Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 49 УТВЕРЖДАЮ Директор Е.Ю.Каримова________ Приказ № 76 от «30» августа 2024 г. ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2024/2025 учебный год Екатеринбург, 2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Пояснительная записка Годовой учебный план является одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы начального общего образования, основного общего, среднего общего образования. Учебный план составлен на основе следующих документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 3. Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 16.11.2022 № 993. 6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28. 7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2. 8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115. 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 02.02.2024 № 77121). 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77330). 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской 3 Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830). 12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331). 13. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 49. Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993.государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. В учебном плане школы отражены: все учебные предметы, недельное распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная нагрузка. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 4 федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. Количество часов на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не превышает величин недельной образовательной нагрузки. Обучение осуществляется по учебно-методическим комплексам, вошедших в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях. Предметная область «Русский язык и литература» включает в себя учебные предметы «Русский язык» и «Литература». Предусматривается изучение русского языка в 5 классе - 5 часов в неделю, литературы - 3 часа в неделю, в 6 классе изучение русского языка - 6 часов в неделю, литературы - 3 часа в неделю, в 7 классе изучение русского языка - 4 часа в неделю, литературы - 2 часа в неделю, в 8 классе – изучение русского языка – 3 часа в неделю, литературы – 2 часа в неделю, в 9 классе – изучение русского языка – 3 часа в неделю, литературы – 3 часа в неделю. Предметная область «Иностранные языки» включает в себя учебный предмет «Иностранный язык (английский)» по 3 часа в неделю в 5 – 9 классах. Предметная область «Математика и информатика» в 5 - 6 классах представлена учебным предметом «Математика» - 5 часов в неделю, в 7 - 9 классах включает разделы «Алгебра» - 3 часа в неделю, «Геометрия» - 2 часа в неделю, «Вероятность и статистика» - 1 час в неделю, которые преподаются в качестве самостоятельных учебных предметов и «Информатика» в 7 - 9 классах – 1 час в неделю. Предметная область «Общественно-научные предметы» в 5 - 9 классах включает в себя учебные предметы «История» - 2 часа в неделю, «Обществознание» по 1 часу в неделю в 6 - 9 классах, «География» - по 1 часу в неделю в 5 - 6 классах и по 2 часа в неделю в 7 - 8 классах. Предметная область «Естественно-научные предметы» включает изучение учебного предмета «Биология» по 1 часу в неделю в 5 – 7 классах, по 2 часа в неделю в 8 – 9 классах, предмета «Физика» в 7 - 8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю, «Химия» - по 2 часа в неделю в 8 - 9 классах. Предметная область «Искусство» предусматривает изучение учебных предметов «Музыка» в 5 – 8 классах по 1 час в неделю. «Изобразительное искусство» - 1 час в неделю в 5 - 7 классах. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом Труд (технология) по 2 часа в неделю в 5 - 7 классах – 1 час., 8 - 9 классы по 1 час в неделю. Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» включает в себя учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» по 1 часу в 8-9 классах. Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура». На изучение данного предмета отводится по 2 часа с 5-9 класс. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлена предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)» по 1 часу в неделю в 5-6 классах. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений представлена учебными курсами и курсами внеурочной деятельности. Учебные курсы: -«Инженерная графика» для обучающихся 5-6 классов из расчета один час в неделю (34 часа в год); -«ОБЗР» для обучающихся 5-х и 7-х классов из расчета один час в неделю (34 часа в год); - «Программирование» для обучающихся 7-х классов из расчета один час в неделю (34 часа в год); - «Русский язык-легко!» для обучающихся 8абг классов из расчета один час в неделю (34 часа в год); - «Решение математических задач» для обучающихся коррекционных классов 5д, 6г; - «НВП» для обучающихся 8в класса; - «Подготовка к итоговому собеседованию» для обучающихся 9-х классов. Промежуточная аттестация по итогам учебного года проводится с 05.05.2025 г. по 23.05.2025 г. без прекращения учебного процесса и предусматривает следующее: - 5 классы - проверка техники чтения, контрольная работа по математике, диктант по русскому языку, устная аттестация по билетам, собеседование, тестирование, защита исследовательских, творческих, проектных работ по одному предмету из части, формируемой участниками образовательных отношений; - 6 - 9 классы - контрольная работа по математике, диктант, устная аттестация по билетам, собеседование, тестирование, защита исследовательских, творческих, проектных работ по одному предмету из части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МБОУ СОШ № 49. Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей и календарным учебным графиком основного общего образования. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа. Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии – не более 10 учебных недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периода учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Продолжительность урока на уровне основного общего образования составляет 40 минут. Для классов, в которых обучаются дети с ОВЗ, – 40 минут. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. При реализации учебного плана количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализуется образовательной организацией за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта. Федеральный недельный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана: состав учебных предметов; недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам; максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы; план комплектования классов. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа – для 5 класса, 2,5 часа – для 6-8 классов, 3,5 часа – для 9-11 классов. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ООП ООО. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику; текущую и тематическую оценку; психолого-педагогическое наблюдение; внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. Внешняя оценка включает: государственная итоговая аттестация; всероссийские проверочные работы; независимую оценку качества образования1; мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней. В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. Организация и содержание оценочных процедур Формы оценки: для проверки читательской грамотности письменная работа на межпредметной основе; для проверки цифровой грамотности практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью; для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов. Каждый из перечисленных видов диагностики проводится с периодичностью не менее чем один раз в два года. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие). Выбор темы проекта осуществляется обучающимися. Результатом проекта является одна из следующих работ: Статья 95 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 48, ст. 8332). 1 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и другие); художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и других; материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; отчетные материалы по социальному проекту. Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта разрабатываются образовательной организацией в отдельном Положении. Проект оценивается по следующим критериям: сформированность познавательных универсальных учебных действий: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других; сформированность предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий; сформированность регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; сформированность коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. Предметные результаты освоения ООП ООО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Основным предметом оценки является способность к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, релевантных соответствующим направлениям функциональной грамотности. Для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность. Обобщённый критерий «знание и понимание» включает знание и понимание роли изучаемой области знания и (или) вида деятельности в различных контекстах, знание и понимание терминологии, понятий и идей, а также процедурных знаний или алгоритмов. Обобщённый критерий «применение» включает: использование изучаемого материала при решении учебных задач, различающихся сложностью предметного содержания, сочетанием универсальных познавательных действий и операций, степенью проработанности в учебном процессе; использование специфических для предмета способов действий и видов деятельности по получению нового знания, его интерпретации, применению и преобразованию при решении учебных задач/проблем, в том числе в ходе поисковой деятельности, учебно-исследовательской и учебно-проектной деятельности. Обобщённый критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретённых знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций. Оценка функциональной грамотности направлена на выявление способности обучающихся применять предметные знания и умения во внеучебной ситуации, в реальной жизни. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля. Особенности оценки по отдельному учебному предмету фиксируются в приложении к ООП ООО. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает: список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования и способов оценки (например, текущая (тематическая), устно (письменно), практика); требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (при необходимости с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); график контрольных мероприятий. Стартовая диагностика проводится администрацией образовательной организации с целью оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования. Стартовая диагностика проводится в начале 5 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями. Стартовая диагностика проводится педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность), и диагностической, способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся существующих проблем в обучении. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. В текущей оценке используется различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учётом особенностей учебного предмета. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса. Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету. Внутренний мониторинг представляет собой следующие процедуры: стартовая диагностика; оценка уровня достижения предметных и метапредметных результатов; оценка уровня функциональной грамотности; оценка уровня профессионального мастерства педагогического работника, осуществляемого на основе выполнения обучающимися проверочных работ, анализа посещенных уроков, анализа качества учебных заданий, предлагаемых педагогическим работником обучающимся. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета образовательной организации. Результаты внутреннего мониторинга являются основанием подготовки рекомендаций для текущей коррекции учебного процесса и его индивидуализации и (или) для повышения квалификации педагогического работника. Ученый план 2024/2025 Предметные области учебные предметы классы Русский язык и литература Иностранный язык М атематика и информатика 5 6 7 8 5а 5б 5в 5г 5д 6а 6б 6в 6г 7а 7б 7в 7г 8а 8б 8в 8г Русский язык 5 5 5 5 5 6 6 6 6 4 4 4 4 3 3 3 3 Литература 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 Иностранный язык (английский) 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 М атематика 5 5 5 5 5 5 5 5 5 Алгебра 3 3 3 3 3 3 3 3 Геометрия 2 2 2 2 2 2 2 2 Вероятность и статистика 1 1 1 1 1 1 1 1 Информатика 1 1 1 1 1 1 1 1 История России. Всеобщая история 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 География 1 1 1 1 1 Основы духовно-нравственной культуры народов России 1 1 1 1 Биология 1 1 1 1 Общественно-научные Введение в новейшую историю предметы России Обществознание Основы духовнонравственной культуры народов России Естественно-научные предметы Физика Химия М узыка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Труд (технология) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Итого 27 27 27 27 27 29 29 29 29 30 30 30 30 31 31 31 31 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 Инженерная г рафика 1 1 1 1 1 1 1 ОБЗР 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Искусство Технология Основы безопасности и Основы безопасности и защиты защиты Родины Родины Физическая культура Физическая культура 1 Прог раммирование Решение математических задач 1 1 Русский язык - лег ко! НВП Спортвные иг ры 1 1 1 Ученый план 2024/2025 Предметные областиучебные предметы классы Русский язык и литература Русский язык Литература Иностранные языкиИностранный язык (английский) Математика и информатика Общественнонаучные предметы Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История России. Всеобщая история Введение в новейшую историю России Обществознание География 9 9а 3 3 9б 3 3 9в 3 3 9г 3 3 3 3 3 3 3 2 1 1 2 3 2 1 1 2 3 2 1 1 2 3 2 1 1 2 0,5 0,5 0,5 0,5 1 2 1 2 1 2 1 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 3 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 32,5 0,5 0,5 33 32,5 0,5 0,5 33 32,5 0,5 0,5 33 32,5 0,5 0,5 33 Основы духовнонравственной Основы духовно-нравственной культуры культуры народов России народов России Естественнонаучные предметы Искусство Физика Химия Биология Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Технология Основы Основы безопасности и защиты безопасности и Родины защиты Родины Физическая Физическая культура культура Итого Часть, формируемая участниками Подготовка к итоговому собеседованию Максимально допустимая недельная нагрузка