Мир природы и человека 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» 08. 2022г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
ШМО
Мир природы и человека
3Г
Основное общее образование
1год
1 часа в неделю/34 часов в год

МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:
- материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
- отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом МБОУ СОШ 49 на 2022 – 2023
учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, «Мир природы и человека», которые определены Федеральным государственным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебники:1). Мир природы и еловека,3класс,частьI,М.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина,Москва«Просвещение»2018
2).Мирприродыичеловека,3класс,частьII,М.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина,Москва«Просвещение»2018
Количество часов по учебномуплану:1час в неделю
Количество часов в год по программе: 34часа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
учебного предмета «Мир природы и человека», которые определены Федеральным государственным
стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации программы–1год.
Основная цель предмета: «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных
знаний;понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:
– формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
– обогащение, уточнение, активизация словаря;
– развитие грамматического строя речи;
– развитие связной устной речи (диалогической и монологической);
– развитие зрительного и слухового восприятия, мыслительных процессов;
– воспитаниенравственныхкачествличностинаосновеизученияпредметовиявленийокружающегомира.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего
мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями
жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческих дисциплин, который выдвигает на первый
плано беспечение:
— полисенсорности восприятия объектов;
— практическоговзаимодействияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушения
ми)спредметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде
макетов в специально созданных учебных ситуациях;
— накопленияпредставленийобобъектахиявленияхокружающегомирачерезвзаимодействиесразличнымин
осителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в
процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе
решения проблемных ситуаций ит.п.;
— закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и
накоплению опыта в взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и
учебной деятельности;
— постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик к предмета
познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружаю-щем
мире:
живойинеживойприроде,человеке,местечеловекавприроде,взаимосвязяхчеловекаиобществасприродой.
Практическая
направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе, об особенностях человека как био социального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том
числе человек)»,«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с
изучаемыми объектами и явлениями.
Сезонныеизменения
Временные изменения. День,вечер,ночь,утро.Сутки,времясуток.Времясутокисолнце(порезультатамнаблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни
растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начинаясянваря.
Календарь.
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина
весны, поздняя весна. Смена времён года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений.
Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения,происходящиевприродевразноевремягода,спостепеннымнарастаниемподробностиописаниякачественных изменений:
температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный –
тёплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака
(облака, тучи, гроза), состояние водоёмов (ручьи, лужи, покрылись льдом, тёплая- холодная вода),почвы (сухая-влажная–
заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений.
Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одеваниенапрогулку. Учётвременигода,
погоды,предполагаемыхзанятий(игры,наблюдения,спортивныезанятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Предупреждениепростудныхзаболеваний,гриппа,травмвсвязиссезонными особенностями (похолодание, гололёд, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звёзды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой
природы.
Простейшиепризнакиобъектовнеживойприродыпоосновнымпараметрам:внешнийвид,наиболеесущественные
и
заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребёнком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как
планете, и Солнце–звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения
Растения
культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место
про израстания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.
Первичныепредставлениеоспособахразмножения.Развитиерастениеизсеменинапримерегорохаилифасоли.Значениерастенийв
природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и несъедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование
человеком.

Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные,
чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор,
птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушки. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место
обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период
гнездования (сбор веток для гнёзд, соблюдение тишины и уединённости птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением,
бережноеотношениекдикорастущимрастениям,правилисбораурожаягрибовилесныхягод,ознакомлениесправилами
ухода
за
домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким
животным, и т.п.
Человек
Мальчики девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова
,лицо: глаза ,нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытьё, расчёсывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание).
Гигиена рук (мытьё). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью
вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны
органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека
(внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиенажилища(проветривание,регулярнаяуборка),гигиенапитания(полноценноеирегулярное питание:
овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, приём ванной),
прогулки и занятия спортом.
Человек–членобщества:членсемьи,ученик,одноклассник,друг.Личныевещиребёнка:гигиеническиепринадлежности,
игрушки,
учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребёнка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный).
Зоопаркиликраеведческиймузей.Почта.Больница.Поликлиника.Аптека.Назначениеучреждения.Основныепрофессиилюдей,работ
ающихвучреждении.Правилаповедениявмагазине.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси,
трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты.
Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населённые пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша
национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы.
Россия
–
многонациональная страна.
Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактикапростуд:закаливание,одеваниепопогоде,проветриваниепомещений,предупреждениепоявлениясквозняков.Профила
ктикавирусныхзаболеваний(гриппа)–приёмвитаминов,гигиенаполостиносаирта,предупреждение контактов с больными людьми.
Поведение вовремя простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция
больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, приёмлекарствпоназначениюврача, постельныйрежим).
Вызовврачаизполиклиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к
травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правилаповедениячеловекаприконтактесдомашнимживотным.Правилаповедениячеловекасдикимживотнымвзоопарке,в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызовскорой
помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход,
правиланахожденияребёнканаулице(сопровождениевзрослым,движениепотротуару,переходулицыпопешеходномупереходу).Пра
вилабезопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарём
для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Краткая характеристика предмета
Данныйучебныйпредметявляетсяспецифическимдляобучениямладшихшкольников.Занятияпоэтомуучебномупредметуимеютинт
егративныйхарактер,рассматриваютсякаккоррекционные.Ихцельюявляетсянаправленное исправление дефектов общего и
речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам,
расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о
мире, который находится в не поля их чувствительного опыта.
Обучение
способности
видеть,
сравнивать,
обобщать,
конкретизировать,
делатьэлементарныевыводы,
устанавливатьнесложныепричинно-следственныесвязиизакономерностиспособствуетразвитиюаналитико-синтетической
деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается
словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается
различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов,
обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности
обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и
диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями
окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, вовремя наблюдений за сезонными изменениями в природе,
демонстрацииучебныхкинофильмов,диафильмов,предметныхисюжетныхкартин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует
её, исправляетошибки,учитсосредоточиватьвниманиенаопределённыхпредметахиявлениях,правильно наблюдать, сравнивать,
характеризовать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.
Приформулированииответовнавопросыуучащихсязакрепляетсяумениеправильностроитьпредложения; описывать предметы,
явления, рассказывая об увиденном, о ни учатся связному высказыванию.
Наэкскурсияхучащиесязнакомятсяспредметамииявлениямивестественнойобстановке; на предметных уроках
– на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство
иразличие,делатьпростейшиевыводыиобобщения. Практическиеработыпомогаютзакреплениюполученныхзнаний и

умений.Наблюдениязапогодойисезоннымиизменениямивприродерасширяютпредставленияобокружающеммире,развиваютвнимание,наб
людательность,чувственноевосприятие.
Правильная организация занятий, специфическиеметодыиприёмыобученияспособствуютразвитиюречиимышленияучащихся.
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам.
Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Участие в беседе. Правильные, полные и отчётливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания
товарищей.
Описаниеподруководствомучителяпредметовиявленийприродыпосленаблюдениязанимиибеседы.
Составлениеподруководствомучителянебольшихрассказовобизучаемыхрастенияхиживотных, о явлениях природы, сезонных
изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными
объектам и посредством предлогов и наречий.
Учебные презентации.
Планируемые результаты освоения обучающимися мир природы и человека:
Минимальный уровень:
– представления о назначении объектов изучения;
– узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
– отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовыепонятия);
– называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе;
– представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
– знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
– знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
– ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
– составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по
предложенному плану;
– адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
– адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или с моделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:
– представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
– узнаваниеиназываниеизученныхобъектоввнатуральномвидевестественныхусловиях;
– отнесениеизученныхобъектовкопределённымгруппамсучётомразличныхоснованийдляклассификации;
– развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
– знание отличительных существенных признаков групп объектов;
– знание правил гигиены органов чувств;
– знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учётом возрастных особенностей;
– готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых
задач;
– ответынавопросыипостановкавопросовпосодержаниюизученного,проявлениежеланиярассказатьопредмете
изученияили наблюдения, заинтересовавшем объекте;
– выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предварительного и итогового контроля),
оценкасвоейработыиодноклассников,проявлениекнейценностногоотношения,пониманиезамечаний,адекватноевосп
риятиепохвалы;
– проявлениеактивностиворганизациисовместнойдеятельностииситуативномобщениисдетьми;адекватноевзаимод
ействиесобъектамиокружающегомира;
– соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
– выполнение доступных природо-охранительных действий;
– готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач в объёме программы.

Учебно-тематическийплан
№п/п
1
2
3
4

Разделыитемыпрограммногоматериала
Временагода
Растения
Животные
Человек
ИТОГО:

Всегочасов
21
5
3
5
34

Теория
17
5
3
5
30

Экскурсии
4
4

Календарно–тематическоепланирование
№п/
п

№урок
апоте
ме

4часа
1
2
3
4

1
2
3
4

5часов
5

1

6
7

2
3

8

4

ТЕМА
ПРОГРАММЫ

Планируемыерезультаты
предметные
личностные

СЕЗОННЫЕИЗМЕНЕНИЯВПРИРОДЕ
Временагода.Осень(частьI)
Осень.Экскурсия
Называть
Целостный,
Растенияосенью.
признакиосени.Знатьн социальноориентирован
азванияосеннихмесяце ныйвзгляднамирвединс
Животныеосенью
тве его природойи
Занятиялюдейосенью в.
Знать,какследитьзасв
социальной
оим
частью.Ценностноеотно
шениек природе.
здоровьем;какуюоде
жду
Осознаниесебякакучени
ка,заинтересованного
выбирать;знать,что"
посещением
осень"- пора
школы,обучением,заня
сбораурожая
тиями
ЖИВАЯПРИРОДА
Растения (частьII)
Сравнениерастений.Ч Уметь
Умениеобращатьсязап
астирастений
сравниватьрастения.
омощью,
Растениясада.Лес
Знать
приниматьпомощь;
частирастений.Знатьна овладениесоциальноПлодыисемена.Л
звания
бытовыминавыками,ис
есныеягоды
растенийсада.Различат пользуемымивповседн
Грибы

ДАТА

ФАКТ

ПРИМЕЧАНИЕ

с.5-9/3,4
с.10-12/4,5
с. 13-16/5-7
с.17,18/7,8

с.5-13/26-31
с.14-18/31-34
с.19-21/34,35
с.22,23/35-37

5

Травы

3часа
10
11
12

1
2
3

Дикиеживотные
Домашниеживотные
Птицы

4часа
13
14
15
16

1
2
3
4

Зима.Экскурсия
Растениязимой
Животныезимой
Занятиялюдейзимой

5часов
17
18

1
2

Дыханиечеловека
Профилактика
простудныхз
аболеваний

9

ьплодыисемена
евнойжизни
растений.
Знатьназвания
съедобных
инесъедобныхгрибов.
Знатьназваниятрав
Животные(частьII)
Знатьназваниядиких
Целостный,социально
идомашних
ориентированныйвзгля
животных,перелётныхи днамир
зимующих,хищных
вединствеегоприродой
ипевчихптиц
исоциальнойчастей
Временагода.Зима(частьI)
Знатьназваниязимних Формирование
месяцев,признакиз
положительногоотнош
имы.Связно
ения к
высказываться
мнениюучителя,сверст
поплану,
ников;Готовность
употребляяпростыер
кбезопасномуи
аспространённыепре
бережномуповедениюв
дложения.Знать,каку
природе и
юодежду
обществе;умение
выбиратьзимой;в
обращаться
какиеигрыможнои
запомощью,
грать
приниматьпомощь
Человек (частьII)
Знатьназвания
Осознаниесебякак
органов
ученика,заинтересован
человека.Называтьча
ногопосещением
стителаорганизма
школы,обучением,заня

с.24-27/37,38

с.28-32/39-42
с.33-39/42-46
с.40-47/46-49

с.19-23/8,9
с.24-25/9,10
с.26-28/10,11
с.29– 31/11

с.48-52/50,51
с.53-54/51-53

19
20

3
4

21

5

Кровь.Сердце.Пульс
Окружающаясредаи
здоровьечеловека
Питаниечеловека

4часа
22
23
24
25

1
2
3
4

Весна.Экскурсия
Растениявесной
Животныевесной
Занятиялюдейвесной

9часов
26
27

1
2

Лето
Растениялетом.Э
кскурсия
Животныелетом
Занятиялюдейлетом
Солнцевразныев
ремена года
Восходизакатсолнца
Воздух.
Значениевоздуха
Термометр

28
29
30

3
4
5

31
32

6
7

33

8

человека.Знать
тиями;формированиепо
причиныпростудных
ложительногоотношени
заболеваний.Называтьр якмнению
асположениеорганов
нателечеловека.
учителя,сверстников;
Знать
умениеорганизоватьс
полезныесвойствапр
воёрабочееместо
одуктов
Временагода.Весна(частьI)
Знать
Овладениесоциальноназваниявесенних
бытовыми
месяцев;названияд
навыками,используемы
иких
мивповседневнойжизн
животных;
и;
какиеработыпроводя
умениеорганизоватьс
воёрабочееместо
тсявогороде весной
Временагода. Лето(частьI)
Назватьпризнаки
Ценностноеотношение
лета. Знать
к природе;
названиялетних
умениеобращатьсязапо
месяцев.
мощью,
Знать,какиеработыпров приниматьпомощь.
одятся летом
Целостный,социальноо
вогороде.Знатьразличи риентированныйвзгляд
я солнцавразные
намир
времена года.Знать
вединствеегоприродой
сторону
и социальной
восходаизакатасолнца. частью.Овладение

с.55-57/53,54
с.58,59
с.60-65/54-56

с.32-36/11-13
с.37-38/13
с.39-43/13,14
с.43-45/14-15

с.46-50/15,16
с.51,52/16,17
с.53-55/17,18
с.56,57/19
с.58,59
с.60-62/20,21
с.63,64/22,23
с.65/23

34

9

Ветер.Направления
ветра

Уметьпользоватьсякале
ндарем.Знатьзначения
воздуха
длячеловека.Уметьполь
зоватьсятермометром.
Уметьопределятьнапра
вленияветра

социально-бытовыми
навыками,используемы
мивповседневнойжизн
и

с.66-69/24,25

Литератураисредстваобучения
1. Примернаяадаптированнаяосновнаяобщеобразоват
ельнаяпрограммаобразованияобучающихсяслёгкой
умственной
отсталостью(интеллектуальныминарушениями).
2. Матвеева М.Б.«Мирприродыичеловека»IиIIчасти,
3класс,Москва«Просвещение»2018г.
3. НуждинаТ.Д.«Энциклопедиядлямалышеймирживотныхирастений
Ярославль«Академияразвития»1997год.
4. Энциклопедияв3-хтомах«Чтотакое.Ктотакой».–М.:«ПедагогикаПресс»,2008.
5. СухаревскаяЕ.Ю.“Окружающиймир.Справочникдляученикан
ачальнойшколы».1-4йклассы.«Легион».
6. Худенко Е.Д., Барышников Д.И.«Планированиеуроков
развитиеречи наосновезнакомствасокружающиммиром в1
классекоррекционныхшколVIIIвида»АРКТИ,Москва2004го
д.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».