Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 09. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» сентября 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Юрьева К.А. Чтение 6Б Основное общее образование 1год 4 часа в неделю/136 часов в год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по чтению составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г.М. Гусева, Т.И. Островская Чтение. Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2006. Для дополнительного самостоятельного чтения используется учебник: «Чтение 5 класс». Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. автор-составитель З.Ф. Малышева. М. «Просвещение», 2010. Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы. Рабочая программа по чтению составлена на основе следующих нормативных документов: 1.Закон РФ «Об образовании» (от 29.12. 2012 №273); 2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 04.09.1997 №48; 3. Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видов», 26.12.2000 г. 4.Федеральный государственного стандарта для умственно отсталых детей; 5. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида в 5-9 классах. Сборник 2. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 – 240 с. В процессе изучения чтения в 5 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Задачи преподавания чтения: отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств. Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие: – основных мыслительных операций; – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления; – зрительного восприятия и узнавания; – пространственных представлений и ориентации; – речи и обогащения словаря; – коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы; – коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Основные виды деятельности на уроке Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста. Каждый урок чтения оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Контроль за состоянием техники чтения проводится 1 раз в четверть. Место предмета в учебном плане Данная программа адресована обучающимся 5 класса (1 вариант) ГБОУ СО «Екатеринбургская школа №1» Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение » в 5-м классе - 4 часа в неделю, 136 часов в год ( 34 учебные недели). Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме, а с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, предусматривает необходимость добавления дополнительного часа на уроках чтения. Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового. Примерная тематика курса Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных. Навыки чтения Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям). Чтение «про себя» с выполнением заданий. Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём. Ответы на вопросы к тексту. Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений. Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя. Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найди ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учётных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя. Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в месяц. Литература для внеклассного чтения 1. Русские народные сказки. 2. Сказки народов мира. 3. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас». 4. Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка». 5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо». 6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая». Межпредметные связи Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Природоведение. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных. Структура курса Рабочая программа по чтению и развитию речи рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Таблица основных тем по четвертям. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема раздела Устное народное творчество Сказки Картины родной природы: Лето Осень Зима Весна О друзьях-товарищах Басни И. Крылова Спешите делать добро О животных Из прошлого нашего народа Из произведений зарубежных писателей Итого: 1 4ч. 17ч. 9ч. 2ч. 2 четверти 3 Итого: 4 4ч. 17ч. 5ч. 13ч. 15ч. 9ч. 8ч. 9ч. 18ч. 11ч. 4ч. 13ч. 15ч. 13ч. 15ч. 33ч. 136ч. 6ч. 9ч. 18ч. 11ч. 4ч. 10ч. 32ч. 31ч. 3ч. 10ч. 40ч. КОНТРОЛЬНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Сроки 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть За год Тематический контроль 4 2 4 5 15 1 группа 4 стихотвор.+ проза 2 стихотворения 2 стихотворения 2 стихотворения 10 стихотв. + 1 проза 2 группа 2 стихотворения 2 стихотворения 1 стихотворение 1 стихотворение 6 стихотворений Основные требования к знаниям и умениям учащихся. по чтению и развитию речи Базовый уровень. Учащиеся должны уметь: 1 читать осознанно и правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией; 2 читать «про себя», выполняя задания учителя; 3 отвечать на вопросы учителя; 4 выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение; 5 определять главную мысль произведения; 6 пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно. Учащиеся должны знать: наизусть 6-10 стихотворений: Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине». К. Симонов «Родина». И. Токмакова «Красная площадь» М. Садовский «Наступила осень» Е. Тараховская «Он слетает белой стаей…» Новогоднее стихотворение на выбор учащихся. Д.Яшин «Покормите птиц» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне» (отрывок) М.Садовский «Загадка в стихах». А. Толстой «Вот уж снег последний…» * Описание зимы из рассказа «Серая Шейка» по Д. Мамину-Сибиряку. Учащиеся должны владеть навыками правильного, выразительного чтения на основе понимания читаемого материала с беглостью 45-50 слов в минуту. Сниженный уровень. Учащиеся должны уметь: 1 осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами; 2 отвечать на вопросы учителя; 3 выделять главных действующих лиц; 4 пересказывать содержание прочитанного по картинному плану, вопросам учителя. Учащиеся должны знать наизусть 5-6 стихотворений: Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине». М. Садовский «Наступила осень» Е. Тараховская «Он слетает белой стаей…» Новогоднее стихотворение на выбор учащихся. Д.Яшин «Покормите птиц» А. Толстой «Вот уж снег последний…» Учащиеся должны владеть навыками правильного чтения. 3.Планируемые результаты освоения программы Личностные, предметные результаты, базовые учебные действия освоения предмета. Личностные результаты гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Предметными результатами изучения курса «Чтение » является сформированность следующих умений: Минимальный уровень -читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать несложные по содержанию, тексты с помощью учителя. - наизусть 2-3 стихотворения Достаточный уровень - наизусть 6-8 стихотворений -читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; -читать «про себя», выполняя задания учителя; -отвечать на вопросы учителя; -пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты самостоятельно. Базовые учебные действия Регулятивные принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Коммуникативные - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); - слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; - дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.); - использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; - использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные. Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 45-60 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Уроки чтения в 5 классе проводятся с учетом развития учащихся. Этим объясняется возросший объем требований, учитывающий динамику развития учащихся по сравнению с предыдущими годами обучениями. Эти требования нашли отражение не только в программе, но и в материалах, касающихся проверки знаний, умений и навыков учащихся по чтению и развитию речи. Целенаправленная работа по предмету учителя, логопеда и воспитателя сформировала у учащихся к 6 классу основные навыки чтения и работы с текстом. Особенности обучения Недоразвитие познавательной, эмоционально- волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию. Хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребенка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым. Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп, обучающихся с УО позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические. К общим потребностям относятся: Обязательность непрерывности коррекционно – развивающего процесса, реализуемого через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; Раннее получение специальной помощи средствами образования. Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и учениками; Психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации; Постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации. Для обучающихся с легкой УО, характерны следующие специфические образовательные потребности: Наглядно – действенный характер содержания образования; Упрощение системы учебно – познавательных задач, решаемых в процессе образования; Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально – бытовых навыков. Специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; Необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, обучающихся с умственной отсталостью; Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; Стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним. №пп Тема урока Кол-во Дата часов I – четверть 1. 2. Чтение рассказа по В. Пескову «Отечество». Выразительное чтение стихотворения М.Ножкина «Россия». 3. Чтение и пересказ рассказа М.Пришвина «Моя родина». 2 1 4. Чтение рассказа В.Бианки «Сентябрь». 1 5. Выразительное чтение стихотворения И.Бунина «Лес, точно терем расписной». 1 6. 7. Чтение рассказа Ю.Качаева «Грабитель». 2 Коррекционные цели Основные ЗУН Словарь Коррекционно-образовательные: формировать на- Выразительное чтение, до донца, эпиграф выки правильного, бегло- выделение главной брод, целебный мысли. го, выразительного чтения. Добиваться полного пони- Выразительное чтение, нерастраченная симания читаемого текста. выделение гл.мысли, ла, неразгаданная Учить читать вслух и «про ответы на вопросы. грусть, необъятна себя». Упражнять в уме-нии выделять главную мысль Пересказ по заранее перепёлка, горлинпроизведения или его час- составленному плану. ка, бесчисленные ти. Учить полно и точно отвечать на поставленные вопросы, выделять в тек- Подбор слов и выраже- вёдро, хмурень, сте непонятные слова, под- ний об осени, пересказ листопадничек, ребирать к ним синонимы и понравившегося отрыв- вун антонимы, с помощью учи- ка. теля объяснять слова, данные в переносном значении, Заучивание стихотворе- лазурь, лиловый, а также образные выраже- ния наизусть, составле- багряный, терем, ния. Упражнять в умении ние рассказа об осени сквозная делить текст на части, озаг- по картинному плану. лавливать части, состав – Подбор непонятных слов ичернолесье, зоб, лять с помощью учителя простой план, пересказы- объяснений в контексте, кипрей, копанцы, слов и выражений х-их колода, пуд вать прочитанное по главных героев. составленному плану, 8. 9. Чтение рассказа Б.Житкова «Белый домик». 2 10. 11. 12. Чтение рассказа А.Белорусец «Звонкие ключи». 3 13. 14. 15. Чтение рассказа К.Паустовского «Заячьи лапы». 3 16. Чтение отрывка из рассказа И.Тургенева «Осенний день в берёзовой роще». 1 17. 18. Чтение рассказа Е.Носова «Хитрюга». 2 19. Внеклассное чтение. 1 делать как полный, так и выборочный пересказ. Учить читать самостоятельно, выполняя задания учителя: подготовиться к выразительному чтению, подготовить пересказ, выборочное чтение, найти непонятные слова,ответить на вопросы. Упражнять в умении выразительно читать стихи, заучивать их наизусть. Учить вести карточки по внеклассному чтению, кратко и полно пересказывать прочитанное произведение, составлять краткий отзыв о нём (с помощью учителя), называя главных действующих лиц, выявляя своё отношение и оцениваяя их поступки, а также определяя главную мысль прочитанного произведе ния. Подбор слов и выраже- залив, шлюпка ний, х-щих характер гл. мель, брод героев, разбивка текста на части, озаглавливание. Подбор слов и выражений, х-их описание природы, характер гл.героев, озаглавливание частей, пересказ по плану. презирать, перебранка, тундра, просека, Полярная звезда Составление плана р-за, ветеринар, лапоть, пересказ, подбор слов и портянки, посох. выражений, х-щих отно- Шамкать шения между героями, чтение по ролям, озаглавливание частей, выд. гл.мысли произведения. Пересказ близко к текс- трепет, лукаво, ту, подбор слов и выра- роща, шушуканье жений, х-щих описание рощи. Выразительное чтение по ролям, озаглавливание, пересказ. Пересказ содержания, заполнение отзывов о прочитанном. азарт, лакомство, прошмыгнул, кочерга, поддувало, переполох, лещина,валежник 20. Чтение рассказа В.Бианки «Октябрь». 1 21. Выразительное чтение стихотворения С.Михалкова «Будь человеком». 1 22. Выразительное чтение стихотворения Б.Заходера «Петя мечтает». 1 23. Чтение рассказа по Д.Биссету «Слон и муравей». 1 24. Чтение сказки по Д.Биссету «Кузнечик Денди». 1 25. Контрольное чтение. 1 1 26. Чтение и пересказ рассказа Дж.Родари «Как один мальчик играл с палкой». Коррекционно-развивающие: развивать познавательные интересы уч-ся, их кругозор, общественнополитические представления, обогащать и уточнять словарь. Развивать речь, умение грамотно строить связное высказывание. Развивать эмоциональную сферу, эстетические представления: умение видеть прекрасное в природе, во взаимоотношениях людей, учить воспринимать красоту художественного текста. Подбор слов и выраже- зазимник, листодёр ний из текста, х-щих ок- тритон тябрь, составление рассказа об осени. Выразительное чтение, тлел, муравейник, оценка поступка героя. эгоист, обычай, атомный век Выразительное чтение, опрятный, аккух-ка героя, выделение ратный гл.мысли. Выразительное чтение по ролям. чакалка, закадычные, шикаешь Осознанное, выразитель- денди, гордец,«с ле--ное чтение, чтение по вой ноги», о вкусах ролям, выдел. Гл.мысли. Коррекционно-воспитательные: воспитывать культуру речи, готовить учащихся к самостоятельной жизни, учить общению, формировать речевую Осознанное, правильное оседлал, шлейф, культуру . чтение и пересказ изумлённый текста. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Чтение по ролям сказки Дж.Родари «Пуговкин домик». Обобщающий урок. Чтение по ролям былины «Илья Муромец и Соловей разбойник». Выразительное чтение стихотворения Ф.Глинки «Москва». Итоговый урок за четверть 2 1 1 35. 36. 37. 38. Чтение рассказа В.Бианки «Ноябрь». Осознанное, правильное, выразительное чтение, чтение по ролям. Выборочный пересказ. мажордом, комод, цилиндр, внаём, оглобли, потешались Осознанное, правильбылина, радельник, ное чтение по ролям. благословение, Выразительное чтение. грехи, ворог Выразительное чтение. посад, срединный, град 1 II – четверть 33. 34. На примере литературных персонажей воспитывать положительные нравственные качества, экологическую культуру, повышать общий культурный уровень учащихся. Воспитывать любовь к художественной литературе, желанию самостоятельно читать книги. Выборочное чтение. зябь, предзимье Чтение и пересказ. возок, обозы, фокус величают, гвардия, потешное величают 2 Чтение и пересказ рассказа С.Алексеева «Без Нарвы не видать моря». 2 Чтение и пересказ рассказа С.Алексеева «На берегу Невы». 2 Осознанное, правильное ботфорты, полы, чтение и пересказ по кафтан, верста, составленному плану. Санкт-Петербург Чтение рассказа по ро- гренадёр, оробел, лям, подбор слов и изнемог, потупил, выражений, х-щих гл. суворовский героев. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. Чтение цикла рассказов о русском подвиге С.Алексеева «Медаль». Чтение по ролям рассказа С.Алексеева «Гришенька». Чтение цикла рассказов «Великодушный русский воин» по Е.Холмогоровой «Серебряный лебедь». Чтение и пересказ рассказа Е.Холмогоровой «Боевое крещение». Чтение и пересказ рассказа Е.Холмогоровой «День рождение Наполеона». Чтение и пересказ рассказа Е.Холмогоровой «В дни спокойные». Обобщающий урок. Чтение рассказа по Н.Носову «Как Незнайка сочинял стихи». 2 2 2 2 2 2 Выбор из текста слов и адъютант, штаб, выражений, х-щих опии- сюрприз сание внешности, чтение по ролям. Подбор слов и выраже- герб, камин, зала, ний, х-щих описание парадная, прапоркартин в доме Раевских. щик, гвардейский офицер Х-ка главного героя, манёвр, ринулись, пересказ. атаковали, хладнокровие Ответы на вопросы по тексту, пересказ, выборочное чтение. штурм, корпус, генерал, маршал Ответы на вопросы по ратные подвиги, тексту, выборочный галерея, коллекция, пересказ. Выделение гл. благоустройство мысли. 1 2 Выборочное чтение, чтение по ролям, выделение гл.мысли. рифма, срамить 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. Чтение сказки Е.Пермяка «Тайна цены». Чтение рассказа Д.Гальперина «Здравствуйте». Чтение рассказа В.Бианки «Декабрь». Отгадывание новогодних загадок Е.Благининой. Выразительное чтение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы». Чтение рассказа А.Дорохина «Тёплый снег». Итоговый урок за четверть. Ответы на вопросы. Вы- береста, туесок, борочное чтение, сос- камнетёс, тесать, тавление плана, пересказ прямить, дотошный по плану,выделение кружало, портки, гл.мысли. дюжина, картуз 2 2 2 65. Подбор слов и выраже- студень, буйные, ний о зиме, переск. пон- скованы равившегося отрывка. Работа с загадками, составление своих заг. 1 Выразительное чтение с вял, сумрачный, различной интонацией. алмазы, угрюмый, полотно 1 Выразительные средства языка, выборочное чтение, устное рисование. III – четверть Чтение рассказа Д.Хармса «Пушкин». Ответы на вопросы, вы- неприязнь, жест борочное чтение, пересказ по плану. 1 Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки правильного, Выборочный пересказ, беглого, выразительного чтение по ролям, выдечтения. Добиваться полно- ление гл.мысли. го понимания текста, упражнять в чтении как 2 66. 67. Выразительное чтение и заучивание наизусть стихотворения А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». 68. Внеклассное чтение сказок А.Пушкина. 1 69. 70. Чтение рассказа В.Бианки «Январь». 71. 72. 73. Чтение и пересказ сказки Х.-К. Андерсена «Ель». 3 74. 75. 76. Чтение рассказа А.Чехова «Ванька». 3 77. 78. Чтение стихотворений И.Никитина «Весело сияет..» и И.Сурикова «Белый снег..» 2 1 вслух, так и «про себя». Выразительное чтение, пелена, холмы Учить выделять главную заучивание наизусть, мысль произведения, полно и средства языковой выточно отвечать на постав- разительности. ленные вопросы, упражнять в умении делить текст на Пересказ содержания, части, озаглавливать части, заполнение отзывов о составлять план текста и прочитанном. пересказывать прочитанное по составленному плану, Выразительное чтение, Таят, могучую, формировать навык полногоаналитическое чтение. убежища и краткого пересказа текста, а также выборочного пересказа. Выборочное чтение, дровни, сусальное Формировать навыки озаглавливание частей, золото, растопки, выразительного чтения и пересказ, чтение по ро- «канул в вечность» поэтических и прозаичес- лям, гл.мысль. ких текстов. Упражнять в умении выразительно читать стихи, заучивать их наизусть. Выборочное чтение, заутреня, образ, Учить составлять кар- пересказ, х-ка героев, колодка, шпандырь, точки по внеклассному чте- выделение гл.мысли. сидельцы нию с помощью учителя, называть главных дейстВыразительное чтение, храм, немая вующих лиц, давать им озаглавливание, работа краткую характеристику, над выразительными пелена, непробудно высказывать своё отноше- средствами языка, сравние к действующим лицам, нение стих., устное рисоих поступкам, определять вание, заучивание наиглавную мысль произвезусть. дения. 79. 80. Чтение рассказа М.Зощенко «Ёлка», «Лёля и Минька». 2 1 81. Чтение рассказа Ю.Рыхтэу «Пурга». 82. 83. Чтение рассказа Ю.Дмитриева «Таинственный ночной гость». 2 84. Чтение рассказа В.Бианки «Февраль». 1 85. 86. 87. 88. Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев». 4 Чтение по ролям сказки «Снежная королева». 6 89. 90. 91. 92. 93. 94. Выборочное чтение, пе- Бойкая, пастилка Коррекционно-развиваю- ресказ, чтение по ролям, щие: расширять познава- выделение гл.мысли. тельные интересы, кругозор учащихся, обогащать Выборочное чтение, пурга, малахай, общественно-политические пересказ, словесное Чукотка, ясли, представления, расширять рисование. полярная станция, словарный запас, развивать тёзки умение строить полный ответ на вопрос, грамотное Выборочное чтение, полумрак,, связное высказывание. пересказ, аналитическое умиротворённые, Развивать эмоциональ- чтение, выделение гл. проспект ную сферу, эстетические мысли произведения. представления, умение видеть красоту человеческих Выборочное чтение, перезимок, вьюга, отношений, художествен- пересказ. кладовые ного текста, окружающего мира. Чтение по ролям, перес- пьеса, посох, черёд, каз, х-ка действующих хворост лиц, выделение главной Коррекционно-воспита- мысли. тельные: готовить учаИнсценировка сказки. щихся к самостоятельной жизни, учить общению, Озаглавливание частей, тролль, гвардия, формировать речевую выборочный пересказ, чертоги, муфта, культуру . х-ка основных дейстдьявольские, На примере литератур- вующих лиц, пересказ оторопь ных персонажей воспитывать по плану, чтение по роположительные нравствен- лям, выделение гл.мыс. ные качества, экологическую культуру, повышать 93. Выразительное чтение стихотворения С.Смирнова «Первые приметы». 1 Внеклассное чтение. 94. 1 95. Чтение рассказа В.Бианки «Март». 98. 99. 100. Чтение рассказа Г.Скребицкого «Весенняя песня». Парник, пернатые, капельник, равноденствие 1 Устное описание карти- Женева, ратуша, ны, ответы на вопросы, Аляска, дань аналитическое чтение. 1 Подбор слов и выраже- снежный плен, ний о весне, пересказ понравившегося отрывка. 2 Ответы на вопросы, вы- сизый отлив, разительные средства зачуфыркал языка, выразительное чтение, чтение по ролям Выразительное чтение стихотворения В.Жуковского 1 «Жаворонок». Чтение рассказа А.Толстого Пересказ содержания, заполнение отзывов о прочитанном. Выразительные средства языка, ответы на вопросы. Чтение рассказа М.Пришвина «Жаркий час». 97. Выразительное чтение, краснотал, припёк, работа над выразитель- сторожка, местные ными средствами языка. Заучивание. 1 Чтение рассказа по В.Пескову «Весна идёт». 96. общий культурный уровень учащихся. Воспитывать любовь к художественной литературе, желанию самостоятельно читать книги. Выразительное чтение, зардел, в лазури словесное рисование, заучивание наизусть. 101. 102. 103. 104. «Детство Никиты». Выразительное чтение стихотворения А.Твардовского «Как после мартовских метелей…». Выразительное чтение стихотворения А.Плещеева «И вот шатёр свой голубой». Итоговый урок за четверть. 1 Выборочное чтение, пересказ. 1 Выразительное чтение, чуткий, взбодрён выразительные средства языка, заучивание. 1 Выразительное чтение, шатёр, окроплены, устное рисование, гнёт, трель выразительные средства языка. IV – четверть 1 105. 106. 107. 108. 109. Чтение рассказа В.Бианки «Апрель». Фальшивил, благословила, мерин, выгон 1 Ответы на вопросы, описание картины, рассказ по картине. 3 Ответы на вопросы, махорка, тесовая, чтение по ролям, паровоз, лязг, озаглавливание, пересказ,цигарка, сапёр, выделение гл.мысли. норовит, темя, колун Чтение сказки К.Паустовского «Стальное колечко». Чтение рассказа В.Астафьева «Злодейка». 1 Выборочное чтение, пересказ, х-ка главных действующих лиц. сулит, вешник, пестрины совместительство, спиннинг, поклёвки, блесна, кипрей, аммонал, мережи. бот, острога, браконьер, плёс 110. 111. 112. 113. Чтение рассказа Е.Барониной «Рассказы про зверей». 2 Чтение рассказа В.Драгунского «Кот в сапогах». 2 Ответы на вопросы, выборочное чтение, составление рассказа о домашних животных. зоосад, ветеринар Ответы на вопросы, чтение по ролям, пересказ. карнавал, туш картинки о живот. 114. Чтение сказки Д.Хармса «Заяц и ёж». 1 Ответы на вопросы, чтение по ролям, выделение гл.мысли. озяб, пасмурная 115. Чтение басни И.Крылова «Зеркало и обезьяна». 1 Определение главной мысли, выразительное чтение по ролям. Кум, «и так, и сяк» Озаглавливание частей, выборочный пересказ, х-ка героев, пересказ по плану, чтение по ролям, ответы на вопросы выделение гл.мысли. мангуст, юркая прародители,. суматоха, благовоспитанный, вездесущий, егозить, искусно 116. 117. 118. 119. 120. Чтение рассказа по Р.Киплингу «Рикки-тиккитави». 4 Выразительное чтение стихотворения В.Набокова «Дождь пролетел и сгорел на лету». 1 Чтение рассказа В.Бианки Выразительное чтение, румяный, серёжки, выразительные средства благоухает языка, заучивание. «Май». 2 121. 122. 123. Выразительное чтение стихотворения М.Дудина «На- 1 ши песни спеты на войне». Чтение рассказа В.Медведева «Звездолёт Брунька». 124. 125. 126. 127. Чтение рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 130. 131. 132. 133. стужа, мрак, зорька, медуница, селезень Выразительное чтение, седина, сквозит, выразительные средства уют языка, выделение главной мысли. 2 2 2 128. 129. Выразительные средства языка, ответы на вопросы. Чтение рассказа по А.Де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Деление на части , насмешка, озаглавливание, перес- прозвище каз сказки по ролям, х-ка гл. героев. Ответы на вопросы, чтение по ролям, выделение гл.мысли, выразительное чтение по ролям. пересказ. планета, приручил Определение главной мысли, выразительное чтение по ролям. Увал, распадка, увял, прясло 1 Чтение глав из повести В.Астафьева «Зорькина песня». Контрольное чтение. 1 134. 135 Выразительное чтение стиховорения Н.Рыленкова «Нынче ветер, как мальчишка…». Выразительное чтение, выразительные средства языка, заучивание. 1 136. Итоговый урок за год. вторить 1