Положение об оценке учащихся с ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ № 49

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 49
_____________ Е.Ю. Каримова

Протокол № 13 от 30.05.2022г.
Приказ № 42 от «31» июня 2022 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля, промежуточной,
итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ
1.1.Положение о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля,
промежуточной, итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ (далее – Положение)
разработано в целях проверки соответствия знаний обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
требованиям программ и курсов коррекционно-развивающей области, сформированности
универсальных учебных действий, глубины и прочности полученных знаний, умения их
применять в практической деятельности, необходимой для социальной адаптации и
интеграции данной категории детей в общество; обеспечения комплексного подхода к
оценке результатов освоения обучающимися АООП, позволяющий вести оценку
предметных (в том числе результатов освоения коррекционно-развивающей области),
метапредметных и личностных результатов;
1.2. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным Законом от
26.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ СОШ
49, настоящим Положением.
1.3. Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы
проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
1.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения
ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного
процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ
каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения
обучающимися
Федерального
государственного
образовательного
стандарта,
определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.
1.5.Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в
переводных классах, тематического контроля, проводимого как учителями, так и
администрацией, а также административного контроля. Периодичность тематического
контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием
по каждому предмету, принятым на методическом объединении и утвержденным
директором школы.
1.6.Периодичность административного контроля определяется планом работы школы,

утвержденным директором.
Порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся с ОВЗ ( ЗПР).
2.1.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится во 2-9-х классах по учебным
четвертям.
2.2.
Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Успешность
освоения школьниками программ в этот период характеризуется только качественной
оценкой.
2.3.
Четвертные отметки выставляются в баллах обучающимся 2-9-х классов.
2.4.
В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории,
стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном
учреждении.
2.5.
Классные руководители 2-9-х классов доводят до сведения учащихся и их
родителей предметы и форму промежуточной аттестации
2.6.
От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:
учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем предметам в особых
случаях:
1)
по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии;
2)
в связи с экстренным переездом в другой населённый пункт, на новое место
жительства;
3)
по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для
освобождения от итоговых контрольных работ..
2.7. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с конца марта до конца
апреля.
2.8. В день проводится только одна форма контроля.
2.9. На педагогическом совете обсуждается вопрос о формах проведения промежуточной
аттестации; доводится до сведения участников образовательного процесса сроки и
перечень предметов, по которым проводятся письменные контрольные работы по единым
тестам, разработанным государственным или муниципальными органами управления
образования; обсуждается состав аттестационных комиссий по предметам,
устанавливаются сроки аттестационного периода.
2.10. Обучающиеся с ОВЗ имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
государственной итоговой аттестации освоения АООП.
2.11. На итоговую оценку, результаты которой используются при принятии решения о
возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени,
выносятся предметные, метапредметные результаты и результаты освоения
программы коррекционной работы.
2.12. Итоговая аттестация должна проводиться с учетом возможных специфических
трудностей обучающегося с ОВЗ. Вывод об успешности овладения содержанием АООП
должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
3.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся с ОВЗ.
2.

3.1.Оценивать достижения обучающимся с ОВЗ планируемых результатов

необходимо при завершении каждого уровня образования, поскольку у обучающегося с
ОВЗ может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и
стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки
времени объективно невозможна.
3.2.Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по
итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ОВЗ включают:

особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с ОВЗ;

привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);

присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей
и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;

при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

увеличение времени на выполнение заданий;

недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.
3.3 Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения АООП должна предусматривать оценку достижения обучающимися с ОВЗ
планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности.
4. Система, формы и методы оценки результатов в условиях ФГОС обучающихся с
ОВЗ.
4.1.Система оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения АООП призвана решить следующие задачи:
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки,

предусматривая приоритетную оценку динамики индивидуальных достижений
обучающихся с ОВЗ;
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания
учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения АООП НОО,
позволяющий вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их социальной (жизненной) компетенции.
закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
4.2.Результаты достижений обучающихся с ОВЗ в овладении АООП являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к
осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического
обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса
осуществления оценки достижений обучающихся.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ОВЗ, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их
образования.
4.3. Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с ОВЗ
имеет определяющее значение для оценки качества образования.

4.4. В соответствии с требования для обучающихся с ОВЗ оценке подлежат
личностные, метапредметные и предметные результаты.
4.5. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
4.6.Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые,
в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные
результаты
(например,
комплекс результатов:
«формирования гражданского
самосознания») могут быть оценены исключительно качественно.
4.7.Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода
экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе
мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется
общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских
работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов,
социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают
ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с ОВЗ
АООП следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в
различных социальных средах (школьной и семейной).
4.8.Результаты анализа представляются в форме удобных и понятных всем членам
экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет фиксируемой динамики; 1 балл ―
минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная динамика; 3 балла ―
значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки
ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции
ребенка.
4.9.Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту
развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить
полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или
отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
4.10.Основной формой работы участников экспертной группы является психологомедико-педагогический консилиум.
4.11. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
4.12 Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения
обучающегося с ОВЗ в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными
универсальными учебными действиями, т.е. таких умственных действий обучающихся,
которые направлены на управление своей познавательной деятельностью.
4.13 Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.е. той совокупности

способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся с ОВЗ
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
4.14
Уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий,
представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть
качественно оценён и измерен в следующих основных формах:
- достижение метапредметных результатов может выступать как результат
выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на
оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;
достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная
основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и
учебно­практических задач средствами учебных предметов;
достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения
комплексных заданий на межпредметной основе.
В МБОУ СОШ 49 разработана трехуровневая система оценивания сформированности
универсальных учебных действий - УУД, учитываемого при проведении итоговой
аттестации обучающихся:
Вывод-оценка
(о возможности
продолжения образования
на следующей ступени)

Показатели
(процентные показатели установлены в ООП)
Итоговые работы
Комплексная оценка (русский язык, математика и
межпредметная работа)

1. Не овладел
опорной системой знаний
и необходимыми
учебными действиями

Не зафиксировано
достижение планируемых
Правильно выполнено
результатов по всем
менее 50% заданий
разделам образовательной необходимого (базового)
программы (предметные, уровня
метапредметные,
результаты)
2.Овладел опорной личностные
Достижение
системой
знаний
и планируемых результатов
Правильно НЕ менее
необходимыми учебными по всем основным
50% заданий необходимого
действиями,
способен разделам образовательной
(базового) уровня
использовать
их
для программы как минимум с
решения
простых оценкой
стандартных
задачопорной
«зачтено»/«нормаль
3. Овладел
Достижение
Правильно не менее 65%
но»
системой
знаний
на планируемых результатов заданий необходимого
уровне
осознанного
применения
учебных
действий, в том числе при
решении нестандартных
задач

НЕ менее чем по половине
разделов образовательной
программы с оценкой
«хорошо» или «отлично»

(базового) уровня и не менее
50% от максимального балла за
выполнение заданий
повышенного уровня

4.16 .Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценка этой
группы результатов начинается со 2-го класса.
4.17.Во время обучения в первом подготовительном (I1-м) и I-м классах
целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только
качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько
обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе
обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под
прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной
долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
4.18.Оценка достижения обучающимися с ОВЗ предметных результатов базируется
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и
умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют
определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
4.19.Оценка достижения обучающимися предметных результатов ведётся как в ходе
текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных
работ. В процессе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и
предметных результатов должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно
дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты,
практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
4.20.Организация самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения
итоговой аттестации.
4.21. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное
дело обучающегося и являются основанием для его перевода в следующий класс
5. Оценка достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы.
5.1 Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной
работы осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ.
5.2 Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной
работы опирается на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ОВЗ;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей
обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП НОО ОВЗ / АООП ООО ОВЗ, что сможет обеспечить
объективность оценки.

5.3 Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы, выступает наличие
положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих
успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений
развития.
5.4 Оценка результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной
работы может осуществляться с помощью мониторинговых процедур. В целях оценки
результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной работы
используются три формы мониторинга: стартовая, текущая и финишная диагностика.
5.5 Стартовая диагностика выявляет исходный уровень развития интегративных
показателей, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь.
5.6. Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в течение
всего времени обучения обучающегося на начальной ступени образования, позволяя
судить об успешности (наличие положительной динамики) или не успешности
(отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся с ОВЗ в
освоении планируемых результатов овладения программой коррекционной работы.
5.7. Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе
(окончание учебного года), выступает оценка достижений обучающегося с ОВЗ в
соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы
коррекционной работы.
5.8. Для оценки результатов освоения обучающимися с ОВЗ программы
коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который представляет
собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов).
Данная группа экспертов объединяет всех участников образовательного процесса -тех, кто
обучает, воспитывает и тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной
группы является выработка общей оценки достижений обучающегося в сфере социальной
(жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка.
Основой оценки продвижения ребенка в социальной (жизненной) компетенции служит
анализ изменений его поведения в повседневной жизни- в школе и дома.
5.9. Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы также учитывается мнение родителей
(законных представителей).
5.10. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающийся в случае согласия родителей
(законных представителей) направляется на расширенное психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей
внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы.
5.11. Результаты освоения обучающимися с ОВЗ программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.
6. Порядок перевода обучающихся с ОВЗ в следующий класс,
ликвидации академической задолженности.
6.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую
образовательной программы, переводятся в следующий класс.

часть

6.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам образовательной программы или не прохождение
промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются
академической задолженностью.
6.3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
6.4. Организация создает условия обучающемуся для ликвидации академической
задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.
6.5. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по итогам
учебного года в срок, установленный решением Педагогического совета школы, но не
позднее сентября следующего учебного года. В указанный срок не включается время
каникул.
6.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической
задолженности во второй раз Организацией создается комиссия.
6.7. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной
аттестации.
6.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий
класс условно.
6.9. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, направляются на психолого-медикопедагогическую комиссию – ПМПК - для уточнения образовательного маршрута,
возможного изменения образовательной программы, либо перевода на обучение по
индивидуальному учебному плану, повторное обучение, и т.п. по согласованию с
родителями/законными представителями.
6.10. Образовательная организация информирует родителей обучающегося о
необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения ребенка в
письменной форме.
7. Обязанности участников образовательного процесса
7.1 Руководитель общеобразовательного учреждения обеспечивает контроль за
выполнением заместителем директора по учебно- воспитательной работе следующих
обязанностей:
на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной
аттестации и итоговых работ обучающихся;
довести до сведения участников образовательного процесса сроки, формы и
перечень предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы по единым
текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления
образованием;
утвердить состав аттестационных комиссий по предметам;
утвердить расписание итоговых аттестационных работ;
решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести
их аттестацию на основе текущей аттестации;
представить анализ итоговых работ обучающихся на методическое объединение и
педсовет
Информировать
родителей
(законных
представителей)
о
результатах

аттестационной деятельности.
8. Порядок перевода обучающихся.
8.1
Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется на основе
положительных оценок по усвоению АООП соответствующего варианта обучения
обучающихся.
8.2 Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, направляются на ПМП
комиссию для уточнения образовательного маршрута.
8. Срок действия Положения не ограничен.
Приложение 1
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему
учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – использование дополнительного материала, полнота и
логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего
отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-5 недочетов по текущему
материалу; не более 2ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных
приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения
требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов
по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по
пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала;
неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики,
неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо
ошибочность ее основных положений.
4.2 Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее
состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность,
эстетическая привлекательность, чистота, оформленность). Эта отметка ставится как
дополнительная, в журнал не вносится.
4.3

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных

и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы
детей настоящим положением рекомендуется осуществлять контроль письменных
контрольных работ по математике и русскому языку по изменѐнной шкале оценивания
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
5. Выставление четвертных и годовых отметок
5.1. Отметка за четверть по предметам учебного плана определяется как среднее

арифметическое текущих отметок в четверти с обязательным учетом качества выполнения
наиболее значимых работ (тематические контрольные работы, диктанты, сочинения,
изложения, тестовые контрольные работы) и выставляется целым числом в соответствии с
правилами математического округления.
5.2. Итоговая отметка за год
арифметическое четвертных отметок.

по

предметам

определяется

как

среднее

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
1. Грамматика, правописание и развитие речи Оценка
устных ответов
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по
русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность
ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность
изложения и речевое оформление ответа.
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с
помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести
необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки
ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с
помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе
предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с
помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее
существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил,
искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь
учителя.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных
работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются
обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по
учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные
диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед
написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений,
искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не
связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного
списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные
виды контрольных работ – списывание
и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание
орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе

установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий
должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в
данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует
избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не
изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить,
выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний,
правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений
тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое
правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ в I классе – 8-10 слов, во II классе в
начале учебного года – 10-12 слов, к концу года – 16-18 слов, в III классе – 20-25 слов, IV –
30-35 слов, V – 45-50 слов, VI – VII – 65-70 слов, VIII – X – 75-80 слов. Учету подлежат все
слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с
грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных
диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального
продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения
учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
I-IV классы
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
«3» ставится за работу с 4-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
V-IX классы
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка.
Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило
соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания
не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано

на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она
учитывается.
б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
 повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
 недописывание слов;
 пропуск одной части слова при переносе;
 повторное написание одного и того же слова в предложении.
При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к
одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими
нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических
понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу
выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала,
умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного
материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не
справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не
справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения для детей с ОВЗ могут быть только обучающего характера.
При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему
рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и
орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера,
объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по
объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому
плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах
допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и
последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая
все стороны данной работы.
Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение
авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов;
допускаются 1-2 орфографические ошибки.
«4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста
(темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла,
без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

«3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского
текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на
понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
«2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления
от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений
и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная
работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске;
учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной
передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две
оценки – за грамотность
и изложение содержания.
2. Чтение и развитие речи
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением
и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой
чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями
по каждому году обучения.
Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления
отдельных умений и навыков по чтению.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце
урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках.
Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе
фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть
более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты примерно следующего объема (на конец года): I класс –
10 слов; II – 15-20 слов; III – 25-30 слов; IV – 35-40 слов; V – 45-60 слов; VI – 70-80 слов; VII –
IX – 90-100 слов.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения
каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной
коррекционной помощи.
I класс:

«5» ставится ученику, если он:
читает по слогам правильно или с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками
слова, предложения, короткие тексты;
- соблюдает паузы на знаках препинания;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к
тексту.
«4» ставится ученику, если он:
- читает по слогам, допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках
препинания;
- допускает неточности в ответах на вопросы по содержанию прочитанного и
иллюстрации к тексту, но исправляет их самостоятельно или
с незначительной помощью учителя.
«3» ставится ученику, если он:
- испытывает трудности при чтении по слогам сложных по структуре слов
(трехсложных, со стечением согласных, с буквой «ь»);
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении пауз на знаках препинания;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации к тексту с
помощью учителя.
«2» ставится ученику, если он:
- испытывает трудности при чтении по слогам легких двусложных
слов;
- допускает более 5 ошибок при чтении;
- не соблюдает пауз на знаках препинания;
- не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и иллюстрации
к тексту даже с помощью учителя.
«1» учащимся I класса не ставится.
II класс:
«5» ставится ученику, если он:
- читает по слогам (с переходом к концу года к чтению целыми словами) правильно с
1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты;
- соблюдает синтаксические паузы;
- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. «4» ставится

ученику, если он:
- читает по слогам, затрудняется читать целиком даже легкие слова;
- допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет
их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки, читает
наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам трудных слов;
- допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении по слогам даже легких слов;
- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических
пауз;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной
смысл, не использует помощь учителя.
«1» учащимся II класса не ставится.
III – IV классы
«5» ставится ученику, если он:
- читает целыми словами правильно с 1-2 самостоятельно исправленными
ошибками;
- читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе с
соблюдением логических ударений;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно,
последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает
выразительно.

его

«4» ставится ученику, если он:
- читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;
- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе –
логических ударений;
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет
их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает
наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам;
- допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в
IV классе – логических ударений;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он:
- читает в основном по слогам, даже легкие слова;
- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических
пауз;отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной
смысл, не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
V-IX классы:
«5» ставится ученику, если он:
-

читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью
учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса – легкие
тексты самостоятельно);
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;
- отвечает
последовательно;

на

вопросы

и

передает

содержание

прочитанного

полно,

правильно,

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
- читает в основном правильно, бегло;
- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонации, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа,
исправляет их с помощью учителя;
- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с
помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть
недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
- допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
- затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их
поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения
основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он;
- читает по слогам;
-

допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

- не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;
- не делит текст на части;
-

не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая
основной смысл; не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен знать наизусть.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по математике
Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам
индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных работ.
1. Оценка устных ответов
Отметка «5» ставится ученику, если он:
- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может
подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет
применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими
представлениями;
- умеет самостоятельно или с минимальной помощью учителя правильно решать задачу,

объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур
по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и
чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям,
установленным для оцениваемой работы на «5», но:
- при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных
записях, названии промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих
анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры,
их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу;
- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя,
сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его
выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно
исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
«3» ставится ученику, если он:
- при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы
на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с
соблюдением алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на
плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с
использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью
вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения
последовательности работы, демонстрации приемов выполнения.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного
материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся.
2. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке
письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом
учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными
(только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо
комбинированными – это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.
Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся
требовалось: во втором полугодии I класса до 25-35 минут, во II-III классах до 25 – 40 минут,
в IV-IX классах – 35-40 минут, причем за указанное время учащиеся должны не только
выполнить работу, но успеть ее проверить.
В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-2-3 простые задачи
или 1-2-3 простые задачи и одна (начиная со II класса) или две составные задачи, примеры в
одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III
класса), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений,
вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.
При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует
считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил,
неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение
ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря
необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение
геометрических фигур.
Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания
числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в
формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей,
небольшая неточность в измерении и черчении.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение
составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на
уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.).
При оценке комбинированных работ:
«5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
«4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
«3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из
двух составных задач, хотя бы с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть
других заданий.
«2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее
половины других заданий.
При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не
предусматривается решение задач:
«5» ставится, если все задания выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки.

«3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые.
«2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых.
При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение
задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т.д., задач на измерение и
построение и др.):
«5» ставится, если все задачи выполнены правильно.
«4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление
или измерение, построение выполнено недостаточно точно.
«3» ставится, если не решена одна из двух-трех задач на вычисление, если при
измерении допущены небольшие неточности; построение выполнено правильно, но
допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении
геометрических фигур буквами.
«2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат
при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур.

 изменить тип задания
Базовое задание

Адаптированное задание

Текст с пропущенными
Диктант

орфограммами и знаками
препинания

Развернутые ответы на вопросы

Тест

 использовать вспомогательные элементы:
Базовое задание

Адаптированное задание
Работа по образцу, алгоритму, с

Выполнение задания без какой-

использованием начала фраз,

либо опоры

наводящих вопросов, плана,
рисунков и др.



изменить формулировку задания:
Базовое задание

Адаптированное задание
Потолок в зале прямоугольной

Какую площадь должен иметь

формы. Его длина 16 м, а ширина 6

натяжной потолок в актовый зал

м. Найди площадь потолка.

прямоугольной формы, если
длина зала 16 м, а ширина – 6 м?

*Дополнительно возможно
выделение ключевой информации
жирным шрифтом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».