МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова_________ Приказ № 69 от «29» августа 2023г. ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 1 от «29» августа 2023г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности ЮНАРМИЯ 5-9 классы Срок реализации: 5 лет Рабочая программа разработана учителем __________ квалификационной категории ____________________________________ г. Екатеринбург, 2023 1 1. Пояснительная записка Программа направлена на формирование у детей патриотизма, ценностного отношения к своей малой и большой Родине, которую нужно оберегать, посредством реализации программы военно-патриотического воспитания детей и молодежи во внеурочной деятельности. Актуальность Программы заключается в повышении значимости военнопатриотического воспитания обучающихся через интегрированную деятельность по следующим взаимосвязанным направлениям: - познавательная деятельность; - туристско-краеведческая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность. Актуальность данной Программы подтверждается словами президента Российской Федерации В.В. Путина: «У нас нет, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма» и учитывает запросы со стороны детей и родителей на содержание программы военно-патриотического и гражданского воспитания. Педагогическая целесообразность Программы. Всероссийское детскоюношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ» образованно по инициативе министерства обороны РФ в 2016 году, в целях улучшения патриотического воспитания. Это сравнительно молодое движение, которое растёт и набирает свои обороты. Во многих образовательных организациях движение «ЮНАРМИЯ» реализовывается через реализацию модуля «Детские общественные объединения» Примерной программы воспитание. Поэтому в России, и в частности в Саратовской области, не так много действующих общеразвивающих программ для развития детей и подростков в рамках движения «ЮНАРМИЯ», что явилось основанием и вместе с тем новизной разработки данной Программы, с учетом принципиально-качественных изменений в образовании и развитии детей и подростков. Программа основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой общения, готового к принятию справедливых решений, умеющего эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Реализация Программы основывается на тесной межпредметной интеграции с дисциплинами «История», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «География», «Краеведение». Процесс формирования готовности к защите Отечества у обучающихся строится с учетом имеющихся знаний, жизненного опыта, общих задач обучения и воспитания. Программа способствует освоению учебной информацией личностно значимого характера, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность, восприимчивость, формирования у обучающихся чувства восхищения воинами Вооруженных Сил РФ, формировании желания в будущем встать в их ряды. При разработке содержания Программы учитывались: - основные закономерностей развития теории военно-патриотического воспитания; - интегративность – охват многих сфер человеческой деятельности; - направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства. Отбор содержания Программы проведен с учетом системного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования гуманистического мировоззрения, познавательной, нравственной культуры, ценностного 2 отношения к своему здоровью и мотивационной установки на ведение здорового образа жизни, любви к своему краю и его истории. Описание места Программы в учебном плане. Содержание Программы предполагает ее освоение за 5 лет обучения на уровне основного общего образования с 5 – 9 классов. Объем Программы на весь курс внеурочной деятельности составляет 170 часов. Программа для обучающихся 5 – 9 классов рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа учебного времени ежегодно. Цель и задачи Программы. Цель Программы: формирование активной гражданской позиции, патриотизма у обучающихся посредством вовлечения их в деятельность по приобретению социально значимых знаний о военно-историческом наследии Отечества и престиже военной службы, формированию готовности к выполнению священного долга по защите Родины, следованию идеям здорового образа жизни, воспитанию любви к родному краю. Задачи Программы: воспитать готовность к защите Отечества, к действиям в экстремальных ситуациях; расширить и углубить знания об истории, о многонациональной культуре и традициях России и родного края; обучить начальным знаниям по основам военной службы; систематизировать представления о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения военной службы; познакомить со структурой Вооружённых сил, назначением видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями; обучить приёмам стрельбы из пневматического оружия, метания гранаты в цель; сформировать умения действовать в строю, в бою, на марше, в наступлении и в обороне; сформировать способность осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, двигательной активности посредством физического воспитания, физической полготовки, физического развития. 2. Содержание Программы Содержание программы 5 класс 1. Исторические и боевые традиции Отечества. (7 часов) Тема 1.1. ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Цели и задачи движения (1 ч.). Знакомство с Всероссийским детско-юношеским военно-патриотическим общественным движением «ЮНАРМИЯ»: историей создания, уставом, эмблемой, флагом, гимном, клятвой юнармейцев, знаками различия, знаками отличия и иными геральдическими знаками юнармейцев, с формой одежды и её вариантами. Тема 1.2. Государственная и военная символика (1 ч.). Государственные и воинские символы России — это неотъемлемые атрибуты государства и его армии. Довести Федеральные конституционные законы № 2-ФКЗ «О 3 Государственном гербе Российской Федерации» и № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года. Тема 1.3. Основные битвы Великой Отечественной войны (1 ч.). Московская битва (1941 - 1942 гг.). Рассмотреть операцию по взятию Москвы под кодовым названием «Тайфун». Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.). Рассмотреть ведение оборонительных боев в городе Сталинград. Рассказать о подвигах воинов при обороне города. Курская битва (1943 г.). Рассмотреть военную операцию под кодовым названием «Цитадель». Белорусская операция (1944 г.). Рассказать об одной из крупнейших военных операций в истории. Берлинская операция (1945 г.). Тема 1.4. Города-герои (1 ч.). Довести до обучающихся отличие между званиями: «Город воинской славы» (45 городов) и «Город-герой» (13, из них 12 городов и Брестская крепость «крепость-герой»). Городами-героями являются: Ленинград (Санкт-Петербург) Сталинград (Волгоград) Севастополь Одесса Москва Киев Керчь Новороссийск Минск Тула 11.Мурманск 12. Смоленск 13. Брестской крепости было присвоено уникальное звание «крепость-герой». Провести тест по знанию городов-героев: Какие города называют городами-героями? Какие города стали первыми городами-героями? Сколько городов-героев было в бывшем Советском Союзе? Сколько городов-героев находится на территории РФ? Тема 1.5. Дети-герои Великой Отечественной войны (1 ч.). Рассказать о подвигах детей-героев в годы Великой Отечественной войны. Тема 1.6. Герои-саратовцы: Анохин С.Г., Антонов В.С., Аронова Р.Е., Батавин П.Ф., Благодаров К.В. (1 ч.). Рассказать о героях-саратовцах, удостоенных звания Герой Советского Союза. Анохин Сергей Григорьевич (07.10.1908 - 18.05.1982) - 27 июня 1945 года, за отвагу, мужество и умелое командование полком при форсировании Одера, захвате и удержании плацдарма на левом берегу реки. Антонов Владимир Семёнович (28.06.1909 - 09.05.1993) - 6 апреля 1945 года, за умелое руководство частями дивизии при прорыве обороны противника на Магнушевском плацдарме. Аронова Раиса Ермолаевна (10.02.1920 - 20.12.1982) - 15 мая 1946 года, за 941 боевой вылет, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество. Батавин Петр Федорович (1915 - 21.11.1978) - 24 марта 1945 года, за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Дуная. Благодаров Константин Владимирович (1919 - 22.06.1951) - 20 апреля 1945 года, за 130 успешных боевых вылетов, уничтожение 17 вражеских кораблей и большого количества наземной техники противника. Тема 1.7. Герои-саратовцы: Блинов П.Ф., Венцов В.К., Гнусарев А.Я., Зарубин В.С., Клочков В.Г. (1 ч.). 4 Блинов Павел Фёдорович (20.09.1919 - 16.07.1998) - 10 апреля 1945 года, за 96 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество. Венцов Владимир Кириллович (13.09.1924 - 25.09.1943) - 15 января 1944 года, за отвагу и героизм, проявленные при разгроме противника в районе Орла и при форсировании реки Днепр. Гнусарев Александр Яковлевич (28.03.1922 - 17.03.1971) - 30 октября 1943 года, за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра. Зарубин Владимир Степанович (22.07.1923 - 10.05.1947) - 15 мая 1946 года, за 215 успешных штурмовых ударов по врагу. Клочков Василий Георгиевич (21.03.1911 - 16.11.1941) – 21 июля 1942 года, за мужество и стойкость, проявленные при отражении атаки пятидесяти вражеских танков. 2. Основы выживания и поведения в автономии. (8 часов) Тема 2.1. Понятие о спортивной карте (1 ч.). Определение понятия «спортивная карта». Общие требования к спортивной карте. Тема 2.2. Условные знаки на спортивной карте (1 ч.). Условные знаки на спортивной карте. Требования к изображению компонентов ландшафта на спортивной карте. Тема 2.3. Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом. (1 ч.). Ориентирование по небесным светилам, по различным особенностям местных предметов. Работа с компасом. Тема 2.4. Ориентирование по местным предметам (1ч.). Ориентирование по местным признакам. Важность изучения главных ориентиров (река, дорога, церковь, деревня). Тема 2.5. Действия в случае потери ориентировки (1ч.). Действия в случае потери ориентировки, определение горизонта по небесным светилам и местным предметам. Тема 2.6. Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе (1 ч.). Довести до обучаемых комплект личного снаряжения, который зависит от целей, разновидности, продолжительности путешествия, а также климатических условий. Обязательный минимум, необходимый в походе. Тема 2.7. Вязание узлов: туристические узлы «академический», «брамшкотовый» (1 ч.). Довести до обучаемых случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании. Тема 2.8. Вязание узлов для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник» (1 ч). Довести до обучаемых случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании. 3. Строевая подготовка. (11 часов) Тема 3.1. Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте. (1 ч.). Разучить по разделениям и в целом порядок выполнения строевого приема «Строевая стойка» и выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Разучить по разделениям повороты на месте. Тема 3.2. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте (1 ч.). 5 Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.3. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом на четыре счета (1 ч.). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.4. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—60шагов в минуту) (1 ч). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.5. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном темпе (110—120 шагов в минуту) (1 ч). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.6. Повороты в движении по разделениям на три счета (1 ч.). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.7. Повороты в движении в комплексе (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.8. Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям на два счета (1 ч). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.9. Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.10. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям (1 ч). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.11. Подход к начальнику и отход от него (1ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. 4. Физическая подготовка. (2 часа) Тема 4.1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в начале учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: отжимание от пола; поднимание туловища из положения лежа на спине; - челночный бег. Тема 4.2. Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в конце учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: отжимание от пола; поднимание туловища из положения лежа на спине; челночный бег. 6 5. РХБ защита. (1 час). Тема 5.1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (1 ч). Довести до обучающихся устройство и предназначение средств защиты органов дыхания (респираторы, противогазы, противопыльные тканевые маски и марлевые повязки), средства защиты кожного покрова (защитные костюмы, резиновые сапоги и др.), средства медицинской защиты (индивидуальная аптечка АИ-2, индивидуальный противохимический пакет, пакет перевязочный индивидуальный). 6. Огневая подготовка. (4 часа) Тема 6.1. История развития стрелкового оружия (1 ч). Довести до обучающихся историю развития стрелкового оружия, более подробно обратить внимание на стрелковом оружии России. Тема 6.2. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова (1 ч). Довести до обучающихся назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова. Тема 6.3. Последовательность неполной разборки и сборки после неполной разборки АК74 (1 ч). Довести до детей последовательность неполной разборка и сборки после неполной разборки автомата. Дать практику обучающимся в неполной разборке и сборки после неполной разборки автомата Калашникова. Тема 6.4. Порядок снаряжения магазина АК (1 ч). Дать практику обучающимся в снаряжении магазина АК. 7. Оказание первой помощи. (1 час) Тема 7.1. Основы оказания первой медицинской помощи (1 ч). Довести до обучающихся общую последовательность действий на месте происшествия. Оказывать первую помощь необходимо в соответствии с «Универсальным алгоритмом оказания первой помощи». Содержание программы 6 класс 1. Исторические и боевые традиции Отечества. (3 часа) Тема 1.1. ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Правила ношения форменной одежды, знаков различия, знаков отличия и иных геральдических знаков участниками ВВПОД «ЮНАРМИЯ» (1 ч). Изучение правил ношения форменной одежды, знаков различия, знаков отличия и иных геральдических знаков участниками ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Тема 1.2. История, символы и геральдика (1 ч). Рассказать обучающимся об истории создания и значении государственных символов России. Тема 1.3. Саратов в годы Великой Отечественной войны (1 ч.). Дать обучающимся информацию об оборонной промышленности в годы Великой Отечественной войны. 2. 7 Основы выживания и поведения в автономии. (9 часов) Тема 2.1. Понятие о топографической карте (1 ч). Понятие топографической карты. Области применения топографических карт: военные ведомства; для проведения геодезических или геологических работ; - при строительстве и планировании дорожного полотна; - сельское хозяйство. Тема 2.2. Условные знаки на топографической карте (1 ч). Условные знаки на топографической карте: основные пункты геодезии или геологии; особенности рельефа; сведения гидрографии; границы, дороги; - коммуникации; важные объекты. Тема 2.3. Ориентирование по горизонту, азимуту (1 ч). Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»). Определение азимута. Тема 2.4. Компас, работа с компасом (1 ч.). Компас. Типы компасов. Правила обращения с компасом. Прежде всего, каждый обучающийся должен научиться определять стороны горизонта по компасу, в частности по светящемуся компасу, приспособленному для работы ночью. При тренировке надо добиваться безошибочного определения, как главных направлений сторон горизонта, так и промежуточных и обратных направлений. Умение определять обратные направления очень важно, и при тренировке необходимо уделить ему особое внимание. Тема 2.5. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.(1 ч.) Научить обучающихся применять способы определения правильного направления, когда человек заблудился. Тема 2.6. Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки.(1 ч.). Довести до обучающихся содержание и порядок укладки туристического рюкзака, а также порядок сбора после привала. Тема 2.7. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. (1 ч.). Изучить порядок действий на малом, обеденном и ночном привалах, а также порядок сбора после привала. Тема 2.8. Вязание узлов: туристические узлы «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник», «удавка», «булинь», «стремя» (1 ч.). Довести до обучающихся случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании. Тема 2.9. Вязание узлов: узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник» (1 ч). Довести до обучающихся случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные и дать практику в их вязании. 3. Строевая подготовка. (13 часов) Тема 3.1. Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте (1 ч). Разучить по разделениям и в целом порядок выполнения строевого приема «Строевая стойка» и выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). 8 Тема 3.2. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.3. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом на четыре счета (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.4. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—60шагов в минуту) (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.5. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном темпе (110—120 шагов в минуту) (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.6. Повороты в движении по разделениям на три счета (1 ч.). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.7. Повороты в движении в комплексе (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.8. Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям на два счета (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.9. Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.10. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.11. Подход к начальнику и отход от него (1ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.12. Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и размыкание отделения (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении смыкания и размыкания отделения. Провести разучивание по разделениям. Тема 3.13. Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении перестроения отделения. Провести разучивание по разделениям. 4. Физическая подготовка. (2 часа) Тема 4.1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в начале учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: - поднимание туловища из положения лежа на спине; - челночный бег. 9 Тема 4.2. Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в конце учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: - отжимания от пола; - бег на 1500 метров. 5. РХБ защита. (2 часа) Тема 5.1. Средства индивидуальной защиты (1 ч). Обучить обучающихся порядку надевания противогаза ГП-7. Ознакомить с другими видами защитных противогазов. Тема 5.2. Порядок надевания средств индивидуальной защиты органов дыхания (1 ч). Провести тренировку обучающихся по надевания противогаза ГП-7. 6. Огневая подготовка. (4 часа) Тема 6.1. История развития стрелкового оружия (1 ч). Систематизация изученного обучающимися материала по истории развития стрелкового оружия. Тема 6.2. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова (1 ч). Актуализация знаний обучающихся о назначении, боевых свойствах, общем устройстве и принципах работы автомата Калашникова. Тема 6.3. Последовательность неполной разборки и сборки после неполной разборки АК74 (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата Калашникова. Тема 6.4. Порядок снаряжения магазина АК (1 ч). Тренировать обучающихся в снаряжении магазина автомата Калашникова. 7. Оказание первой помощи. (1 час) Тема 7.1. Основы оказания первой медицинской помощи (1 ч.). Довести до обучающихся предназначение и порядок проведения искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Обучить обучающихся проведению ИВЛ. Содержание программы 7 класс 1. Исторические и боевые традиции Отечества. (2 часа) Тема 1.1. Символы воинской чести (1 ч). Что входит в понятие «Государственные и воинские символы России». Изучение Государственного гимна России. Характеристика боевых знамен как символ воинской чести. Какова роль воинских званий и наград как символов воинской чести. Тема 1.2. Саратов в годы Великой Отечественной войны (1 ч). Дать обучающимся информацию об эвакуационных госпиталях в годы ВОВ. 2. Основы выживания и поведения в автономии. (6 часов) Тема 2.1. Понятие о топографической и спортивной карте. Условные знаки (1 ч). Условные знаки топографических карт: размеры и цвет условных знаков; населенные пункты; 10 -промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты; - шоссейные и грунтовые дороги, тропы; - гидрография. Тема 2.2. Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом. Ориентирование в населенном пункте (1 ч). Необходимо научить обучающихся ориентированию в населенном пункте с помощью: мобильных приложений; схем нумерации домов; сторон горизонта и постройки; ориентирования по религиозным постройкам. Тема 2.3. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. (1 ч) Обучить детей порядку действий при передачи информации спасателям используя специальные знаки международной кодовой таблицы символов, сигналы костром, сигналы зеркалом. Тема 2.4. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний (1 ч). Довести до обучающихся и разобрать: как мыться в походе; как стирать одежду; как организовать туалет в походе; что положить в походный рюкзак. Тема 2.5. Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе.(1 ч) Разобрать с обучающимися следующие положения: подготовка к походу; составление раскладки в поход; заготовка продуктов впрок; питание в походе. Тема 2.6. Вязание узлов.(1ч) Довести до обучающихся случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные. Дать практику в вязании туристических узлов «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник», «удавка», «булинь», «стремя». 3. Строевая подготовка. (11 часов) Тема 3.1. Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте. (1 ч). Разучить по разделениям и в целом порядок выполнения строевого приема «Строевая стойка» и выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Тема 3.2. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте (1 ч.) Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.3. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом на четыре счета (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.4. Повороты в движении (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении поворотов в движении в комплексе. Тема 3.5. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении воинского приветствия на месте в комплексе. Тема 3.6. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям (1 ч). 11 Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.7. Выход из строя и возвращение в строй в комплексе (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.8. Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и размыкание отделения (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении смыкания и размыкания отделения. Провести разучивание по разделениям. Тема 3.9. Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении перестроения отделения. Провести разучивание по разделениям. Тема 3.10. Действия в составе отделения на месте (1 ч.). Довести до обучающихся порядок действий в составе отделения под барабан, оркестр. Провести разучивание по разделениям и тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.11. Действия в составе отделения в движении (1 ч.). Довести до обучающихся порядок движения в составе отделения под барабан, оркестр. Провести разучивание по разделениям и тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. 4. Физическая подготовка. (2 часа) Тема 4.1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в начале учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: поднимание туловища из положения лежа на спине; - бег на 60 метров. Тема 4.2. Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в конце учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: подтягивание из виса на высокой перекладине; бег на 2000 метров. 5. РХБ защита. (3 часа). Тема 5.1. Средства индивидуальной защиты (1 ч). Изучить с обучающимися назначение, комплектацию и порядок надевания общевойскового защитного комбинезона. Тема 5.2. Порядок надевания общевойскового защитного комбинезона (1 ч). Провести тренировку обучающихся по надеванию общевойскового защитного комбинезона. Тема 5.3. Приборы радиационной, химической разведки (1 ч). Изучить с обучающимися назначение, классификация и общее устройство приборов радиационной и химической разведки: индикаторы радиоактивности ДП-63, ДП-63Н, рентгенометры ДП-2 и ДП-3,рентгенометры-радиометры ДП-5 и ДП-5-А. 6. 12 Огневая подготовка. (8 часов) Тема 6.1. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата (1 ч). Систематизация изученного материала, напомнить обучающимся назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова. Тема 6.2. Последовательность неполной разборки и сборки АК-74. Порядок снаряжения магазина АК (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата Калашникова и порядок снаряжения магазина АК. Тема 6.3. Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки (1 ч). Довести до обучающихся требования безопасности и затем последовательно изучить устройство, правила изготовки и прицеливания из пневматической винтовки. На занятиях необходимо проконтролировать прицеливания каждым учеником. Тема 6.4. Порядок выполнения упражнения по стрельбе. Изготовка для стрельбы требования и принципы. Разучивание изготовки для стрельбы (лежа, сидя и стоя) (1 ч). Изготовка для стрельбы - требования и принципы. Разучивание изготовки для стрельбы ( лежа, сидя и стоя). Тема 6.5. Техника прицеливания. Нажим на спусковой крючок. Дыхание при стрельбе. Разучивание выстрела.(1 ч). Техника прицеливания, нажим на спусковой крючок. Нужно разместить концентрически мишень, кольцо и диоптр, и попасть в самый центр мишени. Стрелка нужно научить, правильному прицеливанию. Ему нужно показать на рисунке, как элементы прицела расположены в соответствии с черным кругом. Затем ему должна быть предоставлена винтовка на опоре для самостоятельного прицеливания, с тем, чтобы он повторил то изображение, которое он видел. Когда он усвоит, как расположены элементы прицела относительно мишени, он может практиковать прицеливание, находясь в положении для стрельбы. Тема 6.6. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия: упражнение на дистанции 5 метров 8 выстрелами по круглой мишени (1 ч). Перед началом занятия довести требование безопасности. Занятие необходимо проводить с помощником руководителя на учебном месте. Количество стреляющих зависит от возможностей стрелкового тира. Упражнение на дистанции 5 метров 8 выстрелами по круглой мишени. Тема 6.7. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия: упражнение на дистанции 8 метров 8 выстрелами по круглой мишени (1 ч). Перед началом занятия довести требование безопасности. Занятие необходимо проводить с помощником руководителя на учебном месте. Количество стреляющих зависит от возможностей стрелкового тира. Упражнение на дистанции 8 метров 8 выстрелами по круглой мишени. Тема 6.8. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия: упражнение на дистанции 10 метров 8 выстрелами по круглой мишени (1 ч). Перед началом занятия довести требование безопасности. Занятие необходимо проводить с помощником руководителя на учебном месте. Количество стреляющих зависит от возможностей стрелкового тира. Упражнение на дистанции 10 метров 8 выстрелами по круглой мишени. 7. Оказание первой помощи. (2 часа) Тема 7.1. Основы оказания первой медицинской помощи (1 ч). Обучить обучающихся делать непрямой массаж сердца. Тема 7.2. Правила медицинской помощи при переломах (1 ч). 13 Довести до обучающихся общую классификацию переломов. Проводится на основании степени разрыва (повреждения) кости. Прежде всего, различают полные и неполные переломы, а также открытые и закрытые, со смещением костных обломков и без него. Довести общие признаки, на основании которых у человека предварительно диагностируют перелом: рука, нога, позвоночник или таз деформированы; сильная боль в повреждённом месте; положение конечности выглядит неестественным; наблюдаются кровоизлияния и отёки. Содержание программы 8 класс 1. Исторические и боевые традиции Отечества. (2 часа) Тема 1.1. Саратовцы в локальных войнах: в Афганистане, на Северном Кавказе, в странах Африки, Центральной и Средней Азии, Приднестровье, Азербайджане (1 ч). Саратовцы принимали участие в более 20 локальных войнах и миротворческих акциях: в Афганистане, на Северном Кавказе, в странах Африки, Центральной и Средней Азии, Приднестровье, Азербайджане. Тема 1.2. Саратовцы в локальных войнах: в Абхазии, Южной Осетии, Венгрии, Югославии, на Кубе и в Сирии (1 ч). Саратовцы принимали участие в более 20 локальных войнах и миротворческих акциях: в Абхазии, Южной Осетии, Венгрии, Югославии, на Кубе и в Сирии. 2. Основы выживания и поведения в автономии. (3 часа) Тема 2.1. Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом (1 ч). Научить обучающихся порядку ориентирования в лесу. (1 ч). Наиболее простые и распространенные методы ориентирования: по деревьям; по мхам и лишайникам; по муравейникам; по крестам храмов (церквей); по просекам; по солнцу; - по звездам; - по луне. Тема 2.2. Измерение расстояний. Способы ориентирования. (1 ч). Изучить различные способы определения расстояний на местности: по карте, аэрофотоснимку, с помощью дальномера и т.д. Изучить более простые способы измерения, такие как: определение расстояний на глаз, по угловым и линейным размерам предметов, промером шагами, по времени движения, по соотношению скоростей света и звука, на слух. Тема 2.3. Вязание узлов. (1 ч). Довести до обучаемых случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные. Дать практику в вязании узлов для страховки (незатягивающиеся петли): «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник». 3. Строевая подготовка. (10 часов) Тема 3.1. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, тренировка с обозначением шага на месте, тренировка в движении строевым шагом на четыре счета.(1 ч.). 14 Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.2. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (50—60шагов в минуту), тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе (110—120 шагов в минуту). (1 ч). Довести до обучающихся порядок выполнения строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.3. Повороты в движении. (1ч). Тренировать обучающихся в выполнении поворотов в движении в комплексе. Тема 3.4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. (1ч) Тренировать обучающихся в выполнении воинского приветствия на месте в комплексе. Тема 3.5. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов, провести их разучивание по разделениям. Тема 3.6. Выход из строя и возвращение в строй в комплексе (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.7. Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и размыкание отделения (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении смыкания и размыкания отделения. Провести разучивание по разделениям. Тема 3.8. Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении перестроения отделения. Провести разучивание по разделениям. Тема 3.9. Действия в составе отделения на месте (1 ч.). Довести до обучающихся порядок действий в составе отделения под барабан, оркестр. Провести разучивание по разделениям и тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.10. Действия в составе отделения в движении (1 ч.). Довести до обучающихся порядок движения в составе отделения под барабан, оркестр. Провести разучивание по разделениям и тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. 4. Физическая подготовка. (7 часов) Тема 4.1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в начале учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: поднимание туловища из положения лежа на спине; - бег на 100 метров; - бросание мяча. Тема 4.2. Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в конце учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: подтягивание из виса на высокой перекладине; - бег на 2000 метров. Тема 4.3. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения (1 ч). 15 Изучить с учениками технику выполнения упражнений на развитие силовых качеств с различным оборудованием. Приспособления с отягощениями или для отягощений – рюкзаки, ремни, лямки, пояса, цепи и др.; уличные тренажеры – модули воркаута для тренировки разных групп мышц. Тема 4.4. Круговая тренировка общефизической направленности (1 ч). Круговая тренировка. Количество упражнений 5-7, предназначенных для разных групп мышц, с небольшим интервалом отдыха между подходами. Перерыв должен быть между завершенным циклом из 5-7 выполненных упражнений, а не между каждым из видов нагрузок. Упражнения учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. Тема 4.5. Круговая тренировка на развитие силы (1 ч). Круговая тренировка. Как правило задействуют 2-3 группы мышц. Количество упражнений 2-3, количество повторений 3-4 предназначенных для одной группы мышц, с небольшим интервалом отдыха между подходами. Упражнения учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. Тема 4.6. Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости (1 ч). Вариант: Прыжки на скамейку с последующим быстрым спрыгиванием. Прыжки «кенгуру». Из положения лежа на животе - руки вверх, прогнуться. Из положения лежа на спине одновременно поднять ноги и туловище. Сидя на скамейке, держась за нее руками, поднимать и опускать прямые ноги, пола не касаться. Из положения стоя бросить набивной мяч (0,5 кг) вверх, присесть, встать и поймать мяч. Отжимания от пола. Из положения руки в стороны, набивной мяч (0,5 кг) в левой руке. Бросить мяч через голову в правую руку и наоборот. Из положения лежа на спине, руки с набивным мячом (0,5-1 кг) вытянуты вперед, быстро поднимать и опускать руки в исходное положение. Упражнения учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. Тема 4.7. Круговая тренировка повышенной интенсивности (1 ч) Экстенсивный интервальный метод Тренировка протекает с индивидуальной дозировкой в 50–60% от максимального теста (МТ). вариант: В активном тренировочном темпе за 15 секунд выполнить как можно большее количество повторений упражнения с нагрузкой в 50% МТ. Затем следует пауза в 30 сек., и упражнение повторяется вновь в течение 15 сек. и т.д. Серия может состоять из 3–5 подходов. Для перехода к выполнению следующего упражнения с таким же количеством серий, пауза уже 30–90 сек. в зависимости от интенсивности выполнения упражнения и физической подготовленности занимающегося. Паузы между кругами могут быть от трех до пяти минут. вариант: Режим нагрузки: 30 секунд работы в каждом упражнении и 30 секунд – пауза. Темп спокойный, из расчета 15–20 повторений. Нагрузку повышают, увеличивая ее объем в заданный временной отрезок. Упражнения учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. 5. РХБ защита. (3 часа) Тема 5.1. Средства индивидуальной защиты. (1 ч). 16 Тренировать обучающихся в правильности и быстроте надевания ОЗК, а также порядка действий после выхода из района заражения. Тема 5.2. Средства коллективной защиты. (1 ч). Довести до обучающихся назначение, общие устройство средств коллективной защиты, их классификацию. Общие правила использования и требования безопасности при работе со средствами коллективной защиты Тема 5.3. Приборы радиационной, химической разведки(1 ч). Изучить с обучающимися порядок работы с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. 6. Огневая подготовка. (6 часов) Тема 6.1. Последовательность неполной разборка и сборки АК-74. Порядок снаряжения магазина АК. (1 ч). Тренировать детей в выполнении неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата Калашникова и порядок снаряжения магазина АК. Тема 6.2. Порядок выполнения упражнения по стрельбе. Изготовка для стрельбы требования и принципы. Разучивание изготовки, лежа, сидя и стоя. (1 ч). Напомнить обучаемым правила изготовки к стрельбе различными способами, выполнить норматив № 1 по огневой подготовке. Тема 6.3. Техника прицеливания. Нажим на спусковой крючок. Дыхание при стрельбе. Разучивание выстрела. (1 ч) Дыхание при производстве выстрела, обеспечивающие правильный спуск. Характер и степень колебания оружия при производстве выстрела. Зависимость правильного управления спуском от отладки спускового механизма. Спуски на винтовках. Спуски на пистолетах. Дыхание и спуск в стрельбе из винтовки и пистолета. Тема 6.4. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия: упражнение на дистанции 5 метров 8 выстрелами по круглой мишени (1 ч). Перед началом занятия довести требование безопасности. Занятие необходимо проводить с помощником руководителя на учебном месте. Количество стреляющих зависит от возможностей стрелкового тира. Упражнение на дистанции 5 метров 8 выстрелами по круглой мишени. Тема 6.5. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия: упражнение на дистанции 8 метров 8 выстрелами по круглой мишени (1 ч). Перед началом занятия довести требование безопасности. Занятие необходимо проводить с помощником руководителя на учебном месте. Количество стреляющих зависит от возможностей стрелкового тира. Упражнение на дистанции 8 метров 8 выстрелами по круглой мишени. Тема 6.6. Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия: упражнение на дистанции 10 метров 8 выстрелами по круглой мишени (1 ч). Перед началом занятия довести требование безопасности. Занятие необходимо проводить с помощником руководителя на учебном месте. Количество стреляющих зависит от возможностей стрелкового тира. Упражнение на дистанции 10 метров 8 выстрелами по круглой мишени. 7. Оказание первой помощи (3 часа). Тема 7.1. Основы оказания первой медицинской помощи (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении непрямого массажа сердца. Тема 7.2. Правила медицинской помощи при наружных и внутренних кровотечениях 17 (1 ч). Довести до обучающихся способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давящей повязки. Тема 7.3. Правила медицинской помощи при переломах (1 ч). Обучить обучающихся порядку изготовления различного рода шин и дать практику в их наложении. Содержание программы 9 класс 1. Исторические и боевые традиции Отечества. (1 час) Тема 1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации (1 ч). Назначение, состав и структура Вооруженных Сил РФ. Виды и рода Вооруженных Сил России. 2. Основы выживания и поведения в автономии. (2 часа) Тема 2.1. Измерение расстояний. Способы ориентирования.(1 ч). Что такое ориентирование на местности, для чего необходимо уметь ориентироваться на местности. Ориентирование с помощью карты, по компасу, по карте и компасу, ориентация по светилам, по солнцу, по солнцу и часам, по луне, ориентирование по звездам. Ориентирование в лесу, по деревьям, по мхам и лишайникам, по животным, по муравейникам, по искусственным объектам и просеки. Ориентирование в пустыне, по радиосигналам. Тема 2.2. Вязание узлов.(1 ч). Довести до обучающихся случаи необходимости знания порядка вязания различных узлов, законспектировать данные. Дать практику в вязании туристических узлов «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник», «удавка», «булинь», «стремя» и узлов для страховки (незатягивающиеся петли) (1 ч). 3. Строевая подготовка. (11 часов) Тема 3.1. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, тренировка с обозначением шага на месте, тренировка в движении строевым шагом на четыре счета (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнения строевых приемов в комплексе. Тема 3.2. Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, тренировка в движении строевым шагом в замедленном темпе (50—60шагов в минуту), тренировка в движении строевым шагом в уставном темпе (110—120 шагов в минуту) (1 ч). Тренировать обучающихся в движении строевым шагом. Тема 3.3. Повороты в движении. (1ч). Тренировать обучающихся в выполнении поворотов в движении в комплексе. Тема 3.4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. (1ч). Тренировать обучающихся в выполнении воинского приветствия на месте в комплексе. Тема 3.5. Выход из строя и возвращение в строй по разделениям (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. Тема 3.6. Выход из строя и возвращение в строй в комплексе (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении строевых приемов. 18 Тема 3.7. Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и размыкание отделения (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении смыкания и размыкания отделения. Тема 3.8. Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно (1 ч.). Тренировать обучающихся в выполнении перестроения отделения. Тема 3.9. Подготовка к смотру строя и песни: разучивание текста и мелодии (1 ч). Провести подготовку к смотру строя и песни: разучить текст и мелодию. Тренировать исполнение строевой песни. Тема 3.10. Подготовка к смотру строя и песни: работа над ритмом (1 ч). Провести подготовку к смотру строя и песни: отработать ритм. Тренировать исполнение строевой песни. Тема 3.11. Подготовка к смотру строя и песни: работа над слаженностью пения и строевого шага (1 ч). Провести подготовку к смотру строя и песни: отработать слаженность пения и строевого шага. Тренировать исполнение строевой песни. 4. Физическая подготовка. (11 часов) Тема 4.1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в начале учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: рывок гири 16 кг; поднимание туловища из положения лежа на спине; - бег на 100 метров; - бросание мяча. Тема 4.2. Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в конце учебного года) (1 ч). Прием зачетов для проверки уровня физической подготовки, постановка задач на улучшение результатов: подтягивание из виса на высокой перекладине; - бег на 3000 метров. Тема 4.3. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения.(1 ч). Изучить с учениками технику движений со снарядами и на тренажерах, структуру силовой способности. Тема 4.4. Круговая тренировка общефизической направленности (2 ч). Круговая тренировка. Количество упражнений 5-7, предназначенных для разных групп мышц, с небольшим интервалом отдыха между подходами. Перерыв должен быть между завершенным циклом из 5-7 выполненных упражнений, а не между каждым из видов нагрузок. Упражнения учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. Тема 4.5. Круговая тренировка на развитие силы (2 ч). Круговая тренировка. Как правило, задействуют 2-3 группы мышц. Количество упражнений 2-3, количество повторений 3-4 предназначенных для одной группы мышц, с небольшим интервалом отдыха между подходами. Упражнения педагог подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. Тема 4.6. Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости (2 ч). Вариант: Прыжки на скамейку с последующим быстрым спрыгиванием. Прыжки «кенгуру». 3.Из положения лежа на животе - руки вверх, прогнуться. 19 Из положения лежа на спине одновременно поднять ноги и туловище. Сидя на скамейке, держась за нее руками, поднимать и опускать прямые ноги, пола не касаться. Из положения стоя бросить набивной мяч (0,5 кг) вверх, присесть, встать и поймать мяч. Отжимания от пола. Из положения руки в стороны, набивной мяч (0,5 кг) в левой руке. Бросить мяч через голову в правую руку и наоборот. Из положения лежа на спине, руки с набивным мячом (0,5-1 кг) вытянуты вперед, быстро поднимать и опускать руки в исходное положение. Упражнения учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. Тема 4.7. Круговая тренировка повышенной интенсивности (2 ч). Экстенсивный интервальный метод Тренировка протекает с индивидуальной дозировкой в 50–60% от максимального теста (МТ). вариант В активном тренировочном темпе за 15 секунд выполнить как можно большее количество повторений упражнения с нагрузкой в 50% МТ. Затем следует активная пауза в 30 сек., и упражнение повторяется вновь в течение 15 сек. и т.д. Серия может состоять из 3–5 подходов. Для перехода к выполнению следующего упражнения с таким же количеством серий, пауза уже 30–90 сек. в зависимости от интенсивности выполнения упражнения и физической подготовленности занимающегося. Паузы между кругами могут быть от трех до пяти минут. вариант Режим нагрузки: 30 секунд работы в каждом упражнении и 30 секунд – пауза. Темп спокойный, из расчета 15–20 повторений. Нагрузку повышают, увеличивая ее объем в заданный временной отрезок. Упражнения учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. Упражнения учитель подбирает исходя из возможностей материальной базы учебного заведения и физического развития обучаемых. 5. РХБ защита. (2 часа) Тема 5.1. Средства индивидуальной защиты (1 ч). Тренировать обучающихся в правильности и быстроте надевания ОЗК, а также порядка действий после выхода из района заражения. Тема 5.2. Приборы радиационной, химической разведки (1 ч). Тренировать обучающихся порядку работы с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля (ДП-22В, ИД-1, ВПХР, ДП-5 в). 6. Огневая подготовка. (5 часов) Тема 6.1. Последовательность неполной разборки и сборки АК-74. Порядок снаряжения магазина АК. (1 ч) Совершенствовать навыки детей в выполнении неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата Калашникова и снаряжении магазина. Тема 6.2. Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки (1 ч) Напомнить обучающимся требования безопасности и устройство, правила изготовки и прицеливания из пневматической винтовки. На занятиях необходимо проконтролировать прицеливание каждым учеником. 20 Тема 6.3. Порядок выполнения упражнения по стрельбе. Изготовка для стрельбы требования и принципы. Разучивание изготовки, лежа, сидя и стоя. (1 ч) Научить обучающихся выполнять 1 упражнение учебных стрельб из АК, выполнить норматив № 1 по огневой подготовке используя шлем стальной, амуницию и сумку для гранат. Тема 6.4. Техника прицеливания. Нажим на спусковой крючок. Дыхание при стрельбе. Разучивание выстрела.(1 ч) На занятии отработать следующие вопросы: тренировка техники; создание предпосылок; «холостая» тренировка; отработка фаз стрельбы; отработка ритма выстрела; отработка ритма стрельбы; анализ отклонений (отметка выстрела); мысленная проработка, холостая и прицельная стрельба. Тема 6.5. Упражнение на дистанции 10 метров 8 выстрелами по круглой мишени (1 ч). Это упражнение рассчитано на стрелков, которые уже знают и понимают технику стрелковой стойки, однообразного удержания оружия, компенсации отдачи при множественных выстрелах. Упражнение. Восемь металлических тарелок находятся на разных дистанциях, и под разным углом по отношению к стрелку. И это обязательно должны быть падающие мишени, а не гонги (см. схема): Тарелка 1 — 7 метров. Тарелка 2 — 9 метров. Тарелка 3 — 8 метров. Тарелка 4 — 10 метров. Тарелка 5 — 6 метров. Тарелка 6 — 11 метров. Тарелка 7 — 12 метров. Тарелка 8 — 13 метров. При строительстве упражнения не нужно скрупулёзно вымерять дистанции и углы. Мишени расположены произвольно, делайте все примерно. Первые пять мишеней расположены перед стрелком, примерно в одну линию. Центровой мишенью является мишень 3, она расположена прямо перед стрелком. Взять за основу расстояние между мишенями 1 и 5. Первоначально оно должно быть 8 метров. В дальнейшем, когда у вас появится прогресс в этом упражнении, вы можете его увеличить. Ни одна мишень не повторяется, все они разные. Отсюда небольшой вывод, у вас не получится поставить стрелковую стойку удобно по отношению к какой-то конкретной металлической тарелке. 7. Оказание первой помощи. (2 часа) Тема 7.1. Основы оказания первой медицинской помощи. (1 ч). Тренировать обучающихся в выполнении комплекса мероприятий реанимационных действий. Тема 7.2. Правила медицинской помощи при переломах (1 ч). Довести до обучающихся особенности открытых переломов и порядок оказания помощи. 21 3. Планируемые результаты освоения Программы Личностные результаты: осознанное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; осознание влияния негативных факторов на здоровье каждого человека, группы людей, сообщества в целом; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни. Метапредметные Обучающиеся сформируют и разовьют умения Регулятивные: определять цель своей деятельности на основе имеющихся условий и планировать пути достижения; адекватно оценивать свою деятельность, при необходимости вносить коррективы; находить достаточные средства для решения учебных задач; Познавательные: делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев; организовывать проектно-исследовательскую деятельность; находить самостоятельно требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; объяснять содержание и формы современных внутригосударственных и международных событий, выявлять причинно-следственные связи; овладение культурой активного использования печатных изданий и интернет ресурсами. o Коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде; работать индивидуально, в группе и в коллективе для решения поставленной задачи; осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; адекватно использовать соблюдать нормы публичного поведения и речи в процессе выступления. 22 Предметные: Обучающиеся научатся: использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения; использовать знания о назначении, организации и основных задачах, выполняемых Вооруженными Силами Российской Федерации, в построении маршрута получения профессионального образования; оперировать основными понятиями в области обороны государства; описывать порядок подготовки граждан к военной службе; порядок призыва и поступления, прохождения военной службы по призыву, контракту и гражданской службы на военную службу; производить неполную и полную разборку автомата Калашникова, его чистку и смазку, снаряжать магазин патронами; соблюдать правила и выполнять приемы стрельбы из пневматического и стрелкового оружия; правильно выполнять команды в строю и строевые приемы; описывать основные виды чрезвычайных ситуаций и их последствия; характеризовать способы защиты от оружия массового поражения; пользоваться индивидуальными средствами защиты; применять первичные средства пожаротушения; правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; основам выживания в условиях вынужденной автономии; характеризовать порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим; оказывать первую помощь пострадавшим. характеризовать влияние физических упражнений на различные органы и системы организма; определять уровень развития физических качеств. Обучающийся получит возможность научиться: приводить примеры применения различных типов вооружения и военной техники в войнах и конфликтах различных исторических периодов, прослеживать их эволюцию; описывать работу частей и механизмов автомата Калашникова при стрельбе; выполнять нормативы неполной разборки и сборки автомата Калашникова; описывать порядок работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; выполнять нормативы надевания противогаза, респиратора и общевойскового защитного комплекта (ОЗК); проектировать повышение уровня собственной физической подготовленности. 23 4. Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы Тематический план 5 класс Примерное распределение учебного материала: № раздела, темы, урока Наименование урока 1 раздела, темы, 2 Количество учебных часов 3 Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА. (7 ч) 1.1 ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Цели и задачи движения. 1 1.2 Государственная и военная символика. 1 1.3 Основные битвы Великой Отечественной войны. 1 1.4 Города-герои 1 1.5 Дети-герои Великой Отечественной войны. 1 1.6 Герои-саратовцы: Анохин С.Г., Антонов В.С., Аронова Р.Е., 1 Батавин П.Ф., Благодаров К.В. 1.7 Герои-саратовцы: Блинов П.Ф., Венцов В.К., Гнусаров А.Я., 1 Зарубин В.С., Клочков В.Г. Итого за 1 раздел 7 Раздел 2. ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В АВТОНОМИИ. (8ч) 2.1 Понятие о спортивной карте. 1 2.2 Условные знаки на спортивной карте. 1 2.3 Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом 2.4 Ориентирование по местным предметам. 1 2.5 Действия в случае потери ориентировки. 1 2.6 Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы 1 и ночлеги. Питание в туристском походе. 2.7 Вязание узлов: туристические узлы «академический», «брамшкотовый». 1 Вязание узлов для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник». 1 Итого за 2 раздел 8 2.8 Раздел 3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (11 ч) 24 1 3.1 Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на 1 месте. 3.2 Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с 1 обозначением шага на месте. 3.3 Строевой и походный шаг: последовательность обучения 1 движению строевым шагом на четыре счета. 3.4 Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—60 шагов в 1 минуту). 3.5 Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном темпе (110—120 шагов в минуту). 1 3.6 Повороты в движении по разделениям на три счета. 1 3.7 Повороты в движении в комплексе. 1 3.8 Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям на 1 два счета. 3.9 Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе. 3.10 Выход из строя и возвращение в строй по разделениям. 3.11 Подход к начальнику и отход от него 1 Итого за 3 раздел 11 1 1 Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (2 ч) 4.1 Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической 1 подготовленности (по одному часу в начале учебного года). 4.2 Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической 1 подготовленности (по одному часу в конце учебного года). Итого за 4 раздел 2 Раздел 5. РХБ ЗАЩИТА. (1ч) 5.1 25 Средства индивидуальной защиты органов дыхания. 1 Итого за 5 раздел 1 Раздел 6. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (4 ч) 6.1 История развития стрелкового оружия. 6.2 Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип 1 работы автомата Калашникова. 6.3 Последовательность неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74. 1 6.4 Порядок снаряжения магазина АК. 1 1 Итого за 6 раздел 4 Раздел 7. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (1 ч). 7.1 Основы оказания первой медицинской помощи. Итого за 7 раздел 1 1 Итого: 34 Тематический план 6 класс Примерное распределение учебного материала: № раздела, темы, урока Наименование урока 1 раздела, темы, 2 Количество учебных часов 3 Раздел 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВА. (3 ч) 1.1 ВВПОД «ЮНАРМИЯ». Основные сведения. Правила ношения 1 форменной одежды, знаков различия, знаков отличия и иных геральдических знаков участниками ВВПОД «ЮНАРМИЯ». 1.2 История, символы и геральдика. 1 1.3 Саратов в годы Великой Отечественной войны. 1 Итого за 1 раздел 3 Раздел 2. ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ В АВТОНОМИИ. (9 ч) 2.1 Понятие о топографической карте. 1 2.2 Условные знаки на топографической карте. 1 2.3 Ориентирование по горизонту, азимуту. 1 2.4 Компас, работа с компасом. 1 26 2.5 Ориентирование по местным предметам. Действия в случае 1 потери ориентировки. 2.6 Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. 1 2.7 Привалы и ночлеги. Питание в туристском походе. 1 2.8 Вязание узлов: туристические узлы «простой проводник», 1 «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник», «удавка», «булинь», «стремя». 2.9 Вязание узлов: узлы для страховки (незатягивающиеся петли): 1 «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник». Итого за 2 раздел 9 Раздел 3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (13 ч) 3.1 Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», 1 «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на месте. 3.2 Строевой и походный шаг: последовательность обучения 1 движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте. 3.3 Строевой и походный шаг: последовательность обучения 1 движению строевым шагом на четыре счета. 3.4 Строевой и походный шаг: последовательность обучения 1 движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—60шагов в минуту) 3.5 Строевой и походный шаг: последовательность обучения 1 движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в уставном темпе (110—120 шагов в минуту) 3.6 Повороты в движении по разделениям на три счета. 1 3.7 Повороты в движении в комплексе. 1 3.8 Выполнение воинского приветствия на месте по разделениям на 1 два счета. 3.9 Выполнение воинского приветствия на месте в комплексе. 1 3.10 Выход из строя и возвращение в строй по разделениям. 1 3.11 Подход к начальнику и отход от него. 1 3.12 Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и 1 размыкание отделения. 27 3.13 Строевые приемы в движении в составе отделения: 1 перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Итого за 3 раздел 13 Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (2 ч) 4.1 Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической 1 подготовленности (по одному часу в начале учебного года). 4.2 Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической 1 подготовленности (по одному часу в конце учебного года). Итого за 4 раздел 2 Раздел 5. РХБ ЗАЩИТА. (2 ч) 5.1 Средства индивидуальной защиты. 1 5.2 Порядок надевания средств индивидуальной защиты органов дыхания. 1 Итого за 5 раздел 2 Раздел 6. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (4ч) 6.1 История развития стрелкового оружия. 6.2 Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип 1 работы автомата Калашникова. 6.3 Последовательность неполной разборки и сборки после неполной разборки АК-74. 1 6.4 Порядок снаряжения магазина АК. 1 Итого за 6 раздел 1 4 Раздел 7. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. (1ч) 7.1 Основы оказания первой медицинской помощи. 1 Итого за 7 раздел 1 Итого: Тематический план 7 класс Примерное распределение учебного материала: 28 34 2.2 Ориентирование по горизонту, азимуту. Работа с компасом. 1 Ориентирование в населенном пункте. 2.3 Ориентирование по местным предметам. Действия в случае 1 потери ориентировки. 2.4 Личная гигиена туриста, различных заболеваний. 2.5 Личное и групповое туристское снаряжение. Рюкзаки. Привалы 1 и ночлеги. Питание в туристском походе. 2.6 Вязание узлов: «простой проводник», «восьмерка», 1 «серединный австрийский проводник», «двойной проводник», «удавка», «булинь», «стремя». профилактика Итого за 2 раздел 1 6 Раздел 3. СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (11ч) 3.1 Строевая стойка (выполнение команд «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ»). Повороты на 1 месте. 3.2 Строевой и походный шаг: последовательность обучения движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с 1 обозначением шага на месте 3.3 Строевой и походный шаг: последовательность обучения 1 движению строевым шагом на четыре счета. 3.4 Повороты в движении. 1 3.5 Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. 1 29 3.6 Выход из строя и возвращение в строй по разделениям. 3.7 Выход из строя и возвращение в строй в комплексе. 3.8 Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и 1 размыкание отделения. 3.9 Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. 1 3.10 Действия в составе отделения на месте. 1 3.11 Действия в составе отделения в движении. 1 Итого за 3 раздел 11 1 1 Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (2 ч) 4.1 Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, ловкость посредством сдачи тестов физической 1 подготовленности (по одному часу в начале учебного года). 4.2 Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической 1 подготовленности (по одному часу в конце учебного года). Итого за 4 раздел 2 Раздел 5. РХБ ЗАЩИТА. (3 ч) 5.1 Средства индивидуальной защиты. 1 5.2 Порядок надевания общевойскового защитного комбинезона. 1 5.3 Приборы радиационной, химической разведки. 1 Итого за 5 раздел 3 Раздел 6. ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА. (8ч) 6.1 Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, 1 боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. 6.2 Последовательность неполной разборки и сборки АК-74. 1 Порядок снаряжения магазина АК. 6.3 Правила прицеливания и пневматической винтовки. 30 стрельбы из 1 6.4 Порядок выполнения упражнения по стрельбе. Изготовка для 1 стрельбы: требования и принципы. Разучивание изготовки для стрельбы: лежа, сидя и стоя. 6.5 Техника прицеливания. Нажим на спусковой крючок. Дыхание 1 при стрельбе. Разучивание выстрела. 6.6 Упражнение на дистанции 5 метров 8 выстрелами по круглой мишени. 1 6.7 Упражнение на дистанции 8 метров 8 выстрелами по круглой мишени. 1 6.8 Упражнение на дистанции 10 метров 8 выстрелами по круглой 1 мишени. Итого за 6 раздел 8 Раздел 7. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. (2ч) 7.1 Основы оказания первой медицинской помощи. Непрямой 1 массаж сердца. 7.2 31 Правила медицинской помощи при переломах. 1 32 Итого за 7 раздел Итого: Тематический план 8 класс Примерное распределение учебного материала: 32 2 34 33 33 34 34 35 35 36 36 37 3.1 Строевой и походный шаг: последовательность обучения 1 движению строевым шагом, тренировка в движении руками, с обозначением шага на месте, в движении строевым шагом на четыре счета. 3.2 Строевой и походный шаг: последовательность обучения 1 движению строевым шагом, тренировка в движении строевым шагом на два счета, в замедленном темпе (50—60 шагов в минуту), в уставном темпе (110—120 шагов в минуту). 3.3 Повороты в движении. 1 3.4 Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении: 1 3.5 Выход из строя и возвращение в строй по разделениям. 1 3.6 Выход из строя и возвращение в строй в комплексе. 1 3.7 Строевые приемы в движении в составе отделения: смыкание и 1 размыкание отделения. 3.8 Строевые приемы в движении в составе отделения: перестроение 1 отделения из одной шеренги в две и обратно. 3.9 Подготовка к смотру строя и песни: разучивание текста и мелодии. 1 3.10 Подготовка к смотру строя и песни: работа над ритмом. 1 3.11 Подготовка к смотру строя и песни: работа над слаженностью 1 пения и строевого шага. Итого за 3 раздел 11 Раздел 4. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (11ч) 4.1 Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, 1 ловкость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в начале учебного года). 4.2 Определение уровня физических качеств: выносливость, силовая 1 выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности (по одному часу в конце учебного года). 4.3 Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, 1 оценка величины отягощения. 4.4 Круговая тренировка общефизической направленности. 37 2 38 4.5 Круговая тренировка на развитие силы. 2 4.6 Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости. 2 38