Мой мир ( Адаптация детей мигрантов)

Департамент образования Администрации г.Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 49
Каримова Е.Ю.____________
Приказ № 64/1
от «27» августа 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
социально-гуманитарной направленности
адаптации детей мигрантов
«Мой мир»

Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мирзоева Азиза Дододжновна

Екатеринбург, 2021 г.

Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пояснительная записка………………………………………..стр.3
Календарный учебный график ……………………………….стр.7
Учебный план………………………………………………….стр.21
Содержание учебного плана………………………………….стр.22
Планируемые результаты программы……………………….стр.24
Формы контроля………………………………………………стр.25
Показатели эффективности программы……………………..стр.25
Материально-техническое обеспечение……………………..стр.25
Список литературы……………………………………………стр.25

2

1.
Пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Россия в настоящее время переживает крупномасштабные миграции
населения, город Екатеринбург не является исключением. Резкое изменение
привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или
регион с иными культурными традициями, языком, приводит к серьезному
дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о
дезориентации детей.
Развитие миграционной ситуации и наличие детей мигрантов, а также
детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком, особое отношение
к мигрантам, обучающимся в МБОУ СОШ № 49, обозначили необходимость
обновления деятельности образовательного учреждения, а также реализации
комплекса мер по языковой, социальной и культурной адаптации детей
мигрантов. Наблюдения и первичные диагностические материалы
доказывают, что для некоторых детей мигрантов характерно слабое знание
русского языка, а некоторые из них не владеют им даже на бытовом уровне.
Программа направлена на решение данной проблемы.
У детей мигрантов отсутствуют необходимые для социализации знания
об основах российского законодательства, культуры, истории, традиций и
норм поведения в быту, они не интегрированы в новую для них
территориальную и этническую среду. Эти важные составляющие
затрудняют процесс обеспечения доступного качественного образования,
существенно влияют на качество обучения других учащихся, находящихся в
едином образовательном пространстве.
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное
положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места
жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса
психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное
развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде,
создание условий, способствующих предотвращению, устранению и
смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие
способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в
условиях диалога и взаимопонимания. Здесь особенно важна роль педагога
дополнительного образования – стиль его руководства и манеры
преподавания; основы, на которых строятся его взаимоотношения с детьми и
их родителями; взаимодействие культурных идентичностей преподавателя и
учащихся; способности создать толерантный климат в учебном заведении.
Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный
продукт влияния многих культур, и ему следует быть очень чувствительным
к культурным характеристикам своих учеников, детей из семей мигрантов.
То, что иногда воспринимается как неуважение к преподавателю со стороны
учащихся, на самом деле может оказаться их культурной особенностью,
поэтому необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять
причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его культурного
контекста.
3

Школа и семья – важнейшие институты первичной социализации.
Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей
мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения,
приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми,
детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационноценностной системы личности ребёнка из семьи мигрантов, возникает
возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов
поведения. Всё это позволяет предположить, что эмоциональное
благополучие коллектива при интеграции в него ребёнка из семьи мигрантов
возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников
образовательной деятельности – педагогов и родителей (законных
представителей).
В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема
культурно- языковой и социальной адаптации ребёнка к новым условиям
жизни, к изменившемуся социуму. Современная школа становится
полиэтнической,
ее
отличительными
чертами
можно
считать
многонациональный состав школы в целом, многонациональный состав
класса в частности, разный уровень владения русским языков, разный
уровень общей культуры. К числу существенных проблем полиэтнической
школы сегодня можно отнести следующее:
1. Низкая успеваемость по русскому языку и другим предметам по
причине плохого знания русского языка;
2. Замкнутость, отчужденность детей-мигрантов, порождаемая
некомфортным пребыванием в другой культуре;
3. Отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с
полиэтническим составом учащихся у педагогов.
Социализация как педагогический процесс приобретает качественные
отличия, когда его субъектом становится учащийся-мигрант. На первый план
выступает социальная адаптация, которая осуществляется посредством
овладения языком, грамотностью, формами общения, нормами поведения.
Социализация детей-мигрантов означает в образовательном процессе
следующие идеи: воспитание личности не способной причинять вред ни
людям, ни природе, ни самой себе; воспитание языковой личности,
владеющей родным языком и языками мира, способной к диалогу, обмену
смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык;
воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности
Российского государства.
Работа с детьми мигрантов включает в себя, прежде всего, систему
занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим
фактором
социального
развития
человека,
источником
его
жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом
этапе.
Программа культурно-языковой и социальной адаптации детеймигрантов, а также детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком
«Мы вместе» направлена на решение данной проблемы. Реализация
Программы планируется в рамках деятельности школы по адаптации детей4

мигрантов, а также детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком,
созданного на базе МБОУ СОШ № 49. Особенность данной Программы
заключается в комплексном и дифференцированном подходе к проблеме
адаптации детей-мигрантов, а также детей, слабо владеющих (не владеющих)
русским языком, что позволяет не только адаптировать детей к социуму в
поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
В МБОУ СОШ № 49 обучаются дети разных национальностей, в том
числе дети-мигранты у которых наблюдается слабые знания русского языка,
культуры, традиций, норм поведения.
Данная Программа разработана для детей-мигрантов, детей, слабо
владеющих (не владеющих) русским языком, в возрасте от 7 лет до 15 лет.
Она предусматривает помощь в социальной и психологической адаптации
детей мигрантов, организацию и проведение занятий, игр, упражнений и
тренингов социального действия по развитию толерантного отношения,
коммуникативных навыков, формированию позитивных жизненных целей,
формированию представления о жителях округа, что позволит
способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество
данной категории людей.
Цели данной программы является: достижение максимальной
адаптации в новой языковой, культурной и социальной среде детей,
прибывших из стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе не
владеющих или плохо владеющих русским языком.
Задачи программы:
Образовательные:
- определить уровень владения русским языком детьми-мигрантами,
детьми, слабо владеющими (не владеющими) русским языком;
-способствовать приобретению знаний по русскому языку, литературе,
истории России.
Развивающие:
- развить навыки общения на русском языке детей-мигрантов, детей,
слабо владеющих (не владеющих) русским языком в бытовой и учебной
сферах (обогащение лексического запаса детей) на уровне, необходимом для
освоения основной образовательной программы в полном объёме;
Воспитательные:
- создать специальные условия для обучения и воспитания детеймигрантов, детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком с целью
снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных
отношений в микро- и макросреде;
- оказание содействия в социализации детей-мигрантов, детей, слабо
владеющих (не владеющих) русским языком, а также принятия ими норм
существования в российском обществе и системы ценностей Российской
Федерации; в воспитании эмоционально- положительного фона;
- оказание консультативной помощи родителям (законным
представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития
детей-мигрантов, детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком.
5

Практическая значимость Программы
В Программе заложен действенный практический материал с
использованием различных форм обучения детей-мигрантов, который окажет
конкретную помощь педагогам в формировании толерантности к обществу, в
котором проходит социализация обучающихся.
При этом могут быть успешно решены следующие группы проблем в
развитии ребёнка:
▪ преодоление затруднений в учёбе;
▪ адаптация детей-мигрантов к жизни в школьном социуме;
▪ личностные проблемы развития;
▪ сохранение жизни и здоровья;
▪ расширение пространства досуга.
Полученные знания пригодятся обучающимся в дальнейшей учёбе, в
урочной, внеурочной деятельности и в повседневной жизни для речевого,
интеллектуального и нравственного развития.
В процессе развития Программы предусматривается её доработка и
корректировка с учётом пожеланий родителей (законных представителей) и
педагогов.
Целенаправленные систематические мероприятия плана реализации
Программы «Мы вместе» создадут особую эмоционально-насыщенную
атмосферу духовного общения для школьников разных национальностей, в
том числе детям-мигрантам, обеспечат оптимальные условия для социальной
и культурно-языковой адаптации.
Результаты работы по Программе должны показать: что учащиеся
демонстрируют меньше отклонений в поведении, и обучении. Педагоги и
родители (законные представители) в большей степени удовлетворены
отношениями с детьми и их сверстниками, а приобретенные навыки
позволяют эффективно общаться и справляться с возникающими
проблемами.
Оценивание результатов работы: метод анкетирования, опроса и
наблюдения.
Реализация Программы «Мы вместе»:
▪ обеспечит развитие навыков общения на русском языке детеймигрантов, детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком в
бытовой и учебной сферах (положительная динамика у 100% обучающихся);
▪ будет способствовать социокультурной, языковой адаптации детей
посредством реализации дополнительных образовательных, коррекционноразвивающих, воспитательных программ (положительная динамика у 100%
обучающихся);
▪ сделает возможным снижение напряженности и количества
конфликтов в межнациональной школьной среде;
▪ поможет детям-мигрантам понять и принять нормы существования в
российском обществе и системы ценностей Российской Федерации (100%
обучающихся);
▪ будет способствовать снятию межъязыкового барьера и установлению
доброжелательных отношений в микро- и макросреде (100% обучающихся);
6

▪ предоставит возможность получить консультативную помощь
родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания,
обучения и развития детей- мигрантов, детей, слабо владеющих (не
владеющих) русским языком.
Условия реализации Программы
Целью системы работы педагогического коллектива с учащимися
многонационального коллектива в рамках общеобразовательной школы
является конкретная помощь им в адаптации к новым условиям, в целом –
формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация
ребёнка.
Работа педагогов с учащимися многонационального коллектива в
общеобразовательной школе как система взаимодействия для развития
личности в культурно-исторических условиях общества предполагает
определенный характер таких контактов.
Организация системы занятий с участниками образовательного
процесса:
1) по межличностному общению подростков – формирование
сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов
(недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами
психологического тренинга (развитие психических процессов);
Программа по языковой адаптации детей мигрантов, а также детей,
слабо владеющих (не владеющих) русским языком является звеном
непрерывного образования, обеспечивает целенаправленный процесс
обучения, воспитания и развития детей школьного возраста, в том числе
детей-мигрантов, предоставляет учащимся разных национальностей
образовательные услуги с целью социальной, языковой и культурной
адаптации.
Формирование групп происходит на основе результатов диагностики
уровня владения русским языком и степени адаптации детей-мигрантов.
Комплектование адаптационной группы производится исходя из численности
обучающихся по возрасту: 7-15 лет. Наполняемость групп: до 15 человек.
Занятии проводятся 3 дня в неделю по 3 часа, 9 часов в неделю, 37
учебных недель, 333 часа
Календарный учебный график
по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
адаптации детей мигрантов «Мой мир»
Режим занятия 3 раза в неделю по 3 часа
Итого 9 часов в неделю
Сроки
проведени
я

Форма занятий

Час
ы

Тема

Формы
контроля
7

1 неделя
сентября

Вводное занятие

3

Диагностика речевой собеседование
деятельности
(аудирование
,
говорение)

1 неделя Вводное занятие
сентября

3

анкетирование

1 неделя Комбинированно
сентября
е занятие: лекция
с
использованием
презентации.
Разговорная речь
2 неделя
Комбинированно
сен
е занятие: лекция
с
использованием
презентации.
Разговорная речь
2 неделя
Комбинированно
сен
е занятие: лекция
с
использованием
презентации.
Разговорная речь
2 неделя
Комбинированно
сен
е занятие: лекция
с
использованием
презентации.
Разговорная речь
3 неделя
Комбинированно
сентября
е занятие: лекция
с
использованием
презентации.
Разговорная речь
3 неделя
Объяснение
сентября
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
3 неделя
Объяснение
сентября
нового

3

Диагностика речевой
деятельности
(чтение, письмо)
Алфавит.
Соотношение звуков
и букв

3

Алфавит, слово и
слог. Предложение.
РР . Мой дом

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Предложение. РР .
Мой дом

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Алфавит, слово и
Педагогическо
слог. РР. « Школьная е наблюдение.
жизнь»
Самоконтроль

3

Гласные и согласные
звуки, их
особенности в
русском языке. РР.
«Моя школьная
жизнь»
Гласные и согласные
звуки, их
особенности в
русском языке. РР.
«Моя школьная
жизнь»
Имя
существительное.

3

3

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
8

материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
4 неделя
сентября

4 неделя
сентября

4 неделя
сентября

1 неделя
октября

1 неделя
октября

1 неделя
октября

2 неделя
октября

Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая

Одушевленные и
неодушевленные
имена
существительные.
РР. « На улицах
моего города»
Род имен
существительных.
РР. «Прогулка по
городу»

Самоконтроль

3

Род имен
существительных.
РР. «Прогулка по
городу»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Формообразование
имен
существительных .
РР « Осень»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Изменение
существительных по
числам и падежам.
РР. « Что такое
дружба»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Склонение имен
существительных.
РР. « Прием гостей»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Склонение имен
существительных.
РР. « Прием гостей»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Орфограммы имен
существительных.
РР. « Торговый
комплекс. Речевой

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

9

2 неделя
октября

2 неделя
октября

3 неделя
октября
3 неделя
октября

3 неделя
октября

4 неделя
октября

4 неделя
октября
4 неделя
октября
5 неделя
октября

работа.
Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Практикум
3

Объяснение
нового
материала.
Самостоятельная
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала.
Самостоятельная
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала.
Самостоятельная
работа.
Разговорная речь
Практикум

этикет покупателя»
Роль
существительных в
предложении. РР. «
Времена года. 4
сезона»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Роль
существительных в
предложении. РР. «
Времена года. 4
сезона»

Педагогическо
е наблюдение.

Практикум.
Толковый словарь.
РР. Значение слова
«Мама»
Предлог. РР. «Мои
наблюдения. Что я
вижу за окном»

Самоконтроль

3

Предлог. РР. «Мои
наблюдения. Что я
вижу за окном»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Синонимы.РР. «Мои
друзья. Портрет»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

РР. «Мои друзья.
Портрет. Характер»
Антонимы. «Зималето»

Анализ
продукта
деятельности
Педагогическо
е наблюдение.

Личные
местоимения. РР.
«Идем в гости»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Объяснение
3
нового
материала
Объяснение
3
нового
материала.
Самостоятельная

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

10

5 неделя
октября

5 неделя
октября

работа.
Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала.
Самостоятельная
работа.
Разговорная речь
Практикум
3

1 неделя
ноября

КТД

2 неделя
ноября

Самостоятельная 3
работа.

2 неделя
ноября

Объяснение
3
нового
материала.
Самостоятельная
работа.
Разговорная речь

2 неделя
ноября

Объяснение
3
нового
материала.
Самостоятельная
работа.
Разговорная речь

3 неделя
ноября

Объяснение
3
нового
материала.
Самостоятельная
работа.
Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.

3 неделя
ноября

3

Словоизменение
местоимений. РР. «
Правила этикета за
столом»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Чаепитие «Прием
гостей. Этикет за
столом»
Подготовка к
празднику «День
народного Единства»
Написание минисочинения «Мои
наблюдения»
Правила
правописания
местоимений РР..
Россия.
Свердловская
область,
г.Екатеринбург,
Орджоникидзевский
район
Правила
правописания
местоимений РР..
Россия.
Свердловская
область,
г.Екатеринбург,
Орджоникидзевский
район
Морфологические
признаки
местоимений. РР.
"Животный мир»

Взаимоконтрол
ь

Морфологические
признаки
местоимений. РР.
"Домашние
животные»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Взаимоконтрол
ь
Анализ
продукта
деятельности
Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

11

3 неделя
ноября

4 неделя
ноября

4 неделя
ноября

4 неделя
ноября

5 неделя
ноября

5 неделя
ноября

5 неделя
ноября

1 неделя

Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение

3

Употребление в речи
местоимений. РР.
«Животный мир.
Дикие звери, птицы,
рыбы, насекомые»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Имя прилагательное.
РР. «Мое любимое
животное»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Изменение
прилагательных по
родам, числам и
падежам. РР.
«Животные и их
детеныши»
Правила
правописания
местоимений. РР.
«Профессии,
связанные с
животным и
растительным
миром»
Роль прилагательных
в речи. РР.
«Растительный мир»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Глагол как часть
речи. РР. «Здоровье»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Неизменяемые
признаки глагола.
РР. «Спортивные
игры»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Изменение глагола

3

3

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

12

декабря

1 неделя
декабря

1 неделя
декабря

2 неделя
декабря

2 неделя
декабря

2 неделя
декабря

3 неделя
декабря

3 неделя
декабря

нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь

по лицам . РР.
«Спортивные игры»

3

Словообразование
глаголов. РР.
«Город»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Совершенный вид
глагола. РР
«Транспорт»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Несовершенный вид
глагола . РР. «В
аптеке»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Словоизменение
глагола. РР.
«Речевой этикет
покупателя»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Алгоритмы
определении
спряжения глаголов,
если личное
окончание
безударное. РР
« Больница»
Правила
правописания
окончаний глагола.
РР. «Как избежать
травм»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Орфографическая
подготовка. РР.
«Город».

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала,
практическая

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

13

3 неделя
декабря

4 неделя
декабря

4 неделя
декабря

4 неделя
декабря
5 неделя
декабря
3 неделя
января

3 неделя
января

3 неделя
января

4 неделя
января

работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Самостоятельная
работа

3

Орфографическая
подготовка. РР.
«Транспорт».

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Роль глаголов в
предложении. РР.
«Библиотека»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Возвратные глаголы.
РР. «Мой день. Мой
распорядок дня»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Возвратные глаголы.
РР. «Мой день. Мой
распорядок дня»
«Новый год»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль
Рефлексия

3

Глаголы движения.
РР. « На перемене в
школе»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Числительное . РР.
«Магазин бытовой
техники»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Употребление
числительных с
существительными.
РР. «Профессия
бухгалтер»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Наречие РР «Театр»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

КТД
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,

14

4 неделя
января
4 неделя
января

5 неделя
января

5 неделя
января

1 неделя
февраля

2 неделя
февраля

2 неделя
февраля

практическая
работа.
Разговорная речь
Экскурсия в
3
кукольный театр
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь

«За кулисами
театра»- работа
кукольников и
артистов
Употребление в речи
наречий. РР.
«Праздники»

Рефлексия

3

Употребление слов в
женском роде. РР.
«Время года.
Сезонная одежда»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Употребление слов в
мужском роде. РР.
«Растительный мир.
Культурное
растение. Что где
растет»
Употребление слов в
среднем роде. РР.
«Животный мир. Кто
где живет»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Употребление слов в
единственном и
множественном
числе. РР.
«Путешествие»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Упражнения в
постановке знаков
препинания в
предложениях с
однородными
членами
предложения. РР.
«Праздники народов
Урала»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

3

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

15

2 неделя
февраля

Экскурсия

3 неделя
февраля

Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь

3 неделя
февраля

Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
КТД

3

Объяснение
нового

3

3 неделя
февраля

4 неделя
февраля

4 неделя
февраля

4 неделя
февраля

5 неделя
февраля
5 неделя
февраля

Экскурсия в Парк
предков (традиции
ханси манси).
Упражнения в
постановке знаков
препинания в
сложных
предложениях.РР.
«Екатеринбург,улиц
ы, культурные
учреждения»
Предложения с
прямой речью.РР.
«Речевой этикет
разговора по
телефону»

Рефлексия

3

Роль мягкого знака в
русском языке. РР.
«Здоровье. Я иду к
врачу. Я вызываю
врача»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Правописание
разделительного
твердого знака. РР.
« Мой дом. Я жду
гостей. Угощение,
уборка»
Корневые
орфограммы. Подбор
проверочных слов.
РР. « Мир
профессий»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Развитие
орфографической
зоркости.РР. « Мой
день. Мои любимые
занятия. Работа на
дому»
День защитников
Отечества. Герои
моего народа
Старинные русские
слова,

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

3

3

3

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Рефлексия
Педагогическо
е наблюдение.
16

материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
5 неделя
февраля

1 неделя
марта

1 неделя
марта

1 неделя
марта

2 неделя
марта

2 неделя
марта

2 неделя
марта

Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.

3

3

3

употребляемые в
современном языке.
РР. «Праздники
народов России».
Масленица
Иностранные слова,
употребляемые в
русском языке. РР.
«традиции народов
России»

Самоконтроль

Крылатые слова и
выражения,
происхождение слов.
РР. «Веснапробуждение
природы»
Фразеологические
обороты. РР.
«Птицы»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Однозначные и
Педагогическо
многозначные слова . е наблюдение.
РР
Самоконтроль

3

Синонимы ,
антонимы, омонимы

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Заимствованные
слова.

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Архаизмы и
устаревшие слова
Русские народные
былины

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

17

3 неделя
марта

3 неделя
марта

3 неделя
марта
4 неделя
марта
4 неделя
марта

4 неделя
марта

5 неделя
марта

1 неделя
апреля

1 неделя
апреля

Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
КТД
3
Самостоятельная
работа
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.

Фразеологизмы .
Системные связи в
лексике и учет
системности
лексики

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Простое
предложение

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Навруз

рефлексия

Простое и сложное
предложение
Грамматическая
основа предложения

Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Лигвострановедение
Национальнокультурная система:
страна Россия

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Важнейшие
исторические вехи
РР «75-летие
Победы»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Быт города и
деревни
РР «Трое из
Простоквашино»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Религия и суеверия.
Религиозные
суеверия
РР. «Баба-Яга и ее
друзья»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3
3

18

2 неделя
апреля

2 неделя
апреля

2 неделя
апреля

3 неделя
апреля
3 неделя
апреля

3 неделя
апреля

4 неделя
апреля

4 неделя
апреля

Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Экскурсия
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь

3

Народное искусство.
Народный быт. РР
«Русская изба»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Жанры русского
искусства РР.
«Хохлома»

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Научно-технические
достижения. РР

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Пасха. Экскурсия в
храм Рождества
Христова
Политическая
система в России

Рефлексия

3

Ситуативный диалог
( набор ситуаций
бытового общения)

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Коммуникативный ,
лексикограмматический
раздел

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Стандартно-речевые
формы

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

19

4 неделя
апреля

Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь

5 неделя
апреля

Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
нового
материала,

5 неделя
апреля

2 неделя
мая

2 неделя
мая

2 неделя
мая

3 неделя
мая

3 неделя
мая

3

Демонстрация
лексики в
коммуникативноречевых –ситуациях
(развитие
письменной и устной
речи)
Рефлексия .
Применение навыков
на практике.
Театрализация

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Рефлексия

3

Признаки предметов: Педагогическо
цвет, форма, размер. е наблюдение.
,Сравнение в группах Самоконтроль

3

Числа и цифры от
1до 10. Счет в
обратном порядке

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Различия
количественного и
порядкового счета.
Формирование о
предыдущем и
следующем числе
Простые и
арифметические
задачи на сложение и
вычитание

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

3

Рефлексия .
Рефлексия
Применение навыков
на практике.
Театрализация

3

Признаки предметов: Педагогическо
цвет, форма, размер. е наблюдение.
,Сравнение в группах Самоконтроль
20

3 неделя
мая

4 неделя
мая

4 неделя
мая

практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Объяснение
3
нового
материала,
практическая
работа.
Разговорная речь
Самостоятельная 3
работа

4 неделя
мая

КТД

Итого:

333 часа

3

Числа и цифры от
1до 10. Счет в
обратном порядке

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Составление
математических
рассказов на основе
предметных
действий и
сюжетных рисунков
Итоговая
диагностика речевой
деятельности
(аудирование,
говорение)
Заключительное
занятие. Мини
концерт.

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль

Педагогическо
е наблюдение.
Самоконтроль
Рефлексия

Учебный план
№
п/п
1

Количество часов
Всего
Теория
149
149

Практика
-

148

-

148

12

-

12

4

Наименование
тем
Объяснение
нового
материала
Разговорная
речь
Самостоятельная
работа
Практикум

9

-

9

5

Экскурсии

9

-

9

6

КТД
Итого

6
333

-

6

2
3

Формы
контроля
фронтальный
Индивидуальногрупповой
фронтальный
Индивидуальногрупповой
Индивидуальногрупповой

Содержание учебного плана
21

Объяснение нового материала ( теория), разговорная речь (практика)
Диагностика речевой деятельности (аудирование , говорение)
Устная и письменная речь.
Слово. Предложение. Построение интонационных конструкций.
Алфавит, слово и слог. Гласные и согласные звуки, их особенности в русском
языке
РР (практика): Монолог о себе, Мой дом, Город в котором живу,
Школьная жизнь.
Части речи:
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Неизменяемые признаки имен существительных. Род имен
существительных. Формообразование имен существительных. Несклоняемые
имена существительные. Изменение существительных по числам и падежам.
Склонение
имен
существительных.
Словообразование
имен
существительных.
Орфограммы
имен
существительных.
Роль
существительных в предложении.
РР (практика): На улицах моего города, Прогулка по лесу, Прогулка по
городу, Осень, Мой друг, Что такое дружба, Прием гостей, Магазин и в
магазине, Торговый комплекс. Речевой этикет покупателя. Времена года.
Погода. Значение слова «Мама».
Предлоги . Антонимы
РР (практика): Что я вижу за окном, Мои друзья, Зима-лето. Сочинение
«Мои наблюдения».
Местоимения. Словоизменение местоимений. Правила правописания
местоимений. Морфологические признаки местоимений. Употребление в
речи местоимений
РР (практика): Идем в гости, Правила этикета за столом, Свердловская
область, г.Екатеринбург, Животный мир, Домашние животные, Дикие птицы,
звери. Птицы.
Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам и
падежам. Правила правописания местоимений. Роль прилагательных в речи.
РР (практика): Животные и их детеныши, Профессии , связанные с
животным и растительным миром, Растительный мир.
Глагол. Неизменяемые признаки глагола. Изменение глагола по лицам.
Изменение глагола по числам. Словообразование глаголов. Совершенный
вид глагола. Несовершенный вид глагола. Словоизменение глагола.
Алгоритм определения спряжения глаголов.
Правописание окончания
глагола. Орфографическая подготовка. Роль глаголов в предложении.
Возвратные глаголы. Глаголы движения.
РР (практика): Здоровье, Спортивные игры, Город, Транспорт, В
аптеке, Речевой этикет покупателя, Больница, Как избежать травм,
Библиотека, Мой день и распорядок дня, На перемене в школе.
Числительное. Употребление числительных с существительными.
РР (практика): Магазин бытовой техники, Профессия бухгалтер.
Наречие. Употребление в речи наречий.
РР (практика): Театр, Праздники.
22

Род . Употребление слов в женском роде. Употребление слов в
мужском роде. Употребление слов в среднем роде. Употребление слов в
единственном и множественном числе.
РР (практика): Время года. Сезонная одежда. Растительный мир.
Культурные растения. Животный мир -кто где живет. Путешествие.
Постановка знаков препинания в предложениях с однородными
членами предложения. Постановка знаков препинания в
сложных
предложениях.
РР (практика): Праздники народов Урала. Екатеринбург - улицы,
культурные учреждения.
Предложения с прямой речью.
РР (практика): этикет разговора по телефону.
Роль мягкого знака в русском языке. Правописание разделительного
твердого знака.
РР (практика): Здоровье. Я иду к врачу. Я вызываю врача. Мой дом. Я
жду гостей. Угощение, уборка.
Корневые орфограммы. Развитие орфографической зоркости.
РР (практика): Мир профессий, Мои любимые занятия. Работа на дому.
Старинные русские слова. Архаизмы и устаревшие слова. Иностранные
слова употребляемые в русском языке. Крылатые слова и выражения,
происхождение слов. Фразеологические обороты. Однозначные и
многозначные слова. Синонимы и антонимы. Заимствованные слова.
РР (практика): Праздники народов России. Масленица. Веснапробуждение природы.
Фразеологизмы. Системные связи в лексике и учет системности
лексики.
РР (практика): Птицы
Лингвострановедение. Национально-культурная система: страна
Россия. Важнейшие исторические вехи страны.
Быт города и деревни. Религия и суеверия. Религиозные суеверия.
Народное искусство. Народный быт. Жанры русского искусства. Научные
достижения. Политическая система России.
РР (практика): Трое из Простоквашино, Баба-Яга и ее друзья. Русская
изба. Хохлома. Ситуативный разговор (набор ситуаций бытового общения).
Коммуникативный лексико-граматический раздел. Стандартно-речевые
формы. Демонстрация лексики в коммуникативно-речевых ситуациях.
РР (практика): Театрализация.
Признаки предметов: цвет, форма, размер.
Числа и цифры. Счет в обратном порядке. Различия количественного и
порядкового счета. Формирование о предыдущем и следующем числе.
Простые и арифметические задачи на сложение и вычитание. Величина и их
измерение.
РР (практика): Составление математических рассказов на основе
предметных действий и сюжетных рисунков. Составление и решение
простых арифметических задач
Экскурсии : Театр кукол, Парк предков ( традиции народов ханты
манси), Храм Рождества Христова
23

КТД: Чаепитие – прием гостей, Праздник «День народного единства»,
Новый год, День защитников Отечества, Навруз.
Планируемые результаты программы.
Образовательные:
 уметь читать текст вслух с правильным произношением звуков;
 соблюдать слитность слогов и слов в словосочетаниях и
предложениях;
 соблюдать ударения; .
 уметь определить тему текста, понять его основную идею;
 уметь понимать и различать главную и второстепенную
информацию
 уметь интерпретировать содержание текста.
 уметь строить письменное монологическое высказывание
репродуктивнопродуктивного
характера,
на
основе
прочитанного или прослушанного текста (5 – 7 предложений);
 составлять простой план к тексту;
 писать диктанты (40 - 60 слов);
 давать письменные ответы на вопросы в рамках.
Развивающие:
 вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо,
представляться или представлять другого, здороваться,
прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться,
отвечать на благодарность и извинения, просить повторить;
 задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете,
о качестве, принадлежности предмета, о событии, действии,
времени и месте действия его причине;
 выражать желание, просьбу, предложение, приглашение,
согласие или несогласие, отказ;
 выражать своё отношение: давать оценку лицу, предмету, факту,
действию.
 уметь понять на слух информацию, содержащуюся в
монологическом высказывании: определить основную и
дополнительную информацию, вычленить смысловые части (тип
текста: сообщение, повествование, описание в рамках, изученных
тем с учётом лексико-грамматического материала данного
уровня);
 уметь в рамках знакомых социально-культурных сфер общения
понять на слух содержание диалогической речи и
коммуникативные намерения его участников.
Воспитательные:
 уметь адекватно реагировать на реплики собеседника;

24

 уметь инициировать диалог в соответствии с коммуникативной
ситуацией и общепринятыми и социально обусловленными
нормами речевого этикета.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы
контроля:
 Текущий:
- оценка усвоения изучаемого материала осуществляется педагогом в форме
педагогического наблюдения;
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия
до начала его реального выполнения;
самоконтроль,
контроль
за
правильностью,
полнотой
и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план»
действия и опирающийся на понимание принципов его построения.
 Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы обучающихся.
 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего
«знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также
осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе
осуществления деятельности.
 Содержательный контроль и оценка результатов учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества
усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими
детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
– степень помощи, которую оказывает педагог учащимся при выполнении
заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность
учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Формы контроля отслеживают не только навыки и умения, но и
нравственное, культурное развитие личности, степени его социальной
компетентности в соответствии с моделью выпускника МБОУ СОШ № 49
Материально-техническое обеспечение:
- техническое оборудование: компьютерная и мультимедийная техника, фото
и видеоаппаратура,
- обеспечение доступа в сеть Internet;
- наличие учебных кабинетов для проведения занятий.
25

Список литературы
1. Александрова Д. А. и др. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с
Российской школой // Вопросы образования. журн. 2012, № 1. С. 176-187.
2. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка –
Воронеж,
2000.
3. Григорян А. Б. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов
(для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений ХантыМансийского автономного округа-Югры) – Ханты-Мансийск: редакционноиздательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012.
4. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной
коммуникации – М., 2002.
5. Дьякин Е. Н. и др. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения //
Коррекционная педагогика Журн, 2012.
6. Кадочникова Г.А. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном
пространстве школы уральского промышленного города – Челябинск, ФГОУ
ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького», 2010.
7. Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике.
Монография.
– Белгород: изд-во БелГУ, 2003.
8. Курашкина Е.В. Изучение потребностей школьника как основа
формирования и развития его социального статуса// Сборник научных трудов
«Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России XXI века» под
ред. В.Г.Шеманина. – М.: МИЦ «Этносоциум», 2010.
9. Шапошникова Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в
современном социокультурном пространстве // Начальная школа. Журн. 2012
№5.

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».