Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 08. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 2 от «30» августа 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 ППк ИЗО 4 Начальное общее образование 1год 1час в неделю/34 часов в год Пояснительная записка. Цель создания рабочей программы по изобразительному искусству – поиск, разработка лучших средств и приемов для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, формирование творческих способностей учащихся. Это локальный и индивидуальный документ, определяющий пути реализации целей обучения с учетом индивидуальных особенностей класса в целом и каждого ученика в отдельности: состояние здоровья и структура дефекта учащихся; Статус документа: Программа составлена на основе: ПРОГРАММЫ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой, Москва, 2010 год; УЧЕБНОГО ПЛАНА МБОУ СОШ 49, г Екатеринбурга 2022-2023 уч. год. ЗАКОНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ №473 ФЗ от 29.12.12 ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ № 373от 06.10.2009 года). ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ 1599 от 19.12.2014) Структура документа: Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, в которой раскрыта основная идея, цели и задачи курса, принципы обучения. Отражены требования к уровням усвоения ЗУН, характеристика класса, мониторинг уровня ЗУН учащихся. Обоснованы изменения, внесенные в содержание программы, указаны особенности организации и реализации программы. Программа содержит календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение курса и список литературы. Основная идея курса Изобразительная деятельность является важным фактором познания ребенком окружающего мира, поэтому обучение детей с проблемами в развитии изобразительному искусству признано одним из главных коррекционных средств. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-то предмет, его необходимо хорошо изучить. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления. На уроках ИЗО улучшается зрительно-двигательная координация путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала. Наглядное, чувственное знакомство с объектами окружающего мира и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них расширяется словарный запас, развивается художественный вкус, формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Данный курс рассчитан на обучение изобразительной деятельности учащихся 4-классов коррекционных школ. Цель курса: - формирование адекватного восприятия, правильного понимания прекрасного в природе, искусстве и обществе; - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся; - изучение и развитие личностных качеств ребёнка; Эта цель может быть достигнута посредством решения основных задач: - формирование интереса к изобразительной деятельности и повышение мотивации; - формирование и закрепление изобразительных умений и навыков (владение карандашом и кистью, регулирование движений в соответствии с задачами изображения, правильная передача пространственных свойств предметов и т.д.) - дальнейшее развитие умений выполнять рисунки различными художественными техниками; - уточнять и обогащать зрительные представления об окружающей действительности; - развивать умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; - развивать пространственные представления; - изучать элементарные основы линейной перспективы; - воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям живописи; - изучать картины известных художников; - воспитывать трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность Для решения этих задач программа предусматривает четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование на темы; рисование с натуры и беседы об изобразительном искусстве. В рабочей программе реализуются основные принципы построения школьных программ: 1. Принцип изучения материала: от простого к сложному. 2. Элементы концентризма в программе прослеживаются в ведущих терминах и понятиях, проходящих через весь курс изобразительного искусства, их обогащение и развитие осуществляется на основе нового материала на более сложном уровне, изучаемого в каждом классе. 3. Научность содержания. 4. Сочетание федерального, регионального и местного компонентов. 5. Доступность, систематичность, последовательность программного материала. 6. Уровневый подход к формированию художественно-творческих способностей учащихся основывается на учете их психофизических и индивидуальных особенностей и предполагает не только разную степень усвоения материала, но и его объем. 7. Реализация межпредметных связей. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Организационные особенности реализации программы. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. В ней предусматривается использование следующих видов изобразительной деятельности: живопись, декоративно-прикладное творчество, нетрадиционные способы изображения, а также различные техники: цветные карандаши, восковые мелки, гелиевые ручки, фломастеры, акварель, гуашь. Особенности реализации программы. На уроках рисования с натуры необходимо учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей). Развивать умение изображать предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и цвет его частей. При построении рисунка учить пользоваться осевыми линиями; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью. Для слабых учащихся предусмотрена необходимая помощь учителя, а также облегчённые задания, использование шаблонов. На уроках декоративного рисования дети учатся последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края. Учащимся желательно научиться рисовать узоры в круге, размещая декоративные элементы на диаметрах, в центре и по линии окружности. Школьники закрепляют умения пользоваться акварельными и гуашевыми красками, ровно заливать фон и отдельные элементы орнамента, подбирать гармоничное сочетание цветов. На уроках рисования на темы учащиеся развивают зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. Изучают законы линейной перспективы, правильно располагая элементы рисунка и объединяя их общим замыслом. Несколько уроков отводятся для беседы по картинам. Дети вырабатывают умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение о картинах и о своём эмоциональном состоянии. Учатся узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивают умение видеть красоту природы. В программе предусмотрены некоторые темы, которые позволяют ближе познакомить детей с народными промыслами и мастерством народных умельцев: русская матрёшка, пасхальное яйцо, гжель, радостная хохлома. Несколько тем, позволяющих глубже изучить личность ребенка; познакомиться с семьёй ребенка через рисунок; понять чувства и мысли, а также психологические проблемы ребенка, с целью формирования положительной « я-концепции» и адекватной самооценки («Моя семья», «Кем я буду когда вырасту» и т.п.). Обоснование изменений, внесенных в содержание программы. В настоящее время в коррекционных школах контингент учащихся сильно изменился. Дети приходят в школу с нарушениями интеллекта, анализаторов, опорно-двигательного аппарата и мелкой моторики. Проблему развития потенциальных творческих возможностей детей с ОВЗ можно решать через использование нетрадиционных методов и техник рисования. Как приблизится к интересам ребенка? Как понять его проблемы? Как помочь в их решении? Эти проблемы являются открытыми для коррекционной педагогики. Но существуют пути решения таких проблем. Один из которых – творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью творческой реабилитации является развитие творческих способностей учащихся, а также выработка качеств, умений и навыков, помогающих наиболее оптимально приспособиться к окружающей среде, что так необходимо детям данной категории. Существуют множество форм и методов работы для раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ. Это арттерапия, данстерапия, рисуночная терапия, куклотерапия, сказкотерапия, природотерапия, музыкотерапия, фитотерапия, игротерапия и т.д. Но этих разделов нет в программе по предмету «изобразительное искусство» для коррекционных школ, что снижает эффективность педагогического воздействия на процессы коррекции и развития данной категории детей. В наше время ребенку предоставляется возможность широкого выбора изобразительных материалов, которые в процессе работы вызывают радость, эмоциональную взволнованность, поддерживают интерес к рисованию. Чтобы творческий процесс был успешным, необходимо создать положительный психологический климат и эмоциональную атмосферу, которая будет окружать ребенка. Ребенку должно быть интересно, а для этого его надо чем-то увлечь. Многолетний опыт работы с детьми только теми художественными материалами, которые предусматривает программа для специальных коррекционных школ - цветные карандаши и акварель, показал, что этих техник стало недостаточно. Поэтому стало необходимым использование новых форм и методов обучения, широкого спектра изобразительных средств, различных материалов и приемов, которые способствовали бы творческому самовыражению ребенка. Все вышесказанное указывает на актуальность и необходимость внесения в рабочую программу элементов творческой реабилитации для развития творческих возможностей учащихся, а также для коррекции эмоциональных нарушений, нарушения мелкой и общей моторики: нетрадиционные техники рисования (кляксография, пальцевая живопись, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошкой, различные оттиски; монотипия, шаблонный метод, коллаж и др.) сказкотерапии (дети-художники, игра-сказка, «вхождение в образ», «оживление картин») двигательной терапии (физкультминутки, изображение в движении рисуемых предметов, растений, животных) природотерапии (рисование с натуры листьев деревьев, веточки березы, ели; рисование на тему: «Парк осенью» и т.п.) музыкотерапии - один из активных путей создания атмосферы сотворчества, сотрудничества учителя и ученика (учащиеся рисуют под специально подобранную музыку, соответствующую теме урока и психофизическому состоянию учащихся) коллективное творчество учащихся, применяемое в оформлении школьных интерьеров, рисунки и сувениры как подарки родителям, гостям школы, учителям и воспитателям. Эти методы как в совокупности, так и каждый по отдельности приносят видимые и положительные результаты в работе с учащимися нашей школы. Коррекционное воздействие на личность учащихся, формирование творческих качеств будет способствовать подготовке к самостоятельной жизни, социально-трудовой адаптации. Формы отчетности, особенности контроля. Формы контроля: • наблюдение; • беседа; • фронтальный опрос; • опрос в парах; • практикум. В рабочей программе определены основные требования к уровню ЗУН учащихся: по базовому и сниженному уровню. Разработан мониторинг знаний, умений и навыков учащихся, в котором отражен уровень усвоения учебного материала (в начале и в конце учебного года). Исходя из особенностей психофизического развития детей, проводить контрольные работы в данных условиях считаю нецелесообразным. Планируемые результаты. Рабочая программа определяет два вида результата обучения: личностный и предметный. Личностные результаты включают индивидуально – личностные качества, овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями и ценностными установками, необходимыми для решения практико – ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению. Предусматривается, что к концу учебного года результаты освоения данной программы обучающимися по предмету «изобразительное искусство» будут иметь следующий характер. Личностные результаты. Учащиеся научатся (базовый уровень): · положительно относиться к урокам изобразительного искусства Учащиеся получат возможность для формирования (сниженный уровень): · познавательной мотивации к изобразительному искусству · чувства уважения к народным художественным традициям России · внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства · эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные БУД. Учащиеся научатся (базовый уровень): · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем · выполнять работу по заданной инструкции · использовать изученные приёмы работы красками · осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью · вносить коррективы в свою работу Учащиеся получат возможность научиться (сниженный уровень): · понимать цель выполняемых действий · адекватно оценивать правильность выполнения задания · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям · решать творческую задачу, используя известные средства · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные БУД. Учащиеся научатся (базовый уровень) : · вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток · различать цвета и их оттенки Учащиеся получат возможность научиться (сниженный уровень): · различать формы в объектах дизайна и архитектуры; · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; · характеризовать персонажей произведения искусства; · группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; Коммуникативные БУД. Учащиеся научатся (базовый уровень): · отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; · комментировать последовательность действий; · выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; · участвовать в коллективном обсуждении; · выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. Учащиеся получат возможность научиться (сниженный уровень): · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; · быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; · договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Предметные результаты. Основные требования к знаниям и умениям учащихся: передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических и конических предметов; использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; передавать объёмную форму предметов светотенью подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; правильно накладывать фон, тонировать бумагу разными способами; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов; рассказывать о содержании рассматриваемого произведения, выражать основную мысль художника. ИЗО 4 КЛАСС I – четверть. Рисование с натуры овощей и фруктов. Рисование с натуры листа дуба. Рисование с натуры ветки рябины. Ковёр из осенних листьев. Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы. Мой четвероногий друг. Беседа о домашних животных. Рисунок на тему: «Город, в котором я живу». Беседа о родном городе. Гжель. Элементы росписи. II – четверть. Рисование морского пейзажа. Живопись. Рисование с натуры игрушки – грузовика, автобуса. Рисование на тему: «Виды транспорта». Портрет мамы к празднику: «День матери». Живопись. Рисование пятиконечной звезды. Декоративное рисование: «Рисует узоры мороз на оконном стекле». Мастерская Деда Мороза. III – четверть. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы. Мой четвероногий друг. Беседа о домашних животных. Рисунок на тему: «Город, в котором я живу».Беседа о родном городе. Хохлома. Элементы росписи. Зимний лес. Пейзаж. Живопись. Беседа по картинам. Рисование на тему: «День Защитника Отечества». Декоративное рисование. Плакат «8 – Марта». Оформление праздничной открытки. Рисование матрёшки. Рисование с натуры скворечника. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рисование на тему: «Пришла весна. Грачи прилетели». Рисование хохломского узора, Элементы хохломской росписи. IY – четверть. Рисунок на тему: «Наши спутники в космосе». Радостная хохлома. Рисование посуды с хохломским узором. Рисование посуды с хохломским узором. Рисование на тему: «9-Мая. День Победы». Беседа о войне. Композиция: «Одуванчики в траве». Рисование на тему : «Нежный весенний цветок». Рисование пархающей бабочки. Композиция: «Цветы и насекомые». Живопись. Рисование Жар-птицы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1