в предложении
грамматическую основу, обозначать её
графически
Конструировать предложения (по схеме, по
данному началу). Выделять в предложении
подлежащее и сказуемое, отличать главные
члены от второстепенных.

4.

Однородные члены предложения
9-10

5.

5.

Закрепление «Предложение с
однородными членами»
11-13

6.

6.

Повторение «Предложение»
14-15

Находить однородные члены в простом
предложении с двумя главными членами.
Объяснять постановку знаков препинания.
Конструировать предложения с однородными
членами. Накапливать опыт нахождения в
тексте и использования в речи таких
предложений.
Конструировать предложения (по схеме, по
данному началу). Выделять в предложении
подлежащее и сказуемое, отличать главные
члены от второстепенных членов. Выделять из
предложения словосочетания. Выполнять
синтаксический разбор доступных простых и
сложных предложений.
Конструировать предложения (по схеме, по
данному началу). Выделять в предложении
подлежащее и сказуемое, отличать главные
члены от второстепенных членов. Выделять из
предложения словосочетания. Выполнять
синтаксический разбор доступных простых и
сложных предложений.

2.

2.

3.

3.

4.

Звуки и буквы 7 ч
Планируемые результаты:
Личностные:

«Лето»
1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс
1С: Образовательная
коллекция Проверка
знаний уроки
русского языка 4
класс

С У
правило

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У
словарь

С У
правило

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
представления о грамматических разрядах слов;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
Достаточный уровень:
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
7.
1.
Алфавит. С 14-15
Выделять в речи звуки, обозначать их буквами.
Презентация «ЗЗ
С У
Составлять алфавит, называть место буквы в
сестрицы»
правило
алфавите. Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов.
8.
2.
Мягкий знак с 16
Определять роль мягкого знака в языке.
Интерактивный
С У
Употреблять мягкий знак в словах при
тренажер
правило
написании. Работать в группе (паре),
«Отличник»
представлять результат работы в виде текста,
схемы, опорных сигналов.
9.
3.
Согласные звуки 17-18
Составлять звуковые схемы слов.
Интерактивный
С У
Дифференцировать согласные звуки в словах,
тренажер «Пишу
словарь
обозначать их буквами. Участвовать в
грамотно»
«открытии» и формулировании
орфографических правил, работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
текста, схемы, опорных сигналов.
10.

4.

Закрепление «Гласные и

Составлять звуковые схемы слов.

1С:Образование 4.

С У

согласные звуки» с 19-22

11.

5.

Закрепление «Звуки и буквы»
С23-24

12.

6.

Контрольная работа
«Повторение за 4 класс»

13.

7.

Работа над ошибками.

Дифференцировать согласные звуки в словах,
обозначать их буквами. Участвовать в
«открытии» и формулировании
орфографических правил, работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
текста, схемы, опорных сигналов.
Составлять звуковые схемы слов.
Дифференцировать согласные звуки в словах,
обозначать их буквами. Участвовать в
«открытии» и формулировании
орфографических правил, работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
текста, схемы, опорных сигналов.
Классифицировать изученные орфограммы за 4
класс
Находить и исправлять орфографические ошибки,
работать по алгоритму.

Игры и задачи, 1 – 4
классы

1С: Образовательная С У
коллекция Проверка словарь
знаний уроки
русского языка 4
класс
Записать 6
словарных
слов
С У

Состав слова 23 ч
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств
14.
1.
Корень с26-27
Находить в словах корень. Подбирать
Презентация
С У
однокоренные слова, выделять в них корень.
«Состав слова»
правило
Работать в группе (паре), представлять результат
работы в виде схемы, опорных сигналов.
15.
2.
Приставка с29-30
Находить в словах корень, приставки.
Презентация
С У
Образовывать слова с помощью приставок.
«Состав слова»
правило
Участвовать в «открытии» и формулировании
правил, работать в группе (паре), представлять
результат работы в виде текста, схемы, опорных
сигналов.
16.
3.
Суффикс с 31-33
Находить в словах корень, приставки, суффикс. Презентация
С У
Образовывать новые слова с помощью
«Состав слова»
правило
суффикса. Конструировать слова (по схеме, по

17.

4.

Окончание с 34-35.

18.

5.

Закрепление «Состав слова»
с36-38

19.

6.

Повторение Проверочная
работа «Состав слова» С39

20.

7.

Правописание безударных
гласных в корне с 40-43

21.

8.

Правописание звонких и глухих
согласных в корне с 44-45

22.

9.

Непроизносимые согласные
С 46-47

23.

10.

Закрепление «Непроизносимые
согласные, безударные гласные,
звонкие и глухие согласные в
словах» с 48-49.

данному началу).
Находить в словах корень, приставки, суффикс,
окончание. Конструировать слова (по схеме, по
данному началу). Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов.
Находить в словах корень, приставки, суффикс,
окончание. Конструировать слова (по схеме, по
данному началу). Участвовать в «открытии» и
формулировании орфографических правил,
работать в группе (паре), представлять
результат работы в виде текста, схемы, опорных
сигналов.
Находить в словах корень, приставки, суффикс,
окончание. Конструировать слова (по схеме, по
данному началу).
Участвовать в «открытии» и формулировании
орфографических правил, работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
текста, схемы, опорных сигналов.
Участвовать в «открытии» и формулировании
орфографических правил, работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
текста, схемы, опорных сигналов.
Участвовать в «открытии» и формулировании
орфографических правил, работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
текста, схемы, опорных сигналов.
Знать орфографические правила и уметь их
применить, работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде текста,
схемы, опорных сигналов.

24.

11.

Повторение Проверочная
работа «Правописание гласных и
согласных в корне слова» с 51-52

Знать орфографические правила и уметь их
применить. Находить в словах орфограммы,
проверять их.

Презентация
«Состав слова»

С У
правило

1С: Образовательная С У
коллекция Проверка словарь
знаний уроки
русского языка 4
класс
С У
словарь
1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У
правило

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У
правило

1С:Образование 4.
С У
Игры и задачи, 1 – 4 правило
классы
1С: Образовательная С У
коллекция Проверка
знаний уроки
русского языка 4
класс
С У
словарь

25.

12.

Приставка и предлог с 52-53

26.

13.

Закрепление «Приставка и
предлог»
с 54-56

27.

14.

Разделит Ъ после приставок
С 57-59.

28.

15.

Правописание приставок
С 59-63

29.

16.

Согласные в приставках
с64-65

30.

17.

Закрепление «Правописание
приставок» с 66-67

31.

18.

Повторение «Приставки и Ъ и Ь
знаки» с 68-70

Находить сходства и различия в употреблении
приставок и предлогов. Участвовать в
«открытии» и формулировании
орфографических правил, работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
текста, схемы, опорных сигналов.
Называть сходства и различия в употреблении
приставок и предлогов. Знать орфографические
правила и уметь их применить, работать в
группе (паре), представлять результат работы в
виде текста, схемы, опорных сигналов.
Наблюдать над употреблением Ъ после
приставок. Участвовать в «открытии» и
формулировании правил употребления Ъ в
словах, работать в группе (паре), представлять
результат работы в виде текста, схемы, опорных
сигналов.
Участвовать в «открытии» и формулировании
правил правописания приставки в слове,
работать в группе (паре), представлять
результат работы в виде текста, схемы, опорных
сигналов. Конструировать слова (по схеме, по
данному началу).
Участвовать в «открытии» и формулировании
правил написания согласных в приставках,
работать в группе (паре), представлять
результат работы в виде текста, схемы, опорных
сигналов.
Знать правила правописания приставок и уметь
их применить, работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде текста,
схемы, опорных сигналов.
Знать орфографические правила написания Ъ и
Ь в словах и уметь их применить, работать в
группе (паре), представлять результат работы в

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
правило

С У

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
правило

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У
правило

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У
правило

1С: Образовательная С У
коллекция Проверка
знаний уроки
русского языка 4
класс
С У
словарь

Повторение Проверочная
работа « Приставка и предлог»
с 71
Творческая работа
Сочинение по картине

32.

19.

33.

20.

34.

21.

Повторение «Состав слова»

35.

22.

Контрольная работа
«Состав слова»

36.

23.

Работа над ошибками.

виде текста, схемы, опорных сигналов.
Знать орфографические правила и уметь их
применить. Находить в словах орфограммы,
проверять их.
Находить в словах орфограммы, проверять их.

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

Находить в словах корень, окончания, суффиксы, 1С:Образование 4.
приставки. . Образовывать слова с помощью
Игры и задачи, 1 –
суффиксов и приставок.
4 классы
Находить в словах корень, окончания, суффиксы,
приставки. . Образовывать слова с помощью
суффиксов и приставок. Знать орфографические
правила и уметь их применить. Находить в словах
орфограммы, проверять их.
Находить и исправлять орфографические ошибки,
работать по алгоритму.

С У
Записать 6
словарных
слов
С У
Записать 6
словарных
слов
С У

Части речи 74 ч
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:

Минимальный уровень:
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений,
практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств
37.
1.
Части речи. Общее понятие.
Распознавать и выделять в предложении
1С:Образование 4.
С У
С 73-75
самостоятельные и служебные части речи.
Игры и задачи, 1 –
правило
Работать в группе (паре), представлять
4 классы
результат работы в виде схемы, опорных
сигналов.
38.
2.
Имя существительное. Падежи
Открывать, участвуя в проблемном диалоге,
1С:Образование 4.
С У
имён существительных
признаки имени существительного как части
Игры и задачи, 1 –
правило
С 78-79
речи. Наблюдать за использованием имён
4 классы
существительных в речи. Употреблять имена
существительные в речи. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов.
39.
3.
Имена собственные. Мужской и
Различать и имена существительные
Интерактивный
С У
женский род существительных с собственные и нарицательные; писать
тренажер «Пишу
правило

шипящей на конце
С 80 -83

40.

4.

41.

5.

42.

6.

43.

7.

44.

8.

45.

9.

существительные собственные с большой
буквы. Участвовать в «открытии» и
формулировании правила написания
существительных с шипящей на конце,
применять правило при написании.
Склонение имён
Составить схему «1, 2, 3 склонение имён
существительных в единственном существительных» Определять склонение имён
числе с 83-84
существительных по схеме. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов.

грамотно»

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс
Закрепление «Склонение имён
Определять склонение имён существительных по 1С:
существительных в единственном схеме. Работать в группе (паре), представлять
Образовательная
числе» с 85-86
результат работы в виде схемы, опорных
коллекция
сигналов. Находить сходства и различия у
Проверка знаний
существительных разных склонений, работать в уроки русского
группе (паре), представлять результат работы в
языка 4 класс
виде текста, схемы, опорных сигналов.
Безударные падежные окончания Определять склонение имён существительных по
имён существительных с 86-87
схеме. Подбирать проверочные слова для
проверки написания безударные падежные
окончания имён существительных
Окончание имён
Определять склонение имён существительных по Интерактивный
существительных 1,2,3
схеме. Подбирать проверочные слова для
тренажер
склонения с 88-91
проверки написания безударные падежные
«Отличник»
окончания имён существительных.
Закрепление «Окончание имён
Определять склонение имён существительных по 1С:Образование 4.
существительных 1,2.3
схеме. Подбирать проверочные слова для
Игры и задачи, 1 –
склонения» с 92-94
проверки написания безударные падежные
4 классы
окончания имён существительных.
Повторение Проверочная работа Определять имя существительное в предложении.
«Имена существительные
Определять склонение имён существительных по
единственного числа» с 95-96
схеме. Подбирать проверочные слова для
проверки написания безударные падежные
окончания имён существительных.

С У
правило

С У

С У
словарь
С У
правило
С У

С У
словарь

46.

10.

Множественное число имён
существительных
С 97-98

47.

11.

Склонение имён
существительных во
множественном числе с 99

48.

12.

Написание безударных
падежных окончаний имён
существительных во
множественном числе с 100

49.

13.

Написание имён
существительных в Дательном
падеже множественного числа
С 100-101

50.

14.

Написание имён
существительных в
Творительном падеже
множественного числа
С 102-103

51.

15.

Написание имён
существительных в Предложном
падеже множественного числа
С 104-105

Наблюдать употребление имён существительных
во множественном числе; делать выводы.
Работать в группе (паре), представлять результат
работы в виде схемы, опорных сигналов.
Наблюдать над склонением имён
существительных во множественном числе,
делать выводы. Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов.

С У
правило
1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
правило

Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
Составление алгоритма применения правила.
Применять правило при написании.

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
словарь

Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
Составление алгоритма применения правила.
Применять правило при написании.
Работать в группе (паре), представлять результат
работы в виде схемы, опорных сигналов.
Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
Составление алгоритма применения правила.
Применять правило при написании. Работать в
группе (паре), представлять результат работы в
виде схемы, опорных сигналов.
Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
Составление алгоритма применения правила.
Применять правило при написании.

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У
правило

1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У
правило

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У
правило

52.

16.

Написание имён
существительных в Родительном
падеже множественного числа
С 105-106

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
правило

1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
словарь

Закрепление «Упражнение в
написании имён
существительных
множественного числа»
с 114-115

Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
Составление алгоритма применения правила.
Применять правило при написании. Работать в
группе (паре), представлять результат работы в
виде схемы, опорных сигналов.
Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
Составление алгоритма применения правила.
Применять правило при написании.
Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
Составление алгоритма применения правила.
Применять правило при написании. Работать в
группе (паре), представлять результат работы в
виде схемы, опорных сигналов.
Знать орфографические правила написания
падежных окончаний имён существительных
во множественном числе и уметь их
применить. Находить в словах орфограммы,
проверять их.

53.

17.

Написание имён
существительных в Родительном
падеже множественного числа с
шипящей на конце с 107-109

54.

18.

Написание имён
существительных только
множественного числа
или только единственного числа
с 111-113

55.

19.

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У

56.

20.

Закрепление «Написание
падежных окончаний имён
существительных
множественного числа»
С 116-118
Повторение Проверочная работа
«Имя существительное
множественного числа»
С 118-119

Знать орфографические правила написания
падежных окончаний имён существительных
во множественном числе и уметь их
применить. Находить в словах орфограммы,
проверять их.
Знать орфографические правила написания
падежных окончаний имён существительных во
множественном числе и уметь их применить.
Находить в словах орфограммы, проверять их.

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
словарь

57.

21.

58.

22.

Творческая работа

Составить план. Употреблять имена

С У

Записать 6

Изложение текста по вопросам

существительные единственного и
множественного числа в тексте.

59.

23.

Повторение
«Имя существительное»

Находить в тексте имена существительные.
Употреблять имена существительные в речи.
Писать существительные с шипящей на конце,
применять правила при написании падежных
окончаний имён существительных.

60.

24.

Контрольная работа
«Имя существительное»

61.

25.

Работа над ошибками

Находить в тексте имена существительные.
Писать существительные с шипящей на конце.
Писать безударные падежные окончания имён
существительных. Находить и исправлять
орфографические ошибки
Находить и исправлять орфографические ошибки,
работать по алгоритму.

62.

26.

Имя прилагательное. Общее
понятие. С 120-122

63.

27.

Связь имени прилагательного с
именем существительным
с 123-125

64.

28.

Изменение имён прилагательных
по родам с 125-127

65.

29.

Зависимость рода имени
прилагательного от рода имени
существительного с 127-128

Группировать слова по частям речи. Находить в
тексте имена прилагательные по вопросу.
Работать в группе (паре), представлять результат
работы в виде схемы, опорных сигналов.
Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
Наблюдать согласование имён прилагательных с
именем существительным; делать выводы.

словарных
слов
1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
словарь

Записать 6
словарных
слов
С У
словарь
1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У
правило

1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У
правило

Выделять в предложении словосочетания прил. +
сущ., ставить вопрос от имени существительного
к имени прилагательному. Сформулировать вывод
по написанию родовых окончаний имён
прилагательных.
Выделять в предложении словосочетания прил. + 1С:
сущ., ставить вопрос от имени существительного Образовательная
к имени прилагательному. Сформулировать вывод коллекция
по написанию родовых окончаний имён
Проверка знаний
прилагательных.
уроки русского
языка 4 класс

С У
правило

С У
правило

66.

30.

Окончание имён прилагательных
мужского рода
С 128-130

Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания родовых окончаний имён
прилагательных. Составление алгоритма
применения правила. Применять правило при
написании окончаний прилагательных

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
правило

67.

31.

Окончание имён прилагательных
женского рода
С 130-131

Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания родовых окончаний имён
прилагательных. Составление алгоритма
применения правила. Применять правило при
написании окончаний прилагательных

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
правило

68.

32.

Окончание имён прилагательных
среднего рода
С 131-132

Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания родовых окончаний имён
прилагательных. Составление алгоритма
применения правила. Применять правило при
написании окончаний прилагательных

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
правило

69.

33.

Закрепления «Окончания имён
прилагательных мужского,
женского и среднего рода»
с 133-135

70.

34.

Изменение имён прилагательных
по числам с 135-136

71.

35.

Зависимость числа имени
прилагательного от числа имени
существительного с 137-139

72.

36.

Единственное и множественное
число имени прилагательного

Участвовать в формулировании правила
написания родовых окончаний имён
прилагательных. Составление алгоритма
применения правила. Применять правило при
написании окончаний прилагательных
Наблюдать за изменением мён прилагательных
Интерактивный
по числам. Работать в группе (паре),
тренажер
представлять результат работы в виде схемы,
«Отличник»
опорных сигналов.
Выделять в предложении словосочетания прил. + Интерактивный
сущ., ставить вопрос от имени существительного тренажер «Пишу
к имени прилагательному. Сформулировать вывод грамотно»
по зависимости рода имён прилагательных от
имён существительных.
Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания окончаний имён

С У

С У
правило
С У

С У

среднего рода с 139-140

73.

37.

Закрепление «Род, число имени
прилагательного» с 141-142

74.

38.

Повторение «Род, число имени
прилагательного»
С 143-144

75.

39.

Творческая работа Изложение
текста по составленному плану.

76.

40.

Повторение Проверочная
работа «Имя прилагательное»
С 145-146

77.

41.

Склонение имён прилагательных
мужского и среднего рода
С 146-148

78.

42.

Согласование имён
прилагательных с именами
существительными в роде, числе
и падеже. С 149-150

79.

43.

Именительный падеж и
Винительный падеж
имён прилагательных мужского

прилагательных среднего рода. Составление
алгоритма применения правила. Применять
правило при написании окончаний
прилагательных
Выделять в предложении словосочетания прил. + 1С:
сущ., ставить вопрос от имени существительного Образовательная
к имени прилагательному. Сформулировать вывод коллекция
по зависимости рода, числа имён прилагательных Проверка знаний
от имён существительных.
уроки русского
языка 4 класс

словарь

Находить в тексте имена прилагательные.
Интерактивный
Употреблять имена прилагательные в речи.
тренажер
Применять правила при написании родовых
«Отличник»
окончаний имён прилагательных.
Составить план. Употреблять имена
прилагательные единственного и множественного
числа в тексте.

С У
словарь

Находить в тексте имена прилагательные.
Употреблять имена прилагательные в речи.
Применять правила при написании родовых
окончаний имён прилагательных.
Наблюдать за изменением окончаний имён
1С:Образование 4.
прилагательных мужского и среднего рода при
Игры и задачи, 1 –
склонении. Делать вывод. Работать в группе
4 классы
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов.
Выделять в предложении словосочетания прил. + 1С:Образование 4.
сущ. Сформулировать вывод по зависимости
Игры и задачи, 1 –
рода, числа, падежа имён прилагательных от имён 4 классы
существительных. Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов.
Наблюдать за изменением окончаний имён
Интерактивный
прилагательных мужского и среднего рода при
тренажер
склонении. Делать вывод. Работать в группе

С У

С У

Записать 6
словарных
слов

С У
правило

С У

С У
словарь

и среднего рода
с 150-152

80.

44.

Родительный падеж имён
прилагательных мужского рода и
среднего рода с 153-154.

81.

45.

82.

46.

Закрепление «Родительный
падеж имён прилагательных
мужского рода и среднего рода»
с 155-156
Закрепление «Склонение имён
прилагательных» с 157-158

83.

47.

Дательный падеж имён
прилагательных мужского и
среднего рода. С 158-159

84.

48.

Закрепление «Дательный падеж
имён прилагательных мужского и
среднего рода» с 160-162

85.

49.

Имена прилагательные мужского
и среднего рода в творительном
падеже с 163-165

(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Участвовать в «открытии» и формулировании
правила написания падежных окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода.
Составление алгоритма применения правила.
Применять правило при написании.
Знать правила написания падежных окончаний
имён прилагательных мужского и среднего рода и
уметь их применить. Находить в словах
орфограммы, проверять их.
Знать правила написания падежных окончаний
имён прилагательных мужского и среднего рода и
уметь их применить. Находить в словах
орфограммы, проверять их.
Наблюдать за изменением окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода при
склонении. Делать вывод. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Наблюдать за изменением окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода при
склонении. Делать вывод. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Наблюдать за изменением окончаний имён
прилагательных мужского и среднего рода при
склонении. Делать вывод. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания

«Отличник»

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
правило

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У

С У
словарь
1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У
правило

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У
правило

86.

50.

87.

51.

88.

52.

89.

53.

90.

54.

прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Имена прилагательные мужского Наблюдать за изменением окончаний имён
и среднего рода в Родительном,
прилагательных мужского и среднего рода при
Дательном, Предложном падежах склонении. Делать вывод. Работать в группе
с 166-167
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Предложный падеж имён
Наблюдать за изменением окончаний имён
прилагательных мужского и
прилагательных мужского и среднего рода при
среднего рода. С 168-169
склонении. Делать вывод. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Закрепление «Предложный падеж Наблюдать за изменением окончаний имён
имён прилагательных мужского
прилагательных мужского и среднего рода при
и среднего рода» с 170-172
склонении. Делать вывод. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Закрепление «Дательный,
Наблюдать за изменением окончаний имён
Предложный падежи имён
прилагательных мужского и среднего рода при
прилагательных мужского и
склонении. Делать вывод. Работать в группе
среднего рода» с 173-175
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Склонение имён прилагательных Наблюдать за изменением окончаний имён
женского рода. С 179-180
прилагательных женского рода при склонении.
Делать вывод. Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов.

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
словарь

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
словарь

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У

1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У
правило

91.

55.

Родительный, Дательный,
Творительный, Предложный
падежи имён прилагательных
женского рода с 180-182

92.

56.

Имена прилагательные с
окончаниями –ОЙ и -ЕЙ
С 183-185

93.

57.

Закрепление « Имена
прилагательные разных падежей»
с 186-188

94.

58.

Винительный падеж имён
прилагательных женского рода.
С 189-190

95.

59.

Закрепление «Винительный
падеж имён прилагательных
женского рода» с 191-193

96.

60.

Закрепление «Склонение имён
прилагательных мужского рода»

Наблюдать за изменением окончаний имён
прилагательных женского рода при склонении.
Делать вывод. Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Наблюдать за употреблением –ОЙ –ЕЙ в
окончаниях имён прилагательных. Делать
вывод. Работать в группе (паре), представлять
результат работы в виде схемы, опорных
сигналов. Писать окончания прилагательных.
Доказывать, почему написали такое окончание.
Наблюдать за изменением окончаний имён
прилагательных женского рода при склонении.
Делать вывод. Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Наблюдать за изменением окончаний имён
прилагательных женского рода при склонении.
Делать вывод. Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Наблюдать за изменением окончаний имён
прилагательных женского рода при склонении.
Делать вывод. Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Знать орфографические правила написания
падежных окончаний имён прилагательных и

С У

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У
правило

С У

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
правило

1С:
Образовательная
коллекция
Проверка знаний
уроки русского
языка 4 класс

С У
словарь

С У

с 194-196
97.

61.

98.

62.

99.

63.

100.

64.

101.

65.

102.

66.

103.

67.

уметь их применить. Находить в словах
орфограммы, проверять их.
Закрепление «Склонение имён
Знать орфографические правила написания
прилагательных женского рода»
падежных окончаний имён прилагательных и
с 197-199
уметь их применить. Находить в словах
орфограммы, проверять их.
Закрепление «Склонение имён
Знать орфографические правила написания
прилагательных среднего рода»
падежных окончаний имён прилагательных и
с 200-202
уметь их применить. Находить в словах
орфограммы, проверять их.
Творческая работа Сочинение
Употреблять имена прилагательные , имена
«Продолжи рассказ»
существительные единственного и
множественного числа в тексте. Находить в
словах орфограммы, проверять их.
Повторение Проверочная
Знать орфографические правила написания
работа « Имя прилагательное
падежных окончаний имён существительных во
единственного числа. Падежи
множественном числе и уметь их применить.
имён прилагательных» с 204-206 Находить в словах орфограммы, проверять их.
Склонение имён прилагательных Наблюдать за изменением окончаний имён
во множественном числе
прилагательных во множественном числе при
С 206-208
склонении. Делать вывод. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Родительный и предложный
Наблюдать за изменением окончаний имён
падежи имён прилагательных
прилагательных во множественном числе при
множественного числа
склонении. Делать вывод. Работать в группе
с 208-210
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Дательный и творительный
Наблюдать за изменением окончаний имён
падежи имён прилагательных
прилагательных во множественном числе при
множественного числа.
склонении. Делать вывод. Работать в группе
С 210-212
(паре), представлять результат работы в виде

С У
словарь
С У

Записать 6
словарных
слов
С У

1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 –
4 классы

С У
правило

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
правило

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
правило

схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Закрепление «Дательный и
Наблюдать за изменением окончаний имён
1С:Образование 4.
творительный падежи имён
прилагательных во множественном числе при
Игры и задачи, 1 –
прилагательных множественного склонении. Делать вывод. Работать в группе
4 классы
числа» с 213-215
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов. Писать окончания
прилагательных. Доказывать, почему написали
такое окончание.
Закрепление «Склонение имён
Знать орфографические правила написания
прилагательных во
падежных окончаний имён прилагательных во
множественном числе»
множественном числе и уметь их применить.
с 215-218
Находить в словах орфограммы, проверять их.
Повторение «Склонение имён
Знать орфографические правила написания
прилагательных во
падежных окончаний имён прилагательных во
множественном числе»
множественном числе и уметь их применить.
с 219-224
Находить в словах орфограммы, проверять их.
Творческая работа Сочинение по Употреблять прилагательные в письменной речи.
картине, по плану

104.

68.

105.

69.

106.

70.

107.

71.

108.

72.

Повторение «Имя
прилагательное»

109.

73.

Контрольная работа «Имя
прилагательное»

110.

74.

Работа над ошибками

Находить в тексте имена прилагательные. Писать
падежные окончания имён прилагательных.
Находить и исправлять орфографические ошибки
Находить в тексте имена прилагательные. Писать
окончания прилагательных при склонении.
Писать безударные окончания имен
прилагательных. Находить и исправлять
орфографические ошибки
Находить и исправлять орфографические ошибки,
работать по алгоритму.

Предложение 18 ч
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;

С У

С У
словарь
С У

Записать 6
словарных
слов
С У
Записать 6
словарных
слов
С У
словарь

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
111. 1.
Предложение. Общее понятие.
Различать слово, словосочетание и предложе1С:Образование 4.
С У
226
ние. Находить в предложении грамматическую Игры и задачи, 1 –
правило
основу, обозначать её графически.
4 классы
Конструировать предложения (по схеме, по
данному началу).
112. 2.
Однородные члены предложения. Находить в предложении грамматическую основу, 1С:
С У
227-228
обозначать её графически. Различать
Образовательная
правило
грамматическую основу и второстепенные члены коллекция
предложения. Конструировать предложения (по Проверка знаний
схеме, по данному началу).
уроки русского
языка 4 класс
113. 3.
Однородные члены предложения. Находить однородные члены в простом предло- 1С:
С У
229-230
жении с двумя главными членами. Объяснять
Образовательная
правило
постановку знаков препинания.
коллекция
Конструировать предложения с однородными
Проверка знаний
членами (по схеме, по данному началу).
уроки русского
языка 4 класс
114. 4.
Союзы А, НО в предложении.
Накапливать опыт нахождения в тексте и
1С:
С У
230-232
использования в речи предложений с союзами. Образовательная
правило
Наблюдать за ролью разделительного знака коллекция
запятой в предложении с союзами.
Проверка знаний
Конструировать предложения (по схеме, по
уроки русского
данному началу). Работать в группе (паре),
языка 4 класс
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов.
115. 5.
Запятая в предложении с
Накапливать опыт нахождения в тексте и
1С:Образование 4.
С У
однородными членами с 233-234 использования в речи предложений с
Игры и задачи, 1 – 4 правило
однородными членами. Наблюдать за ролью
классы
разделительного знака - запятой в предложении
с однородными членами. Конструировать
предложения (по схеме, по данному началу).

116.

6.

Закрепление «Запятая в
предложении с однородными
членами» с 235-236

117.

7.

118.

8.

Повторение Проверочная
работа «Предложения с
однородными членами»
Сложное предложение. 237-238

119.

9.

Запятая в сложном предложении.
239-240

120.

10.

Союзы в сложном предложении.
241-242

121.

11.

Закрепление « Запятая в сложном
предложении» с 243-244

122.

12.

Обращение.

123.

13.

Закрепление «Обращение»
С 248-249

С 245-247

Накапливать опыт нахождения в тексте и
использования в речи предложений с
однородными членами. Наблюдать за ролью
разделительного знака - запятой в предложении
с однородными членами. Конструировать
предложения (по схеме, по данному началу).
Использовать в речи предложений с
однородными членами. Конструировать
предложения (по схеме, по данному началу).
Различать простое и сложное предложения (одна
грамматическая основа - две грамматические
основы). Конструировать предложения (по схеме,
по данному началу). Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов.
Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений.
Конструировать предложения (по схеме, по
данному началу).
Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений с
союзами и союзными словами. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов.
Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений с
союзами и союзными словами. Работать в группе
(паре), представлять результат работы в виде
схемы, опорных сигналов.
Наблюдать за постановкой разделительных
знаков в предложении с обращением. Работать в
группе (паре), представлять результат работы в
виде схемы, опорных сигналов.
Наблюдать за постановкой разделительных
знаков в предложении с обращением.
Конструировать предложения (по схеме, по

1С:Образование 4.
С У
Игры и задачи, 1 – 4
классы

С У
словарь
1С: Образовательная С У
коллекция Проверка правило
знаний уроки
русского языка 4
класс
С У
правило
С У
правило

1С: Образовательная
коллекция Проверка
знаний уроки
русского языка 4
класс
1С:Образование 4.
Игры и задачи, 1 – 4
классы

С У
словарь

Интерактивный
тренажер «Пишу
грамотно»

С У
словарь

С У
правило

данному началу). Работать в группе (паре),
представлять результат работы в виде схемы,
опорных сигналов.
Знать правила написания предложений с
обращением и уметь их применить, работать в
группе (паре), представлять результат работы в
виде текста, схемы, опорных сигналов.
Знать правила постановки запятой в сложных
предложениях, в предложениях с обращением и
уметь их применить.
Употребление в письменной речи сложных
предложений, предложений с обращением.

Интерактивный
тренажер
«Отличник»

С У

124.

14.

Повторение «Обращение»
С 250-251

125.

15.

126.

16.

Повторение Проверочная
работа «Сложные предложения.
Обращение» с 252
Творческая работа Сочинение
«Письмо литературному герою»

127.

17.

Контрольная работа
«Предложение»

Употреблять в устной и письменной речи
предложения с обращением, с однородными
членами, сложные предложения.

Повторить
словарные
слова

128.

18.

Работа над ошибками

Находить и исправлять орфографические ошибки,
работать по алгоритму.

С У
словарь

С У
словарь
Записать 6
словарных
слов

Повторение 8 ч
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;

формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после
предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе
наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового
оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или
вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной
схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры
высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
129. 1.
Повторение «Звуки и буквы»
Систематизировать изученный материал по
Интерактивный
С У
орфографии. Представить его в виде алгоритма, тренажер «Пишу
словарь
схем, текста. Продуцировать устное сообщение на грамотно»
грамматическую тему по изученному материалу.
130. 2.
Повторение «Состав слова»
Систематизировать изученный материал по
1С:Образование 4.
С У
составу слова. Представить его в виде алгоритма, Игры и задачи, 1 – 4 словарь
схем, текста. Совместно составлять алгоритм
классы
разбора слова по составу, действовать по
алгоритму, проверять себя.
131. 3.
Повторение «Имя
Систематизировать изученный материал
1С: Образовательная С У
существительное»
морфологии. Представить его в виде алгоритма, коллекция Проверка
схем, текста. Продуцировать устное сообщение на знаний уроки
грамматическую тему по изученному материалу. русского языка 4
класс
132. 4.
Контрольная работа за год.
Знать орфографические правила и уметь их
Записать 6
применить. Находить в словах орфограммы,
словарных
проверять их.
слов
133.

5.

Работа над ошибками.

Находить и исправлять орфографические ошибки,
работать по алгоритму.

С У
словарь

134.

6.

Повторение «Имя
прилагательное»

135.

7.

Повторение «Предложение»

Систематизировать изученный материал
1С: Образовательная С У
морфологии. Представить его в виде алгоритма, коллекция Проверка
схем, текста. Продуцировать устное сообщение на знаний уроки
грамматическую тему по изученному материалу. русского языка 4
класс
С У
Систематизировать изученный материал по
Интерактивный

136.

8.

Повторение «Сложные
предложения»

синтаксису и пунктуации. Представить его в виде тренажер «Пишу
алгоритма, схем, текста. Продуцировать устное
грамотно»
сообщение на грамматическую тему по
изученному материалу. Совместно составлять
алгоритм синтаксического разбора простого
предложения, действовать по алгоритму,
проверять себя.
Систематизировать изученный материал по
синтаксису и пунктуации. Представить его в виде
алгоритма, схем, текста. Продуцировать устное
сообщение на грамматическую тему по
изученному материалу. Совместно составлять
алгоритм синтаксического разбора сложного
предложения, действовать по алгоритму,
проверять себя.

С У


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».