русский язык 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» 08. 2022г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
ШМО
Русский язык
4
Начальное общее образование
1год
4 часа в неделю/136 часов в год

1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной
общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным
планом МБОУ СОШ 49 на 2022 – 2023 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Русский язык», которые определены Федеральны м
государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебники: 1) Русский язык, 4 класс, часть I, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2020 год
2) Русский язык, 4 класс, часть II, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2020 год
Количество часов по учебному плану: 4 часа в неделю
Количество часов в год по программе: 136 часов
Обучение русскому языку в 4 классе предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению
грамоты», «Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи», «Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
Основная цель реализации программы состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами
профильного труда.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
— Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
— Формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно -речевых навыков;
— Овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико - ориентированных задач;
— Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
— Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
— Развитие навыков устной коммуникации;
— Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Подготовка к усвоению грамоты. Подготовка к усвоению первоначальных навыков чтения. Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ. Совершенствование произносительной стороны речи. Формирование первоначальных языковых понятий: «слово»,
«предложение», часть слова - «слог», «звуки гласные и согласные». Деление слов на части. Выделение на слух некоторых звуков. Определение
2

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа.
Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счёт слов,
относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространённых и простых распространённых
предложений (из 3 - 4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков
диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности,
наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Практические грамматические упражнения и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Согласные глухие и звонкие.
Согласные парные и непарные по твёрдости - мягкости, звонкости - глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение
круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительно -ласкательными
суффиксами.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных. Знакомство с антонимами и синонимами без называния
терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»).
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что
делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков,
обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении
предметов. Составление предложений с предлогами.
Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных).
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.
Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор
проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление
предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с
опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на
предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с
деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших
по объёму изложений и сочинений (3 -4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную
3

записку; структурные отличия государственной и рабочей программы; содержание курса «Русский язык»; тематическое (поурочное) планирование с
определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения
образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в
тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с
учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых
не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения;
раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания
гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики
пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия — осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и
эстетическому её восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве с его природной и социальной частями;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
взаимодействовать с людьми;
6

договариваться и изменять своё поведение в соотвнтствии с объективным мнением большинства в конфликтах или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.

Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное
схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных, электронных и других носителях).
Планируемые результаты освоения обучающимися русского языка
Минимальный уровень:
-различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости,
твёрдости-мягкости;
-деление слов на слоги для переноса;
-списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
-запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
-обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
-дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
-составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
-выделение из текста предложений на заданную тему;
-участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
-различение звуков и букв;
-характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
-списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
7

-запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
-дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
-составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
-деление текста на предложения;
-выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
-самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся
Повторение
Наша речь. Слово, слог как часть слова, предложение, текст. Слова, отличающиеся одним звуком, последовательностью и количеством звуков
в слове. Слова со стечением согласных.
Звуки и буквы.
Слова с гласной э. Слова с буквами и и й, их различение. Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Согласные звонкие и
глухие, артикулярно сходные (р - л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими
согласными. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я. Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Практические
упражнения в чтении и написании слов с ь и ъ.
Слово.
Изучение слов, обозначающих предметы.: называние предметов и их различение по вопросам кто? что?; называние одного предмета и
нескольких одинаковых предметов (стол - столы; рама - рамы); различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул - спинка,
сиденье, ножки); сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан - кружка, кушетка - диван). Изучение слов,
обозначающих действия: называние действий предметов по вопросам что делает? Что делают?; группировка действий по признаку их
однородности (кто как голос подаёт, кто как передвигается); различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает); Знакомство
с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с).
Предложение. Практическое знакомство с построением простого предложения, заканчивание начатого предложения (Собака громко...);
составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку; Расположение двух -трёх предложений в последовательном порядке (по
картинкам или после устного разбора с учителем). Составление подписей к серии из двух - трёх картинок. Правильное использование личных
местоимений вместо имени существительного. Составление простых распространённых предложений по вопросам учителя на основе
демонстрируемого действия, по предметным и сюжетным картинкам, на предложенную тему.
Правильное употребление форм знакомых слов при ответах на вопросы и составление предложений. Использование предлогов у, к, с и
некоторых наречий. Связное высказывание по предложенному плану в виде вопросов (3 - 4 пункта).

8

Учебно-тематический план
№ п/п

Тема

1
2
3

Повторение
Звуки и буквы
Слово

4

Предложение
ИТОГО

всего
25
53
44

Количество часов
теоретических
22
48
40

контрольных работ
3
5
4

14
136

13
123

1
13

9

Календарно - тематическое планирование
Планируемые результаты
№ п/п

ТЕМА ПРОГРАММЫ
предметные
личностные
№ урока
по теме
14 часов
(I часть) ПОВТОРЕНИЕ. Предложение
1
1
Практическое построение простого Уметь выделять предложения Вступать в контакт и
из текста. Определение слов работать в коллективе
предложения
(учитель-ученик,
2
2
Выделение предложения из текста и предложений в тексте.
Характеристика гласных и
ученик-ученик, учениксогласных звуков с опорой на класс, учитель-класс);
3
3
Предложение законченное
образец и опорную схему;
использовать принятые
незаконченное
распространение простых
ритуалы социального
предложений, составление
взаимодействия с
схемы
предложения.
одноклассниками и
4
4
Списывание рукописного и учителем; обращаться за
Выражение в предложении
печатного текста целыми
помощью и принимать
законченной мысли
словами с орфографическим помощь; слушать и
5
5
проговариванием
понимать инструкцию к
учебному заданию в
Завершение начатого предложения
разных видах
6
6
Предложение и его схема
деятельности и быту
7
7
Распространение предложений
8
8

ДАТА

ФАКТ

ПРИМЕЧАНИЕ
/домашнее задание
с. 4, у. 1
с. 4, у. 3
с. 6, у. 3

с. 7, у. 5

с. 9, у. 4
с. 10, у. 2
с. 11, у. 3
с. 12, у. 1

Порядок слов в предложении
9

с. 13, у. 5

9
Работа с деформированными
предложениями

10

с. 15, у. 3

10
Выделение в предложении названий

10

предметов, действий и признаков
11

с. 15, у. 5

11
Определение названий предметов,
действий и признаков

12

с. 17, у. 5

12
Составление предложений по
сюжетной картинке

13

14
14
13 часов
15
1

2 часа
16

1

17

2

11 часов
18
1
19

с. 19, у.3

13
Составление предложений по
предметной картинке
Повторение. Диктант
ЗВУКИ И БУКВЫ
Знать алфавит, выделять и
Осознание языка, как
различать гласные и
основного средства
согласные звуки и буквы
человеческого общения.
Осознание себя как
ученика
Гласные и согласные звуки
Соотношение количества гласных и Уметь делить слова на слоги, Воспитание
выделять гласные в слове
слогов в слове
эстетических
Различение ударных и безударных
потребностей,
гласных
ценностей и чувств
Правописание безударных гласных
Работа над ошибками.
Алфавит. Расположение слов по
алфавиту

Правописание безударных гласных

2
Одинаковое написание гласных в
ударной и безударной позиции

Сотрудничать со
взрослыми и
Уметь ставить ударение в
словах. Различение ударных сверстниками в разных
и безударных гласных звуков социальных ситуациях;
и букв;
доброжелательно

с. 21, у. 4

с. 27, у. 2
с. 25, у. 4

с. 27, у. 2
с. 29, у. 4

11

20

3

21

4

22

5

Различение ударных и безударных
гласных

23

6

Сравнение произношения и
написания ударной и безударной
гласной

24

7

Различение ударной и безударной
гласной

25

8

Смыслоразличительная роль
ударения. Изменение места
ударения в слове
Проверка безударной гласной в
слове

списывание по слогам и
относиться,
целыми словами с
сопереживать, конструкописного и печатного
руктивно
текста с орфографическим
взаимодействовать с
проговариванием; запись под людьми, проявление
диктовку слов и коротких
готовности к
предложений) с изученными самостоятельной жизни
орфограммами. Практические
умения делить слова для
переноса

с. 29, у. 6

с. 29, у. 5

с. 35, у. 3

с. 35, у. 4 / Россия
с. 36, у. 1

Проверяемые и непроверяемые
безударные гласные
26

9

27

10

с. 37, у. 4 / родина

Подбор слов с безударной гласной и
их проверка

с. 39, у.4 / трамвай
Сопоставление проверяемых и
непроверяемых безударных гласных

28

11
Безударные гласные. Диктант

8 часов
29
1

30

2

Твёрдые и мягкие согласные
Работа над ошибками.Различение
твёрдых и мягких согласных перед
Уметь на слух и при письме
гласными
определять гласные после
Обозначение мягкости согласных на мягких и твёрдых согласных.
письме
Уметь объяснять

Делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками,

с. 41, у. 3

с. 42, у. 1

12

буквами и, е, ё, ю, я
Выделение твёрдых и мягких
согласных в слове

31

3

32

4

33

5

34

6

Различение твёрдых и мягких
согласных

35

7

Сопоставление твёрдых и мягких
согласных в слове

36

8

Твёрдые и мягкие согласные.
Диктант

Буква мягкий знак (ь) на конце и в
середине слова
Значение мягкого знака в слове

7 часов
37
1
Работа над ошибками.Активизация
словаря по теме
38

2

39

3

Написание жи - ши, ча - ща, чу - щу
в словах
Написание гласных после шипящих

40

4
Сочетания жи - ши, ча - ща, чу - щу

41

5

42

6

Различение правил правописания в
словах
Сочетания гласных с

символами,
предметамизаместителями; читать,
писать. Слушать и
понимать инструкцию к
написание слов с мягким
учебному заданию в
знаком. Различение
разных видах
оппозиционных согласных по деятельности и быту.
звонкости-глухости,
Контроль, коррекция,
твёрдости-мягкости;
оценка,
обозначение мягкости и
прогнозирование
твёрдости согласных звуков
на письме гласными буквами
и буквой Ь (после
предварительной отработки);
Роль гласных после твёрдых
и мягких согласных
Написание жи - ши, ча - ща, чу - щу в словах
Уметь грамотно писать слова
с сочетаниями жи-ши, ча-ща,
чу -щу
Договариваться и
изменять своё
поведение в
соответствии с
объективным мнением
большинства в
конфликтных или иных
ситуациях
взаимодействия с
окружающими.
Слушать и понимать

с. 43, у. 5
с. 45, у. 4
с. 47, у. 3 / вдруг
с. 48, у. 3
с. 49, у. 5

с. 51, у. 3

с. 53, у. 4 / спасибо
с. 55, у. 3
с. 55, у. 6
с. 57, у. 3
с. 57, у. 5

13

шипящими
43

7
Гласные после шипящих.
Контрольный диктант

10 часов
44
1

45

2

46

3

47

4

48

5

49

6

50

7

51

8

инструкцию к учебному
заданию в разных видах
деятельности и быту

Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё, ю, я
Работа над ошибками.Знакомство с Уметь на слух и при письме Активно участвовать в
деятельности,
разделительным мягким знаком
определять гласные после
мягких и твёрдых согласных. контролировать и
Уметь объяснять написание оценивать свои
Перенос слов с разделительным
действия и действия
слов с мягким знаком.
мягким знаком и без него
Различение оппозиционных одноклассников;
соотносить свои
согласных по звонкостидействия и их
Правило правописания слов с
глухости, твёрдостирезультаты с заданными
разделительным мягким знаком
мягкости; обозначение
образцами, принимать
мягкости и твёрдости
согласных звуков на письме оценку деятельности.
гласными буквами и буквой Принятие и освоение
социальной роли
Правописание слов с
Ь (после предварительной
обучающихся;
разделительным мягким знаком
отработки); Роль гласных
овладение начальными
после твёрдых и мягких
навыками адаптации в
согласных
Правило переноса слов с
динамичном
разделительным мягким знаком
изменяющемся и
развивающемся мире
Различение слов с разделительным
мягким знаком и без него

с. 59, у. 4

с. 61, у. 4

с. 62, у. 2

с. 63, у. 5 / здоровье

с. 64, у. 2

с. 65, у. 6

с. 67, у. 5/ деревня
Различение сходных по буквам слов
с разделительным мягким знаком и
без него
Мягкий знак для обозначения
мягких

с. 68, у. 3

14

согласных и разделительный мягкий
знак
52

9

53

10

с. 70, у. 3

Разделительный мягкий знак.
Закрепление знаний
Разделительный мягкий знак.
Контрольный диктант

14 часов
54
1

55

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

с. 74, у. 2

2
Наблюдение за парными
согласными на конце слова

56

3
Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова

57

4
Проверка написания путём
изменения формы слова

58

5
Проверка написания звонких и
глухих согласных на конце слова

59

60

с.73, у. 4

Работа над ошибками. Различение
звонких и глухих согласных в
словах

6

7

Объяснение правил написания
звонких и глухих согласных на
конце слова
Различение правил

Активно участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои
Дифференциация парных
действия и действия
звонких и глухих согласных; одноклассников;
установление связи между
соотносить свои
словами с помощью учителя, действия и их
постановка знаков
результаты с заданными
препинания в конце
образцами, принимать
предложения (точка,
оценку деятельности.
вопросительный и
Принятие и освоение
восклицательный знак);
социальной роли
деление текста на
обучающихся;
предложения. Уметь
овладение начальными
подбирать проверочные
навыками адаптации в
слова. Уметь
динамичном
дифференцировать согласные изменяющемся и
звуки на конце слова
развивающемся мире

с. 75, у. 5 / рассказ

с. 77, у. 4

с. 79, у. 4

с. 81, у. 4

с. 82, у. 3

15

61

8

62

9

63

10

64

11

65

12

проверки парных согласных и
безударных гласных
Дифференциация парных звонких и
глухих согласных

с. 83, у. 5

с. 85, у. 4

Сопоставление правил проверки
парных согласных и безударных
гласных

с. 87, у. 5 / человек
Правила правописания в слове.
Закрепление знаний
Подбор проверочных слов путём
изменения формы слова

с. 89, у. 3

с. 90, у. 3
Проверка написания путём
изменения формы слова

66

с. 93, у. 3 / завтрак

13
Правила проверки звонких и глухих
согласных. Закрепление знаний

67

с. 85, у. 4

14

10 часов
68
1

Правописание звонких и глухих
согласных. Контрольный диктант
(I
часть) СЛОВО. Названия предметов, действий и признаков
Работа над ошибками. Названия
предметов. действий и признаков

Дифференциация и подбор
слов,

Пользоваться знаками,
символами,

с. 4, у. 3

16

69

2
Выделение слов, обозначающих
названия предметов, действий и
признаков

8 часов
70
3

71

4

72

5

73

6

74

7

75

8

76

9

77

10

обозначающих предметы,
действия и признаки

предметамизаместителями; читать;
писать

с. 5, у. 5

Названия предметов
Различение названий предметов по
вопросам кто? что?

Активно участвовать в
деятельности,
контролировать и
Различение названий предметов по
оценивать свои действопросам кого? чего?
вия и действия одноклассников; соотносить
свои действия и их
результаты с заданными
Различение названий предметов по
образцами, принимать
вопросам кому? чему?
оценку деятельности.
Делать простейшие
Нахождение предметов и действий в
обобщения, сравнивать,
предложениях
Различение слов, отвечающих
классифицировать на
на вопросы кто? что?, кого?
наглядном материале
Различение названий предметов по чего?, кому? чему?, кем?
чем?, о ком? о чём?
вопросам кем? чем?
Выделение темы текста (о
чём идёт речь), выбор одного
Различение названий предметов по заголовка из нескольких,
вопросам о ком? о чём?
подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4
Выделение названий предметов в
предложений из
предложении
составленного текста после
Названия предметов.
его анализа. Подбор слов
Контрольный диктант
различных категорий по
вопросу и грамматическому
значению (название
предметов). Уметь

с. 7, у.4 / лягушка

с. 9, у. 5

с. 10, у. 3

с. 11, у. 5
с. 13, у. 3

с. 15, у. 3

с. 17, у.4

17

7 часов
78
1

79

2

80

3

81

4

82

5

83

6

84

7

использовать на
практике написание большой
буквы в именах собственных
Имена собственные
Работа над ошибками. Большая
Дифференциация и подбор
буква в именах, отчествах,
слов, обозначающих
фамилиях людей и кличках
действия; подбор слов
животных
различных категорий по
вопросу и грамматическому
значению (название действий
Правописание имён собственных
предметов). Различение
Наблюдать под
одушевлённых и
руководством взрослого
неодушевлённых предметов за предметами и
Большая буква в названиях городов,
по вопросам. Уметь изменять явлениями окружающей
сёл, деревень, улиц
названия действий по
действительности;
Расширение круга имён
временам. Уметь задавать
работать с несложной
собственных
вопросы к названиям
по содержанию и
действий.
структуре информацией
(понимать изображение,
Правописание большой буквы в
текст, устное
названиях городов, сёл, деревень,
высказывание,
улиц
элементарное
Название предметов.
схематическое
Закрепление знаний
изображение.
Имена собственные.
Внимательно
Контрольный диктант
относиться к
собственным
переживаниям и
переживаниям других
людей. Развитие
адекватных
представлений о

с. 18, у. 3

с. 19, у. 6 / фамилия
с. 20, у. 3

с. 21, у. 7
с. 23, у. 4

с. 25, у. 4

18

14 часов
85
1

86

2

87

3

88

4

89

5

90

6

собственных
возможностях
Названия признаков
Работа над ошибками. Определение Уметь находить в тексте
Выполнять правила
признаков предмета по вопросам
безопасного поведения
слова, обозначающие
какой? какая? какое? какие?
в школе. Определять и
признаки предметов и
выражать
правильно относить их к
положительное
словам, обозначающим
отношение к школьной
предметы. Уметь называть
Постановка вопросов к названиям признак (качество) данного дисциплине,
направленной на
признаков предмета
предмета по вопросам:
какой? какая? какое? какие? поддержание норм
поведения в школе.
Уметь выделять названия
Выделение слов, обозначающих
Адекватно
признаков предмета из
признаки предметов
воспринимать оценку
предложения
учителя. Осознание себя
как ученика,
Различные формы слова,
заинтересованного
обозначающие признаки предмета
посещением школы.
Начальные навыки
Различение признаков,
сотрудничества в
обозначающих цвет, форму,
разных ситуациях
величину, материал, вкус предмета

с. 27, у. 4

с. 28, у. 1

с. 29, у. 5

с. 30, у. 2

с. 33, у. 3 /
костюм

с. 33, у. 5
Согласование слов, обозначающих
признаки предмета со словами,
обозначающими названия предмета

91

с. 35, у. 4/ магазин

7
Подбор слов, обозначающих ряд
признаков одного предмета

19

92

8

93

9

с. 37, у. 4

Определение предмета по его
признакам

с. 39, у. 4 / метро
Различение названий, предметов,
действий, признаков

94

10

95

11

с. 41, у. 3

Постановка вопросов к словам в
предложении

с. 42, у. 3
Распространение предложений
словами, обозначающими признаки
предмета

96

с. 43, столбик справа

12
Подбор слов, обозначающих
признаки предмета

97

с. 44, у. 2

13
Распространение предложений
словами, обозначающими предметы и
признаки предмета, по вопросам

98

14
Название признаков предмета.
Контрольный диктант

13 часов
99
1
100

2

101
102

3
4

Предлоги
Работа над ошибками. Предлоги по, к,
Уметь определять
от, над, под, о, в, на со словами
предлоги в
предложении,
Предлог как отдельное слово
составлять
Предлог из со словами
предложения с
Предлог за со словами
предлогами. Уметь

с. 47, у. 2
Делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками,
символами,

с. 47, у. 5
с. 48, у. 2
с. 50, у. 3

20

103
104
105
106
107

5
6
7
8
9

108
109

10
11

110

12

111

13

Раздельное написание предлога за
Предлог без со словами
Раздельное написание предлога без
Предлог до со словами

распознавать предлоги на предметамизаместителями; читать,
основе упражнения
«Предлог - не предлог».
писать. Обращаться за
Уметь выделять предлог из помощью и принимать
помощь
потока речи. Знать
правописание предлогов

с. 51, у. 6
с. 53, у. 3 / билет
с. 53, у. 5
с. 54, у. 3
с. 55, у. 5

Раздельное написание предлога до
Предлог про со словами

с. 57, у. 4
с. 59, у. 4 / шёл

Употребление предлогов в речи и их
правописание
Предлоги. Закрепление знаний

с. 61, у. 4

Предлоги. Контрольный диктант
11 часов
112
1
113

Работа над ошибками. Выделение
предложений из текста

2
Деление текста на предложения

114

4

115

5

116

6

Предложение как единица речи
Завершение начатого предложения
Порядок слов в предложении
117

7

Предложение как выражение
законченной мысли

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Активно участвовать в
деятельности,
контролировать и
оценивать свои действия
Составление предложений, и действия
одноклассников;
восстановление в них
нарушенного порядка слов соотносить свои действия
и их результаты с
с ориентацией на серию
заданными образцами,
сюжетных картинок;
принимать оценку
выделение из текста
предложений на заданную деятельности.
тему;
участие в обсуждении
темы текста и выбора
заголовка к нему.

с. 63, у. 4
с. 64, у. 2 / вокзал
с. 65, у. 4

с. 67, у. 4 / аптека
с. 68, у. 2
с. 69, у. 5

21

118

8

119
120

9
10

121

11

3 часа
122

Последовательность слов в
предложении
Связь слов в предложении

Определение и
установление порядка слов
Установление связи между словами по в предложении; работа с
деформированными
вопросам
предложениями.
Предложение.
Определение смысла слов
Контрольный диктант
в предложении,
завершение начатого
предложения
Предложения, разные по интонации

с. 77, у. 5

1
Работа над ошибками. Предложения.

123
124

2
3

11 часов
125
1
126

Восклицательные предложения
Разные по интонации предложения

П
Правописание гласных и согласных в
слове

2
Различение правописания гласных и
согласных в слове

127

3

128

4

с. 71, у. 4 / квартира
с. 73, у. 5
с. 75, у. 4

Названия предметов, действий,
признаков
Подбор слов в предложении

Умение различать и
сопоставлять предложения
по интонации голоса.
Знать правописание
изученных орфограмм

Делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками,
символами,
предметамизаместителями
ОВТОРЕНИЕ

с. 79, у. 5
с. 80, у. 3

с. 83, у. 3
Самооценка на основе
критерия успешности.
Использование на
Адекватно
практике изученных
воспринимать оценку
правил. Знать
учителя. Обращаться за
правописание изученных помощью и принимать
орфограмм. Уметь
помощь. Проявление
установление связи между сопереживания к
словами в предложении. чувствам других людей.

с. 85, у. 5

с. 87, у. 5
с. 88, у. 3

22

129
130

131
132

5
6

7

Словарный диктант
Выделение названий предметов,
действий, признаков
Предложение

Развитие адекватных
представлений о
собственных
возможностях

с. 89, у. 6

с. 91, у. 4
с. 93, у. 3

Составление предложений из слов
133

8
Итоговый контрольный диктант за
2019 - 2020 учебный год

134

9

135

10

Работа над ошибками. Виды
предложений по интонации
Составление распространённых
предложений

136

11

Дифференциация изученных
орфограмм

23

Литература и средства обучения

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2. Русский язык, 4 класс, часть I, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2019 год
3. Русский язык, 4 класс, часть II, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2019 год
4. Читай, думай, пиши, рабочая тетрадь по русскому языку, часть I , А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, Москва «Просвещение»
2018 год
5. Читай, думай, пиши, рабочая тетрадь по русскому языку, часть II, А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, Москва «Просвещение»
2018 год
6. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская, Москва «Просвещение»,
1991 год
7. 300 заданий и упражнений по русскому языку, 1-2 классы, О. В. Узорова, Е.А.Нефёдова, Москва, АСТ Астрель, 2003 год
8. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы, Мигус, С-Петербург, 1995 год
9. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы, пособие для учителя, В.Воронкова, Москва, «Школа-пресс», 1995 год
10. М. С. Рузина, Страна пальчиковых игр, Издательский дом «Кристалл», Санкт - Петербург, 2000 год
11. В. В. Цвынтарный, Играем пальчиками и развиваем речь, Лань, Санкт - Петербург, 1998 год
12. В. В. Воронкова, Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, пособие для учителя,
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2003 год
13. В. В. Волина, Праздник букваря, АСТ пресс, Москва, 1996 год

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».