Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 08. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год 2022/2023 Составители ШМО Учебная дисциплина Русский язык Класс 3 Г Уровень образования Основное общее образование Срок освоения программы 1год Количество часов по учебному плану 4часа в неделю/136 часов в год Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом МБОУ СОШ 49 на 2022 – 2023 учебный год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Русский язык», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Учебники: 1) Русский язык, 3 класс, часть I, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2018 год 2) Русский язык, 3 класс, часть II, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2018 год Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю Количество часов в год по программе: 136 часов Обучение русскому языку во 3 классе предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика». Основная цель реализации программы состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда. В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи: — Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); — Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; — Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико- ориентированных задач; — Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; — Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; — Развитие навыков устной коммуникации; — Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово», «предложение», часть слова − «слог», «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение наличия/отсутствия звука в слове на слух. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счёт слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространённых и простых распространённых предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.). Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д. Практические грамматические упражнения и развитие речи Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит. Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных. Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»). Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами. Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных). Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами. Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объёму изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; структурные отличия государственной и рабочей программы; содержание курса «Русский язык»; тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса;планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши). Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма. Характеристика базовых учебных действий Личностные учебные действия Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве с его природной и социальной частями; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться,сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтныхили иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных, электронных и других носителях). Планируемые результаты освоения обучающимися русского языка Минимальный уровень: -различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; -деление слов на слоги для переноса; -списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; -обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); -дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетныхкартинок; -выделение из текста предложений на заданную тему; -участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему. Достаточный уровень: -различение звуков и букв; -характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; -списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); -дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); -составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаковпрепинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); -деление текста на предложения; -выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; -самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 Тема Повторение Звуки и буквы Слово Предложение ИТОГО всего 24 52 43 17 136 Количество часов теоретических 21 47 39 15 122 контрольных работ 3 5 4 2 14 Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся Повторение Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков в слове. Слова со стечением согласных. Звуки и буквы. Слова с гласной э. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и глухие, артикулярно сходные (р – л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические упражнения в чтении и написании слов с ь и ъ. Слово. Изучение слов, обозначающих предметы.: называние предметов и их различение по вопросам кто? что?; называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол – столы; рама – рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул – спинка, сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан – кружка, кушетка – диван). Изучение слов, обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? Что делают?; группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения, заканчивание начатого предложения (Собака громко…); составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку; Расположение двух-трёх предложений в последовательном порядке (по картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух – трёх картинок. Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного. Составление простых распространённых предложений по вопросам учителя на основе демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему. Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3 – 4 пункта). Календарно – тематическое планирование № Планируемые результаты урока ТЕМА ПРОГРАММЫ № ДАТА по п/п предметные личностные теме 10 часов (I часть) ПОВТОРЕНИЕ. Предложение 1 1 Выделение предложения Уметь выделять Вступать в контакт и из текста предложения из работать в коллективе 2 2 Большая буква в начале текста. Определение (учитель−ученик, предложения и точка в слов и предложений в ученик–ученик, ученик– конце тексте. класс, учитель−класс); 3 3 Предложение и его схема Характеристика использовать принятые 4 4 Предложения-вопросы и гласных и согласных ритуалы социального звуков с опорой на взаимодействия с предложения – ответы 5 5 образец и опорную одноклассниками и Завершение начатого схему; учителем; обращаться за предложения распространение помощью и принимать 6 6 Выражение в простых предложений, помощь; слушать и предложении составление схемы понимать инструкцию к законченной мысли учебномузаданию в 7 7 Различение набора слов и предложения. Списывание разных видах предложения рукописного и деятельности и быту 8 8 Порядок слов в печатного текста предложении целыми словами с 9 9 Предложение. орфографическим Закрепление знаний проговариванием 10 10 Повторение. Диктант 3 часа ЗВУКИ И БУКВЫ 11 1 Работа над ошибками. Знать алфавит, Осознание языка, как ФАКТ ПРИМЕЧАНИЕ /домашнее задание с. 3, у. 2 с. 5, у. 5 с. 7, у. 4 / овощи с. 9, у. 4 с. 10, у. 2 с. 11, у. 4 / огород с. 12, у. 2 с. 14, у. 2 с. 17, у. 4 с. 19, у. 4 12 2 13 3 Знакомство с алфавитом Звуки гласные и согласные Выделение гласных и согласных звуков и букв 12 часов 14 1 15 16 2 3 17 4 18 19 5 20 21 7 6 8 22 9 23 24 25 10 11 12 11 часов 26 1 Ударение в словах. Знак ударения Роль ударения в слове Гласные ударные и безударные Выделение ударной гласной в слове Роль гласных в слове Соотношение количества слогов и гласных букв Деление слов на слоги Алфавит. Контрольный диктант Работа над ошибками. Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога Выделение гласных е, ё, ю, я в слове Перенос части слова Перенос слов при письме Твёрдые и мягкие выделять и различать гласные и согласные звуки и буквы основного средства человеческого общения. Осознание себя как ученика Гласные звуки и буквы Уметь ставить Сотрудничать со ударение в словах. взрослыми и Различение ударных и сверстниками в разных безударных гласных социальных ситуациях; звуков и букв; доброжелательно списывание по слогам и относиться, целыми словами с сопереживать, конструкописного и руктивно печатного текста с взаимодействовать с орфографическим людьми, проявление проговариванием; готовности к запись под диктовку самостоятельной слов и коротких жизни; воспитание предложений) с эстетических изученными потребностей, орфограммами. Уметь ценностей и чувств делить слова на слоги, выделять гласные в слове. Практические умения делить слова для переноса Согласные звуки и буквы Уметь на слух и при Делать простейшие с. 20, правило; алфавит наизусть с. 21, у. 4 с. 22, у. 2 с. 23, у. 4 с. 24, у. 2 с. 25, у. 4 с. 27, у. 3 с. 28, у. 3 с. 29, у. 5 с. 30, у. 3/ яблоко с. 32, у. 3 с. 34, у. 2 с. 35, у. 4 с. 36, у. 2 27 2 28 3 29 4 30 5 31 6 32 7 33 8 34 9 35 10 36 11 8 часов 37 1 38 2 согласные письме определять обобщения, сравнивать, Обозначение мягкости гласные после мягких классифицировать на и твёрдых согласных. наглядном материале; согласных на письме Уметь объяснять пользоваться знаками, буквами и, е, ё, ю, я символами, Дифференциация твёрдых написание слов с и мягких согласных мягким знаком. предметамиРазличение заместителями; читать, Употребление гласных оппозиционных писать. Слушать и букв для обозначения согласных по понимать инструкцию к твёрдости и мягкости согласных звонкости-глухости, учебному заданию в твёрдости-мягкости; разных видах Буква мягкий знак (ь) на обозначение мягкости деятельности и быту. конце слова и твёрдости согласных Контроль, коррекция, Буква мягкий знак (ь) в звуков на письме оценка, середине слова прогнозирование Сравнение пар слов типа: гласными буквами и буквой Ь (после хорь – хорьки предварительной Различение твёрдых и отработки); Роль мягких согласных гласных после твёрдых Согласные звуки и и мягких согласных буквы. Диктант Работа над ошибками. Дифференциация твёрдых и мягких согласных Твёрдые и мягкие согласные. Обобщение Гласные после шипящих согласных ш, ж, ч, щ Уметь грамотно Договариваться и Написание жи - ши в словах писать слова с изменять своё сочетаниями жи-ши, поведение в Правописание жи – ши с. 39, у. 3 с. 39, у. 5 с. 40, у. 3 с. 43, у. 4 с. 44, у. 3 с. 45, столбик справа с. 46, у. 2 / мебель с. 48, у. 2 с. 49, у. 6 с. 50, у. 3 с. 51, столбик ча-ща, чу –щу. 39 3 40 41 4 5 42 43 6 7 44 8 18 часов 45 1 46 2 47 48 49 3 4 5 50 51 52 53 6 7 8 9 соответствии с объективным мнением Написание ча – ща в словах большинства в конфликтных Правописание ча – ща или иных ситуациях Написание чу - щу в словах взаимодействия с окружающими. Правописание чу - щу Слушать и понимать Написание жи – ши, ча – инструкцию к учебному ща, чу - щу заданию в разных видах Гласные после деятельности и быту шипящих. Диктант Парные звонкие и глухие согласные Работа над ошибками. Дифференциация Активно участвовать в Составление пар звонких парных звонких и деятельности, и глухих согласных глухих согласных; контролировать и Выделение парных установление связи оценивать свои звонких и глухих между словами с действия и действия согласных помощью учителя, одноклассников; Различение б - п постановка знаков соотносить свои Различение в - ф препинания в конце действия и их предложения (точка, результаты с Различение д - т вопросительный и заданными образцами, восклицательный принимать оценку Различение г - к знак); деятельности. Различение ж - ш деление текста на Принятие и освоение Различение з - с социальной роли Наблюдение за звонкими предложения. Уметь обучающихся; и глухими согласными на подбирать проверочные слова. овладение начальными конце слова справа с. 52, у. 3 с. 53, у. 6 с. 54, у. 3 с. 55, у. 5 с. 56, у. 3 / товарищ с. 58, у. 2 с. 59, у. 5 с. 61, у. 3 с. 60, у.2 с. 62, у. 3 / дневник с. 63, у. 5 с. 64, у. 3 с. 65, у. 5 с. 67, у. 3 54 10 55 11 56 12 57 13 58 14 59 15 60 16 61 17 62 18 9 часов 63 1 64 2 Правописание звонких и Уметь навыками адаптации в глухих согласных на дифференцировать динамичном конце слова согласные звуки на изменяющемся и развивающемся мире Парные звонкие и глухие конце слова согласные на конце слова Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова Парные звонкие и глухие согласные. Контрольный диктант Работа над ошибками. Подбор проверочных слов путём изменения формы слова Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова Правила правописания в словах. Закрепление знаний Выделение изученных орфограмм. Обобщение Словарный диктант (II часть) СЛОВО. Названия предметов Дифференциация и Различение названий Активно участвовать в подбор слов, предметов по вопросам деятельности, обозначающих кто? что? контролировать и предметы; Различение оценивать свои дейстОбобщающее название с. 69, у. 3 (2 ст.) / сапоги с. 69, у. 5 с.70, у. 2 с. 72, у. 1 с.73, у. 4 с. 74, у. 2 / праздник с. 77, у. 3 с. 5, у. 4 с. 7, у. 4 / одежда 65 3 66 4 67 5 68 6 69 7 70 8 71 9 12 часов 72 1 73 2 для группы однородных предметов Выделение названий предмета из предложения Классификация слов, обозначающих названия предметов различных родовых групп Выделение названий предметов из предложения Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных Дифференциация слов типа: Белка (кличка животного), белка (название животного) Названия предметов. Контрольный диктант Работа над ошибками. Выделение знакомых орфограмм Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? Различение названий слов, отвечающих на вопросы кто? и что? Выделение темы текста (о чём идёт речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа. Подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов). Уметь использовать на практике написание большой буквы в именах собственных Названия действий Дифференциация и подбор слов, обозначающих действия; подбор слов вия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями; читать; писать с. 9, у. 3 с. 9, у. 5 / вчера с. 9, у. 5 / сегодня с. 13, у. 6 с. 13, у. 3 с. 13, столбик справа Наблюдать под руководством взрослого за предметами и с. 15, у. 4 с. 17, столбик 74 3 75 4 76 5 77 6 78 7 79 8 80 9 81 10 действий по вопросам что делал? что делала? Различение названий действий по вопросам что сделал? что сделала? Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? Различение названий действий по вопросам что сделал? что сделала? что сделали? Выделение слов, обозначающих предметы и действия Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? Постановка вопросов к названиям действий Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы с помощью вопросов Подбор названий действий к названиям различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название действий предметов). Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов по вопросам. Уметь изменять названия действий по временам. Уметь задавать вопросы к названиям действий. явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях справа с. 17, у. 4 с. 18, у. 2 с. 19, у. 4 с. 21, у. 3 / учитель с. 23, у. 4 / класс с. 25, у. 3 с. 25, у. 5 с. 27, у. 4 82 11 83 12 12 часов 84 1 85 2 86 3 87 4 88 5 89 6 90 7 предметов по вопросам Название действий. Контрольное списывание Работа над ошибками. Названия предметов и действий предметов Выделение слов, обозначающих признаки предметов: цвет, форму, величину, вкус Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Различение предметов по их признакам Постановка вопросов к названиям признаков предмета Сравнение предметов и узнавание их по признакам Постановка вопросов от названий предметов к названиям признаков Расширение круга слов, обозначающих признаки с. 26, у. 3 Названия признаков Уметь находить в тексте слова, обозначающие признаки предметов и правильно относить их к словам, обозначающим предметы. Уметь называть признак (качество) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? Уметь выделять названия признаков предмета из предложения Выполнять правила безопасного поведения в школе. Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе. Адекватно воспринимать оценку учителя. Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы. Начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях с. 29, у. 3 с. 29, у. 5 с. 31, у. 4 / арбуз с. 32, у. 3 с. 33, у. 5 с. 34, у. 2 / дорога с. 35, у. 5 91 8 92 9 93 10 94 11 95 12 10 часов 96 1 97 98 2 3 99 100 4 5 101 6 102 7 предметов (материал, черты характера) Выделение названий признаков предмета из предложения Правильное соотнесение слов со словами, обозначающими предметы Названия предметов, действий и признаков Обозначение вопросами названия действий, предметов и признаков Название признаков предметов. Контрольный диктант Предлоги Работа над ошибками. Уметь определять Предлоги в, на, с, из, у предлоги в Предлоги к, по со словами предложении, Подбор нужных составлять предлогов предложения с Предлог от со словами предлогами. Уметь Предлоги над, под со распознавать предлоги на основе упражнения словами Раздельное написание «Предлог – не предлог». Уметь предлогов со словами Предлог о со словами выделять предлог из с. 36, у. 2 с. 37, у. 4 с. 38, у. 3 с. 39, у. 5 Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями; читать, писать. Обращаться за помощью и принимать помощь с. 41, у. 4 / город с. 43, у. 3 с. 43, у. 5 с. 45, у. 4 с. 47, у. 3 с. 47, у. 5 с. 49, у. 3 / погода 103 8 104 9 Предлоги к, по, от, над, под, о со словами Выделение предлогов из слов Предлоги. Диктант 105 10 17 часов 106 1 107 2 108 3 109 110 4 5 111 112 113 6 7 8 114 115 116 9 10 11 с. 51, у. 3 потока речи. Знать правописание предлогов ПРЕДЛОЖЕНИЕ Работа над ошибками. Составление Выделение предложения предложений, из текста восстановление в них Предложение нарушенного порядка законченное и слов с ориентацией на незаконченное серию сюжетных Начало и конец картинок; предложений выделение из текста Связь слов в предложении предложений на Распространение заданную тему; предложений участие в обсуждении Установление связей темы текста и выбора предложений в тексте заголовка к нему. Слова в предложении Определение и Установление связи слов установление порядка в предложении слов в предложении; Предложение. работа с Контрольное деформированными предложениями. списывание Работа над ошибками. Определение смысла Деление текста на слов в предложении, завершение начатого предложения предложения. Знать Порядок слов в с. 51, у. 5 Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями с. 53, у. 3 с. 54, у. 3 с. 55, у. 5 / неделя с. 57, у. 4 / месяц с. 59, у. 3 с. 60, у. 2 / завтра с. 62, у. 2 с. 63, у. 5 с. 64, у. 2 с. 65, у. 6 117 12 118 13 119 14 120 15 121 16 122 17 14 часов 123 1 124 2 125 3 126 127 4 5 128 129 6 7 130 8 предложении правописание Составление изученных орфограмм предложений из слов Составление предложений Распространение предложений Различение вопросительных и повествовательных предложений Предложение. Контрольный диктант Работа над ошибками. Предложение. Обобщение ПОВТОРЕНИЕ Слово Использование на Правила правописания в практике изученных слове правил. Знать Названия предметов и правописание признаков изученных Название действий орфограмм. Уметь Название предметов, установление связи действий и признаков между словами в предметов предложении. Предложение Составление из предложений рассказа Словарный диктант с. 67, у. 3 с. 67, у. 5 с. 68, у. 2 с. 69, у. 4 Самооценка на основе критерия успешности. Адекватно воспринимать оценку учителя. Обращаться за помощью и принимать помощь. Проявление сопереживания к чувствам других людей. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях. с. 70, у. 2 с. 71, у. 5 с. 72, у. 2 с. 74, у. 2 с. 74, у. 3 с. 76, у. 2 с. 77, у. 3 131 9 132 10 133 11 134 12 135 136 13 14 Большая буква в названиях городов, деревень, сёл, улиц Итоговый контрольный диктант за учебный год Работа над ошибками. Запись слов в алфавитном порядке Предлог в предложении Слово. Повторение Предложение. Повторение Литература и средства обучения 1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2. Русский язык, 3 класс, часть I, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2018 год 3. Русский язык, 3 класс, часть II, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2018 год 4. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская, Москва «Просвещение», 1991 год 5. 300 заданий и упражнений по русскому языку, 1-2 классы, О. В. Узорова, Е.А.Нефёдова, Москва, АСТ Астрель, 2003 год 6. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы, Мигус, СПетербург, 1995 год 7. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы, пособие для учителя, В.Воронкова, Москва, «Школа-пресс», 1995 год 8. М. С. Рузина, Страна пальчиковых игр, Издательский дом «Кристалл», Санкт – Петербург, 2000 год 9. В. В. Цвынтарный, Играем пальчиками и развиваем речь, Лань, Санкт – Петербург, 1998 год 10. В. В. Воронкова, Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида,пособие для учителя, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2003 год 11. В. В. Волина, Праздник букваря, АСТ пресс, Москва, 1996 год