Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ: Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 64 от «27» августа 2021г. ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2021/2022 ШМО НОО Математика 4 класс Начальное общее образование 1год 4 часа в неделю/ 136 часов в год 1.Пояснительная записка Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения математике во 1 - 4 классах начальной школы. Она составлена на основе: - требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. — М: Просвещение, 2010) - приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» - примерной программы по иностранному языку для начальной школы (Примерные программы начальной общеобразовательной школы. Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2009), - концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. М: Просвещение, 2009.), - планируемых результатов в начальном общем образовании МБОУ. Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей: — овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания: - Знакомство с доступными возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. - Формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Овладение осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя. - Повышение уровня коммуникативной культуры: формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. - Формирование читательской компетентности, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. На уроках решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи: – преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте и развитие речи», формирование правильного слогового чтения; – формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя; – формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей; – развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка; – преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; – развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; – привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству. 1.1. Общая характеристика предмета Учебный предмет «Математика» является основным для школьников, в том числе и для учащихся с ЗПР. Овладение навыками арифметических вычислений, решения арифметических задач, приемами измерения и использования результатов на практике способствует успешности человека в быту. Умение анализировать, планировать, излагать свои мысли помогает осваивать учебные предметы в среднем звене школы. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета реализуется за счет разнообразной предметно-практической деятельности, специальной работы над пониманием обратимости математических операций (сложения и вычитания), сопровождения совершаемых действий словесными отчетами, что способствует повышению осознанности. Учебное высказывание может формироваться путем обучения ориентировке на поставленный вопрос в формулировке ответа (например, при решении задачи). У учащихся совершенствуется способность к знаковосимволическому опосредствованию деятельности(т.к. у них в определенной степени недостаточна замещающая функция мышления). Это происходит за счет составления наглядных схем, иллюстрирующих количественные отношения, отражающих ход решения задачи, рисунков, памяток-подсказок, и т.п. Использование заданий такого типа с предварительным обучением их выполнению улучшает общую способность к знаково-символическому опосредствованию деятельности. В ходе обучения обязательно следует реализовывать индивидуальный подход к учащимся, не допуская «усредненного» уровня сложности заданий. Учащиеся, обнаруживающие относительно больший потенциал успешности, должны выполнять дополнительные индивидуальные задания. Ученики, испытывающие существенные трудности, могут получать дополнительную помощь в ходе психокоррекционных занятий. Коррекционно-развивающее значение предмета заключается и в тесной связи с формированием сферы жизненной компетенции. Ребенок овладевает практическими навыками измерений, подсчетов необходимого количества и пр. При обучении школьник с ЗПР закрепляет элементарные математические знания и навыки устного и письменного действия с числами, а также учится решать составные текстовые задачи. Совершенствуется умение использовать в речи понятия, обозначающие пространственновременные отношения, а также математическую терминологию. Обязательным является тщательный, пошаговый разбор заданий с опорой при необходимости на практические действия с предметами и их заместителями. Это обусловлено индивидуально-типологическими особенностями большинства школьников с ЗПР, недостатками их познавательной деятельности, которые обязательно требуют от педагога сопоставления программных требований с возможностями школьников и возможного упрощения содержания. Коррекционно-развивающая направленность учебного предмета «Математика» должна осуществляться за счет разнообразной предметнопрактической деятельности, использования приемов взаимно-однозначного соотнесения, закрепления понятий в графических работах, постепенном усложнении предъявляемых заданий, поэтапном формировании умственных действий (с реальными предметами, их заместителями, в громкой речи, во внутреннем плане) с постепенным уменьшением количества внешних развернутых действий. 1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР Обучающиеся 1-4 классов имеют недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Для обучающихся является в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Для обучающихся характерно - сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием неблагоприятных условий семейного воспитания; - связь с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка; - отставание в интеллектуальном развитии в связи с психической неустойчивостью, импульсивностью, взрывчатостью и безынициативностью - эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию, эгоизм, в следствие гиперопеки; - имеет нормальное физическое развитие, соматически здоров; - мозговая дисфункция; - психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания; - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и отношений; - низкий уровень анализирующего наблюдения, слабо разграничивает существенные и несущественные признаки, затрудняется при установлении признаков сходства, недостаточно использует обобщающие понятия; - интеллектуально пассивен, продуктивной деятельностью не заинтересован, внимание неустойчиво; - в поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. АОП НОО ОВЗ адресован обучающимся с ЗПР типичными проявлениями у которого являются: - недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе: желание учиться в школе (ребенок хочет идти в школу, особого желания идти в школу пока нет, нежелание идти в школу); учебная мотивация (осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения; отсутствие учебной мотивации, т.е. цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит); умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию (достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; контакты и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны; плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации); организованность поведения (поведение организованное, поведение недостаточно организованное, поведение неорганизованное); кругозор (представления о мире достаточно развернуты и конкретны; представления достаточно конкретны, но ограниченны непосредственно окружающим; кругозор ограничен, знания даже о непосредственно-окружающем отрывочны, бессистемны); развитие речи (речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; ребенок затрудняется в поисках слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; слова приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложения и др.); - несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности: фонематический слух и артикуляционный аппарат (нарушение в фонематическом строе речи, звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива; в фонематическом строе речи, звукопроизношении есть заметные нарушения; ребенок косноязычен); мелкие мышцы кисти (рука развита хорошо: ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами; рука развита недостаточно хорошо: карандашом, ножницами работает с напряжением; рука развита плохо: карандашом, ножницами работает плохо); пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость (достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок; отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок; ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен); координации в системе «рука-глаз» (может правильно «перенести» в тетрадь простейший графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии; графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии «переносит» в тетрадь с незначительными искажениями; при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения; познавательная активность, самостоятельность (ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок; уровень активности, самостоятельности низкий; при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет); сформированость интеллектуальных умений (анализа, сравнении, обобщения, установления закономерностей): правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи; задания, требующие анализа, сравнении, обобщения, установления закономерных связей выполняет со стимулирующей помощью взрослого; выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя; может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания; при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь; воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется); произвольность деятельности: (удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства; проверять результат, сам преодолевая трудности в работ, доводит дело до конца; удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверять результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевая только при психологической поддержке; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются», результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникших трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна); темп деятельности (соответствует средним показателям возрастной группы, ниже средних показателей возрастной группы; намного ниже средних показателей возрастной группы). Кроме того, у данных обучающихся отмечаются: признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам; типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения. 1.3.Основные направления коррекционной работы: 1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности. 2.Дозировать нагрузку. 3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы. 4.Формирование и развитие коммуникативных навыков. 5.Выбор индивидуального обучения. 6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. 7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности. 1.4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках: -наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны; -поэтапное формирование умственных действий; -опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика; -безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков; -обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности. 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты – Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; – Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру. – Целостное восприятие окружающего мира. – Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. – Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. – Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. – Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. Метапредметные результаты – Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. – Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера. – Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. – Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. – Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. – Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. – Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. – Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. – Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. – Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика». – Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. – Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика». Предметные результаты – Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. – Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов. – Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. – Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные. – Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере). 3.Содержание учебного предмета Числа и величины Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Работа с текстовыми задачами Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.). 4-й класс (4 часа в неделю, всего – 136 ч) Числа от 1 до 1000. Повторение (13ч) Нумерация. Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов. Величины (12 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. Числа, которые больше 1000. Величины (6 ч) Сложение и вычитание (11 ч) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: Х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (71 ч) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360: х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге. В течение всего года проводится: вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий; решение задач в одно действие, раскрывающих: а) смысл арифметических действий; б) нахождение неизвестных компонентов действий; в) отношения больше, меньше, равно; г) взаимосвязь между величинами; решение задач в 2 – 4 действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля. Итоговое повторение (12 ч) Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС П/П 1. 2. Название раздела Тема урока Адаптация содержания урока Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Повторение Нумерация. Счёт предметов. Разряды Нахождение суммы нескольких слагаемых 4. Вычитание трёхзначных чисел 5. Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные Количеств о часов на тему 12 стр. 3-5. Коррекция концентрации внимания в слуховой сфере. Развития логического мышления. Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности. Числовые выражения. стр. 6-7. Коррекция Порядок выполнения дей- концентрации внимания в ствий слуховой сфере. Развития логического мышления. 3. Элементы содержание стр.8. Коррекция концентрации внимания в слуховой сфере. Развития логического мышления. стр. 9. Обучить приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма. стр.10. Обучить приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма. Образовывать числа натурального 1 ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Находить значения числовых выражений со скобками и без них Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них. 1 Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные 1 1 1 Количеств о контрольн ых работ 1 вычислительные навыки, умение решать задачи 6. Письменное умножение однозначных чисел на многозначные Тест №1по теме: «Числа от 1 до1000 стр.11. Обучить приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма. 7. Приёмы письменного деления трехзначных чисел на однозначные стр.12. Обучить приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма. 8. Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль 9. 1 урок - стр. 13-15.Обучить приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма. Повторение пройденного. Карточка с последовательностью действий Вводная диагностическая работа решения. 10. Знакомство со столбчатыми диаграммами. 11. Повторение пройденного. Тест №2 по теме: стр. 16. Корректировать математическую речь. Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. стр.18-19. Коррекция концентрации внимания в слуховой сфере. Развития Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы 1 Использовать диаграммы для сбора и представления данных 1 Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление 1 1 1 12. «Сложение, вычитание, умножение, деление» логического мышления. Контрольная работа № 1 по теме: «Четыре арифметических действия» контрольная работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 13. Числа, которые больше 1000. Нумерация Нумерация. Класс единиц и класс тысяч Анализ контрольной работы 14. Чтение многозначных чисел стр.24. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока. 15. Запись многозначных чисел 16. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных стр.25.Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока. стр.26. Работа с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению стр.22-23. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока. информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Работать в паре. Находить и 1 исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения 11 Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого 1 1 1 1 1 слагаемых алгоритма. 17. Сравнение многозначных чисел Математический диктант №1 стр.27. Работа с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма. 18. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз стр.28. Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока. 19. Класс миллионов и класс миллиардов стр.29. Коррекция психических Тест №3 по теме: функций, направленная на «Нумерация чисел развитие ученика, с опорой на больше100» материал урока. стр.30. Развивать познавательную активность. 20. Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город» стр.32-33. Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развитие слухового внимания и памяти. 21. Повторение пройденного. стр.34-35.Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа. Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10 100,1000 раз Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 Собирать информацию о своём городе и на этой основе создавать математический справочник «Наш город в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, 1 1 1 1 1 22. 23. 24. Контрольная работа №2 по теме «Нумерация чисел больше 1000» Анализ контрольной работы и работа над ошибками Величины Единица длины километр оценивать их и делать выводы контрольная работа. Выполнять действия, соотносить, 1 Формировать навыков сравнивать, оценивать свои знания самоконтроля, самооценки. работа над ошибками. Проверять Применять полученные знания темы. при выполнении заданий. стр.36-37. Развивать познавательную активность. Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. стр.38. Развивать познавательную активность. Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. 25. Соотношение между единицами длины 26. Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр стр.39 -40. Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. 27. Таблица единиц площади стр.41. Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. 28. Определение площади с стр.42. Коррекция зрительного помощью палетки анализа. Ориентация на странице. Тест №4 по теме: «Единицы длины и площади» Масса. Единицы массы: стр.43. практическая 29. усвоение изучаемой 1 Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними 15 1 Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними Определять площади фигур, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. 1 Переводить одни единицы массы в 1 1 1 1 1 центнер, тонна работа. Коррекция зрительного анализа. Ориентация на странице. другие, используя соотношения между ними .Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим стр.44, практическая Переводить одни единицы массы в 1 работа. Коррекция зрительного другие, используя соотношения анализа. Ориентация на между ними .Исследовать ситуации, странице. требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их контрольная работа. Соотносить результат проведённого 1 Формировать навыков самоконтроля с целями, самоконтроля, самооценки. поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы стр.45. Формирование умения Проверять усвоение изучаемой 1 планировать и контролировать темы. свою деятельность через работу Переводить одни единицы длины, с планом, алгоритмом. площади, массы в другие, используя соотношения между ними 30. Таблица единиц массы 31. Контрольная работа № 3 за 1 четверть (комбинированная) 32. Работа над ошибками. Математический диктант №2 Повторение пройденного. 33. Время. Единицы времени: стр.46. Формирование умения год, месяц, неделя планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом. 34. Величины Единица времени – сутки 35. Решение задач на стр.47.Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом. стр.48.Формирование умения Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам , сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Совершенствовать устные и 1 5 1 1 0 определение начала, продолжительности и конца события Единица времени – секунда планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом. стр.51-52.Выполнять задания творческого и поискового характера. 37. Единица времени – век Тест №5 по теме: «Единицы массы и времени» стр.53-55.Выполнять задания творческого и поискового характера. 38. Таблица единиц времени. Проверочная работа по теме «Величины» контрольная работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 36. 39. 40. Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание Устные и письменные приёмы вычислений Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Рассматривать единицу времени – 1 секунду. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Рассматривать единицу времени – 1 век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов Переводить одни единицы времени 1 в другие, используя соотношения между ними 13 стр.60. Умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями. стр.61.Умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями. Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения действий 1 1 1 41. 42. Нахождение неизвестного стр.62. Умение видеть и слагаемого устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями. Нахождение неизвестного стр.63. Умение видеть и уменьшаемого, устанавливать логические связи неизвестного между предметами, явлениями, вычитаемого событиями. 43. Нахождение нескольких долей целого Математический диктант №3 стр.64. Умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями. 44. Нахождение нескольких долей целого 45. Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий Тест №6 по теме: «Сложение и вычитание» 46. Сложение и вычитание стр.67. Развитие зрительной значений величин памяти и узнавания. 1 урок - стр.65, 2 урокстр.66.Умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями. Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое Объяснять решение уравнений Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком 1 1 1 1 1 1 47. Сложение и вычитание стр.68. Развитие зрительной значений величин памяти и узнавания. 48. Решение задач на стр.69 увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. 49. «Странички для любознательных» стр.70-71.Выполнять задания творческого и поискового характера. 50. Контрольная работа № 3 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» контрольная работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 51. Работа над ошибками. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 52. 53. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление Умножение и его свойства. Умножение на 0и1 стр.76. Развитие зрительной памяти и узнавания. Письменное умножение 1 урок - стр. 77.Развитие многозначного числа на зрительного восприятия и Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин 1 1 Выполнять задания творческого и 1 поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях Выполнять задания творческого и 1 поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Оценивать результаты усвоения 1 учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий 10 Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Выполнять умножение любого многозначного числа на 1 1 1 однозначное Математический диктант №4 54. 55. 56. 57. 58. узнавания. Развитие слухового внимания и памяти. однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные Письменное умножение 2 урок - стр.78.Развитие Умножать именованные числа на многозначного числа на зрительного восприятия и однозначные однозначное узнавания. Развитие слухового Записывать выражения и вычислять внимания и памяти. их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Умножение чисел, запись стр.79. Развитие зрительного Объяснять, как выполнено которых оканчивается восприятия и узнавания. умножение чисел, запись которых нулями. Развитие слухового внимания и оканчивается нулями. Находить Тест №7 по теме: памяти. остаток при выполнении деления на «Умножение на однозначное число и проверять однозначное число» вычисления Нахождение неизвестного стр.80. Развитие основных Определять, как связаны между множителя, неизвестного мыслительных операций. собой числа при умножении и делимого, неизвестного делении. Находить неизвестный делителя множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи Деление многозначного стр.81. Развитие основных Использовать правила деления числа на однозначное. мыслительных операций. суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать Промежуточная результаты освоения темы, диагностика проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Письменное деление 1 урок - стр.82. Развитие Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на основных мыслительных многозначного числа на однозначное операций однозначное 1 1 1 1 1 59. Контрольная работа № 4 за 2 четверть (комбинированная) контрольная работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 60. Работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное Письменное деление многозначного числа на однозначное 2 урок - стр. 83.Развитие основных мыслительных операций Числа, которые больше 1000. Умножение и деление Решение задач на пропорциональное деление. Письменное деление многозначного числа на однозначное Математический диктант №5 1 урок - стр.85. Развитие мыслительной деятельности. 61. 62. 63. стр.84. Развитие мыслительной деятельности. 2 урок - стр.86.Развитие мыслительной деятельности. 1 урок- стр.стр.87. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. 64. Деление многозначного 2 урок - стр. 88.Коррекция числа на однозначное логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. 65. Деление многозначного числа на однозначное. Тест №8 по теме: «Деление на однозначное число» стр.89-90.Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное 1 Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом 1 1 42 Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Нахождение неизвестного делимого по результату в частном и остатку. Находить уравнения с одинаковым значением, находить значения уравнений и решать текстовые задачи арифметическим способом Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку. Составлять уравнения и решать их. Находить значение буквенных выражений, решать 1 1 3 66. Тренировочная диагностическая работа (комплексная) Диагностическая работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 67. Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число» Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Решение текстовых задач контрольная работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 68. 1 урок- работа над ошибками, 2 урок - стр.93.Организация внутреннего плана действий. Восполнение пробелов в знаниях. стр.4. Моделировать, использовать при решении задач схематические рисунки. 69. Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости 70. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием стр.5. Коррекция логического мышления. 71. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние 1 урок- стр.6.Моделировать, использовать при решении задач схематические рисунки. 72. Решение задач на 2 урок - стр.7, 3 урок - текстовые задачи арифметическим способом Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата). Решать уравнения. Совершенствовать вычислительные навыки Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие Записывать задачи с величинами: 1 1 1 1 1 1 1 движение. Тест № 9: по теме: «Скорость и ее единицы. Решение задач» стр.8.Моделировать, использовать при решении задач схематические рисунки. 73. Умножение числа на произведение стр.12. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 74. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями 1 урок - стр.13. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 75. Умножение на числа, оканчивающиеся нулями 2 урок- стр.14. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 76. Письменное умножение 3 урок- стр.15.Формирование двух чисел, умения работать по словесной и оканчивающихся нулями письменной инструкции, алгоритму. 77. Решение задач на одновременное встречное движение 78. Перестановка стр.16. Применять полученные знания при выполнении заданий. и стр.17. Формирование умения скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять задачу по чертежу на одновременное встречное движение. Находить значение числовых выражений и проверять вычисления на калькуляторе Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях. Сравнивать именованные числа. Решать задачи на одновременное встречное движение Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения Используя переместительное 1 1 1 1 1 1 группировка множителей Тест № 10 по теме: «Умножение чисел с нулями работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 79. Повторение пройденного. 1 урок - стр. 18-20, 2 урок стр.21. Применять полученные знания при выполнении заданий. 80. Тренировочная диагностическая работа (комплексная) контрольная работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 81. Деление числа на произведение 1 урок - стр.25. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 82. Деление числа на произведение 2 урок - стр.26. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 83. Деление с остатком на 10, стр.27. Формирование умения 100, 1 000 работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму 84. Составление и решение задач, обратных данной стр.28. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые 1 1 1 1 1 1 85. 86. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями 1 урок - стр.29-30. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Письменное деление на 2 урок - стр.31. Формирование числа, оканчивающиеся умения работать по словесной и нулями Математический письменной инструкции, алгоритму. диктант №6 87. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями 3 урок - стр.32. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 88. Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями Тест №11 по теме: «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» Контрольная работа № 6 по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся стр.33. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. 89. 90. 1 урок - стр.35, тест. Выполнять задания творческого и поискового характера. контрольная работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы 1 1 1 1 1 1 91. нулями» Анализ контрольной работы работа над ошибками. 92 Проект: «Математика вокруг нас» Выполнять задания творческого и поискового характера. 93. Умножение числа на сумму 1 урок - стр.42-43. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения. 94. Письменное умножение многозначного числа на двузначное 1 урок - стр.44. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения. 95. Письменное умножение многозначного числа на двузначное Математический диктант №7 2 урок - стр.45. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Собирать и систематизировать информацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оценивать результаты работы Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение 1 1 1 1 1 96. Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям 97. Тренировочная диагностическая работа (комплексная) 98. Решение текстовых задач 99. Контрольная работа № 7 за 3 четверть (комбинированная) 100. Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Умножение числа на сумму 101. Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное 102. Письменное умножение 1 урок - стр.46. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки контрольная работа. Оценивать результаты освоения Формировать навыков темы, проявлять личную самоконтроля, самооценки. заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими 2 урок - стр.47. Коррекция Решать задачи арифметическими логического мышления. способами. Объяснять выбор Алгоритм решения задач действия для решения. Выполнять изученного вида. вычитание именованных величин. Находить ошибки в примерах на деление, делать проверку контрольная работа. Соотносить результат проведённого Формировать навыков самоконтроля с целями, самоконтроля, самооценки. поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы работа над ошибками. Применять в вычислениях свойство Организация внутреннего плана умножения числа на сумму действий. Восполнение нескольких слагаемых. Находить пробелов в знаниях значение выражения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения Составлять задачу 1 урок - стр.48. Использовать Применять алгоритм письменного математическую терминологию умножения многозначного числа на при записи и выполнении трёхзначное. Осуществлять арифметического действия пошаговый контроль правильности умножения. и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение 2 урок- стр.49. Использовать Применять алгоритм письменного 1 1 1 1 1 1 1 многозначного числа на трёхзначное математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения. умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. 103. Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное 1 урок - стр. 50. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения и деления. 104. Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное 2 урок - стр.51. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножения и деления. Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. 105. 106. 107. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное Тест № 12 по теме: «Умножение на 1 1 26 стр.52-56. Применять полученные знания при выполнении заданий. стр.58. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия деления. Тест. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. 1 1 1 2 108. двузначное и трехзначное число» Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». 1 урок - стр.59. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 2 урок - стр.60. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 3 урок - стр.61. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 1 урок- стр.62. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 109. Письменное деление многозначного числа на двузначное 110. Письменное деление многозначного числа на двузначное 111. Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком 112. Письменное деление многозначного числа на двузначное 2 урок - стр.63.Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 113. Деление многозначного числа на двузначное по плану Математический диктант №8 Формировать навыков самоконтроля, самооценки. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг 1 Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг 1 1 Выполнять деление с остатком на 1 двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Применять алгоритм письменного 1 деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства 1 114. Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры 3 урок - стр.64.Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 115. Деление многозначного числа на двузначное 1 урок- стр. 65. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. 116. Решение задач 2 урок - стр. 66. Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. 117. Письменное деление на двузначное число (закрепление) 3 урок -стр.67.Коррекция логического мышления. Алгоритм решения задач изученного вида. 118. Деление на двузначное 1 урок - стр. 72.Формирование число, умения работать по словесной и когда в частном есть нули письменной инструкции, алгоритму. 119. Письменное деление на двузначное число 120. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему 2 урок - стр. 73.Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 3 урок - стр. 74.Формирование умения работать по словесной и Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения Решать задачи арифметическими способами. Выполнять вычитание и сложение именованных величин. Выполнять деление с остатком и делать проверку Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначного. Решать задачи арифметическими способами и сравнивать их решения. Объяснять выбор действия для решения. Умножать на именованные числа, решать уравнения Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения. Рассматривать более короткую запись Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на 1 1 1 1 1 1 1 научились». 121. 122. 123. 124. 125. 126. письменной инструкции, алгоритму. двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения Соотносить результат проведённого Контрольная работа № контрольная работа. 8по теме «Умножение и Формировать навыков самоконтроля с целями, деление» самоконтроля, самооценки. поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Работа над ошибками. работа над ошибками. Применять алгоритм письменного Письменное деление Организация внутреннего плана деления многозначного числа на многозначного числа на действий. Восполнение трёхзначное, объяснять каждый трёхзначное пробелов в знаниях. шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение Письменное деление 4 урок - стр. 75.Формирование Объяснять, как выполнено деление. многозначного числа на умения работать по словесной и Называть в каждом случае трёхзначное. письменной инструкции, неполные делимые и рассказывать, алгоритму. как находили цифры частного. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Деление на трёхзначное стр.76. Формирование умения Выполнять деление с объяснением число работать по словесной и и проверять вычисления. Делать письменной инструкции, чертёж к задаче и решать её. Математический алгоритму. Составлять задачу по выражению. диктант № 9 Сравнивать выражения Проверка умножения стр. 77. Формирование умения Выполнять деление с объяснением делением и деления работать по словесной и и проверять вычисления. умножением письменной инструкции, Совершенствовать вычислительные алгоритму. навыки, умение решать задачи Проверка деления с стр.82 -85. Применять Проверять, правильно ли остатком полученные знания при выполнено деление с остатком. выполнении заданий. Находить делимое, если известны: Тест № 13 по теме: делитель, частное и остаток. «Деление на двузначное Проверять, выполнив деление и трехзначное число» 1 1 1 1 1 1 127. Проверка деления Карточки. Применять полученные знания при выполнении заданий. 128. Итоговая контрольная работа № 9 контрольная работа. Формировать навыков самоконтроля, самооценки. 129. Работа над ошибками. Повторение пройденного работа над ошибками. 130. Итоговое повторение Нумерация. Выражения и уравнения 1 урок - стр.86-88. Арифметические действия Итоговый тест Решение задач на движение стр.89. Применять полученные знания при выполнении заданий. 1 урок - стр.90-91. Применять полученные знания при выполнении заданий. 133. Порядок выполнения действий. 134. Величины 1 урок- стр. Применять полученные знания при выполнении заданий. 94 № 1-5, 2. Применять полученные знания при выполнении заданий. урок - стр. 94 стр. 95.Применять полученные 131. 132. Находить ошибки и записывать правильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения Оценить результаты освоения тем за 4 класс, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи 1 1 1 7 1 1 Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Переводить одни единицы длины, массы, времени, площади в другие Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий 1 Выполнять сложение и вычитание 1 1 0 знания при выполнении заданий. 135. Геометрические фигуры. стр.96 136. Решение задач стр. 97, работа по индивидуальным карточкам величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий 1 1