Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 09. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» сентября 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Куртанидзе Д Профильный труд. 6Б Основное общее образование 1год 6 часов в неделю/204 часа в год Рабочая программа учебного предмета «столярного дела» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для учащихся 5-9 класса обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) адаптивной школы разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012г., № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации», авторской программы по столярному делу (С.Л. Мирский, Б.А. Журавлёв) из сборника программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под. ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.- Сб.2.- 304 с. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)М-во образования и науки РФ- М: Просвещение, 2015. Планируемые результаты изучения предмета Личностные результаты К личностным результатам освоения АООП относятся: 1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 7) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 8) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 10) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11) проявление готовности к самостоятельной жизни. В результате освоения курса Профильный труд (столярное дело) у обучающихся планируется формирование базовых учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Личностные базовые учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Метапредметные результаты Регулятивные базовые учебные действия - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные базовые учебные действия - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - читать; - писать; - выполнять арифметические действия; - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; - работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). Коммуникативные базовые учебные действия - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Предметные результаты: Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по профильному труду не является препятствием к продолжению образования. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в 5-9 классах: Минимальный уровень: -знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; -представления об основных свойствах используемых материалов; знание правил хранения материалов; - санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; -отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.); - представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарногигиенических требованиях при выполнении работы; -владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.); чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; - понимание значения и ценности труда; понимание красоты труда и его результатов; -заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; -понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; -выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); -организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; -осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; -выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; -проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; -выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; -посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: -определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; -экономное расходование материалов; планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; -знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; -понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. 5 класс По окончании 5 класса учащиеся должны знать: - правила безопасности при пилении древесины и ошкуривании; - виды брака при пилении; - столярные инструменты и приспособления для пиления; - понятие припуск на обработку; - основные части дерева и породы древесины; - основные виды пиломатериалов; - понятие о техническом рисунке; - назначение и использование шила; - общие сведенья о сверлильном станке и видов сверил; - виды напильников и их назначение; -виды ручных сверлильных приспособлений и их назначение; - устройство и назначение электровыжигателя; - виды пиления; -устройство и назначение лучковой пилы; - назначение и устройство рубанка, правила безопасности; По окончании 5 класса учащиеся должны уметь: -работать столярной ножовкой; - размечать длину деталей с помощью линейки и угольника; - шлифовать детали шкуркой; - пилить под углом в стусле; - контролировать правильность размеров и форм деталей линейкой и угольником; - работать на сверлильном станке; - работать рашпилем, напильником, коловоротом, шилом, отверткой, на верстаке; - собирать изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея; - уметь работать выжигателем и раскрашивать рисунок; - подготавливать к работе и пилить лучковой пилой; - выполнять строгание рубанком; - выполнять сверление ручной дрелью, коловоротом и зенкование отверстий; - чертить основные виды чертежа с простановок габаритных размеров; -запиливать на определенную глубину в заданный размер. 6 класс По окончании 6 класса учащиеся должны знать: - нахождение центра угловых фигур - правила безопасности труда при строгании - назначение и устройство рейсмуса - общие сведения о резьбе древесины - элементы шиповых соединений - устройство и назначение сверлильного станка - виды брака при пилении - назначение и виды напильников - обозначение на чертеже диаметра, радиуса, длины, ширины, высоты, линий невидимого контура - назначение и устройство столярного долота и стамески. По окончании 6 класса учащиеся должны уметь: - строгать и обрабатывать заготовки до круглого сечения - работать столярным рейсмусом - проводить контроль строгания - отпиливать материалы в заданный размер - вырезать геометрическую резьбу (треугольник) - выполнять шиповое соединение - сверлить отверстия на сверлильном станке - выполнять криволинейное пиление - выполнять долбление сквозного и несквозного гнезда - выполнять угловое серединное соединение - выполнять ручную заточку стамески и долота на бруске. 7 класс По окончании 7 класса учащиеся должны знать: - назначение и устройство фуганка и полуфуганка - виды и способы сушки древесины - виды и назначение резьбы по дереву - назначение и порядок работы при непрозрачной отделке древесины - анализ чертежа - назначение, устройство и применение токарного станка по дереву - назначение и применение кронциркуля - инструменты для строгания профильной поверхности - защиту древесины от гниения - способы распиловки бревен - свойства древесины По окончании 7 класса учащиеся должны уметь: - работать фуганком и полуфуганком - вырезать узоры на древесине - шпатлевать поверхности - работать с красками и олифой - строгать шерхебелем - выполнять соединения УК – 2, УК – 4 - работать на токарном станке по дереву - работать кронциркулем - обрабатывать детали из древесины твердых пород - работать зензубелем, фальцгобелем, шпунтубелем - выполнять угловое ящичное соединение. 8 класс По окончании 8 класса учащиеся должны знать: - дефекты и группы пороков древесины - назначение и виды шпатлевки - назначение и устройство сверлильного станка - правила безопасности при сверлении - выдалбливание сквозных и несквозных гнезд - виды пиломатериалов - виды мебели - содержание сборочного чертежа - виды разметочного инструмента - назначение и составные части токарного станка. Правила безопасности - устройство и правила измерения штангенциркулем - общее представление о процессе резания древесины - технологии ремонта и изготовления простейшей мебели - безопасность труда и пожарная безопасность во время выполнения столярных работ - виды мебельной фурнитуры. По окончании 8 класса учащиеся должны уметь: - выявлять дефекты и выполнять заделку в древесине - распознавать виды пиломатериалов - читать техническую документацию (сборочный чертеж, тех. карта) - измерять штангенциркулем (до целых миллиметров) - точить цилиндр, конус и сверлить на токарном станке - изготавливать строгальный инструмент - ремонтировать и изготавливать простейшую мебель - распознавать виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры 9 класс По окончании 9 класса учащиеся должны знать: - виды художественной отделки древесины - основы трудового законодательства - основы пожарной безопасности, электробезопасности и охраны труда на производстве - виды мебели и простейший ее ремонт - виды пиломатериалов и их применение - строительные инструменты и требования к ним (в том числе к столярным) - дефекты материалов, изделий и способы их устранения. По окончании 9 класса учащиеся должны уметь: - уметь самостоятельно анализировать и определять параметры изделий по техническому рисунку, эскизу и чертежу, при изготовлении простых предметов только по чертежу - самостоятельно планировать предстоящую работу - самостоятельно подбирать необходимые материалы, инструменты, приспособления и оборудование - адекватно, в соответствии с требованиями представленной технической документацией, контролировать и оценивать качество выполненной работы и изготовленной продукции. Так же включают освоенные обучающимися знания и умения по ручному труду, готовность их применения в быту. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Содержание разделов и тем предмета 5 класс (204 часов) Количество учебных недель – 34 Количество часов в неделю – 6 Тема 1. Вводное занятие Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с инструментом. Тема 2. Пиление столярной ножовкой Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков разного сечения и формы. Заготовки для последующих работ. Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Миллиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой. Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по толщине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой. Тема 3. Промышленная заготовка древесины Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ширина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и ребра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец. Тема 4. Игрушки из древесины и других материалов . Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др. Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользование, правила безопасной работы. Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для установки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий. Практическая самостоятельная работа Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя. Тема 5. Сверление отверстий . Изделие. Подставка для карандашей, кисточек из прямоугольного бруска, выстроганного по ширине и толщине (основание — из фанеры или дощечки). Теоретические сведения. Понятия сквозное и несквозное отверстие. Настольный сверлильный станок: назначение и основные части. Сверла: виды (спиральное, перовое), назначение. Правила безопасной работы на настольном сверлильном станке. Практические работы. Разметка параллельных (одинаково удаленных друг от друга) линий по линейке и угольнику. Крепление сверла в патроне сверлильного станка. Работа на сверлильном станке с применением страховочного упора. Сверление несквозных отверстий по меловой отметке на сверле или с муфтой. Контроль глубины сверления. Тема 6. Игрушки из древесины и других материалов Изделия. Модели корабля, гусеничного трактора, грузового автомобиля. Теоретические сведения. Рашпиль, напильник драчевый, коловорот: устройство, применение, правила безопасной работы. Шурупы, отвертка: устройство, применение, правила безопасной работы Наглядное пособие. Изображения (рисунки, фотографии) корабля, гусеничного трактора, грузовика. Практические работы. Крепление заготовок в заднем зажиме верстака. Изготовление деталей. Обработка закругленных поверхностей рашпилем (драчевым напильником). Сборка изделия с помощью гвоздей, шурупов и клея. Тема 7. Выжигание Объекты работы. Ранее выполненное изделие (игрушечная мебель, подставка и др.). Теоретические сведения. Электровыжигатель: устройство, действие, правила безопасности при выжигании. Правила безопасности при работе с лаком. Практические работы. Подготовка поверхности изделия к выжиганию. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа выжигателем. Раскраска рисунка. Нанесение лака на поверхность изделия. Практические работы. Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя. Тема 8. Пиление ручным лобзиком Теоретические сведения. Пиление: виды (поперек и вдоль волокон), разница между операциями. Лучковая пила. Назначение, устройство, зубья для поперечного и продольного пиления, правила безопасной работы и переноски. Брак при пилении: меры предупреждения. Практические работы. Подготовка рабочего места. Разметка заготовки по заданным размерам. Подготовка лучковой пилы к работе. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Пиление поперек и вдоль волокон. Контроль правильности пропила угольником. Тема 9.Строгание древесины Изделие. Заготовка деталей изделия. Теоретические сведения. Широкая и узкая грани бруска, ребро бруска (доски). Длина, ширина, толщина бруска (доски): измерение, последовательность разметки при строгании. Общее представление о строении древесины: характере волокнистости и ее влияние на процесс строгания. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе. Практические работы. Крепление черновой заготовки на верстаке. Строгание широкой и узкой граней с контролем линейкой и угольником. Разметка ширины и толщины заготовки с помощью линейки и карандаша. Проверка выполненной работы. Тема 10. Соединение деталей с помощью шурупов Изделие. Настенная полочка. Теоретические сведения. Шило граненое, буравчик: назначение, применение. Шуруп, элементы, взаимодействие с древесиной. Раззенковка, устройство и применение. Дрель ручная: применение, устройство, правила работы. Правила безопасности при работе шилом, отверткой и дрелью. Чертеж: назначение (основной документ для выполнения изделия), виды линий: видимого контура, размерная, выносная. Упражнение. Сверление отверстий на отходах материалов ручной дрелью. Практические работы. Осмотр заготовок. Подготовка отверстий под шурупы шилом и сверлением. Зенкование отверстий. Завинчивание шурупов. Проверка правильности сборки. Отделка изделия шлифовкой и лакированием. Работа по индивидуальным заданиям, по выбору учителя. Тема 11. Самостоятельная работа по изготовлению полки Изделие. Настенная полка, полочка под телефон и т.д. Теоретические сведения. Работа в тетради: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования. Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы. Тема 12. Изготовление кухонной утвари Изделия. Разделочная доска, кухонная лопаточка, ящик для хранения кухонного инструмента на занятиях по домоводству. Теоретические сведения. Работа в тетради: построение, нанесение размеров, отличие чертежа от технического рисунка. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Выполняемое изделие: назначение, эстетические требования. Практические работы. Подбор материала и подготовка рабочего места. Черновая разметка заготовки по чертежу изделия. Строгание. Чистовая разметка и обработка заготовки. Отделка изделия. Проверка качества работы. Тема 13. Соединение рейки с бруском врезкой Изделие. Подставка из реек для цветов. Теоретические сведения. Врезка как способ соединения деталей. Паз: назначение, ширина, глубина. Необходимость плотной подгонки соединений. Требования к качеству разметки. Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы. Упражнение. Запиливание бруска на определенную глубину (до риски) внутрь от линии разметки. Удаление стамеской подрезанного материала. (Выполняется на материалоотходах). Практические работы. Строгание брусков и реек по чертежу. Одновременная разметка пазов на двух брусках. Выполнение пазов. Соединение и подгонка деталей. Предупреждение неисправимого брака. Содержание разделов и тем предмета 6 класс (204часов) Количество учебных недель – 34 Количество часов в неделю – 6 Тема 1. Вводное занятие Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности. Тема 2. Изготовление изделия из деталей круглого сечения Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли. Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника проведением диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при строгании и отделке изделия. Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции. Тема 3. Строгание. Разметка рейсмусом Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения. Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска: выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки. Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку). Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски. Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы. Тема 4. Геометрическая резьба по дереву Изделия.Учебная дощечка. Детали будущего изделия. Резьба по дереву: назначение, виды, материал, инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе. Возможный брак при выполнении резьбы. Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ. Тема 5. Угловое концевое соединение брусков вполдерева Изделие. Подрамник. Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея. Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей: плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций. Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах). Тема 6. Сверление древесины Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения больших отверстий. Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже. Практические работы. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу. Практическая работа. Изготовление самодельного сверла перового из проволоки, пробные сверления . Тема 7. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия. Изделие. Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с криволинейными деталями. Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый брак при пилении. Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки напильника. Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки сопряжения. Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой. По выбору учителя два—три изделия. Тема 8. Долбление сквозного и несквозного отверстия Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы. Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды (сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение, устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота. Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа. Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской. Тема 9. Свойства основных пород древесины Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр), лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь) породы: произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное применение. Определение древесных пород по образцам древесины. Практические работы. Определение пород древесины по образцам. Проверка на прочность и упругость различных пород . Тема 10.Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1 Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда. Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1. Правила безопасности при выполнении соединения. Практические работы. Выполнение соединения из материалоотходов. Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы. Тема 11 . Заточка стамески и долота Объекты работы. Стамеска, долото. Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения). Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота. Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании. Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска. Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки. Тема 12 . Склеивание Объект работы. Детали изделия. Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения, синтетический), свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах. Практические работы. Определение вида клея по внешнему виду и запаху. По выбору учителя изготовление 3-4 изделий. Тема 13. Изготовление изделий с применением приобретенных знаний. Практическая работа. Изготовление стульчика, полки, шкафа и т.д. Содержание разделов и тем предмета 7 класс (204 часа) Количество учебных недель – 34 Количество часов в неделю – 6 Тема 1. Вводное занятие Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской. Тема 2. Фугование по центру. Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших класса. Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании. Умение. Работа фуганком, двойным ножом. Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия. Тема 3. Хранение и сушка древесины. Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке. Тема 4. Геометрическая резьба по дереву Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие. Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников. Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. Изготовление и украшение разделочной доски. Тема 5. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК - 1 Изделия. Табурет. Подставка для цветов. Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила. Соединения УК-1: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева. Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-1. Анализ чертежа. Практические работы. Изготовление образца соединения УК-1 из материал отходов. Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-1. Разметка гнезда. Контроль долбления гнезда. Опиливание шипа. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания. Тема 6. Непрозрачная отделка столярного изделия Объекты работы Изделие, выполненное ранее. Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок. Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске. Практические работы Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Распознавание видов краски по внешним признакам. Тема 7. Токарные работы. Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки. Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы. Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение. Основные правила электробезопасности. Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем. Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом. Тема 8. Обработка деталей из древесины твёрдых пород Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота. Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков. Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек. Тема 9. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 Изделие. Рамка для портрета. Теоретические сведения. Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности. Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля. Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями. Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем. Умение. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2. Практические работы. Изготовление соединения УК-2 из материалоотходов. Практические работы. Разборка и сборка фальцгобеля, зензубеля. Разметка и строгание фальца фальцгобелем. Подчистка фальца зензубелем. Тема 10. Круглые лесоматериалы Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен. Тема 11. Практическое повторение Практические работы Запиливание заготовок на ус. Изготовление шипа. Строгание фальцгобелем. Тема 12. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка. Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение: виды (соединение на шип прямой открытый УЯ 1, соединение па шин «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение. Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения. Практические работы. Измерение углов транспортиром. Установка па малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов. Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений. Тема 13. Свойства древесины Теоретические сведения. Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро и теплопроводность. Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласта, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию). Практические работы. Определение влажности древесины весовым методом. Изучение основных механических и технологических свойств древесины. Тема 14. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. Теоретические сведения. Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжения поверхностей разной формы. Сквозное и несквозное отверстия. Заточка спирального сверла. Практические работы. Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля. Разметка деталей криволинейной формы по шаблону. Высверливание по контуру. Содержание разделов и тем предмета 8 класс (204 часа) Количество учебных недель – 34 Количество часов в неделю – 6 Тема 1. Вводное занятие Вводное занятие. Правила безопасности. Повторение пройденного материала за 7 класс. План работы на четверть. Правила безопасности. Тема 2. Заделка пороков и дефектов древесины Объекты работы. Заготовки для предстоящих работ и материалоотходов. Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Группы пороков древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка, назначение, виды (сухая, жидкая), характеристика по основному составу пленкообразующего вещества (масляная, клеевая, лаковая и др.). Станок одношпиндельный сверлильный: назначение, конструкция, устройство механизмов. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Правила безопасной работы при сверлении. Уборка и смазка сверлильного станка. Организация рабочего места для сверления. Подготовка сверлильного станка к работе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. Практические работы. Определение пороков и дефектов древесины. Усвоение приемов заделки на материалоотходах. Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки. Тема 3. Пиломатериалы. Теоретические сведения. Пиломатериалы: виды (брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки), назначение и характеристика основных видов, получение, хранение и обмер, стоимость. Умение. Распознавание видов пиломатериалов. Практические работы. Определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу. Тема 4. Изготовление столярно–мебельного изделия. Изделия. Скамейка. Табурет. Выставочная витрина. Теоретические сведения. Мебель: виды (стул, кресло, стол, шкаф, тумба, комод, сервант, диван, диван-кровать, кушетка, тахта), назначение и комплектование для разных помещений. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа: спецификация и обозначение составных частей изделия (сборочных единиц). Практические работы. Определение вида мебели на рисунке и по натуральному образцу. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подготовка изделия к отделке, отделка изделия. Практические работы. Изготовление табурета, аптечки Тема 5. Изготовление разметочного инструмента. Изделия. Угольник столярный. Ярунок. Рейсмус. Теоретические сведения. Разметочный инструмент: материал, качество изготовления, точность. Ярунок: назначение, применение. Практические работы. Проверка состояния и пригодности к работе имеющихся в мастерской линеек и угольников. Практические работы. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка. Тема 6. Токарные работы. Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот. Ножки для табурета, журнального столика. Солонка. Коробочка для мелочи. Теоретические сведения. Токарный станок: управление, уход, неисправности и меры по предупреждению поломки. Правила безопасной работы. Скоба и штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Использование нулевого деления нониуса (отсчет до целых миллиметров). Практические работы. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Изготовление скамейки, ярунка, солонки. Тема 7. Изготовление строгального инструмента. Изделие. Шерхебель. Теоретические сведения. Инструмент для ручного строгания плоскости: технические требования. Материал для изготовления. Расположение годичных колец на торцах колодки. Экономические и эстетические требования к инструментам. Практические работы. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия. Тема 8. Представление о процессе резания древесины. Объект работы. Деревообрабатывающий инструмент. Теоретические сведения. Резец: элементы, основные грани и углы при прямолинейном движении. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины (продольное, поперечное, торцевое). Движения резания и подачи. Влияние на процесс резания изменения основных углов резца. Практическая работа. Определение формы (элементов геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов. Тема 9. Изготовление столярно-мебельного изделия. Изделия. Несложная мебель. Теоретические сведения. Технология изготовления сборочных единиц (рамки, коробки, щиты, опоры). Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Зависимость времени выдержки собранного узла от вида клея, температурных условий, конструкции узла и условий последующей обработки. Брак при сборке изделия: предупреждение, исправление. Металлическая фурнитура для соединения сборочных единиц. Учет производительности труда. Бригадный метод работы. Практические работы. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда. Тема 10. Ремонт столярного изделия. Объекты работы. Стул. Стол. Шкаф. Теоретические сведения. Износ мебели: причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении. Практические работы. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей. Тема 11. Безопасность труда во время столярных работ. Теоретические сведения. Значение техники безопасности (гарантия от несчастных случаев и травм). Причины травмы: неисправность инструмента или станка, неправильное складирование или переноска рабочего материала, ошибки при заточке или наладке инструмента, неосторожное обращение с электричеством. Меры предохранения от травм. Возможность быстрого возгорания древесных материалов, материалоотходов, красок, лаков и других легковоспламеняющихся жидкостей. Предупреждение пожара. Действия при пожаре. Содержание разделов и тем предмета 9 класс (340 часа) Количество учебных недель – 34 Количество часов в неделю – 10 Вводное занятие Повторение пройденного в 8 классе. План работы на четверть. Художественная отделка столярного изделия Изделия. Шкатулка. Коробка для шашек, шахмат. Теоретические сведения. Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак. Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения. Практические работы. Организация рабочего места. Выполнение столярных операций по изготовлению изделия-основы. Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие. Практическое повторение Виды работы. Изготовление журнального столика с художественной отделкой поверхности. Самостоятельная работа Выполнение заказов базового предприятия. Мебельное производство Вводное занятие План работы на четверть. Повторение правил техники безопасности в мастерской. Общие сведения о мебельном производстве. Изготовление моделей мебели Изделия. Игрушечная мебель в масштабе 1 : 2 (1 : 5) от натуральной для школьной игровой комнаты. Теоретические сведения. Виды мебели: по назначению (бытовая, офисная, комбинированная), по способу соединения частей (секционная, сборно-разборная, складная, корпусная, брусковая). Эстетические и технико-экономические требования к мебели. Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз. Практические работы. Изучение чертежей изготовления деталей и сборки изделия. Выполнение заготовительных операций. Разметка и обработка деталей. Сборка узлов «насухо». Подгонка деталей и комплектующих изделий, сборка на клею. Проверка выполненных работ. Трудовое законодательство Теоретические сведения. Порядок приема и увольнения с работы. Особенности приема и увольнения с работы на малых предприятиях региона. Трудовой договор. Права и обязанности рабочих на производстве. Перевод на другую работу, отстранение от работы. Виды оплаты труда. Охрана труда. Порядок разрешения трудовых споров. Трудовая и производственная дисциплина. Продолжительность рабочего времени. Перерывы для отдыха и питания. Выходные и праздничные дни. Труд молодежи. Действия молодого рабочего при ущемлении его прав и интересов на производственном предприятии. Практическое повторение Самостоятельная работа По выбору учителя. Строительное производство Плотничные работы Теоретические сведения. Содержание плотничных работ на строительстве. Теска древесины: организация рабочего места, правила безопасности. Подготовка инструментов и приспособлений к работе: проверка правильности насадки топорища, заточка и правка топора на точиле и бруске. Укладка на подкладки, крепление скобами и клиньями бревен. Разметка торцов бревен и отбивка линий обтески шнуром. Теска бревен на канты. Отеска кромок досок. Выборка четвертей и пазов. Соединение бревна и бруска с помощью врубок: разметка врубок по шаблонам, сращивание, наращивание и соединение бревна и бруска под углом. Сплачивание доски и бруска (делянки) в щит. Правила безопасности при изготовлении строительных конструкций. Проверка качества выполненной работы. Дисковая электропила и электрорубанок, устройство, работа, правила безопасности. Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия Теоретические сведения. Хвойные и лиственные лесоматериалы: использование, обмер и хранение. Виды пиломатериала: брусья, доски, бруски, обапол, шпалы, рейки, дощечки, планки. Виды доски в зависимости от способа распиловки бревна. Заготовка: назначение, виды по обработке (пиленая, клееная, калиброванная). Фрезерованные деревянные детали для строительства: плинтусы, наличники, поручни, обшивки, раскладки. Материалы и изделия для настилки пола (доски, бруски, линолеум, ковролин, плитка, плинтус): свойства и применение. Паркет штучный, паркетные доски и щиты: назначение, технические условия применения. Упражнение. Определение названий пиломатериалов, заготовок и изделий по образцам. Изготовление строительный инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ Изделия. Терки. Гладилка. Растворный ящик. Малка для штукатурных работ. Ручки для штукатурных инструментов. Теоретические сведения. Характеристика изготовляемых изделий, назначение, технические требования к качеству выполнения. Понятия черновая и чистовая заготовки. Практические работы. Подбор материала. Раскрой материала в расчете на несколько изделий. Рациональная последовательность выполнения заготовительных, обрабатывающих и отделочных операций. Проверка готовых деталей и изделий. Практическое повторение Виды работы. Изготовление терки, гладилки и т. п. Самостоятельная работа По выбору учителя. Мебельное производство Вводное занятие План работы на четверть. Техника безопасности. Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности Изделия. Мебель для школы. Теоретические сведения. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды (строганый, лущеный). Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками. Практические работы. Изготовление мебели. Подготовка шпона и клеевого раствора. Наклеивание шпона запрессовкой и с помощью притирочного молотка. Снятие свесов и гуммированной ленты. Выполнение облицовки пленкой. Мебельная фурнитура и крепежные изделия Теоретические сведения. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков. Практическое повторение Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия. Самостоятельная работа Изготовление деталей мебели с учетом качества и производительности труда. Строительное производство. Изготовление оконного блока Изделия. Элементы оконного блока. Теоретические сведения. Оконный блок: элементы (бруски оконных коробок, створок, обвязки переплетов, форточек, фрамуг, отливы, нащельники), технические требования к деталям, изготовление в производственных условиях. Практические работы. Подготовка рабочего места к изготовлению крупногабаритных деталей и изделий. Сборка элементов оконных блоков «насухо». Проверка сборки. Сборка изделий на клею. Столярные и плотничные ремонтные работы Объект работы. Изделие с дефектом. Теоретические сведения. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов. Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, искоробленностью; заделка трещин. Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплении, ремонт и замена деталей. Практические работы. Осмотр изделия, подлежащего ремонту. Выявление дефектов. Составление дефектной ведомости. Подготовка изделия к ремонту. Устранение дефекта. Проверка качества работы. Изоляционные и смазочные материалы Теоретические сведения. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля, войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение. Гидроизоляционная пленка, виды, применение. Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервировании металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы. Практические работы. Смазка инструментов и оборудования. Практическое повторение Виды работы. По выбору учителя. Самостоятельная работа По выбору учителя. Мебельное производство Вводное занятие План работы на четверть. Техника безопасности. Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства Теоретические сведения. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции. Экскурсия. Мебельное производство. Изготовление секционной мебели Изделия. Мебельная стенка для кабинета. Стол секционный для учителя. Теоретические сведения. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей. Практические работы. Изготовление секций. Сборка комбинированного шкафа из секций. Подгонка и установка дверей, ящиков, полок. Установка фурнитуры. Разработка, перенос и монтаж комбинированного шкафа. Проверка открывания дверей. Практическое повторение Виды работы. Выполнение заказов школы и базового предприятия. Контрольная работа. Строительное производство Плотничные работы Изделия. Перегородка и пол в нежилых зданиях. Теоретические сведения. Устройство перегородки. Способы установки и крепления панельной деревянной каркасно-обшивной перегородки к стене и перекрытию. Устройство дощатого пола. Технология настилки дощатого пола из досок и крепления гвоздями к лагам. Виды сжима для сплачивания пола. Настилка пола. Устранение провесов при настилке. Правила безопасности при выполнении плотничных работ. Практические работы. Монтаж перегородки, пола, лестничного марша в строении из деревянных конструкций. Кровельные и облицовочные материалы Теоретические сведения. Назначение кровельного и облицовочного материалов. Рубероид, толь, пергамин кровельный, стеклорубероид, битумные мастики; свойства, применение. Лист асбоцементный: виды (плоский, волнистый), свойства. Кровельный материал: виды (сталь «кровельное железо», черепица, металлочерепица), область применения. Картон облицовочный, лист гипсокартонный, применение. Упражнение. Определение кровельного и облицовочного материалов по образцам. Настилка линолеума Теоретические сведения. Линолеум: применение при строительстве зданий, виды для покрытия пола, характерные особенности видов. Мастики для наклеивания. Виды оснований и линолеума к настилке. Инструменты для резки линолеума. Правила резки линолеума с учетом припуска по длине. Виды и приемы наклеивания линолеума на основание. Прирезка его стыков и приклеивание кромок. Способы соединения линолеума на войлочной подоснове в дверных проемах. Виды дефектов в линолеумных полах. Их предупреждение и устранение. Организация рабочего места и правила безопасной работы при настилке линолеума. Фанера и древесные плиты Технические сведения. Изготовление фанеры, ее виды (клеевая, облицованная строганным шпоном, декоративная), размеры и применение. Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки. Лабораторно-практическая работа. Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит. Практическое повторение Выполнение производственных заказов. Подготовка к экзамену и экзамен. Тематическое планирование 5 класс Наименование раздела 1. Вводное занятие 2. Пиление столярной ножовкой 3. Промышленная заготовка древесины 4. Строгание древесины 5. Игрушки из древесины и других материалов 6. Сверление отверстий 7. Игрушки из древесины и других материалов 8. Выжигание 9. Пиление ручным лобзиком 10.Соединение деталей с помощью шурупов 11.Самостоятельная работа по изготовлению полки (по выбору) 12. Изготовление кухонной утвари 13. Соединение рейки с бруском врезкой Итого Количество часов 1 29 8 8 24 16 30 9 11 28 15 13 12 204 Тематическое планирование 6 класс Наименование раздела Вводное занятие Изготовление изделий из деталей круглого сечения Плоское строгание Геометрическая резьба по дереву Угловое концевое соединение вполдерева Сверление древесины Криволинейное пиление, обработка криволинейной кромки 8. Долбление сквозного и несквозного отверстия 9. Свойства основных пород древесины 10. Угловое концевое соединение на шип одинарный сквозной УК-1 11. Заточка стамески и долота 12. Склеивание 13. Изготовление изделий с применением приобретенных знаний Итого 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Количество часов 2 35 17 20 14 12 15 33 5 14 16 9 12 204 Тематическое планирование 7класс Наименование раздела Вводное занятие Фугование по центру Хранение и сушка древесины Геометрическая резьба по дереву Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК -1 6. Непрозрачная отделка столярного изделия 7. Токарные работы 8. Обработка деталей из древесины твёрдых пород 9. Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 10. Круглые лесоматериалы 11. Практическое повторение 12. Угловые ящичные соединения УЯ–1 и УЯ-2 13. Свойства древесины 14. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. Итого 1. 2. 3. 4. 5. Количество часов 2 15 4 23 25 Тематическое планирование 8 класс. Наименование раздела 1. Вводное занятие 2. Заделка пороков и дефектов древесины 3. Пиломатериалы 4. Изготовление столярно-мебельного изделия 5. Изготовление разметочного инструмента 6. Токарные работы 7. Изготовление строгального инструмента 8. Представление о процессе резания древесины 9. Изготовление столярно-мебельного изделия 10. Ремонт столярного изделия 11. Безопасность труда во время столярных работ Итого Кол-во часов 2 24 6 36 12 26 18 14 44 11 11 204 8 21 14 27 5 11 27 6 16 204 Тематическое планирование 9класс Наименование раздела Кол-во часов 1. Художественная отделка столярных изделий 25 2. Пожарная безопасность 2. 3. Практическое повторение . Изделие: шахматный стол 34 4. Изделие: стул 22 5. Самостоятельная работа. Изделие: шахматная доска 9 6. Изготовление моделей мебели 25 7. Трудовое законодательство 6 8. Изделие: скамейка. 13 9. Практическое повторение. Изделие: модель мебели 10 10. Изделие: полка для обуви 10 11.Самостоятельная работа. Изделие: настенная подставка для цветов 4 12. Мебельное производство. Изделие: навесная книжная полка 24 13. Мебельная фурнитура 4. 14. Изоляционные и смазочные материалы. 4. 15. Столярные и плотничные ремонтные работы 10 16. Практическое повторение. Изделие: стол 33 17. Изделие: садовая скамейка 22 18. Самостоятельная работа. Изделие: настенная полочка. 4 19. Сведения производства. о механизации и автоматизации мебельного 7 20. Изготовление секционной мебели 20 21. Фанера и древесные плиты 4 22. Практическое повторение. Изделие: ящик для гвоздей 16 23. Изделие: скамейка 19 24. Изделие: вешалка 10 25. Контрольная работа 3 Итого 340