ручной труд 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» 08. 2022г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» АВГУСТ

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
ППк
Ручной труд
4
Начальное общее образование
1год
2 часа в неделю/68 часов в год

2

Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
учебным планом МБОУ СОШ 49 на 2022 - 2023 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Ручной труд», которые определены
Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебник: Технология, ручной труд, 4 класс, Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова, Москва «Просвещение» 2019 год
Количество часов по учебному плану: 2 час в неделю
Количество часов в год по программе: 68 часа
Труд - это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.
Огромное значение придаётся ручному труду в развитии ребёнка, так как в нём заложены неиссякаемые резервы развития его личности,
благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Срок реализации программы - 1год.
Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к
последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности,
творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
Задачи изучения предмета:

—
—
—
—
—
—
—

формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно -преобразующей деятельности человека;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
формирование интереса к разнообразным видам труда;
развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
3

— развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
— развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
— развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результато в

деятельности в соответствии с поставленной целью);
— формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
— формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовнонравственное
воспитание и развитие социально ценных качеств личности;
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учётом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
— коррекцию познавательной деятельности учащихся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у
них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом
объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
— развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в
задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;
— коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
Работа с бумагой и картоном
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная,
впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы
с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приёмы разметки:
- разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур.
Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
- разметка с помощью чертёжных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их
применение и устройство;
- разметка с опорой на чертёж. Понятие «чертёж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами.
Удержание ножниц. Приёмы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по
короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных
форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы
вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»;
«тиражирование деталей».
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приёмы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на
угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу
4

«гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объёмная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приёмы клеевого соединения: «точечное»,
«сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплётные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и
приспособления. Изделия в переплёте. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом
бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды
работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечков, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приёмы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приёмы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приёма», «вышивка
стежком «вперёд иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приёма».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнётся,
утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами,
прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скручиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые
ткани). Кто шьёт из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с
нитками (раскрой, шитьё, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитьё. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой
петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное
переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена). Отделка изделий из
ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманов и т. д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя
сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки.
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка
древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура). Способы обработки
5

древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой). Способы обработки древесины
ручными инструментами (пиление, заточка точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных
заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа с металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (чёрные, цветные, лёгкие тяжёлые, благородные). Свойства
металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приёмы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание»,
«разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая,
тонкая, гнётся). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой. Приёмы работы с проволокой:
«сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом». Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки;
проволока, пластилин, скорлупа ореха.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
-знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
-анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
-пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
-составление стандартного плана работы по пунктам;
-владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
-использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
-выполнение несложного ремонта одежды
6

Достаточный уровень:
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;
-знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
-знание видов художественных ремесел;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарногигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
-осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
-отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно - операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с
ними в процессе изготовления изделия;
-осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
-установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;
-выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения

7

Учебно-тематический план
№ п/п

Тема

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Работа с бумагой и картоном
Работа с тканью
Работа с металлом
Работа с нитками
Работа с проволокой
Работа с древесиной
Ремонт одежды
Картонажно - переплётные работы
Ручные швейные работы

Итого
ВСЕГО

Количество часов
I
II
14
10
4
2
4
18
16
68

III
14
4
2
20

IV
4
2
4
2
2
2

Итого
42
6
4
4
4
4
2
2
2

16

68

8

Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся

I

-я четверть
Работа с бумагой и картоном
Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки - переплётные ткани: коленкор, ледерин
или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.
Приёмы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приёмы обработки углов изделий при
окантовке.
Работа с проволокой
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая,
стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жёсткая (упругая). Инстр ументы для работы с
проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение
санитарно - гигиенических требований при работе с проволокой.
Приёмы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Работа с древесиной
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается
вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно - гигиенических требований при работе с древесиной.
Инструменты и приспособления.
Приёмы работы. Правильная хватка инструмента. Строгание и зачистка древесины напильником и наждачной бумагой.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнивание образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой. Составление плана
работы самостоятельно и по вопросам учителя. Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно.
Выполнение изделий с помощью учителя и самостоятельно. Умение придерживаться плана при выполнении изделия. Осуществлять необходимые
контрольные действия. Отчёт о последовательности изготовления изделия. Отчёт о технол огии изготовления отдельных частей изделия по вопросам
учителя с употреблением в речи технических терминов. Анализ своего изделия и изделия товарища. Пространственная ориентировка при выполнении
плоскостных и объёмных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций. Употребление в речи слов, обозначающих пространственные
признаки предметов и пространственные отношения предметов, закрепление слов и фраз, усвоенных в 1 и 2 классах.
II -я четверть
Работа с природными материалами
Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твёрдость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило,
нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно - гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приёмы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
Работа с металлоконструктором
Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали
9

конструктора: плато, планка, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвёртка. Правила безопасной работы.
Приёмы работы. Подбор планок по счёту отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и
инструментами. Правильная хватка инструментов.
Работа с бумагой и картоном
Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой
(нитки, тесьма, материалоотходы - паролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно - гигиенические требования при
работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.
Приёмы работы. Разметка картона и бумаги шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне.
Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное сравнение образца с натуральным объектом, чучелом, игрушкой, иллюстрацией.
Самостоятельное составление плана работы, текущий контроль выполнения изделия.
Подбор материалов и инструментов для работы частично с помощью учителя и самостоятельно. Выполнение первых изделий с помощью
учителя, остальных - самостоятельно. Самостоятельный отчёт об этапах изготовления изделия. Отчёт о технологии изготовления отдельных частей
изделия по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища. Употребление в речи технической терминологии. Пространственная
ориентировка при выполнении плоскостных и объёмных работ, соблюдение пропорций и размеров, правильное расположение деталей. Употребление в
речи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов. Закрепление
материала 1 - 2 классов.
III -я четверть
Работа с бумагой и картоном
Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника - переплётчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона
(детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначение: для разметки и для
обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплётных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей
промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно - гигиенические требования при работе с бумагой картоном.
Приёмы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
Работа с текстильными материалами
Технические сведения. Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые в работе с
текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно - гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приёмы работы. Правильное пользование иглой и напёрстком. Выполнение косого обмёточного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном
положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обмётывание боковых срезов мешочка, подушечки
- прихватки косыми стежками.
Работа с древесиной
Технические сведения. Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий
из древесины - детали соединяют гвоздями и шурупами. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвёртка, их
10

назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно - гигиенические требования. Правила
безопасной работы.
Приёмы работы. Правильная хватка инструмента. Работа буравчиком и отвёрткой. Подготовка полуфабрикатов из древесины к работе (подбор
необходимых деталей). Соединение деталей на гвоздях и шурупах. Окраска древесины акварельными красками и гуашью.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы.
Осуществление контрольных действий самостоятельно на глаз, с помощью мерочки и линейки. Самостоятельный подбор материалов и
инструментов для работы. Выполнение работы с помощью учителя и самостоятельно. Отчёт об этапах изготовления изделия. Отчёт о технологии
изготовления отдельных частей изделия и небольших изделий самостоятельно и по вопросам учителя. Анализ своего изделия и изделия товарища.
Употребление в речи технической терминологии.
IV -я четверть
Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона)
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочкового
картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила
безопасной работы.
Приёмы работы. Разметка развёрток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба (рицовка). Сгибание картона
и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объёмных изделий.
Работа с текстильными материалами
Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия.
Организация рабочего места.
Приёмы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
Работа с древесиной
Технические сведения. Повторение сведений, обозначенных в третьей четверти.
Приёмы работы. Повторение приёмов, обозначенных в третьей четверти.
Умения
Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление, плана работы осуществление контрольных действий.
Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчёт о технологии
изготовления отдельных частей изделия и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов.

11

Календарно - тематическое планирование
Планируемые результаты

№ п/п
ТЕМА ПРОГРАММЫ

предметные

личностные

ДАТА

ФАКТ

ПРИМЕЧАНИЯ

I - Я ЧЕТВЕРТЬ
1-2

Геометрическая фигура
- раскладка / с. 4 -11

Работа с бумагой и картоном
Знать правила
Осознание себя как
поведения работы на
ученика,
уроках ручного труда. заинтересованного
Уметь самостоятельно посещением школы.
ориентироваться в
Воспитание и развитие
задании. Соотносить
социально значимых
свои действия и их
личностных качеств
результаты с заданными
образцами

3-4

Складывание простых форм из
квадратов
Игра «Геометрический
конструктор»

Фигурка «Рыбка» / с. 12. 13
5-6

7-8

Материалы, инструменты и
приспособления. Виды,
свойства, цвет, размер бумаги.
Технологические операции с
бумагой. Складывание из
треугольников

Нахождение на линейке длины
заданной в миллиметрах / с. 14
-17
Работа с тканью
Игрушка «Кукла - скрутка» / с.
18 - 27
Правила пользования
ножницами.
Приготовить рабочее
место с соблюдением
правил гигиены

Соотносить свои
действия и их
результаты с заданными
образцами

Материалы, инструменты и
приспособления. Виды,
свойства, цвет, ткани. Процесс
ткачества. Скручивание ткани.

12

9-10

11-12

13-14

Изделие «Салфетка с
аппликацией» / с. 28 - 31

Отделка изделий из ткани

Работа с бумагой и картоном
Знать правила
Готовность к
Игрушка с подвижным
безопасности
при
безопасному и
соединением деталей
бережному поведению в
«Цыплёнок в скорлупе» / с. 32 работе с циркулем,
умение
изготавливать
природе и обществе
- 35
поделки из бумаги и
Игрушка «Летающий диск» / с. картона, правила
36 - 40
нанесения клея на
поверхность

15-16

Разметка округлых деталей по
шаблонам.

Вычерчивание окружности с
помощью циркуля
Экономное использование
бумаги при вычерчивании
нескольких окружностей
Развёртка изделия

Игрушка из бумажных кругов
«Попугай» / с. 41- 45
17-18
Изготовление «Конверта для
писем» с клеевым соединением
деталей / с. 46, 47
II - Я ЧЕТВЕРТЬ
Работа с бумагой и картоном
19-20

21-22

23-24

Изготовление конверта без
клеевого соединения деталей / Владение некоторыми
с. 48, 49
технологическими
приёмами ручной
Творческая работа «Конверт с обработки материалов.
Дать отчёт о
замком» без клеевого
последовательности
соединения / с. 50, 51
изготовления изделия.
Аппликация «Коврик с
Знание
геометрическим орнаментом» /
с. 52 - 57

Внимательно
относиться к
собственным
переживаниям и
переживаниям других
людей. Адекватно
воспри нимать оценку
учителя.
Самостоятельность

Сгибание бумаги по заданным
условным обозначениям

Разметка геометрического
орнамента с помощью
13

24-25

26-27

Изделие «Закладка для книг из
зигзагообразных полос» / с. 58
- 61
названий и некоторых
Закладка из книг со свободным свойств поделочных
материалов и
плетением / с. 62 - 65
соблюдение правил их
хранения, санитарногигиенических
требований при работе с
ними

в выполнении учебных
заданий Выполнять
правила безопасного
поведения в школе.
Адекватно
воспринимать оценку
учителя

угольника
Разметка геометрического
орнамента с помощью
угольника
Разметка наклонных линий с
помощью угольника

Работа с тканью
28-29

Изделие «Салфетка прихватка» / с. 66 - 69

Соединение деталей изделия
строчкой косого стежка

Уметь придерживаться
плана при выполнении
изделия
Развитие навыков
сотрудничества со
взрослыми и
сверстниками в разных
социальных ситуациях
Работа с металлом

14

30-31

32-33

Изделие «Дерево» / с. 70 - 76

Изделие
Геометрическая фигура
- раскладка» / с. 77 - 80

34-35
Изделие «Объёмное ёлочное
украшение» / с. 81 - 84

Уметь подбирать
материалы и
инструменты. Уметь
осуществлять
необходимые
контрольные действия

Формирование
способности к
эмоциональному
восприятию учебного
материала.
Самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
договорённостей
III - Я ЧЕТВЕРТЬ
Работа с бумагой и картоном
Составлять план работы Владение навыками
самостоятельно и по
коммуникации и
вопросам учителя
принятыми ритуалами
социального
взаимодействия

36-37

38-39

Применение, виды, свойства,
цвет металлов. Инструменты.
Сминание, сжимание,
скручивание
алюминиевой фольги

Деление круга на равные части
способом складывания
Деление круга на равные части с
помощью угольника и линейки
Тиражирование деталей.
Точечное клеевое соединение
деталей

Изделие «Растягивающаяся
игрушка» / с. 85- 88
Игрушка «Птица» / с. 89- 91

Вырезание симметричных
деталей из бумаги, сложенной
пополам
Складывание из бумаги

40-41
Изделие «Снежинка» / с. 92- 94
42-43

Летающая модель «Планёр» /
с. 95 - 98

Делать отчёт о
технологии

Соотносить свои
действия и их

Выполнение разметки с опорой
на чертёж
15

44-45

Летающая модель «Самолёт» /
с. 99, 100

результаты с заданными
образцами

Линии чертежа. Чтение
чертежа

изготовления отдельных
частей изделия по
вопросам учителя с
употреблением в речи
технических терминов
Работа с нитками
46-47
48-49

50-51

Изделие «Цветок из ниток» / с.
101, 102
Изделие «Помпон из ниток» /
Правила хранения игл.
с. 103, 104
Свойства ниток.
Сравнивать образец с
натуральным объектом
Изделия «Декоративные
фигурки птиц, зверей,
человечков» / с. 105, 106

Правила пользов ания
ножницами.
Приготовить рабочее
место с соблюдением
правил гигиены

Связывание ниток в пучок
Готовность к
безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе
Работа с проволокой
Соотносить свои
действия и их
результаты с заданными
образцами

Изгибание проволоки

IV - Я ЧЕТВЕРТЬ
Работа с проволокой
52-53

54-55

Сборка изделия из разных
материалов

Изделия из проволоки, бумаги
и ниток «Муха и паук» / с. 107,
108
Изделие «Открытая

Осуществлять

Работа с бумагой
Целостный

Складывание из бумаги
16

56-57

58-59

необходимые
коробочка» / с. 109, 110
Изделие «Коробочка» / с.111, контрольные действия
112

Аппликация из карандашной
стружки (цветок, цыплёнок,
петушок, букет) / с. 113 -120

60-61

Аппликация из древесных
заготовок / с. 121 -123

62-63

Пришивание пуговиц / с. 123 126

Владение некоторыми
технологическими
приёмами ручной
обработки материалов.
Дать отчёт о
последовательности
изготовления изделия

социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве с природой
Работа с древесиной
Внимательно
относиться к
собственным
переживаниям и
переживаниям других
людей. Адекватно
воспринимать оценку
учителя

Экскурсия в библиотеку.
Изготовление записной

Материалы, инструменты.
Заготовка, свойства,
обработка древесины ручными
инструментами. Клеевое
соединение деталей из
древесины

Ремонт одежды
Соотносить свои
действия и их
результаты с заданными
образцами

Соблюдать пропорции и
размеры изделия.
Правила ТБ при работе
с иглами, ножницами.
Самостоятельность в
выполнении учебных
заданий
Картонажно -переплётные
64-65

Технология изготовления
коробочки способом сгибания
бумаги на основе базовой
формы «Блин»

Умение выбирать
книги,

Технология пришивания
пуговицы с четырьмя сквозными
отверстиями, с ушком.
Отделка изделий пуговицами

работы
Материалы, инструменты и
приспособления
17

книжки - раскладушки с
изготавливать
переплётной крышкой / с. 129 - записную книжку с
132
переплётом
66-67

68

Ручные швейные работы
Изделие «Подушечка для игл» Умение владеть иглой , Самостоятельность в
/ с. 133 -136
знать правила
выполнении учебных
пользования иглой
заданий
Изделие «Тряпичная игрушка подушка» / с. 137 -141
Умение чертить по
шаблону, знать правила
пользования ножницами

Соединение изделий из ткани
строчкой петлеобразного стежка

Адекватно
воспринимать оценку
учителя

18

Литература и средства обучения

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).

2.

Технология, ручной труд, 4 класс, Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова, Москва «Просвещение» 2019 год

3.

И. Г. Майорова, В. И. Романина..., Трудовое обучение в начальных классах,

Москва «Просвещение»

4.

И. Г. Майорова, Уроки трудового обучения 1 класс, Москва «Просвещение»

1979 год

5.

И. Г. Майорова, Уроки трудового обучения 2 класс, Москва «Просвещение»

1974 год

6.

Н. П. Павлова, Трудовое обучение в 1 - 3 классах вспомогательной школы, Москва «Просвещение»

1978 год

1992 год

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».