мир природы и человека 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» 08. 2022г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
ШМО
Мир природы и человека
4
Начальное общее образование
1год
1час в неделю/34 часа в год

3

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом МБОУ СОШ 49 на 2022 - 2023 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Мир природы и
человека», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебники:

1). Мир природы и человека, 4 класс, часть I, М. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, Москва «Просвещение» 2019 год
2). Мир природы и человека, 4 класс, часть II, М. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, Москва
«Просвещение» 201 9 год

Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю
Количество часов в год по программе: 34 часа
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебног о предмета «Мир природы
и человека», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Срок реализации программы - 1год.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой
и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
- обогащение, уточнение, активизация словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной устной речи (диалогической и монологической);
- развитие зрительного и слухового восприятия, мыслительных процессов;
- воспитание нравственных качеств личности на основе изучения предметов и явлений окружающего мира.
2

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с
окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира
и даёт возможность постепенно раскрывать причинно- следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека. При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об
особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческих дисциплин, который выдвигает на первый план
обеспечение:
- практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
- накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными
носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения
учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
- закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта
взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
- постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых
тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об
окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с
природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию
знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как социального существа для осмысленной и
самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе
человек)»,
«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений,
упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с
изучаемыми объектами и явлениями. Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений).
5

Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе,
жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году,
начиная с января. Календарь.
Осень — начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима — начало, середина, конец зимы. Весна — ранняя,
середина весны, поздняя весна. Смена времён года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам
наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания
качественных изменений: температура воздуха (тепло - холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег - дождь,
иней, град). Ветер (холодный - тёплый, направление и сила, на основе наблюдении. Солнце (яркое - тусклое, большое
- маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня
зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян.
Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление
растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учёт времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры,
наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм
в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололёд, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звёзды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой
природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее
существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребёнком), место в природе, значение. Элементарные
сведения о Земле, как планете, и Солнце - звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая
природа
4

Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место
произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход.
Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.
Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли.
Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и несъедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование
человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами
животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным.
Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушки. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела.
Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и
весной в период гнездования (сбор веток для гнёзд, соблюдение тишины и уединённости птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением,
бережное отношение к дикорастущим растениям. Правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами
ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами
помощи диким животным, и т.п.

5

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека : (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.
Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытьё, расчёсывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание).
Гигиена рук (мытьё). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с
жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил
охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела
человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка). Гигиена питания (полноценное и
регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена
(умывание, приём ванной), прогулки и занятия спортом .
Человек - член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребёнка: гигиенические
принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего
окружения ребёнка.
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк
или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей,
работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные
такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и
аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населённые пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша
национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия - многонациональная страна.
Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей
страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления
сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) - приём витаминов, гигиена полости носа и рта,
предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение
назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, приём
лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
8

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации
приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в
зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами,
ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход,
правила нахождения ребёнка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по
пешеходному переходу). Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для
практических работ и опытов, с инвентарём для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в
чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Краткая характеристика предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по этому учебному
предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное
исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным
предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые
представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитикосинтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности
обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов,
показывается различие между видовым и родовым понятием, ученики упражняются в адекватном и более точном
сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной
действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова
включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на
вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и
9

явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными
изменениями в природе, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей,
активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определённых предметах и явлениях, правильно
наблюдать, сравнивать, характеризовать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной
форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения;
описывать предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и
различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и
умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире,
развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приёмы обучения способствуют развитию речи и
мышления учащихся. Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по
основным свойствам.
Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Участие в беседе. Правильные, полные и отчётливые ответы на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять
высказывания
Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы,
сезонных изменениях в природе.
Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными
объектами посредством предлогов и наречий.
Учебные презентации.
Планируемые результаты освоения обучающимися мир природы и человека:
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
10

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по
предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;
- адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
-

Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований для классификации;
- развёрнутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учётом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о
предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предварительного и итогового контроля), оценка своей
работы и
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное
взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и
учебнотрудовых задач в объёме программы.

11

Учебно-тематический план
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Разделы и темы программного материала
Времена года
Растения
Животные
Человек
Безопасное поведение
Неживая природа
ИТОГ
О:

Всег
о
15
6
5
3
3
2
34

Теори
я
11
6
5
3
3
2
30

Экскурс
и
4
—
—
—
—
—
4

12

№
п
/
п

1
2
3
4

№
у
р
о
к
а
по

4 часа
1
2
3
4

ТЕМА
ПРОГРАММ
Ы

Календарно - тематическое планирование
Планируемые результаты
предметные
личностные
ДА
Т
А

Ф
А
К
Т

Е

ПРИМЕЧАНИ

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Времена года. Осень (часть I)
Осень. Экскурсия
Растения осенью
Животные осенью
Труд людей осенью

Называть
признаки осени.
Знать названия
осенних месяцев.
Знать, как
следить за своим
здоровьем; какую
одежду
выбирать; знать,
что "осень"- пора
сбора урожая

Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природой и
социальной частью.
Ценностное
отношение к
природе. Осознание
себя как ученика,
заинтересованного
посещением
школы,
обучением, занятиями
ЖИВАЯ ПРИРОДА

с. 4, 5 / 3
с. 6-9 / 4, 5
с. 10-14 / 5-7
с. 13,14 / 7, 8

13

6 часов
5
1
6
2
7
3
8
4

9

5

1

6

5 часов
1
1
1
2
1
3
1
4
1
5
5

4 часа
1
1
1
2
1
3

Огород
Лес
Сад
Растения
культурные и
дикорастущие
Лекарственн
ые растения.
Парки
Растения поля

Домашние животные
Птицы
Дикие птицы
Домашние птицы
Насекомые

Зима. Экскурсия
Растения зимой
Животные зимой

Растения (часть II)
Умение
Уметь сравнивать
обращаться за
растения. Знать
помощью,
части растений.
принимать
Знать названия
помощь;
растений огорода,
овладение
леса, сада и поля.
социальноРазличать плоды и
бытовыми
семена растений.
навыками,
Знать названия
используемыми в
трав
повседневной
жизни
Животные (часть II)
Знать названия и
домашних
Целостный,
животных, диких
социально
и домашних птиц,
ориентированный
насекомых.
взгляд на мир в
Уметь сравнивать
единстве его с
природой и
социальной
частью
Времена года. Зима (часть I)
Формирование
Знать названия
положительного
зимних
отношения к

с.4-7/ 30,31
с.7, 8/ 31, 32
с.8-13/ 32-34
с.14-17/ 34

с. 18-22/34,35

с.23-29/36,37

с.30-34/38-40
с.35-39/40-43
с.39-41/43-45
с.41-45/46-48
с.45-49/48-50

с. 15,16 /8,9
с.17,18/9,10
с.19-20/10,11

14

1
9

2
2
2
2

4

3 часа
1
2
3

Труд людей зимой

месяцев,
признаки зимы.
Связно
высказываться
по плану,
употребляя
простые
распространённ
ые
предложения.
Знать, какую
одежду выбирать
зимой; в
какие игры
можно играть

мнению учителя,
сверстников;
готовность к
безопасному и
бережному
поведению в
природе и
обществе; умение
обращаться за
помощью,
принимать помощь

с. 20,21 /11

Человек (часть II)
Мозг человека
Режим дня
Охрана природы

Ознакомление
с мозгом
человека.
Знать режим
дня. Называть
расположение
органов на
теле человека

Сформированност
ь установки на
безопасный,
здоровый образ
жизни, наличие
мотивации к
творческому
труду, работе на
результат,
бережному отношению
к материальным и
духовным
ценностям;

с.50-55/51
с.55-59/52
с.59-68/53,54

15

2
2
2
2
6

4 часа
1
2
3
4

3 часа
2
1
7
2
8

2

2
9

3

3 часа
3
1

Весна. Экскурсия
Растения весной
Животные весной
Труд людей весной

Правила
поведения дома
и в школе
Правила
дорожного
движения.
Дорога.
Пешеходный переход
Транспорт.
Мы
пассажиры

Лето. Экскурсия

Времена года. Весна (часть I)
Знать названия
Овладение
весенних месяцев;
социальноназвания
бытовыми
растений и
навыками,
животных; труд
используемыми в
людей, какие
повседневной
работы
жизни; умение
проводятся в
организовать своё
огороде весной
рабочее место
Безопасное поведение (часть II)
Знать и
соблюдать
правила
Сформированность
поведения в
навыков
школе и дома,
сотрудничества со
правила
взрослыми и
дорожного
сверстниками в
движения.
разных социальных
Ознакомление с
ситуациях;
видами
адекватных
пешеходных
представлений о
переходов,
собственных
общественного
возможностях, о
насущно
транспорта
необходимом
жизнеобеспечении
Времена года. Лето (часть I)

с.22-24/12
с. 24-27/1314
с.28-31/14-16
с.31,32/16

с.69-72

с.72-75

с.76,77

с.33-36/17

16

3
1
3
2

2
3

Растения и
животные летом
Труд людей летом

Назвать признаки
лета. Знать
названия летних
месяцев.
Знать, какие работы
проводятся летом в
огороде

2 часа
3
1

Почва

Ценностное
отношение к
природе; умение
обращаться за
помощью,
принимать
помощь. Целостный,

социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природой и
социальной
частью. Овладение
социальнобытовыми
навыками,
используемыми в
повседневной жизни
Неживая природа (часть I)
Ознакомление с

с.36-42/18-22
с.43-47/22,23

с48-56/24-28

17

3
4

2

Рельеф

разнообразием
видов почвы и
рельефа

Владение
навыками
коммуникации и
принятыми
нормами
социального
взаимодействия;
владение
навыками
коммуникации и
принятыми
нормами
социального
взаимодейств
ия

с.56-59/28,29

18

Литература и средства обучения

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Мир природы и человека, 4 класс, часть I, М. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, Москва «Просвещение» 2019
3. Мир природы и человека, 4 класс, часть II, М. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, Москва «Просвещение» 2019
4. Мир природы и человека, рабочая тетрадь, 4 класс, Н. Б. Матвеева, М. А. Попова, Москва «Просвещение» 2018

4. Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей мир животных и растений Ярославль «Академия развития» 1997 год.
5. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». - М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
6. Сухаревская Е. Ю. “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов- на Дону,
2010.
7. Худенко Е. Д., Барышников Д. И. «Планирование уроков развитие речи на основе знакомства с
окружающим миром в 4 классе коррекционных школ VIII вида» АРКТИ, Москва 2004 год.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».