Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ: Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № от «30 » августа 2022г. ПРИНЯТО На Педагогическом совете Протокол № 95/2 от «30» августа 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 ШМО НОО МБОУ СОШ №49 Основы информационной грамотности 2 класс Начальное общее образование 1 год 1 час в неделю/ 35 часов в год ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения учебного предмета «Основы информатики» во 2 классе: 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) развитие мотивов учебной деятельности; 3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Основы информатики» во 2 классе: 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; 6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; 7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности; 11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы информатики» во 2 классе: 1) владение базовым понятийным аппаратом: цепочка (конечная последовательность); мешок (неупорядоченная совокупность); утверждения, логические значения утверждений; исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения; дерево, понятия, связанные со структурой дерева; игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия; 2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач: выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка; проведение полного перебора объектов; определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не; использование имён для указания нужных объектов; использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке; выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи; достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения; использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Виды информации человек и компьютер 7 ч. Инструктаж по технике безопасности. Человек и информация. 1 ч Какая бывает информация. 1 ч Источники информации . 1 ч Приёмники информации. 1 ч Компьютер как инструмент. 1 ч Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Работа со словарём. 1 ч Контрольная работа № 1 по теме «Виды информации. Человек и компьютер» . 1 ч Кодирование информации 9 ч. Носители информации. 1 ч Кодирование информации. 1 ч Алфавит и кодирование информации. 1 ч Английский алфавит и славянская азбука. 1 ч Письменные источники информации. 1 ч Языки людей и компьютеров . 1 ч Текстовая и графическая информация. 1 ч Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации». 1 ч Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Повторение по теме «Кодирование информации». Работа со словарём. 1 ч Числовая информация и компьютер 7 ч. Числовая информация. 1 ч Время и числовая информация. 1 ч Число и кодирование информации. 1 ч Код из двух знаков. 1 ч Помощники человека при счёте. 1 ч Повторение по теме «Числовая информация и компьютер». Работа со словарём. 1 ч Контрольная работа № 3 по теме «Числовая информация» . 1 ч Данные и компьютер – 7 ч Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Данные. 1 ч Смысл текстовых данных. 1 ч Память компьютера. 1 ч Передача данных. 1 ч Компьютер и обработка данных. 1 ч Повторение по теме «Данные и компьютер». Работа со словарём. 1 ч Контрольная работа № 4 по теме «Данные и компьютер» . 1 ч Повторение пройденного за год – 5 ч Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Человек и компьютер. 1 ч Кодирование информации. 1 ч Числовая информация и компьютер. 1 ч Данные и компьютер. 1 ч Резерв. Повторение. 1 ч ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование раздела Тема урока 1 Инструктаж по технике безопасности. Человек и информация 2 Какая бывает информация 3 Источники информации 4 Приёмники информации 5 Компьютер как инструмент Элементы содержания Виды информации. Человек и компьютер – 8 ч понимать, что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой; приводить примеры различных видов информации; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке воспринимать информацию одновременно несколькими органами чувств; различать информацию: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная, обонятельная; приводить примеры звуковой информации; понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде понимать, что человек, природа, книги могут быть источниками информации; понимать связь между источником и сигналом информации; приводить примеры источников разных видов информации понимать, что человек может быть и источником информации, и приёмником информации; различать источники информации от приёмников информации; приводить примеры приёмников информации называть основные части компьютера; различать и называть основные группы клавиш на клавиатуре ПК; Количес Количество тво контрольных часов работ Учебная неделя 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя 1 4 неделя 1 5 неделя 6 7 Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Работа со словарём Контрольная работа № 1 по теме «Виды информации. Человек и компьютер» 8 Носители информации 9 Кодирование информации 10 Алфавит и кодирование работать с программой «Клавиатурный тренажер»; пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи. применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ Кодирование информации 9 ч. понимать, что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной; иметь представление о различных носителях информации; о письменных и электронных носителях информации; приводить примеры письменных и электронных носителей информации понимать, что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами; понимать, что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других); понимать, что звук – это звуковое кодирование, а буква – это письменное кодирование; приводить примеры кодирования информации; кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия иметь представление о разнообразии алфавитов у разных народов; 6 неделя 1 1 1 7 неделя 1 8 неделя 1 9 неделя 1 10 неделя информации 11 12 13 Английский алфавит и славянская азбука Письменные источники информации Языки людей и компьютеров 14 Текстовая и графическая информация 15 Контрольная работа № 2 по теме «Кодирование информации» Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Повторение по теме «Кодирование информации». Работа со словарём 16 17 Числовая информация 18 Время и числовая информация знать правила кодирования; приводить примеры различных алфавитов применять русский и английский алфавит для кодирования информации иметь представление о письменных источниках информации; приводить примеры письменных источников информации 1 11 неделя 1 12 неделя понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы); понимать, что различные формы представления информации могут нести один и тот же смысл; различать и приводить примеры различных форм представления информации применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ 1 13 неделя 1 14 неделя понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи 1 16 неделя 1 17 неделя 1 18 неделя Числовая информация и компьютер. 7ч. понимать, что данные – это закодированная информация; понимать, что информацию можно представить числами; иметь представление об истории возникновения счета; различать и приводить примеры числовой информации понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде чисел; иметь представление о времени и дате; называть дни недели и 1 1 15 неделя 19 Число и кодирование информации 20 Код из двух знаков 21 Помощники человека при счёте 22 Повторение по теме «Числовая информация и компьютер». Работа со словарём Контрольная работа № 3 по теме «Числовая информация» 23 24 25 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Данные Смысл текстовых данных названия месяцев; пользоваться календарем представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте числами; иметь представление о кодировании и декодировании, таблице соответствия (кодовой таблице); кодировать информацию числами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия иметь представление о кодировании информации с помощью двух знаков иметь представление о назначении и возможностях устройств и приспособлений для работы с числовой информацией; узнавать и называть устройства для счета: абак, счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; выполнять на калькуляторе простые численные расчёты понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи 1 19 неделя 1 20 неделя 1 21 неделя 1 22 неделя применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ 1 Данные и компьютер – 7 ч понимать, что данные – это закодированная информация; понимать, что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде 1 24 неделя 1 25 неделя понимать, что у слова есть смысл, что текст компьютера – это цепочка символов; понимать, как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них в виде текста; иметь представление о шрифтах; 1 23 неделя 26 Память компьютера 27 Передача данных 28 Компьютер и обработка данных 29 Повторение по теме «Данные и компьютер». Работа со словарём Контрольная работа № 4 по теме «Данные и компьютер» 30 31 32 33 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе Человек и компьютер Кодирование информации Числовая информация и компьютер приводить примеры многозначных слов и многозначных чисел; иметь навык изменения шрифтов иметь первоначальное представление о памяти компьютера; понимать отличие внешней и внутренней памяти; называть носители информации, приводить примеры внешней памяти иметь первоначальное представление о способах передачи информации на большие расстояния; составлять простое электронное письмо, соблюдая общие рекомендации иметь первоначальное представление об обработке информации, обработке данных, о хранении информации; работать с текстами на экране компьютера; представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте в виде текста понимать и правильно использовать терминологию по данной теме; приводить примеры; решать информационные задачи применять полученные знания при выполнении самостоятельных и контрольных работ Повторение пройденного за год – 4 ч понимать и правильно использовать терминологию; приводить примеры; решать информационные задачи 1 26 неделя 1 27 неделя 1 28 неделя 1 29 неделя 1 1 30 неделя 1 31 неделя 1 32 неделя 1 33 неделя 34 35 Данные и компьютер Резерв. Повторение 1 1 34 неделя 35 неделя