ИЗО 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» 08. 2022г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 2
от «30» августа 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
ППк
ИЗО
4
Начальное общее образование
1год
1час в неделю/34 часов в год

Пояснительная записка.
Цель создания рабочей программы по изобразительному искусству – поиск, разработка лучших средств и
приемов для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья,
формирование
творческих
способностей учащихся.
Это локальный и индивидуальный документ, определяющий пути реализации целей обучения с учетом
индивидуальных особенностей класса в целом и каждого ученика в отдельности: состояние здоровья и структура
дефекта учащихся;
Статус документа:
Программа составлена на основе:

ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида под редакцией
В.В. Воронковой, Москва, 2010 год;

УЧЕБНОГО ПЛАНА МБОУ СОШ 49, г Екатеринбурга 2022-2023 уч. год.

ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ №473 ФЗ от 29.12.12

ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации (Приказ № 373от 06.10.2009 года).

ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ 1599 от 19.12.2014)
Структура документа:
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, в которой раскрыта основная идея, цели и
задачи курса, принципы обучения. Отражены
требования к уровням усвоения ЗУН, характеристика класса, мониторинг уровня ЗУН учащихся. Обоснованы
изменения, внесенные в содержание программы, указаны особенности организации и реализации программы.
Программа содержит календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение курса и список
литературы.
Основная идея курса
Изобразительная деятельность является важным фактором познания ребенком окружающего мира, поэтому
обучение детей с проблемами в развитии изобразительному искусству признано одним из главных коррекционных
средств.

Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того
чтобы нарисовать какой-то предмет, его необходимо хорошо изучить. Требование передать в рисунке сходство с
изображаемым объектом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не
становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. Таким образом, изобразительная деятельность способствует
развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления.
На уроках ИЗО улучшается зрительно-двигательная координация путём использования вариативных и
многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Наглядное, чувственное знакомство с объектами окружающего мира и их свойствами составляет область
сенсорного воспитания.
В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются
наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них расширяется словарный запас, развивается
художественный вкус, формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения
знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения.
Данный курс рассчитан на обучение изобразительной деятельности учащихся 4-классов коррекционных школ.
Цель курса:
- формирование адекватного восприятия, правильного понимания прекрасного в природе, искусстве и обществе;
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся;
- изучение и развитие личностных качеств ребёнка;
Эта цель может быть достигнута посредством решения
основных задач:
- формирование интереса к изобразительной деятельности и повышение мотивации;
- формирование и закрепление изобразительных умений и навыков (владение карандашом и кистью,
регулирование движений в соответствии с задачами изображения, правильная передача пространственных свойств
предметов и т.д.)
- дальнейшее развитие умений выполнять рисунки различными художественными техниками;
- уточнять и обогащать зрительные представления об окружающей действительности;
- развивать умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- развивать пространственные представления;
- изучать элементарные основы линейной перспективы;

- воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям живописи;
- изучать картины известных художников;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность
Для решения этих задач программа предусматривает четыре вида занятий: декоративное рисование,
рисование на темы; рисование с натуры и беседы об изобразительном искусстве.
В рабочей программе реализуются основные принципы
построения школьных
программ:
1.
Принцип изучения материала:
от простого к сложному.
2.
Элементы концентризма в программе прослеживаются в ведущих терминах и понятиях, проходящих через
весь курс изобразительного искусства, их обогащение и развитие осуществляется на основе нового материала на более
сложном уровне, изучаемого в каждом классе.
3.
Научность содержания.
4.
Сочетание федерального, регионального и местного компонентов.
5.
Доступность, систематичность, последовательность программного материала.
6.
Уровневый подход к формированию художественно-творческих способностей учащихся основывается
на учете их психофизических и индивидуальных особенностей и предполагает не только разную степень усвоения
материала, но и его объем.
7.
Реализация межпредметных связей.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками
музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с
окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе),
математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых
изделий).
Организационные особенности реализации программы.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. В ней предусматривается использование следующих
видов изобразительной деятельности: живопись, декоративно-прикладное творчество, нетрадиционные способы
изображения, а также различные техники: цветные карандаши, восковые мелки, гелиевые ручки, фломастеры, акварель,
гуашь.

Особенности реализации программы.
На уроках рисования с натуры необходимо учить детей анализировать объект изображения (определять
форму, цвет и величину составных частей). Развивать умение изображать предметы прямоугольной, цилиндрической и
конической формы; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке
строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей. При построении рисунка учить пользоваться осевыми линиями;
подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной
светотенью.
Для слабых учащихся
предусмотрена необходимая помощь учителя, а также облегчённые задания,
использование шаблонов.
На уроках декоративного рисования дети учатся последовательно выполнять построение орнаментов в
прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края.
Учащимся желательно научиться рисовать узоры в круге, размещая декоративные элементы на диаметрах, в
центре и по линии окружности. Школьники закрепляют умения пользоваться акварельными и гуашевыми красками,
ровно заливать фон и отдельные элементы орнамента, подбирать гармоничное сочетание цветов.
На уроках рисования на темы учащиеся развивают зрительные представления и умения передавать в
рисунке свои впечатления от ранее увиденного. Изучают законы линейной перспективы, правильно располагая
элементы рисунка и объединяя их общим замыслом.
Несколько уроков отводятся для беседы по картинам. Дети вырабатывают умения рассказывать о
содержании рассматриваемого произведения, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение о картинах и о своём
эмоциональном состоянии. Учатся узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года,
передаваемые средствами изобразительного искусства; развивают умение видеть красоту природы.
В программе предусмотрены некоторые темы, которые позволяют ближе познакомить детей с народными
промыслами и мастерством народных умельцев: русская матрёшка, пасхальное яйцо, гжель, радостная хохлома.
Несколько тем, позволяющих глубже изучить личность ребенка; познакомиться с семьёй ребенка через рисунок; понять
чувства и мысли, а также психологические проблемы ребенка, с целью формирования положительной « я-концепции» и
адекватной самооценки («Моя семья», «Кем я буду когда вырасту» и т.п.).
Обоснование изменений, внесенных в содержание
программы.
В настоящее время в коррекционных школах контингент учащихся сильно изменился.

Дети приходят в школу с нарушениями интеллекта, анализаторов, опорно-двигательного аппарата и мелкой
моторики.
Проблему
развития потенциальных творческих возможностей
детей с ОВЗ можно решать через
использование нетрадиционных методов и техник рисования. Как приблизится к интересам ребенка? Как понять его
проблемы? Как помочь в их решении?
Эти проблемы являются открытыми для коррекционной педагогики. Но существуют пути решения таких
проблем. Один из которых – творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью творческой реабилитации является развитие творческих способностей учащихся, а также выработка
качеств, умений и навыков, помогающих наиболее оптимально приспособиться к окружающей среде, что так
необходимо детям данной категории.
Существуют множество форм и методов работы для раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ. Это
арттерапия, данстерапия, рисуночная терапия, куклотерапия, сказкотерапия, природотерапия, музыкотерапия,
фитотерапия, игротерапия и т.д. Но этих разделов нет в программе по предмету «изобразительное искусство» для
коррекционных школ, что снижает эффективность педагогического воздействия на процессы коррекции и развития
данной категории детей.
В наше время ребенку предоставляется возможность широкого выбора изобразительных материалов, которые
в процессе работы вызывают радость, эмоциональную взволнованность, поддерживают интерес к рисованию. Чтобы
творческий процесс был успешным, необходимо создать положительный психологический климат и эмоциональную
атмосферу, которая будет окружать ребенка. Ребенку должно быть интересно, а для этого его надо чем-то увлечь.
Многолетний опыт работы с детьми только теми художественными материалами, которые предусматривает
программа для специальных коррекционных школ - цветные карандаши и акварель, показал, что этих техник стало
недостаточно. Поэтому стало необходимым использование новых форм и методов обучения, широкого спектра
изобразительных средств, различных материалов и приемов, которые способствовали бы творческому самовыражению
ребенка.
Все вышесказанное указывает на актуальность и необходимость внесения в рабочую программу
элементов творческой реабилитации для
развития
творческих возможностей
учащихся, а также для
коррекции эмоциональных нарушений, нарушения мелкой и общей моторики:


нетрадиционные техники рисования (кляксография, пальцевая живопись, тычок жесткой полусухой кистью,
рисование ладошкой, различные оттиски; монотипия, шаблонный метод, коллаж и др.)

сказкотерапии (дети-художники, игра-сказка, «вхождение в образ», «оживление картин»)

двигательной терапии (физкультминутки, изображение в движении рисуемых предметов, растений,
животных)

природотерапии (рисование с натуры листьев деревьев, веточки березы, ели; рисование на тему: «Парк
осенью» и т.п.)

музыкотерапии - один из активных путей создания атмосферы сотворчества, сотрудничества учителя и
ученика (учащиеся рисуют под специально подобранную музыку, соответствующую теме урока и психофизическому
состоянию учащихся)

коллективное творчество учащихся, применяемое в оформлении школьных интерьеров, рисунки и сувениры
как подарки родителям, гостям школы, учителям и воспитателям.
Эти методы как в совокупности, так и каждый по отдельности приносят видимые и положительные
результаты в работе с учащимися нашей школы.
Коррекционное воздействие на личность учащихся, формирование творческих качеств будет способствовать
подготовке к самостоятельной жизни, социально-трудовой адаптации.
Формы отчетности, особенности контроля.
Формы контроля:
•
наблюдение;
•
беседа;
•
фронтальный опрос;
•
опрос в парах;
•
практикум.
В рабочей программе определены основные требования к уровню ЗУН учащихся: по базовому и сниженному
уровню. Разработан мониторинг знаний, умений и навыков учащихся, в котором отражен уровень усвоения учебного
материала (в начале и в конце учебного года). Исходя из особенностей психофизического развития детей, проводить
контрольные работы в данных условиях считаю нецелесообразным.
Планируемые результаты.

Рабочая программа определяет два вида результата обучения: личностный и предметный.
Личностные результаты включают индивидуально – личностные качества, овладение обучающимися
жизненными и социальными компетенциями и ценностными установками, необходимыми для решения практико –
ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной
предметной области, готовность к их применению.
Предусматривается, что к концу учебного года результаты освоения данной программы обучающимися по
предмету «изобразительное искусство» будут иметь следующий характер.
Личностные результаты.
Учащиеся научатся (базовый уровень):
· положительно относиться к урокам изобразительного искусства
Учащиеся получат возможность для формирования (сниженный уровень):
· познавательной мотивации к изобразительному искусству
· чувства уважения к народным художественным традициям России
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Регулятивные БУД.
Учащиеся научатся (базовый уровень):
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем
· выполнять работу по заданной инструкции
· использовать изученные приёмы работы красками
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с
заданной в учебнике последовательностью
· вносить коррективы в свою работу
Учащиеся получат возможность научиться (сниженный уровень):
· понимать цель выполняемых действий
· адекватно оценивать правильность выполнения задания
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям
· решать творческую задачу, используя известные средства

· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные БУД.
Учащиеся научатся (базовый уровень) :
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток
· различать цвета и их оттенки
Учащиеся получат возможность научиться (сниженный уровень):
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
Коммуникативные БУД.
Учащиеся научатся (базовый уровень):
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Учащиеся получат возможность научиться (сниженный уровень):
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации
проектной деятельности (под руководством учителя).
Предметные результаты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических и конических предметов;

использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;








передавать объёмную форму предметов светотенью
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;
пользоваться акварельными и гуашевыми красками;
правильно накладывать фон, тонировать бумагу разными способами;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании рассматриваемого произведения, выражать основную мысль художника.

ИЗО 4 КЛАСС
I – четверть.
Рисование с натуры овощей и фруктов.
Рисование с натуры листа дуба.
Рисование с натуры ветки рябины.
Ковёр из осенних листьев.
Рисование геометрического орнамента в квадрате.
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы.
Мой четвероногий друг. Беседа о домашних животных.
Рисунок на тему: «Город, в котором я живу». Беседа о родном городе.
Гжель. Элементы росписи.
II – четверть.
Рисование морского пейзажа. Живопись.
Рисование с натуры игрушки – грузовика, автобуса.
Рисование на тему: «Виды транспорта».
Портрет мамы к празднику: «День матери». Живопись.
Рисование пятиконечной звезды.
Декоративное рисование: «Рисует узоры мороз на оконном стекле».
Мастерская Деда Мороза.
III – четверть.
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы.
Мой четвероногий друг. Беседа о домашних животных.
Рисунок на тему: «Город, в котором я живу».Беседа о родном городе.
Хохлома. Элементы росписи.
Зимний лес. Пейзаж. Живопись.
Беседа по картинам.
Рисование на тему: «День Защитника Отечества».
Декоративное рисование.
Плакат «8 – Марта».
Оформление праздничной открытки.
Рисование матрёшки.
Рисование с натуры скворечника.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рисование на тему: «Пришла весна. Грачи прилетели».
Рисование хохломского узора, Элементы хохломской росписи.
IY – четверть.
Рисунок на тему: «Наши спутники в космосе».
Радостная хохлома. Рисование посуды с хохломским узором.
Рисование посуды с хохломским узором.
Рисование на тему: «9-Мая. День Победы». Беседа о войне.
Композиция: «Одуванчики в траве».
Рисование на тему : «Нежный весенний цветок».
Рисование пархающей бабочки.
Композиция: «Цветы и насекомые». Живопись.
Рисование Жар-птицы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».