Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга Управление образования Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 Принято: Утверждаю: Решением педагогического Директор МБОУ СОШ № 49 совет протокол № 1 ________ Каримова Е.Ю. от 27 августа 2021г. приказ № 64 от 27 августа 2021г. Программа воспитания МБОУ СОШ № 49 Автор - составитель : Зарифуллина Н.Ю. Екатеринбург, 2021 Содержание I. Пояснительная записка 2 стр II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ 3 стр ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 2.1 Цели и задачи воспитания 7 стр 2.2 Целевые приоритеты применительно к возрастным 8стр особенностям обучающихся, соответствующие трем уровням общего образования 2.3 Срок и реализация программы 15 стр III. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15 стр Инвариативные модули 3.1 Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 16 стр 3.2 Модуль «Самоуправление» 21 стр 3.3 Модуль «Профориентация» 22 стр 3.4 Модуль «Школьный урок» 37 стр 3.5 Модуль «Работа с родителями» 39 стр 3.6 Модуль «Классное руководство» 41 стр Вариативные модули 3.7 Модуль «Ключевые общешкольные дела» 46 стр 3.8 Модуль «Школьное СМИ» 55 стр 3.9 Модуль «Волонтерская деятельность» 58 стр 3.10 Модуль «Организация предметно-эстетической среды» V. 64 стр Ожидаемые результаты реализации программы 65 стр Механизм управления реализацией программы 65 стр ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА 67 стр ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1 I. Пояснительная записка «Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий». Х.Й.Лийметс , Л.И.Новикова Программа воспитания МБОУ СОШ № 49 (далее – Программа) разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» «Цель и задачи воспитания» «Виды, формы и содержание деятельности» «Основные направления самоанализа воспитательной работы» Программа воспитания МБОУ СОШ № 49 включает четыре основных раздела: К Программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы. II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 г. Екатеринбурга (далее МБОУ СОШ № 49) находится в Орджоникидзевском районе. История школы насчитывает 74 года. Историю школы создавали строители завода и микрорайона «Уралмаш». Воспитательная система МБОУ СОШ № 49 проблем гармоничного вхождения направлена на решение школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. В центре программы воспитания школы № 49 города Екатеринбурга находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС. Уникальность школы состоит в том, что в школе созданы все необходимые условия для обучения и воспитания детей любой категории: в соответствии с требованиями ФГОС обустроены и оснащены современным учебным оборудованием образовательное пространство. Необходимые меры доступности и безопасности обеспечены в соответствии с нормативными требованиями. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Именно эти идеи ложатся в основу воспитательной работы школы, новой школы, которая открыла свои двери в 2020 году после капитального ремонта, так же открыт после реконструкции школьный музей, в котором 3 собраны разные артефакты, связанные с историей создания и боевого пути УДТК. Появились новые пространства для решения образовательных задач. Учебные кабинеты МБОУ СОШ № 49 оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ: мультимедийные комплексы (проектор и экран), ноутбуки, МФУ. Особые условия доступа к информационным системам и информационнокоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ СОШ № 49 и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих. Доступ к информационным системам для учащихся, в т.ч. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется в кабинетах информатики, школьной библиотеке, под руководством педагогов. В МБОУ СОШ № 49 создана безбарьерная среда для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется: 1. Вывеска с наименованием учреждения, адресом, режимом и графиком работы учреждения, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. 2. Пандус с поручнями (при входе в здание учреждения). 3. Доступная входная группа с контрастными желтыми кругами. 4. Достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок. В образовательном учреждении предусмотрено комплексное сопровождение образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, работают учитель-логопед, психолог, социальный педагог, тьютор, учитель-дефектолог. Образовательный процесс в полном объеме обеспечен учебной литературой, программами по всем дисциплинам учебного плана, учебно-методическим 4 комплектом для педагогов и учащихся, дидактическим и иллюстративнонаглядным материалом, что позволяет создать условия для качественной реализации программ обучения. Кабинеты физики, химии, биологии и технологии оснащены необходимым лабораторным оборудованием. Для проведения практических занятий в МБОУ СОШ № 49 функционируют кабинеты, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, тренировочным занятиям. Кабинет музыки: развитие творческих способностей, художественного воображения, эмоционального и эстетического отношения к действительности. Кабинеты технологии: развитие навыков обработки древесины, инструментами, техническими материалами. Развитие практических навыков работы на швейной машинке, навыков конструирования, работа над творческими проектами. Кабинет химии: экспериментальная проведение работа по химических химии, опытов, подтверждение реакций, результатов теоретических исследований. Кабинет физики: проведение лабораторных работ, практикумов, демонстрационных экспериментов. В ОУ есть кабинеты: педагога-психолога, сенсорная комната, учителялогопеда. МБОУ СОШ № 49 внедрена в эксплуатацию автоматизированная информационная система города Екатеринбурга АИС "Образование", включающую в себя следующие модули: система МСОКО, электронная очередь в школы, предоставление путёвок в лагеря и санатории, учтёт учащихся и педагогов, городские контрольные работы, модуль «Здоровье». Процесс воспитания осуществляют педагоги МБОУ СОШ № 49, которые постоянно повышают свое педагогическое и профессиональное мастерство. Немаловажно и то, что школа расположена в окружении культурных объектов, промышленных предприятий, структур малого бизнеса, охраняемых природных территорий и исторических памятников. Каждый элемент социальной и 5 культурной среды имеет определенный образовательный и воспитательный эффект, может значительно обогатить ресурсы МБОУ СОШ № 49, если его использовать для формирования чувства сопричастности каждого школьника к своей малой Родине, своей школе, своей семье, к общему делу. Все эти принципы и основания стали неотъемлемой составляющей в системе воспитания МБОУ СОШ № 49. Уклад школьной жизни - это целостная образовательная среда и целостное образовательное пространство школы, интегрирующее различные направления и виды деятельности обучающегося, их родителей (законных представителей). Обязательными компонентами уклада школьной жизни являются урочная деятельность, внеурочная деятельность (социокультурные практики как социокультурное событие), внешкольная деятельность (социокультурные практики как общественно-значимая задача), деятельность ученического самоуправления, семейное воспитание, изучение культурологических основ традиционных российских религий, совместная деятельность с социальными партнерами. Модель воспитательной системы, реализуемой в МБОУ СОШ № 49, представлена в соответствующей воспитательных программах, так как программно-целевой подход является концептуальным и организационнометодическим основанием реализации требований ФГОС. Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся соответствующих ступеней, их профессиональную ориентацию, формирование экологической культуры, культуры безопасного и здорового образа жизни. Развитие системы воспитательной работы является не только желанием педагогического коллектива, но и объективной необходимостью. И эта система должна содержать такие эффективные формы и методы, которые позволят создать условия для воспитания гражданина современного общества. 6 2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ. Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого, общей целью воспитания в МБОУ СОШ № 49 является формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, способностей к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории, к успешной социализации в обществе. Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим важно. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: поддерживать традиции образовательной организации реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел; школьного реализовывать урока, воспитательный использовать потенциал интерактивные и формы возможности занятий с обучающимися на уроках; инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование, организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и мероприятий; вовлекать обучающихся в кружки, секции, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; 7 организовывать профориентационную работу с обучающимися; реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы, укрепление коллективных ценностей школьного сообщества; развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, формировать позитивный уклад школьной жизни и положительный имидж Школы; организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся. Уровень основного общего образования Уровнь среднего общего образования Уровень начального общего образования 2.2. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально 8 значимых знаний– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе, подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; 9 быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к благополучия труду как человека, основному залогу его способу достижения успешного жизненного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; 10 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – 11 наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт природоохранных дел; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; 12 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Направления воспитательной работы: Организационноуправленческое Методическое Информационное Материально-техническое Направление Содержание работы Организационно- -разработка нормативной базы (программы, локальные управленческое акты, планы реализации работы) определяющей Программы в механизмы соответствии с государственными образовательными стандартами; - разработка методических рекомендаций для учителей, классных руководителей, специалистов школы -организация межведомственного общеобразовательной 13 организации взаимодействия и учреждений дополнительного образования детей, культуры занятости обучающихся и спорта; -обеспечение образовательных, в гражданско-патриотических, физкультурно-спортивных, культурно-досуговых и других программах (проектах); мониторинга -проведение воспитательной деятельности. Методическое - подбор инновационных технологий, форм, методов воспитания с учетом новых стратегических целей и тенденций обновления содержания образования и воспитания; -аналитико-диагностическая деятельность (обобщение накопленного опыта; проведение рейтинга внеклассных мероприятий и т.д.); - организация семинарских занятий, круглых столов для учителей и специалистов образовательного учреждения; - активизация приоритетных направлений в рамках Информационное информационной -организация поддержки мероприятий Программы с привлечением ресурсов (СМИ, интернет-сайт МБОУ СОШ № 49, Инстаграмм) Материально- -обеспечение оснащения, необходимого для развития техническое воспитательной деятельности в МБОУ СОШ № 49 14 2.3. Срок и реализации Программы Программа рассчитана на пять лет. Реализация программы осуществляется в три этапа: 2020 год 2021-2024 год 2025 год Участники • Этап проектирования деятельности - мотивация субъектов образовательной деятельности, формирование у них потребности в развитии; уточнение концепции развития, разработка тактических шагов концепции, выделение основных подходов к решению проблемы, выбор направления и способов движения, создание управленческих механизмов внедрения и реализации всех проектов и подпрограмм; • Этап развития - моделирование комплекса подпрограмм, проектов и их реализация, дальнейшее развитие профессионального и управленческого потенциала, проведение серии специализированных мониторингов и социологических опросов • Этап обобщения- завершение основных мероприятий программы в рамках программы развития школы. Анализ соответствия итогов реализации предполагаемым результатам, оценка социального эффекта от реализации программы развития. Выход в проектирование новой программы развития образовательного учреждения. Программы: обучающиеся, родители (законные представители), классные руководители, учителя предметники, педагогбиблиотекарь, школьный психолог, педагоги дополнительного образования, преподаватель - организатор ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе, социальные партнѐры школы. РАЗДЕЛ III. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 15 Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы МБОУ СОШ №49. Каждое из них представлено в соответствующем модуле: Инвариативные модули Вариативные модули 1. «Курсы внеурочной 1.«Ключевые общешкольные деятельности» дела» 2. «Самоуправление» 2.«Школьное СМИ» 3. «Профориентация» 3.«Волонтёрская деятельность» 4. «Школьный урок» 4. «Организация предметно- 5. «Работа с родителями» эстетической среды» 6. «Классное руководство» ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ Курсы внеурочной деятельности Школьный урок Самоуправление Работа с родителями Профориентация Классное руководство 3.1. Модуль «Курсы внеурочной деятельности». 16 План внеурочной деятельности является частью образовательной программы МБОУ СОШ №49 и предполагает: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Модель организации внеурочной деятельности школы — оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники организации (учителя, педагог-психолог, старший вожатый и др.). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Координирующую роль выполняет, классный руководитель, который в соответствии со своими должностными обязанностями: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; - ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной 17 деятельности опирается на следующие принципы: Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей Принцип гуманистической направленности Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности Принцип гуманистической направленности Принцип успешности и социальной значимости Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательной организации ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям 18 Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; ведутся занятия: «Азбука здоровья», «Я – пешеход и пассажир», «Путешествие по тропе здоровья»– развитие координации, чувства ритма, организация изучения танцевальных движений, танцев для участия во внеклассных мероприятиях. Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой самостоятельному и выбору отечественной нравственного культуры, образа подготовка жизни, их к формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. По данному направлению разработаны программы: «Наш край родной», «Этика - азбука добра» - понятия любви к Родине, флаг, герб, гимн нашей страны, гражданственность и права ребёнка, православные ценности и святыни донской земли изучаются в форме игры путешествий, экскурсий. Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и 19 творчеству. По направлению социальной деятельности разработаны программы: «Наши руки не для скуки», «В мире книг», «Учимся создавать проект», «Разговор о правильном питании» - приобщение детей к правилам социальной жизни, безопасному поведению в быту. Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; реализуются кружки: «Математический калейдоскоп», «Основы чертежной грамотности», «Умники и умницы», «Занимательная математика», Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, ведутся занятия: «Танцевальная студия», «Легоконструирование», «Веселые нотки» Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: Кружки; Секции; Конференции; Ученическое научное общество; Олимпиады; Соревнования; Конкурсы; Фестивали; Поисковые и научные исследования; Общественно-полезные практики; Профессиональные пробы. 20 3.2. Модуль «Самоуправление». Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать ответственность, в детях трудолюбие, инициативность, чувство самостоятельность, собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор развития ученического самоуправления. Ученическое самоуправление в МБОУ СОШ № 49 осуществляется следующим образом. На уровне школы: через деятельность выборного Совета обучающихся – ЛИС (Лидируй и Совершенствуйся), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через работу постоянно действующих комитетов по направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций. На уровне классов: через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за 21 различные направления работы класса. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутри классных дел; через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п. 3.3. Модуль «Профориентация». Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Меняются характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. Актуальность проблемы профориентации как общественной, проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для 22 него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация. Профориентация - это научно обоснованная система социальноэкономических, психолого-педагогических, производственно-технических ориентированной помощи мер в по медико-биологических оказанию выявлении и молодёжи развитии и личностно- способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Уровни профориентационной работы. Начальная школа (1 – 4 кл.)– формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности: социальной, трудовой, игровой, исследовательской, учебной. Первая ступень основной школы (5 – 7 кл.)– развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Вторая ступень основной школы (8 – 9 кл.) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других 23 курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Старшие классы (10 – 11 кл.) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов, обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Уровень 1-4 класс (пропедевтический) Задачи - формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека Мероприятия Классные часы: Мир моих интересов (1 класс); Все работы хороши, выбирай на вкус (1 класс) Профессии наших родителей (2 класс); О профессиях разных, нужных и важных (3 класс) Путь в профессию начинается в школе (4 класс); «Здоровый образ жизни» (1-4 классы); Экскурсии на предприятия, в библиотеку, иконописную мастерскую и т.д. (знакомство с различными профессиями); Учебная деятельность: «Все профессии важны», «Что такое экономика», «Культура и образование», 24 «Развитие науки» (курс «Мир вокруг нас») Знакомство с профессиями в курсе «Русского языка» (словарная работа со словами, обозначающими профессии); Знакомство с профессиями художника, архитектора, скульптора на уроках изобразительного искусства. Профессия программист (информатика) Конкурс рисунков: «Моя будущая профессия». Работа с родителями: беседы о воспитании у детей готовности к труду. совместные мероприятия детей и родителей; Диагностика (4 класс): выявление интересов учащихся; определение жизненно важных ценностей; выявление способностей и уровня развития познавательных процессов; 5-7 класс (поисковозондирующий) - формирование адекватной самооценки у учащихся; - формирование у учащихся 5 класс Классный час: «Мир моих интересов» (сентябрь); Диагностика «Готовность учащихся к обучению в средней школе» (октябрь); 25 общетрудовых Тренинги «Навыки общения и навыков; взаимодействия» (в течение года); - получение данных «Человек и другие люди» (изучение о предпочтениях, правил взаимодействия с окружающими в склонностях, курсе «Обществознания»); возможностях учащихся; - развитие интересов и способностей Классный час: «Мир профессий» (апрель); «Кто где работает», «Кем ты хочешь стать?» учащихся; Учебная деятельность: -расширение Конкурс сочинений «Что я знаю о моей сведений о будущей профессии» на уроках профессиях; русского языка; Знакомство с профессиями ювелир, профориентационна я направленность уроков; - развитие навыков общения и кожевенник, гончар на уроках истории. 6 класс Классный час: «Моя мечта о будущей профессии»; Исследовательские проекты: «Детские увлечения моих родителей и их взаимодействия; профессии»; Классный час: «Навыки общения и взаимодействия»; Изучение тем: 26 «Познание мира и себя»; «Что такое самосознание»; «На что ты способен»; «Человек и его деятельность»; «На пути к жизненному успеху»; «Привычка к труду помогает успеху»; «Готовимся выбирать профессию»; «Выбор жизненного пути»; (в курсе «Обществознания») Конкурс сочинений «Что я знаю о моей будущей профессии» на уроках русского языка; Знакомство с профессиями картограф, топограф, синоптик на уроках географии; Знакомство с профессией археолог на уроках истории. 7 класс Классные часы: «Мои увлечения», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Правила поведения и навыки общения», «Не хотел бы ты стать знаменитым?» (урок иностранного языка); Знакомство с профессиями картограф, синоптик на уроках географии; Изучение тем: «Кто стоит на страже закона»; «Экономика и её основные участники»; 27 «Дело мастера боится»; «Из чего складывается мастерство работника»; «Труд и зарплата»; «Количество и качество труда»; «Виды и формы бизнеса»; «Обмен, торговля, реклама» (в курсе «Обществознания»). 5-7 класс Знакомство с профессиями: повара, швеи, модельера, вышивальщицы, вязальщицы, менеджера, дизайнера, предпринимателя, столяра на уроках технологии. Словарная работа со словами, обозначающими профессии на уроках русского языка; Совместные мероприятия с родителями; Участие в агитбригаде «Мир профессий»; Участие в акции «Чистый дом» (уборка классных помещений и территории вокруг школы); Диагностика: «Общечеловеческие ценности», «Навыки общения и взаимодействия», «Уровень воспитанности»; Классные часы «Здоровый образ жизни»; Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах 28 (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях. Беседы на родительских собраниях о трудовых навыках учащихся, учебных и внеучебных интересах. 8-9 класс (профессиональ ное осознание) - формирование профессиональной мотивации; 8 класс Классные часы: «Мир профессий» (информация о профессиях, знакомство - развитие навыков с профессиями родителей), «Мотивы самопознания; выбора профессий», «Навыки общения - развитие интересов и склонностей и взаимодействия»; Изучение тем: учащихся; - формирование «Ваши способности»; «Межличностные отношения»; «Человек в мире экономических правильного отношений»; понимания «Культура. Наука. Искусство»; сущности профессий «Человек и выбор жизненного и самоопределения; пути»; - знакомство с «Современный мир» различными (в курсе «Обществознания») учебными Знакомство с профессиями: повара, заведениями; швеи, модельера, вышивальщицы, - определение вязальщицы, менеджера, дизайнера, профиля обучения; предпринимателя, столяра на уроках технологии. Знакомство с профессиями геолога, синоптика на уроках географии. Знакомство с профессиями: сейсмолог, 29 гидролог, инженер, конструктор, машинист, авиатор и профессиями, необходимыми для обслуживания электростанций на уроках физики. Родительское собрание: «Предпрофильное обучение в школе». Встречи с родителями, имеющими различные профессии. Участие в агитбригаде «Мир профессий»; Экскурсии на предприятия и в учреждения рамках проекта «Профидебют: масштаб-город» Классный час «Здоровый образ жизни. Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях. 9 класс Классные часы: «Мои увлечения – шаг к будущей профессии», «Моя жизненная позиция», «Возможности и профессия», «Куда пойти учиться?» (знакомство с учебными заведениями); Изучение тем: «Выбери профессию», «Кем ты будешь?», «Что важно в выборе профессии» на уроках иностранного языка. При изучении отраслей 30 промышленности на уроках географии, знакомство с профессиями данных отраслей. Знакомство с профессиями (химиклаборант, химик-эколог, инженертехнолог) и учебными заведениями при изучении темы: «Химическое производство» (химия); Знакомство с профессиями, связанными с энергетикой на уроках физики. Изучение тем: «Человек – творец самого себя»; «Личность и личный выбор»; «Собственность, предпринимательство и гражданское право»; «Труд и трудовое право» ( в курсе «Обществознания»). Развитие учебных интересов в ходе преподавания элективных курсов; Элективный курс «Твоя профессиональная карьера» (учащиеся определяют свои интересы и склонности, анализируют профессии по основным психологическим характеристикам, знакомятся с правилами выбора профессии) Классные часы по развитию навыков общения и взаимодействия. Обсуждение с родителями возможных 31 перспектив профессионального самоопределения (родительские собрания, индивидуальные консультации) диагностика: «Изучение склонностей учащихся» « Изучение профессиональных интересов»; «Моё жизненное самоопределение». Экскурсии на предприятия и в учреждения рамках проекта «Профидебют: масштаб-город» Формирование здорового образа жизни( классные часы, беседы медработника, родительские собрания). Сочинение-рассуждение: «Кем я хотел 10-11 класс бы стать и почему?». (уточнение - формирование социально- знаний и навыков в профессиональ определённой ного статуса) деятельности через изучение Встречи с представителями различных учебных заведений. Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах. Создание творческих проектов, рамках профильных конкурса «Профессия моей мечты» предметов; 10-11 класс - обучение Сотрудничество с учебными действиям по заведениями УрГЭУ колледж и ЛГТУ, самоподготовке и создание профильных классов на базе саморазвитию; данных учебных заведений. - коррекция Классный час: «Профессии с большой 32 профессиональных перспективой», «Сотвори своё планов; будущее» - оценка готовности (10 класс), «Психологические характеристики профессий» (11 класс), к избранной « Что век грядущий нам готовит» (11 деятельности; класс); Предоставление учащимся информации об учебных учреждениях и о правилах поступления в них. Экскурсии на предприятия и в учреждения рамках проекта «Профидебют: масштаб-город» Развитие способностей учащихся через углубленное изучение отдельных предметов. Знакомство с профессиями: -оператор-аппаратчик, сталевар, инженертехнолог (химия); - историк, философ, политолог, правовед (обществознание); - социолог, демограф, этнограф, профессии, связанные со сферой услуг (география); и учебными заведениями, где можно получить эти профессии. Изучение темы : «Роль иностранных языков в профессиональной 33 деятельности человека». Формирование общечеловеческих ценностей, навыков общения и взаимодействия в процессе учебновоспитательной работы. анкетирование «Моё жизненное самоопределение» (центр занятости населения). Родительское собрание: «Формирование профессиональной подготовки в старшем школьном возрасте» (10 класс). Родительские собрания: «Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду», «Самоопределение школьников» (11 класс) Индивидуальные и групповые консультации родителей о перспективах развития рынка труда, о правилах приёма в профессиональные заведения, о контрактно-целевой подготовки кадров. Встречи с выпускниками школы. Встречи с представителями учебных заведений. Выступления родителей перед учащимися о собственных профессиях. 34 Изучение тем в курсе «Обществознания»: «Познавательная деятельность человека»; «Деятельность и общение»; «Человек в системе экономических отношений»; «Социальный статус личности». Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни). Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность следующие аспекты: 35 общения. Можно выделить Экономический Социальный Медикофизиологический Психологический Педагогический Направления работы в системе профессиональной ориентации. Профессиональная систему ориентация представляет социально-экономических, собой обоснованную психолого-педагогический, медико- биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. В систему входит: 36 3.4. Модуль «Школьный урок». Основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства методы воспитания реализуются через использование воспитательного потенциала учебных предметов, курсов и дисциплин(модулей) и отражаются в рабочих программах педагогов. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся , ведущую деятельность : Уровень Основное общее образование Целевые приоритеты Методы и приемы, формы работы Установление доверительных отношений -поощрение между учителем и его учениками, -поддержка способствующих позитивному восприятию -похвала учащимися требований и просьб учителя, -просьба привлечению их внимания к обсуждаемой -поручение на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; Привлечение внимания школьников к -урок –конференция ценностному аспекту изучаемых на уроках -урок –диспут явлений, организация их работы с -урок –обсуждение получаемой на уроке социально значимой -проектный урок информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 37 Побуждение школьников соблюдать на - урок –беседа уроке общепринятые нормы поведения, -урок -диспут правила общения со старшими (учителями) -ролевая игра и сверстниками (школьниками), принципы -беседы - обсуждения норм и учебной дисциплины и правил поведения самоорганизации Использование воспитательных -ролевые игры возможностей содержания учебного -урок –обсуждение предмета через демонстрацию детям -урок –диспут примеров ответственного, гражданского -урок –репортаж поведения, проявления человеколюбия и - мозговой штурм добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе применение на уроке интерактивных форм -интеллектуальные игры работы учащихся: интеллектуальных игр, -эрудит –викторины стимулирующих познавательную -урок –путешествие мотивацию школьников; дидактического -лекция театра, где полученные на уроке знания -деловая игра обыгрываются в театральных постановках; -ролевая игра дискуссий, которые дают учащимся -круглые столы возможность приобрести опыт ведения - дискуссии конструктивного диалога; групповой -практикум работы или работы в парах, которые учат -групповая работа, школьников командной работе и -работа в парах взаимодействию с другими детьми; 38 Включение в урок игровых процедур, - лекция которые помогают поддержать мотивацию -экскурсия детей к получению знаний, налаживанию - разработка проекта позитивных межличностных отношений в -защита проекта классе, помогают установлению - лабораторная работа доброжелательной атмосферы на уроке; 3.5. Модуль «Работа с родителями». Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, а также для повышения педагогической компетенции родителей, которые должны правильно организовать процесс воспитания своего ребёнка в семье для того, чтобы он вырос образованным и воспитанным человеком. Главными задачами модуля являются оказание помощи семье в воспитании детей, психологопедагогическое просвещение семей, коррекция семейного воспитания, организация досуга семьи. Система работы с родителями выстраивается на решении следующих задач: Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по общим и конкретным вопросам воспитания ребёнка в семье и школе. Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами учебнопознавательную, культурно-досуговую, общественнополезную и спортивнооздоровительную деятельность. Презентация положительного семейного опыта, организация семейных мастерских и родительского лектория. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья (пропаганда психолого- педагогических знаний, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям). 39 Помощь родителям и детям с ОВЗ (изучение семей и условий семейного воспитания) Работа с родителями (законными представителями) школьников осуществляется в рамках следующих направлений: Уровень Групповой Формы деятельности - общешкольные родительские собрания - классные родительские собрания - Совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей - Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно- воспитательного процесса в школе; - встречи с представителями различных структур, социальными партнерами - родительские форумы в социальных сетях, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации - информационное пространство на сайте школы: информация для родителей по социальным вопросам, профориентации, психологического благополучия, профилактики вредных привычек и правонарушений Индивидуальный - работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций - помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности - индивидуальное консультирование c целью координации 40 воспитательных усилий педагогов и родителей -участие родителей в Советах профилактики, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с поведением, обучением и воспитанием конкретного ребенка. Потенциал семьи образовательном процессе должен быть активно задействован. Родители учащихся должны быть не только информированы о ходе учебного процесса, но и участвовать в нем, поддерживая ребенка в реализации творческих индивидуальных проектов. 3.6. Модуль «Классное руководство». Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель), организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями . Классный руководитель действует на основе Положения о классном руководителе. Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с педагогами, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Блоки Виды деятельности Формы работы, мероприятия Работа с классом Поддержка участия класса в Выбор актива общешкольных проектах и класса(распределение мероприятиях ,оказание обязанностей по необходимой помощи детям в их секторам) членов подготовке, проведении и актива органа анализе. ученического Выработка совместно с обучающимися законов класса , 41 самоуправления ,планирование помогающих детям освоить общеклассных дел нормы и правила общения, Игры и тренинги на которым они должны следовать в сплочение и школе. командообразование Сплочение коллектива класса Однодневные походы Организация интересных и и экскурсии полезных для личностного организуемые развития ребенка совместных классными дел с обучающимися вверенного руководителями и ему класса(познавательной родителями. ,трудовой,спортивно- Организация оздоровительной,духовно- праздников и вечеров нравственной,творческой,профор досуга. иентационной направленности), позволяющие с одной стороны вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать мим возможность самореализоваться в них ,а с 1 неделя –Духовно- другой- установить и упрочить нравственное развитие доверительные отношения с обучающимися класса, стать для 2 неделя- Правовой них значимым взрослым, всеобуч, задающим образцы поведения в патриотическое обществе. воспитание. Проведение классных часов как часов плодотворного и 3неделя- ЗОЖ, доверительного общения правила дорожного педагога и школьников движения, правила 42 основанных на принципах пожарной уважительного отношения к безопасности . личности ребенка ,поддержка активной позиции каждого 4 неделя- ребенка в беседе, предоставления Самосовершенствован обучающимся возможности ие и личностное Обсуждения и принятия решений развитие, по обсуждаемой проблеме, профориентация. создания благоприятной среды для общения. Индивидуальная Изучение особенностей работа с личностного развития обучающимися обучающихся класса. Индивидуальная работа с Через наблюдение за поведением обучающихся в повседневной жизни,в обучающимися класса, специально направленная на заполнение ими создаваемых личных портфолио ,в которых педагогических дети не просто фиксируют свои ситуациях, в играх, учебные, творческие , погружающих ребенка спортивные , личностные в мир человеческих достижения , но и в ходе отношений, в индивидуальных неформальных организуемых бесед с классным руководителем педагогом беседах по в начале года планируют их,а в тем или иным конце года- вместе анализируют нравственным свои успехи и неудачи. проблемам, результаты Поддержка ребенка в решении наблюдения важных для него жизненных сверяются с 43 проблем (налаживания результатами бесед взаимоотношений с классного одноклассниками или учителями, руководителя с выбора профессии, вуза и родителями дальнейшего трудоустройства, школьников, с успеваемости и т.п.) преподающими в его классе учителями, а Коррекция поведения ребенка также - со школьным психологом Через частные беседы с ним его родителями или законными представителями с другими обучающимися класса, через включение в проводимые школьным психологом тренинги через взять общения, предложение на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с Регулярное информирование родителями родителей о школьных успехах и обучающихся (законными проблемах их детей ,о жизни представителями) 44 Организация родительских собраний классного коллектива в целом. Помощь родителям происходящих в режиме обсуждения обучающихся или их законным наиболее острых представителям в регулировании проблем обучения и отношений между ними, воспитания администрацией школы и обучающихся. учителей-предметников. Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей. Привлечение членов семей обучающих к организации и проведению дел класса. Организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, В образовательной организации функционируют МО классных руководителей. Методическая работа в школе ориентирована на будущее 45 состояние школы, поэтому ее результаты так важны для всего как образовательного, так и воспитательного процессов. Основные задачи работы методического объединения классных руководителей: повышать уровень профессионализма классного руководителя в сфере его педагогической компетенции; создавать условия для развития и совершенствования педагогического мастерства каждого классного руководителя; развивать информационную культуру классных руководителей и использование информационных технологий на этапе усвоения ФГОС второго поколения; осваивать классным руководителям новые подходы к оценке образовательных достижений учащихся; систематически отслеживать работу по накоплению и обобщению актуального педагогического опыта классных руководителей через систему научно – практических семинаров, методических дней, взаимопосещения уроков, конкурсов педагогического мастерства, участия в педагогических чтениях и конференциях; организовывать информационно-методическую и практическую помощь классным руководителям в воспитательной работе с обучающимися; формировать у классных руководителей теоретическую и практическую базу для моделирования системы воспитания в классе; оказывать помощь классным руководителям в овладении новыми педагогическими технологиями воспитательного процесса; повышение творческого потенциала педагогов с учетом их индивидуальных способностей; создавать достижений, информационно-педагогический банк собственных обеспечивать популяризацию собственного опыта через открытые внеурочные мероприятия, самопрезентации, портфолио. 46 ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ Ключевые общешкольные дела Школьное СМИ Волонтерская деятельность Организация предметноэстетической среды 3.7. Модуль «Ключевые общешкольные дела». Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. 47 Уровень Мероприятия Проекты –совместно Внешкольный разрабатываемые и реализуемые уровень обучающимися и педагогами Формы Акции, субботники комплексы дел(благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. Онлайн конференции День открытых Открытые дискуссионные дверей площадки. Сетевые проекты комплекс открытых дискуссионных площадок(детских, педагогических ,родительских ,совместных)на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности, медицинских и правоохранительных органов, в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные проблемы касающиеся жизни школы, города ,страны. Спортивные состязания Проводимые для жителей города и организуемые совместно с 48 ,праздники ,представления. социальными партнерами и семьями обучающихся культурно-массовые мероприятия которые открывают возможность для творческой самореализации обучающихся и Открытые уроки, включают их в деятельную заботу декады, фестивали. об окружающих. Участие во всероссийских акциях посвященных значимым отечественным и международным событиям. Школьный Общешкольные дела связанные с Торжественные уровень развитием воспитательной линейки в рамках составляющей учебной празднования деятельности памятных дат в соответствии с ежегодным календарем образовательных событий.приуроченн ых к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам и событиям 49 российской истории и культуры, Общешкольные праздники, фестивали ,научноОбщешкольные дела направленные практические на усвоение социально значимых конференции, знаний, ценностных отношений к олимпиады миру, Родине, создание условий для приобретения опыта Классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества направленные на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни ,чувства милосердия , а так же ознакомление обучающихся с основными правилами безопасного поведения. Цикл мероприятий посвященных Дню Победы ( уроки 50 мужества ,вахта памяти, возложение цветов,акция Бессмертный полк, выставка рисунков, конкурс чтецов и т.п) направленных на воспитание чувства любви к Родине, Опыта деятельного выражения гордости за героизм собственной гражданской позиции народа ,уважения к ветеранам. Формирование Общешкольные дела, направленные толерантности на создание условий для накопления ,профилактику опыта самореализации в различных межнациональной видах творческой, спортивной, розни и художественной деятельности, нетерпимости позитивной коммуникации ,доверия, чувства милосердия, а так же квест-игры, которые имеют определенную тематику познавательной, спортивной, художественной, творческой направленности; Творческая гостиная 51 общешкольное коллективное творческое дело, состоящее из отдельных мероприятий( мастерская «Деда Мороза» .конкурс «Новогодняя игрушка»,новогодние праздники , конкурс «Лучший снеговик» ,»Символ года» «Птичья столовая» «Елочная игрушка» новогодние праздники в которых принимают участие обучающиеся ,педагоги и родители. Фото выставки , выставки подделок ,рисунков музейная гостиная связана с приобщением учащихся к русским традициям, с сохранением 52 культурного наследия, пробуждает интерес к историческому прошлому русского народа. Школьный спортивнй клуб «ЛИС»- комплекс соревнований (Кросс нации,Золотая осень ,веселые старты ,шашки, шахматы, волейбол, баскетбол, мини-футбол) направленные на формирование социально значимого отношения обучающихся к здоровью , опыта введения здорового образа жизни ,популяризацию спорта , поддержку спортивных достижений. На уровне На уровне начального общего издание стенгазеты о классов образования совместная жизни класса, 53 направленная деятельность педагога сотрудничество со и школьников начального уровня школьной газетой; заключается в развитии - «Посвящение в познавательной, творческой, первоклассники и социально-активной видах пятиклассники» - деятельности путем стимулирования торжественная детей к участию в общешкольных церемония, делах, опираясь на систему символизирующая выбираемых ответственных лиц приобретение На уровне основного и среднего ребенком своего образования - через создаваемый нового социального совет класса, который отвечает за статуса - участие в общешкольных делах, школьника; информирование о делах школьной -«Прощание с жизни путем делегирования Букварём» - ответственности отдельным традиционная представителям классного церемония в первых самоуправления. классах; создания и реализации детско- -День именинника - взрослых проектов дело, направленное на сплочение классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов; 54 - классные часы в рамках празднования памятных дата в соответствии с ежегодным календарем образовательных событий, приуроченных к государственным Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры; классные праздники На Вовлечение каждого ребенка в включение индивидуальном ключевые дела школы и класса в ребенка в уровне одной из возможных для него ролей совместную работу с где распределяются зоны другими детьми, ответственности, оказание которые могли бы индивидуальной помощи и стать примером. коррекция поведения ребенка. Организация разновозрастного наставничества. Помощь в подготовке Создание условий для реализации конкурсных индивидуального участия материалов, проектов 55 и обучающихся в конкурсах ,создание портфолио различного уровня. 3.8. Модуль «Школьное СМИ». Цель школьных СМИ (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио видео информации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа МБОУ СОШ № 49» реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: Школьная газета «Лента Интересных Событий» – разновозрастное объединение, состоящих из учеников основной и средней школы, а также педагогов школы. Газета создана с целью освещения наиболее интересных моментов жизни школы, популяризации общешкольных мероприятий, кружков, секций, деятельности органа ученического самоуправления, обзора участия учащихся МБОУ СОШ № 49 в конкурсах и олимпиадах областного, регионального, всероссийского 56 уровней. Также на страницах газеты учениками при сопровождении куратора газеты размещаются материалы о профессиональных организациях, об организациях высшего образования и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны обучающимся; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; Школьная интернет-группа в социальной сети – разновозрастное сообщество обучающихся и педагогических работников, поддерживающее группу в социальной сетях ВКонтакте, Instagram с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного организации виртуальной продвижения диалоговой ценностей площадки, школы на и которой обучающимися, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; Школьное радио «ЛИС» – разновозрастное объединение, состоящее из учеников основной и средней школы, а также педагогов школы, созданное с целью привлечения учащихся школы к активной общественной работе в роли радиожурналиста и радиоведущего для освещения событий, происходящих в школе и обществе, циклограмм. Школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая при сопровождении куратора из состава педагогических работников МБОУ СОШ № 49 видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек. 57 фестивалей, конкурсов, Направление Название мероприятия работы Получение Журналистика – профессия и призвание. теоретических знаний Из истории российской журналистики Участие в Обновление портфолио мероприятиях и Участие в конкурса о СМИ конкурсах Создание личных страниц для новичков прессцентра. Участие в акции «Школа, сентябрь» (подготовка видео о первом школьном дне) Участие в проектах Выпуск печатного Подготовка номера газеты «ЛИС». издания «ЛИС», Проведение опросов общественного мнения, мероприятия, связанного с Днем учителя. связанные с Размещение выпуска газеты на стенде подготовкой номера Организация работы в Продолжение работы группы пресс-центра социальных сетях и в Размещение информации на страницы пресс-центра сети Интернет школьного сайта - Взаимодействие с Подготовка материалов печатными и Размещение материалов (текст, видео, фото) на электронными СМИ социальных сетях Организация Разработка положения конкурсов для учащихся мероприятий для школы учащихся школы и общественности 58 Работа по сплочению Проведение «нескучных вторников» (чаепитие, коллектива анализ и планирование работы) Организация работы по адаптации вновь прибывших юнкоров. 3.9. Модуль «Волонтерская деятельность». Формы организации деятельности Индивидуальн ая Подгруппы Групповая Формы организации занятий: акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, игровые программы, конкурсы, лекции, походы, праздники, презентации, соревнования, турниры, фестивали, экскурсии, эстафеты, ярмарки и т.д. Мониторинг реализации будет осуществляться через: Анкетирование всех участников программы; Выпуск стенгазет; 59 Анализ результатов проведенных мероприятий. Этапы реализации : 1этап - начальный. Включает в себя формирование добровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности во взаимодействии со структурой детского школьного самоуправления. 2 этап - основной. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным программы. использованием Подготовка и методов, проведение форм, средств мероприятий реализации различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся школы в социально - значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы. 3этап - заключительный. Подведение итогов проделанной работы за год. Выбор каждым членам добровольческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения. Учащиеся должны научиться: владеть знаниями о ЗОЖ; формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму; стремиться быть более ответственными, адаптированными к формированию к здоровой, нравственной личности; 60 формировать у подшефных сверстников чувства нужности в этом непростом мире, нравственных качеств и чувства патриотизма. Учащиеся должны уметь: общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом. отстаивать свое мнение; ставить перед собой цель и достигать ее; разрешать конфликты мирным путем; Учащиеся должны овладеть следующими навыками: позитивного общения; принятия решения; решения проблем; межличностных контактов; умения постоять за себя и договориться с другими; выхода из конфликтной ситуации. Мы считаем, что работа волонтерского отряда в образовательном учреждении развивается успешнее, и положительно влияет на формирование активной жизненной позиции и ведение здорового образа жизни умственно отсталых подростков. Программа и положение имеет практическую значимость, так как могут быть использованы руководителями волонтерских отрядов, волонтерами, социальными педагогами и педагогами в коррекционных школах. 61 № Наименование мероприятия п/п 1. Составление плана работы волонтерского отряда. 2. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской командой «Познай себя и других» • «Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается» • « Как работать в среде сверстников» • «Ты и команда» • «Я – творческая личность» • Решение ситуационных заданий • «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» • Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтёру новичку» 3. Акция «За безопасность на дорогах» Акция «Добро» Акция «Сохрани лес!» Акция «День трезвости» 4. Акция, посвященная Международному дню пожилых людей 5. День гражданской обороны (памятки-телефоны) Акция «Добрый учитель!» Акция #ВместеЯрче Акция Безопасная сеть интернет Акция «Добро» «Месячники» «Распространение памяток , буклетов» Акция « Чистая квартира» (адресная помощь престарелым людям 62 ветеранам ВОВ) 6. Акция «Когда мы едины, мы не победимы» 7. Праздник толерантности Акция « Мы дарим мамам улыбку» Международный день отказа от курения Акция « Чистая квартира» (адресная помощь престарелым людям и ветеранам ВОВ)) 8. Акция , посвященная всемирному дню борьбы со СПИДом « Дети против СПИДа» Акция «День инвалида» Акция «Неизвестный солдат» День волонтера День героев Отечества Акция «Конституция РФ» 9. Акция « Помоги ближнему соседу» Акция «Кормушка» Акция « Чистая квартира» (адресная помощь престарелым людям) 10. Акция «Мы дарим Вам тепло души своей» (поздравление ветеранов с Днем защитника Отечества) 11. Акция «Мы дарим Вам тепло души своей» (поздравление ветеранов с 8 марта) Акция « Чистая квартира» (адресная помощь престарелым людям) Акция «Книга» 12 Акция «Улыбка Гагарина» Акция «Поможем детям» (сбор детских книг и игрушек для воспитанников ДОУ) 13 Акция «Неделя добра» Акция «Дом, в котором ты живешь» благоустройство школьного двора, уборка во дворах ветеранов) 63 14 Акции «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Солдатский платок», «Дерево Победы», «9мая», Акция «Мы дарим Вам тепло души своей» (поздравление ветеранов с 9мая) Акция «Мы против вредных привычек» Сбор макулатуры 15 Акция, посвященная Дню защиты детей «Помоги детям из социальнонезащищенных семей» Организация работы волонтерской команды в прикольной летней детской площадке Акция «Дом, в котором ты живешь» (благоустройство школьного двора, уборка во дворах ветеранов) Акция « Чистая квартира» (адресная помощь престарелым людям) 3.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы. Направления работы Мероприятия Оформление интерьера школьных Оформление школы к традиционным помещений (вестибюля, коридоров, мероприятиям (День знаний , Новый рекреаций, залов, лестничных год, День Победы ) так же лагерь пролетов и т.п) и их периодическая дневного пребывания , уголок переориентация, которая может безопасности 64 служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия. Размещение на стенах школы Конкурс рисунков к знаменательным регулярно сменяемых экспозиций : датам календаря , выставка фоторабот творческих работ школьников обучающихся, стендовая презентация, ,позволяющих им реализовать свой подготовка к ГИА. Отличники учебы , творческий потенциал , а так же правовой уголок ,информационные знакомящих их с работами друг друга . стенды «Твоя будущая профессия» Картин определенного «Сдаем ГТО» , «Наши достижения» художественного стиля, знакомящего «Школьные новости» школьников с разнообразием эстетического осмысления мира , фотоотчетов об интересных событиях происходящих в школе. Благоустройство классных кабинетов, Оформление классных уголков. осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее обучающимся проявить свою фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми. Событийный дизайн- оформление Создание фотозоны к традиционным пространства проведения конкретных школьным праздникам , оформление школьных событий. пространства проведения конкретных школьных событий (торжественных 65 линеек , творческих вечеров, выставок, собраний, конференций) Акцентирование внимания Стенды, плакаты, инсталляции на школьников посредством элементов важных для воспитания ценностях предметно-эстетической среды школы, ее традициях, правилах ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. 1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует требованиям федерального законодательства, СанПиНов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса. 2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к Интернет-ресурсам. 4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку по современному содержанию образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и инновационным технологиям. 5. Не менее 35% педагогов работают по инновационным образовательным технологиям. 6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на профессиональных мероприятиях (на семинарах, научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.). 7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы сопровождения детей с ОВЗ. 66 8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ. 9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и проходят государственную итоговую аттестацию. 10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям внеурочной деятельностью. 11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий физкультурой и спортом. 12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе. 13. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную деятельность. 14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития). 15. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.). МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ 1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы, ответственные за его реализацию. 2. Функция общей координации реализации программы выполняет – Педагогический совет школы. 3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового плана работы школы. 4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает Педагогический совет школы. 67 V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации. Подбор критериев и показателей воспитательной работы осуществляют, исходя из ее цели, задач и направлений деятельности. На основе этого определяются методики изучения, диагностический инструментарий. Данные исследования обрабатываются и интерпретируются, делается анализ и оценка результатов, прогноз дальнейшего развития и совершенствования воспитательной работы. Направления Содержание Выявленные Пути решения проблемы проблем Результаты Положительная У некоторых Повышенное воспитания, динамика и высокий обучающихся внимание уровень мотивации существуют качеству социализации и саморазвития школьников учащихся к участию проблемы в к реализации научно- практических Отношении и модулей: конференциях, формулированию «Работа многопрофильных целей и мотивов к родителями» и олимпиадах, самоопределению, в «Профориента с творческих конкурсах, том спортивных числесоревнованиях, и ция» программы волонтерской деяте Отсутствие случаев профессиональному воспитания преступлений среди несовершеннолетних, низкий процент травматизма. 68 Воспитательная деятельность Папка классного руководителя Самоанализ классного классных руководителей руководителя При организации системы воспитательной работы необходимо уделить особое внимание эффективности воспитательного воздействия, его конечному результату. В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности. Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски - Неполнота отдельных нормативно- -Регулярный анализ нормативноправовых документов, правовой документации на предмет ее предусмотренных на момент актуальности, полноты, соответствия разработки и начало внедрения решаемым задачам. Программы. - Систематическая работа руководства с - Неоднозначность толкования педагогическим коллективом, отдельных нормативно-правовых родительской общественностью по документов, регламентирующих разъяснению конкретных нормативно- деятельность и ответственность правовых актов, регламентирующих субъектов образовательного деятельность в школе и содержание процесса школе в целом образовательного процесса в целом Финансово-экономические риски -Недостаточность бюджетного - Своевременное планирование бюджета финансирования школы по реализации программных мероприятий, внесение корректив с учетом реализации новых направлений и программ, а также инфляционных 69 процессов. - Систематическая работа по расширению партнерства, по выявлению дополнительных финансовых влияний Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора) -Недостаточность - Систематическая работа по обновлению профессиональной внутриучрежденческой системы инициативы и компетентности у повышения квалификации. отдельных педагогов по внедрению -Разработка и использование инновационных образовательных эффективной системы мотивации технологий. включения педагогов в инновационные -неготовность молодых процессы. специалистов работать в школе. - Психолого-педагогическое и - недостаточная инициатива участия методическое сопровождение педагогов с в различных конкурсных недостаточной коммуникативной мероприятиях компетентностью Ресурсно-технологические риски - Неполнота ресурсной базы для - Систематический анализ достаточности реализации направлений, ресурсной базы для реализации всех подпрограмм и мероприятий компонентов Программы. Программы; - Участие педагогов и всего образовательного учреждения в международных, федеральных, региональных проектах и в грантовой деятельности для расширения возможностей развития ресурсной базы. 70