Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 08. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 ШМО Мир природы и человека 3Г Основное общее образование 1год 1 часа в неделю/34 часов в год МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе: - материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), - отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом МБОУ СОШ 49 на 2022 – 2023 учебный год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, «Мир природы и человека», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебники:1). Мир природы и еловека,3класс,частьI,М.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина,Москва«Просвещение»2018 2).Мирприродыичеловека,3класс,частьII,М.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина,Москва«Просвещение»2018 Количество часов по учебномуплану:1час в неделю Количество часов в год по программе: 34часа Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Мир природы и человека», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок реализации программы–1год. Основная цель предмета: «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний;понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Задачи: – формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности; – обогащение, уточнение, активизация словаря; – развитие грамматического строя речи; – развитие связной устной речи (диалогической и монологической); – развитие зрительного и слухового восприятия, мыслительных процессов; – воспитаниенравственныхкачествличностинаосновеизученияпредметовиявленийокружающегомира. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями жизнью человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческих дисциплин, который выдвигает на первый плано беспечение: — полисенсорности восприятия объектов; — практическоговзаимодействияобучающихсясумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушения ми)спредметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях; — накопленияпредставленийобобъектахиявленияхокружающегомирачерезвзаимодействиесразличнымин осителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций ит.п.; — закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта в взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности; — постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик к предмета познания, преемственность изучаемых тем. Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружаю-щем мире: живойинеживойприроде,человеке,местечеловекавприроде,взаимосвязяхчеловекаиобществасприродой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как био социального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)»,«Безопасное поведение». Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Сезонныеизменения Временные изменения. День,вечер,ночь,утро.Сутки,времясуток.Времясутокисолнце(порезультатамнаблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начинаясянваря. Календарь. Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времён года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений). Сезонные изменения в неживой природе Изменения,происходящиевприродевразноевремягода,спостепеннымнарастаниемподробностиописаниякачественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег –дождь, иней, град); ветер (холодный – тёплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоёмов (ручьи, лужи, покрылись льдом, тёплая- холодная вода),почвы (сухая-влажная– заморозки). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года Одежда людей в разное время года. Одеваниенапрогулку. Учётвременигода, погоды,предполагаемыхзанятий(игры,наблюдения,спортивныезанятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждениепростудныхзаболеваний,гриппа,травмвсвязиссезонными особенностями (похолодание, гололёд, жара и пр.) Неживая природа Солнце, облака, луна, звёзды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшиепризнакиобъектовнеживойприродыпоосновнымпараметрам:внешнийвид,наиболеесущественные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребёнком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце–звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля. Живая природа Растения Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место про израстания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу. Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист).Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичныепредставлениеоспособахразмножения.Развитиерастениеизсеменинапримерегорохаилифасоли.Значениерастенийв природе. Охрана, использование человеком. Грибы Шляпочные грибы: съедобные и несъедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушки. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнёзд, соблюдение тишины и уединённости птиц на природе). Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережноеотношениекдикорастущимрастениям,правилисбораурожаягрибовилесныхягод,ознакомлениесправилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек Мальчики девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова ,лицо: глаза ,нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытьё, расчёсывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытьё). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиенажилища(проветривание,регулярнаяуборка),гигиенапитания(полноценноеирегулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, приём ванной), прогулки и занятия спортом. Человек–членобщества:членсемьи,ученик,одноклассник,друг.Личныевещиребёнка:гигиеническиепринадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребёнка. Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопаркиликраеведческиймузей.Почта.Больница.Поликлиника.Аптека.Назначениеучреждения.Основныепрофессиилюдей,работ ающихвучреждении.Правилаповедениявмагазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина - Россия. Наш город. Населённые пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. Безопасное поведение Предупреждение заболеваний и травм. Профилактикапростуд:закаливание,одеваниепопогоде,проветриваниепомещений,предупреждениепоявлениясквозняков.Профила ктикавирусныхзаболеваний(гриппа)–приёмвитаминов,гигиенаполостиносаирта,предупреждение контактов с больными людьми. Поведение вовремя простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, приёмлекарствпоназначениюврача, постельныйрежим). Вызовврачаизполиклиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правилаповедениячеловекаприконтактесдомашнимживотным.Правилаповедениячеловекасдикимживотнымвзоопарке,в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызовскорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правиланахожденияребёнканаулице(сопровождениевзрослым,движениепотротуару,переходулицыпопешеходномупереходу).Пра вилабезопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарём для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. Краткая характеристика предмета Данныйучебныйпредметявляетсяспецифическимдляобучениямладшихшкольников.Занятияпоэтомуучебномупредметуимеютинт егративныйхарактер,рассматриваютсякаккоррекционные.Ихцельюявляетсянаправленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится в не поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делатьэлементарныевыводы, устанавливатьнесложныепричинно-следственныесвязиизакономерностиспособствуетразвитиюаналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов, показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, вовремя наблюдений за сезонными изменениями в природе, демонстрацииучебныхкинофильмов,диафильмов,предметныхисюжетныхкартин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляетошибки,учитсосредоточиватьвниманиенаопределённыхпредметахиявлениях,правильно наблюдать, сравнивать, характеризовать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. Приформулированииответовнавопросыуучащихсязакрепляетсяумениеправильностроитьпредложения; описывать предметы, явления, рассказывая об увиденном, о ни учатся связному высказыванию. Наэкскурсияхучащиесязнакомятсяспредметамииявлениямивестественнойобстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство иразличие,делатьпростейшиевыводыиобобщения. Практическиеработыпомогаютзакреплениюполученныхзнаний и умений.Наблюдениязапогодойисезоннымиизменениямивприродерасширяютпредставленияобокружающеммире,развиваютвнимание,наб людательность,чувственноевосприятие. Правильная организация занятий, специфическиеметодыиприёмыобученияспособствуютразвитиюречиимышленияучащихся. Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов. Участие в беседе. Правильные, полные и отчётливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей. Описаниеподруководствомучителяпредметовиявленийприродыпосленаблюдениязанимиибеседы. Составлениеподруководствомучителянебольшихрассказовобизучаемыхрастенияхиживотных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе. Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектам и посредством предлогов и наречий. Учебные презентации. Планируемые результаты освоения обучающимися мир природы и человека: Минимальный уровень: – представления о назначении объектов изучения; – узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; – отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовыепонятия); – называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе; – представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; – знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; – знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; – ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; – составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; – адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; – адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или с моделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: – представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; – узнаваниеиназываниеизученныхобъектоввнатуральномвидевестественныхусловиях; – отнесениеизученныхобъектовкопределённымгруппамсучётомразличныхоснованийдляклассификации; – развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам; – знание отличительных существенных признаков групп объектов; – знание правил гигиены органов чувств; – знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учётом возрастных особенностей; – готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; – ответынавопросыипостановкавопросовпосодержаниюизученного,проявлениежеланиярассказатьопредмете изученияили наблюдения, заинтересовавшем объекте; – выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предварительного и итогового контроля), оценкасвоейработыиодноклассников,проявлениекнейценностногоотношения,пониманиезамечаний,адекватноевосп риятиепохвалы; – проявлениеактивностиворганизациисовместнойдеятельностииситуативномобщениисдетьми;адекватноевзаимод ействиесобъектамиокружающегомира; – соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; – выполнение доступных природо-охранительных действий; – готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебнотрудовых задач в объёме программы. Учебно-тематическийплан №п/п 1 2 3 4 Разделыитемыпрограммногоматериала Временагода Растения Животные Человек ИТОГО: Всегочасов 21 5 3 5 34 Теория 17 5 3 5 30 Экскурсии 4 4 Календарно–тематическоепланирование №п/ п №урок апоте ме 4часа 1 2 3 4 1 2 3 4 5часов 5 1 6 7 2 3 8 4 ТЕМА ПРОГРАММЫ Планируемыерезультаты предметные личностные СЕЗОННЫЕИЗМЕНЕНИЯВПРИРОДЕ Временагода.Осень(частьI) Осень.Экскурсия Называть Целостный, Растенияосенью. признакиосени.Знатьн социальноориентирован азванияосеннихмесяце ныйвзгляднамирвединс Животныеосенью тве его природойи Занятиялюдейосенью в. Знать,какследитьзасв социальной оим частью.Ценностноеотно шениек природе. здоровьем;какуюоде жду Осознаниесебякакучени ка,заинтересованного выбирать;знать,что" посещением осень"- пора школы,обучением,заня сбораурожая тиями ЖИВАЯПРИРОДА Растения (частьII) Сравнениерастений.Ч Уметь Умениеобращатьсязап астирастений сравниватьрастения. омощью, Растениясада.Лес Знать приниматьпомощь; частирастений.Знатьна овладениесоциальноПлодыисемена.Л звания бытовыминавыками,ис есныеягоды растенийсада.Различат пользуемымивповседн Грибы ДАТА ФАКТ ПРИМЕЧАНИЕ с.5-9/3,4 с.10-12/4,5 с. 13-16/5-7 с.17,18/7,8 с.5-13/26-31 с.14-18/31-34 с.19-21/34,35 с.22,23/35-37 5 Травы 3часа 10 11 12 1 2 3 Дикиеживотные Домашниеживотные Птицы 4часа 13 14 15 16 1 2 3 4 Зима.Экскурсия Растениязимой Животныезимой Занятиялюдейзимой 5часов 17 18 1 2 Дыханиечеловека Профилактика простудныхз аболеваний 9 ьплодыисемена евнойжизни растений. Знатьназвания съедобных инесъедобныхгрибов. Знатьназваниятрав Животные(частьII) Знатьназваниядиких Целостный,социально идомашних ориентированныйвзгля животных,перелётныхи днамир зимующих,хищных вединствеегоприродой ипевчихптиц исоциальнойчастей Временагода.Зима(частьI) Знатьназваниязимних Формирование месяцев,признакиз положительногоотнош имы.Связно ения к высказываться мнениюучителя,сверст поплану, ников;Готовность употребляяпростыер кбезопасномуи аспространённыепре бережномуповедениюв дложения.Знать,каку природе и юодежду обществе;умение выбиратьзимой;в обращаться какиеигрыможнои запомощью, грать приниматьпомощь Человек (частьII) Знатьназвания Осознаниесебякак органов ученика,заинтересован человека.Называтьча ногопосещением стителаорганизма школы,обучением,заня с.24-27/37,38 с.28-32/39-42 с.33-39/42-46 с.40-47/46-49 с.19-23/8,9 с.24-25/9,10 с.26-28/10,11 с.29– 31/11 с.48-52/50,51 с.53-54/51-53 19 20 3 4 21 5 Кровь.Сердце.Пульс Окружающаясредаи здоровьечеловека Питаниечеловека 4часа 22 23 24 25 1 2 3 4 Весна.Экскурсия Растениявесной Животныевесной Занятиялюдейвесной 9часов 26 27 1 2 Лето Растениялетом.Э кскурсия Животныелетом Занятиялюдейлетом Солнцевразныев ремена года Восходизакатсолнца Воздух. Значениевоздуха Термометр 28 29 30 3 4 5 31 32 6 7 33 8 человека.Знать тиями;формированиепо причиныпростудных ложительногоотношени заболеваний.Называтьр якмнению асположениеорганов нателечеловека. учителя,сверстников; Знать умениеорганизоватьс полезныесвойствапр воёрабочееместо одуктов Временагода.Весна(частьI) Знать Овладениесоциальноназваниявесенних бытовыми месяцев;названияд навыками,используемы иких мивповседневнойжизн животных; и; какиеработыпроводя умениеорганизоватьс воёрабочееместо тсявогороде весной Временагода. Лето(частьI) Назватьпризнаки Ценностноеотношение лета. Знать к природе; названиялетних умениеобращатьсязапо месяцев. мощью, Знать,какиеработыпров приниматьпомощь. одятся летом Целостный,социальноо вогороде.Знатьразличи риентированныйвзгляд я солнцавразные намир времена года.Знать вединствеегоприродой сторону и социальной восходаизакатасолнца. частью.Овладение с.55-57/53,54 с.58,59 с.60-65/54-56 с.32-36/11-13 с.37-38/13 с.39-43/13,14 с.43-45/14-15 с.46-50/15,16 с.51,52/16,17 с.53-55/17,18 с.56,57/19 с.58,59 с.60-62/20,21 с.63,64/22,23 с.65/23 34 9 Ветер.Направления ветра Уметьпользоватьсякале ндарем.Знатьзначения воздуха длячеловека.Уметьполь зоватьсятермометром. Уметьопределятьнапра вленияветра социально-бытовыми навыками,используемы мивповседневнойжизн и с.66-69/24,25 Литератураисредстваобучения 1. Примернаяадаптированнаяосновнаяобщеобразоват ельнаяпрограммаобразованияобучающихсяслёгкой умственной отсталостью(интеллектуальныминарушениями). 2. Матвеева М.Б.«Мирприродыичеловека»IиIIчасти, 3класс,Москва«Просвещение»2018г. 3. НуждинаТ.Д.«Энциклопедиядлямалышеймирживотныхирастений Ярославль«Академияразвития»1997год. 4. Энциклопедияв3-хтомах«Чтотакое.Ктотакой».–М.:«ПедагогикаПресс»,2008. 5. СухаревскаяЕ.Ю.“Окружающиймир.Справочникдляученикан ачальнойшколы».1-4йклассы.«Легион». 6. Худенко Е.Д., Барышников Д.И.«Планированиеуроков развитиеречи наосновезнакомствасокружающиммиром в1 классекоррекционныхшколVIIIвида»АРКТИ,Москва2004го д.