РП коррекция нарушений устной и письменной речи "Говорим и пишем правильно"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 64
от «27» августа 2021г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «27» августа 2021 г.

ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
2021/2022
Учебный год
Ткаль Мария Александровна
Составители
Коррекционно-развивающее
Направление
Коррекция нарушений устной и письменной речи «Говорим и
Название
пишем правильно»
Класс
1-4
Уровень образования
Начальный общий
Срок освоения программы
4 года
Количество часов по учебному плану
1 класс - 2 часа /66 часов в год
2-4 классы – 2 часа/68часов в год

1.Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы составлена в соответствии с:
-Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее-ФГОС начального общего образования);
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241«О внесении изменений в
федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
-Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г. №345»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»; Основной образовательной программой начального общего образования
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №153; Учебным
планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №153 на
2020– 2021 учебный год.
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативным умениям человека, которые
предполагают овладение не только устными формами связной речи, но и формирование у обучающихся навыков письма и
чтения. Нарушения речи, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности обучающегося ,
провоцируют появление специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных

качеств характера, препятствуют полноценной учебной деятельности. При этом с каждым годом среди обучающихся,
поступающих в начальные классы, увеличивается число обучающихся с различными отклонениями в речевом развитии.
В структуре речевого дефекта сложно выделить ведущее нарушение, поэтому требуется комплексная
коррекционная работа, направленная на разные компоненты языковой системы. Ежегодное обследование обучающихся с
речевыми нарушениями выявляет у многих из них сложную структуру дефекта, что диктует необходимость направленной
коррекционной работы. Поскольку успешная учебная деятельность тесно связана с достаточным уровнем развития речи детей,
повышение эффективности и качества образования предполагает своевременное выявление, устранение, предупреждение
недостатков устной и письменной речи у младших школьников. Программа обеспечивает сопровождение обучающихся с
речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе на логопедическом пункте (логопедический пункт —
подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии
устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку).
Зачисление и выпуск обучающихся на логопедическом пункте производятся на любом этапе начального образования.
Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет. На занятиях уточняются
речевые возможности обучающихся, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных
умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной
деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных
учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу. В процессе выполнения
упражнений создается база для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Настоящая коррекционная программа определяет значимость всех единиц языка, формирует языковые, грамматические
умения и навыки правописания, необходимые для успешного устного и письменного общения.
Рабочая программа рассчитана на :
66 часов – 1-4 класс
Цель программы – коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников, формирование
лингвистических и психологических предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому
языку.
Задачи программы:
-обеспечение своевременного выявления обучающихся с трудностями адаптации,
-обусловленными речевым недоразвитием;
-определение особенностей организации образовательного процесса;
-рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося,
структурой нарушения и степенью его выраженности;
-создание условий, способствующих освоению обучающимися с отклонениями в речевом развитии основной
образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

-разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или)
групповых занятий для обучающихся с нарушениями в речевом развитии;
-оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития обучающихся;
-уточнять и развивать пространственно-временные представления;
-формировать и совершенствовать пространственное восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и
синтез;
-развивать и формировать функции фонематического анализа и синтеза;
-развивать и совершенствовать языковой анализ и синтез разных уровней;
-обогащать качественный и количественный словарь и фразовую речь формировать функции словообразования и
словоизменения;
-предупреждать и преодолевать лексико-грамматические ошибки в устной и письменной речи.
Содержание программы коррекционно–развивающей работы:
-Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка
с максимальной пользой и в интересах ребенка;
-Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка, участия в данном процессе всех
участников образовательного процесса.
-Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до
полного решения проблемы или определенного подхода к ее решению.
Направление работы:
-Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся, нуждающихся в логопедической
помощи. Проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им помощи в условиях ОУ.
-Коррекционно–развивающая работа обеспечивает своевременную помощь и коррекцию недостатков устной и
письменной речи; Способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,
познавательных, коммуникативных).
-Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся по вопросам
оказания логопедической помощи.
-Информационно–просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанных с
особенностями логопедической работы; со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями
(законными представителями), учителями начальных классов.
2.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные и предметные (результаты коррекционной работ)

результаты освоения обучающимися логопедической работы соответствуют ФГОС НОО.
-Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, формирование мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
-Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться, и межпредметными понятиями.
- Предметные результаты (результаты коррекционной работы) включают освоенный обучающимися в ходе коррекции
опыт владения устной и письменной речью.
Личностные результаты
-Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального
российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах.
-Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
-Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии,
терпении, сдержанности и доброжелательности.
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
-Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
-Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
-Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
-Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами.

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и
письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
-сравнение;
-анализ;
-синтез;
-классификация и обобщение по родовидовым признакам;
-установление аналогий и причинно-следственных связей;
-построение рассуждений;
-отнесение к известным понятиям.
-Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение
активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
-Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Предметные результаты
-Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, о языке как основе национального самосознания.
-Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
-Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических),
представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
-Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
-Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение
заместительной (знаковой) функции языка.
-Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.
-Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
3.Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса условно разделено на 4 блока, содержание которых может составлять тему самостоятельного занятия
или включаться как часть в комплексное.
I блок
Диагностическое обследование - исследование неречевых функций, фонетикофонематической стороны речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
II блок
Развитие высших психических функций, обеспечивающих в норме коммуникативную деятельность учащихся. Развитие
слухового восприятия, умения концентрировать слуховое внимание; Совершенствование слуховой памяти; Развитие
зрительного восприятия и умения концентрировать зрительное внимание;
III блок
Коррекционно-обучающий этап
Развитие пространственно-временных представлений.
Развитие общей и речевой моторики.
Развитие общих речевых навыков.
Развитие фонематического восприятия.
Речевые и неречевые звуки.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Анализ звукового ряда, состоящего из гласных звуков.
Слог. Слогообразующая роль гласного.
Звуковой анализ и синтез слов с твердыми и мягкими согласными (только с гласным «и»!).
Развитие просодических компонентов речи. Ударение.
Практическое овладение навыками словоизменения и словообразования.
Работа по предупреждению стойких ошибок в письменной речи.
Все виды заданий раздела настоящей Программы с учетом речевых нарушений, возрастных и индивидуальных
особенностей детей включаются как часть занятия без выделения отдельного тематического занятия в плане.

Календарно-тематическое планирование
коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 1-х классов
№

Тема

1,2

Диагностический этап
Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи.
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
Подготовительный этап

3,4
5,6
7,8
9,10
11,12
13,14
15,16
17,18
19,20
21,22
23,24
25,26
27,28
29,30
31,32
33,34
35,36
37,38
39,40
41,42
43,44
45,46
47,48
49,50

Формирование ВПФ.
Коррекционно-обучающий этап
Речевые и неречевые звуки. Развитие пространственной ориентировки.
Уточнение и совершенствование временных представлений.
Знакомство с органами артикуляции и артикуляционными укладами.
Анализ звукового состава правильно произносимых слов. Выделение первого гласного
(ударного) из слов.
Выделение и называние первого и последнего звука в слове.
Определение места звука в слове. Звуковой анализ и синтез слов.
Гласные звуки (а, о, у, э, ы, и). Артикуляция, звуковая характеристика.
Последовательное называние гласных из ряда двух-трёх гласных.
Гласный второго ряда. Буква Я
Гласный второго ряда. Буква Ю
Гласный второго ряда. Буква Е
Гласный второго ряда. Буква Ё
Дифференциация гласных второго ряда
Буква Ъ.
Ударение. Фонематическое восприятие.
Слог. Слогообразующая роль гласного.
Согласные твердые и мягкие. Фонематическое восприятие.
Дифференциация твердых и мягких согласных в конце слова.
Звуковой анализ и синтез слов с мягкими согласными
Согласные звонкие и глухие. Фонематическое восприятие.
Дифференциация звонких и глухих согласных.
Парные звонкие и глухие согласные.
Согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.
Характеристика звуков: «гласный» - «согласный», «твёрдый» - «мягкий», «звонкий» - «глухой».
Звуковой анализ односложных и двусложных слов.

Кол-во
уроков
2
2

2
2
55
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

51,52
53,54
55,56
57,58,59
60,61
62,63
64,65
66

Звуковой анализ и синтез слов.
Звуковой и слоговой анализ слов.
Предложение. Анализ предложения простой
Анализ и синтез предложения.
Анализ и синтез предложения. Составление схемы предложения.
Главные члены предложения.
Интонация предложения. Виды предложений.
Предлог
Закрепление пройденного
Диагностический этап

Итого: 66 часов

2
2
2
3
7
2
2
2
1

№

Календарно-тематическое планирование
коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 2-х классов
Тема

Диагностический этап
1-4
Исследование уровня развития словарного запаса (активного и пассивного)
Исследование грамматического строя речи:
-функций словообразования;
-функции словоизменения;
5,6
Исследование письменной речи Слуховой диктант. Изложение, сочинение. Состояния процесса
чтения
Развитие речевого анализа и синтеза. (коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза)
7,8
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне текста (предложения). Интонационное оформление
предложения в устной речи. Дифференциация предложений по цели высказывания.
9,10
Сформировать(закрепить ) навык выделения предложения из речевого потока, текста, навык
смыслового и интонационного оформления предложения.
11,12
Грамматическое оформление предложения в письменных работах.
13,14
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения слова. Дифференциация понятий
«предложение», «слово».
Закрепить понятие слова и предложение.
15,16
Развитие анализа предложений на слова. Определение количества, последовательности слов в
предложении.
17,18
Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слова, слога.
Деление слов на слоги, правило определения количества слогов в словах.
19,20
Звуки речи и неречевые звуки. Образование речевых звуков. Дифференциация понятий «звукбуква» Гласные звуки и буквы (а,о,у,э,ы,и) Выделение звуков из ряда звуков; - слогов,
звукосочетаний.
Знакомство со способами образования звуков речи, характеристика звуков. Закрепить понятие о
букве, как о графическом образе звука. Уточнение артикуляции, характеристика звуков
21,22
Согласные звуки и буквы, характеристика звуков.
Выделение согласных звуков: из ряда звуков; -из слога; -из середины; - из конца
23
Деление слов на слоги и для переноса
24,25
Гласные и согласные звуки. Правописание имен собственных

Кол-во
уроков
6
4

2
24
2
2
2
2

2
2
2

2
1
2

Слогообразующая роль гласных.
Звукобуквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных; -с мягкими
согласными -с мягкими согласными
Перенос слов со стечением согласных и с удвоенными согласными. Правила переноса слов с ь, ь и ъ
знаками
29,30
Развитие орфографической зоркости в упражнениях по нахождению ошибок, комментированное
письмо
Развитие речевых функций. Дифференциация букв на письме. (коррекция оптической дисграфии).
Развитие речезрительных функций
31,32
Дифференциация о-а в словах с различной слоговой структурой, в разных позициях: -в начале,
середине; Правописание безударных гласных.
Дифференциация о-а на конце слова.
33,34
Дифференциация о-а: - в словосочетаниях; -в предложениях; -в текстах.
Правописание сочетаний (ча–ща), безударных гласных в корне.
Дифференциация букв и-у. Зрительная и кинетическая дифференциация на письместрочных букв.
26
27,28

35,36
37,38

39,40

41,42

43,44

45,46

Правописание чу-щу, Жи – ши Правописание гласной и после ц(цы –ци)
Дифференциация и-у в словосочетаниях и предложениях.
Развитие орфографической зоркости в упражнениях по нахождению ошибок, комментированное
письмо.
Развитие дифференциации строчных букв п- т. Зрительная и кинетическая дифференциация на
письме строчных букв. Дифференциация в изолированной позиции, из ряда букв, буквосочетаний,
оппозиционных рядов, слогах. Дифференциация п-т в словах с различной слоговой структурой, в
разных позициях: - в начале;
Правописание парных согласных.
Дифференциация п- т в словосочетаниях и Предложениях, текстах.
Правописание слов с удвоенными согласными. Развитие орфографической зоркости в упражнениях
по нахождению ошибок, комментированное письмо.
Дифференциация твѐрдых и мягких согласных. Образование гласных второго ряда. Второй способ
смягчения согласных.
Характеристика гласных звуков как показателя мягкости согласного звука.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными Я, Е, Ё, Ю в начале и середине слова
после гласной, разделительного Ь.
Правописание имѐн собственных (взрослых)

1
2

2
20
2

2

2
2

2

2

2

2

47,48
49,50

51,52
53,54

Сформировать (уточнить, закрепить) навык фонетикофонематического анализа и синтеза слов с
йотированными гласными. Правописание имѐн собственных. Правописание безударных гласных
Буквы (а-я) и звуки (а – ja), характеристика звуков.
Фонетический разбор слов с характеристикой звукового состава
Работа со словом
Единообразное написание корня в родственных словах. Подбор однокоренных слов. Подбор
однокоренных слов для проверки написания безударной гласной.
Ударение. Безударная в корне слова.

Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова.
Непроизносимые согласные в корне слова.
57,58
Приставка.
59,60,61 Морфологический состав слова.
Коррекционно-логопедическая работа на морфемном уровне.
62,63
Синонимы.
64,65
Антонимы.
66,67
Предлоги.
38
Итоговая диагностика
55,56

Итого:68 часов

2
2
11
2
2
2
2
3
7
2
2
2
1

№

1,2

3,4
5,6
7,8
11,12
13,14
15,16
17,18
19,20

21,22
23,24
25,26
27,28
29,30
31,32
33,34
35,36
37,38
39,40
41,42

Календарно-тематическое планирование
коррекции общего недоразвития речи у обучающихся 3-х классов
Тема
Диагностический этап.
Исследование особенностей речевой деятельности Исследование развития речевого анализа и синтеза
(на уровне текста, предложения, словосочетания, слова, слога). Уровень чтения.
Коррекционно-логопедическая работа на фонетико-фонематическом уровне
Дифференциация понятий звук и буква. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Развитие
зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.
Фонематический анализ и синтез слов.
Слоговой анализ и синтез слов. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных в середине и в конце слов
Разделительный мягкий знак. Фонематический анализ слов с разделительным ь.
Разделительный твёрдый знак. Фонематический анализ слов с разделительным ъ.
Гласные Е, Ё, Ю, Я, И. Фонематический разбор слов с данными гласными, транскрипция. Слоговой
анализ и синтез слов.
Развитие фонематической дифференциации на материале звонких и глухих согласны
Правописание парных звонких согласных в конце слов, при стечении согласных, подбор проверочных
однокоренных слов
Коррекционно-логопедическая работа на морфемном уровне.
Морфемный анализ и синтез слов (корень, приставка, суффикс, окончание).
Однокоренные слова.
Образование слов при помощи суффикса. Правописание суффиксов.
Дифференциация предлогов и приставок. Развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и
синтеза. Ты и твое имя.
Образование слов при помощи приставок. Правописание приставок. Семья.
Суффиксально-префиксальный способ образования слов. Жилище человека.
Безударные гласные в корне слова. Дифференциация букв, смешиваемых по кинетическому признаку.
Парные согласные. Дифференциация букв, смешиваемых по кинетическому признаку.
Непроизносимые согласные. Дифференциация букв, смешиваемых по кинетическому признаку.
Сложные слова.
Предлоги.
Коррекционно-логопедическая работа на лексико-грамматическом уровне

Кол-во
уроков
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2

22
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
2
17

43,44

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Слова, обозначающие предмет. Дифференциация имен существительных по числам, категориям
одушевленности/неодушевленности, числам.
47,48 Род имени существительного.
Склонение имен существительных.
49,50 Падежи.
51,52 Имя прилагательное.
53,54 Глагол. Времена.
55,56 Не с глаголами.
57,58 Слова, обозначающие признак предмета. Согласование имен существительных и имен прилагательных
,59
в роде, числе, падеже.
Коррекционно-логопедическая работа на синтаксическом уровне
60,61, Предложение. Выделение предложений из текста. Границы предложений.
63
64,65 Словосочетание. Выделение словосочетаний из предложений.
66,67 Грамматическое оформление предложений и его распространение.
68
Итоговая диагностика
45,46

Итого:68 часов

2
3
2
2
2
2
2
3
8
3
3
2
1

№

1-2

3,4
5,6
7,8
9,10

11,12

13,14
15,16

17,18
19,20
21,22
23
24,25
26,27
28,29

Календарно-тематическое планирование
коррекции общего недоразвития речи у учащихся 4-х классов
Тема
Диагностический этап
Исследование развития речевого анализа и синтеза (на уровне текста, предложения, словосочетания,
слова, слога)
Исследование письменной речи Слуховой диктант.
Состояния процесса чтения.
Морфемный состав слова
Состав слова. Корень. Дифференциация родственных слов и слов с корнями-омонимами. Составление
предложений по опорным словам. Согласование слов в предложении. Природные явления.
Состав слова. Корень. Парные согласные в корне слова. Выделение словосочетаний из предложений.
Растительный мир.
Суффикс. Образование слов, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Безударные гласные
в корне слова. Составление предложений из заданных слов.
Образование существительных и прилагательных с помощью суффиксов ОНОК-. ЁНОК, ЕНЬК-, ОНЬК.
Непроизносимые согласные в корне слова. Выделение словосочетаний из предложений. Домашние
растения.
Образование слов с помощью суффиксов увеличения. Безударные гласные в корне слова.
Непроизносимые согласные. Определение границ предложения в тексте. Выделение главных членов
предложения.
Приставка. Уточнение значения приставок. Правописание гласных А, О в приставках. Определение
границ предложения в тексте. Выделение главных членов предложения.
Приставки оканчивающиеся на С, З. Правописание О, Ё после шипящих и Ц. Дифференциация
лексического значения слов с приставкой и без неё. Составление предложений с данными словами.
Овощи.
Правописание Ъ после приставок. Составление слов с данными словами.
Сложные слова. Распространение простых предложений. Фрукты, ягоды.
Части речи
Имя существительное. Антонимы. Составление предложений с антонимами. Правописание Ь после
шипящих на конце существительного множественного числа, родительного падежа.
Имя существительное. Синонимы. Составление предложений с синонимами. Правописание Ь после
шипящих. Птицы.
Склонение имен существительных. Образование форм косвенных падежей в единственном числе.
Неизменяемые существительные. Составление предложений с неизменяемыми существительными.
Образование форм косвенных падежей имен существительных во множественном числе. Правописание

Кол-во
уроков
2
2

18
3
2
2
2

2

2
3

2
2
33
3
2
2
2

безударных окончаний существительных в косвенных падежах, во множественном числе. Составление
предложений из слов с добавлением пропущенного предлога. Мебель. Посуда.
30,31
Имя прилагательное. Род и число имен прилагательных. Выделение из предложений словосочетаний с
именами прилагательными.
32,33
Согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже. Выделение из
предложений словосочетаний с именами прилагательными. Транспорт.
34,35
Имя прилагательное. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Составление
предложений с использованием данных прилагательных. Инструменты.
36,37
Глагол. Вид глагола. Образование глаголов приставочным способом. Работа с деформированным
текстом. Выделение главных членов предложения. Электрические приборы.
38,39
Многозначность глаголов. Время глагола. Составление предложений из слов, где существительные и
глаголы даны в начальной форме. Бытовая техника.
40,41
Время глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Правописание раннее изученных приставок. Восстановление в предложении пропущенных глаголов.
42,43
Начальные и личные формы глаголов. Мягкий знак после шипящих в глаголах. Составление
предложений с глаголами, близкими по значению. (мыть-стирать, везти-нести, рисовать-раскрашивать)
44,45
Спряжение глаголов. Правописание приставок и предлогов. Составление предложений со словами,
содержащими корни-омофоны (сед-сид, лес-лис). Головные уборы.
46,47
Спряжение глаголов. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Составление предложений со
словами, содержащими корни-омофоны (мер-мир, пе-пи). Обувь.
48,49
Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание Ь после шипящих в известных
случаях. Составление предложений по опорным словам. Насекомые.
50,51
Безударные окончания глаголов. Орфограммы в корне слов. Составление предложений по картинкам.
52,53
Безударные окончания глаголов. Орфограммы в суффиксах. Распространение простых предложений.
54,55
Наречие. Правописание гласных А, О на конце наречий. Выделение наречий из текста.
Закрепление пройденного материала
56,57,58 Предложение. Простое и сложное предложение. Синтаксический разбор предложения. Выделение слов
с корневыми орфограммами.
59,60
Морфологический разбор имен существительных. Выделение слов с орфограммами в приставках.
Национальные праздники, костюмы.
61,62
Морфологический разбор имен прилагательных. Выделение слов с орфограммами в суффиксах.
63
Морфологический разбор глаголов. Безударные личные окончания глаголов. Правописание Ь после
шипящих. Жилища в разных странах.
64,65
Работа с деформированным текстом. Выделение из текста простых и сложных предложений.
Фонетический разбор слов.
66,67
Составление предложений с корнями-омофонами (сед-сид, мер-мир, лес-лис, пе-пи, же-жи, лез-лис, варвор). Морфологический разбор разных частей речи. Природа и мы.
68
Итоговая диагностика

Итого: 68 часов

2
2
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
13
2
2
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».