1 Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 49 Каримова Е.Ю.___________ Приказ № 64/1 от «27»августа 2021 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристко-краеведческой направленности «Армейская азбука» Возраст обучающихся: 11-15 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Гимаев Флюр Фидавиевич Екатеринбург, 2021 г Оглавление 2 1.Пояснительная записка………………………………………….стр.3 2.Основные принципы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы………………………………….стр.4 3.Планируемые результаты………………………………………стр.5 4.Календарный учебный график…………………………………стр.7 5.Учебный план……………………………………………………стр.13 6.Содержание учебного плана……………………………………стр.14 7. Подготовка и проведение итоговых мероприятий…………..стр.19. 7. Научно-методические условия…………………………………стр.19 8. Материально – технические условия………………………….стр.19 9.Литература……………………………………………………….стр.20 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Реализация данной программы будет способствовать углублению знаний учащихся по истории Российской государственности и воинской славы Отечества, воспитанию уважительного отношения к ветеранам войны и труда, приобретению высоких духовных и физических качеств, пропаганде и утверждению здорового образа жизни среди подростков, готовность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Актуальность программы Программа обусловлена тем, что патриотическое воспитание является одной из приоритетных в формировании у молодёжи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите Родины. Молодой человек, взрослея, набирается опыта и знаний, постепенно осознаёт величайшую истину - свою принадлежность к матери – Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин – патриот. Если любовь к Родине – это проявление патриотизма, то защита Отечества – это долг и обязательность патриота. Человек, лишённый чувства любви к Родине, не способен осознать свой долг перед ней. Все эти компоненты взаимосвязаны и объединены в целях и задачах, практической деятельности военно-патриотического воспитания. Военно-патриотическое воспитание – воспитание важнейших духовно – нравственных черт, составляющих основу личности, формирующих её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном служении Отечеству. Патриотизм – это своего рода фундамент общественной и государственной систем, нравственная основа их жизнеспособности и эффективного функционирования. Педагогическая целесообразность кружка «Армейская азбука» заключается в развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно нравственных и социальных ценностей. Цель программы – формирование у учащихся профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: Образовательные: Реализовать потребность подростков в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для прохождения военной службы по призыву и контракту, выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения. Сформировать и развить у обучающихся дисциплинированность, добросовестное отношение к учёбе. Воспитать общую культуру, высокие морально – психологические качества, физическую выносливость и стойкость. 4 Сформировать интерес к истории и традициям Вооруженных Сил. Развивающие: Создать условия для овладения обучающимися основ военной службы. Сформировать здоровый образ жизни как необходимую ценность. Воспитательные Воспитать у подростков ответственность, сознательность и коммуникативность. Воспитать у обучающихся чувство патриотизма, готовность к защите Отечества, коллективизма и товарищества. Программа «Армейская азбука» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются: В принципах обучения (принцип природоспособности, единство эмоционального и сознательного, комплексное воспитание и развитие обучающихся, доступность, результативность). В формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии). В методах контроля и управления образовательным процессом (диагностика развития воинских навыков, анализ результатов конкурсов). В средствах обучения (дидактические пособия, наглядные пособия, лазерный тир, военное снаряжение, макеты оружия, тренажеры). Основным видом деятельности кружка «Армейская азбука» является учебная деятельность. Особенность методики состоит в том, что специально организуется разнообразная деятельность, в которой создаются благоприятные ситуации для развития физическо-прикладных способностей подростков. Наиболее эффективными педагогическими средствами, побуждающими детей к развитию, являются: ─ неформальная обстановка; ─ игровые и соревновательные элементы. Для решения воспитательных, образовательных и развивающихся задач предполагается разнообразная внешкольная деятельность: ─ подготовка и участие в мероприятиях школы; ─ проведение традиционных мероприятий на каникулах; ─ конкурсная и демонстрационная деятельность; ─ контактирование с родителями, проведение родительских собраний; ─ взаимодействие со школой; ─ поощрение за успехи (грамоты, благодарственные письма). Основные принципы дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы принцип воспитывающего обучения, который выражается в осуществлении воспитания через содержание, методы и организацию обучения, формирование и развитие воли, настойчивости, восприятия, внимания, памяти, мышления и речи; принцип сознательности и активности, который проявляется в осмыслении целей и задач обучения, глубоком понимании материала. Основой 5 сознательности в обучении является умственная и физическая активность обучающихся; принцип наглядности – это один из важнейших принципов обучения. На наглядной основе легче осуществляется переход к абстрактному мышлению; принцип систематичности и последовательности выражается в следующем: преемственность занятий (учебный материал по годам обучения распределяется так, что каждый новый опирается на усвоенный), комплектность в усвоении знаний, связь между предметами, изучаемыми в школе (ОБЖ, физическая культура, география , история, обществознание). принцип доступности обучения предполагает так же соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным способностям, уровню подготовленности подростков, а так же учебному времени; принцип прочности означает необходимость такой постановки обучения, при котором подросток всегда в состоянии воспроизвести изучаемый материал в памяти. Программа «Армейская азбука» предусматривает сочетание практической методики военно-патриотического воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении материала. Особое место уделяется соревновательной деятельности: обучающиеся участвуют в мероприятиях школы, на праздниках, посвященных государственным датам. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются показательные выступления: демонстрация видов оружия и снаряжения, рассказы об исторических событиях и героях Отечества, строевые смотры. Все это помогает подросткам в доступной, незамысловатой форме постичь основы армейской службы и воинского мастерства. Планируемые результаты освоения программы «Армейская азбука» -вовлечение значительного числа учащихся в военно-патриотическую деятельность; -активизация работы по борьбе с вредными привычками в среде школьной молодежи, приобщение к здоровому образу жизни; -повышение духовно – нравственного и патриотического потенциала учащихся, готовности к выполнению гражданских обязанностей; -получение практических навыков по начальной военной подготовке; -достижение нормативных требований по строевой и огневой подготовке; -воспитание чувства собственного достоинства, умения владеть эмоциями, развитие способности к анализу и принятию верных решений; -воспитание чувства гордости и ответственности за Отечество, любви и уважения к ветеранам войны, труда, Российской Армии; -полное выполнение тематического плана. В результате освоения ДОП «Армейская азбука» обучающиеся научатся: -уважению к истории воинской славы России; 6 -развивать духовные и физические качества личности, обеспечивающих подготовку к службе ВСРФ; -безопасному владению оружием, -правилам поведения при обращении с оружием, -разбираться в устройстве оружия и правилах стрельбы; -умению принимать исходное положение при стрельбе из разных положений; -знаниям по технике пешеходного туризма; -ответственности за личную безопасность, безопасности общества и государства. Программа «Армейская азбука» реализовывается в кружке и рассчитана на детей 11-15 летнего возраста, имеющих хотя бы малые физические данные и проявляющие интерес к службе Отечеству. Сроки реализации: 1 год На освоение курса предполагается 166,5 часов. Формы занятий: индивидуальные, групповые, теоретические, практические, учебно-тренировочные. Форма организации процесса занятий обусловлена возрастными особенностями обучающихся. Режим занятий: 2 раза в неделю –всего 4,5 часа, продолжительность – 2 и 2,5 академических часа. Учебный план обучения Режим занятий:2 раза в неделю Длительность занятий:2 и 2,5 академических часа. Место проведения: МБОУ СОШ № 49, кабинет № 306 7 Календарный учебный график по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Армейская азбука» на 2021-2022 учебный год Год обучения: первый Режим занятий: занятия 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических часа Место проведения: МБОУ СОШ № 49, кабинет № 306, спортзал п/ п 1 2 Сроки проведени № я занятий Форма занятий 1 неделя Организационное СЕНТЯБРЬ занятие. Теоретическое занятие. 1 неделя Практическое СЕНТЯБРЬ занятие 2 неделя Теоретическое СЕНТЯБРЬ занятие 4 2 неделя УчебноСЕНТЯБРЬ тренировочное занятие 5 3неделя УчебноСЕНТЯБРЬ тренировочное занятие 3неделя УчебноСЕНТЯБРЬ тренировочное занятие 4неделя Теоретическое СЕНТЯБРЬ занятие 7 Форма контроля ко лво ч 3 6 Тема 8 4неделя Теоретическое СЕНТЯБРЬ занятие 9 1неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 10 1неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие асо в 2 Знакомство с воспитанниками. беседа Инструктаж по ТБ ПБ. Игры на знакомство. Организационные тренинги для подростков Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Выполнение команд.Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и мелкокалиберной винтовки. Автомат Калашникова: модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова РПК-74. Неполная разборка и сборка оружия. Отработка нормативов по сборке-разборке оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоко нтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 2 2,5 2 2,5 2 Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоко нтроль 2,5 8 2 1неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 12 2неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 13 3неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 14 3неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 15 4неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 16 4неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 17 5неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 18 5неделя ОКТЯБРЬ Теоретическое занятие 19 1неделя НОЯБРЬ Теоретическое занятие 20 1неделя НОЯБРЬ Учебнотренировочное занятие 21 2неделя НОЯБРЬ Учебнотренировочное занятие 22 2неделя НОЯБРЬ Учебнотренировочное занятие 23 3неделя НОЯБРЬ Учебнотренировочное занятие 11 Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы ПМ. Основные ТТХ и назначение. Пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки и ружья отечественного производства, и их ТТХ. Специальное оружие. Основные ТТХ и назначение. Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время следования на транспортных средствах, несения боевой службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства предупредительного выстрела. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Правила заряжения и разряжения оружия. Меры предосторожности при устранении задержки. Выбор установки прицела, дели и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых задач. Выполнение упражнений учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем. Выполнение УУС из лазерного стрелкового комплекса. Стрельба по неподвижным целям с места после передвижения. 2,5 Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 2 Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 2,5 Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоко нтроль 2 9 24 3неделя НОЯБРЬ Учебнотренировочное занятие 25 4неделя НОЯБРЬ Теоретическое занятие 26 4неделя НОЯБРЬ Теоретическое занятие 27 1неделя ДЕКАБРЬ Теоретическое занятие 28 5неделя ДЕКАБРЬ Теоретическое занятие 29 2неделя ДЕКАБРЬ Теоретическое занятие 30 2неделя ДЕКАБРЬ Теоретическое занятие 31 3неделя ДЕКАБРЬ Теоретическое занятие 32 3неделя ДЕКАБРЬ Теоретическое занятие 33 4неделя ДЕКАБРЬ Теоретическое занятие 34 4неделя ДЕКАБРЬ 35 2неделя ЯНВАРЬ 36 2неделя ЯНВАРЬ Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие 37 3неделя ЯНВАРЬ Теоретическое занятие 38 3неделя ЯНВАРЬ Теоретическое занятие Выполнение одного УУС из мелкокалиберной винтовки. Выполнение упражнения по метанию ручных гранат. Психологическая подготовка бойца-разведчика. Действие подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. Методы и способы ведения разведки. Использование для маскировки свойств местности, растительности, искусственных масок и табельных средств. Разведывательные признаки целей. Особенности ведения разведки наблюдением. Отделение в засаде. Разведка поиском, разведка боем. Действие снайперской группы. Подготовка снайперов. Борьба с хищными животными и служебными собаками. Трасология. Определение происхождения следов. Следы техники и пребывания человека. Боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ). Боевой разведывательный дозор. Основные задачи БРД. Источники и способы получения разведданных. Разведгруппа (РГ) и ее задачи. Способы ведения разведки РГ. Решение ситуационных тактических задач. Следовая работа. Целеуказание. Способы маскировки. Маскировочные костюмы и комплекты. Организация наблюдательного поста. Создание преград для противника.Наблюдение. Марш и походное охранение. Приемы самостраховки. Приемы нападения и защиты с автоматом. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 2 Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Приемы нападения и защиты без Педагогическое оружия Защита при уколе наблюдение. 10 2 2,5 39 4неделя ЯНВАРЬ Теоретическое занятие 40 4неделя ЯНВАРЬ Теоретическое занятие 41 1неделя ФЕВРАЛЬ Теоретическое занятие 42 21неделя ФЕВРАЛЬ Теоретическое занятие 43 2неделя ФЕВРАЛЬ Учебнотренировочное занятие 44 2неделя ФЕВРАЛЬ 45 3неделя ФЕВРАЛЬ Учебнотренировочное занятие Учебнотренировочное занятие 46 3неделя ФЕВРАЛЬ Учебнотренировочное занятие 47 4неделя ФЕВРАЛЬ Учебнотренировочное занятие 48 4неделя ФЕВРАЛЬ Учебнотренировочное занятие 49 1неделя МАРТ Теоретическое занятие штыком с уходом влево (вправо). Взаимоконтроль. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Разучивание 1-го комплекса вольных упражнений. Разучивание упражнений: на гимнастических снарядах; в прыжках в длину; выполнения упражнений с тяжестями. Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции. Техника бега по пересеченной местности Тренировка в выполнении упражнений с тяжестями. Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями. Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 2,5 Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Тренировка в метании гранат на Педагогическое точность и дальность. Общее наблюдение. контрольное упражнение на Взаимоконтроль единой полосе препятствий и метание гранаты Ф-1 на дальность. Тренировка в беге на короткие и Педагогическое средние дистанции. Выполнение наблюдение. силовых упражнений на Взаимоконтроль. гимнастических снарядах. Проверка по упражнениям Педагогическое физической подготовки: марш- наблюдение. бросок на 5 км или лыжный Взаимоконтроль марш на 5 км; приемы рукопашного боя с автоматом. Игровые упражнения, Педагогическое способствующие развитию наблюдение. быстроты, силы, гибкости, Взаимоконтроль ловкости. Изображения местности: Педагогическое рисунок, схема, план, наблюдение. 11 2 2,5 2 2,5 2 2,5 2 50 1неделя МАРТ Теоретическое занятие 51 2неделя МАРТ Теоретическое занятие 52 2неделя МАРТ Теоретическое занятие 53 3неделя МАРТ Учебнотренировочное занятие 54 3неделя МАРТ Учебнотренировочное занятие 55 4неделя МАРТ Теоретическое занятие 56 4неделя МАРТ Теоретическое занятие 57 5неделя МАРТ Теоретическое занятие 58 5неделя МАРТ Учебнотренировочное занятие 59 1неделя АПРЕЛЬ Теоретическое занятие 60 1неделя АПРЕЛЬ Теоретическое занятие аэрофотоснимок. Схема пути. Условные знаки – азбука плана. Масштаб плана. Ориентирование без компаса. Лесные ориентиры. Ориентирование по светилам. Ориентирование в населённых пунктах. Горизонт. Стороны горизонта, их определение на местности. Азимут. Ориентирование по компасу. Измерение расстояний на местности. Измерение расстояний на плане. Высота абсолютная и относительная. Горизонтали. Составление плана местности по описанию. Маршрутная съёмка местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Чтение карты. Использование планов в практической деятельности человека. Оружие массового поражения. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Химическое и бактериологическое оружие и его классификация. Обычные средства массового поражения. Средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты: классификация, назначение, порядок использования. Тренировка по использованию средств индивидуальной защиты. Занятие по эвакуации в близлежащие места защиты от обычных средств поражения. Изготовление простейших укрытий. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах Признаки клинической и биологической смерти. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Взаимоконтроль Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 2 Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое 2,5 наблюдение. Взаимоко нтроль Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 12 2,5 61 2неделя АПРЕЛЬ Теоретическое занятие 62 2неделя АПРЕЛЬ Теоретическое занятие 63 3неделя АПРЕЛЬ Учебнотренировочное занятие 64 3неделя АПРЕЛЬ Учебнотренировочное занятие 65 4неделя АПРЕЛЬ Учебнотренировочное занятие 66 4неделя АПРЕЛЬ Теоретическое занятие 67 1неделя МАЙ Теоретическое занятие 68 1неделя МАЙ Практическое занятие 69 2неделя МАЙ Практическое занятие 70 2неделя МАЙ Теоретическое занятие 71 3неделя МАЙ Теоретическое занятие 72 3неделя МАЙ Теоретическое занятие Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами Отработка навыков первой медицинской помощи: наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта. История Вооруженных Сил России. Дни воинской славы России – дни славных побед. Великие полководцы и флотоводцы. Боевые традиции ВС РФ. Ритуалы ВС РФ. Просмотр фильмов. Посещение музеев и военно-исторических центров Просмотр фильмов. Посещение музеев и военно-исторических центров Государственная символика РФ и РТ. Символика ВС РФ. Символика кружка История уставов России. Устав внутренней службы ВС РФ. Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ. Строевой устав ВС РФ.Дисциплинарный устав ВС РФ. Военная присяга: история, ее значение в современной армии. Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2 Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 Педагогическое 2 наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль. Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение. Взаимоконтроль 2,5 Педагогическое наблюдение. 2,5 13 2 2,5 2 2,5 2 Боевой устав ВС РФ 73 74 4неделя МАЙ Учебнотренировочное занятие 4 неделя УчебноМАЙ тренировочное занятие Итого: 166.5 часов Взаимоконтроль. Отработка организации и Итоговое несения караульной службы. мероприятие 2 Итоговое занятие. нормативов. 2,5 Сдача Итоговое мероприятие Учебный план Вводное 1 занятие. Кол-во часов всего теория практика 4.5 2 2,5 Строевая 2 подготовка 9 2 7 Огневая 3 подготовка 40,5 29 11,5 № Тема занятий. п/п 1 2 3 Тактическая 4 подготовка 4 7 2 13,5 13,5 19 4,5 7 Физическая 5 подготовка 5 7 Военная 6 топография 6 7 2 20 3,5 Защита 7 от оружия 9 массового поражения Медицинская 8 подготовка 8 6,5 19 2,5 6,5 5,5 Страницы 9 военной истории 9 4,5 4,5 7 2 9 Общевоинские 1 уставы ВС 8,5 Форма контроля Анкетирование Беседа Тестирование Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Педагогическое 14 10 РФ 11 Итоговое 1 занятие Сдача нормативов Всего: 2,5 0 2,5 166,5 102,5 64 наблюдение Самоконтроль Взаимоконтроль Подведение итогов Содержание учебного плана Программа включает в себя следующие разделы: Вводное занятие. Теория. Знакомство с воспитанниками. Рассказ о режиме работы кружка, о правилах поведения, содержании занятий, о планах на учебный год. Устав МБОУ СОШ № 49. Правила по технике безопасности. Основы армейской жизни. Роль и значение армии. Положительные эмоции как результат проявления физических и умственных способностей. Влияние полученных навыков на повседневную жизнь человека. Практика. Игры на знакомство. Организационные тренинги для подростков. Строевая подготовка. Теория. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю. Практика. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)». Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг. Повороты в движении. Отдание воинской чести на месте и в движении.Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.Повороты и движение с оружием. Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием. Огневая подготовка. Теория. Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Назначение и боевые свойства пневматической винтовки и мелкокалиберной винтовки. Принципы работы механизмов пневматического оружия. Устранение основных неисправностей. Неполная разборка и сборка оружия. Отработка нормативов по сборкеразборке оружия. Чистка и смазка. Приведение оружия к нормальному бою. Автомат Калашникова: модификации, история создания. Ручной пулемет Калашникова РПК-74. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата, пулемета.Подготовка АК (РПК) к стрельбе. Возможные задержки и неисправности при стрельбе и способы их устранения. Снаряжение магазина патронами и заряжение автомата. 15 Принадлежности к автомату (РПК). Порядок чистки и смазки оружия и его хранение. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных гранат. Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Назначение, боевые свойства, общее устройство принцип работы ПМ. Назначение и общее устройство основных частей и механизмов. Пистолеты, револьверы, пистолеты-пулеметы, автоматы, винтовки и ружья отечественного производства, и их ТТХ, Специальное оружие. Основные ТТХ и назначение. Общие правила безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Положение оружия, меры безопасности при обращении с ним во время следования на транспортных средствах, несения боевой службы, на занятиях и стрельбах. Правила производства предупредительного выстрела. Порядок осмотра оружия и патронов перед стрельбами. Меры предосторожности при устранении задержки. Правила заряжения и разряжения оружия. Выбор установки прицела, дели и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы. Виды движения цели. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых задач. Практика. Выбор установки прицела, дали и точки прицеливания для стрельбы по неподвижным и появляющимся целям. Определение и учет поправок на отклонение от нормальных (табличных) целей в зависимости от условий стрельбы. Виды движения цели. Выбор установок прицела и точки прицеливания при стрельбе по движущимся целям. Решение огневых задач. Выполнение упражнений учебных стрельб (УУС) из пневматической винтовки. Обучение стрельбе по неподвижной цели днем. Выполнение УУС из лазерного стрелкового комплекса. Стрельба по неподвижным целям с места после передвижения. Выполнение одного УУС из мелкокалиберной винтовки. Выполнение упражнения по метанию ручных гранат. Тактическая подготовка. Теория. Психологическая подготовка бойца-разведчика. Действие подразделений в обороне. Типы инженерных заграждений. Окопы.Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград. Деблокирование заграждений переднего края противника. Методы и способы ведения разведки. Использование для маскировки свойств местности, растительности, искусственных масок и табельных средств. Разведывательные признаки целей (объектов).Особенности ведения разведки наблюдением в лесу, горах, пустынях, на побережьях зимой и ночью. 16 Отделение в засаде. Налет как способ разведки. Разведка поиском, разведка боем. Действие снайперской группы. Подготовка снайперов. Снятие часовых. Обыск, связывание и конвоирование. Захват автомобиля и другой техники. Специальные способы минирования. Проникновение на охраняемые территории. Скрытое перемещение по местности. Борьба с хищными животными и служебными собаками. Трасология. Определение происхождения следов. Следы техники и пребывания человека. Действия подразделений в разведке. Боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ). Боевой разведывательный дозор. Основные задачи БРД. Разведгруппа (РГ) и ее задачи. Способы ведения разведки РГ водной преграды, в населенных пунктах, в горах, при встрече с препятствиями, на марше, в обороне и наступательном бою, в случае преследования, ночью и зимой. Вывод из строя материальной базы противника. Организация внезапных нападений. Засады, Атаки постов и гарнизонов. Источники и способы получения разведданных. Практика. Решение ситуационных тактических задач.Следовая работа.Способы маскировки.Маскировочные костюмы и комплекты.Наблюдение.Марш и походное охранение.Организация наблюдательного поста.Создание преград для противника.Целеуказание. Физическая подготовка. Теория Приемы самостраховки. Приемы нападения и защиты с автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н).Приемы нападения и защиты без оружия (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н). Защита при уколе штыком с уходом влево (вправо). Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Разучивание1-го комплекса вольных упражнений. Разучивание выполнения упражнений: на перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и разгибание рук в упоре; в прыжках в длину; выполнения упражнений с тяжестями. Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции. Техника бега по пересеченной местности. Практика Тренировкав выполнении упражнений с тяжестями. Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями.Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Тренировка в метании гранат 17 на точность и дальность.Тренировка в метании гранат на точность и дальность.Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф-1 на дальность. Тренировка в беге на короткие (60м., 100 м) и средние (1 км) дистанции. Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; в прыжках в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями. Тренировка в беге на 60м., 100 м и 1 км. Проверка по упражнениям физической подготовки: марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км; метание гранат Ф-1 на дальность; приемы рукопашного боя с автоматом. Общая физическая подготовка: выполнение упражнений на гимнастических снарядах, с тяжестями, тренировка в беге на короткие и средние дистанции. Игровые упражнения, способствующие развитию быстроты,силы, гибкости, ловкости. Военная топография Теория Изображения местности: рисунок, схема, план, аэрофотоснимок. Схема пути. Условные знаки – азбука плана. Масштаб плана.Ориентирование без компаса. Лесные ориентиры. Ориентирование по светилам. Ориентирование в населённых пунктах.Компас из подручных средств. Горизонт. Стороны горизонта, их определение на местности. Азимут. Ориентирование по компасу.Измерение расстояний на местности. Измерение расстояний на плане.Высота абсолютная и относительная. Горизонтали. Практика Составление плана местности по описанию. Маршрутная съёмка местности. Чтение плана местности.Использование планов в практической деятельности человека. Топографическая карта. Чтение карты. Защита от оружия массового поражения (ЗОМП) Теория Оружие массового поражения. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Химическое оружие и его классификация. Бактериологическое оружие и его классификация. Обычные средства массового поражения. Новое оружие. Средства индивидуальной защиты: классификация, назначение, порядок применения. Средства коллективной защиты: классификация, назначение, порядок использования. Практика 18 Тренировка по использованию средствиндивидуальной защиты. Занятие по эвакуации в близлежащие места защиты от обычных средств поражения. Изготовление простейших укрытий. Медицинская подготовка Теория Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током. Первая помощь при радиационных поражениях, поражениях отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами. Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования. Практика Отработка навыков первой медицинской помощи: Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности.Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов. Эвакуация раненых с учетом характера ранения и вида транспорта Страницы военной истории России. Теория История Вооруженных Сил России. Дни воинской славы России – дни славных побед. Великие полководцы и флотоводцы.Боевые традиции ВС РФ. Ритуалы ВС РФ. Практика Просмотр фильмов на данные темы. Посещение музеев и военноисторических центров. 19 Общевоинские уставы ВС РФ Теория Государственная символика РФ и РТ. Символика ВС РФ. Символика кружка История уставов России. Устав внутренней службы ВС РФ. Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ. Дисциплинарный устав ВС РФ. Строевой устав ВС РФ. Военная присяга: история, ее значение в современной армии. Боевой устав ВС РФ. Практика Отработка организации и несения караульной службы. Подготовка и проведение итоговых мероприятий: -проверка знаний, умений и навыков обучающихся; - сдача нормативов -организация защитно-караульной службы. Научно-методические условия Реализация программы, исходя из своих задач, требует иного подхода к организации образовательного процесса, оценке результатов деятельности его участников, отбору содержания дополнительного образования. Решение такого рода проблем связано с необходимостью научнометодического сопровождения, предполагает создание программнометодического пространства программы. Материально – технические условия: Учебный кабинет № 306 Технические средства обучения: Компьютер Lenovo (1шт.) Интерактивный комплекс «Epson» Лазерный стрелковый комплекс «Рубин» Основное оборудование: стол учителя (1 шт.) стул учителя (1 шт.) столы ученические двухместные (15шт.) стулья ученические (30 шт.) шкафы для макетов и учебного материала (4 шт.) доска школьная (1шт.) Литература 1.Конституция РФ 2.А.Н.Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. Концептуальные основания духовнонравственного и патриотического воспитания детей и молодежи в образовательной системе Волгоградской области. Волгоград 2011. 20 3.М.П. Бузский, А.Н. Вырщиков, М.Б Кусмарцев. Российская гражданская идентичность как педагогический ресурс реализации духовно-нравственного развития и патриотического воспитания учащихся. 4.В.Ю. Микрюков, Военно- патриотическое воспитание в школе 1-11класс, Москва, «ВАКО» 2009г 5.Общевоинские Уставы ВСРФ. 6.История Российской государственности Москва 1995. 7.Электронные пособия для проведения занятий по ОБЖ,ООО «Видеостудия КВАРТ», 2007. 8.Министерство обороны СССР. Наставления по стрелковому делу. - М.: Воениздат, 1987. 9.Ушаков, А. И. Обучение курсантов и сотрудников правоохранительных органов стрельбе из табельного оружия в экстремальных ситуациях: учеб. метод. пособие / А. И. Ушаков. - Калининград, 1998. 10.Смирнов В.В. , Вооруженные Силы России: учебное пособие по курсу «основы военной службы», М.: редакция журнала «Военные знания», 1998. 11.Смирнов, В.В. Защита отечества – обязанность каждого гражданина:учебное пособие по курсу «основы военной службы» В.В. Смирнов. – М.: редакция журнала «Военные знания», 1998. 12.А.М. Катуков, Е.Н. Цветаев, Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке, Москва, Просвещение, 1988г. 13.Н.Ф. Виноградов, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, ОБЖ, учебник 5-6 класс, Москва «Вентана-Граф», 2020 14.Н.Ф. Виноградов, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, ОБЖ, учебник 5-6 класс, Москва «Вентана-Граф», 2020г. 21