Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 09. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» сентября 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 Кульбекова Г.Ф. Изобразительное исскуство 6Б Основное общее образование 1год 1 час в неделю/34 часов в год Пояснительная записка. Цель создания рабочей программы по изобразительному искусству – поиск, разработка лучших средств и приемов для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, формирование творческих способностей учащихся. Это локальный и индивидуальный документ, определяющий пути реализации целей обучения с учетом индивидуальных особенностей класса в целом и каждого ученика в отдельности: состояние здоровья и структура дефекта учащихся; Основная идея курса Изобразительная деятельность является важным фактором познания ребенком окружающего мира, поэтому обучение детей с проблемами в развитии изобразительному искусству признано одним из главных коррекционных средств. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-то предмет, его необходимо хорошо изучить. Требование передать в рисунке сходство с изображаемым объектом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и особенности, которые, как правило, не становятся объектом внимания при пассивном наблюдении. Таким образом, изобразительная деятельность способствует развитию у детей аналитико-синтетической функции мышления. На уроках ИЗО улучшается зрительно-двигательная координация путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала. У школьников с нарушением интеллекта отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Кроме того, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений. Всё это ставит перед учителем ИЗО задачу, направленную на развитие у учащихся адекватного, дифференцированного восприятия окружающей среды. Наглядное, чувственное знакомство с объектами окружающего мира и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них расширяется словарный запас, развивается художественный вкус, формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Данный курс рассчитан на обучение изобразительной деятельности учащихся 6-классов коррекционных школ. Цель курса: - формирование адекватного восприятия, правильного понимания прекрасного в природе, искусстве и обществе; - способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся; - изучение и развитие личностных качеств ребёнка; Эта цель может быть достигнута посредством решения основных задач: - развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения. - формирование и закрепление изобразительных умений и навыков; - дальнейшее развитие умений выполнять рисунки различными художественными техниками; - уточнение и обогащение зрительных представлений об окружающей действительности; - формирование знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно полезной деятельности; - ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно- прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна. - расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики; совершенствование фразовой речи; - воспитание трудолюбия, аккуратности, настойчивости и самостоятельности Для решения этих задач программа предусматривает четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование на темы; рисование с натуры и беседы об изобразительном искусстве. В рабочей программе реализуются основные принципы построения школьных программ: Принцип изучения материала: от простого к сложному. 1. Элементы концентризма в программе прослеживаются в ведущих терминах и понятиях, проходящих через весь курс изобразительного искусства, их обогащение и развитие осуществляется на основе нового материала на более сложном уровне, изучаемого в каждом классе. 2. Научность содержания. 3. Сочетание федерального, регионального и местного компонентов. 4. Доступность, систематичность, последовательность программного материала. 5. Уровневый подход к формированию художественнотворческих способностей учащихся основывается на учете их психофизических и индивидуальных особенностей и предполагает не только разную степень усвоения материала, но и его объем. Реализация межпредметных связей. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения (иллюстрирование отрывка из литературного произведения), географии и биологии (строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Организационные особенности реализации программы. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. В ней предусматривается использование следующих видов изобразительной деятельности: живопись, декоративно-прикладное творчество, нетрадиционные способы изображения (ниткопись, тинга-тинга), а также различные техники: цветные карандаши, восковые мелки, цветные гелевые ручки, фломастеры, акварель, гуашь. Особенности реализации программы. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформления праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов. Дети знакомятся с образцами декоративноприкладного искусства и изделиями народных мастеров. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде. Задания имеют определённую последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, самостоятельное составление узоров. Детям с тяжелыми нарушениями интеллекта предоставляется возможность изучать и раскрашивать готовые узоры или выполнять работу с использованием шаблонов и трафаретов и с помощью учителя. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учётом графических возможностей учащихся. Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение изображаемого предмета. У детей важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой. Для слабых учащихся предусмотрена необходимая помощь учителя, а также облегчённые задания, использование шаблонов. На уроках рисования на темы учащиеся развивают зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного. Изучают законы линейной перспективы, правильно располагая элементы рисунка и объединяя их общим замыслом. В программе предусмотрены некоторые темы, которые позволяют расширить знания учащихся о народных промыслах и мастерстве народных умельцев: городецкая роспись, цветочные узоры Полхов - Майдана, гжель, хохлома, дымковская игрушка, Филимоновская игрушка и др. Несколько уроков отводятся для беседы. Школьники знакомятся с видами изобразительного искусства: скульптура, графика, живопись, архитектура, народные промыслы, дизайн, а также с жанрами изобразительного искусства. Школьники знакомятся с творчеством И. Е. Репина, И. Шишкина, В. Васнецова. Дети вырабатывают умения рассказывать о содержании рассматриваемого произведения, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение о картинах и о своём эмоциональном состоянии. Под влиянием обучения у школьников постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается способность рассказывать о средствах, которыми художник передал эти события. Формы отчетности, особенности контроля. Контрольно – измерительные материалы. Контрольные работы по предмету ИЗО программой не предусмотрены. Контрольно - измерительный материал создается учителем в соответствии с психофизическим особенностями учащихся каждого класса. Оценочная деятельность состоит из фронтального, индивидуального устного опроса и практической части. Формы контроля: • наблюдение; • беседа; • фронтальный опрос; • опрос в парах; • практикум. В рабочей программе определены основные требования к уровню ЗУН учащихся: по базовому и сниженному уровню. Разработан мониторинг знаний, умений и навыков учащихся, в котором отражен уровень усвоения учебного материала (в начале и в конце учебного года). Для учащихся, хорошо усваивающих программу предусмотрены тестовые задания и кроссворды. Планируемые результаты. Рабочая программа определяет два вида результата обучения: личностный и предметный. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данной предметной области, готовность к их применению. Основные требования к знаниям и умениям учащихся: передавать в рисунке форму, пропорции и цвет изображаемых предметов; использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; передавать объёмную форму предметов светотенью; подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов; совершенствовать умения при работе акварельными и гуашевыми красками; самостоятельно составлять узоры из геометрических и растительных элементов. употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов; рассказывать о содержании рассматриваемого произведения, выражать основную мысль художника, знать фамилии художников. 1 ч в неделю, 34 ч в год № п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Дата Тема урока Содержание урока Беседы об изобразительном искусстве. Развитие активного целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства Декоративное рисование. Составление сетчатого узора для ткани. Рисование с натуры. Определение формы, цвета, сравнение величины составных частей Рисование с натуры. Развитие эстетического восприятия окружающей жизни Рисование с натуры. Совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения Рисование с натуры. Последовательный анализ предмета, определение общей формы Декоративное рисование. Составление симметричного узора Декоративное рисование. Раскрытие практического и общественно полезного значения работ декоративного характера Беседы об изобразительном искусстве. Выработка умения высказываться по содержанию рассматриваемого произведения выявляя основную мысль художника Рисование с натуры. Пропорции, связь частей между собой, выбор цвета Рисование с натуры. Пропорции, связь частей между собой, выбор цвета Рисование на темы. Развитие и совершенствование способности отражать свои наблюдения в рисунке Беседа на тему «Декоративно – прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево). Рисование на темы. Обучение умению продумывать и осуществлять пространственную композицию Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация). Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко и груша). Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблоко и груша). Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (морковь и огурец). Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (морковь и огурец). Составление симметричного узора. Составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся) Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками», П. Кончаловского «Сирень» Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников). Рисование с натуры постройки строительного материала. из элементов «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму). «Что мы видели на стройке» (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рисунка 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Беседы об изобразительном искусстве. Формирование представлений о своеобразии скульптуры как вида изобразительного искусства Декоративное рисование. Развитие художественного вкуса и умения стилизовать природные формы Декоративное рисование. Развитие художественного вкуса и умения стилизовать природные формы Беседы об изобразительном искусстве. Народное декоративно-прикладное искусство. Рисование с натуры предметов цилиндрической формы Рисование с натуры. Развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображения Рисование с натуры. Развитие умения в определенной последовательности (от общего к частному) строить изображения Рисование с натуры. Пользование простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление Декоративное рисование. Формирование элементарных представлений о приемах выполнения простейшего шрифта по клеткам Рисование на темы. Развитие умения отражать в рисунке свое представление об образах литературного произведения Рисование с натуры. Передача в рисунке объемной формы предметов, подбор цвета в рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму). Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти»; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине). Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки). Изготовление новогодних карнавальных масок. Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов «Богатыри»; В.Суриков. «Переход Суворова через Альпы»). Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения: «Эмалированная кастрюля и кружка». Рисование с натуры объемного предмета конической формы: «Кофейник». Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Кувшин». Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Ваза» Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Подсвечник со свечой». Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление: «Торшер» Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова). Иллюстрирование отрывка литературного произведения из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поет, да орешки все грызет»). Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору). 26. 27. 28. 29. 30. 31. 3233 34 соответствии с натурой Рисование на тему: «Мы покоряем космос» Рисование с натуры: Доска для резания овощей. Рисование чайной посуды. Совершенствование умения работать акварельными и гуашевыми красками Рисование натему: День Победы. Букет сирени в вазе. Развитие восприятия цвета и гармоничных цветовых сочетаний Декоративное рисование. Рисование гжельской тарелки. Рисование с натуры. Рисование узора в круге. Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин на тему о Великой Отечественной войне. (В.Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»; Д. Шмаринов. «Не забудим, не простим»; Ф. Богородский. «Слава павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»).