6 история - тнр

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол №1
от «30» августа 2022г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» августа 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
Юрьева Ксения Александровна
История России. Всеобщая история
6 класс
Основное общее образование
1 год
6 класс – 2 часа в неделю/70 часов в год

2022

1. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного
стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и
особенностей детей с ТНР.
Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования
адресована обучающимся с ТНР, адаптация основной общеобразовательной программы общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды (в
связи с быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и
др.);
 компенсация дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции
познавательной деятельности и поведения (например при выявлении переутомления подсказка, организованная помощь, доп разьяснение).;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала,
дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых
обществом норм поведения (Опора на его жизненный опыт, разбор пошаговый);
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально
одобряемого поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
1.1.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов
восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных
вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность
к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической
стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой
структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и
звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой
материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико - грамматических и фонетико-фонематических компонентов
языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его
звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недоста-

точная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря
на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых
животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и
сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические
ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри
лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они попрежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования
непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированные одинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное
количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый
характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками
главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по
картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении
рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения
чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и
на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
1.2. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
 выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
 организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного
образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
 получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего
или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени
выраженности его речевого недоразвития;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов,
так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;




















1.

2.

3.

4.

5.

6.

создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания
учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных
категорий обучающихся с ТНР;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы,
повышающих контроль за устной и письменной речью;
возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального
расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов, обучения
умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком, организация партнерских отношений с родителями.
1.3.Принципы коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ТНР
Принцип направленности процесса обучения на всестороннее развитие личности ребенка с
задержкой психического развития обеспечивает развитие личности как единства биологического, психического, социального и духовного. Своеобразие реализации этого принципа при
обучении школьников с задержкой психического развития заключается в необходимости наряду с личностным развитием ребенка осуществлять коррекцию выявленных нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Принцип связи обучения с жизнью позволяет при планировании и отборе содержания обучения учитывать как положительное, так и отрицательное влияние социума, микросреды, минимизируя при этом негативные последствия такого влияния
Сочетание принципов научности и доступности обучения предполагает, с одной стороны, соответствие его содержания современному состоянию соответствующей отрасли научного знания и учет тенденций и перспектив его развития, а с другой стороны – необходимость максимального учета реальных и потенциальных возможностей учащихся с отставанием в развитии.
Принцип систематичности и последовательности в обучении школьников с задержкой психического развития требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном
порядке, в системе, где каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, а последующее опирается на предыдущее.
Принцип создания оптимальных условий для функционирования процесса обучения, помимо
общих требований к соблюдению санитарногигиенических норм, обязательному обеспечению
дидактических условий обучения, предусматривает выполнение специальных условий обучения.
Принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения
основан на утверждении о том, что эффективность процесса усвоения знаний, умений и навыков зависит от максимально возможного участия в этом процессе всех органов чувств челове-

ка: слуха, зрения, осязания. Применительно к рассматриваемой категории учащихся этот
принцип предполагает применение словесных, наглядных и практических методов как в целях
обучения, так и в целях коррекции и развития, построение процесса обучения с опорой на все
анализаторы, функции и системы организма,
7. Принцип деятельностного подхода в обучении подчеркивает роль предметно-практической
деятельности в обучении школьников, в процессе которой развиваются восприятие, внимание,
память, мышление и речь.
8. Специфика реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности учащихся
в обучении детей с ЗПР заключается в необходимости целенаправленной работы учителя по
развитию общеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, группировки,
классификации), формированию умений и навыков самостоятельной учебно-познавательной
деятельности учащихся.
9. Принцип оперативного контроля и самоконтроля обеспечивает своевременное получение информации об уровне знаний, умений и навыков, приобретаемые школьниками в процессе
обучения, регули рование и корригирование хода самого процесса обучения, проектирование
новых целей обучения.
10. Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков в процессе обучения школьников,
имеющих задержку психического развития, диктует необходимость формирования специфических для данного учебного предмета знаний, умений и навыков в единстве с общеучебными
умениями и навыками, такими, как планирование учебной деятельности; умение работать с
учебной литературой; умение осуществлять самоконтроль; умение работать в определенном
темпе.
11. Принцип педагогического оптимизма, выделяемый в специальном образовании, основан на
современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей быть включенным в образовательный процесс.
1.4.Коррекционно-развивающие задачи обучения:
1. Развитие познавательной активности детей (принцип доступности учебного материала, эффект «новизны»)
2. Расширение общеинтеллектуальных умений
3. Нормализация учебной деятельности (формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки)
4. Развитие словаря, устной монологической речи в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности
5. Логопедическая коррекция нарушений речи
6. Социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения
Основные подходы к обучению детей с задержкой психического развития
1. Личностно-ориентированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребёнка
2. Дифференцированный подход предполагает форму организации учебной деятельности для
различных групп учащихся. Разница этих подходов в том, что дифференцированное обучение
учитывает индивидуальные особенности, присущие группам учеников, и предполагает организацию вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не
групп, а каждого отдельно взятого ученика.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
-формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
-усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
-воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном
Российском государстве.

-формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
-формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;
-формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою
страну;
-формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
-воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам
-уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
-формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
-развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
-формирование готовности к выбору профильного образования.
Метапредметные
-развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
-формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
-формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и
по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
-формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ
проектно-исследовательской деятельности;
-формирование умений работать в группе;
-формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
-формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
-приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
-создание условий для практического освоению морально-этических и психологических
принципов общения и сотрудничества;
-формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в
том числе:
-систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
-выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий
— концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
-усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения,
звука, ссылок между разными информационными компонентами).
-формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных
связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
-формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

-формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
-формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
-формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для
социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
-формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
-формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
-формирование умения видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
-формирование умения преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
-формирование умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
-формирование умения подвергать сомнению достоверность имеющейся информации на основе имеющихся знаний, жизненного опыта, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-формирование умения выявлять противоречивую, конфликтную информацию в работе с одним или несколькими источниками
-формирование умения давать определения понятиям;
-формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
-формирование умения обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от
видовых признаков к родовому понятию,
-формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
6
класс:
-локализовать во времени общие рамки и события
-Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию
истории Руси и всеобщей истории;
-использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших
передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
-проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
-составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах
на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о
значительных событиях средневековой истории;

-раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
-объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории
Средних веков;
-сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты
и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
-давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
3. Содержание учебного предмета.
Реализация программы исторического образования на уровне основного общего образования
предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном поликультурном, многонациональном, поликонфессиональном обществе.
Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет
знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «философия» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы.
Краткое содержание учебного предмета.
6 класс ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских
королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем
средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность.
Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в
средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и
правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и
гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские
завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на
Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства
Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в
средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доко-

лумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные
штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия
вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в
XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и
итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская
литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре,
скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
6 класс ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до
середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство.
Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI - IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян.
Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен.
«Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX - начало XII в.) Новгород и Киев – центры древнерусской
государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе
Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина
XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое
положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на
Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII
– середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского
ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси.
Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объедине-

нии русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти
и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского
национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

4. Тематическое планирование (с фиксацией часов на изучение каждой темы)
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
Тема
урока

1.

Начало Средневековья. Великое переселение народов.

2.

Великое переселение народов. Народы Европы в раннее Средневековье.

3.

Государство франков в VI – VIII вв.

4.

Законы франков. «Салическая правда»

5.

Возникновение и распад империи
Карла Великого

6.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв. Образова-

Элементы содержание.

Адаптация содержания
урока

Раннее Средневековье, 14 ч.
Великое переселение народов.
Коррекция психических функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока.
Норманны. Франки.
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями.
Норманны.
Формирование умения
Франки.
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Династия
Умение видеть и устаМеровинги.
навливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Империя Карла Великого.
Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Феодальная раздробленность.
Коррекция психичеФормирование гос-в на террито- ских функций, направ-

кол- во
часов

Кол-во
контрольных работ.

Учебная
неделя.

1

1 неделя

1

1 неделя

1

2 неделя

1

2 неделя

1

3 неделя

1

3 неделя

ние государств во Франции, Германии, Италии.

рии Западной Европы.

7.

Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный
строй, завоевания.

Общественный строй, норманны.

8.

Ранние славянские государства

9.

Складывание феодальных отношений
в странах Европы

10.

Христианизация Европы. Светские
правители и папы

Катольчество, христианство, папа Римский

11.

Культура раннего Средневековья

Архитектура, живопись, романский стиль, готика

12.

Византийская империя в IV – XI вв.

Империя, христианство

13.

Арабы в VI – XI вв. Возникновение
ислама

Ислам

Западные, южные, восточные
славяне

Феод, вассал,

ленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока.
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями.
Коррекция психических функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока.
Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями.
Выполнять задания
творческого и поискового характера.
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Формирование умения
планировать и контро-

1

4 неделя

1

4 неделя

1

5 неделя

1

5 неделя

1

6 неделя

1

6 неделя

1

7 неделя

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

лировать свою деятельность через работу с
планом
Систематизация знаний по теме
Формировать навыков
«Раннее Средневековье»
самоконтроля, самооценки
Зрелое Средневековье, 16 ч.
Средневековое европейское общестКласс, слой общества.
Коррекция психичево. Феодальная иерархия.
ских функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока.
Знать и рыцарство: социальный стаРыцарь, замок, культура
Умение видеть и устатус, образ жизни.
навливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Крестьянство: феодальная зависиКрестьянство, феодальная зави- Применять полученные
мость, повинности, условия жизни.
симость, повинности,
знания при выполнении
Крестьянская община
заданий
Города – центр ремесла, торговли,
Ремесло, торговля, биржи, банки, Формирование умения
культуры.
ярмарка
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Разделение христианства на католиКатолицизм, православие
Формирование умения
цизм и православие.
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Учебный проект по теме: «Крестовые Крестовые походы, еретики, дуФормировать навыков
походы. Духовно-рыцарские ордена»
ховно-рыцарские ордена
самоконтроля, самооценки

1

7 неделя

1

8 неделя

1

8 неделя

1

9 неделя

1

9 неделя

1

10 неделя

1

10 неделя

21.

Государства Европы в XII – XV вв.
Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия.

Сословие, династия, королевская
власть, монархия.

22.

Образование централизованных государств в Англии, Франции.

Великие державы.

23.

Столетняя война; Ж. д`Арк.

Война, герои, культ

24.

Германские государства и Итальянские республики в XII – XV вв.

Республика, варвары, норманны

25.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Образование централизованных
государств

26.

Экономическое и социальное развитие европейских стран.

27.

Обострение социальных противоречий в XIV в. Гуситское движение в
Чехии

Экономика,
общество

Религиозные движения

Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями.
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Коррекция психических функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока.
Коррекция психических функций, направленная на развитие

1

11 неделя

1

11 неделя

1

12 неделя

1

12 неделя

1

13 неделя

1

13 неделя

1

14 неделя

28.

Византийская империя и славянские
государства в XII – XV вв. Экспансия
турок-османов.

29.

Культура средневековой Европы.

30.

Систематизация знаний по теме
«Зрелое Средневековье»

31.

Средневековая Азия: Османская империя, Монгольская держава.

32.

Средневековая Азия: Япония, Индия,
Китай

33.

Культура народов Востока.

34.

Государства Доколумбовой Америки

35.

Историческое и культурное наследие

ученика, с опорой на
материал урока.
Восточные славяне
Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Романский стиль, фреска, колон- Выполнять задания
ны, мозаика, готика
творческого и поискового характера.
Формировать навыков
самоконтроля, самооценки
Страны Востока в Средние века: 5 ч.
Османская империя, первые заФормирование умения
воевания турок.
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Бусидо, нарская монархия, монУмение видеть и устаголы, десятеричная система
навливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями.
Буддизм, китайские иероглифы, Выполнять задания
самураи
творческого и поискового характера.
Майя, ацтеки, инки.
Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Зарождение государств.
Выполнять задания

1

14 неделя

1

15 неделя

1

15 неделя

1

16 неделя

1

16 неделя

1

17 неделя

1

17 неделя

1

18 неделя

Средневековья

36.

Первобытная эпоха. Заселение территории нашей страны человеком.

37.

Народы и государства нашей страны
в древности (до сер. I тыс. до н. э.)

38.

Восточная Европа в середине I тыс.
н.э. Великое переселение народов.

39.

Восточные славяне и их соседи.

40.

Образование Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей

41.

Формирование территории государства Русь. Первые русские князья.

творческого и поискового характера.
Введение в историю России, 2 ч.
Палеолит, мезолит, неолит. Род,
племя, община.

Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Восточная Европа в середине I тыс. н.э., 2 ч.

1

18 неделя

1

19 неделя

Великая Булгария, хазарский каганат,

1

19 неделя

1

20 неделя

1

20 неделя

1

21 неделя

Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Западные, восточные, южные
Выполнять задания
славяне.
творческого и поискового характера
Образование государства Русь, 4 ч.
Династия, Рюрик, призвание ваУмение видеть и устаряг.
навливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Первые русские князья. ЯзычестВыполнять задания
во, дружина.
творческого и поискового характера

42.

Формирование территории государства Русь. Первые русские князья.

43.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

44.

Территория и население государства
Русь. Территориально-политическая
структура Руси. Органы власти.

45.

Расцвет Древнерусского государства
при Ярославе Мудром. Русь при Ярославичах

46.

Общественный строй Руси. Русская
Правда.

47.

Развитие городов и быт жителей
Древней Руси. Православная церковь
Древней Руси

48.

Внешняя политика и международные
связи: отношения с Византией, печенегами, половцами.

Первые русские князья. Язычество, дружина.

Выполнять задания
творческого и поискового характера
Христианство, Владимир Красно Умение видеть и устаСолнышко.
навливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Русь в конце X – начале XII в., 7 ч.
Территория государства Русь.
Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Русская правда.
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Русская правда, общество
Формирование умения
планировать и контролировать свою деятельность через работу с
планом
Культура, быт, домострой, церКоррекция психичековь.
ских функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока.
Русь и народы Степи.
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, собы-

1

21 неделя

1

22 неделя

1

22 неделя

1

23 неделя

1

23 неделя

1

24 неделя

1

24 неделя

тиями
49.

Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура: литература.

50.

Искусство Древней Руси: иконопись,
архитектура.

51.

Формирование системы земель – самостоятельных государств.

52.

Земли Южной и Юго-Западной Руси

53.

Новгородская земля и СевероВосточная Русь. Формирование региональных центров культуры.

54.

Золотая Орда. Народы и государства
евразийской степи и Сибири

Происхождение славянской
Выполнять задания
письменности. Берестяные гратворческого и поискомоты. Зодчество и живопись. Быт
вого характера
и нравы.
Рост числа городов.
Выполнять задания
творческого и поискового характера.
Русь в середине XII – начале XIII в., 3 ч.

1

25 неделя

1

25 неделя

Коррекция психических функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока.
(Новгород Великий, Киевское,
Умение видеть и устаВладимиро-Суздальское, Галицнавливать логические
ко-Волынское княжества
связи между предметами, явлениями, событиями
Идея единства русских земель в Выполнять задания
период раздробленности
творческого и поискового характера.
Русские земли в середине XIII - XIV вв., 8 ч.

1

26 неделя

1

26 неделя

1

27 неделя

Чингис-хан и объединение монгольских племен.

1

27 неделя

Географическое положение, хозяйство, политический строй
крупнейших русских земель

Коррекция психических функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

Монгольское нашествие на Русь.
Русские земли под властью Золотой
Орды

Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями.

Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Натиск с Запада. Судьбы СевероЭкспансия с Запада. Ливонский
Выполнять задания
Восточной и Северо-Западной Руси
орден.
творческого и поископосле монгольского нашествия
вого характера
Великое княжество Литовское и русАлександр Невский. Сражение
Коррекция психические земли
на Неве и Ледовое побоище
ских функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока
Собирание русских земель вокруг
Города и их роль в объединении
Умение видеть и устаМосковского княжества
русских земель.
навливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Дмитрий Донской и борьба русских
Куликовская битва. Дмитрий
Коррекция психичеземель с Ордой
Донской.
ских функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока
Культура раздробленной Руси
Последствия монгольского наВыполнять задания
шествия и борьбы с экспансией творческого и поискоЗапада для дальнейшего развития вого характера.
нашей страны.
Систематизация знаний по теме
Формировать навыков
«Русь в XII–XIV вв.»
самоконтроля, самооценки
Формирование единого Русского государства в XV веке, 6 ч.

1

28 неделя

1

28 неделя

1

29 неделя

1

29 неделя

1

30 неделя

1

30 неделя

1

31 неделя

62.

Русские земли в XIV- середине XV
в.: объединение русских земель вокруг Москвы.

Восстановление хозяйства на Руси.

Коррекция психических функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями
Коррекция психических функций, направленная на развитие
ученика, с опорой на
материал урока
Формировать навыков
самоконтроля, самооценки
Выполнять задания
творческого и поискового характера.
Выполнять задания
творческого и поискового характера.

1

31 неделя

63.

Правление Ивана III. Принятие общерусского Судебника.

Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.

1

32 неделя

64.

Ликвидация зависимости от Орды.
Расширение международных связей
Московского государства.

Города и их роль в объединении
русских земель. Иван Калита и
утверждение ведущей роли Москвы.

1

32 неделя

65.

Систематизация знаний по теме
«Россия в XV в.»

Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды.

1

33 неделя

66.

Русская православная церковь конце
XIII- XV вв.

Роль церкви в общественной
жизни. Сергий Радонежский.

1

33 неделя

67.

Искусство во второй половине XIIIXVвв.

Теория «Москва – Третий Рим».
Феофан Грек. Строительство
Московского Кремля. Андрей
Рублев.

1

34 неделя

68.

Систематизация знаний по теме
«Формирование единого Русского
государства в XV веке»

Формировать навыков
самоконтроля, самооценки
Региональный компонент, 1 ч.
Народы Урала.
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, собы-

1

34

69.

Урал в древности и средневековье.

1

35 неделя

70.

Урал в древности и средневековье.

Народы Урала.

тиями
Умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями, событиями

1

35 неделя

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название предмета, темы

Планируемая дата
проведения урока

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

дата проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».