Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 08. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2021/2022 ШМО Музыка 1-4 класс Начальное общее образование 1год 1час в неделю/34 часов в год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Музыка» образовательной области «искусство» (адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – АООП), определяет содержание, ожидаемые результаты и условия её реализации. Нормативно-правовую базу разработки программы «Музыка» (1-4 класс) адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599); Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждения VIII вида под ред. В.В. Воронковой 1-4 классы Сборник 1. М., «Владос», 2011г.; Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 11.12.2015 г.; Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ 19 на 2020-2021 учебный год; Устав КГКОУ ШИ 19 ; Учебный план КГКОУ ШИ 19 ; Календарный график КГКОУ ШИ 19 . В рабочей программе по предмету «Музыка» (1-4 класс) отражено содержание программы, определены современные подходы к личностным и предметным результатам освоения учебного предмета, дана система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определены направления программы формирования базовых учебных действий. Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на формирование преодоления недостатков умственного, эмоционально-волевого развития школьников, подготовки их к социальной адаптации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета, способствует умственному развитию обучающихся, их подготовке к жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка» предназначенна для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов, упрощения заданий. В программу включены специально подобранные музыкальные произведения,которые могли бы,воздействуя на аффетивную сферу ребенка. На выбор репертуара для пения оказывают влияние определённые ограничения, возникающие при работе с детьми с ОВЗ. Это небольшой диапазон голосов, затруднённость воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т.д. Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционноразвивающая направленность. Объём материала для раздела «Музыкальная грамота» сводится к минимуму. Программа учитывает следующие особенности детей: неустойчивое внимание, неточность и затруднение при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Целью музыкального воспитания является: создание условий для овладения учащимися музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощённые в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки. Исходя из целей музыкального воспитания, выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения. Задачи образовательные: формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкальноисполнительской деятельности; формировать музыкально-эстетический словарь; формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности. Задачи коррекционно-развивающие: корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи; помочь самовыражению учащихся с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью; способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими; совершенствовать певческие навыки; развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки; активизировать творческие способности. Задачи воспитательные: способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации, формированию нравственных качеств: патриотизма, дружелюбия, взаимовыручки и др. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкальнообразовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексно сти обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств обучающегося, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы: 1.коррекционная направленность обучения; 2.оптимистическая перспектива образования; 3.индивидуализация и дифференциация процесса обучения Методы метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности организации музыкального материала; метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.); метод игры метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). Технологии обучения: коррекционно-развивающего обучения; проблемного обучения; групповые технологии и коллективное творческое дело; игровые педагогические технологии; проектного метода обучения; технология модульного обучения. обучении); Общая характеристика учебного предмета. Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку и исполнять на музыкальных инструментах. Предмет «Музыка» состоит из следующих разделов: «Восприятие музыки», «Хоровое пение», «Элементы музыкальной грамоты» и «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков. Раздел «Восприятие музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Задачи, стоящие перед детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в данном разделе: слушание музыки: непосредственное музыкальное соучастие и мысленное прослеживание смысловых музыкальных связей; развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера; развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание; развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня – весёлая, грустная, спокойная; знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба; развитие умения передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений; Формирование певческих навыков, вокально-хоровой культуры являются основными видами деятельности в разделе «Хоровое пение». Во время одного урока обычно исполняется 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. Коррекционно-направленная вокально-хоровая работа предполагает: обучение певческой установке; формирование вокальных навыков (работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием, развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, обработка навыков экономного выхода, удерживания дыхания на более длинных фразах; формирование естественности звукообразования, правильной артикуляции); развитие музыкального слуха и особого его проявления-слуха вокального (развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива, активизация внимания к единой правильной интонации); развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях; развитие умения петь лёгким звуком песни подвижного характера и плавно – песни напевного характера; пение в унисон, выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие понимания содержания песни на основе характера её мелодии (весёлого, грустного, спокойного) и текста; получение эстетического наслаждения от собственного пения. Объём материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму из-за ограниченных возможностей детей с умственной отсталостью: различение характера музыкального произведения: весёлый, грустный, спокойный; распознавание динамических оттенков музыкальных произведений (громко, тихо) различение на слух музыкального темпа (быстро, медленно); различение частей песни (вступление, запев, припев, проигрыш). Раздел «Игра на музыкальных инструментах детского оркестра» включает: обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник, металлофон); применение ударно-шумовых инструментов, сопровождающих звучание детских голосов; воспроизведение по подражанию взрослому ритмических рисунков песенок и попевок; коллективное музицирование. Программа предусматривает: - достижение планируемых результатов всеми обучающимися; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; - возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся через организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики и дополнительного образования, с использованием возможностей образовательного учреждения. Описание места учебного предмета в учебном плане. Предмет «Музыка» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа «Музыки» реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Предмет Класс Часов в I неделю четверть II четверть I полуг VI четвер ть 18 II полуг Год 30 III четвер ть 19 музыка 1 2 16 14 37 67 Музыка 2 1 8 8 16 10 8 18 34 Музыка 3 1 8 8 16 10 8 18 34 Музыка 4 1 8 8 16 10 8 18 34 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на: - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры; - формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России; - воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; - развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной и коллективной хоровой и инструментальной исполнительской деятельности; - формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства; - приобретение собственного опыта музыкальной деятельности (в хоровом и коллективном музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку); - воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального); - овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности. В соответствии с введением ФГОС с ОВЗ в кабинете, где проводится уроки музыки коррекционно-развивающая среда представлена специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей. Кабинет оснащен звуковоспроизводящей техникой. Также в кабинете есть детские музыкальные инструменты (бубны, барабан, треугольники, ложки). В кабинете есть выставка детских творческих работ притягивает взгляды детей, вызывает у них желание познакомиться с информацией. На стендах также размещены детские творческие работы. Родители имеют возможность увидеть проявление творческих способностей своих детей. Каждый ребёнок уникален, важно это помнить и принимать во внимание. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ. Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее БУД) реализуется в 1-4 классе, конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью. Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. Задачами формирования и развития БУД являются: - формирование мотивационного компонента учебной деятельности; - овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; - развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организационную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо: - определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающегося; - определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов. Состав базовых учебных действий обучающихся: 1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. 2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения. 3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. 4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения: овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. На уроках музыки формируются следующие базовые учебные действия: положительное отношение к окружающей 1. Личностные базовые учебные действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; адекватная самооценка собственных музыкальных способностей; начальные навыки реагирования на изменения социального мира; сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей; сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. входить и выходить из учебного помещения со звонком; 2. Регулятивные базовые учебные ориентироваться в пространстве класса; пользоваться учебной мебелью; действия: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); организовывать рабочее место под руководством учителя; работать с учебными принадлежностями (инструментами ) и организовывать рабочее место принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя; корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя. передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения выделять существенные, общие и отличительные свойства 3. Познавательные базовые учебные предметов дать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на действия: наглядном материале пользоваться знаками, символами, предметами заместителями наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях) 4. Коммуникативные участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях; базовые учебные выражать свое отношение к музыкальному произведению оформлять свои мысли в устной речи; действия: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться; умение отвечать на вопросы различного характера; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках музыки договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации . Балл Показатель 0 баллов Действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем 1 балл Смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи 2 балла Преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно 3 балла Способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя 4 балла Способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя 5 баллов Самостоятельно применяет действие в любой ситуации Балльная с истема оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности БУД обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Музыка» Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка» Достижение личностных и предметных результатов освоения программы учебного предмета «Музыка» обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений. Планируемые личностные результаты Личностные результаты: положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность к творческому взаимодействию и коммуникации с взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми нормами социального взаимодействия; готовность к практическому применению приобретенного музыкального опыта в урочной и внеурочной деятельности, в том числе, в социокультурых проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; осознание себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; адекватная самооценка собственных музыкальных способностей; начальные навыки реагирования на изменения социального мира; сформированность музыкально-эстетических предпочтений, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; наличие доброжелательности, отзывчивости, открытости, понимания и сопереживания чувствам других людей; сформированность установки на здоровый образ жизни, бережное отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Определяют два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Содержание учебного предмета В содержание программы входит овладение обучающимися с ОВЗ в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр. Слушание музыки: ― развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ― развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная мелодия); ― ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); ― знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение. Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ― работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); ― пение коротких попевок на одном дыхании; ― развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); ― развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ― формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); ― развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; Элементы музыкальной грамоты Содержание: ― ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte, тихая ― piano); ― элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Содержание: ― обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); ― обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментов СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения программы призвана решить следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности; описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяющей вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы: дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью; динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки достижений обучающихся. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования детей с умственной отсталостью, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования. В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы бальная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике: прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно»/»неверно» свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные: хорошие и очень хорошие (отличные). Оценка «5»: проявляет устойчивый интерес к предмету и активность в музыкальноисполнительской деятельности на основе достаточно развитого волевого напряжения; знает основные музыкальные инструменты, способен различать изученные жанры музыкальных произведений, воспроизводить музыкальные звуки и тексты песен, самостоятельно исполнять знакомые песни; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях. Оценка «4»: в музыкальной деятельности активен, но при наличии внешнего пробуждения; осознает зависимость успехов от прилагаемых усилий; связь всех компонентов музыкальной деятельности устойчивая; сформированы музыкальные представления, понятия, чувства, но испытывает трудности в оперировании ими, знает основные музыкальные инструменты, способен с помощью учителя, различать изученные жанры музыкальных произведений, принимает участие в хоровом пении; отвечать на вопросы о прослушанных произведениях с незначительной помощью. Оценка «3»: музыкальные предоставления, понятия и умения сформированы частично, оперирует ими неумело; реагирует на знакомые музыкальные произведения, узнает основные музыкальные инструменты, запоминает простейшие мелодии воспроизводит их с помощью учителя, способен сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности; недостаточно выражены волевые качества, понимая связь усилий и успехов, допускает халатность, леность. Оценка «2 и 1» может выставляться в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребёнка. Текущий контроль успеваемости проводится во всех классах с легкой умственной отсталостью, в конце каждой учебной четверти. Формами текущего контроля успеваемости могут быть: оценивание индивидуальных творческих способностей, динамика их развития; активность в музыкально-исполнительской деятельности на основе волевого напряжения участие в конкурсах, фестивалях различного уровня. Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале: 0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. 2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю по следующей шкале: 0 – отсутствие динамики или регресс. 1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия. 2 – минимальная динамика. 3 – средняя динамика. 4 – выраженная динамика. 5 – полное освоение действия. Оценка достижений предметных результатов по практической (что умеет) составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: 0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. 2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. 4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой (что знает) составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: 0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. 2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. 4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу. На основании сравнения показателей за четверть текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с УО по каждому показателю по следующей шкале: 0 – отсутствие динамики или регресс. 1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия. 2 – минимальная динамика. 3 – средняя динамика. 4 – выраженная динамика. 5-полное освоение действия. Материально – технического обеспечение учебного предмета книгопечатную продукцию: хрестоматии с нотным материалом; сборники песен и хоров; методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки); книги о музыке и музыкантах; научно-популярная литература по искусству; справочные пособия, энциклопедии; дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств; карточки с обозначением исполнительских средств выразительности; технические средства обучения: музыкальный центр, экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии по музыке; Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; различные музыкальные видеофильмы с записями выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов; известных хоровых и оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов; учебно-практическое оборудование: музыкальные инструменты: комплект детских музыкальных инструментов: трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, металлофоны, деревянные ложки; комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики); Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс № п/п Тема урока Кол-во часов 1-2 Формирование певческих навыков. Б.Савельев «Неприятность эту мы переживем» 2 3-4 5-6 Вступление. А. Филиппенко «Урожай собирай» Запев, припев. Б. Савельев «На крутом бережку» слушание». Проигрыш. Русская народная песня. «Во поле берёза стояла». Части песни. Б. Савельев «Если добрый ты» 2 2 Динамика (громко, тихо). «Веселые гуси» Украинская народная песня. Динамика (громко, тихо). «Савка и Гришка» Белорусская народная песня. Повторение пройденного за четверть Весёлый характер мелодии. Ф. Филиппенко «Веселый музыкант». Д. Кабалевский «Клоуны». Грустный характер мелодии. «Перепёлочка» Белорусская народная песня. Спокойный характер мелодии. А. Александров «К нам гости пришли». Характер мелодии: весёлый, грустный, спокойный. Исполнение выученных песен. 2 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 2 2 2 2 2 2 2 2 дата 25-26 Музыкальный инструмент и его звучание: баян. М. Старокадомский «Что за дерево такое». 2 27-28 Самостоятельное узнавание и называние песен по вступлению. А. Филиппенко «Ёлочка». Урок – концерт. Повторение изученного за четверть Повторение изученного за четверть 2 29 30 31-32 1 1 Календарно-тематическое планирование 2 класс № п/п Тема Кол. Дата Час. 1. Россия-Родина моя 2. Русская народная песня. 2 Народный оркестр 3. 4. 5. 6. 7. 8. Осень наступила Такие разные марши 1 2 Содержание «Гимн России» А.Александрова, «У моей России» Г. Струве «На горе-то калина» р.н.п. «Каравай» р.н.п. «Светит месяц»р.н.п.(оркестр) «Огородная-хороводная» Б.Можжевелова Мендельсон «Свадебный марш», С.Прокофьев «Марш Пети», П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» «Неприятность эту мы переживём» Б.Савельев К.СенСанс «Лебедь» Л.Боккерини «Менуэт» Повторение изученных песен. Песня, танец, марш (по выбору) Такие разные песни Куплетная форма Звуки долгие и короткие Очень весело у нас Три кита в музыке Ансамбль, оркестр 2 Уж ты зимушка-зима Музыкальный инструмент (металлофон) К нам приходит Новый год 2 «Как на тоненький ледок»н.п С.Рахманинов «Итальянская полька» 2 «Новогодняя» А.Филиппенко А.Спадавеккиа «Добрый жук» Наш весёлый Новый 2 «Новогодняя-хороводная» 1 год. 9. 12 13 Закружился хоровод Зимние мелодии 2 11 Мы-солдаты. Орган. 2 Вот как весело у нас. Животные в музыке «Песня о погранични-ке» Богословский, «Токката» И.Бах Богословский, «Токката» И.Бах «Песню девочкам поём» Т.Попатенко «Лунный свет»Деббю си, «Токката» Бах, «Птичка» 2 «Мамин праздник» Гурьева, «Песню девочкам поём»Попатенко, «Волшебный цветок» Ю.Чичков «Улыбка» ,«Когда мои друзья со мной» Шаинский Повт. песен, муз. игры «Бабушкин «Котя- 1 Жанры музыки 15 Янв. «Будьте добры» А.Флярковский,»Колыбельная Медведицы» Е.Крылов 3 Ансамбль, оркестр 14 2. 10. Волшебные интрументы: орган,арфа,флейта Высокие и низкие звуки. Мамин день. А.Островский «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов Новогодние песни. «Песенка Деда Мороза» Е.Крылатов 2 16 17 18 Долгие и короткие звуки Все рады весне Песни из мульт/фильмов Поём, танцуем, играем Ансамбль оркестр 2 2 2 34 козлик» , коток»р.н.п. «Мотылёк» «Песенка о весне» Г.Фрида, Рамиресс «Жаворонок» «Если добрый ты» Б.Савельев,»На крктом бережку» Ансамбль «Русская песня», оркестр Осипова .Повторение песен, муз. игры Календарно – тематическое планирование 3 класс № Тем п/п 1. 2-3 Россия-Родина моя Кол. -час дата Содержание 1 06.09. 2018 «Гимн России»муз.А .Александровна Мы - 2 путешественники «Наш край»Д.Кабалевский «Веселые путешественники» муз.М.Старокодомского «Мир похож муз.В.Шаинского на цветной луг» «Вальс цветов»П.И.Чайковский 4-5 Школьные годы 2 «Первоклашка», «Чему учат в школе»В.Шаинский «Прекрасное далёко»Е.Крылатов 6-7 8 вторение песен 9 Три кита в музыке 2 Такие разные песни 1 Куплетная форма Музыкальная форма 1 произвед. (одночастная, двухчастная) «Дружба школьных лет» М.Парцхаладзе Ф. Шуберт «Аве Мария»,Дж.Верди «Триумфальный марш», М.Теодоракис «Песенка крокодила Гены» В.Шаинский «Почему медведь зимой спит»Л.Книппер П.Чайковский «Детский альбом» 10 Музыкальная форма 1 «Снежная песенка» Д.Львова- Компанейца П.Чайковский «Детский альбом» 1 «Почему медведь зимой спит», «Снежная песенка», «Кабы не было зимы»Е.Крылатов (трёхчастная, четырёхчастная) 11 Зимушка-зима Детский оркестр 1213 Наступает Новый 2 год 14 Музыкальная зима 1 «Новогодний хоровод» повторение. песен Песни о зиме, о Новом годе «Российский Дед Мороз» муз. А.Варламова 1516 Новый закружился хоровод 17 Мелодия и 2 сопровождение. Играем металлофоне. 1819 Темп : быстро, год- 2 Новогодние песни, хороводы. «Песня Чебурашки» В.Шаинский, повторение песен на 2 «Стой,кто идёт?» Соловьёв-Седой, медленно. В.Моцарт:Аллегро «Маленькая ночная Виолончель серенада», Ф.Шуберт «Муз. момент» А.Филиппенко 2021 Динамические оттенки. 2 Динамические оттенки. Саксофон. Саксофон. 2223 Поздравляем маму. 2 «Праздничный вальс» Филиппенко, «Калинка», «Ах вы сени» р.н.п. Заиграй-ка, балалайка. 2425 2627 Наш оркестр 2 Повторение песен «Коробейники» р.н.п. Мы дружим песней с 2 «Пойте вместе с нами» А.Пряжникова «Белые кораблики»В.Шаинский «Облака» В.Шаинский 2829 Музыкальная форма 2 «Чунга-Чанга», .В.Шаинский, «Голубой вагон» « Детский альбом»П. Чайковский 3031 День Победы 2 «Стой, кто идёт?» Соловьёв-Седой , «Танкгерой», «Бравые солдаты» А.Филиппенко 3234 Шутка в музыке 2 «Кашалотик» Р.Паулс, «Буратино» А.Рыбников, повторение песен Календарно-тематическое планирование 4 класс № Тема Колп/п во часов 1. Россия-Родина моя 1 Дата 04.09 2. Осень золотая 2 11.09 18.09 3. Школьная страна 2 25.09 02.10 Содержание «Гимн России» А.Александров «Наш край» Д.Кабалевский «Осень» П. Кюи «Золотистая пшеница» Т .Попатенко «Чему учат в школе», «2х2=4» В.Шаинский «Наша школьная страна» Ю.Чичков 4. Народные музыкальные инструменты 2 09.10 16.10 «Без труда не проживёшь» В.Агафонникова, повторение. песен 5. Вот как весело у нас 1 23.10 Исполнение изученных песен В.Гроховский «Русский вальс» 6. Сказочные сюжеты в музыке. 2 06.11 20.11 «Колыбельная Медведицы» Е. Крылатов Н.Римский-Корсаков «Песня индийского гостя» П..Чайковский «Баба Яга» «Розовый слон» С.Пожлаков, 27.11 «Волшебный цветок»Ю.Чичков Динамические 13.11 оттенки 7. Такие разные марши 2 (военный, спортивный, праздничный, шуточный, Э.Григ «В пещере горного короля» траурный). 8. 9. 10. 11. Зимушка-зима Танцы: вальс, Полька ,хоровод 2 Скоро ,скоро Новый год 2 Такие разные танцы (полонез, танго, канкан, чардаш) Янв. Особенности музыкаль2 ного языка песни , ёё идейное и художественноесодержание Музыкальные средства 2 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 М.Глинка «Марш Черномора», «Марш Славянки», «Спортивный марш» «Снежный человек»Ю.Моисеев, «Белоснежка»Г.Гладков, «Три белых коня»Е.Крылатов, П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев», «Полька», «Хоровод» «Будьте добры» А.Флярковский, повтор. новогодних песен, Ж.Оффенбах «Канкан», танго «Под небом Парижа» «Маленький барабанщик» нем. н.п., обр. Давиденко ,повторение. песен, Брейбург-Леви «Смысл.Отпускаю себя.Волны покоя.Неуходи,дарящий.Пробуждение.Сам попро-буй.» Из цикла «Млечный сад» 29.01 05.02 «Не плачь, девчонка» В.Шаинский Моцарт «Турецкое рондо»