МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Авторы разработки: Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе (ИСРО РАО) Общие положения В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учетом Федеральной основной образовательной программы (ФООП) образовательная организация (далее Организация) создает образовательную программу, часть которой – раздел «Система контроля и оценки достижений основной образовательной программы в начальной школе». Основными целями системы контрольно-оценочной деятельности являются: 1. Оценка соответствия образовательных достижений обучающихся требованиям ФГОС НОО, ФООП, рабочим программам по учебным предметам. 2. Установление обратной связи между обучающим и обучающимися, результатом которой является установление уровня освоения учебного предмета в соответствии с требованиями стандарта. 3. Построение деятельности учителя по коррекции учебного процесса, преодолению возникших трудностей и обеспечению использование индивидуально-дифференцированного их устранения, а также подхода к успешным обучающимся. Объектами планируемые контрольно-оценочной деятельности являются: результаты обучения в соответствии с ФГОС НОО, ФООП и рабочими программами, которые включают предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. Система контроля и оценки предполагают внутренние и внешние процедуры. К внутреннему контролю и оценке относятся: стартовая педагогическая диагностика; текущий (в том числе тематический) контроль и оценка; портфолио; внутришкольный мониторинг образовательных достижений. К внешним процедурам относятся: независимый контроль и оценка качества образования; мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней. Текущий контроль и оценка предусматривает систематическую проверку овладения содержанием учебного предмета, отраженного в поурочно-тематическом планировании. Учитель в соответствии с особенностями усвоения учащимися учебного предмета использует разные методы и формы проверки. Результаты текущего контроля учитываются при организации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения. Система контроля и оценки подчиняется следующим требованиям: – создает возможность получения объективной информации о качестве образования в начальной школе данной Организации; – учитывает особенности функционирования, специфику контингента обучающихся, наличие индивидуальных программ обучения; – включает контроль и оценку динамики учебных достижений обучающихся; – предполагает комплексный подход к оценке результатов освоения предметных и метапредметных результатов; – предусматривает разнообразие методов и форм оценки – устных и письменных работ; практических работ; заданий тестового и творческого характера; проектной и исследовательской деятельности и др., (проводимые, в том числе, в электронной форме); – обеспечивает успешность включения обучающегося в контрольнооценочную деятельность и формирование у него регулятивных умений. 2 Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга устанавливается решением педагогического совета Организации. Стартовая педагогическая диагностика В сентябре первого года обучения учитель проводит педагогическую диагностику, целью которой является установление степени готовности первоклассника к школьному обучению. Объектами оценки являются: а) сформированность предпосылок учебной деятельности (способность обучающегося принимать требование учителя, удерживать учебную задачу; желание учиться, проявлять самостоятельность и инициативность); б) уровень пространственного и зрительного восприятия, состояние моторики и зрительно-моторных координаций; в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи; г) предпосылки овладения грамотой и математикой (определенный уровень развития звуковой культуры, умение сравнивать множества по количеству элементов, представление о счете и др.) Результаты педагогической диагностики являются предпосылкой для определения стратегии индивидуально-дифференцированного подхода к обучению первоклассников с разным уровнем готовности к школе. Особенности оценивания в первом классе Правила оценивания достижений обучающихся в первом классе: – в первом классе используется только словесная качественная оценка (краткая и развернутая); – бальная оценка не допускается. Любые символы, значки, графические рисунки приравниваются к отметке. Промежуточная аттестация обучающихся Оценивание достижений обучающихся за определенный период обучения осуществляется на основе промежуточной аттестации. Правила организации промежуточной аттестации: 3 – в соответствии с нормами СаНПина Организация устанавливает сроки проведения промежуточной аттестации, расписание итоговых контрольных работ и форму проведения аттестации; – проводится со второго класса в конце каждой четверти (или в конце каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету; – включает тематические проверочные работы; – в день допускается проведение только одной проверочной (контрольной) работы; – конечные результаты аттестации (с учетом накопительной оценки в ходе текущего контроля) фиксируются в дневнике. Обучающийся как субъект контрольно-оценочной деятельности Одной из задач контрольно-оценочной деятельности является формирование обучающегося как субъекта образовательных отношений, что предполагает его активное участие в анализе и оценке процесса и результатов любой учебной работы, своей и одноклассников. Решение этой задачи дает возможность развивать у младшего школьника регулятивные способности – планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, определять причину возникшей ошибки и прогнозировать возможные трудности. Требования к формированию у обучающегося способности к самоконтролю и самооценке: – учитель предусматривает работу по организации совместной деятельности с обучающимся по анализу трудностей, ошибок и причин их возникновения: – обучающийся участвует в выполнении специальных заданий, направленных на формирование регулятивных умений. 4 Психолого-педагогическое сопровождение процесса контроля психолого-педагогическую службу и оценки достижений обучающихся Организация сопровождения создает системы контроля и оценки результатов обучения, деятельность которой включает: – организацию мониторинга результатов обучения, установление детей, имеющих низкие результаты изучения учебных предметов, определение причин возникающих проблем и трудностей обучения; – индивидуальное обучающихся, дающих психолого-педагогическое сопровождение низкие результаты обучения, испытывающих трудности в освоении программы начального общего образования; – организацию мониторинга особых возможностей и способностей детей, выявление одаренных младших школьников; – индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, дающих высокие результаты обучения, проявляющих особые способности и одаренность; помощь учителю в создании индивидуальных программ обучения одаренных младших школьников; – психологическую помощь обучающимся при рисках дезадаптации, девиантного поведения, отсутствии взаимодействия с учителем и одноклассниками, которые отрицательно отражаются на успешности обучения; – консультационную помощь семье (родителям обучающихся) в устранении трудностей обучения их ребенка. Контроль и оценка предметных результатов обучения Целью контрольно-оценочной деятельности результатов обучения по учебному предмету является установление соответствия достижений 5 обучающегося требованиям образовательной ФГОС программы, НОО, Федеральным Федеральной рабочим основной программам по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также примерным рабочим программам по иностранному языку, математике, искусству, технологии, физической культуре. Содержанием контроля и оценки предметных достижений является установление уровня: – владения терминологическим и понятийным аппаратом данной предметной области; – сформированности функциональной грамотности с учетом содержания учебного предмета: понимание информации и ее использование в различных учебных и жизненных ситуациях; – владения общими способами действий, умениями самостоятельно использовать и создавать алгоритмы решения учебных задач. Правила организации контроля и оценки предметных результатов обучения: – учитель (Организация) составляет план (график) проведения итоговых контрольных мероприятий; – выбор способов контроля (устная, письменная, практическая, проектная) соотносится со спецификой содержания учебного предмета; – особенности оценивания и требования к выставлению отметок утверждаются педагогическим советом и доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей). Контроль и оценка метапредметных достижений обучающегося Целью достижений контрольно-оценочной является межпредметных универсальных установление терминов учебных и деятельности соответствия понятий, действий – а также метапредметных сформированности уровня познавательных развития (логических, 6 исследовательских УУД, умений коммуникативных и работать с информацией), УУД монологической речи, смыслового (диалогической чтения), регулятивных УУД (планирование деятельности, контроль процесса и результата). Правила организации контроля и оценки метапредметных результатов: – проверочные и контрольные задания строятся на основе интеграции предметных и метапредметных требований стандарта; – при проведении контроля и оценки УУД в 1-2 классе учитывается, что на на этом этапе пропедевтическом обучения уровне, универсальные поэтому действия результаты находятся рассматриваются как констатация для учителя динамики их становления и не подлежат балльной оценке Оценка личностных достижений обучающихся Оценка личностных достижений обучающихся относится к зоне особой ответственности учителя и Организации. Это связано с особенностями становления различных качеств личности обучающегося: во-первых, многие социально-значимые ценностные установки формируются в течение длительного времени, проявляются не сразу, а в достаточно отдаленном будущем, поэтому сиюминутная их проверка и оценка может быть не объективной. Во-вторых, процесс становления качеств личности, отражающих нравственные ценности индивида, является весьма противоречивым и неустойчивым. В повседневной жизни всегда создаются ситуации, которые провоцируют неожиданную, часто неадекватную, но быстро проходящую реакцию младшего школьника, как известно, существа импульсивного и эмоционального. Это тоже может стать поводом для неправильной оценки личности младшего школьника. Требования к организации контрольно-оценочной деятельности личностных результатов: 7 – целью анализа и оценки личностных достижений обучающихся является установление качества воспитательного процесса в Организации, а не получение персонифицированного результата о сформированности личностных качеств каждого обучающегося; – из двух групп личностных достижений не допускается персонифицированная проверка высших нравственных чувств, к которым относятся основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности; – учитель может констатировать индивидуально только качества, которые определяют уровень сформированности позиции обучающегося как субъекта учебной деятельности: характеристика мотивов учения, наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку; – при выборе форм и методов оценивания личностных результатов не допускается сбор количественной информации; – результаты оценивания несформированных личностных качеств не могут обсуждаться прилюдно, быть предметом осуждения, критики со стороны учителя или одноклассников. Полученные результаты могут стать предметом для корректного разговора с ребенком и родителями о возможных путях исправления его отрицательных характеристик; – никакие личностные качества не подлежат оцениванию с помощью отметок. Организация разрабатывает систему поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Это могут быть благодарственные записи в портфолио, похвальные листы, дипломы участника мероприятия и т.п. Использование электронной информационной среды Организации С целью освещения деятельности учителя (Организации) по организации контроля и оценки результатов обучения используются средства информационно-образовательной среды. Они предоставляют 8 возможность информировать о ходе образовательного процесса; результатах контрольных работ и промежуточной аттестации; о мероприятиях, входящих во внеурочную деятельность младших школьников. Предусматривается описание процедуры оценки результатов обучения, которая проводится с применением дистанционных образовательных технологий. Специальная страничка отводится электронному портфолио, где фиксируется участие обучающегося в олимпиадах, соревнованиях, проектной деятельности, различных классных и школьных мероприятиях. Страничка объявлений информирует о связях учителя (школы) с родителями: проводимых встречах, родительских собраниях, консультациях и др. Правила использования для системы контроля электронной среды: – каждый обучающийся (родитель как законный его представитель) должен иметь доступ к электронным образовательным ресурсам для ознакомления со всеми его работами, проводимыми с целью контроля его достижений; – Организация (учитель) предусматривает безопасность организации деятельности с использованием новых технологий в соответствии с гигиеническими и санитарно-эпидемилогическими нормативами; – Организация (учитель) обеспечивает безопасность хранения информации о субъекте образовательной деятельности, невозможность ее открытого, неэтиеского использования лицами, которые не имеют отношения к образовательному процессу; – Организация предусматривает развитие психологической культуры в области использования ИКТ, если ее уровень отрицательно влияет на результаты обучения. 9