Методические рекомендации по оценочной деятельности НОО ФОП

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Авторы разработки:
Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе
(ИСРО РАО)
Общие положения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), а также с учетом
Федеральной

основной

образовательной

программы

(ФООП)

образовательная организация (далее Организация) создает образовательную
программу, часть которой – раздел «Система контроля и оценки достижений
основной образовательной программы в начальной школе».
Основными целями системы контрольно-оценочной деятельности
являются:
1.

Оценка соответствия образовательных достижений обучающихся

требованиям ФГОС НОО, ФООП, рабочим программам по учебным
предметам.
2.

Установление

обратной

связи

между

обучающим

и обучающимися, результатом которой является установление уровня
освоения учебного предмета в соответствии с требованиями стандарта.
3.

Построение деятельности учителя по коррекции учебного

процесса,

преодолению

возникших

трудностей

и

обеспечению

использование

индивидуально-дифференцированного

их

устранения,
а

также

подхода

к успешным обучающимся.
Объектами
планируемые

контрольно-оценочной

деятельности

являются:

результаты обучения в соответствии с ФГОС НОО, ФООП

и рабочими программами, которые включают предметные, метапредметные
и личностные результаты обучения.

Система контроля и оценки предполагают внутренние и внешние
процедуры. К внутреннему контролю и оценке относятся: стартовая
педагогическая диагностика; текущий (в том числе тематический) контроль
и оценка; портфолио; внутришкольный мониторинг образовательных
достижений.
К внешним процедурам относятся: независимый контроль и оценка
качества образования; мониторинговые исследования муниципального,
регионального и федерального уровней.
Текущий

контроль

и

оценка

предусматривает

систематическую

проверку овладения содержанием учебного предмета, отраженного в
поурочно-тематическом

планировании.

Учитель

в

соответствии

с

особенностями усвоения учащимися учебного предмета использует разные
методы и формы проверки. Результаты текущего контроля учитываются при
организации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе
обучения.
Система контроля и оценки подчиняется следующим требованиям:
– создает возможность получения объективной информации о качестве
образования в начальной школе данной Организации;
– учитывает особенности функционирования, специфику контингента
обучающихся, наличие индивидуальных программ обучения;
– включает контроль и оценку динамики учебных достижений
обучающихся;
– предполагает комплексный подход к оценке результатов освоения
предметных и метапредметных результатов;
– предусматривает разнообразие методов и форм оценки – устных
и письменных работ; практических работ; заданий тестового и творческого
характера; проектной и исследовательской деятельности и др., (проводимые,
в том числе, в электронной форме);
– обеспечивает успешность включения обучающегося в контрольнооценочную деятельность и формирование у него регулятивных умений.
2

Содержание

и

периодичность

внутришкольного

мониторинга

устанавливается решением педагогического совета Организации.
Стартовая педагогическая диагностика
В сентябре первого года обучения учитель проводит педагогическую
диагностику, целью которой является установление степени готовности
первоклассника к школьному обучению. Объектами оценки являются:
а) сформированность предпосылок учебной деятельности (способность
обучающегося принимать требование учителя, удерживать учебную задачу;
желание учиться, проявлять самостоятельность и инициативность); б)
уровень пространственного и зрительного восприятия, состояние моторики
и зрительно-моторных координаций; в) соответствующий возрасту уровень
развития устной речи;

г) предпосылки овладения грамотой и математикой

(определенный уровень развития звуковой культуры, умение сравнивать
множества по количеству элементов, представление о счете и др.)
Результаты педагогической диагностики являются предпосылкой
для определения стратегии индивидуально-дифференцированного подхода
к обучению первоклассников с разным уровнем готовности к школе.
Особенности оценивания в первом классе
Правила оценивания достижений обучающихся в первом классе:
– в первом классе используется только словесная качественная оценка
(краткая и развернутая);
– бальная оценка не допускается. Любые символы, значки, графические
рисунки приравниваются к отметке.
Промежуточная аттестация обучающихся
Оценивание достижений обучающихся за определенный период
обучения осуществляется на основе промежуточной аттестации.
Правила организации промежуточной аттестации:
3

– в соответствии с нормами СаНПина Организация устанавливает
сроки

проведения

промежуточной

аттестации,

расписание

итоговых

контрольных работ и форму проведения аттестации;
– проводится со второго класса в конце каждой четверти (или в конце
каждого триместра) и в конце учебного года по каждому изучаемому
предмету;
– включает тематические проверочные работы;
– в день допускается проведение только одной проверочной
(контрольной) работы;
– конечные результаты аттестации (с учетом накопительной оценки
в ходе текущего контроля) фиксируются в дневнике.
Обучающийся как субъект контрольно-оценочной деятельности
Одной

из

задач

контрольно-оценочной

деятельности

является

формирование обучающегося как субъекта образовательных отношений,
что предполагает его активное участие в анализе и оценке процесса
и результатов любой учебной работы, своей и одноклассников. Решение
этой

задачи

дает

возможность

развивать

у

младшего

школьника

регулятивные способности – планировать свою деятельность, осуществлять
самоконтроль
и самооценку, определять причину возникшей ошибки и прогнозировать
возможные трудности.
Требования

к

формированию

у

обучающегося

способности

к самоконтролю и самооценке:
– учитель предусматривает работу по организации совместной
деятельности с обучающимся по анализу трудностей, ошибок и причин
их возникновения:
– обучающийся участвует в выполнении специальных заданий,
направленных на формирование регулятивных умений.
4

Психолого-педагогическое

сопровождение

процесса

контроля

психолого-педагогическую

службу

и оценки достижений обучающихся
Организация
сопровождения

создает

системы

контроля

и

оценки

результатов

обучения,

деятельность которой включает:
– организацию мониторинга результатов обучения, установление детей,
имеющих низкие результаты изучения учебных предметов, определение
причин возникающих проблем и трудностей обучения;
–

индивидуальное

обучающихся, дающих

психолого-педагогическое

сопровождение

низкие результаты обучения, испытывающих

трудности в освоении программы начального общего образования;
– организацию мониторинга особых возможностей и способностей
детей, выявление одаренных младших школьников;
–

индивидуальное

психолого-педагогическое

сопровождение

обучающихся, дающих высокие результаты обучения, проявляющих особые
способности и одаренность; помощь учителю в создании индивидуальных
программ обучения одаренных младших школьников;
– психологическую помощь обучающимся при рисках дезадаптации,
девиантного

поведения,

отсутствии

взаимодействия

с

учителем

и одноклассниками, которые отрицательно отражаются на успешности
обучения;
–

консультационную

помощь

семье

(родителям

обучающихся)

в устранении трудностей обучения их ребенка.
Контроль и оценка предметных результатов обучения
Целью контрольно-оценочной деятельности результатов обучения
по учебному предмету является установление соответствия достижений
5

обучающегося

требованиям

образовательной

ФГОС

программы,

НОО,

Федеральным

Федеральной
рабочим

основной

программам

по

русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также
примерным рабочим программам по иностранному языку, математике,
искусству, технологии, физической культуре.
Содержанием контроля и оценки предметных достижений является
установление уровня:
–

владения терминологическим и понятийным аппаратом данной

предметной области;
–

сформированности

функциональной

грамотности

с

учетом

содержания учебного предмета: понимание информации и ее использование
в различных учебных и жизненных ситуациях;
– владения общими способами действий, умениями самостоятельно
использовать и создавать алгоритмы решения учебных задач.
Правила организации контроля и оценки предметных результатов
обучения:
– учитель (Организация) составляет план (график) проведения
итоговых контрольных мероприятий;
– выбор способов контроля (устная, письменная, практическая,
проектная) соотносится со спецификой содержания учебного предмета;
– особенности оценивания и требования к выставлению отметок
утверждаются

педагогическим

советом

и

доводятся

до

сведения

обучающихся и их родителей (законных представителей).
Контроль

и

оценка

метапредметных

достижений

обучающегося
Целью
достижений

контрольно-оценочной
является

межпредметных
универсальных

установление

терминов
учебных

и

деятельности
соответствия

понятий,

действий

–

а

также

метапредметных
сформированности
уровня

познавательных

развития

(логических,
6

исследовательских

УУД,

умений

коммуникативных
и

работать

с

информацией),

УУД

монологической

речи,

смыслового

(диалогической
чтения),

регулятивных

УУД

(планирование деятельности, контроль процесса и результата).
Правила

организации

контроля

и

оценки

метапредметных

результатов:
– проверочные и контрольные задания строятся на основе интеграции
предметных и метапредметных требований стандарта;
– при проведении контроля и оценки УУД в 1-2 классе учитывается,
что
на

на

этом

этапе

пропедевтическом

обучения
уровне,

универсальные
поэтому

действия

результаты

находятся

рассматриваются

как констатация для учителя динамики их становления и не подлежат
балльной оценке
Оценка личностных достижений обучающихся
Оценка личностных достижений обучающихся относится к зоне особой
ответственности учителя и Организации. Это связано с особенностями
становления различных качеств личности обучающегося: во-первых, многие
социально-значимые

ценностные

установки

формируются

в

течение

длительного времени, проявляются не сразу, а в достаточно отдаленном
будущем, поэтому сиюминутная их проверка и оценка может быть
не объективной. Во-вторых, процесс становления качеств личности,
отражающих

нравственные

ценности

индивида,

является

весьма

противоречивым и неустойчивым. В повседневной жизни всегда создаются
ситуации,

которые

провоцируют

неожиданную,

часто

неадекватную,

но быстро проходящую реакцию младшего школьника, как известно,
существа импульсивного и эмоционального. Это тоже может стать поводом
для неправильной оценки личности младшего школьника.
Требования к организации контрольно-оценочной деятельности
личностных результатов:
7

– целью анализа и оценки личностных достижений обучающихся
является установление качества воспитательного процесса в Организации,
а не получение персонифицированного результата о сформированности
личностных качеств каждого обучающегося;
–

из

двух

групп

личностных

достижений

не

допускается

персонифицированная проверка высших нравственных чувств, к которым
относятся основы российской гражданской идентичности, ценностные
установки и социально значимые качества личности;
– учитель может констатировать индивидуально только качества,
которые определяют уровень сформированности позиции обучающегося
как субъекта учебной деятельности: характеристика мотивов учения, наличие
умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные
действия, осуществлять самоконтроль и самооценку;
– при выборе форм и методов оценивания личностных результатов
не допускается сбор количественной информации;
– результаты оценивания несформированных личностных качеств
не могут обсуждаться прилюдно, быть предметом осуждения, критики
со стороны учителя или одноклассников. Полученные результаты могут
стать предметом для корректного разговора с ребенком и родителями о
возможных путях исправления его отрицательных характеристик;
– никакие личностные качества не подлежат оцениванию с помощью
отметок. Организация разрабатывает систему поощрений социальной
успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
Это могут быть благодарственные записи в портфолио, похвальные листы,
дипломы участника мероприятия и т.п.
Использование электронной информационной среды Организации
С

целью

освещения

деятельности

учителя

(Организации)

по организации контроля и оценки результатов обучения используются
средства

информационно-образовательной

среды.

Они

предоставляют
8

возможность информировать о ходе образовательного процесса; результатах
контрольных работ и промежуточной аттестации; о мероприятиях, входящих
во внеурочную деятельность младших школьников. Предусматривается
описание процедуры оценки результатов обучения, которая проводится
с применением дистанционных образовательных технологий.
Специальная

страничка

отводится

электронному

портфолио,

где фиксируется участие обучающегося в олимпиадах, соревнованиях,
проектной деятельности, различных классных и школьных мероприятиях.
Страничка объявлений информирует о связях учителя (школы) с родителями:
проводимых встречах, родительских собраниях, консультациях и др.
Правила использования для системы контроля электронной среды:
– каждый обучающийся (родитель как законный его представитель)
должен

иметь

доступ

к

электронным

образовательным

ресурсам

для ознакомления со всеми его работами, проводимыми с целью контроля
его достижений;
– Организация (учитель) предусматривает безопасность организации
деятельности

с

использованием

новых

технологий

в

соответствии

с гигиеническими и санитарно-эпидемилогическими нормативами;
–

Организация

(учитель)

обеспечивает

безопасность

хранения

информации о субъекте образовательной деятельности, невозможность
ее открытого, неэтиеского использования лицами, которые не имеют
отношения к образовательному процессу;
– Организация предусматривает развитие психологической культуры
в области использования ИКТ, если ее уровень отрицательно влияет
на результаты обучения.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».