Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 09. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» сентября 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Куртанидзе Д Изобразительное исскуство 6Б Основное общее образование 1год 1 час в неделю/34 часов в год Пояснительная записка Настоящая Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к образовательной области «Человек». Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» заключается в дальнейшем развитии и совершенствовании социальной (жизненной) компетенции; навыков самостоятельной, независимой жизни. Основными задачами является овладение учащимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; воспитание положительного отношения к домашнему труду; развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; развитие коммуникативной функции речи. Характерные особенности учебного предмета: - практико-ориентированная направленность содержания обучения; - применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения задач встречающихся в повседневной жизни; - применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Программа для 6 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения учащимися на уроках предмета основы социальной жизни, а также русского языка, чтения, математики, уроках трудового обучения, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). I. Планируемые результаты Основными объектами проверки являются знания и умения: Личностные результаты 1.Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. 2.Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, бережное отношение к продуктам, строгое соблюдение правил техники безопасности. 3.Формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения. 4.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 5.Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки. 6.Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь). Предметные результаты Минимальный уровень Умеют Знают Транспорт Оплачивать проезд, приобретать билеты Правила пользования автобусами и электричками пригородного сообщения Личная гигиена и здоровье Ухаживать за телом, руками и ногами. Выполнять Основные правила ухода за телом, руками и ногами. утреннюю гимнастику, принимать водные процедуры Основные способы закаливания, комплекс утренней гимнастики Одежда и обувь Выполнять повседневный уход за одеждой: чистку, Правила ручной и машинной стирки и приемы ручную и машинную стирку под контролем взрослых повседневного ухода за одеждой Питание Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения ягод, муки и круп, уметь готовить их для хранения. Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и Размораживать мясо при помощи микроволновки грибов, муки и круп Жилище Производить элементарный уход за комнатными Виды комнатных растений, элементарные способы ухода растениями, кухонной посудой и утварью, мебелью и за ними. Виды кухонной утвари и правила ухода за ней. бельем Предметы для сервировки стола. Кухонную мебель, название и назначение Семья Выполнять свои обязанности в семье Близких родственников, свои обязанности в семье Охрана здоровья Измерять температуру тела, обрабатывать раны, порезы Виды медицинской помощи, способы измерения и ссадины. температуры тела, способы обработки ран, порезов и ссадин. Средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний Средства связи Отправлять письма различного вида Основные средства связи, виды почтовых отправлений и виды писем Достаточный уровень Транспорт Ориентироваться в расписании, оплачивать проезд, приобретать билеты Личная гигиена и здоровье Ухаживать за телом, руками и ногами, подбирать косметические средства. Выбирать способы закаливания и выполнять их Основные средства пригородного сообщения, стоимость проезда до ближайших населенных пунктов Основные косметические средства для ухода за телом, рукам и ногами и правила их использования. Основные способы закаливания, их выбор и правила выполнения Одежда и обувь Выбирать вид ухода за одеждой в зависимости от Значение опрятного вида человека, правила и приемы обозначения на этикетке и выполнять их Питание Выполнять первичную обработку яиц, овощей, плодов, ягод, муки и круп, уметь выбирать место для их хранения. Производить глубокую заморозку мяса и способы его размораживания Жилище Ухаживать за комнатными растениями, соблюдать правила гигиены и хранить кухонное белье, посуду и утварь. Подбирать предметы для сервировки стола в зависимости от меню Семья Распределять обязанности в семье, помогать младшим и выполнять свои обязанности Охрана здоровья Обрабатывать раны, порезы и ссадины, применять профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний Средства связи Составлять и отправлять письма различного вида ухода за одеждой в зависимости от обозначения на этикетке Виды жиров, яиц, муки, круп, мяса, способы их хранения. Приемы первичной обработки овощей, плодов, ягод и грибов, муки и круп Виды комнатных растений. Особенности ухода, правила полива, подкормки, выбора горшков и кашпо для комнатных растений. Правила гигиены и хранения кухонного белья, посуды, утвари и мебели. Кухонную и столовую посуду Взаимоотношения между родственниками, распределение обязанностей в семье Виды доврачебной и врачебной помощи, способы измерения температуры тела, обработки ран, порезов и ссадин. Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний Основные средства связи, их назначение и особенности использования. Виды почтовых отправлений, порядок составления и отправления писем различного вида Базовые учебные действия формируются в совместной деятельности педагога и обучающихся в процессе всей учебной и внеурочной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению и реализации коррекционно-развивающего потенциала образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. . КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; выполнять арифметические действия; наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях). II. Содержание учебного предмета Содержание Транспорт Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание Личная гигиена и здоровье Гигиена тела. Уход за телом, кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах. Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Одежда и обувь Значение опрятного вида человека. Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Питание Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц. Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты. Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки. Жилище Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения. Кухонная мебель: названия, назначение. Семья Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Охрана здоровья Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Средства связи Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Темы программы 6 1 Транспорт 3 2 Личная гигиена и здоровье 5 3 Одежда и обувь 3 4 Питание 8 5 Жилище 4 6 Семья 1 7 Охрана здоровья 3 8 9 Средства связи 2 Контроль и учет знаний 3 итого 34 № п\п 1 2 3 Тема урока Пригородный транспорт Пригородные поезда. Правила пользования. Автобусы пригородного сообщения Гигиена тела 4 Колво часов 1 1 1 1 Уход за руками 5 1 Уход за ногами 6 1 Закаливание организма 7 8 9 1 Контрольнообобщающий урок Вредные привычки 1 1 Содержание Пригородный транспорт. Виды: пригородного сообщения Пригородные поезда. Правила пользования. Стоимость проезда. Расписание Автобусы пригородного сообщения. Правила пользования. Стоимость проезда. Расписание Гигиена тела. Уход за телом. Средства и предметы для ухода за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья; приемы обрезания ногтей Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений Контрольно-обобщающий урок. Тестирование Вредные привычки (грызть ногти, облизывать губы,….) и способы предотвращения их появления Дата Практическая работа, упражнения, ролевые игры Домашнее задание Упражнение в классификации транспорта Упражнение по ориентировке в расписании Нарисовать пригородный транспорт Составь рассказ «Еду за город» Ролевая город» игра «Еду за Подсчитай стоимость проезда до… Выбор средств по уходу за Нарисовать предметы телом по уходу за телом Обрезание ногтей на руках Упражнения профилактики плоскостопия Записать правила ухода за руками для Сделать подушечку для массажа стоп Составить для себя план закаливания Разучивание комплекса утренней гимнастики Выпуск стенной «Будь здоров» газеты Записать факторы, влияющие на здоровье человека Вредные привычки 10 1 11 Значение опрятного вида человека 1 12 Ручная и машинная стирка изделий 1 13 Правила белья 1 сушки Мясо и мясопродукты 1 14 Блюда из мяса 15 16 17 1 Контрольнообобщающий урок Яйца, жиры 1 1 Вредные привычки (грызть ногти, облизывать губы,….) и способы предотвращения их появления Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи Блюда из мяса. Технология приготовления фарша, и приготовления блюд из него. Технология приготовления блюд из мяса Контрольно-обобщающий урок. Тестирование Яйца, жиры. Виды жиров. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения Выпуск стенной «Будь здоров» Чистка одежды газеты Записать признаки здорового человека Самостоятельно починить одежду Стирка и утюжка фартуков Нарисовать условные и косынок обозначения для ручной стирки Чтение условных Составь коллекцию обозначений на этикетках ткани Размораживание мяса с Записать правила помощью микроволновой хранения печи или разными мясопродуктов способами Чтение технологической Под контролем карты или Подбор рецептов родителей приготовить блюд из мяса фарш Сравнение жиров Записать правила растительного и животного хранения жиров и яиц происхождения 18 19 20 Приготовления блюд из яиц Овощи, плоды, ягоды и грибы Приготовление блюд из свежих овощей 1 1 1 Виды муки, правила хранения 21 22 1 Виды круп. Правила хранения Кухонная утварь. Уход за ней 23 24 25 26 27 1 1 Кухонное белье. Правила ухода и хранения Кухонная мебель Промежуточная аттестация Комнатные растения 1 1 1 1 Первичная обработка яиц. Технология приготовления яичницы, омлета, варки яиц Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты Блюда из овощей. Технология приготовления блюд из овощей Определение доброкачественности яйца Первичная овощей Приготовить яичницу, составить отчет обработка Записать хранения овощей правила свежих Подбор рецептов блюд из Приготовить блюдо по овощей выбранному рецепту, составить отчет Виды муки (пшеничная, ржаная, Определение Записать правила гречневая и др.); сорта муки доброкачественности муки хранения муки в (крупчатка, высший, первый и второй или просеивание муки домашних условиях сорт). Правила хранения муки. Просеивание муки Виды круп. Правила хранения. Первичная обработка круп Составить рассказ о Вредители круп хранении круп дома Кухонная утварь. Правила Мытье посуды Нарисовать кухонный гигиены и хранения. Деревянный инвентарь инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Кухонное белье: полотенца, Стирка кухонных Приготовить проект скатерти, салфетки. Материал, из полотенец «Уход и хранение которого изготовлено кухонное белье кухонного белья» (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения Кухонная мебель: названия, Уход за кухонной мебелью Сделать макет назначение кухонной мебели Контрольно-обобщающий урок. Тестирование Комнатные растения. Виды Уход за комнатными Проект «Уход за комнатных растений. Особенности растениями ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений 28 29 30 31 32 3334 Комнатные растения Помощь старших младшим: домашние обязанности. Виды медицинской помощи Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний Основные средства связи 1 1 1 1 1 1 Комнатные растения. Виды Уход за комнатных растений. Особенности растениями ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений Помощь старших младшим: домашние обязанности. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки») Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний комнатными растениями» комнатными Проект «Уход комнатными растениями» за Измерение температуры Проект « разными способами Наложение повязки или оказание первой медицинской помощи друг другу Изготовление кулончикаингалятора Основные средства связи: Экскурсия на почту почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового Проверить содержимое домашней аптечки Составить правила: как избежать простудных заболеваний Приготовить отчет по экскурсии отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.