РП Окружающий мир 1-4 АОП

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 64
от «27» августа 2021г.

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «27» августа 2021 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2021/2022
ШМО НОО МБОУ СОШ №49
Окружающий мир
2 класс
Начальное общее образование
4 года
2 часа в неделю/ 68 часов в год

1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения окружающему миру во 1 - 4 классах начальной школы.
Она составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. — М:
Просвещение, 2010)
- приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
- концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России (Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина. М: Просвещение, 2009.),
- планируемых результатов в начальном общем образовании МБОУ.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формировать целостную картину мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— развивать и воспитывать духовно-нравственное начало ребёнка как личности, гражданина России в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского
коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие
эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и
письменной речи.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями,
одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в
классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при

необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему
видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом.
1.1. Общая характеристика учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира
природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций
народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и
окружающим людям.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:1) идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
-идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции
естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших
школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого
невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через
раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие
человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества,целостности самого общества,
теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной
жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего,
на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию
народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие»
детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и
формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут
наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,
различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений
окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий,
организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное
взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая
предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной
школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку
поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги
для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то,
что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно
в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно,
чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю
следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их
познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и
получения информации от взрослых.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ЗПР
Обучающиеся 1-4 классов имеют недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Обучающиеся испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и поведения. Для обучающихся является в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. У обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и
пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Для обучающихся характерно

- сочетание органической недостаточности центральной нервной системы с соматической ослабленностью или с влиянием
неблагоприятных условий семейного воспитания;
- связь с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка;
- отставание в интеллектуальном развитии в связи с психической неустойчивостью, импульсивностью, взрывчатостью и
безынициативностью
- эгоцентризм, отсутствие самостоятельности в деятельности, недостаточная целенаправленность, неспособность к волевому усилию,
эгоизм, в следствие гиперопеки;
- имеет нормальное физическое развитие, соматически здоров;
- мозговая дисфункция;
- психический инфантилизм обусловлен социально-психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания;
- снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, несамостоятельность поведения, инфантильность установок и
отношений;
- низкий уровень анализирующего наблюдения, слабо разграничивает существенные и несущественные признаки, затрудняется при
установлении признаков сходства, недостаточно использует обобщающие понятия;
- интеллектуально пассивен, продуктивной деятельностью не заинтересован, внимание неустойчиво;
- в поведении проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и
приспособленчество.
АОП НОО ОВЗ адресован обучающимся с ЗПР типичными проявлениями у которого являются:
- недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе: желание учиться в школе (ребенок хочет идти
в школу, особого желания идти в школу пока нет, нежелание идти в школу); учебная мотивация (осознает важность и необходимость
учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность; собственные цели учения не
осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения; отсутствие учебной мотивации, т.е. цели
учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит); умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию
(достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя; контакты и общение
затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда и не совсем адекватны; плохо вступает в контакт, испытывает сильные
затруднения в общении, в понимании ситуации); организованность поведения (поведение организованное, поведение недостаточно
организованное, поведение неорганизованное); кругозор (представления о мире достаточно развернуты и конкретны; представления
достаточно конкретны, но ограниченны непосредственно окружающим; кругозор ограничен, знания даже о непосредственно-окружающем
отрывочны, бессистемны); развитие речи (речь содержательна, выразительна, грамматически правильна; ребенок затрудняется в поисках
слов, в выражении мыслей; в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна; слова приходится
«вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов,
незаконченность предложения и др.);
- несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности: фонематический слух и
артикуляционный аппарат (нарушение в фонематическом строе речи, звукопроизношении нет; речь правильна, отчетлива; в фонематическом

строе речи, звукопроизношении есть заметные нарушения; ребенок косноязычен); мелкие мышцы кисти (рука развита хорошо: ребенок
уверенно владеет карандашом, ножницами; рука развита недостаточно хорошо: карандашом, ножницами работает с напряжением; рука
развита плохо: карандашом, ножницами работает плохо); пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость
(достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок; отмечаются отдельные признаки
недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок; ориентация в пространстве, координация движений
развиты плохо, неуклюж, малоподвижен); координации в системе «рука-глаз» (может правильно «перенести» в тетрадь простейший
графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии; графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии «переносит» в
тетрадь с незначительными искажениями; при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые
искажения; познавательная активность, самостоятельность (ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом,
самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных стимулах; ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий
требуется внешняя стимуляция; круг интересующих вопросов довольно узок; уровень активности, самостоятельности низкий; при
выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция; интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не
проявляет); сформированость интеллектуальных умений (анализа, сравнении, обобщения, установления закономерностей): правильно
определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия
при сравнении, обнаруживает закономерные связи; задания, требующие анализа, сравнении, обобщения, установления закономерных связей
выполняет со стимулирующей помощью взрослого; выполняет задания с организующей, направляющей помощью учителя; может перенести
освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания; при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения
главного, установления закономерностей, требуется обучающая помощь; воспринимает помощь с трудом, самостоятельный перенос не
осуществляется); произвольность деятельности: (удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства; проверять
результат, сам преодолевая трудности в работ, доводит дело до конца; удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные
средства, проверять результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевая только при психологической
поддержке; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы «теряются», результат не
проверяется, прерывает деятельность из-за возникших трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна); темп
деятельности (соответствует средним показателям возрастной группы, ниже средних показателей возрастной группы; намного ниже средних
показателей возрастной группы).
Кроме того, у данных обучающихся отмечаются: признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы
(ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам; типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах
пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при
этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
1.3.Основные направления коррекционной работы:
1.При утомляемости включать в социальные формы деятельности.
2.Дозировать нагрузку.
3.Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы.

4.Формирование и развитие коммуникативных навыков.
5.Выбор индивидуального обучения.
6.Развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля.
7.Формирование активности в учебно- игровой деятельности.
1.4. Использование приёмов коррекционной педагогики на уроках:
-наглядные опоры в обучении; алгоритмы, схемы, шаблоны;
-поэтапное формирование умственных действий;
-опережающее консультирование по трудным темам, т.е. пропедевтика;
-безусловное принятие ребёнка, игнорирование некоторых негативных поступков;
-обеспечение ребёнку успеха в доступных ему видах деятельности.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения учебного предмета. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированность универсальных учебных
действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности. Предметные результаты изучения окружающего
мира отражают приобретаемый обучающимися опыт (знания и умения).
2 КЛАСС
Личностные результаты:
 оценивание жизненных ситуации (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
 умение объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как
хорошие или плохие;
 умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
 способность в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок
совершить;
 анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем; оценка поступков других людей в природе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
 определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
 умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
 умение планировать учебную деятельность на уроке;
 умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе заданий в учебнике);

 умение работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
 определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные:
 умение ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной
задачи;
 умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
 умение добывать новые знания:
- находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
 умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);
 умение слушать и понимать речь других;
 умение выразительно читать и пересказывать текст;
 умение вступать в беседу на уроке и в жизни;
 способность совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
 умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
 понимание особой роли России в мировой истории;
 различение (узнавание) изученных объектов и явлений живой и неживой природы; дикорастущих и культурных растений; деревьев,
кустарников, трав; диких и домашних животных; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняемые
растения и животных своей местности;
 описание на основе предложенного плана изученных объектов и явлений живой и неживой природы, выделение их основных
существенных признаков;
 сравнение объектов живой и неживой природы, объектов природы и предметов, созданных человеком, на основе внешних признаков
или известных характерных свойств и проведение простейшей классификации изученных объектов природы;
 проведение несложных наблюдений и опытов с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных
приборов; следование инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
 использование естественнонаучных текстов с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
 использование различных справочных изданий (атлас-определитель «От земли до неба», атлас карт) для поиска необходимой
информации;

 использование готовых моделей (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения явлений или выявления свойств объектов, изучения
основных форм земной поверхности (равнины и горы), основных видов естественных водоёмов; частей реки;
 использование приборов (компаса) для определения основных сторон горизонта;
 установление простейших взаимосвязей между живой и неживой природой, взаимосвязей в живой природе; использование их для
объяснения необходимости бережного отношения к природе;
 определение характера взаимоотношений человека с природой, умение находить примеры влияния этих отношений на природные
объекты, на здоровье и безопасность человека;
 понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использование знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
 использование дополнительных источников информации, умение находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и
верованиям наших предков;
 оценивание характера взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.);
 использование различных справочных изданий (словарей, энциклопедий) и детской литературы о человеке и обществе с целью
поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний;
 соблюдение правил личной безопасности и безопасности окружающих, понимание необходимости здорового образа жизни.
3.СОДЕРЖАНИЕ
2 КЛАСС (70 ч)
ГДЕ МЫ ЖИВЕМ (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем
(район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома
– это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
ПРИРОДА (21 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и
термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные
растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные
живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие
для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых
насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края.
Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: В гости к осени.
Практические работы: «Устройство термометра. Измерение температуры и фиксация результатов измерений», «Исследование
состава гранита», «Уход за комнатными растениями в соответствии с инструкцией», «Освоение приемов содержания животных живого
уголка в соответствии с инструкцией».
ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА (11 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их
взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до
керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский
транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по
усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: В гости к зиме
ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее
распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения;
специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся
пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная
безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми:
незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа:«Соблюдение изученных правил безопасности».
ОБЩЕНИЕ (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за
столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
ПУТЕШЕСТВИЯ (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье,
русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие
достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии:В гости к весне.
Практические работы: «Устройство компаса и правила работы с ним».
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Тематический план 2 класс (70ч)
В том числе на:
В
том
числе
количество часов
Наименование
Всего
№
на
практические
разделов и тем
часов экскурсии
самостоятельные
работы
работы
1
Где мы живём?
4
2
Природа
20
1
4
3
3
Жизнь города и села 10
1
2
4
Здоровье
и 9
1
2

5
6

безопасность
Общение
Путешествия
Итого

7
18
68

2

1
6

1
3
11

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№
п/п

Название раздела
Тема урока

Адаптация
содержания урока

Элементы содержания

2

Стартовая
диагностика.
Россия – священная
наша держава.

Находить
на
политикоадминистративной
карте
РФ
края,
области, республики,
автономные округа,
автономные области,
города федерального
значения.
Иметь
представление
о
федеральном
устройстве России

Проверить
остаточные
знания 1
второклассников
по
предмету.
Анализировать
информацию,
полученную на уроке, и делиться
своими знаниями.

3

Что нас окружает?
Наше отношение к
окружающему.

4

Живая
и
природа.

1

Количество часов на Количест
тему
во
контроль
ных
работ
Где мы живём?
4
Твой адрес в мире. Знать и понимать свой Понимать учебные задачи урока. 1
Край, в котором мы
адрес, записывать его Анализировать
информацию,
живём.
в рабочую тетрадь.
полученную на уроке, и делиться
своими знаниями.

Приводить
примеры
объектов; 1
различать объекты природы и
рукотворного мира.

неживая Сравнивать живую и Классифицировать объекты
не живую природу. существенным признакам.
13

по 1

5

6

7

8

9

Находить
ее
в
окружающем
мире.
Показывать,
и
называть
объекты
живой и неживой
природы.
Природа
Обсуждать
роль
природы
в
окружающем
мире.
Называть источники
пользы и вреда.
Явления
Определять
природы.
природные явления в
окружающем мире, на
основе наблюдений,
записей.
Как
измеряют Иметь представление
температуру?
о
измерении
Практическая работа температуры.
№
1
«Измерение Практически
температуры».
закрепить умение.
Что такое
Знакомится
по
погода?
рисункам учебника с
погодными
явлениями. Читать в
учебнике о народных
приметах.
В гости к осени.
Экскурсия № 1.

Обнаруживать
простейшие
взаимосвязи
между
живой и неживой
природой. Наблюдать

20

Рассказывать о результатах своих 1
наблюдений, определять сезон по
характерным явлениям природы.
Знакомиться с различными видами 1
термометров,
измерять
и
записывать температуру, работать в
парах.
Наблюдать и описывать погоду за 1
окном класса, характеризовать
погоду, как сочетание температуры
воздуха, осадков, облачности, ветра.
Вести дневник наблюдений за
погодой.
Наблюдать изменения внеживой 1
природе осенью, формулировать
выводы. Рассказывать об осенних
явлениях в неживой природе. Вести
дневник наблюдений за погодой.

14

изменения в живой и
неживой
природе,
устанавливать
взаимосвязи
между
ними, формулировать
выводы.
10

Живая
осенью.
птицы.

природа Характеризовать
Перелётные перелётных
и
не
перелетных птиц по
внешним признакам
рассказывать о них по
личным впечатлениям

11

Звёздное небо.

12

Заглянем в кладовые
Земли. Практическая
работа
№
2
«Знакомство
с
горными породами и
минералами».

13

Про воздух.

Находить
и
показывать
на
звездном
небе
изучаемые созвездия.
Различать малую и
большую медведицу.
Находить полярную
звезду.
Знакомиться с картой
горных
пород
и
минералов.
С
помощью
лупы
изучать
состав
гранита,
различать
горные
породы,
формулировать
выводы.
Иметь представление

Наблюдать изменения в живой 1
природе осенью, формулировать
выводы. Рассказывать об осенних
явлениях в живой природе. Вести
дневник наблюдений.

Находить на рисунке знакомые 1
созвездия, моделировать созвездия
Ориона,
Лебедя,
Кассиопеи,
формулировать выводы.

Исследовать с помощью лупы 1
состав гранита, различать горные
породы, формулировать выводы.
Работать в паре.

Рассказывать о значении воздуха 1
15

о значении воздуха
для
растений,
животных и человека.
Определять
по
рисунку
учебника,
какие организмы не
обойдутся
без
воздуха.
жизни Описывать
эстетическое
воздействие
созерцания водных
просторов на
человека. Беседа о
роли воды в жизни
человека

14

Вода
в
человека.

15

Какие
бывают
растения?
Практическая работа
№3
«Распознавание
деревьев, кустарников
и трав».
Какие
бывают
животные?
Проверочная работа.

16

17

Невидимые

нити

Находить
и
показывать растения.
Классифицировать
растения:
деревья,
кустарники, травы.
С помощью схемы и
текста
учебника
раскрывать
сравнивать животных.
Выявлять зависимость
между строением тела
животного и местом
его обитания.

в Сравнивать и изучать

для растений, животных и человека.
Описывать
эстетическое
воздействие созерцания неба на
человека.

Рассказывать о значении воды для 1
растений, животных и человека.
Описывать
эстетическое
воздействие созерцания водных
просторов на человека. 1Беседа о
роли воды в жизни человека.

Устанавливать по схеме различия 1
между
группами
растений,
классифицировать
растения
и
делать самопроверку, приводить
примеры деревьев, кустарников,
трав своего края.
Соотносить группы животных и их
существенные
признаки,
знакомиться
с
разнообразием
животных, находить в рассказах
новую информацию, выступать с
сообщениями.
Сравнивать
животных. Выявлять зависимость
между строением тела животного и
местом его обитания.
Моделировать
изучаемые 1
16

18

19

20

21

природе: взаимосвязь взаимосвязи, выявлять
растительного
и роль
человека
в
животного мира.
сохранении
или
нарушении
этих
взаимосвязей. общий
вид.
Дикорастущие
и Сравнивать
и
культурные растения.
различать
Практическая работа дикорастущие
и
№ 4 «Знакомство с культурные растения;
представителями
приводить примеры,
дикорастущих
и находить и обсуждать
культурных растений». новую информацию.
Дикие и домашние Называть
и
животные.
показывать диких и
домашних животных;
моделировать
значение домашних
животных
для
человека.
Животные
живого Описывать по своим
уголка. Про кошек и наблюдениям
собак.
животных
живого
Практическая работа уголка. И особенности
№6
ухода
за
ними.
«Отработка приёмов Определять
породы
ухода за животными кошек
и
собак;
живого уголка».
обсуждать роль кошек
и собак в хозяйстве
человека.
Красная книга.
Знакомиться
по
рисунку учебника с
животными
из
Международной

взаимосвязи,
выявлять
роль
человека
в
сохранении
или
нарушении этих взаимосвязей.

Сравнивать
и
различать 1
дикорастущие
и
культурные
растения; приводить
примеры,
находить и обсуждать новую
информацию.
Формулировать
выводы. Работать в парах.
Сравнивать и различать диких и 1
домашних животных; моделировать
значение домашних животных для
человека. Формулировать выводы.
Работать в парах.
Рассказывать о животных живого 1
уголка и особенностях ухода за
ними. Определять породы кошек и
собак; обсуждать роль кошек и
собак
в
хозяйстве
человека.
Работать в группах.

Выявлять причины исчезновения 1
изучаемых растений и животных;
предлагать и обсуждать меры по их
охране. Работать в группах.
17

22

Будь природе другом.

23

Обобщающий урок по
теме «Природа». Тест
№1.

24

Город и село. Наш
дом.
Проект
«Родной
город».

25

Что такое
экономика?

26

Что из чего
сделано?
покупками.

Красной
книги.
Читать в учебнике
текст о животном из
Международной
Красной книги
Находить
и
анализировать факты,
угрожающие живой
природе.

Описывать город и
село по фотографии.
Рассказывать
по
своим наблюдениям о
жизни в городе и
деревне.
Описывать
отрасли
экономики
по
предложенному
плану, моделировать
взаимосвязи отраслей
экономики,
Описывать изученные
За предметы
по
характеру материала,
прослеживать

Анализировать факты, угрожающие 1
живой природе, знакомиться с
Правилами друзей природы и
экологическими
знаками,
договариваться о соблюдении этих
правил и предлагать свои правила.
Работать в
группах.
Выполнять
тестовые
задания
учебника, оценивать правильность
предложенных ответов.
Сравнивать с помощью фотографий 1
и по личным наблюдениям город и
село, формулировать вывод из
изученного материала. Подбирать
материал для проекта. Оформить
стенд, сделать презентацию.
Рассказывать
об
отраслях 1
экономики
по
предложенному
плану, моделировать взаимосвязи
отраслей экономики, читать тексты,
находить в них ответы на
поставленные вопросы.
Классифицировать предметы по 1
характеру материала, прослеживать
производственные
цепочки,
моделировать их и составлять
18

производственные
цепочки.
27

Строительство
транспорт.
транспорта.

28

Промежуточная
диагностическая
работа.

29

и Участвовать
Виды проектной
деятельности

рассказ.

в Рассказывать
о
строительстве 1
городского и сельского домов.
Узнавать по фотографиям виды
транспорта и классифицировать его.

Рассказывать
по
своим наблюдениям
об
взаимосвязи
отраслей экономики
при
производстве
определённых товаров
и продуктов родного
края.
Культура и
Сравнивать объекты и
образование.
Все проводить
профессии важны.
простейшую
классификацию
учреждения культуры
и
образования,
узнавать
их
и
приводить примеры.

30

В гости к зиме.
Сезонные изменения в
природе.
Экскурсия № 2.

31

Живая природа зимой. Участвовать
Зимняя жизнь зверей и проектной

Анализировать
взаимосвязи
отраслей
экономики
при
производстве
определённых
товаров и продуктов.

Различать учреждения культуры и 1
образования,
узнавать
их
и
приводить примеры. Посещать
музеи.

Обнаруживать
простейшие
взаимосвязи
между
живой и неживой
природой

Наблюдать
над
зимними 1
природными явлениями. Обсуждать
зимние явления за прошедший день,
исследовать пласт снега и выявлять
зависимость
от
чередования
оттепелей, снегопадов и морозов.
в Обобщить
наблюдения
над 1
зимними природными явлениями.
19

1

птиц.

деятельности

32

Обобщающий урок по
теме «Жизнь города и
села». Тест №2.

33

Строение
человека.

тела

34

Если хочешь
здоров.

быть

Поговорим о болезнях.

35

Поговорим о болезнях.

37

Домашние
опасности.

Формулировать правила поведения
на улице зимой. Работать с
текстами учебника, делать выводы.
Подготовить
и Выполнять
тестовые
задания.
выступить
с Выступать с подготовленными
подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их
сообщениями,
наглядными материалами.
иллюстрировать
их
наглядными
материалами.
Называть
и Называть и показывать внешние
показывать внешние части тела человека, определять на
части тела человека, страницах учебника или на муляже
определять
на положение внутренних органов.
страницах учебника
или
на
муляже
положение
внутренних органов.
Рассказывать о своём Рассказывать о своём режиме дня,
режиме
дня, составлять рациональный режим
составлять
дня
школьника.
Обсуждать
рациональный режим сбалансированное
питание
дня школьника.
школьника, формулировать правила
личной гигиены.
Находить проблему, Выяснить
значение
понятия
что может повредить «здоровье». Обсудить проблему,
здоровью,
что что может повредить здоровью, что
поможет
сохранить поможет сохранить его.Беседа о
его.
Беседа
о продуктах,
которые
помогают
продуктах,
которые выздороветь.
помогают
выздороветь.
Ознакомление
с Объяснять
с
опорой
на
потенциальной
иллюстрацию
учебника
20

1

1

1

1

39

40

41

42

опасностью бытовых
предметов и ситуаций,
формулировать
правила безопасности
в быту.
Пожар.
Прослеживать
пожароопасные
предметы, запомнить
правила
предупреждения
пожара.
Лесные
Анализировать
опасности.
потенциальные
опасности в лесу,
определять
с
помощью
дополнительной
литературы опасных
насекомых.
Как нужно
Обсуждать
купаться?
потенциальные
опасности на воде,
запомнить
правила
поведения во время
купания.
Очень подозрительный Прослеживать
тип.
потенциальные
опасности
при
контактах
с
незнакомыми людьми,
предлагать
и
обсуждать варианты
поведения в подобных
ситуациях,

потенциальную опасность бытовых
предметов
и
ситуаций,
формулировать
правила
безопасности в быту.
Характеризовать
пожароопасные 1
предметы,
запомнить
правила
предупреждения
пожара,
моделировать вызов пожарной
охраны по мобильному и обычному
телефону по номеру МЧС.
Характеризовать
потенциальные 1
опасности в лесу, определять с
помощью
дополнительной
литературы опасных насекомых.

Характеризовать
потенциальные 1
опасности на воде, запомнить
правила поведения во время
купания.
Характеризовать
потенциальные 1
опасности
при
контактах
с
незнакомыми людьми, предлагать и
обсуждать варианты поведения в
подобных ситуациях, моделировать
звонок в полицию и МЧС.

21

моделировать звонок
в полицию и МЧС.
43

44

45

46

47

Обобщающий урок по
теме
«Здоровье
и
безопасность».
Тест
№3.
Общение
Иметь представление
о битве на Куликовом
поле. Прослеживать
по
карте
передвижения
русских и ордынских
войск. Рассказывать о
Куликовской битве по
составленному плану
Наша дружная семья.
Описывать
по
иллюстрациям
рассказывать
о
семейных
взаимоотношениях,
моделировать
ситуации
семейной
трапезы.
В школе.
Иметь представление
о своём школьном
коллективе,
совместных
мероприятиях
в
классе, в школе.

Выполнять
тестовые
задания
учебника, оценивать правильность
предложенных ответов.

Правила
вежливости.

Обсуждать,
какие
правила 1
вежливости имеются в русском
языке и как они применяются в
различных ситуациях общения.

Обсуждать
какие
правила вежливости
имеются в русском
языке и как они

6

Формировать понятие «культура 1
общения», рассказывать о семейных
взаимоотношениях, моделировать
ситуации семейной трапезы.

Рассказывать о своём школьном 1
коллективе,
совместных
мероприятиях в классе, в школе.
Обсуждать вопрос о культуре
общения в школе, моделировать
различные ситуации.

22

48

День
рождения.
Практическая работа
№
8
«Отработка
основных
правил
этикета».

49

Мы – зрители и
пассажиры.
Проверочная работа.

50

Обобщающий урок по
теме «Общение».
Тест №4.

51

Посмотрите
вокруг.

52

Для
чего
нужен
компас?
Практическая работа
№ 9 «Определение
сторон горизонта по
компасу».

применяются
в
различных ситуациях
общения.
Иметь
в
виду
моральноэстетические аспекты
дружбы,
правила
поведения за столом.
Формулировать
правила этикета в
гостях.
Иметь представление
о правилах поведения
в театре, в
общественном
транспорте,
формулировать их.

Формировать правила поведения,
моделировать ситуации общения в
различных ситуациях.
Обсуждать морально-эстетические 1
аспекты
дружбы,
правила
поведения
за
столом.
Формулировать правила этикета в
гостях. Моделировать различные
ситуации
за
столом.
Меню
праздничного стола.
Обсуждать правила поведения в
театре, в общественном транспорте,
формулировать их на основе
иллюстраций учебника.

Выполнять
тестовые
задания
учебника, оценивать правильность
предложенных ответов.
Иметь представление
о
технических
новшествах, которые
изменили
жизнь
людей.
Иметь представление
и находить ориентиры
на рисунке учебника,
на дороге от дома до
школы,
в
своём
городе.

Сравнивать фотографии в учебнике, 1
находить
линию
горизонта;
находить на схеме и называть
указанные стороны горизонта.
Находить ориентиры на рисунке 1
учебника, на дороге от дома до
школы,
в
своём
городе.
Знакомиться с устройством компаса
и правилами работы с ним.
Знакомиться
со
способами
23

53

54

55

57

Формы
поверхности.

земной Знакомиться по карте
Сравнивать по схеме
гору
и
холм,
описывать
красоту
гор.
Водоёмы.
Иметь представление
о
водоёмах
естественного
и
искусственного
происхождения.
Анализировать схему
частей реки.
В гости к весне.
Иметь представление
Экскурсия №3.
о состоянии погоды,
таянием
снега,
появлением
зелени,
появлением
первых
птиц и т.д., используя
дополнительную
литературу.
Путешествие
по Находить
на
Москве.
политикоМосковский Кремль.
административной
карте
РФ
края,
области, республики,
автономные округа,
автономные области,
города федерального
значения.
Иметь
представление
о
федеральном
устройстве России

ориентирования
по
местным
признакам.
Сопоставлять фотографии равнин и 1
гор,
анализировать
цветовое
обозначение равнин и гор на
глобусе. Сравнивать по схеме гору
и холм, описывать красоту гор.
Различать водоёмы естественного и 1
искусственного
происхождения.
Анализировать схему частей реки.

Наблюдать за состоянием погоды, 1
таянием снега, появлением зелени,
появлением первых птиц и т.д.,
используя
дополнительную
литературу. Формулировать выводы
о весенних явлениях природы.
Находить Москву на карте России, 1
знакомиться с планом Москвы.
Обсуждать значение Московского
Кремля для каждого россиянина,
извлекать
из
дополнительной
литературы
сведения
о
достопримечательностях Москвы.

24

58

Город на Неве.

Иметь представление
о
правах
и
обязанностях
гражданина

59

Путешествие по Оке.

Рассказать по
фотографиям в
учебнике о
достопримечательнос
тях городов на Оке.

60

Путешествие
планете.

61

Страны мира.

62

Путешествие в космос. Работать с готовыми
Тест № 5 за учебный моделями – глобусом
год.
и картой. Изучать
дополнительную
информацию
о
звёздах,
планетах,
метеоритах.
Обобщающий урок по Иметь представление
теме «Путешествие».
о
символах
современной России,
Итоговая
о главных праздниках
диагностическая
работа.
России, объяснять их
значение в жизни

64

по Находить, называть и
показывать на глобусе
и карте мира материки
и океаны.
Приводить примеры
стран, расположенных
на разных материках.

Находить Санкт-Петербург на карте 1
России, знакомиться с планом
Санкт-Петербурга. Извлекать из
дополнительной
литературы
сведения о достопримечательностях
Санкт-Петербурга.
Рассказать по фотографиям в 1
учебнике
о
достопримечательностях городов на
Оке. Моделировать в виде схемы,
чем знаменит каждый из городов на
Оке.
Сравнивать глобус и карту мира, 1
находить, называть и показывать на
глобусе и карте мира материки и
океаны.
Сравнивать
политическую
и 1
физическую карты мира. Приводить
примеры стран, расположенных на
разных материках.
Работать с готовыми моделями –
глобусом
и
картой.
Изучать
дополнительную информацию о
звёздах,
планетах,
метеоритах.
Выявить главные факторы жизни на
Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Выполнять тестовые задания.
Обобщить
знания
по
теме
«Путешествие».
Выполнять
тестовые задания.

25

страны.
Объяснять,
что
такое
права
человека
Проверять себя и
самостоятельно
оценивать
свои
результаты

65

Впереди лето.

66

Резерв.

67

Резерв.
Обобщающая
игра
«Крестики – нолики».

68

Резерв.
Обобщающий
игра. КВН.

Представлять
результаты проектной
деятельности.

урок–

Приводить
примеры
летних 1
явлений в живой и неживой
3природе, определять цветущие
травы с помощью дополнительной
литературы.
3
Понимать учебные задачи урока. 4
Анализировать
информацию,
полученную на уроке, и делиться
своими знаниями.
Проверить
остаточные
знания 1
второклассников
по
предмету.
Анализировать
информацию,
полученную на уроке, и делиться
своими знаниями.

26

1

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».