МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от «29» августа 2023г УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова_________ Приказ № 69 от «29» августа 2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы Срок реализации: 5 лет Рабочая программа разработана учителем __________ квалификационной категории ____________________________________ г. Екатеринбург, 2023 II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 1 четверть 5 класс № 1 3 Тема занятия Основная тема в фольклорном произведении. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля Работа с текстом 4 5 6 7 1 Типы текстов Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения Работа со сплошным текстом Газетная утка 2 2 Солнечные дети Содержание занятия Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. Квест, конкурс. Квест, игра «Что? Где? Когда?». Ролевая игра. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть 6 класс № 1 4 Тема занятия Основная тема и идея в эпическом произведении Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени Сопоставление содержания художественных текстов Работа с текстом 5 6 7 Типы текстов Типы задач на грамотность Работа с несплошным текстом Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. 1 Вещества и материалы Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) 2 3 Содержание занятия Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Формы деятельности Беседа, конкурс. Круглый стол. Ролевая игра. Работа в парах, игра в формате КВН. Квест, круглый стол. Круглый стол, дискуссия. Квест, игра «Что? Где? Когда?». Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Беседы, диалоги, дискуссии. Социальная реклама 2 Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru Круглый стол, игра. Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть 7 класс № 1 3 Тема занятия Основная тема и идея в лирическом произведении Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Работа с текстом 4 Типы текстов 5 Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста Типы задач на грамотность Регенеративная медицина Такой разный звук 2 6 1 2 Содержание занятия Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Задание 3, (https://media.prosv.ru/content/situation/28/) Задание 1, (https://media.prosv.ru/content/situation/73/) Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Беседа, круглый стол, ролевая игра Квест, дискуссия, круглый стол. Деловая игра Квест, круглый стол. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 3 четверть 8 класс № 1 3 Тема занятия Основная тема и идея в драматическом произведении Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля Работа с текстом 4 Типы текстов 5 6 7 Поиск ошибок в тексте Типы задач на грамотность Работа с несплошным текстом 1 Видеть глазами души 2 Содержание занятия Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально-делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры (рубежная аттестация) Видеть глазами души (https://media.prosv.ru ) Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Беседа, круглый стол. Квест, дискуссия. Квест, круглый стол. Квест, круглый стол. Деловая игра Беседы, диалоги, дискуссии. 2 Практическая работа Тестирование. Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг). Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 4 четверть 9 класс № 1 3 Тема занятия Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Работа с текстом 4 Типы текстов 5 6 Составление плана на основе исходного текста Типы задач на грамотность 7 Работа со смешанным текстом. 1 Кир Булычев «Новости будущего века» 2 Практическая работа 2 Содержание занятия Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образовательные ситуации в текстах. Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). Кир Булычев «Новости будущего века» (отрывок) (https://media.prosv.ru/content/situation/145/) Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа рэш.фг). Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах, дискуссия Квест, круглый стол. Деловая игра, круглый стол Работа в группах, соревнование в формате КВН. Квест, круглый стол. Деловая игра Беседы, диалоги, дискуссии. Тестирование. Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (3ч.) - 1 четверть 10 класс 1.1. В новой школе 1.2. В переводе на человеческий Читают фрагмент рассказа «Второй». Оценивают содержание прочитанного. Формулируют собственную позицию. Применяют извлечённую из текста информацию. Выполняют задание. Читают небольшую подборку материалов о языке животных. Оценивают содержание прочитанного. Формулируют собственную позицию. Применяют извлечённую из текста информацию. Выполняют задание. Беседа. Обсуждение. Практикум. http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/chitatelskavagramotnost/ Обсуждение. http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/chitatelskavagramotnost/ Практикум. 1.3. Знакомьтесь _______ 1.4. Континент - призрак 1.5. На уроке немецкого Самое загадочное явление 1.6. Читают подобранный материал по поездке в Ставрополь. Оценивают Обсуждение. содержание прочитанного. Формулируют собственную позицию. Применяют извлечённую из текста информацию. Выполняют задаПрактикум. ние. Читают фрагмент статьи о таинственной Атлантиде. Оценивают соОбсуждение. держание прочитанного. Формулируют собственную позицию. Применяют извлечённую из текста информацию. Выполняют задание. Практикум. Читают отрывок рассказа «Мой первый друг, мой друг бесценный». Обсуждение. Оценивают содержание прочитанного. Формулируют собственную позицию. Применяют извлечённую из текста информацию. ВыполПрактикум. няют задание. Читают подборку материалов о берестяных грамотах. Оценивают со- Обсуждение. Практикум. держание прочитанного. Формулируют собственную позицию. Применяют извлечённую из текста информацию. Выполняют задание. Беседа. Описывают особенности и недостатки при вредном совете. Оцени- Обсуждение. вают правильность выполнения учебной задачи. Демонстрируют го- Практикум. товность к саморазвитию и самообразованию. Выполняют задание. 6.1. В шутку и всерьёз 6.2. Детская площадка Выбирают расположение модулей детской площадки. Организуют сотрудничеств о и совместную деятельность. Демонстрируют готовность к саморазвитию и самообразованию. Выполняют задание. 6.3. Друдлы Анализируют картинки. Формулируют свой ответ. Работают индиви- Обсуждение. дуально и в группах. Демонстрируют готовность к саморазвитию и Практикум. самообразованию. Выполняют задание. Обсуждение. Практикум. http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/chitatelskavagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/chitatelskavagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/chitatelskavagramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/chitatelskavagramotnost/ httD://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/kreativnoemvshlenie/ httD://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/kreativnoemvshlenie/ htto://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/kreativnoemvshlenie/ Модуль «Основы математической грамотности» (8ч.)- 2 четверть 5 класс № 1 Тема занятия Счет и десятичная система счисления 2 Сюжетные задачи, решаемые с конца 3 4 Задачи на переливание и взвешивание Логические задачи 5 Первые шаги в геометрии Содержание занятия Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Формы деятельности Беседа, обсуждение, практикум. Обсуждение, практикум, брейн-ринг. Урок-исследование. Беседа, обсуждение практикум. Игра, урок-исследование, брейн-ринг, конструирование. 6 Размеры объектов окружающего мира 7 Комбинаторные задачи 8 Проведение рубежной аттестации. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов окружающего мира Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Проведение рубежной аттестации. Обсуждение, урок-практикум, моделирование. Урок-практикум. Тестирование. Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть 6 класс № 1 2 Тема занятия Числа и единицы измерения Вычисление величины 3 Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом Инварианты: задачи на четность 4 5 6 7 8 9. Решение логических задач Графы и их применение в решении задач Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики Проведение рубежной аттестации. Содержание занятия Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура. Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары) Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности Проведение рубежной аттестации Формы деятельности Игра, обсуждение, практикум. Исследовательская работа, урок практикум. Обсуждение, урок-практикум, соревнование. Урок-игра, урок-исследование. Урок-игра Обсуждение, урок-практикум. Беседа, урок-исследование, моделирование. Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. Тестирование. Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть 7 класс № 1 2 3 4 Тема занятия Арифметические и алгебраические выражения Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции Задачи практико-ориентированного содержания Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур Содержание занятия Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Формы деятельности Обсуждение, практикум. Исследовательская работа, урок практикум. Обсуждение, урок-практикум. Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. 5 6 7 8 9 Решение задач на вероятность событий Элементы теории множеств Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. Статистические явления, представленные в Статистические явления, представленные в различной форме: различной форме текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы Решение задач исследовательского характера Решение геометрических задач исследовательского характера. Проведение рубежной аттестации. Проведение рубежной аттестации. Урок-игра, урок-исследование. Урок-исследование. Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. Исследовательская работа. Тестирование. Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 4 четверть 8 класс № 1 Тема занятия Работа с информацией 2 Вычисление расстояний на местности 3 4 Квадратные уравнения Алгебраические связи между элементами фигур 5 Математическое описание зависимости между переменными Интерпретация трёхмерных изображений Определение ошибки измерения 6 7 8 9. Решение типичных математических задач . Проведение рубежной аттестации Содержание занятия Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, неаналитические методы решения Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. Проведение рубежной аттестации Формы деятельности Практикум Беседа. Исследование. Практикум Проектная работа Обсуждение. Урок-практикум Моделирование Урок-исследование. Урок-практикум. Тестирование. Модуль «Основы математической грамотности» - 1 четверть 9 класс № 1 Тема занятия Представление данных в виде таблиц 2 3 4 Представление данных в виде диаграмм Построение мультипликативной модели Задачи с лишними данными Содержание занятия Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы Простые и сложные вопросы. Построение мультипликативной модели с тремя составляющими Задачи с лишними данными. Формы деятельности Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Исследование. Моделирование. Практикум. Обсуждение. Исследование. 5 6 7 8 Решение типичных задач через систему линейных уравнений Количественные рассуждения Решение стереометрических задач Вероятностные, статистические явления и зависимости Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости. Исследование. Выбор способа решения. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Исследование. Интерпретация результатов в разных контекстах. Модуль «Основы математической грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (2ч.) - 2 четверть 10 класс 1.1. Встреча весны 1.2. Круиз по Лене 1.3. Флешки 1.4. Электробус 1.5. Электросамокаты 1.6. 6.1. 6.2. В лесу родилась ёлочка Где мне посадить дерево Зачем так много животных Беседа. Изучают чертёж скворечника. Применяют математические знания Обсуждение. для решения разного рода проблем. Объясняют гражданскую позиПрактикум. цию на основе математических знаний. Выполняют задание. Вычисляют максимальную вместимость теплохода. Применяют матеОбсуждение. матические знания для решения разного рода проблем. Объясняют гражданскую позицию на основе математических знаний. ВыполПрактикум. няют задание. Анализируют информацию по флешкам. Применяют математические Обсуждение. знания для решения разного рода проблем. Объясняют гражданскую Практикум. позицию на основе математических знаний. Выполняют задание. Выбирают правильный вариант. Применяют математические знания Обсуждение. для решения разного рода проблем. Объясняют гражданскую позиПрактикум. цию на основе математических знаний. Выполняют задание. Выбирают верный вариант. Применяют математические знания для решения разного рода проблем. Объясняют гражданскую позицию на Обсуждение. основе математических знаний. Выполняют задание. Практикум. Обсуждение. Аргументируют ответ, используют аргументы для выбора правильПрактикум. ных вариантов. Выполняют задание. Беседа. Сопоставляют данные таблицы с верными вариантами. Выполняют Обсуждение. Практикум. задание. Анализируют текст. Выбирают правильные ответы. Выполняют зада- Обсуждение. ние. Практикум. http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniv/matematicheska va-gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniv/matematicheska va-gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban zadaniv/ matematicheska va-gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban zadaniv/matematicheska va-gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniv/matematicheska va-gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/elobalnvekompetentsii/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/elobalnvekompetentsii/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/elobalnvekompetentsii/ Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 3 четверть 5 класс № 1 2 3 Тема занятия Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах Деньги настоящие и ненастоящие Содержание занятия Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах Деньги настоящие и ненастоящие Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Игра, экскурсия. 4 5 6 1 Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги Человек и природа 2 3 Здоровье как ценность Традиции и обычаи Как разумно делать покупки? Игра, круглый стол. Кто такие мошенники? Круглый стол, игра, квест. Личные деньги Беседы, диалоги, дискуссии. Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отно- Беседы, диалоги, дискуссии. шение к живой природе) Здоровье как ценность Круглый стол, игра. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентифика- Игра, экскурсия. ции с определённой культурой) Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть 6 класс № 1 Тема занятия Удивительные факты и истории о деньгах 2 Откуда берутся деньги? 3 Собственность и доходы от нее 4 5 1 2 3 Социальные выплаты: пенсии, пособия Как заработать деньги? Права человека как ценность Семья Глобальные проблемы Содержание занятия Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Права человека как ценность Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка) Основные причины возникновения глобальных проблем Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Круглый стол, игра, квест. Беседы, диалоги, дискуссии. Викторина, квест, квиз Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Игра, экскурсия. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть 7 класс № 1 2 Тема занятия Что такое налоги ь? Виды налогов 3 Что такое государственный бюджет? 4 5 Виды социальных пособий История возникновения банков 6 Вклады: как сохранить и приумножить? Содержание занятия Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Круглый стол, игра, дискуссии Круглый стол, игра, квест. Беседы, диалоги, дискуссии Проект, игра. 1 Права человека 2 3 Семья Образование как ценность и право Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства) Семья (аспект: роль семьи в жизни общества) Образование как ценность и право Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Игра, экскурсия. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 1 четверть 8 класс № 1 2 3 Тема занятия Потребление или инвестиции? Как сберечь личный капитал? Бизнес и его формы Содержание занятия Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. 4 5 6 Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Бизнес подростков и идеи Кредит и депозит 1 Комплексное задание «Говорим на одном языке» 2 Комплексные задания «Футбол и дружба» 3 Комплексное задание «Самоуправление в школе» Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними. Содержательный контекст комплексного задания представляет межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер, отражая позиции «традиции и обычаи» (аспект: многообразие культур и идентификация с определенной культурой) и «семья и школа» (аспект: роль семьи и школы в воспитании и образовании ребенка). Содержательный контекст комплексного задания представляет межкультурное взаимодействие; отражает тему «традиции и обычаи (аспект: понимание необходимости межкультурного диалога). Содержательный контекст комплексного задания представляет межкультурное взаимодействие; отражает тему «передача социального опыта, воспитание и самовоспитание» Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Викторина, круглый стол, дискуссии Круглый стол, игра, квест. Беседы, диалоги, дискуссии Проект, игра. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Игра, экскурсия. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 2 четверть 9 класс № 1 Тема занятия Ценные бумаги Содержание занятия Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Формы деятельности Беседы, диалоги, дискуссии. 2 Риски акций и управление ими 3 4 Паевые инвестиционные фонды Инвестиционное профилирование. 5 6 Участники страхового рынка Государственное и негосударственное пенсионное страхование Комплексное задание «Этичная одежда» 1 2 Комплексное задание «Олимпийская команда беженцев» 3 Комплексное задание «Экологичная обувь» Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Круглый стол, игра. Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях. Содержательный контекст комплексного задания представляет межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер, отражая позиции «традиции и обычаи». Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, дебаты Круглый стол, игра, квест. Беседы, викторина, квест, квиз Дебаты, беседы. Круглый стол, игра. Игра, экскурсия. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Креативное мышление» (4ч.) - 3 четверть 10 класс 5.1. Выявляют угрозы безопасности. Применяют финансовые знания Безопасность в социальных се- для решения разного рода проблем. Оценивают финансовые дейтях ствия в конкретных ситуациях. Выполняют задание. 5.2. Билеты на каток Анализируют текст и таблицу. Применяют финансовые знания для решения разного рода проблем. Оценивают финансовые действия в конкретных ситуациях. Выполняют задание. 5.3. Интересные выходные Сопоставляют полученные данные с верными вариантами. Применяют финансовые знания для решения разного рода проблем. Оценивают финансовые действия в конкретных ситуациях. 5.4. Мобильная связь Выбирают решение финансовой проблемы. Применяют финансовые знания для решения разного рода проблем. Оценивают финансовые действия в конкретных ситуациях. Выполняют задание. 5.5. Парк развлечений Определяют развлечения с финансовыми затратами. Применяют финансовые знания для решения разного рода проблем. Оценивают финансовые действия в конкретных ситуациях. Выполняют задание. 6.4. Колодец Находят креативные решения. Выражают свои чувства и мысли. Демонстрируют готовность к саморазвитию и самообразованию. Выполняют задание. Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/finansovavaeramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/finansovavaeramotnost/ Обсуждение. httn://skiv.instrao.ru/ban Практикум. k-zadaniv/finansovavaeramotnost/ Обсуждение. http://skiv.instrao.ru/ban Практикум. k-zadaniv/finansovavaeramotnost/ Обсуждение. http://skiv.instrao.ru/ban Практикум. k-zadaniv/finansovavaeramotnost/ Обсуждение. htto://skiv.instrao.ru/ban Практикум. k-zadaniv/kreativnoemvshlenie/ 6.5. Кружок по музыке 6.6. Марафон чистоты 6.7. Наша жизнь зависит от природы Предлагают идеи. Работают индивидуально и в группах. Организуют сотрудничеств о и совместную деятельность. Демонстрируют готовность к саморазвитию и самообразованию. Выполняют задание. Предлагают варианты решения проблемы загрязнения. Демонстрируют готовность к саморазвитию и самообразованию. Выполняют задание. Создают креативный эскиз плаката. Выражают свои чувства и мысли. Демонстрируют готовность к саморазвитию и самообразованию. Выполняют задание. Обсуждение. htto://skiv.instrao.ru/ban Практикум. k-zadaniv/kreativnoemvshlenie/ Обсуждение. htto://skiv.instrao.ru/ban Практикум. k-zadaniv/kreativnoemvshlenie/ Обсуждение. htto://skiv.instrao.ru/ban Практикум. k-zadaniv/kreativnoemvshlenie/ Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.) - 4 четверть 5 класс № Тема занятия 1 2 Звуковые явления Устройство динамика 3 4 5 Движение и взаимодействие частиц Вода. Уникальность воды Углекислый газ в природе 6 7 Земля, внутреннее строение Земли Атмосфера Земли 8 Уникальность планеты Земля Содержание занятия Формы деятельности Звуковые явления Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Демонстрация записей звуков Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и Наблюдение физических явлеего воздействие на человека. ний. Строение вещества Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физичеВода. Уникальность воды ских явлений. Углекислый газ в природе и его значение. Земля и земная кора. Минералы Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Атмосфера Земли. Живая природа Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни Беседа. Презентация. на Земле. Свойства живых организмов. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть 6 класс № 1 2 3 Тема занятия Тело и вещество Масса Строение вещества Содержание занятия Строение вещества Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества Масса. Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления Формы деятельности Наблюдения Лабораторная работа Моделирование 4 5 Тепловые явления Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. 6 7 Представления о Вселенной Модель солнечной системы 8 9. Царства живой природы Проведение рубежной аттестации. Тепловое расширение тел. Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Живая природа Царства живой природы Проведение рубежной аттестации. Презентация Проектная работа Обсуждение. Исследование. Проектная работа Квест Тестирование. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть 7 класс № Тема занятия 1 Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. 2 3 4 Механическое движение. Инерция Закон Паскаля Деформация тел 5 Атмосферные явления 6 7 8 9 Содержание занятия Структура и свойства вещества Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Земля, мировой океан Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие Внешнее строение дождевого червя, мол- Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. люсков, насекомых Внешнее и внутреннее строение рыбы Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.) - 2 четверть Формы деятельности Беседа. Демонстрация моделей Демонстрация моделей Лабораторная работа Посещение производственных или научных лабораторий Проектная деятельность 8 класс № 1 2 3 4 5 6. 7. 8. Тема занятия Содержание занятия Структура и свойства вещества (электрические явления) Занимательное электричество. Занимательное электричество Электромагнитные явления. Производство электроэнергии Магнетизм и электромагнетизм. Магнетизм и электромагнетизм. Плотины. Гидроэлектростанции Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) Внутренняя среда организма. Кровь. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Системы жизнедеятельности человека. Рубежная аттестация Проведение рубежной аттестации. Формы деятельности Беседа. Демонстрация моделей Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Проектная работа Обсуждение. Исследование. Проектная работа Тестирование. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 3 четверть 9 класс № Тема занятия 1 2 Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. 3 Изменения состояния веществ. 4 Физические явления и химические превращения 5 Размножение организмов 6 Вид и популяции 7 Закономерности изменчивости Содержание занятия Структура и свойства вещества На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества Изменения состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических реакций от физических явлений. Наследственность биологических объектов Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Экологическая система Формы деятельности Демонстрация моделей. Дебаты Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Учебный эксперимент. Исследование. Беседа. Демонстрация моделей. Учебный эксперимент. Наблюдение явлений. 8 Потоки вещества и энергии в экосистеме 9 Антропогенное воздействие на биосферу Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Демонстрация моделей. Моделирование. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (4ч.) - 4 четверть 10 класс 3.1. Вода на стёклах 3.2. Понаблюдаем за тиграми 3.3. Прорастёт ли семечко 3.4. Сад на окошке 3.5. Что такое снег 4.4. И как вы там живёте 4.5. Как отметить день рождения Анализируют информацию фрагмента текста, выбирают правильный вариант. Объясняют и описывают естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний. Объясняют гражданскую позицию. Анализируют информацию из таблицы. Объясняют и описывают естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний. Объясняют гражданскую позицию. Выполняют задание. Выбирают несколько верных вариантов. Объясняют и описывают естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний. Объясняют гражданскую позицию. Выполняют задание. Проводят исследование с помощью образовательного набора Лаборатория интернета вещей. Выбирают несколько верных вариантов. Объясняют и описывают естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний. Объясняют гражданскую позицию. Выполняют задание. Проводят исследование с помощью образовательного набора Лаборатория интернета вещей. Формулируют верный ответ. Объясняют и описывают естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний. Объясняют гражданскую позицию. Выполняют задание. Выбирают верные мнения. Отмечают правильные ответы. Выполняют задание. Выбирают оптимальные действия. Отмечают правильные ответы. Выполняют задание. 4.6. Кого выбрать в школьный совет Высказывают согласия и сомнения. Выбирают правильные ответы. Выполняют задание. Беседа. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniv/estestvennonau chnava-gramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniv/estestvennonau chnava-gramotnost/ Обсуждение. Практикум. http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniv/estestvennonau chnava-gramotnost/ Обсуждение. Практикум. http://skiv.instrao.ru/ban kzadaniv/estestvennonau chnava-gramotnost/ Обсуждение. Практикум. httD://skiv.instrao.ru/ban kzadaniv/estestvennonau chnava-eramotnost/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/elobalnvekompetentsii/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/elobalnvekompetentsii/ http://skiv.instrao.ru/ban k-zadaniv/elobalnvekompetentsii/ Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. Обсуждение. Практикум. План изучения модулей функциональной грамотности класс 5 6 7 8 9 10 1 четверть ЧГ, КР (7+2) ЕН (9) ЕН (9) ФГ, ГК (6+2) МГ (9) ЧГ, КР (6+3) III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 четверть МГ (8) ЧГ, КР (7+2) ЧГ, КР (6+2) ЕН (8) ФГ, ГК (6+2) МГ, ГК (5+3) 3 четверть ФГ, ГК (6+3) МГ (9) МГ (9) ЧГ, КР (7+2) ЕН (9) ФГ, КР (5+4) 4 четверть ЕН (8) ФГ, ГК (5+3) ФГ, ГК (6+2) МГ (8) ЧГ, КР (7+2) ЕН, ГК (5+3) Метапредметные и предметные Грамотность Читательская Естественнонаучная находит и извлекает находит и извлекает находит и извлекает информацию из раз- математическую ин- информацию о естеличных текстов формацию в различ- ственнонаучных явном контексте лениях в различном контексте Финансовая 6 класс Уровень понимания и применения применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем Применяет математические знания для решения разного рода проблем объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний Применяет финансовые знания для решения разного рода проблем 7 класс Уровень анализа и синтеза анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста Формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте анализирует информацию в финансовом контексте 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания Оценивает форму и Содержание текста в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в Оценивает финансовые проблемы в различном контексте 5 класс Уровень узнавания и понимания Математическая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте Глобальные компетенции рассматривает вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения овладевает навыками, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; использует знания о мире и критически мыслит при рассуждении о глобальных событиях способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию способен понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения; Креативное мышление генерирует новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; практикуется в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше развивает воображение и фантазию, творческую активность детей. 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации различном контексте в рамках предметного содержания интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания Оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения способен наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Личностные Грамотность Читательская 5-9 классы Математическая Естественнонаучная Оценивает содер- Объясняет гражОбъясняет гражданжание прочитанданскую позицию скую позицию в ного с позиции в конкретных конкретных ситуанорм морали и об- ситуациях общециях общественной щечеловеческих ственной жизни на жизни на основе ценностей; форму- основе математиестественнонаучных лирует собственческих знаний с знаний с позиции ную позицию по позиции норм мо- норм морали и оботношению к про- рали и общечело- щечеловеческих читанному веческих ценноценностей стей Финансовая Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны Глобальные компетенции изучает местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимает и оценивает различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействует с другими, а также действует ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Креативное мышление Умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.