Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 09. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» сентября 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Пермина А.К. Природоведение 6Б Основное общее образование 1год 2 часа в неделю/68 часов в год Рабочая программа по природоведению (6 класс) составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Основными задачами курса «Природоведение» являются: сообщение обучающимся сведений о живой природе и ее роли в жизни человека, о жизни растений и животных; установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений; экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к природе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к живой природе, чувства сопричастности к сохранению её уникальности. 1. Компоненты структуры адаптированной образовательной программы по курсу «Природоведение» (6 класс) коррекционно-развивающие: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за процессами, происходящими в живой природе, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; развитие наблюдательности, речи, мышления, памяти; развитие и интеллектуальной и эмоциональной сферы деятельности обучающихся; воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; формирование основ экологического воспитания; образовательные: формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни ; оценка последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей. 2. Оценка личностных и предметных результатов В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Личностные: формирование мотивации к познавательной деятельности; развитие личностных представлений о целостности живой и неживой природы, формирование эмоционально-ценностного отношения к живой природе; вовлечение в экологическую и природоохранную деятельность, ориентация на выбор целевых и смысловых установок, направленных на эстетическое и этическое отношение к растениям и животным; приобщение к ценностям биологической науки и экологической культуры, глобальным проблемам человечества, правилам и нормам поведения в природе; формирование умения обращаться с микропрепаратами и лабораторным оборудованием. Предметные: знакомство с предметом изучения раздела «Живая природа»; развитие эстетического и этического значения живой природы; обучение наблюдательности и способности описывать природные явления; развитие первоначальных представлений о разнообразии растений, животных, способах их использования и методах защиты; ознакомление в доступной форме с понятиями экологии, раскрытие их значения для биологического познания; формирование предметных познавательных учебных действий (описание и сравнение растительных и животных объектов, понимание влияния экологических факторов на организмы). 3. Формирование базовых учебных действий Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в процессе всего школьного обучения биологии и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной программы по предмету. Программа формирования базовых учебных действий по природоведению реализуется в процессе и учебной, и внеурочной деятельности в 5-6 классах. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с ограниченными возможностями здоровья. Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. Программа формирует основы учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые помогают в их подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Приоритет отдается формированию мотивационного компонента учебной деятельности; овладению комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; развитию умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога. 4. Уровни овладения предметными результатами Адаптированная образовательная программа по природоведению (6 класс) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: -узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; -представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; -отнесение изученных объектов к определенным группам (растения поля, растения луга, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и т. д.); -называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения); -называние заповедников, заказников, растений и животных, занесенных в Красную книгу России; -соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); -выполнение несложных заданий под контролем учителя; -адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога Достаточный уровень: -узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; -представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; -отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (-дуб-береза-жасмин-дикорастущие растения; яблонякартофель-морковь-культурные растения; кузнечики- муравьи-пчелы–насекомые); -называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; -выделение существенных признаков групп объектов; -знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; -участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; -выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; -совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; -выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; -осуществление деятельности по уходу за чистотой водоемов. 5. Планируемый уровень подготовки обучающихся на конец года: Обучающиеся должны уметь: называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями; связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; выполнять рекомендуемые практические работы; соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Обучающиеся должны знать: обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; разнообразие растительного мира на нашей планете, растения нашей местности культурные и дикорастущие, занесенные в Красную книгу России, среду обитания животных, классификацию животных, домашних животных в городе и деревне и сельскохозяйственных как устроен и работает организм человека, о необходимости здорового образа жизни, осанке, органах чувств, правилах гигиены и охраны органов чувств, об оказании первой медицинской помощи основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней. обращаться с простым лабораторным оборудованием; В результате изучения курса «Природоведение» шестиклассники должны научиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность имеет большое значение для коррекции недостатков психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их познавательных возможностей и интересов. Природоведческие знания помогут лучше понять отношение человека к окружающей среде, эстетически воспринять и полюбить природу, научиться беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения. 6. Содержание программы курса «Природоведение» (6 класс) Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических знаний. Основными задачами курса «Природоведение» являются: Формирование элементарных научных знаний о живой природе; демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; формирование специальных и общеучебных умений и навыков; воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; воспитание социально значимых качеств личности. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи и зависимости. Программа по природоведению в 6 классе состоит из следующих разделов: «Введение», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Обобщающее повторение». При изучении раздела «Введение» обучающиеся знакомятся с живой природой: растениями, животными и человеком. Вспоминают, что такое природа, неживая природа. С помощью учителя делят тела природы на живые и неживые. В разделе «Растительный мир» обучающиеся получают информацию о разнообразие растительного мира, о среде обитания растений, их строение. Учитель делит растения на 2 группы: культурные и дикорастущие, и на деревья, кустарники и травянистые растения, лекарственные и декоративные, растения. Обращается внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений, демонстрируется взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного мира. Даются представления о комнатных растениях и правилах ухода за ними. Школьники узнают о растительном мире разных районов Земли и о растениях нашей местности, и занесенных в Красную книгу России. В разделе «Животный мир» обучающиеся знакомятся с разнообразием животного мира, средой обитания животных. Учитель дает представление о классификации животных на классы, и рассказывает подробно о каждом классе. В содержании указываются представители фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени отводится изучению животных нашей страны и Курского края. Дает представление о домашних животных, живущих в городе и деревне, уходом за животными в живом уголке или дома. Обучающиеся знакомятся с животными холодных районов Земли. В разделе «Человек» Учитель включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков. Дает представление об осанке, органах чувств, правилах гигиены и охраны органов чувств, о необходимости здорового питания, об оказании первой медицинской помощи, о профилактике простудных заболеваний. При изучении раздела «Обобщающее повторение» обучающиеся повторяют живую и неживую природу. знакомятся с различными экосистемами, изучают жизнь растений и животных. Подобное построение программы способствует формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья целостной картины окружающего мира, наглядно демонстрирует единство материального мира, помогает познать свою Родину как часть планеты Земля. Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт обучающихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. Экскурсии проводятся по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися). В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программой предусмотрена демонстрация опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*. Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала. Учебно-тематическое планирование уроков природоведения в 6 классе (68 часов) № Разделы (темы) п/п 1. Введение 2. Растительный мир 3. Животный мир 4. 5. Человек Обобщающее повторение Кол-во Практические и лабораторные работы, часов экскурсии 1ч 17 ч Экскурсии 1.для наблюдения за дикорастущими и культурными растениями 2.для наблюдения за декоративными растениями 3.для наблюдения за лекарственными растениями 4.для наблюдения за деревьями, кустарниками и травами 35 ч Экскурсии 1. В живой уголок 2. В Краеведческий музей для наблюдения за животными, занесенными в Красную книгу Курской области 3. В зоопарк 4. На животноводческую ферму для наблюдения за сельскохозяйственными животными 13 ч 2ч Экскурсии: Календарно-тематическое планирование уроков природоведения 6 класс (68 часов) № п/п 1. 2 3 4 5 6 7. 8 9. 10 11 12. 13 14 15 16. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Тема урока Введение Живая природа: растения, животные, человек Растительный мир Разнообразие растительного мира на нашей планете Среда обитания растений Строение растений Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы. Экскурсия в природу для наблюдения за деревьями, кустарниками и травами Лиственные деревья Хвойные деревья Дикорастущие кустарники Культурные кустарники Экскурсия в природу для наблюдения за дикорастущими и культурными растениями Травы Декоративные растения. Экскурсия в природу для наблюдения за декоративными растениями Лекарственные растения. Экскурсия в природу для наблюдения за лекарственными растениями Комнатные растения. Уход за комнатными растениями Растительный мир разных районов Земли Растения нашей страны Растения Курской области: дикорастущие и культурные Красная книга России и Курской области Обобщающий урок по теме «Растительный мир» Животный мир Разнообразие животного мира Среда обитания животных. Животные суши и водоемов Животные; насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие Насекомые Бабочки, стрекозы, жуки Кузнечики, муравьи, пчелы Рыбы Морские и речные рыбы Земноводные: лягушки, жабы Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы Птицы Ласточки, скворцы, снегири, орлы Лебеди, журавли, чайки Кол-во часов 1ч 17ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 35ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Дата 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68. Птицы Курского края. Охрана птиц Млекопитающие Млекопитающие суши Млекопитающие морей и океанов Домашние животные в городе и деревне Сельскохозяйственные животные: лошади Сельскохозяйственные животные: коровы Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы. Экскурсия на животноводческую ферму для наблюдения за сельскохозяйственными животными Домашние птицы: куры, утки, индюки Уход за животными в живом уголке или дома Аквариумные рыбки Попугаи, канарейки Морские свинки, хомяки, черепахи. Экскурсия в живой уголок Домашние кошки Собаки Животные холодных районов земли Животные умеренного пояса Животные жарких районов земли Животный мир нашей страны. Экскурсия в зоопарк Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России Животные Курской области. Красная книга Курской области. Экскурсия в Краеведческий музей для наблюдения за животными, занесенными в Красную книгу Курской области Обобщающий урок по теме «Животный мир» Человек Как устроен наш организм Как работает наш организм Здоровый образ жизни человека Осанка Органы чувств Правила гигиены и охрана органов чувств Здоровое питание Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены Оказание первой медицинской помощи Профилактика простудных заболеваний Специализации врачей Медицинские учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи Обобщающий урок по теме «Человек» Обобщающее повторение Неживая природа Живая природа 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 13ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч