Культура безопасности жизнедеятельности 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Е.Ю.Каримова /________/
Приказ № 95/2
от «31» 08. 2022г.

ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2022г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный год
Составители
Учебная дисциплина
Класс
Уровень образования
Срок освоения программы
Количество часов по учебному плану

2022/2023
ШМО
КБЖ
3Г
Основное общее образование
1год
1 часа в неделю/34 часа в год

Нормативно - правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1. ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII
видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от
04.09.1999 № 48».
4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9
классов МБОУ СОШ 49.
6.Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4,5,6 классов (допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
7. Программа «Основы безопасной жизнедеятельности» / Н.И.Таланова. – Коломна, 2011. – 12 с.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Культура безопасности жизнедеятельности» предназначена для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3-Г класса МБОУ СОШ 49.
Срок реализации настоящей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» - 1 учебный год.
Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессиональнотрудовыми навыками, учить использованию знаний по безопасности жизнедеятельности в нестандартных ситуациях.
Задачи:

через обучение КБЖ повышать уровень общего развития обучающихся, воспитанников и по возможности наиболее полно
скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

формировать осознанные и прочные навыки для применения полученных знаний в жизни;

развивать речь обучающихся, воспитанников, обогащать её доступной терминологией;

воспитывать у обучающихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,
прививать им навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основополагающие принципы.
В основу программы «Культура безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая
степень умственной отсталости) 3-а класс положены следующие принципы.
Общедидактические принципы:

· сознательности и активности;
· наглядности;
· систематичности и последовательности;
· прочности;
· научности;
· доступности;
· связи теории с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
- динамичность восприятия;
- продуктивной обработки информации;
- развития и коррекции высших психических функций;
- мотивации к учению – создание мотивационной обстановки, обеспечивающей эффективность работы воспитанников.
Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Культура
безопасности жизнедеятельности» в 3-Г классе.
Основные направления коррекционной работы:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие основных мыслительных операций;

развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

обогащение словаря;

коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Технологии обучения: игровые, здоровье сберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии
разноуровнего и дифференцированного подхода.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в занятие современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Типы занятий:
- актуализация знаний и умений;
- изучение нового материала и первичное закрепление;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция знаний и умений;
-комбинированное занятие;
-нестандартное занятие.
Используются ТСО: компьютерные презентации, слайды с таблицами, схемами и иллюстрациями, телевизор.
Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной
отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности
жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной
безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения
и взаимодействия в социуме. Программа рекомендуется для учителей и воспитателей коррекционных образовательных учреждений с
умственной отсталостью.
Пояснительная записка
Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры
безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социальнообразовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в образовательной организации определяется, прежде всего,
особенностями социального развития учащихся, формированием у них базовых установок и социальных представлений.Формирование
социальных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих комплексные нарушения физических, психических,
интеллектуальных, эмоциональных качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и социальным миром,
осознания самого себя в этом мире, ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни. Социальные представления о
безопасности жизнедеятельности у школьников с умеренной умственной отсталостью отличаются качественнымсвоеобразием. Это

проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и
прогнозирования поступков и действий. Имеющих физическую слабость, часто незнающих и непонимающих опасностей, которые их
подстерегают, неумеющие прогнозировать последствия своего поведения и вследствие отсутствия самостоятельного опыта
взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой- всё это усугубляет поведение учащихся с умеренной
умственной отсталостью в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.
Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный характер и неустойчивый характер у детей с умеренной умственной
отсталостью значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует
искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного процесса.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью
выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Культура
безопасности
жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной
безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения
и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на
основемеж предметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаковосимволической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и
т.п.),которые являются инструментариями к познанию и опосредуют любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую,
игровую, учебную и трудовую.
Становление у детей с умственной отсталостью целостной структуры социальных представлений об основах безопасности
жизнедеятельностиреализовывать с использованием системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного,
рефлексивного, моделирующего и игрового характера.
Занятия по культуре безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном
понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе
правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Вся программа поделена на 7 модулей:
1) безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;
2) безопасность на дороге;
3) безопасность на улице и во дворе;
4) безопасность в помещении;
5) безопасность в лесу;

6) пожарная безопасность;
7) безопасность на воде.
Задача воспитателя помочь детям выработать навыки безопасного поведения, своевременно предостеречь их от беды, и при этом не
просто рассказать, что хорошо и что плохо, а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; совершенствовать культуру
безопасности учащихся с умственной отсталостью, становление их психологической защищённости от опасных ситуаций; повышать
уверенность в собственных силах, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности, обогащать словарный запас,
корректировать нарушения психофизического развития.
Занятия должны иметь теоретический и практический характер, чтобы полнее формировать социальный опыт детей с умственной
отсталостью и сочетанным дефектом. Необходимо использовать рассказы, сказки, загадки, стихи, а также наглядный материал в виде
картин, плакатов, иллюстраций, DVDc обучающим характером.
Предполагаемые результаты обучения. Дети с осложнёнными формами умственной отсталости не являются однородной группой,
большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального
поведения и жизнедеятельности.
Результатом изучения курса культура безопасной жизнедеятельностиявляются наличие у учащихся сознательного и ответственного
отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; основополагающих знаний и умений в распознавании и
оценивании опасных и вредных факторов среды обитания человека и в определении способов защиты от них и умении ликвидировать
негативные последствия. Учащиеся должны уметь находить и стремиться выполнять способы и средства сохранения здоровья, использовать
знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной, навыки правильного поведения
впотенциально опасных и экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме; оказывать само и
взаимопомощь, овладеть культурой безопасности.
Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения культуре безопасной жизнедеятельности:
 формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно в меру своих возможностей) жить в
обществе людей;
 коррекция нарушений физического развития;
 формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
 соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
 формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
 формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих
социальной реабилитации и адаптации.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5

1
2

1
2
3
4
1

1
2
3

Название разделов и тем.

К-во
часов

1четверть
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Предмет КБЖ.
Что такое безопасность?
Источники опасности.
Чрезвычайная ситуация.
Обобщающий урок по теме.

6
1
2
1
1
1

Безопасность на дороге.
Транспорт на дорогах города.
Правила поведения в транспорте.
2 четверть
Безопасность на дороге.
Правила поведения в транспорте.
Знакомство с улицей.
Проезжая и пешеходная части улицы.
Встреча с зам.директора по безопасности.
Безопасность на воде.
Безопасность на льду.
Пожарная безопасность.
Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт.
3 четверть.
Безопасность в помещении.
Безопасное общение с домашними животными.
Разговор о самых обычных вещах.
Опасно ли быть неряхой?

3
2
1
4
1
1
1
1
1
1
2
2
5
2
1
2

Примечание

Безопасность на дороге.
Светофор. Сигналы светофора.
Наблюдения за движением транспорта.
Безопасность на воде.
Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период.
4 четверть.
Безопасность на дороге.
Пешеходный переход. Правила для пешеходов.
Внимание! Переходим через улицу!
Улица – не место для игр.
Безопасность в лесу.
Правила поведения в лесу.
Обобщающий урок.

1
2
1

1
2
3
4
5

3
2
1
2
2
5
2
2
1
2
1
1

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994.
Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.:
ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
7. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с.
8. Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
9. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

10. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - СПб.:

Речь, 2005.-447с.

11.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рекомендуется использовать в процессе подготовки к занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия,
научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники,
энциклопедии, справочники).
Рекомендуемые адреса:
Российская государственная библиотека: http://www.leninka.ru/
Международная энциклопедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница
Цифровая библиотека (русские издания): www.Lib.Ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: http://window.edu.ru/window
ГНПБ им. К. Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru

4 класс.
№
п/п
1
2
3

1
2
3
4
5

1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8

Название разделов и тем.
1четверть
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Мой родной город. Какая опасность нас ожидает.
Мой микрорайон, моя улица.
Что такое чрезвычайная ситуация.
Безопасность на дороге.
Безопасность на улице.
Мы - пешеходы.
Наиболее безопасный путь в школу и из школы.
Правила передвижения пешеходов по улице.
« Внимание! Переходим через улицу».
Обобщающий урок по безопасности на дороге. Викторина.
2 четверть
Безопасность на улице и во дворе.
« Если ты заблудился».
« Осторожно! Незнакомец».
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».
Безопасность на воде.
Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период.
3 четверть.
Пожарная безопасность.
« Огонь – друг или враг».
« Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой».
« Пожар в квартире» Телефоны 01 и 112.
« Чем опасен дым?».
« Детские шалости с огнём».
Обобщающий урок «Знаете ли вы правила пожарной безопасности»
Безопасность на дороге.

К-во
часов
3
1
1
1
6
1
1
1
2
1
5
1
2
2
1
2
2
6
1
1
1
1
1
1
3
2

Примечание

1
2
3
4
5
6
7

« Улица – не место для игр».
Встреча с работником ГИБДД.
4 четверть.
Безопасность в помещении.
« Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности».
« Осторожно - электроприборы».
« Кухня – не место для игр».
Горючие вещества.
Безопасность в лесу.
Правила поведения в лесу.
Лесной пожар.
Прогулка весной и летом. « Береги и охраняй природу»

1

Название разделов и тем.

К-во
часов

4
1
1
1
1
3
1
1
1

5 класс.
№
п/п
1
2
3

1
2

1четверть
Безопасность на улице и во дворе.
Насильственные действия незнакомого взрослого на улице.
« Внешность человека может быть обманчива».
Ребёнок и его старшие приятели.
Безопасность на дороге.
Знакомство с дорожными знаками.
Переход по пешеходной дороге и без него.

5
2
1
2
4
2
2

Примечание

1
2
3
4

1
2
3
4
5
6

1
2
3
4

2 четверть
Безопасность на дороге.
Правила безопасного и этичного поведения на остановке пассажирского
транспорта.
Основные правила поведения на улице и дороге.
Правила перехода дороги при выходе из транспорта.
Детский дорожно-транспортный травматизм. Телефон 03 и 112.
Безопасность на улице и во дворе.
Конфликты между детьми во время игр.
Опасные участки около дома и на улице.
3 четверть.
Безопасность на дороге.
Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов.
Дорожная разметка.
Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги.
Выбор наиболее безопасного пути.
Безопасность на воде.
Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период.
Основные спасательные средства.
4 четверть.
Безопасность в лесу.
Правила поведения в леcу.
Осторожно – ядовитые грибы и ягоды!
Съедобные и несъедобные грибы.
Обобщающий урок.

5
1
2
1
1
2
1
1

6
1
1
2
2
3
2
1
7
1
3
2
1

6 класс.
№
п/п
1
2
3
4
5
6

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5
6

Название разделов и тем.

К-во
часов

1четверть.
Пожарная безопасность.
Правила поведения на кухне.
Как действовать при возникновении пожара дома, в школе и в транспорте.
Обобщающие уроки по правилам пожарной безопасности.
Безопасность на улице и во дворе.
Общение со старшими приятелями. О вреде курения и т. п. Встреча с
медработником.

7
2
3
1
1
2
2

2 четверть
Безопасность на дороге.
Перекрёстки и их виды.
Поведение пешеходов на перекрёстках.
Сигналы, подаваемые водителями.
Пешеход на нерегулируемом перекрёстке.
Тормозной путь транспортных средств.
3 четверть.
Безопасность на дороге.
Повторение правил безопасного поведения на дороге.
Итоговое занятие.
Безопасность в помещении.
Опасные бытовые предметы и опасные занятия в помещении.
Правила культурного и этичного поведения в помещении.
Безопасность на воде.
Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Внимание!
Ледоход.
Служба спасения. Встреча со спасателем.

7
1
2
1
2
1
2
1
1
3
1
2
4
2
2

Примечание

1
2
3
4
5

4 четверть.
Безопасность в лесу.
Правила поведения в лесу. Подготовка к посещению леса. Встреча с
медработником. Внимание! Клещи!
Обобщающий урок.
Безопасность на воде.
Меры безопасности на воде летом.
Что делать, если на твоих глазах тонет человек.
Итоговые занятия по ОБЖ. Конкурсы, КВН, викторины, игры.

3
2
1
2
1
1
2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
10. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
11. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994.
12. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
13. Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с.
14. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с.
15. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.:
ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
16. Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с.
17. Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
18. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с.
10. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - СПб.:

Речь, 2005.-447с.

11.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рекомендуется использовать в процессе подготовки к занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия,
научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники,
энциклопедии, справочники).
Рекомендуемые адреса:
Российская государственная библиотека: http://www.leninka.ru/
Международная энциклопедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница
Цифровая библиотека (русские издания): www.Lib.Ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: http://window.edu.ru/window
ГНПБ им. К. Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».