Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова /________/ Приказ № 95/2 от «31» 08. 2022г. ПРИНЯТО: На педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебный год Составители Учебная дисциплина Класс Уровень образования Срок освоения программы Количество часов по учебному плану 2022/2023 ШМО КБЖ 3Г Основное общее образование 1год 1 часа в неделю/34 часа в год Нормативно - правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599. 2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000). 3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48». 4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов МБОУ СОШ 49. 6.Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4,5,6 классов (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г. 7. Программа «Основы безопасной жизнедеятельности» / Н.И.Таланова. – Коломна, 2011. – 12 с. Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3-Г класса МБОУ СОШ 49. Срок реализации настоящей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» - 1 учебный год. Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессиональнотрудовыми навыками, учить использованию знаний по безопасности жизнедеятельности в нестандартных ситуациях. Задачи: через обучение КБЖ повышать уровень общего развития обучающихся, воспитанников и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств; формировать осознанные и прочные навыки для применения полученных знаний в жизни; развивать речь обучающихся, воспитанников, обогащать её доступной терминологией; воспитывать у обучающихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Основополагающие принципы. В основу программы «Культура безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3-а класс положены следующие принципы. Общедидактические принципы: · сознательности и активности; · наглядности; · систематичности и последовательности; · прочности; · научности; · доступности; · связи теории с практикой. Принципы коррекционно-развивающего обучения: - динамичность восприятия; - продуктивной обработки информации; - развития и коррекции высших психических функций; - мотивации к учению – создание мотивационной обстановки, обеспечивающей эффективность работы воспитанников. Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности» в 3-Г классе. Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода. Методы. а) общепедагогические методы: -словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником; -наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр; -практические – упражнения б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко): - задания по степени нарастающей трудности; - метод самостоятельной обработки информации; - специальные коррекционные упражнения; - задания с опорой на несколько анализаторов; - включение в занятие современных реалий; - развёрнутая словесная оценка; - призы, поощрения. Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа. Типы занятий: - актуализация знаний и умений; - изучение нового материала и первичное закрепление; - комплексное применение знаний и умений; - выработка практических умений; - обобщение и систематизация знаний и умений; - контроль и коррекция знаний и умений; -комбинированное занятие; -нестандартное занятие. Используются ТСО: компьютерные презентации, слайды с таблицами, схемами и иллюстрациями, телевизор. Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Программа рекомендуется для учителей и воспитателей коррекционных образовательных учреждений с умственной отсталостью. Пояснительная записка Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социальнообразовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в образовательной организации определяется, прежде всего, особенностями социального развития учащихся, формированием у них базовых установок и социальных представлений.Формирование социальных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих комплексные нарушения физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и социальным миром, осознания самого себя в этом мире, ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни. Социальные представления о безопасности жизнедеятельности у школьников с умеренной умственной отсталостью отличаются качественнымсвоеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий. Имеющих физическую слабость, часто незнающих и непонимающих опасностей, которые их подстерегают, неумеющие прогнозировать последствия своего поведения и вследствие отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой- всё это усугубляет поведение учащихся с умеренной умственной отсталостью в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации. Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный характер и неустойчивый характер у детей с умеренной умственной отсталостью значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного процесса. Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Культура безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основемеж предметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаковосимволической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.),которые являются инструментариями к познанию и опосредуют любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую. Становление у детей с умственной отсталостью целостной структуры социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельностиреализовывать с использованием системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера. Занятия по культуре безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций. Вся программа поделена на 7 модулей: 1) безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях; 2) безопасность на дороге; 3) безопасность на улице и во дворе; 4) безопасность в помещении; 5) безопасность в лесу; 6) пожарная безопасность; 7) безопасность на воде. Задача воспитателя помочь детям выработать навыки безопасного поведения, своевременно предостеречь их от беды, и при этом не просто рассказать, что хорошо и что плохо, а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; совершенствовать культуру безопасности учащихся с умственной отсталостью, становление их психологической защищённости от опасных ситуаций; повышать уверенность в собственных силах, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности, обогащать словарный запас, корректировать нарушения психофизического развития. Занятия должны иметь теоретический и практический характер, чтобы полнее формировать социальный опыт детей с умственной отсталостью и сочетанным дефектом. Необходимо использовать рассказы, сказки, загадки, стихи, а также наглядный материал в виде картин, плакатов, иллюстраций, DVDc обучающим характером. Предполагаемые результаты обучения. Дети с осложнёнными формами умственной отсталости не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Результатом изучения курса культура безопасной жизнедеятельностиявляются наличие у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; основополагающих знаний и умений в распознавании и оценивании опасных и вредных факторов среды обитания человека и в определении способов защиты от них и умении ликвидировать негативные последствия. Учащиеся должны уметь находить и стремиться выполнять способы и средства сохранения здоровья, использовать знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной, навыки правильного поведения впотенциально опасных и экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме; оказывать само и взаимопомощь, овладеть культурой безопасности. Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения культуре безопасной жизнедеятельности: формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно в меру своих возможностей) жить в обществе людей; коррекция нарушений физического развития; формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме; соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс. № п/п 1 2 3 4 5 1 2 1 2 3 4 1 1 2 3 Название разделов и тем. К-во часов 1четверть Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Предмет КБЖ. Что такое безопасность? Источники опасности. Чрезвычайная ситуация. Обобщающий урок по теме. 6 1 2 1 1 1 Безопасность на дороге. Транспорт на дорогах города. Правила поведения в транспорте. 2 четверть Безопасность на дороге. Правила поведения в транспорте. Знакомство с улицей. Проезжая и пешеходная части улицы. Встреча с зам.директора по безопасности. Безопасность на воде. Безопасность на льду. Пожарная безопасность. Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт. 3 четверть. Безопасность в помещении. Безопасное общение с домашними животными. Разговор о самых обычных вещах. Опасно ли быть неряхой? 3 2 1 4 1 1 1 1 1 1 2 2 5 2 1 2 Примечание Безопасность на дороге. Светофор. Сигналы светофора. Наблюдения за движением транспорта. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. 4 четверть. Безопасность на дороге. Пешеходный переход. Правила для пешеходов. Внимание! Переходим через улицу! Улица – не место для игр. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Обобщающий урок. 1 2 1 1 2 3 4 5 3 2 1 2 2 5 2 2 1 2 1 1 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с. 7. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с. 8. Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. 9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 10. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2005.-447с. 11.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Рекомендуется использовать в процессе подготовки к занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия, научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники, энциклопедии, справочники). Рекомендуемые адреса: Российская государственная библиотека: http://www.leninka.ru/ Международная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница Цифровая библиотека (русские издания): www.Lib.Ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: http://window.edu.ru/window ГНПБ им. К. Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru 4 класс. № п/п 1 2 3 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 Название разделов и тем. 1четверть Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Мой родной город. Какая опасность нас ожидает. Мой микрорайон, моя улица. Что такое чрезвычайная ситуация. Безопасность на дороге. Безопасность на улице. Мы - пешеходы. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила передвижения пешеходов по улице. « Внимание! Переходим через улицу». Обобщающий урок по безопасности на дороге. Викторина. 2 четверть Безопасность на улице и во дворе. « Если ты заблудился». « Осторожно! Незнакомец». Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». Безопасность на воде. Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период. 3 четверть. Пожарная безопасность. « Огонь – друг или враг». « Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой». « Пожар в квартире» Телефоны 01 и 112. « Чем опасен дым?». « Детские шалости с огнём». Обобщающий урок «Знаете ли вы правила пожарной безопасности» Безопасность на дороге. К-во часов 3 1 1 1 6 1 1 1 2 1 5 1 2 2 1 2 2 6 1 1 1 1 1 1 3 2 Примечание 1 2 3 4 5 6 7 « Улица – не место для игр». Встреча с работником ГИБДД. 4 четверть. Безопасность в помещении. « Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности». « Осторожно - электроприборы». « Кухня – не место для игр». Горючие вещества. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Лесной пожар. Прогулка весной и летом. « Береги и охраняй природу» 1 Название разделов и тем. К-во часов 4 1 1 1 1 3 1 1 1 5 класс. № п/п 1 2 3 1 2 1четверть Безопасность на улице и во дворе. Насильственные действия незнакомого взрослого на улице. « Внешность человека может быть обманчива». Ребёнок и его старшие приятели. Безопасность на дороге. Знакомство с дорожными знаками. Переход по пешеходной дороге и без него. 5 2 1 2 4 2 2 Примечание 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 2 четверть Безопасность на дороге. Правила безопасного и этичного поведения на остановке пассажирского транспорта. Основные правила поведения на улице и дороге. Правила перехода дороги при выходе из транспорта. Детский дорожно-транспортный травматизм. Телефон 03 и 112. Безопасность на улице и во дворе. Конфликты между детьми во время игр. Опасные участки около дома и на улице. 3 четверть. Безопасность на дороге. Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Дорожная разметка. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Выбор наиболее безопасного пути. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Основные спасательные средства. 4 четверть. Безопасность в лесу. Правила поведения в леcу. Осторожно – ядовитые грибы и ягоды! Съедобные и несъедобные грибы. Обобщающий урок. 5 1 2 1 1 2 1 1 6 1 1 2 2 3 2 1 7 1 3 2 1 6 класс. № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 Название разделов и тем. К-во часов 1четверть. Пожарная безопасность. Правила поведения на кухне. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе и в транспорте. Обобщающие уроки по правилам пожарной безопасности. Безопасность на улице и во дворе. Общение со старшими приятелями. О вреде курения и т. п. Встреча с медработником. 7 2 3 1 1 2 2 2 четверть Безопасность на дороге. Перекрёстки и их виды. Поведение пешеходов на перекрёстках. Сигналы, подаваемые водителями. Пешеход на нерегулируемом перекрёстке. Тормозной путь транспортных средств. 3 четверть. Безопасность на дороге. Повторение правил безопасного поведения на дороге. Итоговое занятие. Безопасность в помещении. Опасные бытовые предметы и опасные занятия в помещении. Правила культурного и этичного поведения в помещении. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Внимание! Ледоход. Служба спасения. Встреча со спасателем. 7 1 2 1 2 1 2 1 1 3 1 2 4 2 2 Примечание 1 2 3 4 5 4 четверть. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Подготовка к посещению леса. Встреча с медработником. Внимание! Клещи! Обобщающий урок. Безопасность на воде. Меры безопасности на воде летом. Что делать, если на твоих глазах тонет человек. Итоговые занятия по ОБЖ. Конкурсы, КВН, викторины, игры. 3 2 1 2 1 1 2 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с. 11. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994. 12. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. 13. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с. 14. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с. 15. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с. 16. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с. 17. Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. 18. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с. 10. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2005.-447с. 11.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Рекомендуется использовать в процессе подготовки к занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия, научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники, энциклопедии, справочники). Рекомендуемые адреса: Российская государственная библиотека: http://www.leninka.ru/ Международная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница Цифровая библиотека (русские издания): www.Lib.Ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: http://window.edu.ru/window ГНПБ им. К. Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru